п. Ни одного не встретил, который бы, выслушавши, глубоко задумался, потом молвил: «желаю послужить славе Божией и спасению братий, не знающих еще пути спасения». А вот такого именно нужно. И такой прежде всего должен быть смиренным рабом Божиим, с свежею душой, отличными умственными способностями, крепкою волею, чистым сердцем, но не замечающим ничего этого у себя, а считающим себя неключимым рабом Божиим», - писал святитель . Итак, пример святителя Николая показывает, каким может и должен быть настоящий миссионер. Образованность, дар речи и сила воли миссионера должны дополняться в нем любовью к пасомым, мягкостью и, - что особенно важно, - смирением. А громадный успех апостольской проповеди святого позволяет надеяться, что принципы, положенные им в основу миссионерской деятельности, сохраняют свою востребованность и сегодня. Рейтинг: 9.6 Голосов: 126 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Цит. по книге Николай-до. Спб., Библиополис, 2001. Стр. 68, 76, 122-123. Православный благовестник, 1905, т. 1, стр. 289-290. Иаков Стамулис. Восточно-православное богословие миссии сегодня. Гл. 5. Взгляд в прошлое: восточно-азиатские миссии.//Православная миссия сегодня. Спб., Апостольский город, 1999. Цит. по Который заключался в т. ч. в том, что избрание священнослужителей производилось всегда соборно. Архимандрит Сергий (Страгородский). На Дальнем Востоке. Письма японского миссионера. Арзамас, 1897. Стр. 119-121. Цит. по: Архиепископ Антоний (Мельников). Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай//Богословские труды, сб. 14. М., издание Московской патриархии, 1975. С. 5-61. Архимандрит Николай. Воззвание Японской духовной миссии к Русской Церкви.//Миссионер, 1876, стр. 169. Архимандрит Сергий (Страгородский). На Дальнем Востоке…Стр. 177-178. А. Казим-Бек. Апостол Японии архиепископ Николай (Касаткин)//ЖМП, 1960, стр. 43-58. Архиепископ Антоний (Мельников). Ук. соч., стр. 14.. Шрейдер Д.И. Япония и японцы. СПб., 1895. Стр. 565. Дневники св. Николая Японского. Токио, издательство Хоккайдского университета, 1994. С. 210-211 (запись от 23 января (4 февраля) 1882 г). Православный благовестник, 1908, с. 331-333. Настоятельная нужда в сотрудниках для Японской миссии. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/1576.html

После первой мировой войны Австро-Венгрия, как известно, распалась и Галиция была присоединена к Польше, получившей самостоятельность. Однако здесь Греко-католическая Церковь оказалась в еще более трудном положении: буржуазному польскому правительству не нравилась ее обособленность, таившая в себе идею национального возрождения и воссоединения с Православием. Поэтому она сразу же подпала под различные ограничения и подверглась усиленной латинизации. Среди духовенства и интеллигенции усилилась борьба двух течений – русофильского и латинофильского. На стороне первого в это время выступил молодой священник, профессор Львовской Богословской Академии отец Гавриил Костельник, он впервые остро поставил вопрос о церковной неполноценности и внутреннем бессилии унии. В силу своей искусственности уния не могла служить делу соединения Церквей и как без благодатное человеческое предприятие должна была разрушиться. Это произошло, как мы знаем, после второй мировой войны, когда Галиция территориально воссоединилась с Советским Союзом. Я не буду напоминать о позиции униатского епископата в период фашистской оккупации Львова и Галиции, потому что история уже произнесла над ним свой приговор. Скажу только, что в трудных обстоятельствах того времени тяготение верующего народа Галиции к Матери – Русской Православной Церкви оказалось сильнее националистических настроений. По окончании войны во Львове сразу же возникла Инициативная группа, в состав которой вошли: отец Гавриил Костельник, отец Антоний Пельвецкий и отец Михаил Мельник. Несмотря на сопротивление латинофильской партии и на террор бандеровцев, угрожавших смертью сторонникам воссоединения, им удалось привлечь на свою сторону большинство униатских священников. Первая группа из них была воссоединена 22 февраля 1946 года в Киево-Печерской Лавре. Тогда же отец Антоний Пельвецкий, приняв монашество, был хиротонисан