Замечательна надпись сей иконы, что точно такая же послана была в дар Царю Алексею Михайловичу Теймуразом I; но где она находится теперь в Москве, неизвестно. Память великого Леона ознаменовалась в соборе Алавердском еще богатой иконой Николая Чудотворца и наперстным крестом с мощами, которые также принес с собой из Иерусалима и постоянно имел при себе в течение пятидесятилетнего своего царствования, озарившего лучом славы Кахетию и Палестину. Икальто и Шуамта Мы спешили оставить собор Алавердский, потому что уже вечерело, и провели ночь в Икальто, селении князей Макаевых, из дома коих был Митрополит Иоанн Бодбель. По давнему обычаю страны, гостеприимный хозяин, в лучшей своей одежде и на лучшем коне, проводил нас на следующее утро в соседний монастырь Икальтский, место погребения его предков. Положение обители весьма живописно, на лесистых холмах; только недавно обновил ее старец Митрополит ради памяти Св. Зинона, одного из Сирийских отцов, ее основавшего и в ней почившего. Некогда славилась она своей ученостью, многолюдством братии, ибо тут устроил свое знаменитое училище духовник Царя Давида Возобновителя, игумен Арсений, который сам был в Палестине, собрал все жития святых Грузинских и для многих составил службы. Около его обители основалось по окрестным горам до шестидесяти малых скитов церквей, коих остатки еще видны в лесах, и даже сохранилась народная пословица: «В Икальто шестьдесят церквей без одной». Развалины обширного училища Арсениева, отколе вышли многие светильники Церкви Грузинской, просиявшей и на святой горе Афонской, доселе видны на дворе монастырском. Соборный храм невелик, но приятного зодчества и современен Св. Зинону; празднует же нерукотворному образу Спасову, ибо сию икону принес из Сирии один из тринадцати отцов, Св. Антоний Марткопский, хотя с тех пор не сохранилась самая икона, но списки ее повторяются во всех почти церквах Грузии, по глубокому к ней уважению народа. С благоговением поклонился я гробу святого основателя Зинона, житие коего нам не сохранилось, равно как и житие его сподвижников Иосифа Алавердского и Стефана Хирского; но храмы их служат живой летописью их деяний вместе с исцелениями, доселе истекающими от их раки, потому что одна только проповедь блаженных отцов утвердила Христианство в сих некогда диких пределах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Иоанна Зедазнийский монастырь в Душетском уезде. Иоанно-Зедазнийский необщежительный монастырь расположен в 42 в. от уездного города Душета и в 30 – от Тифлиса. Содержится эта обитель главный образом на проценты, получаемые с капитала, 10 тыс. рублей, пожертвованного монастырю горийским епископом Александром. Управление игуменское. Иоанно-Крестительская пустынь в Тифлисском уезде. Эта необщежительная пустынь находится в 30 вер. от Тифлиса и управляется викарным горийским епископом. Квабтахевский Успенский монастырь в Горийском уезде. Эта необщежительная обитель находится в 31 в. от уездного города Гори и в 50 вер. от Тифлиса. Она основана в XI веке известным грузинским царем Давидом III Возобновителем, но впоследствии долгое время оставалась в запустении. В 1849 году жители Карталинии и князь Тарханов обратились с просьбой восстановить обитель и ее древний Успенский храм. Ходатайство было удовлетворено, и обитель возобновлена. Управляет ею архимандрит. Кобенский Успенский монастырь в Тифлисском уезде. Кобенская общежительная обитель находится близ посада Коджоры. Она учреждена по определению Св. Синода от 24 октября –3 ноября 1903 г. Храм освящен в честь Успения Богоматери. Марткопский Св. Антония монастырь в Тифлисском уезде. Верстах в 30 от Тифлиса и в 5 в. от селения Марткопи, среди предгорий, в живописной местности, находится причисленный к экзаршему дому монастырь Св. Антония, игравший большую роль в историческом и духовном развитии православной Грузии. Он издревле служил предметом особенно глубокого почитания православного грузинского народа, стекавшегося туда на богомолье обыкновенно два раза в год: 15 августа в день Успения Пресвятой Богородицы, в честь которой был главный храм монастыря, и 19 января в день памяти Св. Антония – основателя обители. Основание Марткопского монастыря относится к половине V в. н. э. Св. Антоний, один из 13 сирийских отцов, пришедших в Грузию для утверждения христианства в 445 году, избрал эту местность для своих духовных подвигов. Отсюда свет его добродетелей озарял новообращенный народ грузинский. Строго подвижническая жизнь Св. Антония, сопровождаемая чудесами и исцелениями, привлекала к нему много учеников, для которых он устроял обитель, с храмом во имя Спасителя. Невдалеке от развалин этого храма крутой и узкий вход ведет на высокий утес, где им же создан высокий «столп» или башня, а в ней другой малый храм. Здесь св. угодник провел последние 15 лет своей жизни, за которые в воспоминаниях церкви остался с наименованием столпника.