М.В. Зызыкин Глава II. О царской власти в Византии в отношении к Церкви. Отношение императора к Церкви Христианской после признания христианства. – Живучесть идеи понтифекс максимуса. – Политика Константина Великого в отношении Церкви и политика других императоров, признавших новое отношение к новой религии. – Император Констанций. – Златоуст о защите прав Церкви от мирской власти. – Неизбежность протеста служителей Церкви против стремлений некоторых императоров поставить христианскую Церковь на положение, занимавшееся языческой религией. Борьба против идей императора-понтифекс максимуса. – Покушение на каноны в эпоху монофизитских споров. – Юстиниан. – Епископ Факунд Гермианский. – Теория императорской власти, опирающаяся на библейское представление. – Георгий Писидийский. Максим Исповедник . – Св. папа Григорий Двоеслов . – Иоанн Дамаскин . – Феодор Студит . – Император Лев Исавр. Эклога. Теория иконоборствующих об императоре-первосвященнике. – Система Эпанагоги. – Принцип защиты истинной веры императорами. – Идея императора Божиего слуги, и императора отражения Божественного Разума. – Теория симфонии в VI новелле Юстиниана. – Теория первосвященника царя. Ея внутреннее содержание. – Приоритет канона перед светским законом и принцип обязательности канона для императора. Феодор Студит . – Патриарх Николай Мистик о значении соблюдения канона царями. – Феодор Студит о своих идейных противниках в борьбе за канон. – Зилоты и экономисты. – Обязанность монахов в борьбе за канон по Феодору Студиту . – Споры о правах императоров в церковных делах XI, XII и XIII веков. Император Константин Дука. – Император Алексей Комнен. – Вальсамон о верховенстве канона над законом. – Император Андроник Палеолог. – Теория Димитрия Хоматина и Вальсамона о царском миропомазании. – Император – покровитель всех православных христиан. Патриарх Антоний. – Причины неуспеха в применении на практике Византии идей защиты церковной независимости. – Идея оцерковления государства. – Отражение идеи понтифекс максимус в быту и жизни Византийского императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Матфей и Харитон, схимонахи Троице-Сергиевой лавры и иеромонах Тихон (Память 9 августа). Схимонахи о.о. Харитон и Матфей подвизались в Гефсиманском скиту. Различная была их прежняя жизнь, различным был и подвиг спасения. О. Харитон пришел к монашеству от жизни довольной, обычно-мирской, исполненной многих соблазнов, а жизнь о. Матфея была проста, как и сам он был прост душой и незлобив сердцем. Посему, что давалась о. Харитону с большим трудом, то без всяких усилий принимал о. Матфей. Много скорбей потерпел о. Харитон от нападений вражиих. Непрестанны были его борения с самодовольством, тщеславием и унынием. Но духи лукавства не переставали озлоблять его, то они выкрадывали память молитвенную, в чтении закрывали слова, в стоянии расслабляли силы, то устрашали и смущали пустыми привидениями. «В этом подвиге, писал наместник Сергиевой лавры о. Антоний к м. Филарету, нужно терпение, смирение и благодушная вера в Господа спасающего. Но работа эта тяжела: не скоро выкинется нравственная пыль, а покуда, по грязи этой близко и свободно подходят демоны. Да, видно, задолго до уединения, уединению надо учиться». Так шел подвиг о. Харитона. Отец же Матфей без особенной борьбы восходил от силы в силу, от меры в меру чистоты и святости. Вот, как описывает беседу с этим подвижником о. наместник Лавры архим. Антоний в письме к м. Филарету: «в воскресенье, вечером, бывши в скиту, я взял с собой о. Илариона, и в 7 часов пошли к о. Матфею. Тихонько подошли мы к его келлии и услышали, что он поет. Постучали, сотворили молитву; по обычаю, сотворил и он и, узнав нас, принял с радостью. Мы сказали, что слышали, что он пел, и он простодушно ответил: так что-то весело на сердце стало, я и попел. И попросил повторить то, что он пел. После некоторого отказа, он согласился, сел и стал петь. И видимо, душа его восходила к поемому им. Сначала он стал прославлять Святую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа, и заключил прошением прощения всех грехов и освящения благодатью. Потом обращался к Божией Матери, к Предтече и все с особыми прошениями о предстательстве за всех верующих. Далее – к небесным Силам, праотцам, патриархам, пророкам, апостолам, святителям, учителям церковным, мученикам, исповедникам, преподобным и праведникам. В каждом