Когда в Грузии каждый день проводились митинги, он говорил мне: «Идём, я должен успокоить их» – и, встав среди митингующих, проповедовал, и все как-то успокаивались. Однажды мы собрались отлучиться из монастыря. Старец предупредил: «Не уезжайте – будут неприятности». Мы не поверили и поехали. В дороге мы попали в аварию и только чудом остались живы. Когда вернулись, старец сказал, что он много молился, чтобы мы вернулись живыми. Однажды он рассказывал: «Когда я был маленьким, мне захотелось побывать на могиле преподобного Антония Марткопского 37 . По дороге я очень проголодался. Валясь с ног от усталости, я заснул прямо на земле, а когда открыл глаза, увидел мужчину. Он дал мне хлеб и воду и исчез. Когда я добрался до монастыря и увидел икону Антония Марткопского, то понял, что человеком, спасшим меня от голода, и был сам преподобный Антоний. С тех пор вот уже много лет я хочу отслужить молебен на его могиле». К сожалению, он этого так и не смог сделать. В этом виновата и я. У меня не нашлось времени отвезти его на могилу Антония Марткопского, хотя он об этом меня не раз просил. Бог да простит всех, кто в чём-то провинился перед ним, ведь мы до конца не понимали, кто он, и не оказывали должного уважения этому удивительному старцу. Монахиня Параскева (Ростиашвили) Однажды мне приснился сон, будто меня назначили келейницей отца Гавриила: я ухаживаю за ним, а он учит меня богоугодной жизни. На следующий день владыка Даниил позвал меня к себе и, по рекомендации игуменьи Кетевани, поручил ухаживать за больным старцем. Я тут же с радостью побежала к отцу Гавриилу и рассказала ему о своём сне и о благословении. Тогда я очень мало знала о монашеской жизни. Мои знания исчерпывались всего лишь несколькими духовными книгами, прочитанными мной. Поэтому я с большим интересом наблюдала за отцом Гавриилом и сравнивала его жизнь с жизнью святых. Помню такой случай. Принесли трапезу. Это была рисовая каша. Мне очень хотелось есть. Старец, который в это время чистил рамы икон, поднял голову и сказал: «Ешь, если хочешь», затем, взяв маленькую миску, тряпкой почистил её и подал мне. Я попробовала кашу – она сильно пахла керосином, но я молча, через силу, всё съела. Старец взял у меня миску, понюхал её и, улыбаясь, спросил: «Кажется, тряпка была в керосине, как же ты ела?». Потом спросил, хочу ли я учиться. Я сказала, что хочу. «Но тогда хорошо запомни, что ты сама желаешь учиться», – сказал старец и ещё раз попросил меня чётко повторить мой ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3) Св. Иоанн и 4) Св. Симеон Дивногорец, называемый младшим (24 декабря). Он родился в царствование Юстина I в 521 г. в Антиохии, столице Сирии. О жизни св. Симеона Дивногорца, попутно с которой описываются и подвиги св. столпника Иоанна, его современника, – повествует Евагрий, очевидец, часто посещавший св. столпника на его столпе. Полная его жизнь была написана Аркадием, епископом Кипрским (630–638). Творение это теперь потеряно, но его знал препод. Иоанн Дамаскин , ссылавшийся на него во 2-м слове об иконах и достоверность его засвидетельствовал VII вселенский собор в 4 заседании, по сказанию которого, св. Дивногорец совершил 132 чуда. Сказание о подвигах и чудесах его заимствуют из сочинения Никифора, магистра Антиохии, по прозванию Ορανς, жившего при императоре Василии II (976–1025), которое представляет собою риторическую обработку первого жития и из имеющегося в одном списке Парижской национальной библиотеки и, наконец, из жития, написанного Иоанном Петриным (XI в.), воспользовавшимся пространным сказанием Никифора Урана (X в.). В мученических актах помещено -несколько отрывков из устных бесед св. Дивногорца, который известен еще и как творец церковных песнопений 817 и послания к императору Юстиниану, читанного на заседаниях VII всел. собора 818 . Сохранились также письма его, посланные со столпа к императору Юстиниану и Юстину II и касающиеся возникших в то время ересей несториан и самаритян. Кроме того он сочинил ряд аскетических статей. Приписывается ему и уцелевший апокалипсис, но здесь авторство св. Симеона сомнительно, хотя