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Итак, Грузия стала великим православным царством. Сознание того, что их страна есть удел Самой Девы Марии, укрепляло души и сердца грузин в радости непоколебимой Христовой веры. В V веке великий и славный царь Вахтанг I добился независимости Грузинской Православной Церкви, но все же еще какое-то время епископы присылались сюда из Антиохии. Царь Парсман VI, находившийся под покровительством византийского императора Юстиниана I , сделал следующий шаг: по разрешению императора и восточных патриархов иверские епископы стали сами выбирать себе католикосов. И это всегда уже был грузин, часто из родовитых дворян, князей и представителей царствующего Дома. Все они хорошо знали состояние и нужды своей Церкви. Греки, назначавшиеся до этого из Антиохии, не знали ни народа Иверии, ни языка. Было даже время, когда в молодые годы Вахтанга I персы завоевали некоторые грузинские области, хотя и ненадолго, – зороастрийские маги бродили по горам Кавказа и старались отвратить народ от Христовой веры. Слава Богу, царь Вахтанг, собравшись с силами, изгнал персов вместе с их магами вон. Наступил VI век. Иверскому католикосу (напомним, что так назывался в Грузии патриарх), пребывавшему во Мцхете, однажды явился Ангел Божий и привел его в сильное изумление. «Вот идет Господень раб Иоанн с учениками своими, – сказал он. – Идет не на время, а для того, чтобы слиться с твоим народом. Они идут по стопам святой Нины, но уже не насаждать, а укреплять веру Христову». Католикоса звали Евлалий (Евлавий). Ангел велел ему выйти на дорогу. «Встреть их со всем радушием, ибо они посланы Самой Богородицей», – сказал Ангел. Облачившись в ризы, Евлалий собрал свой клир и вышел на дорогу. Долго он ждал, вглядываясь в даль. Наконец показалась как бы небольшая толпа нищих, запыленных, босых, в порванных одеяниях, но в куколях с крестами на голове, по обычаю сирских иноков. Это был святой Иоанн Зедазнийский, келейник его диакон Илия и двенадцать учеников его. А эти двенадцать были: преподобный Шио Мгвимский, образец слез и плача христианского, крепость Грузинского царства; преподобный Давид Гареджийский, блистающий жемчуг святости; преподобный Антоний Марткопский, многосветлое солнце постничества; преподобный Исе (Иессей) Цилканский, сосуд всесвятой любви и непорочности; преподобный Иосиф Алавердский, вожделенный цвет девственности; преподобный Стефан Хирсский, исполненный духовной силы и Божественного ведения; преподобный Авив Некресский, украшение святомученичества; преподобный Пирр Бретский, благоухающий небесный цвет плача; преподобный Зенон Икальтский, столп всепобеждающего послушания; преподобный Михаил Улумбийский, ревнитель Христовой правды; преподобный Исидор Самтавийский, цветущий вертоград всех добродетелей, и преподобный Фаддей (Тате) Мамебский, образец всякого воздержания Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3) Антоний, поселившийся на лесистой горе Марткопской, получившей от его уединения и название Марткопи, уединенной. Долго живя в неизвестности, охотниками оленей найден он в горах, подвизающимся на столпе и питающимся молоком оленей. – На этом месте построена потом церковь ; а на место его столпа воздвигнут в память Святого столп на весьма крутой горе, теперь приходящий в развалины. Церковь Иверская совершает память его 19 Генваря и 16 Августа с великим торжеством и при многочисленном стечении народа, даже из Армян и других иноверцев; до 1760 года жили там пустынники, истребленные в последствие нападениями Лезгин 4) Давид был основателем пустыни Гареджийской получившей название от его подвигов 39 и славной до 1780 года числом подвизавшихся, богатством, пещерами иссечёнными в каменной скале руками монашествующих и множеством церквей Пустыня сия прославлена многими чудотворцами, между коими замечательны Лукиан и Додо ученики Св. Давида. Память Святого празднуется в четверток 7 недели после Пасхи. 