лике поименно именовал святых многих, и заключал к каждому лику прошением о предстательстве пред Господом о грехах наших. После всего пел кондак великого канона «душе моя, душе моя» ... и потом стихиры Кресту, которые поются в скиту после правила. И нельзя было не приметить благодатной радости в душе его, проявляющейся на лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3 (16) июля Священномученик Антоний (Быстров), архиепископ Архангельский Священномученик Антоний родился 11 октября 1858 года в Нюбском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье священника Николаевской церкви Михаила Ивановича Быстрова и его супруги Марии и в крещении был наречен Никола­ем. Его благочестивые родители имели обычай принимать стран­ников, путешествующих по монастырям. Один из таких странников, рассказывая родителям о жизни монахов, в конце беседы внимательно посмотрел на мальчика и сказал: «Он будет у вас архи­ереем». Те не придали значения его словам, но мальчику они глубо­ко запали в душу. И с этого времени Николай стал думать о мона­шестве, а когда поступил в семинарию, то еще более утвердился в этих мыслях; изучая историю Церкви, он выбрал себе и будущее монашеское имя – в честь преподобного Антония Великого. В 1879 году Николай окончил Вологодскую духовную семина­рию и 11 сентября того же года был назначен псаломщиком в Сретенскую и Предтеченскую церкви города Вологды. Он не оставил мысли о принятии иночества, но родители хотели видеть его женатым священником, и, послушный родительской воле, он женился на девице Софии, дочери священника Иоанна Гиммельбродского, служившего в Степуринской Христорождественской церкви в Грязовецком уезде . Отец Иоанн прослужил в священ­ном сане более пятидесяти лет и 16 января 1882 года был уволен по старости за штат, а на его место был определен Николай Бы­стров. 12 февраля Николай был рукоположен во диакона, а 21 февраля – во священника и назначен законоучителем Степуринской земской школы. В этом же году у них с супругой родилась дочь Мария, а через год супруга скончалась, и мысли священника снова вернулись к тому, о чем свидетельствовал через странника Промысл Божий. Впоследствии заботу о воспитании девочки взяла на себя ее тетя. В 1900 году Мария окончила Вологодскую гим­назию, в 1904 году вышла замуж, а когда в 1920 году муж скончался, переехала жить к отцу.

http://fond.ru/foto/537/Antoniy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Мефодий (Красноперов) , епископ Петропавловский, викарий Омской епархии Священномученик Мефодий родился 30 июля 1868 года в селе Вятском Сарапульского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Платона Красноперова и в крещении был наречен Михаилом. Семья жила очень скудно в материальном отношении, и Михаил с детства узнал бедность и связанные с нею лишения. Но одновременно с этим он познал и великую силу веры; здесь его первым наставником стал отец, учивший сына во всем полагаться на волю Божию, познавать близость к человеку Бога, учивший видеть, что в мире ничего не совершается без Его благого Промысла, пусть и не сразу людьми понимаемого. Михаил окончил Сарапульское духовное училище и Вятскую Духовную семинарию и в 1890 году был определен на должность надзирателя Сарапульского духовного училища. 22 октября 1891 года епископ Сарапульский Афанасий (Пархомович) рукоположил Михаила во священника к Тихвино-Богородицкой церкви в селе Паздеры Сарапульского уезда. 19 февраля 1896 года он был назначен сверхштатным священником к Вознесенскому собору в Сарапуле и заведующим и законоучителем Никольской церковноприходской школы. Во время своего служения священником отец Михаил овдовел и принял решение целиком отдать себя на служение Церкви, а для этого он прежде всего счел необходимым завершить духовное образование. В 1898 году отец Михаил поступил в Казанскую Духовную академию. В это время ректором академии был епископ Антоний (Храповицкий); общение с этим выдающимся архипастырем, беседы его о монашестве склонили отца Михаила к решению принять иноческий постриг. 11 февраля 1900 года, когда иерей Михаил учился на третьем курсе академии, епископ Антоний постриг его в мантию и нарек ему имя Мефодий, назначив благочинным учащегося в академии духовенства. В 1902 году иеромонах Мефодий окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Тема его кандидатской работы была «Пастырь Церкви по учению святого апостола Павла» .

