Мелисс Самосский IX 24; I 16; IX 25 Мелисса, см. Лисида Менандр (ок. 343–291), знаменитый афинский комедиограф V36, 79; ср. Ук. ист. Менандр, киник по прозвищу Дуб, поклонник Гомера, ученик Диогена Синопского VI 84 Менедем Эретрийский II 125–144; I 16, 19; II 60, 105; IV 33; VI 91; VII 166; ср. Ук. ист. Менедем (киник) VI 102–105; IV 54; VI 95, 102 Менекей, адресат трех писем Эпикура X 29, 121а, 122–135 Менексен, младший сын Сократа II 26 Менипп VI 99–101;VI 95, соим. VI 101, ср. Ук. ист. Менодор, любимец Евгама IV 30, 31 Менодора, рабыня Ликона V 73 Менодот (III в.), историк из Перинфа, идентифицируется с М. Самосским, описывавшим достопримечательности Самоса. См. Ук. ист. Менодот (II в. н. э.), врач эмпирической школы и философ из Никомедии, скептик IX 116 Менон, предводитель греков-наемников у Кира Младшего, предавшийся впоследствии Тиссаферну, персонаж одноименного диалога Платона II 50 Ментор Вифинский, ученик Карнеада, затем его оппонент IV 63, 64 Мерей, брат и опекун академика Аркесилая IV 28, 29, 43 Мерид, предшественник Пифагора, считается открывателем геометрии VIII 11 Металл, отец Ихтия II 112 Метон, отец (или дед) Эмпедокла, политический деятель Акраганта VIII 51, 52, 72 Метродор Лампсакский, друг Анаксагора, толкователь Гомера. См. Ук. ист. Метродор Лампсакский (331–278), ученик и друг Эпикура X 6, 7, 18, 21–24; ср. Ук. ист. Метродор Скепсийский (II–I вв.), ученик Карнеада, учитель красноречия на Родосе и в Афинах, служил Митридату Понтийскому, где прослыл ненавистником римлян V 84 Метродор Хиосский (IV в.), ученик Демокрита скептического толка, автор сочинения о предыстории Трои IX 58 Метродор Теоретик (конец IV в.), ученик Феофраста, а затем последователь мегарской школы II 113 Метродор, отец эпикурейца Аристотеля V 53 Метродор, последователь Эпикура, перешедший впоследствии к Карнеаду X 9 Метрокл IV 94–95; II 102; VI 96; ср. Ук. ист. Мидий, варвар-цирюльник II 30 Мидий, меняла VI 42 Мидон, считается отцом Архелая II 16 Микиф из Сипаллета, лицо неустановленное VII 12

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

К несчастью, никакое «типологизирование» не может обойтись без упрощения. Необходимо помнить, что современник Ансельма Гаунило написал пространное опровержение «онтологического доказательства», а Гегель и после Канта нашел в этом доказательстве положительный смысл. Истории всегда свойственно противоречить самой себе, в чем и лежит ее подвижная сущность – ее «диалектика». И все же ясно, что для средневекового мышления Ансельм – выражение всеобщей нормы, Гаунило – исключение. Столь же ясно, что при обсуждении проблемы бытия новоевропейский тип мышления реализовался в философии Канта с большей чистотой и резкостью, чем в философии Гегеля, силившейся вобрать в себя мыслительное содержание предыдущих историко-философских эпох. Поэтому контраст остается чрезвычайно важным. Весомость процитированного места из «Критики чистого разума» тем больше, что в нем Кант разделывается не только со средневековой традицией, но отчасти и с античными первоистоками европейского философствования. Кенигсбергский философ не заметил, что в числе его оппонентов – не одни схоласты. Уже в текстах досократиков бытие неизменно выступает как совершенство в самом изначальном смысле слова: как свершенность, завершенность внутренней формы, восполненность до некоей «целокупности». Это общее место архаической греческой мысли выражено, между прочим, в словах Мелисса (середина V в. до н. э.) о том, что сущее необходимым образом «полно» 79 . Представление о бытии как самозамкнутой и уравновешенной в себе полноте было с почти маниакальной остротой пережито элеатами и затем прочно удержано греческой мыслью на всех ее главных путях. Пусть одни понимают сущее как атом, а другие – как идею, но и атом Демокрита есть сущее лишь постольку, поскольку он целокупен и завершен в присущей ему устроенности 80 , и идея Платона есть «истинно сущее» ( τ ντως öv) постольку, поскольку она – совершенный образ (« εδος»). Дурное, неустроенное, безобразное и бесструктурное, как бы сопротивление хаоса устрояющей его бытийственной форме, есть на языке платонической мысли «меон» ( τμ öv), то есть " не-сущее».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

