1860 г. Апреля 11. У нас получено известие, что 20 числа приедет сюда великая княгиня Александра Петровна и пробудет три дня, вероятно для того, чтобы провести свои именины. Ректор и Александр Васильевич ещё не приехали из Москвы. Филиппов доставил печатный проект преобразований училищ Ректору, но до нас не доходил ещё. Елагин высылает мне разные пособия для жизни преосвящ. Тихона, но нового ничего нет. Любопытнее рассказ о. наместника об освидетельствовании мощей преосв. Тихона. Ему митрополит присылал когда-то донесение ризничего. Ноги и руки отделились у святителя, но телесность есть. Ризничий с Симеоном обложили хлопчатою бумагою и облекли одеждою. К чему это? Святость может быть и без нетления мощей. А если для народа это сделано, то зачем вводить в заблуждение? Может быть Антоний 102 думал, что ему поручат освидетельствование и тогда он отзовётся глухо. 1860 г. апреля 14. О. наместник посылал к Нижегородскому Владыке 103 записку Мельникова и получил такой ответ. Мельников известен как развратный человек; он, разорив скит, блудодействовал с скитницами, пил из башмаков своих любовниц, которых у него много и делал множество мерзостей. До Герцена дошло это и он угрожал вывести на свежую воду все его мерзости, если он не перестанет преследовать раскольников, так как всякий из них в тысячу раз честнее его. Вследствие этого он и составил записку в пользу раскольников. Преосв. Антоний видит в ней более пасквиль на своё духовенство. Нечто подобное, пишет он, включено было в отчёт министра внутренних дел и мне дано было знать чрез Синод. Донесли Государю, что одному священнику раскольники дали 1000 р., чтобы он не служил в первый день Пасхи. По следствию мужики показали, что они не дадут рубля попу ни за то, что он служит, ни за то, что не служит, ибо они не пойдут в церковь . Синод признал священника свободным от суда. Мой предшественник, пишет Антоний, слишком доверял Мельникову как чиновнику особых поручений при губернаторе, и он во зло употребил доверие. Распространять опровержение записки Мельникова считает преосв. Антоний не безопасным, чтобы не раздражать врагов. Митрополит, посвящая Александра Васильевича опирался на какой-то пример посвящения пожилого помещика во священники. Жена обер-прокурора в самый день посвящения А. Васильевич а написала мужу упрёк, что он её не уведомил. Тот отвечал, что он сам от неё первый узнал эту новость. В Успенском соборе, говорят, слышались возгласы: папа посвящает себе кардинала, иные говорили: митрополит себе преемника готовит.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Мне принесли от родственников старую толстую Библию – просто так ее было не найти Владыка советовал читать святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», другие духовные труды, давал мне книги из собственной превосходной библиотеки – в те времена невозможно было достать никакой святоотеческой литературы, не было даже Библии. Мне принесли от родственников старую толстую Библию – просто так ее было не найти. Архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), будущий митрополит Рукоположение Слава Богу, я поступил в семинарию. Проучился год, потом пошел к владыке Кириллу, нынешнему Святейшему Патриарху, и сказал: – Владыко святый, после университета мне сложно учиться в семинарии, меня это тянет вниз. Он меня понял и разрешил сразу после первого курса перейти в академию с условием, что я сдам самостоятельно все экзамены за курс семинарии. И я учился первый год в духовной академии и одновременно сдавал все экзамены за семинарский курс. В академии я понял и осознал слова владыки Кирилла о том, что единственный нормальный путь после ее окончания – это священство. Так я окончил академию в 1981 году со степенью кандидата богословия и подал прошение о рукоположении. К тому времени мой первый духовный наставник, владыка Антоний (Мельников), стал митрополитом Ленинградским и Новгородским, и он меня рукоположил в 1983 году в Никольском морском соборе. Отец Евгений с митрополитом Антонием Месяц я служил в соборе, и тут у меня появился второй духовный наставник – архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев; 1897–1986), блаженный старец-молитвенник. Я приходил в собор, и он учил меня служить, учил благоговению в алтаре, чтобы двигался я не в спешке, не в суете, а красиво, размеренно, благоговейно. Год мы с матушкой прожили в Ленинграде – меня взяли преподавать в академии общецерковную историю. Но жилья не было и не ожидалось, и мы с ней решили вернуться в Беларусь. Архиепископ Мелитон (Соловьев) Как митрополит Филарет отправился в Дом Правительства в полном архиерейском облачении

http://ruskline.ru/opp/2021/08/16/v_chem...