во епископа Станиславского, а отец Михаил Мельник – во епископа Самборо-Дрогобычского. Вопрос о воссоединении с Православием всей Греко-католической Церкви Галиции мог быть решен только Собором духовенства и мирян, который и состоялся при участии двух новых епископов во Львове 8–10 марта 1946 года. После обсуждения ряда докладов Собор духовенства и мирян Греко-католической Церкви единогласно решил упразднить унию, отойти от Рима и возвратиться в Русскую Православную Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архиепископ Антоний (Мельников) Содержание Глава I. Перед подвигом Глава II. Подвиг Глава III. Завершение     Последняя канонизация в Русской Православной Церкви совершилась в 1970 году. Канонизован архиепископ Николай Японский (в миру Иван Димитриевич Касаткин), смоленский уроженец, скончавшийся в Японии 3 февраля 1912 года. При канонизации за свою миссионерскую деятельность в этой стране он получил наименование равноапостольного- одно из высочайших духовных наименований. Самые эти факты имеют глубокое значение: казалось бы, во второй половине XX века умаляется вера, но ясным светом загорается новая звезда на церковном небосклоне, свидетельствуя о непрерывности возрастания Церкви как Царства Божиего. Самое же наименование святого «равноапостольным» говорит об этой непрекращающейся связи современной Церкви с первохристианской, апостольской. Нам привычно представление об апостольстве в плане историческом как о явлении, уже завершившем в мире свое дело. Между тем апостольство – прежде всего явление духа, одна из форм святости. Святость едина, но многообразна. Она всегда – стяжание Духа Святого, по словам преподобного Серафима Саровского в беседе с Н. А. Мотовиловым, но путей этого стяжания много; чтобы выйти из узкоисторических рамок, нам надо понять самую духовную природу апостольства. Оно открывается нам в Евангелии и посланиях святого апостола Павла. Господь Иисус Христос избрал из Своих многочисленных учеников сначала 12, потом 70 апостолов. Большинство из них были простыми, необразованными галилейскими рыбаками, но были среди них и мытари, был врач и художник – будущий евангелист Лука. Но у всех этих избранников при разнице их характеров и социального положения было одно общее и непременное, сказанное Христа святым апостолом Петром: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» ( Мф. 19, 27 ). Эти люди еще не были святы, они и после избрания и падали, и занимались местническими спорами, и отрекались, как сам Петр, и даже могли духовно погибнуть, как Иуда, но их избранию предшествовал их выбор: оставаться в прежней жизни или оставить все прежнее и дорогое и идти за Христом, оставить рыбацкую сеть в день самого богатого улова, а не в день скудости. Призвание этих галилейских рыбаков подробнее всего рассказано у святого евангелиста Луки. Симон, напрасно трудившийся с товарищами всю ночь, по слову Христа, закидывает сеть, и «они поймали великое множестве рыбы, и даже сеть у них прорывалась». Это было богатство для них и для их семей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

" От Матфея святого Евангелия чтение " , - привычно подсказывает начетчица, а священник ей вторит, предвкушая: ну, погоди у меня! " Во время оно " , - звучит старушечий голосок. И тут ликующий пастырь, сложив комбинацию из трех пальцев, тычет в подсказчицу и кричит ей: " Вот тебе " во время оно " ! Вот тебе " во время оно " ! " А затем торжественно возглашает: " Рече Господь ученикам Своим... " Владыка был весьма требователен к своему архиерейскому " гардеробу " . В его покоях висело несколько десятков роскошных облачений - на каждый праздник - разных цветов. То же можно сказать о митрах, клобуках, панагиях. На это владыка средств не жалел: что-то покупалось у наследников почивших священнослужителей, что-то приобреталось за границей. Владыка не раз говорил: " После моей смерти все, что принадлежит мне как архиерею, - передать Церкви. И лишь остальное - родственникам " . После кончины владыки (1978 год) на Ленинградскую кафедру был перемещен из Белоруссии митрополит Антоний (Мельников) (скончался в 1986 году). Мне довелось наблюдать его в быту и невольно сравнивать его линию