http://fond.ru/kalendar/113/mefodiy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Николай Поспелов Священномученик Николай родился 28 февраля 1885 года в селе Песьяне Покровского уезда Владимирской губернии в семье Василия Владимировича и Екатерины Антоновны Поспеловых. Екатерина Антоновна была дочерью священника Антония Крылова и Феодосии Яковлевны, урожденной Никольской, в семье которых было пять дочерей; четырех они выдали замуж за выпускников семинарии, которые впоследствии приняли священный сан, а пятую, Екатерину, Феодосия Яковлевна решила выдать за мирского человека, так как та была слабого здоровья. У нее часто бывали сердечные приступы, и мать опасалась, что она может умереть и в этом случае священник останется вдовцом, а если муж будет мирской человек, то он сможет жениться вторично. Василий Владимирович работал в государственном казначействе и имел звание коллежского асессора. 15 января 1888 года, через несколько дней после рождения третьего ребенка, Екатерина Антоновна умерла, оставив маленьких детей: Александра, Николая и Марию. Воспитывать детей одному было трудно, и Василий Владимирович женился на девице Екатерине Сперанской. Она была молодой и неопытной, и поначалу ему самому пришлось ухаживать за новорожденным младенцем. Это было очень трудное для него время: дни он проводил на службе, а ночь – с ребенком, и чаще всего без сна. В конце концов он обратился к Феодосии Яковлевне с просьбой помочь ему. Он написал ей в письме, что его положение в настоящий момент очень тяжелое, так как днем ему приходится сидеть с бумагами, а ночью – с ребенком, и он стал слепнуть. Феодосия Яковлевна жила с мужем-священником, который был за штатом, так как болел суставным ревматизмом и почти не мог ходить. С ними жила домашняя работница. И однажды Феодосия Яковлевна сказала ей: «Матрена, пойди за ребенком-то». Та пошла к Василию Владимировичу и вернулась с девочкой, которой было всего три месяца. Феодосия Яковлевна подвесила к потолку люльку, протянула от нее веревку к креслу, где обычно сидел ее муж, отец Антоний, и он стал качать люльку, а Феодосия ходила на заработки; кормили девочку коровьим молоком. Когда она подросла, отец Антоний стал учить ее Закону Божию.

http://fond.ru/kalendar/183/nikolay/

Св. Синод, а вернее, три его могучих члена, весьма влиятельные, особенно архиепископы Никон (Рождественский) и Антоний Волынский (Храповицкий), подспудно Сергий (Страгородский) , стяжавшие в Синоде неограниченную для себя власть, в начале XX века взволновали всю Православную Церковь , всколыхнули Вселенную тем, что от имени Ангела Российской Церкви (Св. Синода) объявили на весь мир новое, антиправославное учение, отвергающее Божество Имени Божия и Имени Господа нашего Иисуса Христа. Выработанное ими имяборческое учение они назвали «верой Православной, верой Апостольской, верой отеческой, голосом Матери Церкви». Таким образом, с высоты Престола Российской Церкви, от её имени были провозглашены три новых лжедогмата. Из России на Старый Афон был командирован архиеп. Никон для проповеди имяборческого учения, для покорения «упорства имяславцев», которые не приняли учение афонских ересиархов и не дали выдать ложь за истину. Монахи-исповедники отвергли новые три лжедогмата Синода и отказались подписать его еретическое Послание, привезённое на Афон архиеп. Никоном для подписи всеми насельниками Горы Афонской 38 . Исповедников, названных имяславцами за их неприятие имяборческого учения члены Св. Синода, архиереи Никон и Антоний, и, по их протекции, С. Троицкий облили грязью страшной клеветы и открыли на них духовное и физическое гонение, приписали им исповедание какой-то 4-й ипостаси Божества в Имени Божием; пытались приписать им варлаамизм, «пантеизм», магизм, иудаизм и прочие глупые нелепости вплоть до хлыстовства, свальный грех , магометанство; а перед Государем Николаем II оболгали их как непокорных ему бунтарей, революционеров. И от имени Царя расправились с ними коварно и подло, с применением военной силы и боевого оружия, с заливанием их, молящихся, в упор ледяной водой из пожарных шлангов. После драконовских экзекуций избитых и израненных исповедников, как скот, загоняли на пароход и вывозили в Россию. Добились осуждения их, как тяжких государственных преступников, революционеров-главарей, к смертной казни, а остальных – на пожизненную ссылку на о. Сахалин. И только лишь по чистой случайности (не без Промысла Божия) приговор не был приведён в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Февраля 4 (17) Священномученик Николай (Поспелов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Николай родился 28 февраля 1885 года в селе Песьяны Владимирской