РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 19 апреля (2 мая) Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии Священноисповедник Виктор родился 21 мая 1878 года в семье псаломщика Троицкой церкви села Золотого Камышинского уезда Саратовской губернии Александра и его супруги Анны Островидовых и в крещении был наречен Константином. В 1888 году, когда ему исполнилось десять лет, он был отдан в приготовительный класс Камышинского духовного училища и через год был принят в первый класс. По окончании в 1893 году училища он поступил в Саратовскую Духовную семинарию и окончил ее по первому разряду. В 1899 году Константин поступил в Казанскую Духовную академию. Ему, как успешно выдержавшему приемные экзамены, была предоставлена стипендия. Уже в студенческие годы у него проявились яркие дарования в области гуманитарных наук, интерес к отечественной словесности, философии и психологии. Он стал одним из активнейших деятелей и товарищем председателя студенческого философского кружка. По окончании в 1903 году академии Константин Александрович был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в Духовной семинарии. 28 июня 1903 года епископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) постриг его в мантию с именем Виктор; на другой день он был рукоположен во иеродиакона, а на следующий – во иеромонаха и вскоре назначен в город Хвалынск настоятелем организуемого в это время Свято-Троицкого подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Свято-Троицкое подворье было учреждено 5 декабря 1903 года вследствие ходатайства городских властей перед епархиальным архиереем епископом Гермогеном (Долганевым) для предотвращения развития старообрядческого раскола в Хвалынском уезде. Подворье, приписанное к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю, должно было служить миссионерским нуждам и со временем преобразоваться в самостоятельный монастырь. В феврале 1904 года, во время Великого поста, в зале музыкального училища города Саратова иеромонахом Виктором были прочитаны три лекции. Первая лекция состоялась в воскресенье 15 февраля и привлекла массу слушателей: все проходы между рядами, хоры и фойе были заняты; на лекции присутствовали епископ Гермоген, саратовский губернатор П. А. Столыпин с женой и дочерью, католический епископ Рооп, ректор Саратовской Духовной семинарии, директора гимназий, духовенство и миряне. Темой лекции была «Психология “недовольных людей” в произведениях М. Горького».

http://fond.ru/kalendar/385/viktor/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 19 мая (1 июня) Священномученики Онуфрий (Гагалюк),  архиепископ Курский, Антоний (Панкеев),  епископ Белгородский, Виктор (Каракулин), Ипполит (Красновский), Митрофан (Вильгельмский), Александр (Ерошов), Михаил (Дейнека), Матфий (Вознесенский), Николай (Садовский), Василий (Иванов), Николай (Кулаков), Максим (Богданов), Александр (Саульский), Павел (Попов), Павел (Брянцев), Георгий (Богоявленский) и  мученик  Михаил (Вознесенский) С вященномученик Онуфрий  родился 2 апреля 1889 года в селе Посад-Ополе Ново-Александрийского уезда Люблинской губернии и в крещении наречен был Антонием. Его отец, Максим Гагалюк, по происхождению был малороссом, из крестьян Подольской губернии. Много лет он прослужил ефрейтором крепостной артиллерии в гарнизонах, расположенных в различных городах Польши. По окончании службы он устроился лесником в казенное лесничество Люблинской губернии и теперь, обустраивая свою жизнь, женился на девушке из бедной семьи поляков-католиков Екатерине. У них родилось шестеро детей: три мальчика и три девочки. Дом лесника стоял в семи верстах от ближайшей деревни и в тридцати семи верстах от ближайшего города Ново-Александрии. Местоположение дома обусловило и образ жизни семьи: общаться дети могли только друг с другом. Когда Антонию было пять лет, с его отцом случилось несчастье. Совершая зимой обход леса, он застал четырех мужиков, без разрешения рубивших казенный лес. Застигнутые на месте преступления, они стали просить Максима не записывать их имен для последующего наложения штрафа, но он отклонил их просьбу, и тогда мужики набросились на лесника и стали его избивать. Обладая большой физической силой, Максим сколько мог отбивался от них и в конце концов обратил их в бегство, правда, сам был ранен в руку и в голову – как-никак порубщики имели при себе топоры. С большим трудом Максим добрался до дома, где жена, омыв раны, уложила его в постель. В ту же ночь мужики-порубщики подожгли их дом. Максим лежал в это время в комнате, освещенной ярко горевшей лампой, отчего пожар был замечен не сразу, а уже тогда, когда огонь стал пробиваться в комнату. Екатерина бросилась спасать детей, но так как наружная дверь уже была объята пламенем, она, выбив оконную раму, стала бросать их на снег, предварительно закутывая в одеяла. Отец с матерью, выбравшись из горящего дома через окно, сами остались живы, но никаких вещей спасти не удалось. Вскоре из соседней деревни прибыли на подводах крестьяне: Максима отвезли в город в больницу, а Екатерину с детьми приютили в деревне.