- Светские власти того времени тоже были заинтересованы в унии? - Насаждение Брестской унии, которой не желало абсолютное большинство духовенства, монашествующих и мирян Киевской митрополии, проходило при активном участии светских властей Речи Посполитой. Администрация короля Сигизмунда III, фанатичного католика и выученика иезуитов, при помощи неприкрытого насилия навязывала унию, сопротивление которой со стороны православных верующих Западной Руси было колоссальным. Сегодня Русскую Православную Церковь обвиняют в том, что она в 1946 году вместе с советской властью якобы участвовала в уничтожении униатской церкви. И хотя подобное утверждение далеко от действительности, но получается, что восторжествовала историческая справедливость: порожденная государственным насилием уния и сама закономерно стала жертвой аналогичного насилия со стороны государства. - А если посмотреть на Львовский Собор с точки зрения православных канонов? Решения Львовского Собора поддержало 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины - На Львовский Собор 1946 года гораздо справедливее смотреть не с позиций католического канонического права, а с точки зрения канонов Православной Церкви. Да, на Львовском Соборе не присутствовали греко-католические епископы (они были арестованы советскими властями), но была обширная группа духовенства, изъявившего намерение воссоединиться с Православной Церковью. Решения Собора поддержало 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины, а его каноничность была признана всеми Поместными Православными Церквями мира. Президиум Львовского Собора: отцы Антоний Пельвецький, Гавриил Костельник и Михаил Мельник Кстати, хотелось бы напомнить, что при заключении в 1646 году, спустя полвека после Брестского собора, еще одной унии - Ужгородской, в этой акции приняли участие 63 православных священника, но не было ни одного епископа. Однако применительно к этому случаю греко-католики почему-то не говорят о неканоничности данной акции. Из числа перешедших в Православие бывших униатских священнослужителей были рукоположены уже в Русской Православной Церкви епископ Станиславский Антоний (Пельвецкий) и Дрогобычский Михаил (Мельник), которые приняли участие во Львовском Соборе. На Соборе также присутствовали митрополит Киевский Иоанн (Соколов), епископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк), епископ Мукачевский и Ужгородский Нестор (Сидорук). То есть имеются все основания рассматривать Львовский Собор как полноценный православный Собор.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Когда я приступила к работе с архивом, то не могла и предположить, с какими интереснейшими материалами мне придется соприкоснуться. Оказывается, владыка писал прекрасные стихи, рисовал, делал зарисовки в письмах к своим друзьям. С молодых лет Константин (мирское имя владыки Питирима) выделялся среди своих однокурсников. Он был очень исполнительный, обязательный и ответственный. Работа над проповедями приносила ему много переживаний, и накануне их произнесения он почти не спал. Главными критиками его проповедей были его ближайшие друзья: Алексей Остапов (впоследствии протоиерей), Антоний (Мельников), иеродиакон, а впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский, и Гермоген Шиманский. К примеру, проповедь на день памяти святителя Алексия, которую он просил как можно безжалостнее покритиковать, перерабатывалась им с учетом замечаний неоднократно. Несколько вариантов одной только проповеди свидетельствует о колоссальной работе и ответственности, с которой владыка относился к произнесению слова Божия. В архиве хранится много читательских билетов. Он всегда занимался, и его друг Шиманский даже укорял его, что в прекрасную июльскую погоду он проводит время в Ленинской библиотеке. Их связывала очень трогательная дружба. Г.И. Шиманский был болен туберкулезом, и владыка очень переживал и старался как только можно облегчить его страдания: в летнее время собирал и сушил какие-то травы для него, отправлял ему в Киев. Разбирая в архиве переписку, невольно ловишь себя на мысли, насколько чисты и искренне были отношения между людьми. Сколько трогательных писем было получено архимандритом Питиримом в 1962 году по случаю кончины его мамы Ольги Васильевны. Причем большинство писем было написано собственноручно, а не на машинке с подписью-закорючкой. Авторы этих писем, в том числе и архиереи, словно вкладывали частичку своей души. Когда просматриваешь письма 1990-х годов, то видишь, как правило, лишь распечатку на компьютере. В числе корреспондентов владыки был почти весь епископат Русской Православной Церкви того времени: владыка Афанасий (Сахаров), владыка Сергий (Голубцов), владыка Николай (Могилевский), владыка Иосиф (Чернов), владыка Антоний (Мельников), владыка Пимен (Хмелевский), владыка Нестор (Анисимов), владыка Борис (Вик) и многие другие.