19 ⎤]: 1. Это что касается священнодействий в честь богов. Теперь же изучим происхождение религий, чтобы открыть, кем и в какие времена они были установлены. 2. Дидим 335 в тех книгах, которые называются Разъяснения Пиндара, сообщил, что Мелиссей был тем царем критян, чьими дочерями являлись Амалфея и Мелисса, вскормившие Юпитера козьим молоком и медом, 3. что он ввел новые обряды и пышность священнодействий и первым принес жертвы богам, а именно Весте, как именовалась Земля (отчего поэт и говорит, [что Эней призвал] «первую между бессмертных – Землю» 336 ), а впоследствии и Матери богов. 4. Евгемер же в Священной истории говорит, что сам Юпитер, после того как получил власть, установил во многих местах храмы в свою честь. В самом деле, обходя круг земель, он, чтобы его почитали в каждом месте, соединял себя с правителями народов узами дружбы и гостеприимства. Чтобы память об этом сохранялась, он повелел, чтобы союзники его строили в его честь святилища и отмечали ежегодные праздники. Таким образом он и распространил по всем землям культ своего имени. 5 . Определить, когда же те правители жили, не составляет большого труда. Веда Талл написал в своей Истории, что Бел, царь ассирийцев, которого почитают вавилоняне и которому Сатурн был современником и другом, жил за 322 года до Троянской войны, а прошло от падения Трои 1470 лет. 6. Отсюда становится ясным, что прошло не больше, чем 1800 лет от того момента, когда в результате установления новых культов богов человеческий род впал в заблуждение. 20 ⎥]: 1. Итак, справедливо поэты говорят, будто ушел «золотой век», существовавший в правление Сатурна. Ведь тогда не поклонялись никаким богам, но знали одного только Бога. 2. После же того, как люди подчинили себя земным и тленным богам, поклоняясь дереву, меди или камню, произошла смена веков вплоть до «железного». 3. Ибо, когда исчезло знание [истинного] Бога и когда оборвалась единственная связующая нить человеческой общности, люди стали грабить друг друга, разбойничать и убивать. 4. Но если бы они подняли глаза вверх и увидели Бога, Который выпрямил их для созерцания неба и Самого Себя, они никогда бы не превратили себя в рабов и невольников почитания земных вещей. Глупость этих людей серьезно порицает Лукреций, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

Между Титаном и Сатурном при дележе возник спор из-за Критской страны, так как каждый из них желал воцариться в Крите. Но так как мать Гея, бывшая еще в живых, а также и сестры более сочувствовали Сатурну, то Титан, старший брат, видя это, добровольно уступил Критское царство Сатурну, однако с тем условием, чтобы он не оставлял после себя ни одного сына, который мог бы быть наследником царства, ибо наследование царства должно перейти к его (Титановым) сыновьям. Сатурн, храня заключенный с братом договор, поедал всех рождавшихся у него сыновей и оставлял в живых одних только дочерей. Женою его была родная его сестра, вышеупомянутая Опис, которая также именуется Реей и Кивели. Эта жена, а вместе и сестра Сатурна, когда родила близнецов мужского и женского пола, скрыла дитя мужского пола и не показала его отцу. Имя его было по-гречески Зевс, или Дий, а по-римски – Юпитер, или Иовис. Имя же дитяти женского пола было – Юнона, она же и