5) Исе или Иессей, против воли рукоположенный в Епископа Цилканского, по просьбе царя Парсмана III. – Силе чудес его приписывается проведение воды из реки Ксани на поля Цилканския по начертанным следам пастырского жезла его. Славный высокою святостью, чудотворец сей окончил мирно в Цилкане земную жизнь свою. Преставление его воспоминается Грузинскою церковью 2 Декабря 6) Иосиф, проповедуя веру Христову жителям Восточной Кахетии далеко в ущельях посеял семена Евангелия, скоро, впрочем, подавленные невежеством горцев. Не терпя никаких остатков суеверия и язычества, сей Святой муж предстательствовал у царя и Католикоса об умножении церквей и о ревности к чистоте веры. Память его празднуется 14-го Сентября. Мощи его почивают в огромном храме Алавердском, из всех обширнейшем в Грузии, построенном еще при жизни его во имя Св. Великомученика и Победоносца Георгия 40 . 7) Шио, по месту нахождения и по образу жизни, названный Анахорет, прославленный чудесами и глубочайшим смирением. Живя в пещере, им самим высеченной в скале он питаем был голубицею, доставлявшей к его пещере пищу. Обстоятельство это побудило вельможу Евагрия обратиться к пустыннику с просьбою о принятии и его в уединение. Принятый вельможа по просьбе Святого построил церковь во имя Божией Матери, и основал пустыню, которая заключала некогда множество пустынножителей. Кости сего Святого долго показывались верующим, сами собою исходящими из глубины пещеры, в которой он подвизался. Такое действие дивного Бога церковь воспевает и доныне. Но во время нападения Персов при Шах-Аббасе на Иверии они были изъяты с своего места и перенесены в Персию. Впрочем, пораженные страхом многообразных видений, и моровою язвою, беспрерывно у них свирепствовавшею, Персы с честью и дарами возвратили останки Святого опять в Грузию 41 . Память его празднуется в четверток Сыропустной недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Ваши родители сразу приняли ваш выбор монашеского пути? — В монахини меня постригал сам Святейший. Родители мои сначала были против и очень переживали, но, по молитвам Святейшего и отца Гавриила, они приняли мой выбор. Моя мама как-то раз приехала ко мне в монастырь накануне праздника Богоявления Господня. Мне очень хотелось в этот праздник помолиться на службе в храме, но мне дали послушание побыть с больной монахиней в онкологии. Я стала у неё отпрашиваться ненадолго на службу, и она меня, конечно, отпустила. Я поспешила в монастырь, чтобы успеть на праздничную литургию, но по дороге стала переживать, что не исполняю послушания и бросила больную. Я вернулась назад в больницу и почувствовала утешение и уверенность, что поступила правильно. К своему огромному изумлению, вернувшись после исполненного послушания в обитель, я узнала, что моя мама на этот праздник впервые исповедалась и причастилась. Так Господь утешил меня, словно сказал мне: «Ты неси свое послушание, а все остальное сделаю Я Сам». — Матушка, расскажите, пожалуйста, о том, как вы стали игуменьей. — После Самтавро нас с матушкой Феодорой и матушкой Елизаветой перевели в село Марткопи, одно из самых древних селений Кавказа. В Марткопи много исторических памятников, которые можно встретить даже во дворах местных жителей, например, многовековые башни. В этих местах в VI веке подвизался святой Антоний Марткопский, один из основателей грузинского монашества. Его прозвали Марткопским из-за любви к уединению: в переводе с грузинского «марто мкопи» означает «находящийся в одиночестве». Последние 15 лет своей жизни он подвизался на столпе, и после смерти святого на его гробнице произошли многочисленные исцеления. Здесь мы строили церковь в честь святого Георгия. Мы были молодыми девушками, и нам приходилось очень нелегко. Святой Георгий очень помогал — почти все благодетели, которые нас поддерживали, носили имя Георгий. Ну, все знают, кто строит церкви — это в первую очередь святые.      Я стала игуменией Иверского монастыря в Марткопи в 27 лет. Это было для меня совершенной неожиданностью: Святейший не предупредил меня заранее, и я этого совсем не ожидала.

