Незадолго до страданий и смерти Иисуса Христа Апостолы спросили Его: Скажи нам, когда это будет и какой признак Твоего пришествия? ( Мф.24:3 ). Он отвечал им: О дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф.24:36 ). Ибо как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына человеческого. Ибо как во дни пред потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех: так будет и пришествие Сына Божия ( Мф.24:37–39 ). Из приведенных слов Спасителя мы видим, что точного и определенного времени второго пришествия никто не знает и не может узнать. Это – тайна, не терпящая испытания! Сохраняя в глубокой тайне время славного Своего пришествия, Иисус Христос Сам указал некоторые, довольно ясные, признаки его. Услышите о войнах и о военных слухах, говорил Он ученикам. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть; но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все это – начало болезней… И проповедано будет Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец, и т. д.( Мф.24:6–8,14 ). Не касаясь признаков общих, мы укажем несколько частных, относящихся собственно к явлению в мире антихриста. Для удобнейшего исследования, мы разделили все признаки на три категории: 1) признаки, предваряющие пришествие антихриста, 2) сопутствующие и 3) последствующие. I. Признаки, предваряющие явление антихриста,следующие: 1 . Падение Римского владычества, 2 . Проповедание Евангелия всей твари. II. Признаки сопутствующие: 1 . Явление в мир Илии и Еноха и убиение их антихристом. 2 . Принятие антихриста Евреями за Мессию. 3 . Ложные чудеса антихриста. 4 . Гонения и мучения Христовых исповедников. 5 . Сооружение антихристом своего престола в Иерусалимской церкви. 6 . Начертание имени антихриста. 7 . Кратковременность царствования антихриста и погибель его. III. Признаки последствующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Потому-то, далее, не всякому позволено проповедовать, обяснять учение веры, а тем более своевольно мудрствовать о нем. Не все апостолы, не все учители, говорит св. ап. Павел. Но не беря на себя самозванного учительства, как люди на то не призванные, не посвященные, вы, однако же, можете и обязаны твердо и ревностно исповедать учение веры, когда вас спрашивают о ней, когда видите, что ближний ваш не понимает ее, или, Боже сохрани, глумится, кощунствует над ней или же заблужается от истинной веры, увлекает других в свое заблуждение и т.под. Примером для вас пусть будут древние св. мученики и исповедники. В бесчисленном лике их были не одни пастыри и учители, а также и миряне всех званий: воины, правители, купцы, ремесленники, земледельды, жены, дети. И сколько примеров на то, как они исповедали веру пред неверными или неправоверными, еретиками, раскольниками, защищали пред ними сию св. веру, обличали их неверие и неправоверие и таким образом просветили многих неверных, научили истинно веровать неправоверных! Великую награду обещает и Слово Божие всякому, кто обратит ближнего своего, заблуждающего от истинной веры. " Братья! – учит св. ап. Иаков, брат Господень, – если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, тот знай, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Так! Всякий христианин обязан ревновать о христианском просвещении ближнего, просвещать его живым словом. Вразумлением, назиданием. Особенно такой долг лежит на родителях, на старших в семье, наконец, вообще христианах более сведущих в вере, в учении церковном. Те же, которые стоят во главе христианской общины или прихода, могут сделать и многое другое для христианского просвещения соприхожан, напр. истреблять суеверия, омрачающие смысл христианский, заводить, расширять школы, распространять душеполезные книги в приходе и т.под. Таким образом, вы, попечительные христиане, будете участниками того высокого просветительного служения в церкви, какое заповедано ей Господом нашим, призвавшим нас в чудный свет свой, свет своей веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Разделы портала «Азбука веры» Отрекаться или не отрекаться от ближнего грешащего, соблазняющего тебя? 411 06.06.2023 Грехи и страсти В Новом Завете сказано:“Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну” ( Мф. 5:29–30 ). Под этим обычно понимается, что если ближний начинает грешить и соблазняет меня, то нужно отречься, дистанцироваться от него, прекратить общение. Но вот авва Дорофей пишет:“ Иногда мы не только осуждаем, но и уничижаем ближнего; ибо иное есть – осуждать, и иное уничижать. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает, но и презирает другого, – гнушается им и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее”. Как можно согласовать эти две позиции? 6 Ответов Вы явно напутали смыслы. Когда говорится об отсечении, то говорится о личном грехе, а не о других людях. Соблазняет глаз — откажись от просмотра, от чтения греховного. Манит рука — займись полезным делом. Когда люди подталкивают ко греху, то избегай их “веселых” компаний. Но избегание общения не должно быть горделивым презрением . Такие авторитетные люди как Антоний Великий, Максим Исповедник, Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский трактуют Евангельский отрывок именно так как я сказал (подразумевают под глазом, рукой, ногой именно ближнего грешащего). Можете по ссылке посмотреть сами: http://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.5:29&r Трактовка, указанная вами (глаз, рука, нога — собственные грехи, страсти), тоже встречается так что я думаю обе трактовки имеют право на существование. Верно. А Иероним Стридонский трактует иначе. Но весь контекст в отсечении от личного греха, и отказа от тех, кто влечет ко греху “Блажен муж иже не иде на совет нечистивых” Пс. 1:1 Но призрение к людям не допустимо. Мы ненавидим грех, отчего уклоняемся от болезненного общения.