Ира. Когда потом Сатурну открылась эта тайна и он требовал, чтобы ему был дан сын для съедения (смотри, каковы эти басни!), то мать, повив пеленами камень величиною с отрока, дала ему вместо сына, и Сатурн, не рассматривая, тотчас проглотил повитый пеленами камень, полагая, что съел сына. Сын же его тайно воспитывался и отдан был Куретам, или жрецам Коривантам, которые служили тимпанами и кимвалами своим скверным богам. Они пребывали на пустынной горе Иде. Среди них были Амалопея и Мелисса – две дочери древнейшего критского царя Мелиссона. Они-то и приняли младенца и питали его козьим молоком и медом. Баснословят и о том, будо бы пчелы сами мед в уста Диевы носили. Кориванты же, когда младенец плакал, ударяли в тимпаны и играли на кимвалах, чтобы Сатурн не услышал плача младенца, ибо они считали богом Сатурна и полагали, что он слышал самые отдаленные голоса. Потом Опис родила Нептуна и также воспитала его тайно от мужа. Затем она родила Плутона вместе с дочерью Главкой – дочь она показала мужу, а сына скрыла и тайно воспитала. Когда сии дети пришли в возраст, то увидел их Титан и разгневался на брата Сатурна за то, что он не сохранил заключенного с ним завета. Он собрал своих сыновей, пошел войною, пленил его вместе с сестрою и запер обоих в каменных стенах. Но Дий, соединившись со своими братьями, победил сыновей Титана и освободил из заточения отца с матерью. На том месте, на котором Дий с братьями победил сыновей Титана, от крови последних, обагрившей землю, родились люди – Гиганты, то есть Велетны, возраст которых как дубы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Космология Алкмеона, 198. – Два курса преподавания у Пифагора, 199. – Форма светил и объяснение затмений в школе Пифагора, 200. – Физиологические взгляды Алкмеона, ощущения, 204. – Происхождение человека, 206. – Гл. IX: Парменид Элейский: I. Истина и мнение. Положение, занимаемое Парменидом; его реализм, 210. – Идеализм, как результат впервые основанной Парменидом теории познания, 212. – II. Дуализм Парменидовой физики. Ее пифагорейский характер, 218. – Две формы бытия, 219. – Происхождение мира, 221. – III. Космология. Сопоставление с мнениями Пифагора, Ксенофана и Анаксимандра, 222. – «Венцы» Парменида, 224. – Научные успехи, 226. – IV. Элементы пифагореизма в системе Парменида. «Ананке» и мифологические олицетворения. 229. – Теория света: сопоставление с Эмпедоклом и Филолаем, 239. – Гл. X: Зенон из Элеи. Значение его диалектики с точки зрения истории математики, 235. – Значение отрицания Зеноном множественности, 237. – Отрицание Зеноном множественности направлено против понятия точки у пифагорейцев, 238. – Аргументы Зенона по Евдему и Симплицию, 240. – Новое объяснение аргументов против движения, 245. – Зенон остается на конкретной почве, как и Парменид, 248. – Успехи Зенонова учения, 250. – Гл. XI: Мелисс Самосский. Мелисс, автор трансцендентального монизма, обыкновенно приписываемого всей элейской школе, 252. – Причины недостаточно высокой оценки Мелисса, 254. – Опровержение критики Аристотеля, 256. – Мелисс не знал ни Анаксагора, ни Эмпедокла, ни атомистов, 258. – Мелис не физик, 261. – Гл. XII: Анаксагор из Клазомен. I. Анаксагор, как человек и ученый. Характер Анаксагора, 263. – Научные труды, приписываемые Анаксагору, 264. – Астрономия Анаксагора, 266. – II. Теория материи. Различение материи и причины движения, 269. – Бесконечная делимость материи и неразложимость ее на составные части. 271. – III. Критика теории материи Анаксагора. Ее ценность, 273. – Современная Кантовская форма теории материи Анаксагора, 274. – Новое объяснение некоторых отрывков, 278.