губернии в семье Василия Владимировича Поспелова и его жены Екатерины Антоновны; она была дочерью священника Антония Иовича Крылова и его жены Феодосии Яковлевны, урожденной Никольской. У них было пять дочерей, четырех они выдали замуж за выпускников семинарии, и те приняли сан священников, а пятую, Екатерину, Феодосия Яковлевна решила выдать замуж за мирского человека, так как та была слабого здоровья. У нее часто бывали сердечные приступы, и мать опасалась, что она может умереть и в этом случае священник останется вдовцом, а если это будет мирской человек, то он женится вторично и жена может стать помощницей в воспитании детей. Василий Владимирович работал в государственном казначействе и имел звание коллежского асессора. 15 января 1888 года, через несколько дней после рождения дочери Марии, умерла Екатерина Антоновна, оставив троих маленьких детей: Александра, Николая и Марию. Воспитывать детей одному было трудно, и Василий Владимирович женился на девице Екатерине Сперанской. Она была молодой и неопытной, и первое время ему самому пришлось ухаживать за новорожденным младенцем. Это было очень трудное для него время: дни он проводил на службе, а ночь – с ребенком, и чаще всего без сна. В конце концов он обратился к Феодосии Яковлевне с просьбой помочь ему. Он написал ей в письме, что его положение в настоящий момент самое тяжелое, так как днем ему приходится сидеть с бумагами, а ночью – с ребенком, и он стал слепнуть. Феодосия Яковлевна жила в то время вместе с мужем – священником, который был за штатом, так как болел суставным ревматизмом и почти не мог ходить. С ними жила домашняя работница по имени Матрона. И однажды Феодосия Яковлевна сказала ей: «Матрена, пойди за ребенком-то». Матрона пошла к Василию Владимировичу и вернулась с девочкой, которой было всего три месяца. Феодосия Яковлевна подвесила к потолку люльку, протянула от нее веревку к креслу, где обычно сидел ее муж, священник Антоний, и он стал качать люльку, а Феодосия ходила на заработки. Кормили девочку коровьим молоком, а когда она подросла, отец Антоний стал учить ее Закону Божию. Сыновья Александр и Николай остались жить с отцом и мачехой. Между тем семья их все увеличивалась, у Василия Владимировича и Екатерины родилось пятеро детей, средства их были весьма ограничены, так что в это время им пришлось испытать и голод, который облегчали оказывавшие им помощь соседи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Проповеди (Митрополит Антоний Сурожский) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 16 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 Память новомучеников и исповедников Российских 7 февраля 1999 Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня один из самых славных и вместе с этим страшных, трагических праздников Русской Церкви. Мы празднуем день новомучеников и исповедников Церкви Российской, тех миллионов людей, которые за последние восемьдесят лет остались верными Христу, остались верными Церкви и через это остались больше, чем кто-либо, верными нашей многострадальной великой Родине. Мученик — это не просто человек, который страдает. Это человек, который своим страданием свидетельствует о том, что его вера больше всего, что она дороже, драгоценнее всего на свете, и что ради этой веры, ради Бога, в Которого он верит, Кого исповедует, стóит не только жить достойно, но и умереть. Не все, которые умирали, были героями в течение своей жизни. Некоторые из них были слабыми, грешными, но когда пришло время или исповедовать свою веру во Христа, или отречься от Него, они не отреклись. Тогда вдруг с их плеч спала всякая слабость и осталась только благоговейная верность, любовь не только сердца, но жизни. И вот, празднуя их день, мы должны задуматься и над собой. Ничто нам не грозит как будто, так же как ничто не грозило членам Русской Церкви до революции; и вдруг разразилась буря. И в нашей жизни может разразиться подобная буря. Я сейчас говорю не об общественных трагедиях, а о трагедиях частной, личной жизни, когда перед нами встаёт вопрос: верую ли я во Христа и Бога больше, чем во что бы то ни было, готов ли я пострадать, то есть пожертвовать всем, что только у меня есть, ради своей веры, или я верую в Бога, во Христа, в Церковь, в истину, в правду, в жизнь только поскольку это ничего мне не стоит или поскольку охраняет и радует меня. Вот над чем нам надо задуматься. И с какой благодарностью нам надо думать о тех людях, которые были немощны, порой немощнее даже нас, и которые, когда встал вопрос: “А ты верен своему Богу? Ты любишь Его? Он действительно твой Господь?” — ответили: “Да, чего бы это ни стоило”.

http://pravmir.ru/propovedi-mitropolit-a...

