Но необходимость справы по греческим первоисточникам несомненно сознавалась троицкими справщиками и выяснялась сама собой из оценки ими трудов Максима грека по исправлению книг, из пользования при исключении слова «и огнем» греческими служебниками и из ссылки их в свое оправдание на отсутствие этого прилога в греческих книгах. Представления троицких справщиков нашли для себя сильную поддержку в лице патриарха Филарета сряду после возвращения из плена и в управление этого патриарха оказывали свое доброе влияние на порядки книжной справы. Влияние это прежде всего сказалось на организации и выделении справщиков, как особых почетных должностных лиц на московском дворе печатном. В прежнее время должности печатника и справщика не были строго разграничены между собою, обе они сосредоточивались в одном лице главного печатника, к которому назначались еще помощники, «товарищи», как они называются в памятниках; должность и личность печатника затемняли и принижали собою личность и труд справщика, имя которого даже не выставлялось в предисловиях и послесловиях к изданным печатным книгам. Со времени же п. Филарета имена печатников начинают реже и реже выставляться в издаваемых печатных книгах и под конец управления его совсем в них не упоминаются 72 . В записях печатного двора с 1620 г. мы имеем уже точные данные для описания организации и состава справщиков. К этому времени состав их представляется уже совершенно обособленным от печатных мастеров; состав этих справщиков, мало известных в истории, начинает быстро пополняться и заменяться новыми людьми, удовлетворявшими самым строгим требованиям книжной справы, лицами по тому времени образованными; в числе их были и знатоки греческого языка и, что особенно важно, во главе их поставлены два опытных троицких справщика, старец Антоний Крылов и Арсений Глухой; последний назначен на печатный двор прямо на должность главного справщика и выполнял эту должность до самой смерти п. Филарета 73 . Не осталось без исполнения и другое заявление троицких справщиков о привлечении к книжной справе и лиц из почетного столичного духовенства, чтобы в тех случаях, когда в печатном дворе приступят к исправлению и изданию книг, эти лица предварительно просматривали печатаемые книги во избежание каких либо недоумений и противностей чистоте веры и богослужения. Такие особые наблюдатели за печатанием книг и цензоры их появляются в Москве именно при п. Филарете. Первым таким лицем нужно признать игумена московского богоявленского монастыря Илию, вторым – бывшего троицкого справщика, теперь ключаря московского большого успенского собора, священника Ивану Наседку, много потрудившихся в надзоре и исправлении изданных книг 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

9 сентября 1931 года иеромонах Пимен был награжден набедренником. А в 1932 году к празднику преподобного Пимена Великого новый управляющий Московской епархией архиепископ Дмитровский Питирим (Крылов) возложил на отца Пимена наперсный крест. В апреле 1932 года 21-летнего иеромонаха арестовывают в первый раз. Он подпал под массовые аресты священнослужителей, проводившиеся с целью ликвидации нелегальных монашеских общин. В своих показаниях на допросе 20 апреля 1932 года он не побоялся исповедовать Христа перед гонителями Церкви: «Я человек глубоко верующий, с самых малых лет я воспитывался в духовном духе. Имею письменную связь с сосланным, с Варнавой иеромонахом, которому иногда помогаю материально. Антисоветской агитацией я никогда не занимался и не занимаюсь. Ни в какой а/с группировке не состою, никогда не распространял провокационных слухов, что в СССР идет гонение на религию и духовенство. Воспитанием молодежи в антисоветском духе я не занимался. Состою регентом при церковном хоре, после окончания богослужений и до ко мне приходили на квартиру певчие хора, но а/с разговоров я с ними не вел». Девятнадцать человек, проходивших по делу, были освобождены, среди них был и иеромонах Пимен. Заседание коллегии ОГПУ, утвердившее решение о его освобождении, состоялось 4 мая 1932 года. Арестовывавшиеся в этот период священнослужители в основном находились в оппозиции митрополиту Сергию, и возможно, что решение об освобождении иеромонаха Пимена было принято, когда следователи поняли, что он не принадлежит к непоминающим. Иеромонах Пимен и епископ Антоний. Павел Корин. 1935 г. Однако спокойно совершать свое служение власти ему тоже не дали. В октябре 1932 года он был призван в ряды Красной армии и направлен в 55-й отдельный конный транспорт, стоявший в городе Лепеле Витебской области Белоруссии. Тут он прослужил до декабря 1934 года. За время службы в армии он получил образование фельдшера и ветеринара, которое так пригодилось ему в последующие годы, позволив выжить во время лагерных заключений и в годы войны. В конце 1934 года молодой иеромонах вернулся к служению в храме Богоявления в Дорогомилово.