это откровение уже в VII в. упоминается, как его сочинение 819 . Умер св. Симеон в 596 г. 5) Антоний – столпник Марткопский. Антоний Марткопский принадлежал к числу 13 сирских или каппадокийских отцев, прибывших в Грузию в VI в. Ученик св. Иоанна, инок Антоний, благовествовал Христа сперва около Зедазнийской горы, в Кахетии, затем поселился в Лопатанском ущелье и тут за рекой Алазаною устроил для своих учеников монастырь, наконец, удалился в лесную и непроходимую гору Акрианскую, где также основал монастырь Марткопский; водворив в этой обители чин и порядок среди братии, преп. Антоний на соседнем высоком утесе Марткопской горы устроил для себя каменный столп с церковью во имя Симеона столпника и провел здесь последние 15 лет своей жизни. Под руководством св. Иоанна Зедазнели он просвещал народ светом христианского знания и водворил здесь истинное подвижничество 820 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От страха у меня волосы стали дыбом. Мне захотелось оглянуться, но он строго предупредил: «Внимательно смотри вперёд и крепко держи руль». Машина еле двигалась. Но вдруг машина помчалась так, что на поворотах по разбитой дороге я с трудом успевал крутить руль. У меня было такое ощущение, как будто тысяча человек толкали сзади машину. Мне снова захотелось хоть через зеркальце посмотреть назад, но не успел я подумать об этом, как старец ещё раз предупредил: «Не смотри назад!». Ворвавшись на огромной скорости во двор монастыря, машина заглохла. Нас с большим почтением и любовью встретил настоятель монастыря отец Иосиф (Киквадзе) и пригласил на трапезу. Скоро во дворе монастыря послышались крики пришедших из ближайшей деревни молодых людей. Они скандалили и угрожали, требуя встречи с монахами. Я хотел вмешаться, но старец осёк меня взглядом. Он вышел сам с распростертыми руками и громко сказал: «Если жаждете крови, стреляйте в меня! Моей крови, крови монаха Гавриила, пусть будет для вас достаточно, а других не трогайте. Моё убийство простит вам Бог , но, если убьёте их, этого Он не простит». Как оказалось, скандалисты знали всех братьев монастыря и, когда они увидели старого, незнакомого монаха, смутились, не зная, что делать. Постепенно они успокоились, некоторые даже попросили прощения. Так предвидел старец, что Марткопский монастырь ожидают неприятности, и поэтому неожиданно для всех решил ехать туда. Сам великий святой преподобный Антоний Марткопский благословил старца уберечь монастырь от беды. Владыка Тадеоз вспоминал: «Я видел, как отец Гавриил обеими руками держал оголённый электрический провод, как сверкали искры, когда провода прикасались друг к другу, а старец оставался невредимым». Владыка Иосиф 48 рассказывал: «В Шио-Мгвимском монастыре перед всенощным бдением не могли открыть двери храма. Старец подошёл, перекрестил – двери открылись от лёгкого прикосновения». Старец в полдень так смотрел на солнце, как мы смотрим ночью на луну. Когда его об этом спрашивали, он отвечал: «Это ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако настоящий расцвет монашеской жизни в самой Грузии, притом одновременно и в уединенной, и в общежительной форме, зафиксирован в исторических документах в связи с приходом в Грузию (Картли и Кахети) «сирийских отцов». Так с древности прозывали группу подвижников, собранных вокруг своего учителя Иоанна, который получил имя Зедазнийского по названию горы вблизи от тогдашней столицы Иверии Мцхета, где они сразу обосновались и начали строить Иоанно-Зедазнийский монастырь. То были преподобные авва Иосиф Алавердский (память 15/28 сентября), Шио Мгвимский (память в четверг Сыропустной седмицы и 9/22 мая), Давид Гареджийский (память в первый четверг по Вознесении), чудотворец Антоний Марткопский (память 19 января/1 февраля), принесший с собой Нерукотворную икону Спасителя из Эдессы, Исе Цилканский (память 2/15 декабря), Авив Некресский (память 29 ноября/12 декабря), Исидор Самтавийский, Фаддей Стефанцмидский, Стефан Хирсский, Зенон Икалтойский, Пирр Бретский, Михаил Улумбийский. Необычайность событий была в том, что эти тринадцать святых отцов – монахи и проповедники