http://azbyka.ru/vopros/otrekatsja-ili-n...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как простить и примириться с человеком? Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над слыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. ( Мф. 5:44–45 ). Если злопамятствуешь на кого, молись о нем; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души. Когда же другой злобится на тебя, будь к нему ласков, смирен и живи с ним добре, и избавишь его от страсти. Для кроящейся в тебе на брата твоего досады не помрачай прежней твоей похвалы о нем в беседах с другими, вмешивая в слова твои неприметно и порицание, но говори о нем с чистосердечной похвалою, молись о нем истинно, как о самом себе, и вскоре избавишься от гибельной ненависти. Преподобный Максим Исповедник († 662). Первейшее и самонужнейшее... средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молить о них по заповеди Христовой. Преподобный Лев Оптинский (1768–1841). Прошу вас за обидящих вас молиться, говоря: ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имя рек), прости, Господи Человеколюбче, не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам недостойным. Преподобный Антоний Оптинский (1795–1865). Душа не может иметь мира, если не будет молиться за врагов. Если кто вас оскорбляет или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь , то молитесь Господу, говоря: «Господи, все мы – создание Твое, пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние» – и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Сначала принудь сердце твое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем и сам опыт покажет тебе. А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога. Преподобный Силуан Афонский (1866–1938). Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу: но когда, услыхав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Часто бывает, что любовь, самоотвержение и всепрощение именно тем менее ценятся людьми, чем они выше и чище, чем меньше в них примеси лести, или себялюбия, или обмана. На эту участь и жалуется Св. Павел: «чрезвычайно любя вас, пишет он своим ученикам, я менее любим вами... Ибо чего мне у вас не достаёт пред прочими церквами, разве только того, что сам я не был в тягость? Простите мне такую вину» ( 2Kop. XII, 15–13 ). «Согрешил ли я тем, что унижал себя... что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие? Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда бьет вас в лице. К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил» ( 2Kop.XI, 7–20 ). (Мало умеют люди оценить любовь, но легко преклоняются пред хитростью и важностью). Истинному пастырю придется постоянно видеть не только предпочтение других себе, но и прямо измену и притом именно со стороны тех, кого он горячее и самоотверженнее любит. Поведет он борьбу, конечно духовную, – с врагами Церкви и увидит, что никем иным будет он предан, как разуверившимися при виде его смирения друзьями, ибо и Иуда предал Спасителя, наскучив Его смирением. 1) Это первое искушение – собственно от учеников. 2) Второе искушение от сотрудников. Новый способ деятельности пастырской скоро возбудит зависть и ненависть в недобрых сопастырях и притом иногда тем сильнейшую, чем смиренней, искренней и проще будет человек работать; он тогда будет тем чувствительнейшим живым укором для них, каким был Спаситель для фарисеев ( Npeм. II ). Известно, что труднее всего сохранить дружбу сопастырям: даже Павел и Варнава впали в искушение распри. Но всего сильнее это недружелюбие обрушится на пастыря, прямо идущего к предначертанной Божественным учением цели: припомните жизнь св. Григория Богослова , I. Златоуста, Максима Исповедника , Максима Грека , св. Митропол. Филиппа, Патриарха Никона , Митрополита Арсения Мацеевича ; от кого терпели они сильней всего? не от своих ли сопастырей? Но эта вражда опасна тем именно, что она осыпает клеветами самые средства истинной пастырской деятельности, обнаруживая в них несуществующее лицемерие, лесть или потворство ( Uoah. VII, 12 ) с такой настойчивостью, что сам служитель Божий начинает сомневаться в правильности своих действий и часто замыкается в полную бездеятельность и уединение, опасаясь, что обвинители его действительно правы, обличая в тщеславии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Это ближайшее соотношение дела проповеди с Божественным Лицом Святого Духа и Его благодатью высказывает неоднократно и Апостол Павел: «я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ) и ещё: «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». ( 1Кор.2:4 ), как это было в речи Св. Стефана ( Деян.6:10 ). Итак, переходим к учению о дарах Святого Духа душе верующего. Из всего вышесказанного ясно, что дерзновенное одушевление, которым апостолы и мученики победили мир Христу, было нарочитым дарованием Божественного Духа. Но, если мы уподобим Свет Божественного Духа белому солнечному цвету, то в нём найдем весь семицветный спектр духовных даров. Они перечислены в катехизисе Митрополита Филарета, и притом, весьма неудачно и несогласно со Св. Библией . Заинтересованный поправкой сего катехизиса с другой точки зрения, я переписал этот ответ на вопрос о дарах Духа целиком в свой катехизис, но