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Желая сохранить свое потомство, Рея, родив Зевса (Юпитера), скрыла его тайно от преследования отца в Крите на горе Дакии или Иде; здесь он был воспитываем и оберегаем куретами; нимфа Адрастея и Иды, дочери Мелисса (медового человека), питали его молоком козы Амалфеи и медом, приносимым с гор (Ср.: Любкер. Указ. соч. С. 1032). По Диодору Сицилийскому, Дионисий Аммоний, устанавливавший везде оракулы, назначает Юпитера (Зевса) царем Египта и научает его культуре. Удаление Аммония к бессмертным делает Юпитера царем всего мира (Diodori Bibliotheca historica, ex rec. Dindorf. Lib. III. Cap. 60. P. 418). По тому же Диодору, Зевс (Юпитер) царствовал 120 лет в Италии, владея Западом; он имел сыновей и много дочерей от прекрасных римских женщин; в предчувствии смерти, он повелел труп свой похоронить на о. Крите, где его дети и устроили ему храмы (Diodori Bibliotheca historica. Т. II. Lib. 6. P. 104–105). 1453 Cicero. Op. cit. III, 23: «Древнейший Аполлон тот, который родился от Вулкана и сделан стражем афинян, другой – рожденный на Крите... третий – которого считают прибывшим из гиперборейских Дельфов». 1454 (Египтяне почитают): «во-вторых, Изиду в городе Бизириде; в этом городе находится большой храм Изиды» (Herodoti Historiarum. L. IX, ed. Dietsch. Lipsiae, 1883. V. 1, 1–2, § 59). По Страбону, Бизирид – египетский город в провинции Бизиридской, находится вблизи Фароса (Strabonis. Geographia, ed. Cramer. Berolini, 1855. V. II. Lib. 17. C. 19. P. 358). 1455 Strabo. Op. cit. L. IX. C. 12. P. 416: «...потом – город Элевсин, в котором храм Деметры (=Цереры) Элевсинской и мистическая смоква, устроенная Иктином» 1456 Diod. Biblioth. Op. cit. Lib. III. Cap. 619. P. 310 sqq. Кронос (Сатурн), сын Урана, сочетался с сестрой Реей и родил сына Дия; прогнанный сыном из Крита, он господствовал над Сицилией и Ливией, затем над Италией, где устроил сплоченное царство, доходящее до Запада. По всем сторожевым и высоким местам он устроил акрополи, которые от него и получили название Κρνια (Saturnalia). – Ovidii Nasonis Fastorum. Lib. VI, rec. Mercelii. Lipsiae, 1865. «Здесь я вспоминаю Сатурна, воспринятого землей, прогнанного Юпитером из небесных царств, отчего долго и у народа оставалось имя Сатурналия, страна называлась также и Лациумом, так как бог скрылся (latente deo – V. 235–238). Там, где теперь Рим, процветал непроходимый лес, за немногие дни он превратился в пастбище ягнят – век, называемый Яникулевым» (V. 243–246). 1457 Aurelias Victor. Orig. gent. Roman, (заимствовано у Le Nourry. Op. cit. P. 570): «Первым, думают, пришел в Италию Сатурн... Такая тогда у древних людей существовала простота, что приходившие к ним чужестранцы, отличавшиеся разумением и мудростью и содействовавшие устроению образа жизни и совершенствованию нравов, – чем их предки пренебрегали, – не только сами признавались произведенными небом и землей, но утвердили это мнение и в последующих поколениях, как и самого Сатурна называли сыном земли и неба».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Продажа деревцев, в небольших размерах, начала практиковаться с осени 1889 года. Небольшая часть древесного питомника, временно пока еще, занята картофелем, посаженным под плуг, грядами лекарственных и ароматических трав, многолетним луком и клубникой. Лекарственные и ароматические растения разводятся ради научного ознакомления в небольших количествах; в настоящее время здесь находятся следующие растения: алтей, бораго, вейкрута, горчица, иссок, лаванда, ложечная трава, мак, ноготки, майоран, кориандр, тимиан, укроп, чабер, цитрок-мелисса, шалфей, кресс, лен, хрустальная трава, базилик. Многолетний лук (лук песчаный allium fistulosum) разведен в семинарии из семян, свободно зимует у нас в грунту и рано весною, когда еще кое-где лежит снег, дает уже сбор листьев, довольно любимых