http://fond.ru/foto/437/Aleksandr/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 27 июля (9 августа) Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии Священномученик Амвросий родился 28 декабря 1867 года в посаде Тышовцы Томашовского уезда Люблинской губернии в семье мещанина Ивана Гудко, бывшего до его перехода в 1875 году в православие униатом. В крещении священномученик наречен был Василием. Впоследствии он писал, что за свое происхождение не из знатного рода, а из среды бедного, серого мещанства он благодарит и благословляет Господа, потому что жизнь в этой среде приучила его с детства не только умом, но и сердцем знать и понимать, что такое нужда и бедность и как тяжко бедные люди страдают и обливаются слезами, когда ниоткуда не видят помощи; но за то искренне ценят и всякую помощь, и ласку со стороны людей добрых и состоятельных «Промыслу Божию, – писал он, – угодно было поставить меня в такие усло­вия, чтобы первые лучи моей сознательной жизни и передовые движения моей мысли и сердца до крайней болезненной чувстви­тельности были поражаемы горем и горькими слезами близких мне и дорогих мне людей, тяжко страдавших от человеческой гру­бости, духовной темноты и невежества. И под такими безотрад­ными впечатлениями прошли, можно сказать, все годы моей юности. Вследствие того в сердце юноши стал вырисовы­ваться с определенностью и ясностью путь такой жизни, при которой бы явилась возможность с большей свободой все свои силы посвятить на спасение родного народа от окружающей его духовной тьмы – этой главнейшей виновницы почти всех его бедствий и страданий». В 1883 году Василий окончил прогимназию в городе Грубешове, в 1889 году – Холмскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Он учился в акаде­мии в то время, когда инспектором в ней был иеромонах Антоний (Храповицкий), под влиянием и заботливой опекой которого он тогда оказался; и тот вдохновил его выбрать монашеский путь. В монашество он был пострижен в 1891 году ректором академии епископом Выборгским Антонием (Вадковским) с именем Амв­росий. В том же году монах Амвросий был рукоположен во иеро­диакона, а 30 мая 1893 года – во иеромонаха.

http://fond.ru/foto/585/Amvrosiy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 7 (20) июня Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Кунгурский Священномученик Андроник родился 1 августа 1870 года в селе Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Александра Георгиевича Никольского и в крещении был наречен Владимиром. Дед его, Георгий Гаврилович Никольский, был священником в храме села Княжево Мышкинского уезда. Отец, Александр Георгиевич, служил с 1867 года псаломщиком в Преображенском храме села Поводнево, ему исполнился тогда двадцать один год; впоследствии он был рукоположен во диакона к этой же церкви. В Поводнево в то время было около сорока домов, в которых проживало около двухсот пятидесяти жителей, а весь приход состоял из восемнадцати деревень с тысячью прихожан. Настоятелем Преображенского храма был священник Петр Богословский, который оказал значительное влияние на маленького Владимира. Отец Петр часто посещал дома своих прихожан; приглашенный совершить в том или ином доме требу, он тут же проверял детей, насколько они знают молитвы, если те их не знали и неисправно посещали храм, он делал им замечание, но тут же и учил, как молиться, а родителей учил, как воспитывать детей христианами. Он беседовал с прихожанами как отец с детьми, и эта беседа оставляла в их душах более глубокий след, чем сказанная в торжественной обстановке красноречивая проповедь. У священника был столь большой авторитет, что ни одного дела прихожане не начинали без его благословения, а уж благословившись, совершали дело со спокойной совестью, как перед Богом. В 1880 году Владимир поступил в Угличское духовное училище, а по окончании его в 1885 году – в Ярославскую Духовную семинарию. В 1891 году он окончил семинарию по первому разряду и поступил в Московскую Духовную академию. Сразу же по поступлении, по совету и благословению отца Иоанна Кронштадтского он изъявил желание принять монашество – случай в те времена нечастый, свидетельствовавший о большой решимости и твердости характера юноши. 31 июля 1893 года, перед днем его рождения, в храме Московской Духовной академии во время всенощной после великого славословия ректор академии архимандрит Антоний (Храповицкий) постриг его в монашество и нарек ему имя Андроник в честь преподобного Андроника, ученика преподобного Сергия Радонежского .