http://pravoslavie.ru/102426.html

Это трогательное предание, вещественному свидетельству которого до сей поры поклоняется православная Грузия, повествует о великом святом Грузинской Церкви, одном из родоначальников грузинского монашества – преподобном Давиде Гареджийском. Преподобный Давид был в числе двенадцати сирийских отцов, пришедших в Грузию в середине VI века со своим учителем – преподобным Иоанном, ставшим просветителем восточной части страны – Картли. По преданию, Сама Божия Матерь послала пустынника Иоанна на землю Иверии продолжить дело равноапостольной Нино. Получив во сне указание Пресвятой Богородицы избрать себе в сподвижники двенадцать учеников, он решил всецело положиться на Промысл Божий и выбрал их по жребию. Шио Мгвимский, Давид Гареджийский, Антоний Марткопский, Фаддей Степанцминдский, Стефан Хирский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Зенон Икалтойский, Авив Некресский, Иессей Цилканский и Иосиф Алавердский – все они впоследствии получили свои вторые имена от мест, где основали святые обители или занимали архиерейские кафедры. От названия горы Зеда-Задени близ Мцхеты, которую преподобный Иоанн избрал местом своего пребывания и основал там первый монастырь, сам он стал именоваться Иоанном Зедазнийским. Какое древнее духовное наследие питало этих новых апостолов? Они возрастали в среде сирийского монашества, занимающего особое место в истории христианского аскетизма. Существуют разные взгляды специалистов на этот вопрос, но сейчас многие уже готовы признать, что идеал монашества и монашеского образа жизни в своей первоначальной форме, даже опережая Египет и Палестину, ведет свое происхождение от Восточных Сирийцев. В IV–VI веках по всей Сирии действовало множество монастырей и крупных монашеских центров, привлекавших многочисленных паломников и последователей. В Эдессе в это время возникла большая аскетико-богословская школа, оказавшая значительное влияние на формирование иноческих общин. Одновременно именно в Сирии зародилось столпничество – уникальный вид индивидуального подвижничества, которое в свою очередь тоже способствовало образованию обителей рядом с местами, где подвизались столпники, – например, прекрасный и величественный монастырь Калат-Симан связан с именем первого столпника – преподобного Симеона († 389). Будущий авва Давид Гареджийский, вероятно, на всю жизнь сохранил воспоминание о том, как, покидая родную Антиохию и отправляясь в Грузию, их учитель привел своих чад к младшему последователю святого Симеона – Симеону Столпнику Дивногорцу, и тот преподал им благословение.

http://pravoslavie.ru/113061.html

Сначала я жалел его, как бедного помешанного монаха, потом радовался, встречая в нём сочувствие и понимание. Потом я удивлялся тому, что этот странный монах знает почти наизусть Ветхий и Новый Завет . Зная, что от многого знания можно лишиться ума, я с ещё большей жалостью стал относиться к нему. Спустя некоторое время я заметил, что он даёт ответы на вопросы, которые я вслух не задавал, но которые меня действительно волновали. Он мог читать мысли. Это меня очень озадачило и в какой-то степени напугало – какая же сила была передо мной? Прошло время, и я убедился, что это была сила, перед которой все преклоняются, сила, которая может укротить не то что грешного человека – самого свирепого льва: сила молитвы и любви. Бог даровал старцу величайшую мудрость и силу, но он мастерски скрывал свои дарования. Я никак не мог понять почему. Сколько раз я пытался доказать людям, что он мудрец и прозорливец, но мне никто не верил. Сам же я много раз убеждался в том, что отец Гавриил – великий старец, вмещающий в себя море любви, мудрости и смирения. Я был готов беспрекословно выполнять все его благословения. Самое главное для меня было находиться рядом с ним. Однажды на рынке он