воспитанниками, свободно пользующимися ими. Клубника посажена на 10 грядах, ею свободно пользуются воспитанники 3-го класса, остающиеся на летние курсы. Новый участок земли более 1 десятины, на шоссейном обрезе представляет собою несколько частей, смотря по времени разработки. Два участка, по 400 кв. саж., заняты картофелем, посаженным под плуг; один занят посевом многолетних трав (для сухих почв), произведенным еще в 1899 году, наконец, последние два участка засеяны клевером и тимофеевой травой под покровом овса, посев этот произведен был весною сего года; прекрасно взошедший овес летом скошен был на сено, a клевер и тимофеева трава оставлены для дальнейшего развития. Таким образом практические занятия по садоводству и огородничеству, смотря по отраслям, происходят на разных участках. Большинство их, как должно было видеть, к сожалению, не имеет еще хорошей ограды и отличается почвой, требующей сильного и соответственного удобрения. Поэтому для дальнейшего развития дела садоводства и огородничества необходимо заняться устройством заборов и удобрением почвы. Настоящему успешному ведению работ по садоводству и огородничеству помогает наличность разных садовых орудий и инструментов, хранимых в особо устроенном для этой цели сарае; в этом capae каждый инструмент находится на известном, раз ему отведенном, месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Твердый источник гласит об Анаксимандре (А 9): " По его учению, возникновение вещей происходит не от качественного изменения стихии (элемента), но вследствие того, что выделяются противоположности по причине вечного движения " . " Противоположности же суть теплое и холодное, сухое и влажное и проч. " . Аристотель (в том же фрагменте) прямо говорит, что все, кто учил об едином, должны были учить о появлении из него противоположностей; и среди них он упоминает Анаксимандра, Анаксагора, Эмпедокла. " Из единого выделяются заключающиеся в нем противоположности: так говорит Анаксимандр " (А 16). У Эмпедокла (А 28), стихии, в которых состоит мир, " всегда должны совершать движение попеременно в противоположном направлении, то соединяясь Любовью, то разделяясь Враждой " , так что каждая вещь, в сущности, есть то, что Гераклит назвал лирой; это лира, где каждый раз по–разному Любовь и Вражда натягивают струны бытия. По Эмпедоклу, существует четыре элемента, но в природе они так совпали один с другим, что ни одного из них нельзя взять в руки отдельно от другого (А 34). Таким образом весь Эмпедокл есть сплошное учение о совпадении противоположностей под влиянием взаимопронизывающихся космических принципов Любви и Вражды, см., например, В 17 ст. 35, или А 41: " Во время господства Любви все становится единым и образует бескачественный шар, в котором более не сохраняется своеобразия ни огня, ни какого–либо из прочих [элементов], так как каждый из элементов теряет здесь свой собственный вид " . То же самое можно сказать и о пифагорейском учении о совпадении беспредельного и предельного в числе у Филолая (В 2) и об элеатском учении о совпадении бытия и мышления у Парменида (В 8 ст. 35) или единого и всего у элеатов вообще (31 А 29), единого и сущего у Парменида, Зенона и Мелисса (28 А 28, 29 А 15, 21; 82 В 1), единства и множества у Зенона (А 13): " Единое и многое – одно и то же " . См. также Диогена Аполлонийского В 2: " Все существующее есть изменение одного и того же и [таким образом] тождественно " . У Мусея читаем А 4: " Из единого все, и в то же самое оно и разрешится " . Даже принципиальные сторонники множественности атомисты не избегли учения о совпадении множества в единстве (30 А 5): " Демокрит говорит, что и вода, и воздух, и каждая из многих [вещей], будучи одним и тем же, различается [только] фигурой " .

