Почти в то же время, когда Ляхи не пощадили в Вологде дряхлого старца – отшельника, наставник этого старца преп. Иринарх, затворник Борисоглебского монастыря 174 бестрепетно говорил правду врагам и мятежникам. В 1609 году Ляхи завладели Ростовом; свирепый пан Микульский пришел к затворнику 175 и спросил: «Кого признаешь ты царем?» – «Я живу на Руси, – отвечал старец, – и знаю Русского царя, а других не знаю». Слыша угрозы Ляхов, он сказал спокойно: «Вере своей я не изменю, и Русского царя не отвергнусь. Не много вам во мне крови: вашего меча тленного я не боюсь, а у моего живого Бога есть такой меч, что всех вас погубит и ввергнет в геенну огненную». – После того и сам вождь грабителей, Сапега посетил преп. Иринарха. «Благослови, батько, – сказал он, – как терпишь ты эту муку в такой темнице?» – «Для Бога терплю, – отвечал старец. – А ты, пан, возвратись в твою землю; полно тебе разорять Русь. Если не выйдешь из Руси, или опять придешь, то Богом тебя уверяю – убьют тебя в Русской земле.» Сапега прислал старцу пять рублей и строго запретил Ляхам тревожить обитель. Спустя три года снова явились Ляхи в Ростове; преп. Иринарх остался в своем затворе. Сюда пришел к нему один из панов с известием, что Сапега, по предсказанию затворника, убит под Москвою. «И вам не быть живыми, сказал старец, если не уйдете в свою землю». На этот раз Ляхи оставили Ростов, не тронув никого по уважению к преподобному Иринарху. 176 В Великом Новгороде, митрополит Исидор претерпел много притеснений, но успел своими увещаниями удержать народ от измены царю Василию, призвать на помощь героя Скопина-Шуйского и сохранить единение с Москвою. Можно сказать, что один он отклонил Новгородцев от намерения покориться Шведам и призвать к себе Шведского королевича Густава-Адольфа. Когда Шведы, прежде союзники а потом враги Московского государства, завладели Новгородом, сама жизнь архипастыря была в опасности. Тогда же открыты были мощи св. князя Феодора, вынутые шведскими солдатами из могилы в соборном храме Юрьева монастыря. 177 Митрополит Исидор, услышав о том, выпросил у вождя Шведов Делагардия дозволение перенести гроб в Новгородский Софийский собор; в это время не только оказались нетленными мощи девственного князя, но многим источили исцеления. С того времени св. мощи покоятся открыто при входе в предел св. Предтечи. При владыке находился тогда старец – подвижник, преп. Антоний Леохновский, Тверской уроженец, из боярского рода Вельяминовых. Приняв иночество в молодости, Антоний основал пустынную обитель с храмом Преображения Господня. Здесь отшельник служил для братии образцом строгого подвижничества и почтен был саном игумена. – Всего прожил он в иноческой жизни 56 лет – и столько успел в жизни духовной, что в последние годы известен был по опытам духовной прозорливости. Когда Шведы стали в 1611 г. опустошать окрестности Новгорода, митрополит Исидор вызвал к себе уважаемого старца с учениками его. Антоний был тогда уже 85 лет. – В праздник

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Наставления Леохновскаго подвижника, подкрепляемые его примером, падали на добрую почву: братия усердно исполняли его наставления. Церковное богослужение в обители совершалось со строгим благочинием; в храме братия с благоговением внимали церковному пению и чтению, не нарушая молитвенной тишины. Охотно исполняя возложенные послушания, иноки при­соединяли к ним и добровольные подвиги для спасения души. Поэтому монастырь преподобного Антония был действительным приютом мира, братской любви, взаимного самопожертвования и других христианских добродетелей. Видя ду­ховное возрастание братии, преподобный радовался и благодарил Господа. Между тем число братии Леохновской обители возрастало и с течением времени достигло до пятидесяти. Дары прозорливости и чудотворений, полученные от Господа препо­доб­ным Антонием еще во дни уединенного подвижни­чества, подвижник проявлял и в по­следующее время своей жизни. Так, стоя однажды на молитве, преподобный Антоний сказал келейнику: «Брат! Сегодня под Оршею, ради грехов наших, по­бито множество право­славных». И через несколько дней до монастыря дошла печальная весть о поражении русских под Оршею в битве с поляками, происшедшей в тот именно день, в который сказал о ней преподобный. При жизни преподобного Антония в Леохновской обители случился пожар: загоралась крыша трапезной, и огонь, раздувае­мый и направляемый сильным ветром, готов был перекинуться на соседние келлии. Опасность грозила всему монастырю. Испуган­ный келарь прибежал к преподобному и, припав к ногам игумена, со слезами просил его помолиться о спасении обители. Тогда препо­добный Антоний обратился к иконе Всемилостивого Спаса, стоявшей в келлии, и так молился со слезами: «Господи! Ты благоволил возлюбить место сие, по­пусти же наказание с милостью и сотвори достойное». Затем, еще с не обсохшими от слез глазами, преподобный сказал келарю: «Не бойся, брат, Всемилостивый Господь Бог наш не опечалит нас свыше меры». И только что он произнес эти слова, как ветер изменил свое направление. Благодаря этому пожар прекратился, причинив незначительный ущерб обители.