http://pravoslavie.ru/36227.html

Помимо книг, проданных в разные города, третье издание «Служб и жития Николая Мирликийского» приобретали непосредственно работники Московского печатного двора, которые были активными покупателями. В «Книге записной книжным продажам» содержится подробная информация – кому и сколько книг было продано. В их числе были и справщики, подготовившие издания «Николина жития» 1118 . Во времена патриаршества Иоасафа прежние филаретовские справщики, которых возглавляли опытные и достаточно хорошо образованные Антоний Крылов и Арсений Глухой, были заменены новыми людьми 1119 . Главными справщиками, сменяя друг друга, стали сначала игумен кожеезерского монастыря Авраамий (1633 г.осень 1634 г.), затем игумен московского Богоявленского монастыря Варлаам (осень 1634 г.май 1638 г.). Старец Арсений Глухой был вторым справщиком с осени 1633 г. по май 1638 г., а затем на короткое время (до двух лет, так как в 1640 г. он уже не числился на Печатном дворе) он вновь стал главным справщиком, сменив игумена Варлаама. Третьим до осени 143 (1636) г. был служивший ещё при патриархе Филарете, справщик Сергий, которого сменил старец Савватий, остававшийся на Московском печатном дворе и при патриархе Никоне . Места младших справщиков занимали вдовый дьякон Сергей Иванов (ноябрь 1636 г.конец 1637 г.), вдовый дьякон Иван Иванов Селезнев из книжных чтецов Печатного двора (начало 1638 г.декабрь 1641 г.) и мирянин Шестой (Шестак) Мартемьянов (с марта 1640 г. до патриаршества Никона) 1120 . В феврале 1640 г. к справщикам были присоединены протопопы Иоаким и Михаил Рогов и ключарь Успенского собора Иван Наседка. С декабря 1641 г. в справщики был зачислен Захар Афанасьев Подосенов 1121 . Таким образом, в начале 40 гг. XVII в. справщиками на Московском печатном дворе служили: протопоп кремлёвского Александро-Невского собора Иоаким; протопоп собора Черниговских чудотворцев Михаил Рогов, родом из Поморья, «из Сумского острога Соловецкого монастыря вотчины»; Иван Наседка, бывший клементьевский священник, а теперь ключарь Успенского собора в Кремле, чаще именуемого Большой собор Успения Пречистой Богородицы 1122 ; старец Савватий; вдовый дьякон Иван Селезнев; мирянин Шестой (Шестак) Мартемьянов и ещё один мирянин, родом вологжанин, Захар Афанасьев Подосенов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При совершении литургии и отпевания присутствовали: родственники почившего, и. д. командира Корпуса, командующий 10 кавалерийской дивизией граф Ф. А. Келлер, Харьк. губернатор, камергер Высочайшего Двора М. К. Катеринич, вице-губернатор г. Масальский-Кошуро, попечитель учебного округа П. Э. Соколовский, прокурор судебной палаты А. А. Крылов, прокурор окружного суда Н. А. Волчанецкий, председатель окружного суда П. А. Филиппов, начальник жандармского управления генерал-майор А. Н. Рыковский, представители города, земства, купечества, общественных учреждений секретарь и чиновники Дух. Консистории в полном составе, начальствующие лица всех епархиальных учреждений и духовно-учебных заведении с преподавательской корпорацией и учащимися от Дух. Семинарии, Духовного Училища, Епархиального женского Училища и городских церковно-приходских школ и масса народа. После отпевания последовало перенесение тела почившего Архиепископа к могиле, устроенной в Трехсвятительской церкви Покровского монастыря близ могилы Архиепископа Мелетия. Похоронная процессия последовала из западных дверей Озерянской церкви в том же порядке, в каком было совершено перенесение тела из архиерейских покоев в церковь , а затем последовало обнесение тела вокруг церкви с пением ирмосов великого канона «Помощник и Покровитель». Крышку гроба несли диаконы, а гроб назначенные протоиереи и иереи. Во главе процессии следовали: Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний, Высокопреосвященнейший Архиепископ Стефан и Преосвященнейший Епископ Феодор с духовенством. При выходе процессии из храма войска взяли «на молитву», военные оркестры заиграли гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» и раздался погребальный звон всех городских церквей. По прибытии в Трехсвятительскую церковь и совершении краткой литии, кипарисовый гроб с телом почившего Архиепископа Арсения был поставлен в цинковый гроб и опущен в устроенный в церкви склеп-могилу. Погребение закончилось около 4 часов дня, а затем в епархиальном доме была предложена трапеза, которую разделили участвовавшие в богослужении Архипастыри и духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