велел мне встать на колени и приложиться головой к куче арбузных корок и не вставать без благословения. Я видел ноги прохожих, останавливающихся возле меня. Наверное, им было интересно узнать, что это за сумасшедший стоит на коленях. Все слова, сказанные старцем, были для меня законом. Но одно его благословение всё-таки озадачило меня. Он сказал: «Сейчас мы на твоей машине поедем в монастырь Антония Марткопского». Я смутился и принялся объяснять, что это невозможно: машина была неисправна, но тут же осёкся, поняв, что ослушаться нельзя. Как старец сказал, так и будет. Что поделаешь – поехали. Я думал, что уже у первого подъёма мы остановимся и нам придётся ночевать в лесу. Мы подъехали к лесу. Вдруг отец Гавриил поднял руки и произнёс: «Не оглядывайся назад, в машине у нас преподобный Антоний Марткопский!».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Петр Ивер (Ибер), еп. Майумский Газа; ум. 491 или 492. Житие и творения 187 . 1896 . [Марр Н. Житие Петра Ивера (Ибера). Груз. текст с рус. переводом//Правосл. Палестинский сборник. СПб. 1896. 16]. 188 . 1961 . [Петр Иверский. Труды. Перевод Ефрема Мцире. Издание с исследованием и лексиконом подготовлено Энукашвили С. Тбилиси 1961]. Исследования 189 . Нуцубидзе Ш. И. Тайна Псевдо-Дионисия-Ареопагита. Тбилиси 1942. 190 . Нуцубидзе Ш. И. Руставели и Восточный Ренессанс//Собр. соч. в 6 тт. 4. Тбилиси 1987. 333. 191 . 1975 . [Нуцубидзе Ш. И. Петр Ивер и античное философское наследие//Труды. 5. Тбилиси 1975]. 192 . Chabot J.-B. Pierre l’Ibérien//Revue de l’Orient Latin. 1895. 3. 193 . Esbroeck M. van. Peter the Iberian and Dionysius the Areopagitë Honigmann’s thesis revisited//OCP. 1993. 59. 217–227. 194 . Esbroeck M. van. L’opposition entre Pierre l’lbère et Pierre le Foulon (482–491)//Caucasica. J. of Caucasian Studies. 1998. 1. 60–67. [См. 14 .195]. 195 . Honigmann E. Pierre l’Ibérien et les écrits du pseudo-Denys l’Aréopagite. Bruxelles 1952. (Académie Royale de Belgique, Classe des Lettres-Mémoires. 47:3). 196 . Lang D. M. Peter the Iberian and his biographers//JEH 1951. 2. 197 . Peeters P. La basilique des Confesseurs à Édesse. Encore S. Pierre de Manouma.//AB 1940. 58. 104–125. 198 . Raabe R. Petrus der Iberer. Leipzig 1895. 199 . Rufus John. Plérophories/Ed., transl. Brière М., Nau F.//PO 1912. 8. 200 . Tarchnisvili M. Pietro Ibero//Enciclopedia Cattolica. 9. Rom. 1952 . Sp. 1937. Иоанн Mocx VI-haч. VII вв., ум. ок. 619. По многим данным был грузинским монахом, подвизавшимся в Иерусалимском м-ре Феодосия, затем в лавре Саввы Освященного. См. о нем и его гл. творении «Луг духовный» отд. рубрику в разд. 4 ; изд. груз. версии «Луга духовного» см. ниже, 14 .319. Сирийские отцы Иоанн Зедазнийский (нач. VI в., пам. 7 мая) и его 12 учеников: священномученик Авив Некресский (пам. 29 ноября), Антоний Марткопский (пам. 19 января и 16 августа), Давид Гареджийский (пам. в четверг 7-й недели после Пасхи), Исэ (Иессей) Цилканский и др. Жития

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В Мегрелии к 20-м гг. XIX в. существовало 4 епархии: Цагерская, Цаишская, Чкондидская и вдовствующая Бедийская. После кончины в 1823 г. епископов Цагерского Иоанна и Цаишского Григория (Чиковани) обе епархии были присоединены к Чкондидской, к-рая с 23 июня 1829 г. стала называться Мингрельской. До кончины в 1828 г. этой епархией управлял митр. Виссарион (Дадиани), после него кафедру занимали митр. Никорцминдский Давид (Церетели; 30 мая 1829 - 9 июня 1834), еп. Георгий (Кухалашвили; 19 мая 1835 - 2 апр. 1842) и еп. Антоний (Дадиани; 14 февр. 1843 - 9 дек. 1852). В Гурийском княжестве оставалась вдовствующая Шемокмедская епархия и действующая Джуматская, к-рую до кончины в 1827 г. возглавлял митр. Николай (Шервашидзе). В 1833 г. Джуматская и Шемокмедская епархии были присоединены к Имеретинской, в 