http://pravicon.com/info-1789

Так как число искавших пустынной жизни становилось более и более, и они, подвизаясь без руководства духовных отцов, опытных во внутренней брани, могли впадать в искушение, то для желающих уединения в это время устроился приют скитской жизни под руководством преподобного Елеазара Анзерского. Тропарь, глас 8 О тебе отче Никифоре, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со ангелы радуется преподобне дух твой. Кондак, глас 2 Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Никифоре, отче наш, моли непрестанно о всех нас. Житие преподобного отца нашего, игумена Антония Леохновского 1 Память его празднуется месяца октября в 17-й день и 2-я пятница после июня 29-го дня † 1611 Преподобный Антоний, сын Тверских боярских детей Вениаминовых, родился около 1525 г. Люди богобоязненные, родители Антония воспитали сына в заветах строгого благочестия, и посеянное ими в юной душе семя страха Божия принесло свой добрый плод. Еще будучи отроком, Антоний обнаружил склонность к подвижничеству; с годами его ревность к благочестию возрастала все более и более, пока наконец не созрело в нем решение оставить мир с его соблазнами и поселиться где-либо в уединении, чтобы беспрепятственно служить Богу. Улучив подходящее время, Антоний тайно покинул навсегда родительский дом и, вверив себя водительству Промысла Божия, отправился искать желанного безмолвия. Он достиг пределов Новгородской области и остановился в урочище «Пустошь Рублево», Бурежского погоста, на юго-западном берегу озера Ильменя. Пустошь отстоит от Новгорода окольным, сухим путем верст на сто, а прямым, через озеро Ильмень, верст на 50. Рублево лежало при речке Переходе и представляло собою горы, прорезанные оврагами и покрытые вековым лесом. Место это показалось Антонию удобным для уединенного пустынножительства. В одной горе он выкопал себе тесную пещеру и начал в ней спасаться: труд, молитва, пост и другие подвиги обуздания плоти были для отшельника средствами спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

448 О том, что при церкви 12 Апостол было два придела, видно из приписок на одном рукоп. служебнике XVI века. Первая приписка 1614 год: «церкви собора св. Апостол» другая: «12 Апостол», а третья: «книга, глаголемая служебник св. Апостол да св. великомученицы Парасковьи, да св. великомученицы Екатерины.» Служеб. писм. в новг. Соф. Библиот. под N 30. 3 Степ. кн. Ч. I. стр. 30. В Истории христианства в России до в. Владим. 1846 г. стр. 169–178, сделаны предположения о построении первой в Новгороде церкви Преображения Господня в конце VIII или в самом начале ИХ века. 449 Ямщики жили в нынешней Троицкой слободе, даже в XV веке (Новг. III лет. под 6963 год.); а после того при Иоанне III и особенно при Петре Великом число ямщиков здесь увеличилось. 450 Новг. I лет. стр. 13. Ср. Новг. II лет. под 6673 год. где слово Шетиницы заменено; на Шетинице. 453 Название Редятины или Рядитины улицы, данное Троицкой или Югорской улице уже в последствии, едвали не происходит от посадника Никифора Редятина, убитого в 1268 году, в битве с Ливонцами при Раковоре (Новг. I лет. стр. 6. Соф. Врем. ч. 1, стр. 279). 463 В первый раз церковь Воздвиженская упоминается сгоревшею в 1194 году (Новг. I лет. стр. 22). Вместо деревянной в 1415 году построена каменная (Новг. I и III лет. стр. 106 и 236), но с 1526 года она от пожара обгорела (Соф. Врем. II, стр. 359). 