с написанным после Собора соч. Иоанна Наседки «Изысканное от многих Божественных книг свидетельство о прикладе огня» показало, что речь Д. явилась одним из главных источников начальной части этого труда (возможно, и остальной текст сочинения Иоанна Наседки основан на речи преподобного). Прп. Дионисий Радонежский. Икона. 3-я четв. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) Прп. Дионисий Радонежский. Икона. 3-я четв. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) Работа Собора завершилась полным оправданием Д. и его помощников. Арсений Глухой и Антоний (Крылов) стали справщиками Московского Печатного двора, а Иоанн Наседка - священником придворного Благовещенского собора. Д. вернулся в Троице-Сергиев мон-рь и управлял им до кончины. Когда вскоре после решений Собора обитель посетил патриарх Феофан, он, по свидетельству Иоанна Наседки, снял клобук и, преклонившись им к раке прп. Сергия, возложил на голову Д.- «да будеши первый старейшинства над иноки многими по нашему благословению» (Житие. С. 460) (в описях Троице-Сергиевой лавры клобук Иерусалимского патриарха не упом.). Начало 2-го периода управления Д. Троице-Сергиевым мон-рем ознаменовалось рядом важных работ, цель к-рых состояла в том, чтобы дать троицким властям материал об истинном состоянии владений монастыря. В 1621 г. группа соборных старцев во главе с Макарием (Куровским) сделала опись жалованных грамот и поземельных актов, хранившихся в монастырской казне. В 1623 г. были составлены т. н. сыскные книги, в к-рых свидетельства документов о монастырских владениях были дополнены записями опросов населения на местах троицкими слугами. Были продолжены и внутривотчинные описания троицких владений, от которых сохранилась лишь небольшая часть. За время 2-го настоятельства Д. земельные владения Троицкого монастыря незначительно увеличились за счет приписки к нему 2 небольших обителей: Антониевой Покровской пуст. в Переяславском у. (ранее состоявшей во владениях митрополичьей кафедры) в 1627-1628 гг. и чердынского во имя апостола Иоанна Богослова мужского монастыря на Урале в 1632 г. Начиная со 2-го десятилетия XVII в. землевладение мон-ря стало заметно расти за счет вкладов как знати и представителей верхушки приказной бюрократии, так и мелких и средних провинциальных детей боярских. Одной из причин такого расширения троицкой вотчины были, как свидетельствует Симон (Азарьин), особые старания Д. по организации постоянного заздравного и заупокойного поминовения вкладчиков (на литургии, служением панихид, молебнов), преподобный «не хотел ни единаго гроба» вкладчиков «поминути» (пропустить) (эти распоряжения настоятеля, увеличивавшие время богослужения, вызывали недовольство части братии). К 20-м гг. XVII в. исследователи относят появление протографа сохранившихся троицких вкладных книг 1639 и 1673 гг.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Только в 1626 г. Филарет решился это сделать, побуждаемый грамотами патриархов иерусалимского и александрийского 577 . В виду указанных сотрудниками Дионисия погрешностей в богослужебных книгах, при Филарете относились к ним с большою осторожностью. Устав, отпечатанный в 1610 г. и найденный неисправным, был, по его повелению, отобран у церквей и монастырей и сожжен. Вновь печатаемые книги правились справщиками более или менее опытными, начитанными, знакомыми с грамматикой и риторикой (Арсений Глухой, Иван Наседка, Антоний Крылов, богоявленский игумен Илия, мирянин Григорий Онисимов и др.). В пособие им, по распоряжению царя и патриарха, были собраны из разных городов «харатейные книги добрых переводов». К греческим спискам справщики едва – ли прибегали, хотя некоторые знали греческий язык. Сам Филарет нередко свидетельствовал печатаемые книги. Из московской типографии при нем вышло книг больше, чем во все предшествующее время 578 . Они рассылались по церквам, монастырям и книжным лавкам по той цене, «во что стали в печати», иногда же бесплатно. При этом не запрещалось употребление книг, отпечатанных при прежних патриархах, хотя они признавались неисправными. Понятно, что это мешало водворению полного однообразия в богослужебной практике; притом же и в Филаретовских изданиях одной и той же книги нередко допускались разности 579 . Свидетельством забот Филарета о водворении богослужебного порядка еще осталось «Сказание действенных чинов св. соборный церкви Успения пр. Богородицы», представляющее собою особенный