поведения с жизнью его предшественника. Упоминания о митрополите Антонии полезны для контраста, чтобы рельефнее " вылепить " образ владыки Никодима. Однажды делегация во главе с митрополитом Никодимом находилась в США. В одном из городов (возможно, Сан-Франциско) владыка увидел в витрине антикварного магазина большое напрестольное Евангелие, выставленное на продажу. Выяснилось, что это Евангелие было когда-то вывезено с Валаама и, проделав долгий путь, оказалось на тихоокеанском побережье. Владыка решил спасти святыню и вернуть ее на родину. Все представительские, суточные и прочие средства были собраны по кругу, Евангелие было выкуплено и, по прибытии в Ленинград, владыка передал его в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. В параллель: Будучи в Австралии на конференции ВСЦ " Миссия и евангелизация " , митрополит Антоний (Мельников), преемник владыки Никодима по Ленинградской кафедре, свободное время посвящал визитам в антикварные магазины. На представительские деньги были приобретены фарфоровые статуэтки для личной коллекции. Они были бережно уложены в митрополичий клобук и обернуты наметкой, после чего клобук с " пастушками " был уложен в один из чемоданов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

20 Силуан находился тогда под арестом: это и называется здесь «искушением»; поэтому же Анастатис и называет его „юзником». 21 Вот какую рекомендацию дает своему «архиепископу», т.е. Савватию и его духовному Совету, раскольнический епископ! Безумною волею Духовного совета Анастасий называет его самостоятельные распоряжения без сношения и соборного совещания с епископами, против чего и восстали некоторые из лжеепископов, подстрекаемые Щвецовым. Это и суть «соперники» Духовного Совета. 22 У Антония Шутова был и еще поставщик подобного рода мощей – некий инок Мисаил. Он два раза ездил в Палестину и привозил оттуда немалое количество собранных там костей, за которые Антоний щедро платил ему. Мисаил умер недавно, года два назад. И все жаловался, что Антоний не заплатил ему 2000 р. долга за мощи. Если так велик был долг, то можно судить, сколько переплатил ему Антоний и сколько мнимых мощей получил и распространил! 23 Все христианство верует, что небесный мир снесен на землю Христом Спасителем, как возвестили и ангелы при Его рождении, но, по словам же раскольнического лжеепископа, в его епархию, должно быть, лишенную привнесенного Христом небесного мира, принесли этот мир два брата Мельниковы! О, кощунствующий лжеепископ! 24 Конечно, называя православную церковь «помойной лоханью» и «мерзостью», Мельниковы превзошли, если не себя, то ожидания всех разумных и честных людей; но ожидания разных Анастасиев едва ли превзошли. Кстати, подумал бы Анастасий, что если и он вместе с Мельниковыми признает православную церковь «помойной лоханью» и «мерзостью», то ведь его предки почти два столетия из этой «лохани» принимали беглых попов и потом приняли беглого митрополита, от которого и сам он мнится иметь хиротонию. 25 Если так ругаются над служителями православной церкви сами раскольнические епископы, то можно ли удивляться возмутительной брани раскольнических «мальчишек» (говоря языком г-на адвоката). 26 Вот – невольное признание самого лжеепископа, что среди старообрядцев его паствы существуют большие сомнения относительно раскола и есть расположение к православной церкви. Да и можно ли удивляться этому, когда австрийские лжеепископы и лжепопы служат свои литургии на «трупах некрещенных черкес»!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Слева направо: Петр Иванович Деревянко, Петр Викторович Гнедич, иеромонах Сергий (Голубцов), Константин Владимирович Нечаев, иеродиакон Антоний (Мельников), Гермоген Иванович Шиманский, Алексей Сергеевич Буевский Среди поступивших в 1945 году двадцати девяти студентов я был самым юным. Это был третий набор в духовные школы. Первый набор осуществили после встречи трех митрополитов у Сталина в 1943 году (на первый курс были зачислены Гнедич, протоиерей Викторов; следующий курс - будущий владыка Ленинг радский и Новгородский Антоний (Мельников), отец Иоанн Сорокин, Иванов и другие). А мы - третий курс: Алексей Буевский, Гермоген