464 Лукинская церковь на Соф. стороне существовала издавна, как и Лукинская улица (Новг. I лет. стр. 18 и 22). Прямо о Лукинской церкви упоминается по случаю пожара в 1234 году (Новг. I лет. стр. 40). Каменною построена она в 1417 году (Новг. I лет. стр. 106 и III лет. стр. 236), а в 1526 году сгорела (Соф. Врем. II, стр. 359). В последний раз была возобновлена в 1730 году ямским охотником Семеном Емельяновым, как видно из Синодика в Троицкой церкви. Замечательно, что в церкви Лукинской в 1524 году погребен был почивавший здесь под спудом пр. Антоний, игумен Леохновского монастыря, куда перенесены были мощи его в 1620 году. Он-то в. князю Василию Иоанновичу предсказал несчастную битву с Литовцами под Оршею (1514 г.). Ист. Росс. Иерарх. ч. II, стр. 72–74. Словар. Истор. о свят. в Р. Церкви, стр. 39. Соф. Врем. II, стр. 354. Рукоп. житие пр. Антония Леохновского в Новг. Соф. Библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В храмах Новгородской области отметят день памяти святого Антония Леохновского Великий Новгород, 30 октября 2003 г. В четверг во всех 108 действующих Православных храмах Новгородской области отметят день памяти святого Антония Леохновского. Как сообщили РИА " Новости " в Новгородском епархиальном управлении, торжественная служба состоится в церкви Преображения Господня в селе Леохново Старорусского района, для которой день святого Антония является двойным, престольным праздником. Предполагается, что литургию в этом Православном храме отслужит архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. Согласно святцам, преподобный Антоний Леохновский родился около 1526 года в Твери в семье бояр Вениаминовых. В юном возрасте Антоний решил оставить дом и поселиться в уединении. В общей сложности святой провел в иночестве около 50 лет. В своих странствиях по русской земле он оказался на берегу реки Перехода близ новгородского города Старая Русса, где выкопал пещеру и стал жить отшельником. Впоследствии вместе с отшельником Тарасием Антоний построил в местечке Леохново храм Преображения Господня. Известно, что в бытность святого в Москве царь Иоанн Васильевич пожелал его видеть и даровал ему жалованные грамоты на рыбную ловлю на озере Ильмень и на земли в Приильменье. В возрасте 86 лет преподобный Антоний скончался в Великом Новгороде и был погребен в церкви евангелиста Луки. Около 1620 года мощи святого Антония были торжественно перенесены из Великого Новгорода в церковь Преображения Господня в село Леохново. 30 октября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8036.html

445 Собр. лет. 3, 54; 5, 182. Степ. кн. 1, 353. «Вощаницы» – вощаные чаши над деревянными, расписными, свечами, куда ставились свечи. Образцы их в древн. гос. рос. 1, 159. 447 Ркп. житие пр. Антония, написанное келарем Корнилием, к сожалению, не совсем толково: Корнилий хотя говорит о преподобном языком цветастым и вычурным, но не умея совладеть с делом, говорит очень темно и с пропусками нужного. 448 Ист. акт. 5, 368. Так как кончина его, на 85 году жизни, последовала в 1611 г. то родился он с 1526 г. и 30 лет, во время принятия священства, было ему в 1556 г. 449 По старшему списку святцев: «пр. Антоний, игумен Ивецкого монастыря, иже под старою Русою, на Леохнове, бысть в лето 6900 окт. в 17 д.». 450 Отенские святцы: «преп. Антоний леохновский, за Ильменем озером в Леохновой пустыни, преставился в л. 7100, от Новгорода 50 поприщ; мощи под спудом, службы нет, тропарь и кондак есть; память октяб. в 17 д.» Сл. прим. 145. 451 Каменный храм св. Луки – на софийской стороне Макария древн. 1, 172. Здесь кончина пр. Антония отнесена к 1524 г. это – ошибка. Ист. иер. 5, 11. 12. 454 Сведен. о монаст. 246. Ист. иер. 4, 1. По одному списку святцев, преподобный преставился 18 окт., а по-другому – 26 июня. Первый заслуживает более доверия, по другим примерам дознанной точности показаний. 455 По Отенскому списку святцев, «преп. Феофил пустынник в Феофиловой пустыни, на р. Шелони, в л. 6904 (1395) м. окт. в 21 д. мощи под спудом, тропарь и кондак есть. Пр. Иаков начальник успенского монастыря на Шелоне». – По старшему списку святцев: «преп. отцы Иаков и Феофил, омучские, игумены рождества Богородицы Коневского монастыря, быша на Ладожском озере в л. 6904 (1395) м. окт. в 21 д.» – По записки 1580 г. «Феофилова пустынь» была ружною: на нее отпускали 6 руб. 3 алтына и 4 деньги». (Времен. общ. ист. кн. 24. стр. 38. 