§ 118. Серапион Тмуитский и его сочинения. Одним из самых усердных помощников св. Афанасия быль св. Серапион епископ Тмуитский. В начале четвертого века Серапиону поручена была одна из церквей александрийских, и он несколько времени заведовал огласительным училищем 207 . Когда в Александрии начались арианские смуты, Серапион удалился в пустыню, где был начальником (γομενος); св. Антоний столько любил его, что открывал ему видения свои и умирая оставил ему милоть свою 208 . Из пустыни возведенный на кафедру Тмуитскую, он, при Констанции, как говорит Иероним, прославился исповедничеством 209 . Серапион был одним из присутствовавших на Сардийском Соборе (347 г.), где с твердостью защищал истину Христову и ее защитника св. Афанасия 210 ; а после того в 355 году отправлялся к Констанцию от лица Египетских епископов ходатайствовать за Афанасия, за что послан был в заточение 211 . Когда некоторые из ариан стали открыто отвергать божество Св. Духа, Серапион просил Афанасия написать обличение сей ереси, и Афанасий в 358-м году писал к нему же об ужасной смерти Ария. «Ангел Церкви Тмуитской, муж весьма уважаемый за святость жизни и красноречие» 212 , пережил Великих отцов Антония, Аммуна и Макария, о которых говорит он в одном письме и след. скончался около 366 года 213 . Блж. Иероним, именуя Серапиона за ученость схоластиком, причисляет его к тем учителям Церкви, у которых, как говорит он, «не знаем, чему больше дивиться, учености ли светской, или знанию Свящ. Писания» 214 . В сочинении против манихеев, о котором с похвалою отзывались древние 215 , древний учитель, показав, что есть разные роды заблуждений, но самое тяжкое заблуждение – манихейство (§1–4), доказывает словами Писания и соображениями разума, что сущность тела и души сама по себе не зло (§ 5–8); что тело повинуется движениям души (§ 9, 10) и в святых творит чудеса (§11), что самые Апостолы прежде обращения были грешники (§ 12, 15) и природа наша остается тою же и прежде и после обращения, а изменяется только воля (§16–27) 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А. Леднев, Е. Лукьянов Обретение честных мощей святителя и чудотворца Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского «Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится» ( Пс. 33,21 ) Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. В лето тысяча девятьсот девяносто третье от Рождества по плоти Бога Слова, в день преподобного Харитона Исповедника (29.09/11.10), явил нам грешным Всемилостивый Господь величайшую милость, обретение святых и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, кои почивают в благоукрашенной и намоленной усыпальнице, уже нетронутыми 27 лет от погребения, под спудом кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости», что в богоспасаемом граде Сан-Франциско. Понедельник для всех, кто участвовал в святом послушании Церкви, был строго постным. Многие готовились служением Божественной Литургии, святым таинством исповеди. Вечером, после молитвы во время вечернего богослужения, которое совершалось в приделе святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского , всея России чудотворца, в прославлении коего участвовал приснопамятный владыка Иоанн, приняв благословение у правящего архиепископа Антония, около 8 часов вечера пополудни священник Георгий Куртов, священник Александр Красовский, протодиакон Николай Поршников, диакон Алексей Котар и чтец Владимир Красовский изошли во святую усыпальницу для того, чтобы совершить нужные приготовления, которые ранее благословил Высокопреосвященный правящий архиепископ. В усыпальнице ждал и уже работал смотритель усыпальницы Борис Михайлович Троян. Был приготовлен длинный стол, на котором потом был поставлен новый, временный, сделанный из сосны гроб. Принесены были ломы, молотки и другие инструменты. Все подсвечники, аналои, цветы были убраны в сторону, чтобы было больше места для работы. На подсвечниках горели свечи, и усыпальница была полностью освещена. По окончании подготовительных работ после возгласа «Благословен Бог наш» и начальных молитв начали читать над гробницей Святое Евангелие от Иоанна: «В начале бе Слово...», и уже к девяти часам пополудни, во время чтения Святого Евангелия, прибыли во святую усыпальницу правящий Западной Американской епархией Владыка архиепископ Антоний, архиепископ Сиракузский и Троицкий Лавр, епископ Сеаттлийский Кирилл, протоиерей Стефан Павленко, протоиерей Петр Перекрестов, иерей Сергий Котар, иеромонах Петр (Лукьянов), иерей Павел Ивашевич и иеродиакон Андроник (Таратухин). Было всего 15 человек: три в архиерейском сане, семь в иерейском сане, три в диаконском сане, один чтец и один мирянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010