устав для Москвы на те церковные празднества и торжества, которые совершались в ней большею частью при участии патриарха и царя; здесь собраны существовавшие прежде чины и частью изменены 580 . Почти таким же образом, как при Филарете, печатались книги и при его преемнике, Иоасафе I. Типография работала не менее деятельно; справщики были выбраны из «старцев гораздых грамоте», созванных из разных концов России (наиболее известен Вас. Феод. Бурцев); для пособия вытребовались старинные рукописи из различных монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Приостановившись года на три (1611 – 1613) по случаю истребления пожаром типографского двора, печатание книг продолжалось и в период междупатриаршества 575 . В это время надумали было править книги не только по славянским, но и по греческим спискам. С этою целью к делу привлекли лиц, знавших греческий язык, троице – сергиевских инока Арсения Глухого и архимандрита Дионисия; им помогали Антоний Крылов, библиотекарь Троице – Сергиевой лавры, и Иван Наседка, Клементьевский поп. Под руками у них было 5 греческих и до 12 славянских списков потребника (или служебника). Полтора года просидели они за работой, исправили потребник или служебник и пересмотрели некоторые изданные раньше книги (цветную триодь, октоих, общую и месячную минею, псалтирь, канонник и церковный устав). Везде они нашли много ошибок. Из сделанных ими в потребнике исправлений особенно замечательны следующие: в чине водоосвящения на день Богоявления, в молитве «сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом твоим Святым и огнем» они зачеркнули слова «и огнем», как позднейшую прибавку; во многих молитвах, обращенных к одному лицу Св. Троицы, но имевших в заключении славословия, обращенные ко всем трем лицам («и тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Св. Духу»), переделывали концы. Нашлись недовольные их исправлениями; некоторые стали говорить, что они «имя Св. Троицы в книгах марают, Духа Св. не исповедуют, яко огнь есть», и хотят вывести огонь из мира. Напрасно те защищались. Собор 1618 г. осудил их и они были подвергнуты наказанию. Особенно много пострадал архим. Дионисий: лишенный священства, он был заключен в Новоспасский монастырь, подвергаем истязанию и всенародному посмеянию 576 . Только в следующем году, благодаря заступничеству иерусал. патр. Феофана, он был освобожден. Тот же Феофан уговорил патр. Филарета снова пересмотреть дело Дионисия и его сотрудников. В 1819 г. составился новый собор и они получили полное оправдание. Однако добавка «и огнем», против которой они восставали, не была исключена из требника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

К стр. 196 84 . Прибавление: 15 . ЕВЛАМПИЙ Введенский. В 1806 году, Января 18, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1809 году, Апреля 16 переведён в Калугу. 16 . ПАРФЕНИЙ Петров из Архимандритов первоклассного Юрьева монастыря пожалован в 1809 году, Апреля 16, а хиротонисан Июня 6. В 1810 году, Декабря 12, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. К стр. 200 85 . Прибавление: 17 . АРСЕНИЙ II Москвин в 1810 году, Мая 6 скончался. Погребён в Воронежском Соборе Архимандритом и Ректором Афанасием. 18 . АНТОНИЙ Соколов. В 1810 году, Сентября 23 переведён из Епископов Старорусских, Викариев Новгородских. К стр. 202 86 . Прибавление: 5 . МИХАИЛ I. Миткевич пожалован в 1772 году, Августа 2, а хиротонисан Декабря 5 в Казани Преосвященными Казанским и Вятским. 6 . ВЕНАМИН Багрянский. В 1814 году, Июля 8, скончался. 7 . МИХАИЛ II Бурдуков. Из Ректоров Тверской Семинарии, Архимандритов Колязинских, пожалован в 1814 году, Августа 7, наречён Октября 16 в Московской Святейшего Синода Конторе и 18 хиротонисан в Московском большом Успенском Соборе. К стр. 205 87 . Прибавление: 7 . ЕВГЕНИЙ Романов. В 1808 году, Декабря 12, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1811 году, Декабря 9, скончался, погребён по завещанию его в приходской города Костромы Богословской церкви. 8 . СЕРГИЙ Крылов-Платонов из Архимандритов Ново-Спасского монастыря и Ректоров Санкт-Петербургской Александро-Невской Академии, пожалован в 1812 году, Марта 3, а Марта 17 хиротонисан в Санкт–Петербурге в Казанском Соборе. К стр. 207 88 . Прибавление: 6 . ФЕОФИЛ Раев. В 1812 году, Декабря 23, скончался. 