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

262. Поэтому " бытие Бога как особой субстанции я отрицаю " , – Appelation, S. 217. " Я совершенно не могу приписать Ему возможное только для меня чувственное понятие существования " , ebend., S. 220. Срав. такие же соображения Фейербаха, Wesen d. Christenthums, S. 273-274. Критического разбора подобные соображения, разумеется, не требуют, потому что слишком уж ясно проглядывает в них претензия на всеведущее познание бытия благодаря вопиющему смешению условий человеческого познания с природой бытия. 164 Buchner, Der Gottes-Begriff und dessen Bedeutung in der Gegenwart, Leipz., 1874, S. 45-46. 165 Tim. op., t. II, p. 204: " τον ποιητην και πατερα τουδε του παντος ευρειν τε εργον και ευροντα εις παντας αδυνατον λεγειν " 166 Платон смотрел на эту болезнь неверия как на самое обычное выражение юношеского недомыслия и потому не придавал ей никакого значения. В X книге Законов, Op., t II, р. 443, он обращается к неверующему юноше с таким увещанием: " Ты еще юноша, и с течением времени многие суждения, которые теперь кажутся тебе верными, ты еще переменишь и установишь противоположные суждения: повремени же пока быть судьею в решении самых важных вопросов – не ты один и не друзья твои первые и в первый раз имеете такое мнение о богах, но и всегда находилось более или менее значительное количество людей, одержимых той же болезнью; и вот я, обращаясь со многими из них, желал бы сказать тебе, что никто еще из тех людей, которые в юности своей держались этого мнения о богах, что будто их нет, не дожил до старости, оставаясь при своем юношеском размышлении " . 167 Сенека, epist. 88, насмешливо замечал об академиках, что они ввели новое знание о том, что ничего не знают – academici novam induxenmt scientiam nihil scire. У Лактанция же (divinuum institut, lib. III, cap. 14) сделано замечание, что, кроме этого знания, они ничему и не учат, academia niful docet, nisi ut scias, te nihil scire. 168 Диоген Лаэрт., De vitis philosoph., IX, 24, сообщает мнение элейца Мелисса, что о богах совсем не следует рассуждать человеку, потому что никакое познание о них совершенно невозможно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Никто не предупредил меня о том, что мне предстоит пережить. Поэтому я думала, что со мной что-то не так. Мне было стыдно. Я продолжала напоминать себе, как мне повезло, что я вообще осталась в живых. В то время множество людей, как и моя подруга Мелисса, погибли. Но все равно я просыпалась по утрам такой грустной и потерянной, что едва могла дышать. Иногда я даже мечтала снова заболеть. В больнице все были такими же, как я. А здесь, среди здоровых, я чувствовала себя чужой. Когда я болела, все было проще. Когда смотришь в глаза смерти, то думаешь только о том, что действительно имеет значение. Я клялась, что если выживу, то это будет не напрасно. Значит, моя жизнь должна быть осмысленной, полной приключений, интересной. Но как ее такой сделать? Мне 27 лет, у меня нет работы, партнера и планов на будущее. Теперь у меня нет протоколов лечения и инструкций после выписки, которые позволили бы мне двигаться вперед. Письма от незнакомцев Но у меня был почтовый ящик, полный писем от незнакомцев. Несколько лет люди со всего мира читали мою колонку и отвечали мне комментариями, сообщениями и письмами. Они были разные. Например, мне несколько раз советовали лечить рак с помощью эфирных масел. Однажды спросили, какой у меня размер груди. Но чаще всего мне писали люди, которые понимали, через что я прошла. Девочка-подросток из Флориды, которая, как и я, завершила курс химиотерапии и написала мне сообщение, состоящее в основном из смайликов. Профессор истории искусств из Огайо по имени Говард, который провел большую часть своей жизни, борясь с редкой болезнью. Заключенный в камере смертников в Техасе, который не болел ни дня в своей жизни и делает 1000 отжиманий каждое утро. Но он сравнил мой диагноз со своей одиночной камерой. «Я знаю, что у нас разные ситуации, — писал он мне, — но угроза смерти живет в нас». В первые недели и месяцы моего выздоровления эти незнакомцы и их слова указали мне путь. Люди разных профессий, с разным опытом, говорили одно и то же: вы можете стать заложником худшего, что когда-либо случалось с вами, и провести в печали оставшиеся дни или просто идти вперед.

http://pravmir.ru/mne-pisali-podrostki-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010