39). Это указывает, что еще раньше того времени стали чтить пр. Феофила и Иакова. Сл. ист. иер. 6, 845. Ратшина сведен. о монас. 456. 456 «Повесть о Борисоглебском монастыре, от коликих лет к како бысть начало» – в сборнике Сергиевой лавры 20. Повесть писана в след затем, как в 1524 г. игум Феофил начал строить новый каменный храм в Борисоглебской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феодорит , 1576. Александр , 1653. Евфимий , в янв. 1660. Савватий , 1663, 1666, 67; игум. 1678. Митрофан Нечаев , 1683. 52 Илиинский, в Новгороде (на Прусском заполье), когда и кем основан, неизвестно; упразднён 1764. [IV, 295.] Игуменьи Маремиана (при архиеп. Александре, между 1582–89). Капитолина , 1667–69, авг. Ираида , в окт. (sic) 1669. Капитолина , в июне (sic) 1671. Евфимия , 1679 и 80. Маремиана , 1683. Акилина , 1737–44. 53 Лазарев, в Новгороде, когда основан, неизвестно; упразднён 1764 г. [V, 5.] Строительницы Аитонида , 1640. Варсонофия , 1685–94. Агафия , 1735–38. Мария , игуменья, 1763. 54 Леохнов Антониевский, от Новгорода за Ильменем в 50 верстах, основан св. Антонием в исх. XVI века; упразднён в 1764 г. [V, 11.] Строители Св. Антоний Леохновский, 1597. Евфросин , 1648. Кассиан , 1650. Елиссей , 1662. Иона определён 19 янв. 1665, и в 1667. Лаврентий , 1737. Боголеп , 1744–47. Афанасий , 1755. Митрофан , архим., 1759 (Ист. Иер ). 55 Розважский Николаевский, в Новгороде, основан в 1552 г.; в 1611 разорён шведами и оставался в запустении до 1659; упразднён в 1802 г. [V, 712.] Игумены Иоаким , в авг. 1558. Трифон , в авг. 1568. Строители Иринарх , 1677. Сергий , 1680–86. Тихон , 1691. Маркелл , 1695–99. Леонид (игум.) 1749 и 50. Боголеп , 1757. Иоасаф (игум.) 1759–63. Виссарион (архим.) 1764 перев. из Сковородского. Макарий . 1769. Иероним (игум.) 1769. Строитель Иоанн , 1773–80, перев. в Старорусский Спасский. – Лаврентий (Ист. Иер., V, 476). – Феодосий , Грек, определён 1793, из Алекс. монахов, а 1798 перев. в Батуринский Крупицкий. 56 Верендовский Спасский, от Новгорода в 22 верстах, упразднённый. [III, 519.] Игум. Иона , 1596. Строитель Иов , 1628. 57 Благовещенский, под Новгородом, основан в исх. XII века; в 1721 приписан к Юрьеву; в 1750 – к Духову. Упразднён 1764 г. [III, 359.] Игумены Св. Феоктист 29 июля 1300 хирот. в еписк. Новгородского. Парфений , 1388. Захарий , 1421. Арсений , 2 дек. 1551. Трифон , 26 июля 1558. Иоасаф , 1592. Антоний , 1611 или 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 3). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 4111.jpg:   Размер: 316x1200, 0.38 MPix, 53 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (152) , (1) . Описание: [Россия. XVIII.] Собор Новгородских святых (фрагмент). Рисунок (прорись с иконы/изображение, кроме подписей святых в нимбах, зеркальное). Россия. XVIII века. Постников, 1899, таб. LXIX. Ретушировано. Файл 4112.jpg:   Размер: 406x567, 0.23 MPix, 36 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (128) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4114.jpg:   Размер: 894x626, 0.56 MPix, 95 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (150) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1221-photo

Фервуфа – апр. 4. Фива – снт. 3. Филикитата (Фелисата) – фвр. 1. Осчастливленная. Филиппия – апр. 21. Любящая коней. Филицата – янв. 25. Счастье . Лат. Филонилла – окт. 11. Фотина – мрт. 20. Светлая. Фотиния – фвр. 13. Харита – июня 1. Любезная. Харитина – окт. 5. Благодатная. Хариесса – мрт. 10, апр. 16. Милая, веселая. Хиония (Фиона) – апр. 16, июл. 16. Снежная. Хрисия – янв. –30. Христина (Крестина) – фвр. 6, мрт. 13, мая 18, июл. 24. Христова. Христодула – снт. 4. Раба Христова. Фекла – июн. 6, 9, авг. 19, снт. 24, нбр. 20. Совершение. Евр. Феодора (Феодора) – фвр. 11, мрт. 10, апр. 5, 16, мая 27, снт. 11, нбр. 14, дек. 30, 30. Божий дар. Феодосия (Федосья) – мрт. 