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/467/Vlad...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – январь 2020 22 мин., 02.01.2020 Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — – 2020. 1-я страница обложки: Ночное звездное небо над темным еловым лесом. Снизу в высоту поднимается святящийся облачный столб, постепенно растворяющийся в небесах. Надпись, отмеченная изображением Рождественского вертепа и Вифлеемской звезды: ЗА ВАМИ ПРИШЛИ. В нижней части обложки пояснение: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: ПУТЬ К БЕССМЕРТИЮ ОТКРЫТ. Пролог : (на заставке фото Натальи Фаустовой) Дмитрий Мишутин . « За половину укатилось мое лето. ..». Стихотворение//Фома. - – январь 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: январь //Фома. - – январь 2020. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 2 января. День памяти святого Иоанна Кронштадтского . [Цитата святого: «Ближнего надо еще более любить, когда он согрешает против Бога или против нас...»]. Ил.: Фотопортрет святого Иоанна Кронштадтского. - С.4; 25 января. Татьянин день. [В этот день также отмечается 25-летие возрождения храма мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова. В прошлом году на фасаде храма были установлены памятные доски с именами святых, учившихся или преподававших в МГУ. На досках увековечены имена 20 святых — все они принадлежат к Собору          новомучеников и исповедников Церкви Русской]. Ил.: Храм мученицы      Татианы и памятные доски. Фото Александра Гаврилова. - С.4; 19 января. Крещение Господне . [Митрополит Сурожский Антоний : «Когда Христос вышел из вод Иордана, Он оставался тем же безгрешным Спасителем Христом, каким Он был, когда в них погрузился, но Он нес на Себе всю тяжесть тысячелетней истории человеческого греха...»]. Ил.:        Крещение Господне. Михаил Нестеров, Роспись в крестильне  Владимирского собора в Киеве. 1890-1894. - С.4; 7 января. Рождество Христово . [ Патриарх Кирилл . Из рождественского интервью телеканалу « Россия », 2019: «Замечательные слова есть в Священном Писании: свет во тьме светит, и тьма не объяла его . Свет Рождества, то есть тот свет, который пришел в мир через рождение Господа и Спасителя нашего. Какие только силы не работали на          протяжении этих двух тысяч лет, чтобы этот свет заглушить! Перечислять невозможно, а он светит!..»]. Ил.: Рождество Христово. Миниатюра из Минология Василия II. 985; Патриарх Кирилл. Фото пресс-службы патриарха Московского и всея Руси. - С.4-5.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1201-y...