http://pravoslavie.ru/69011.html

митр. Антоний (Мельников) Автор книги – крупный учёный, юрист, знаток римского права, много работавший по вопросам землевладения в Римской Африке. Св. Киприан привлёк его внимание ещё в 50-х годах; он посвятил ему две статьи 1 , мысли которых в разработанном и дополненном виде и легли в основу этой книги. Книга поражает новизной и оригинальностью своих построений и выводов. Новизна и оригинальность не всегда, однако, являются порукой правильности мыслей и серьёзного желания увидеть, разглядеть с наивозможнейшей точностью события, о которых идёт речь. Концепция Соманя, в основном, следующая. Римское государство не преследует христиан; оно хочет жить с ними в мире, охотно приходит им на помощь и склонно видеть в христианстве новую опору для своей власти. Эта тенденция государства оправдана настроенностью преобладающей части христианского общества: христиане хотят мирного и согласного жития и с окружающим их языческим миром, и с государственной властью, требования которой совершать «римские обряды» и приносить жертву богам они спокойно выполняют, не видя в том никакого ущерба своей вере. Всё шло бы тихо и гладко, не будь некоторых епископов, непримиримо враждебных государству. UI тут на первом месте стоит св. Киприан. Это вовсе не тот человек, с которым нас познакомили Бенсон и Монсо 2 : епископ, всецело поглощённый заботой о Церкви и о своей пастве; это – политический деятель, революционер, страстно ненавидящий Рим, мечтающий создать «град Божий» – Церковь , которая подорвёт основы Римского государства и займёт его место. Он идейный вдохновитель туземных мятежников, восставших против Рима, готовый подать им и материальную помощь, если в ней возникнет нужда. Опорой этим ошеломляюще новым воззрениям служат трактат св. Киприана «De catholicae ecclesiae unitate» и его 62-е письмо. Упомянутый трактат, по словам Соманя, направлен против государства и его намерения «включить африканское христианство в систему Римского государства» (с. 86). Государство предлагает Церкви мир, но это мир мнимый, и Церковь должна его отвергнуть, ибо его сулит «враг» – император Деций, инспирированный самим диаволом. «Слова Киприана ие позволяют сомневаться, что он имеет в виду именно Деция» (с. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

В 1831 году некто Иван Яковлевич Каратаев, посетив преподобного Серафима, спросил его, не прикажет ли он сказать что-нибудь своему родному брату и другим родственникам в Курске (ибо Каратаев туда ехал)? Старец, указал на лики Спасителя и Божией Матери и с улыбкой сказал: «Вот мои родные, а для живых родных я уже живой мертвец» (1863. 201). Может показаться, что преподобный был равнодушен к своим родным. Но это не так. Однажды к нему заехали курские купцы после макарьевской ярмарки и спросили: «Что прикажете, батюшка, сказать вашему брату?» Старец ответил: «Скажите ему, что я молю о нем Господа и Пречистую Его Матерь день и ночь». Купцы пошли, а старец, подняв руки горе, в восторге повторил несколько раз: «Нет лучше монашеского жития, нет лучше монашеского жития!» (1863. 201–202). Январь В Саров для беседы с преподобным Серафимом приезжает строитель Высокогорской пустыни Антоний Медведев по случаю смущавших его помыслов о близкой кончине. Однако батюшка Серафим не подтвердил его опасений, а сказал, что «промысл Божий вверяет ему Лавру обширную»: «Не оставь сирот моих, когда дойдет до тебя время». И еще попросил: «Поминай родителей моих Исидора и Агафию» (Ан. 11). В подробностях эпизоды этой важной по своим дальнейшим последствиям встречи передает «Летопись»: «В январе 1831 года отец Антоний отправился к отцу Серафиму в Саров для совета по случаю сильно смущавших его неотвязчивых мыслей о смерти. Приехавши в Саров вечером и никуда не заходя, отец Антоний пошел прямо к келье отца Серафима. Не доходя до нее, встретил он некоторых из братии Саровской обители, которые сказали ему, что отец Серафим в монастырь не возвратился еще из своей пустыни. Было уже близ 5 часов вечера и темнело. Приехавший остановился в раздумье: идти ли ему куда или тут дожидаться? В это время стоявшие с ним братия, завидев издали грядущего старца, оповестили: “Вон отец Серафим идет”. Старец шел в обыкновенной своей одежде, с мешком за плечами, опираясь на топор. Отец Антоний тотчас подошел к нему и поклонился обычно. «Что ты?» – спросил его старец. «К вам, батюшка, со скорбной душой», – отвечал отец Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Антоний (Мельников), архимандрит, архиепископ. Антоний (Панкеев Василий Александрович; 1892–1938), священномученик, епископ. В 1923 г. рукоположен в обновленческого «епископа Херсонского». В 1924 г. принес покаяние, хиротонисан во епископа Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. Арестован и выслан в Харьков в конце 1924 г., вновь арестован в 1926 г., до 1929 г. в заключении. После лагеря отправлен в ссылку в Сибирь. С 1933 г. епископ Белгородский. Арестован в 1935 г., отправлен в лагерь. Расстрелян. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит. В 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского. В 1906–1907 гг. член Государственного совета. С 1914 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский. Член Св. Собора 1917–1918 гг., первый из трех кандидатов на Патриарший Престол. С 1917 г. митрополит. В 1918 г. избран митрополитом Киевским и Галицким. В 1918 г. арестован по распоряжению правительства С. В. Петлюры. До лета 1919 г. в заключении на территории Польши. В августе 1919 г. возвратился в Россию. В 1920 г. эмигрировал в Грецию. В сентябре 1920 г. по вызову генерала П. Н. Врангеля выехал в г. Севастополь. В октябре 1920 г. эмигрировал в Константинополь. Возглавил Высшее церковное управление за границей. С 1922 г. председатель Архиерейского Синода РПЦЗ. Скончался в г. Сремски-Карловцы, похоронен в Белграде. Антоний, Нижегородский епископ. Антоний, святой мученик Виленский. Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927), епископ, обновленческий «митрополит». В 1903 г. хиротонисан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1917 г. уволен на покой по болезни. В июле 1922 г. председатель обновленческого ВЦУ, назначен «архиепископом Крутицким», с августа 1922 г. «митрополит Московский», возглавил образованный им обновленческий «Союз церковного возрождения». В сентябре 1922 г. вышел из состава обновленческого ВЦУ и сделал заявление о прекращении «евхаристического общения» с «живоцерковниками». В октябре 1922 г. возглавил обновленческое ВЦУ в новом составе. В 1923 г. сложил с себя титул «митрополита», стал именоваться «епископом Союза церковного возрождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Марон Пустынник (IV) — преподобный. Подвизался в сирийской пустыне. Память празднуется 14 (27) февраля. О. Александр Воскресенский был настоятелем храма преп. Марона Пустынника с 1923 по 1930 г. Мартини Карло Мария — кардинал, архиепископ Милана. Матасова Екатерина Петровна — дочь директора лицея Цесаревича Николая. Матвеев Николай Васильевич (1909–1991) — регент храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Матрена Андреевна — служительница церкви. Маяковский Владимир Владимирович (1893–1930) — русский поэт. Мельников Анатолий (Толя) — см. Антоний (Мельников), митрополит. Мень Александр Вольфович (1935–1990) — протоиерей, богослов, духовный писатель. Служил в подмосковной Новой деревне под Пушкино. Зверски убит 11 сентября 1990 г. Металлов Василий Михайлович (1862–1926) — протоиерей, исследователь древнерусского церковного пения. Мефодий (ск. ок 885 г.) — равноапостольный, славянский первоучитель. Мечев Алексий (1859–1923) — подвижник благочестия, протоиерей храма Николы на Маросейке, старец, канонизирован в 2000 г. Мильтон Джон (1608–1674), английский поэт, публицист, политический деятель.  Михаил — афонский старец, погребенный в Таганроге Михаил — Нечаев М.В. Михаил Федорович Романов (1596–1645) — царь московский. Мицкевич Адам (1798–1855) — польский поэт. Мичурин Иван Владимирович (1855–1935), российский селекционер–практик. Миша — Нечаев М.В. Мишуков Федор Яковлевич — известный реставратор, мастер декоративно–прикладного искусства. Молотов Вячеслав Михайлович (1890–1986) — секретарь ЦК ВКП(б), государственный и общественный деятель сталинской эпохи. В 1930–41 председатель Совнаркома и Совета труда и обороны СССР. Морозов Михаил — протоиерей, настоятель церкви Троицы на Воробьевых горах. Похоронен на Даниловском кладбище. Мосин Сергей Иванович (1849–1902) — конструктор стрелкового оружия. Сконструированная им винтовка была на вооружении Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Мостовой Афанасий Трофимович — директор школы 617, похоронен на Немецком кладбище.