из Антиохии – за малое время основали и построили множество монастырей и церквей, быстро собрали вокруг себя учеников и последователей аскетической жизни и на многие столетия вперед определили пути развития грузинской православной святости, аскетизма и подвижничества. Первые монастыри, основанные по благословению тогдашнего католикоса Евлавия вслед за Иоанно-Зедазнийским, – Шио-Мгвимский, Давид-Гареджийский, разросшийся в обширную Лавру, Марткопский, Алавердский, Самтависский (в честь Нерукотворной иконы Спасителя), Хирсский во имя первомученика Стефана, Икалтойский (где четыре века спустя была основана Академия), Бретский, Улумбийский – стали школой грузинского монашества. С этими обителями связаны имена святых преподобных отцов – Додо Гареджийского, ученика Давида Гареджийского, Евагрия и Илии-дьякона, сподвижников Шио Мгвимского, преподобного Онуфрия Гареджийского, чудотворца (XVIII в.), Симеона чудотворца, настоятеля Лавры (1773) и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

    Анастасий струнницкий, 29 авг.     Анатолий затворник печерский, 31 окт.     Анатолий другой затворник печерский, 28 авг.     Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля.     Ангеляр, 27 июля.     Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня.     Андрей, инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент.     Андрей пр. тотем., 10 окт.     Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня.     Анна, супруга в. к. Ярослава I, 4 окт.     Анна княжна, Янка, 3 ноября.     Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая.     Антоний марткопский, 19 янв.     Антоний дымский, 17 янв.     Антоний заоникиевский, 23 июня.     Антоний леохновский, 17 окт.     Антоний краснохолмский, 17 янв.     Антоний новгородский архиепископ, 10 февр.     Антоний новгородский другой, 3 авг.     Антоний черноозерский, 17 янв.     Аркадий новгородский епископ, 18 сент.     Антоний новоторжский преп., 11 июня.     Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг.     Арсений новгородский, 12 июля.     Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг.     Арчил царь груз, 21 июня.     Акила диакон печерский, 28 авг.     Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.     Афанасий брестский муч., 5 сент.     Афанасий высоцкий, 12 сент.     Афанасий высоцкий другий, 12 сент.     Афанасий печерский затворник, 28 авг.     Афанасий череповский, 5 июля.     Афанасий ученик Александра свирского.     Барловской иконы Божией Матери, 23 дек.     Бидзин князь грузинский муч., 18 сент.     Благодатное небо — иконы Богоматери. Прилож. I. стран. 7.     Благоуханный цвет — иконы Божией Матери, 15 ноября.     Блаженное чрево — иконы Божией Матери, 26 дек.     Братской иконы Божией Матери, 26 дек.     Братской иконы Божией Матери, 10 мая.     Боян, князь болгарский, 28 мар.     Варлаам кавказский, 19 июля.     Варлаам шенкунский, 19 июня.     Варнава, основатель Варнавинской пустыни, 11 июня.     Варсонофий печерский преп., 28 авг.     Варсонофий тверский преп., 2 мар.     Василид пр., 18 апр.     Василий, мангазейский муч., 23 марта.     Василий мирожский, 4 мая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

29 Преподобный Георгий Святогорец, Афонский, ктитор. В X веке появился перевод Нового Завета на грузинский язык, сделанный афонским монахом Евфимием; в XI веке перевод этот был переработан Георгием Святогорцем и послужил основой для всех последующих изданий Нового Завета на грузинском языке. – Прим. ред. 30 9 апреля 1989 года в 4 часа утра в центре Тбилиси на проспекте Руставели был разогнан многотысячный митинг представителей национального движения. Военнослужащие применяли неизвестный газ, сапёрные лопатки и тяжёлую технику. В результате: 20 человек погибло, несколько сотен людей были отравлены газом. – Прим. перев. 31 Монастырский комплекс и епископальный центр в Кахетии, в местечке Бодби. Здесь в 335 г. святая равноапостольная Нина отошла ко Господу и по своему предсмертному завещанию была похоронена. Над могилой святой воздвигли храм святого великомученика Георгия Победоносца. – Прим. перев. 