священник Владимир Соколов Раздел второй. Разум и мистика. Наука и мистика. Технология и мистика Разум и мистика «Оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» ( Притч.9:6 ) О разуме в святоотеческом богословии и аскетической традиции Сегодня распространилось какое-то странное отношение к уму. Часто с амвона или в беседах можно услышать: «Диавол действует через ум, поэтому уму доверять нельзя – им оправдывается любая ложь. Доверять надо, поэтому, только сердечному чувству, а уму ни в коем случае. Ум вообще надо в Церкви отложить – он только мешает нам молиться и спасаться». Принято считать, что именно так учили святые отцы. Но так ли это? Если обратиться к текстам святых отцов, то можно увидеть, что у них возражений против ума нигде не встречается. Напротив, уму отводится очень важная роль в аскетическом подвижничестве. Святитель Григорий Палама писал: «Мыслительная и разумная природа души одна лишь и создана Богом в большей степени по образу Божию… “Образ» находится не в теле, а в уме, высшей части человеческого естества. Если бы в человеке было что-нибудь еще более высокое, тогда “образ» находился бы там» 166 . Его поддерживает святитель Григорий Богослов : он считает, что «душа есть Божественная некая струя и приходит к нам свыше или вся или правитель ее – ум» 167 . Преподобный Макарий Великий называет ум «кормчим сердца», а преподобный Антоний Великий величает его «органом духовного зрения». «Божественность есть ум и слово… – говорит святитель Григорий Нисский . – Видишь в себе самом и слово, и разумение, подражание истинному уму и слову» 168 . Ум, по мнению отцов, «до некоторой степени родственен Богу, он служит умственным образом Его, и именно поэтому может знать кое-что о природе Божества» ( Ориген ) 169 . Поэтому отцы советуют ум «упражнять, чтобы он был светел и чист и мог хорошо различать, что требуется для нас, чтоб очистить душу от страстей и украсить ее добродетелями» 170 . Ум нужен для того, чтобы очищать душу от страстей. «Страсть есть неразумная любовь, – поясняет преподобный Максим Исповедник , – либо слепая ненависть» 171 . Следовательно, избавиться от страсти можно путем разумения, – путем приведения неразумной любви к разумной, либо приобретением зрения в душе, прекращающего ее слепоту. Но «ум в душе», говорит преподобный Иоанн Дамаскин , это то же самое «что глаз в теле» – он «дух», созерцающий то, что происходит в душе 172 . Поэтому именно он избавляет душу от слепоты, врачует ее от страстей. Очищение от страстей является важнейшей задачей в деле спасения, поэтому ум имеет и сотериологическое значение. Благодаря уму происходит и обожение человека. Сначала, говорит святитель Григорий Палама , ум приобщается Божественному сиянию, а через него и тело становится светоподобным. По важности, которой определяется духовное делание, занятия умом стоят на втором месте после молитвы. «Все свободное время, после молитвы, – поучает Никодим Святогорец , – употребляй на чтение и размышление» 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

Скачать epub pdf «Высокопреподобнейшему, глубокочтимому, душевноуважаемому попечителю и руководителю душ наших во спасение, отцу нашему духовному иеросхимонаху Иерониму сие священное Евангелие, словесами коего Вы нас питали, приносит Вам благодарное братство в незабвенную память и знак своей сыновней любви к Вам и почтения» с. 373]. Так приветствовало братство Русского на Афонской Горе Пантелеимонова монастыря своего старца-духовника, поднося ему памятный подарок ко дню ангела. Почти полвека, с 1840 по 1885 год, провел отец Иероним в духовнических трудах, напитав пищей духовной, воспитав (в подлинном смысле этого слова) и взрастив в меру возраста Христова сотни душ. Пол-Афона было в его духовных чадах: русские, греки, сербы, болгары, грузины, молдаване. И если Афон, как писал в одном из своих писем владыка Антоний (Храповицкий) , детоводил вселенную, то великий старец детоводил афонцев. Имел отец Иероним и множество yчehukob-мipяh – «заочных» духовных чад, которые отправляли ему на Афон письма, сделав на конверте помету: «Исповедное» или «Секретное». «Не ищи здесь ничего, на земли, кроме Бога и спасения души», – учил отец Иероним с. 520]. Спасение, благоугождение Богу – наша единственная цель, а «любящим Бога все споспешествует во благое» ( Рим. 8:28 ), – часто