потом вскоре и раскаялся, о чём будет речь в своё время. Теперь же укажем на то, что убеждённость и одушевление, как ближайшие и особенно действенные общественные силы, даруемые Святым Духом проповеднику Христову и исходящие на слушателей его по мере их благорасположенности к слову истины, или же напротив, посрамляющие их и поражающие стыдом и страхом, если они оказались противниками: всё это не имело бы такой силы в жизни общественной (церковной), если бы усвоение Святого Духа служителям Христовым не оказывало бы оживляющего и просвещающего действия на различные силы их души. Начнем с указания на ту мудрость и глубину и Христова учения и апостольского духоносного слова, которые изумляли слушателей. Совопросники Архидиакона Стефана «не могли противостоять мудрости и Духу, которым он говорил» ( Деян.6:10 ). Какой философ мог бы с такой силой и глубиной изложить сущность Христовой Веры, как Ап. Павел в столь краткой речи в Афинском Ареопаге? Какой адвокат мог бы столь кратко и мудро опровергнуть обвинения, как он же пред судом опровергал обвинения иудеев? Здесь сбылись слова Христовы об исповедниках веры: «я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам» ( Лк.21:15 ), «ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» ( Мк.13:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Я сказал, что мы должны стать храмом Святого Духа, но больше чем вещественным храмом. Вещественный храм содержит в себе присутствие Божие, но не пронизывается им; а человек призван так соединиться с Богом, как, по слову святого Максима Исповедника, огонь пронизывает, проникает железо, делается с ним одно, и можно (говорит Максим) резать огнем и жечь железом, потому что больше нельзя различить — где горение и где горючее, где человек и где Бог. Этого мы не можем достичь. Мы не можем стать сынами и дочерьми Божиими только потому, что мы сами этого хотим или об этом просим и молим; мы должны быть приняты Отцом, усыновлены, должны стать, по любви Божией ко Христу, тем, чем Христос является для Отца: сынами, дочерьми. Как же нам этого достичь? Ответ на это нам дает Евангелие. Петр спрашивает:  Кто  же может спастись? — И Христос отвечает: Невозможное человеку возможно Богу... Подвигом мы можем открыть свое сердце; охранить от нечистоты свой ум и душу; мы можем направить свои действия так, чтобы они были достойны нашего призвания и нашего Бога; мы можем плоть нашу сохранить чистой для приобщения Тела и Крови Христовых; мы можем открыться Богу и сказать: Прииди, и вселися в ны... И мы можем знать, что если мы искренним сердцем этого просим, этого хотим, то Бог, Который хочет нам спасения больше, чем мы умеем сами себе его хотеть, нам его даст. Он же Сам в Евангелии нам говорит: Если вы, будучи злыми, умеете добрые подарки давать своим детям, насколько больше Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него... Поэтому будем всей силой нашей человеческой немощи, всем горением нашего тусклого духа, всей надеждой нашего сердца, тоскующего по полноте, всей нашей верой, которая вопиет к Богу: Господи, верую, — однако помоги моему неверию!, всем голодом, всей жаждой нашей души и тела будем просить Бога о том, чтобы Он пришел. Но вместе с тем, всеми силами нашей души, всеми силами нашего тела будем приготовлять Ему храм, достойный Его прихода: очищенный, посвященный Ему, охраненный от всякой неправды, злобы и нечистоты. И тогда — придет Господь; и совершит, как Он обещал нам, с Отцом и Духом, Тайную вечерю в наших сердцах, в нашей жизни, в нашем храме, в нашем обществе, и воцарится Господь во век, Бог наш в род и род.

http://predanie.ru/book/70587-lyubov-vse...

45 св. Григорий Нисский. К эллинам на основании общих понятий 46 св. Григорий Нисский. К эллинам на основании общих понятий 47 св. Григорий Богослов. Слово 31/Собрание творений в 2-х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. 451—452 48 св. Григорий Нисский. К Авлавию о том, что не «три бога»/Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 113 49 св. Максим Исповедник. О любви. Третья сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 25. С. 199—200 50 св. Максим Исповедник. О любви. Третья сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 26—27. С. 200 51 св. Максим Исповедник. О любви. Четвертая сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 14. С. 216 52 св. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы 53 св. Максим Исповедник. О любви. Четвертая сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 17. С. 216 54 св. Максим Исповедник. О любви. Первая сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 71. С. 172 55 св. Максим Исповедник. О любви. Первая сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 25. С. 166 56 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 296—297 57 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 297 58 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 292 59 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 295 60 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 293 61 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 295 62 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 295

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2915...