7 . ИОНА Васильевский, в 1812 году, Марта 3, пожалован, а Марта 24 хиротонисан в Санкт-Петербурге в Казанском Соборе из Инспекторов Академии Санкт-Петербургской духовной и Экономов, Архимандритов Иосифова Волоколамского монастыря. К стр. 213 89 . Прибавление: 28 . ФЕОФАН Шиянов. В 1810 году, Декабря 12, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1813 году, Января 14, скончался. 29 . АНАТОЛИЙ Максимович из Архимандритов Сергиевой приморской пустыни и Ректоров Санкт-Петербургской Александро-Невской Семинарии. Пожалован в 1812 году, Марта 3, а Марта 31 хиротонисан в Санкт-Петербурге в Казанском Соборе. Он Кавалер Ордена Св. Анны 1 класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию старым чином в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором 23 января 2018 г. 09:26 22 января 2018 года, в день празднования святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры  имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит  Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья. За богослужением, которое совершалось древнерусским чином, архипастырю сослужили руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции , настоятель Покровского храма в Рубцове, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры священник Михаил Желтов, а также клирики старообрядных приходов Русской Православной Церкви из города Москвы и Московской области, Киевской митрополии , Тихвинской , Ростовской и Новочеркасской , Нижнетагильской , Кузнецкой , Иваново-Вознесенской , Лысковской , Витебской , Ростовской  епархий. В числе сослужащего духовенства единоверческих старообрядных приходов — архимандрит Иринарх (Денисов), архимандрит Ахилла (Шахтарин), игумен Кирилл (Сахаров), иеромонах Сергий (Гапонов), иеромонах Антоний (Аненко), иеромонах Варсонофий (Яшин), протоиерей Евгений Саранча, протоиерей Борис Кицко, протоиерей Сергий Гончаров, протоиерей Георгий Крылов, протоиерей Виктор Баденков, иерей Андрей Фастов, иерей Алексей Гугливатый, иерей Сергий Чиж, иерей Даниил Хохоня, иерей Валерий Булычев, иерей Сергей Комаров, иерей Сергий Ефременко. За богослужением молились учредитель благотворительного Фонда святителя Григория Богослова В.С. Якунин, исполнительный директор фонда, член Наблюдательного совета Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции Л.М. Севастьянов, а также представители администрации, члены профессорско-преподавательского состава и учащиеся ОЦАД.

http://patriarchia.ru/db/text/5135087.ht...

Архив Пн В Михайловской Слободе (Московская область) состоялись торжества по случаю 210-летия единоверия 22 сентября 2010 г. 20:24 18-19 сентября 2010 года в Михайловской Слободе (Раменский район Московской области) состоялись праздничные мероприятия по случаю 210-летия единоверия. 18 сентября, накануне праздника, в храме Архангела Михаила в Михайловской Слободе было совершено всенощное бдение, которое по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия  возглавил управляющий приходами Русской Православной Церкви Заграницей  в Южной Америке епископ Каракасский Иоанн . Кроме духовенства Михаило-Архангельского храма, в богослужении приняли участие священноигумен Серафим (Варванин), насельник Нежинского Благовещенского мужского монастыря; священноинок Сергий (Гапонов), настоятель единоверческого храма Покрова Пресвятой Богородицы села Малое Мурашкино Нижегородской епархии ; священноинок Спиридон (Федотов), настоятель Георгиевского храма г. Краснодара; диакон Максим Плякин, клирик Христо-Рождественского храма г. Саратова. 19 сентября, в день праздника, богослужение началось совершением воскресной полунощницы, после чего в храм прибыл митрополит Ювеналий. Владыка приветствовал паству и епископа Каракасского Иоанна, с которым он совершал совместное служение в Михайловской Слободе в прошлом году по случаю 320-летия Михаило-Архангельского храма. Помимо совершавших накануне всенощное бдение иерархов и духовенства, в торжествах в этот день приняли участие московские священники: настоятель храма Новомучеников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов, клирик Покровского храма в Рубцове священник Иоанн Миролюбов и клирик храма Спаса Нерукотворенного Образа в Кунцеве диакон Антоний Алексеенко. Перед началом богослужения делегация Михайло-Архангельской единоверческой общины вручила митрополиту Ювеналию памятный подарок — напрестольный крест. Во время чтения часов были совершены хиротесии М.Л. Верялина, А.Ю. Булычева и В.В. Булычева в свещеносцев, а затем во чтецов, а инока Антония (Аненко) в свещеносца, чтеца и иподиакона.

http://patriarchia.ru/db/text/1281165.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010