Шиманский, Костя Нечаев... Сразу надо было отправляться домой: взять демисезонное и зимнее пальто, постельные принадлежности. А билетов на поезд нет. Я даже к начальнику ходил, а он: «Ничем вам помочь не могу». Тогда происходило передвижение войск с Запада на Восток (продолжалась война с Японией). И я, «голова два уха», сел без билета на очень невыгодный «экспресс Москва - Тбилиси (он останавливался только в областных городах). И едучи между вагонами, почувствовал, что меня ждет погибель: ритмическое постукивание колес усыпляло, стоял конец сентября и было прохладненько, я чувствовал, что коченею и засыпаю. В Туле я пересел на поезд, который останавливался чаще. Мне повезло: я нашел место на подножке у двери. Но в какой-то момент неожиданно дверь открылась и - бум! - в мой чемодан ударила ногой проводница, я лечу вниз, сделав сальто-мортале, мои ноги оказались всего в нескольких сантиметрах от колес, коленки были разбиты в кровь. Как-то все же я добрался до Харькова, а из Харькова доехал до Лебедина прямым поездом. Вот, представляете, насколько враг хитер и коварен: «Ах, ты поступил? Ну, я задам тебе жару»... Какие меня ждали искушения после поступления в духовную школу! Съездил я в Лебедин, взял все необходимое и благополучно вернулся по билету в Москву. В 1945 Богословский институт еще располагался в Новодевичьем монастыре в Москве. Когда в 1946 году открыли лавру, нас, учащихся, пригласили на богомолье и для угощенья. В ужасных условиях послевоенного кризиса недалеко от лавры в маленьком ресторанчике нас потчевали черной и красной икрой (что тогда можно было только во сне увидеть счастливым людям!) за счет Элеоноры Рузвельт, благотворительницы лавры. Супруга американского президента возглавляла комитет ООН по правам человека. Она пожертвовала большую сумму американских долларов на восстановление Троице-Сергиевой лавры. Когда лавра была отреставрирована, туда в 1948 году перевели нашу духовную школу. Так до 1948 года я проучился в Новодевичьем монастыре и год - в лавре. Пребывание в лавре - время незабываемое.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Большой вклад в формирование «Б. т.» как научно-богословского издания внесли своими статьями Успенский (18 ст.), митр. Антоний (Мельников), архиепископы Михаил (Мудьюгин) и Михаил (Чуб) , архимандриты Августин (Никитин) и Макарий (Веретенников) , игум. Андроник (Трубачёв) , прот. Ливерий Воронов , проф. МДА К. Е. Скурат , В. А. Никитин и др. Работы по Свящ. Писанию и библеистике, публиковавшиеся с 1-го выпуска, подразделяются на 2 направления. В одних статьях авторы органично сочетают академическое богословие с духовным назиданием, имеющим целью показать связь между св. Евангелием и совр. жизнью христианина: митр. Антоний (Мельников) «Из Евангельской истории» 6), еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) , ст. к-рого «Евангельские образы» представляет собой дневник размышлений над Евангелиями от Марка 16, 17) и от Луки 21). В др. работах авторы выступают преимущественно как исследователи текста. Таковы публикации в 14 секретаря Патриаршей и Синодальной библейской комиссии К. И. Логачёва: «Критические издания текстов Священного Писания как представители рукописного материала», «К вопросу об улучшении русского перевода Нового Завета» (предложены уточненные переводы ряда слов НЗ), «Актуальные проблемы русского перевода Священного Писания» (совместно с прот. Владимиром Сорокиным ; резюмирует основные выводы, сделанные Русской библейской комиссией 1915-1927 гг.), ст. еп. Василия (Богдашевского) «Критические этюды по Новому Завету» 31), обзорная статья прот. Александра Меня «К истории русской православной библеистики» 28) и др. Экзегетические исследования, представленные в «Б. т.», касаются в основном новозаветных текстов и посвящены как книгам в целом (свящ. Василий Строганов ««Мехи новые» Четвертого Евангелия», сб. МДА), так и их отдельным главам и стихам. К этой же тематике относятся историко-экзегетический очерк прот. М. Сперанского «Святой апостол и евангелист Матфей» 3) и ст. М. С. Иванова «Вера: уверенность, доверие, верность» (сб. МДА), посвященная сопоставлению значений слова «вера» в древнеевр. и греч. языках.