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Марон Пустынник (IV) — преподобный. Подвизался в сирийской пустыне. Память празднуется 14 (27) февраля. О. Александр Воскресенский был настоятелем храма преп. Марона Пустынника с 1923 по 1930 г. Мартини Карло Мария — кардинал, архиепископ Милана. Матасова Екатерина Петровна — дочь директора лицея Цесаревича Николая. Матвеев Николай Васильевич (1909–1991) — регент храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Матрена Андреевна — служительница церкви. Маяковский Владимир Владимирович (1893–1930) — русский поэт. Мельников Анатолий (Толя) — см. Антоний (Мельников), митрополит. Мень Александр Вольфович (1935–1990) — протоиерей, богослов, духовный писатель. Служил в подмосковной Новой деревне под Пушкино. Зверски убит 11 сентября 1990 г. Металлов Василий Михайлович (1862–1926) — протоиерей, исследователь древнерусского церковного пения. Мефодий (ск. ок 885 г.) — равноапостольный, славянский первоучитель. Мечев Алексий (1859–1923) — подвижник благочестия, протоиерей храма Николы на Маросейке, старец, канонизирован в 2000 г. Мильтон Джон (1608–1674), английский поэт, публицист, политический деятель. Михаил — афонский старец, погребенный в Таганроге Михаил — Нечаев М.В. Михаил Федорович Романов (1596–1645) — царь московский. Мицкевич Адам (1798–1855) — польский поэт. Мичурин Иван Владимирович (1855–1935), российский селекционер–практик. Миша — Нечаев М.В. Мишуков Федор Яковлевич — известный реставратор, мастер декоративно–прикладного искусства. Молотов Вячеслав Михайлович (1890–1986) — секретарь ЦК ВКП(б), государственный и общественный деятель сталинской эпохи. В 1930–41 председатель Совнаркома и Совета труда и обороны СССР. Морозов Михаил — протоиерей, настоятель церкви Троицы на Воробьевых горах. Похоронен на Даниловском кладбище. Мосин Сергей Иванович (1849–1902) — конструктор стрелкового оружия. Сконструированная им винтовка была на вооружении Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Мостовой Афанасий Трофимович — директор школы 617, похоронен на Немецком кладбище.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Лит.: Сербинович К. С. Ист. сведения о жизни прп. Евфросинии, княжны Полоцкой, с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар полоцкой Спасской обители. СПб., 1841; Ключевский. Древнерусские жития. С. 262; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 176-179; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 130-134; Голубинский. История РЦ. Т. 1/2. С. 597-601; он же. Канонизация святых. С. 223-233; Поселянин Е. Прп. Евфросиния, кнж. Полоцкая. СПб., 1910, 1996; Титов Ф. И., прот. Прп. Евфросиния, княжна Полоцкая: Ист. справка к предстоящему перенесению мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк. К., 1910; Антоний (Мельников), архиеп. Прп. Евфросиния Полоцкая//БТ. М., 1972. Сб. 9. С. 5-14; Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой//СККДР. Вып. 1. С. 147-148; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 315-316; Орлов В. А. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1992; Серёгина Н. С. Песнопения рус. святым. СПб., 1994. С. 122-133, 340-349; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - хранитель всея вселенная: История создания и воссоздания креста прп. Евфросинии, игум. полоцкой. Минск, 1996; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.)/Пер. с нем. СПб., 1996. С. 239-240; Шалина И. А. Богоматерь Эфесская - Полоцкая - Корсунская - Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотворной иконы//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 200-236; Мельников А. А. Прп. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1997; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 41, 127; Мон-рь у ц. Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь с древности до наших дней. Минск, 2000; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культ., торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2001 (по указ.); Клосс Б. М. Евфросиния Полоцкая (1104-1173): Преподобная, основательница 2 монастырей//Ист. лексикон: История в лицах и событиях V-XIII в. М., 2006. Кн. 1. С. 479-484; Евфросиния Полоцкая. Минск, 2007; Монастырь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь от древности до наших дней. Минск, 2007. С. 3-34, 56, 75, 76.

http://pravenc.ru/text/187879.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010