Эта любовь и сострадание к ближним привели Антония и в самую Александрию. Его пребывание здесь произвело сильное впечатление на народ. В Александрии он прислуживал исповедникам веры, заключенным в темницах, рудокопнях, сопровождал христиан позванных на суд и поддерживал их мужество. И когда отдано было приказание не дозволять пребывание в городе отшельникам, Антоний, не обращая внимания на это приказание, продолжал являться в город пред глаза самого правителя города. Так ревнуя о вере, Антоний не показал однако того неразумия и фанатизма, под влиянием которого некоторые христиане сами искали мученичества 139 . Правда, и он имел желание «принять мученичество», если это будет нужно, но «не хотел предать сам себя» 140 , говорит жизнеописатель его. Твердость, какую Антоний возбудил в мучениках, была удивительна. Антоний сам вспоминал после об этом, удивляясь силе и мужеству, с каким не только мужчины, но и слабые женщины переносили ужасные страдания 141 . Такое поведение в Александрии Антония многих привлекло к нему. «Многие смотря только на его образ жизни старались подражать ему» 142 . По возвращении Антония из Александрии, когда слава о нем распространилась во многих уже местах и когда многие своими посещениями его в пустыне начали мешать уединенной жизни Антония, он решился (избегая также гордости и тщеславия, которым опасался подвергнуться вследствие распространявшейся о нем славы) 143 оставить прежнее свое жилище в запустевшей крепости, около которого появились теперь поселения и других отшельников – подражателей Антония. Оставив прежнее свое жилище, Антоний решился было сначала идти в верхнюю Фиваиду, или в Буколию 144 . Но небесный голос, говорит Афанасий, запретил ему идти и в верхнюю Фиваиду и вниз, в Буколию, где Антоний не мог найти себе полного уединения 145 . Тогда он пошел во внутреннюю пустыню. Так называлась лежащая далее на Восток к Чермному морю пустыня 146 , куда Антоний и удалился. После трехдневного путешествия нашел он дикую, высокую гору почти в тысячу шагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Антоний, – я с первых же пор всячески и наедине, и в общих беседах, по преимуществу, усовещевал священников сознать силу и значение столь важного священнейшего пастырского долга, и устранить всякое нерадение при всех кажущихся неудобствах». На этот предмет, действительно, встречаем самые ранние указания и распоряжения преосв. Антония по вступлении его в Смоленскую паству. Первое из них циркулярное относится ещё к 1861 году, и затем повторено с некоторыми другими пунктами в Ведомостях за 1865 г. 328 . Это распоряжение было направлено собственно к тому, чтобы заставить священников быть неотлучно в своих приходах в течение всего великого поста и совершать служения во все недели для желающих говеть, так как иначе, скопляющееся, в какие-нибудь две-три недели, говельщики, естественно, самою численностью затрудняли священников совершать исповедь со возможною тщательностью, на что, главным образом, упирали и сами же священники. По докладу Секретаря Консистории о возобновлении настоящего распоряжения было определено, между прочим: «Духовенству решительно воспретить отлучаться от церквей в течение всей четыредесятницы; а в случае неотложной надобности представить о чём-либо епархиальному начальству, присылать через почту, и за неисполнение сего подвергать штрафу в пользу попечительства». Со своей же стороны преосв. Антоний, не любя вообще ограничиваться одними формальными начальственными предписаниями, объяснял, где только приводилось, что священники, дабы не обременяться исповедью чересчур многих говельщиков в одну неделю, сделают вполне разумное пастырское дело, когда предварительно объявят прихожанам и далее распределят, из какого места прихода и в какую неделю имеют являться прихожане для говенья. Да и самую исповедь рекомендовал не пригонять к одному только времени краткосрочному, к последнему дню. Со всею архипастырскою ревностью желая возможно благоуспешного достижения цели в столь святом деле, преосв. Антоний обратил строгое внимание и на ведение исповедных росписей. По этому предмету было так же циркулярное, пропечатанное в Ведомостях, его распоряжение, где сказано, что «некоторыми причтами исповедные росписи пишутся как попало, или просто переписываются из года в год без надлежащего внимания к значению этого дела 329 . В действительности этого преосв. Антоний удостоверялся сам, по его рассказам тем, что брал с собою при обозрении епархии ведомости как клировые, так и исповедные. Имея в обычае, кроме назначаемых по маршруту сел, останавливаться по местам и в деревнях, иногда сворачивая даже в сторону, он тут среди бесед с крестьянами и обращался к ним с вопросами: – часто ли бывают в церкви, говели ли и на какой неделе, и кто из членов семейства? Из простодушных ответов, само собою, открывались те или иные неверности, равно как и то, что исповедные росписи, очевидно, составлялись заочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010