http://pravenc.ru/text/149565.html

Петр Сабов были убиты советскими военнослужащими. После убийства Мукачевского греко-католического еп. Теодора (Ромжи) правосл. архиереи Станиславской, Дрогобычской и Мукачевской епархии, епископы Антоний (Пельвецкий) , Михаил (Мельник) и Нестор (Сидорук), в янв. 1948 г. обратились к Первому секретарю ЦК КП(б) Украины Н. С. Хрущёву с письмом, в к-ром осудили тактику борьбы с греко-католиками. Возможно, это письмо послужило поводом к тому, что 3 июня 1948 г. еп. Нестор (Сидорук) был перемещен на Курскую кафедру. Управление М. и У. е. было передано архиеп. Львовскому и Тернопольскому Макарию (Оксиюку) . В отчете за 1948 г., поданном в Патриархию, он указал, что после освобождения Закарпатья от венг. оккупантов количество правосл. приходов увеличивалось в основном за счет присоединения к Православию бывших униатских приходов. В кон. 1944 г. в Православие перешло 27 греко-католич. приходов, в 1945 г.- 39, в 1947 г.- 5 приходов и монастырь на Чернечьей горе в Мукачеве, в 1948 г.- 23 прихода. В приходах священники вели учет церковных средств по кассовым книгам, вводились инвентарные и материальные книги. В 1948 г. были случаи, когда финансовые органы облагали священников слишком высокими подоходными налогами. Материально-бытовые условия жизни приходского духовенства в 1948 г. по сравнению с предыдущими годами ухудшились. Главным источником содержания приходского духовенства были земельные наделы, которыми не все духовенство было обеспечено. Кроме того, были добровольные пожертвования от верующих натуральными продуктами. 28 авг. 1948 г., на праздник Успения Пресв. Богородицы, в Свято-Николаевском мон-ре в Мукачеве богослужение совершили архиеп. Львовский, Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский Макарий, еп. Станиславский и Коломыйский Антоний (Пельвецкий) и еп. Дрогобычский и Самборский Михаил (Мельник). Кроме того, в Мукачево прибыли инициатор созыва Львовского Собора протопресв. Гавриил Костельник и еще 40 священников. В 1948 г. архиеп. Макарий создал миссионерский комитет при Епархиальном управлении.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

митрополит Антоний (Мельников) С IV века тяга к христианству всё усиливается. В Церковь приходят люди разных сословий и разного культурного уровня: знать и рабы, люди, стоявшие «в просвещении с веком наравне», и полуграмотные простецы. За малым исключением, люди эти знают о христианстве очень мало, а то и вовсе ничего. Церковь в лице своих священников, позже диаконов, берет на себя обязанность ознакомить этих людей со Священным Писанием, христианскими догматами и христианской нравственностью. Обучение велось устно; учеников «оглашали»; от греческого слова χατηχω («обучать с голоса», «оглашать»), они назывались «катехуменами» (наше – «оглашенные»). Никакого определенного метода в деле обучения не было: всё зависело от педагогического такта и уменья учителя. Пестрый состав аудитории и частая многочисленность ее еще более затрудняли дело преподавания, особенно, если сам преподаватель не обладал большим опытом. Испытывая такие затруднения, скромный карфагенский диакон Деогратий обратился в 400 году к Блаженному Августину , уже знаменитому богослову и учителю Церкви, с просьбой наставить его в деле обучения людей, которые приходят креститься, но о христианской вере еще ничего не знают. Августин ответил небольшим