20, апр. 3, мая 29, 29. Дар Богу. Феодотия – янв. 31, июл. 4, 29, снт. 17, окт. 22 нбр. 1, дек. 22. Богом данная. Феодулия (Феодула) – фвр. 5, снт. 25. Раба Божья. Феоктиста (Фектиста) – янв. 31, нбр. 9. Богом созданная. Феонилла – окт. 29. Феопистия – снт. 20. Богу верная. Феофания – дек. 16. Бога являющая. Феофила – дек. 28. Боголюбимая. Фессалоникия – нбр. 7. Победа фессалийцев. Фивея – снт. 5. Крепкая, верная. Фомаида – апр. 13. II. Указатель имен русских святых Авксентий – июня 12. Аврамий – (печенгский) фвр. 4, (печерский) снт. 28 (сн.719 стр.). Агафон – авг. 28. Адриан – (ондрусовский) авг. 26, (пошехонский) мрт. 5 (сн. 719 стр.). Александр – апр. 20. Алексий – снт. 28 (сн. 719 стр.). Аммон – авг. 28. Амфилохий – (глушицкий) окт. 12 и июня 1, (епископ) окт. 10. Анатолий – авг. 28. Андрей – (Боголюбский) июля 4, (белозерский) снт. 10. Андроник – июня 13. Анна – фвр. 10 (сн. 400 стр.). Антоний – (дымский) янв. 17, июня 24, (леохновский) в праздник Вознесения Господня и во 2 пятницу после 29 июня, (римлянин) янв. 17, (черноозерский) янв. 17. Аркадий – авг. 14, дек. 13. Арсений – (новгородский) июля 12, (печерский) авг. 28. Ахила – авг. 28. Афанасий – окт. 4 и июл. 20, (муромский) мрт. 8, (наволоцкий) янв. 18, (патриарх) мая 2, (печерский) авг. 28, (сяндемский) янв. 18. Варлаам – (керетский) нбр. 6, (шенкурский) июня 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Для окрестных жителей колокольня служила маяком церковной жизни. Находясь на несколько возвышенном месте и имея своего росту 35 метров с крестом, она была видна издалека через луга и пашни. Рассказывают, что когда ударяли в большой колокол, то даже в дальних деревнях прихода, за 5-6 километров, звук был такой, как будто бы звонят над крышами домов. Спать долго было невозможно, даже самые ленивые, крестясь, вставали к молитве и дневным заботам. Однажды большой колокол дал трещину. Горе для прихожан было неутешное. Решено было немедля отправить колокол на переплавку. На веревках, с предосторожностями, при большом стечении народа опустили колокол на землю. Но как везти его дальше? Помогла природная смекалка. В одной из деревень стоял тогда льнозавод, а в нем паровая машина от настоящего паровоза. Ненужные паровозные оси с колесами лежали поодаль, заросшие травой. Тут они и пригодились: из них устроена была телега, на которую водрузили опущенный колокол. Тянуть телегу собралось множество народу – и старый, и малый пришли со своими веревками, кто с короткой, кто с длинной, впряглись, и... телега побежала по мощеной дороге как бы сама собой – так легко было тянуть. Так тянули 8 километров до станции Перетерка бывшей тогда железной дороги Новгород – Старая Русса, оттуда его отправили в Валдай. Когда колокол был перелит и доставлен обратно, стали всем миром поднимать. Несколько веревок тянули больше ста человек. Но случилось непредвиденное: при подъеме оборвалась одна из веревок, и колокол рухнул вниз на мостовую. От края при ударе откололся кусочек. Все обмерли. Настоятель храма, помолясь, благословил приподнять и ударить в край молотом – раздался мощный ровный гул. Пронесся вздох облегчения, колокол звонил! Но все же подъем отложили на завтра. Утром после Божественной Литургии и святого причастия колокол был поднят с легкостью, хотя народу собралось и меньше вчерашнего. Было это в 1920-е годы. В середине 1930-х годов по распоряжению властей большие колокола были сняты с колокольни и отправлены в Новгород на переплавку " для нужд рабоче-крестьянского государства " . Когда сбрасывали самый большой колокол, он зарылся глубоко в землю, пришлось откапывать лопатами. Колокола разбивали кувалдами и везли на подводах осколки на ту же станцию Перетерка. Железный язык большого колокола в рост человека еще долго лежал в траве, пока не был сдан в металлолом.

http://sobory.ru/article/?object=44827

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010