повторял старец апостольские слова. Он наставлял: «Спасение везде можно обрести: где только человек понудится творить волю Божию, там и спасется. Разными средствами Бог спасает людей. Предписывать правила к прохождению духовного жития весьма трудно по разнохарактерности людей, по различным путям ко спасению, а главное – то, что всякое установление может только стеснить совесть» с. 428, 616, 812]. Однако существуют общие основы и принципы воспитания православного христианина, спасающегося человека, стремящегося к стяжанию христианских добродетелей – они четко прослеживаются в словах и наставлениях батюшки, обращенных как к монастырским послушникам, так и к мipckuм людям, они ясно видны в назидательных примерах из его жизни. Это те принципы, которые легли в основу аскетической системы старца-духовника иеросхимонаха Иеронима, сформировавшейся на основании слова Божия и святоотеческого учения и направленной на благоугождение Богу и спасение в иноческом чине и в мipy.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/ier...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Памвы Память 18 июля Преподобный Памва прожил до старости постником в пустыне у горы Нитрийской, в Египте 4699 . Об его добродетельной, богоугодной и святой жизни рассказывают многие великие отцы, как будет видно из дальнейшего повествования, собранного из различных источников. Прежде всего преподобный Антоний Великий 4700 сказал о нем, что страхом Божиим (которого был преисполнен Памва) он вселил в себя Духа Божия. Преподобный Пимен сказал: – Три дела мы видели у отца Памвы: голод всякий день, молчание и рукоделие. Преподобный Феодор Студит 4701 о том же блаженном отце дает такое свидетельство: «Памва и деянием и словом да ублажится достойно, яко высокий» 4702 . Сократ же Схоластик 4703 пишет о нем, что в начале своего иночества он, будучи неграмотным, пришел к одному из братий, чтоб научиться у него псалмам Давидовым. Услышав в самом начале первый стих тридцать восьмого псалма, а именно: «буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим», он не захотел слушать других стихов, но ушел со словами: – Довольно мне этого одного стиха, если я научусь исполнять его на деле. И после уже не приходил к учителю. Спустя шесть месяцев его увидал где-то учитель и спросил его: – Почему ты до сих пор не приходил ко мне? Памва ответил: – Не научился еще исполнять на деле того стиха. Потом, по прошествии многих лет один из знакомых отцов спросил его: – Научился ли ты уже, брат, тому стиху? Памва ответил: – Девятнадцать лет не переставая учился и едва привык на деле исполнять то, чему он учит. Хотя сначала святой Памва был неграмотен, но впоследствии он был умудрен Богом и хорошо знал священное Писание, даже для других он был умелым учителем (как пишет о нем Палладий 4704 ; следующие четыре брата, славные в Египте, были его учениками: Диоскор, Аммоний, Евсевий и Евфимий, называемые великими и упоминаемые в житии святого Иоанна Златоуста 4705 . Первый из них, Диоскор, был потом епископом Ермопольским; это не тот Диоскор, который был еретиком и проклят на четвертом вселенском соборе святых отцов 4706 , но другой того же имени, живший раньше. Кроме того и Драконтий честной, упоминаемый в житии преподобного Иллариона Великого , епископ и исповедник Христов, претерпевший изгнание от ариан, был также учеником блаженного Памвы в юности своей. Учителем сих-то учеников был Памва.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Перенесение честных мощей Никифора, патриарха Цареградского Память 13 марта Великий архиерей Божий, святой Никифор , патриарх Цареградский, за благочестное почитание святых икон был низвержен с престола своего злочестивым царем Львом Армянином и отослан на остров Проконнис 1920 . Здесь он тринадцать лет провел в заточении и поругании, и, преставившись ко Господу, был погребен при храме святого мученика Феодора, в монастыре им самим созданном 1921 . Спустя несколько лет, по смерти злочестивых царей – Льва Армянина, Михаила Валвоса и сына его Феофила, – скипетром Греческого царства овладела благочестивая царица Феодора, правившая царством вместе с сыном своим Михаилом, – тогда еще весьма юным 1922 . В это же время скончались также и лжепатриархи Константинопольские – Феодот Касситер, Феодор Спасарокандилат, потом Антоний Фасимат, и, наконец, Иоанн, по