трактатом «De rudibus catechizandis» («Об обучении оглашаемых»). Книжечке этой принадлежит одно из почтеннейших мест в мировой педагогической литературе: для своего времени она была неслыханной новостью, настоящим педагогическим откровением. И для наших дней советы африканского епископа не утратили своей силы и значения; их неумирающая ценность – в умных и высоких требованиях, предъявленных и к учителю, и ко всему стилю преподавания, которое обязательно должно соединяться с нравственным воспитанием. Уже это было новостью. Римская школа воспитанием не занималась: это дело семьи. Именно она, опираясь на семейные традиции и на авторитет старших – отца, матери, родственников, вырабатывала в юноше характер и внушала те чувства и мысли, которым надлежало стать руководством и опорой всей жизни. В семье учили жертвовать своими интересами ради государства, отдавать свою жизнь за свободу и честь родной страны, чтить ее законы, беречь достоинство и честь своей семьи и своего рода. Об этом воспитании рассказывает Цицерон, а по словам Плиния Младшего, и в I веке в империи оно было таким же, по крайней мере, в италийских провинциальных (в нашем смысле) семьях того круга, который имел в виду Плиний.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

После рождения сына-первенца сразу приехал в Никольское. – Ух, Сашка приехал, радостный какой – никак сына родил? Ну, рассказывай. Какого числа? – о. Савватий уже листает церковный календарь.– Как будем называть? Антон? Какой еще Антон? Чехов? Антоний! То Чехов был Антон. Это сокращенное, светское имя, а вот Антоний – другое дело: Антоний Великий , Антоний Печерский. Ну слава Богу! Все благополучно? Пеленки, распашонки, бумажки-какашки... Ха-ха – вот теперь поймешь, что такое отцом быть да на руках носить- нянчить. Так-так... А там второго... И пошло-поехало... А? – смеется батюшка, веселится. А у меня в голове один вопрос – когда крестить. – Подожди крестить... Крестят обычно на сороковой день. Но ты видишь зима какая. Что ж мы дитя морозить будем? Пусть потеплеет – там и покрестим. По весне уж и покрестим, Бог даст. – Достаточно будет одного крестного, – наставляет батюшка. – Возьми кого-то из своих близких: брата двоюродного, троюродного, а крестной нам не надо. Мы и без бабы справимся... А то будет потом «кума меня с ума свела...» Для крещения мальчика достаточно одного крестного, а для девочки – одной крестной. Так в старые времена и было. Это сейчас понавыдумывали – кум, кума. Да и вообще, слово это нехорошее... Крестил о. Савватий сына в начале лета. Перед Таинством вынес золотой крестик: – Вот крестик, чтоб не окислялся, не раздражал кожу, а цепочку как-нибудь сами потом купите... после совершеннолетия. А пока на ниточке простенькой, лучше серебряной, наденете, и будет младенец всегда с крестом. Да смотрите не снимайте, когда купать будете, или в больницу детскую на прививку, или еще зачем поедете. Что на кресте написано? – Иисус Назорей Царь Иудейский... – А на обратной стороне? – Спаси и сохрани! – Крест и спасает, и сохраняет! Только к телу – он ведь нательный – он должен прилегать. Не на футболке или рубахе, как украшение, а к телу. После крещения, благословляя на дорогу, дает батюшка и денег: – На вот, купишь от меня в подарок сыну что-нибудь. Только не пустую вещь, не безделицу, а что-то полезное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010