32 Область Грузии, расположенная на юго-западных склонах Главного Кавказского хребта. – Прим. перев. 35 В 60-х годах был популярен фильм режиссера Рафаэля Хиля «Королева Шантеклера» (Испания, 1962 г.) Актриса Сара Монтьель, сыгравшая главную роль в этом фильме, стала олицетворением женской красоты. В фильме она много пела и танцевала. – Прим. перев. 36 Джвари (груз. – Крест) – храм, построенный в VI в. на горе у слияния рек Куры и Арагвы, напротив древней столицы Грузии Мцхеты. Строительство малого храма Джвари было начато правителем Восточной Грузии Гуарамом на крутом утёсе, на самом краю скалы, рядом с крестом, воздвигнутым на горе святой равноапостольной Ниной. А в 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной оболочкой для креста святой Нины. Строительство было закончено в 604 году, и храм дошёл до нас почти без изменений. Сейчас монастырь поддерживается силами монахов и послушников. – Прим. перев. 37 Преподобный Антоний, столпник Марткопский (VI в.) – один из 13 сирийских отцов. По преданию, он принёс в Грузию первый отпечаток на «черепице» с подлинника Едесского изображения Нерукотворного Спаса. Поселился на уединённой горе, названной в его честь Марткопской, что значит «уединённая», где основал обитель и построил храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Последние пятнадцать лет своей жизни преподобный Антоний подвизался на столпе, почему и получил название столпника. По окончании своей земной жизни преподобный Антоний был погребён в устроенном им храме; на его гробнице, привлекавшей множество верующих, совершались чудесные исцеления. Столп этот, разрушенный временем, сохранялся ещё в XIX столетии, а монастырь, основанный преподобным Антонием, существовал до середины XVIII века. Память святого совершается 19 января/1 февраля и 7/20 мая. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эка пояснила: — Все так спрашивают. Маико теперь в церковь как на работу ходит и по воскресеньям в хоре поет. Певунья покраснела. — Ты еще по телевизору объяви. Я забыл зачем пришел и стал расспрашивать с чего это вдруг «такие люди в Голливуде». И Маико довольно скомканно поведала мне вот что. — К нам в школу в 7 классе пришел священник мама Антоний, — тут же уточнив скороговоркой. — Его покровитель Антоний Марткопский. Сказал, что, если у кого какие-то внутренние проблемы, давайте, мол, приходите в такую-то церковь, всегда с радостью выслушает. Мне тогда очень нравился один парень из параллельного класса, который на меня никак не реагировал. Вот я и решила сходить, посоветоваться. Мы тогда, наверное, 2 часа проговорили с мамао о том, как властвовать собой, уметь слушать своего Ангела-хранителя, потом мамао о себе рассказывал. Короче, стала я бегать к нему советоваться на разные темы, то родители на меня давят, то в школе конфликты. Мама Антоний во все вникал, где надо, советовал, а о том, что на службы надо ходить и правило читать и намека не было. Это все как-то само пришло. — А чудеса какие-нибудь были? — Я жаждал услышать что-то сногсшибательное, а этим вроде не пахло. Маико посмотрела на меня, как на туго воспринимающего. — Нет, ничего, такого не было. Думаю, само ожидание чего-то сверхъестественного настраивает человека на то, что ему кто-то что-то должен. Так, в итоге и от церкви можно отпасть. — А что ты Эку в церковь не ведешь? Девчонки опять переглянулись и захохотали. — С меня хватит того, что мама в туда в детстве водила, — фыркнула Эка. (Я и сам наблюдал яростные попытки Наны в этой области не так уж давно.) Маико тактично постаралась закрыть скользкую тему. — Эка пока не готова туда идти. Я за нее подаю просфоры, этого достаточно. Может, когда-нибудь созреет. Я подивился про себя, как у этой хохотушки-толстушки хватает ума не завязнуть в типичных неофитских перекосах, когда так и подмывает спасать человечество, еще не разобравшись с собственной помойкой. Помню себя. Уверовав, я только и делал, что лез ко всем подряд с непрошенными проповедями. И какая была обратная реакция. Сейчас об этом стыдно вспомнить.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-mariya...