прозванию Анний 1923 ; по хитрости своей он казался волхвом, и, как незаконно поставленный, благочестивыми людьми был низвержен с престола. После него на Константинопольскую кафедру вступил святый Мефодий , который и возвратил святой Церкви почитание икон 1924 . В это именно время с острова Проконниса были возвращены в Царьград и честные мощи исповедника Христова, святого Никифора. Святейший патриарх Мефодий так советовал благочестивой царице Феодоре: – Не прилично, – говорил он ей, – лучшему из патриархов – святому Никифору, изгнанному с престола за православие, – даже и умершему до сих пор находиться в изгнании: святое тело его нужно возвратить к престолу его; ведь мы не избежим греха, если оставим мощи его в заточении, – мы как будто даже покажем себя одобряющими его изгнание и соглашающимися, что это низвержение его с престола было справедливым. Мы знаем, что колено Иосифово сподобилось благословения за то, что спустя четыреста лет перенесло кости отца своего из Египта в землю Ханаанскую, – мы же, сыны благочестия, – разве допустим еще долее отсутствие мощей отца нашего, божественным учением которого мы воспитаны в правоверии; самый град сей царский, один из лучших в поднебесной, жаждет честных останков святого вождя и пастыря своего, и готов хранить их у себя с благоговением. Да возвеселится снова невеста- Церковь о женихе своем. Когда он был живым, Церковь лишилась его по несправедливости царской; пусть же теперь примет она, по повелению пастырелюбивой царицы, почившее о Господе тело того. 0, благочестивая царица, ты ведь видишь, как народ, умиренный тобою в правоверии, горит желанием услышать духом даже и умершего пастыря своего. Если он увидит принесенную к себе хотя тень его, – он будет считать его как бы живым и, приняв как живого, сохранит останки его, как некое богатейшее сокровище.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Содержание 1. Хронология 2. Новый догмат 3. Исповедники 4. Праведный Иоанн Кронштадтский и кавказский пустынник Иларион 5. Ересь 6. Послание Святейшего Синода 7. Увещания и запрещения 8. О причинах смуты 9. Антоний (Булатович) 10. Апология 11. Одержимые 12. Бунт 13. Иные цели 14. Последствия Приложения Послесловие Библиография     Вниманию читателей предлагается книга «Афонская трагедия. Гордость и сатанинские замыслы» (М., 2005, автор-составитель – игумен Петр (Пиголь)) . Издание подготовлено на философско-богословском факультете Российского православного института и отпечатано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Книга посвящена событиям, связанным с движением имябожников, которые происходили на Афоне в начале 1910-х годов. События эти порой трактуются очень возвышенно, но по сути они больше напоминали обыкновенный бунт против властей. В книге на основании исторических документов и свидетельств очевидцев показано, как зарождалась революция: как грех самомнения, гордости, самонадеянности, непокорности властям помрачил разум до той поры кротких молитвенников, сделал их бунтарями и привел к открытому мятежу и ниспровержению уставов. Игумен Петр (Пиголь) , 2005 г. Имя Господа нашего Иисуса Христа, согласно заповеди Божией (см.: Исх. 20, 7 ), – величайшая святыня, к которой христиане относятся с особым благоговением и почитанием. Это святое имя является сильнейшим оружием в противостоянии диаволу, – оружием, разрушающим все его замыслы. «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» ( Пс. 117, 11 ) – эти слова, часто звучащие за богослужением, хорошо знакомы каждому верующему. Вопросы, связанные с почитанием имени Божия, неожиданно остро встали перед церковным сообществом в начале XX века. Они обсуждались на Афоне и в России и были названы рядом исследователей «проблемой имяславия». Те же самые вопросы активно и подчас искусственно поднимаются и в наше время, в чем-то разительно напоминающее начало минувшего столетия. В этом нет ничего странного или страшного, ведь еще святой апостол Павел сказал: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор. 11, 19 ). Но не сказал нам апостол: «…дабы обнаружить и утвердить истину», ибо истина рождается не в спорах. Истина – это Сам Господь Иисус Христос , стоявший перед Пилатом, скептически вопрошавшим Его об истине, но не пожелавшим выслушать ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010