1844 г. Джуматская была восстановлена под названием «Гурийская», первым ее епископом стал Евфимий (Цулукидзе ; управлял до 1853; † 4 апр. 1856). В нач. XIX в. территории Абхазского княжества, где до тур. оккупации существовали Бичвинтская (Пицундская), Моквская и Драндская епархии, в церковном отношении были присоединены сначала к Цагерской, а затем к Чкондидской епархии, пока в 1851 г. с вхождением этих территорий в состав России не была образована Абхазская епархия ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 79). Экзарх Иона (Василевский) переустроил и улучшил преподавание в Тифлисской ДС. На благоустройство и украшение существовавших храмов и постройку новых он много жертвовал из личных средств. Известно, что с особой любовью он относился к церковным богослужениям: за 10 лет пребывания в Грузии он не пропустил ни одной службы. 12 марта 1832 г. экзарха Иону сменил еп. Саратовский Моисей (Богданов-Платонов ; † 13 июля 1834). Он оставил о себе память как о кротком, мягком, радушном и общительном архипастыре. 1 сент. 1834 г. в сан архиепископа с назначением экзархом Грузии был возведен еп. Минский и Гродненский Евгений (Бажанов) . 12 нояб. 1843 г. на экзаршем посту его сменил архиеп. Могилёвский Исидор (Никольский) . При нем политика Г. Э., следовавшая либеральному гос. курсу, была плодотворной и отличалась миролюбием. В 1852-1857 гг. на средства, полученные от секуляризации церковных земель, были восстановлены Мцхетский, Алавердский, Кватахевский и Марткопский мон-ри, в 1857 г. при жен. мон-ре Самтавро в Мцхете основано уч-ще для девочек. По указанию экзарха Исидора груз. историк П. Иоселиани привез с Афона груз. рукописи.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Антония, а равно и основанный им Мартмкопский монастырь. Первой заботой преподобного явилось устройство между многочисленными иноками самого порядка общежительной монастырской жизни. Когда это дело было исполнено, св. Антоний выбрал недалеко от своей новой обители уединённое и необитаемое место на высоком утёсе Марткопской горы и воздвиг для себя каменный столб или башню, в 6 сажён высоты, с маленькой церковью во имя младшего Симеона Столпника († 596 г.), собственно по инициативе которого каппадокийские подвижники и отправились в Грузию, – и остаток дней своих провёл на этом высоком столбе. И здесь также уединение преподобного было нарушаемо местными жителями, которые в большом числе приходили сюда молиться пред нерукотворным образом Спасителя, принесённом в Грузию св. Антонием из Сирии 54 . Другие обители – св. Иосифа Алавердского и Стефана Хирского – служили центром просвещения и распространения Христианства в северо-восточной Грузии. Монастыри остальных сирийских отцов, игравшие в судьбе Иверии немаловажную роль, были также построены и освящены при католикосе Грузии Макарии. Миссионерская деятельность свв. сирийских подвижников, этих прямых продолжателей апостольских трудов св. Нины, привела к тому, что христианство прочно утвердилось среди оссов, шапсугов, лазов, абхазцев и других горских племён, входивших в состав грузинского царства. Впрочем, дело это продолжалось, но только в более широком размере, и в последующие века грузинскими иноками, монастыри которых представляли собой миссионерские станции-крепости, где именно и группировались главные силы в борьбе с инославной пропагандой и антинациональными стремлениями. Эти миссионерские станции оказали Грузии великую услугу в деле распространения христианского просвещения в духе православной церкви, укрепляя в многострадальном народе национальное самосознание, расшатанное и поколебленное иноплеменным владычеством, и являясь в то же время рассадником многих ревностных и просвещённых пастырей, учителей, священнослужителей и предстоятелей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009