Вскоре св. Давид мирно окончил свои дни в возлюбленной им пустыне, оставив воспитанных им иноков продолжать на земле иверской святое дело просвещения страны и указывать ей путь к достижению идеального человеческого счастья через борьбу с порочными наклонностями повреждённого грехом сердца 53 . Не менее знаменит был и третий ученик св. Иоанна Зедазнели, преподобный Антоний, основатель Марткопского монастыря. Этот подвижник преимущественно посвятил себя, по приходу своему в Грузию, миссионерской деятельности. Он, прежде всего, отправился в Кахетию на дальний подвиг благовестия среди горцев, около Зедазнийской горы, из которых многих обратил в христианство. Затем, обходя с проповедью разные места Кахетии, перешёл Иално, восточный склон Зедазнийских гор. Здесь он, вместе со своими спутниками, избрал для жительства Лопотское ущелье, где и поселился в соседстве с дидойцами и лезгинами. Своей подвижнической жизнью и чудесами св. Антоний приобрёл между жителями гор много последователей, для которых за рекой Алазань устроил монастырь, а сам, стремясь к уединению, поселился недалеко от местечка Ахмета, но и здесь он недолго оставался в неизвестности. Скоро местопребывание подвижника было открыто местными жителями, и они во множестве стали посещать его, прославляя Бога за те чудеса, которые совершались преподобным Антонием среди них. Отсюда смиренный угодник Божий, не заботясь о славе человеческой, удаляется в лесную и непроходимую гору Акрианскую, получившую впоследствии от его уединённой жизни название Марткопской. Но и здесь этот яркий светильник был найден охотниками, преследовавшими диких ланей, которые питали св. подвижника своим молоком. С этого времени уединённое место отшельника сделалось отрадным убежищем для желающих подвизаться в аскетических подвигах. Отсюда свет высокодобродетельной и строго-нравственной жизни преподобного Антония озарял своими лучами новопросвещённых грузин и утверждал их в вере христианской. Аскетическая, можно сказать, неземная жизнь св. отшельника, дивный дар чудотворений и в изобилии даруемые им исцеления привлекли к нему со всех сторон людей, стремящихся к идеальной жизни и желающих вполне удовлетворить всем высоким запросам своей души, – и эти люди быстро наполнили собой место уединения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цель этой видимой ненависти и борьбы святых заключалась в том, чтобы наглядно показать нелепость той взаимной вражды, которая весьма часто в вольном Новгороде по незначительным поводам разделяла между собою братьев-сограждан и приводила их даже к вооруженным и кровопролитным столкновениям. Блаженный Феодор получил от Господа дар прозрения и пророчеств. Иногда, видя умножение беззакония в людях, он говорил: «Берегите хлеб, дорог будет хлеб». Действительно, наступал голод. Иногда же предсказывал: «Все это место будет чисто, хорошо будет хлеб да репу сеять». И после того случался пожар. Многим бездетным женщинам он предрекал рождение детей, говоря: «Молись Богу, даст Бог сына», или: «Молись Богу, даст Бог дочь». О времени своей кончины блаженный Феодор был предуведомлен через Ангела Божия. Обрадованный этим извещением, он продолжал днем юродствовать на улицах, говоря всем: «Прощайте, я далеко иду». Ночи же проводил без сна, обходя храмы и молясь о себе и гражданах. 19 января 1392 года последовала его блаженная кончина. Тело его, как и завещал блаженный, погребено близ торжища при храме святого великомученика Георгия. С течением времени над гробом была выстроена часовня с каменной гробницей, и приходившие с верою больные получали здесь исцеления. В новой каменной часовне, построенной в 1832 году на месте древней, и ныне почивают под спудом мощи блаженного Феодора. Торговые люди Новгорода считают его своим покровителем и особенно чтут его память. Имеется рукописная служба блаженному Феодору, составленная не ранее второй половины XVI века, быть может, одновременно с установлением ему местного церковного празднования, совершаемого 19 января/1 февраля. Антоний, столпник Марткопский, преподобный Преподобный Антоний, столпник Марткопский — один из 13-ти Каппадокийских святых отцов, основателей грузинского монашества (сведения о них помещены 7/20 мая), пришедший в Грузию в VI веке. По преданию, он принес в Грузию первый отпечаток на «черепице» с подлинника Едесского изображения Нерукотворного Спаса. Поселился на уединенной горе, названной в его честь Марткопской, что значит «уединенной», где основал обитель и построил храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Слово по освящении храма во имя нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа в Марткопском монастыре 1 Велий Господь и хвален зело – в горе святей его ( Пс. 47:2 ) Более тринадцати веков благодать Божия сияет на сей святой горе, явственно вразумляя и чудодейственно спасая всех, с верою притекающих к истинному Врачу душ и телес. Подвигнутый невидимою силою, угодник Божий, преподобный отец наш Антоний 2 поставлен был здесь яко светильник на свещнице, да светит всем ( Мф. 5:15 ) – и словом жизни и жизнью, сообразною евангельскому слову. Десница Божия, по времени, вознесла этот светильник еще выше, на близ лежащую гору, и поставила его на столпе, доныне сохранившемся, да расширится круг блистания его, да приведет многих от сынов Иверии ко Господу Богу их. Горел и сиял светильник Божий, доколе та же Десница не принесла его к пренебесному своему престолу. Со всех краев стекались к нему избранные, чтобы поучаться и радоваться в день светения его ( Ин. 5:35 ), и, общением в духе веры и любви, в неусыпной молитве и трудах подвижничества, сами соделывались сосудом благодати и светом для многих. О, если бы мы могли проникнуть мыслью во глубину веков минувших: мы узрели бы гору сию во всей лепоте ее, усеянную земными ангелами, яко небо звездами, и молитвенный фимиам их, выну 3 возносящийся к престолу Вседержителя, и низводящий благословение и мир целой стране; – мы поняли бы неугасающую любовь народа к этой гостинице земных странников и Христовых сонаследников, пред которыми даже неверный и гордый шах смиренно преклонял главу свою! Нам суждено было видеть только место селения славы Божией ( Пс. 25:8 ), – гору осиротевшую, безлюдную, покрытую развалинами. Неисповедимы судьбы Всевышнего! Не для того ли Господь попускает оскудение, чтобы мы сильнее почувствовали глад душевный, и, притекая к сему святому месту, искали насыщения не плоти, а духа, не суетных развлечений, а уединенного собеседования с Богом? При недостатке внешнего благолепия, сокровища благодати Божией никогда здесь не оскудевали. Среди запустения и разрушения, преподобный Антоний бодрственно стоял на страже возлюбленной обители, молитвами своими низводя благословение и милость Божию на всех, ищущих утешения в скорбях и исцеления недугов душевных и телесных. Его гроб, окруженный развалинами, не ясно ли проповедовал, что все земное суетно, непостоянно, недостойно привязанности нашей? Его чудодейственная сила, врачующая болезни или утешающая страждущих, не прямо ли указывала, где есть истинный источник и жизни, и силы, и света, и радости, и блаженства, всегда полный и не иссякающий?

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009