Аналогичное решение «всвязи с вторжением войск РФ» принял митрополит Винницкий Варсонофий, который всего пару лет назад был поставлен на епархию вместо сбежавшего в СЦУ митрополита Симеона. «Сэмэн, вертайся! Мы всё уронили» «В связи с жестоким вторжением войск РФ» распорядились прекратить поминовение патриарха митр. Хмельницкий Антоний, митр. Каменец-Подольский Феодор и архиепископ Вознесенский Алексий. Последний добавил пункт об осуждении «преступной и жестокой войны, которую развязала Россия против украинского народа». Осудил «агрессию РФ против государства Украина » также епископ Ровенский Пимен. Не устоял и такой, казалось бы, кремень церковного единства, как митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий. Но из его обращения хотя бы было понятно, чем движим был архипастырь, вынужденный нести службу в самом центре исторической бандеровщины. Поминание патриарха прекратил он «в связи с тем, что, пользуясь нашей общей бедой – войной – кое-кто искусственно нагнетает агрессию по отношению к Украинской Православной Церкви и постоянно ищет поводы для ее эскалации». Хочется верить, что теми же соображениями руководствовались вышеупомянутые епископ Ровенский, митрополиты Каменец-Подольский (ещё 20 лет назад открыто призывавший вернуть УПЦ МП в положение экзархата), Винницкий и Хмельницкий. Не зря они сделали оговорку «принимая во внимание обращения духовенства и мирян». Нашлись и владыки, которые не поддались на «обращения духовенства и мирян» (в том числе коллективные и публичные). Даже в заражённых русофобией областях Украины. Называть этих епископов сегодня преждевременно из соображений их же безопасности. Однако нельзя не оставить без внимания  слово  управляющего делами УПЦ (МП), митрополита Антония обращённое к «непоминальщикам»: «Святые отцы отмечают: “Дела, угодные Богу, и дела, к которым нас призывает дьявол, отличить не сложно. Если их итогом является мир, любовь и единство, значит, они от Бога. Если же чьи-то действия ведут к вражде и раздору, значит они от дьявола”… Дорогие отцы, мы выстояли и защитили свою церковь, когда ее хотели заставить идти по неканоническому пути, мы являемся канонической Церковью Христовой – Церковью исповедников и страдающих, за что нас уважают во всем Православном мире. Этот выбор мы должны сохранить в это непростое и ужасное время: не поддавайтесь на провокации. Все церковные вопросы должны рассматриваться и решаться исключительно каноническим путем и соборным разумом. И все это должно делаться не под грохот боевых взрывов, а в мире Христовом и молитве... Все свои силы и возможности мы должны сконцентрировать на пастырском служении и всесторонней помощи нуждающимся, а их – сотни и тысячи».

http://ruskline.ru/opp/2022/03/10/moment...

И еще один важный момент. Визит патриарха Варфоломея, что показательно, очень тепло приветствовали представители Украинской греко-католической церкви. Да и сам гость из Стамбула демонстрировал большое радушие в отношении УГКЦ. – Восприняли ли представители ПЦУ приезд патриарха Варфоломея как сигнал к активизации действий или, наоборот, сворачиванию активности? – Как отметил Думенко, приезд патриарха Варфоломея следует считать историческим. Более того, он окрылил ПЦУ в отношении вопроса " объединения " православных вокруг " Киевского престола " . Что именно вкладывал в эти слова глава так называемой Православной церкви Украины, показали дальнейшие действия сторонников данной структуры. Приведу лишь несколько примеров: 12 сентября во Львове глава ПЦУ в окружении большого количества полицейских совершил так называемый чин освящения места строительства нового кафедрального собора своей религиозной организации. Сделано это было на захваченном у общины Украинской Православной Церкви земельном участке. При этом наши верующие выиграли все соответствующие судебные тяжбы у раскольников. Но, как мы видим, вердикты судов не стали каким-либо серьезным препятствием ни для местной власти, ни для ПЦУ на пути совершения незаконных действий. Еще более неприглядные события произошли в Винницкой области: 3 сентября сторонники ПЦУ захватили Иоанно-Богословский храм Тульчинской епархии Украинской Православной Церкви. В данном контексте отдельно хотел бы отметить тот факт, что за последние два с половиной года приверженцы ПЦУ не сподобились провести в селе ни одной своей " литургии " . Согласно сообщению пресс-службы Тульчинской епархии, правонарушение стало следствием устного распоряжения представителей местной власти обеспечить " правильное " решение вопроса о храме. Другими словами – в пользу ПЦУ. Также на ситуацию повлияла реакция правоохранителей, которые, находясь на месте преступления, не помешали осуществлению рейдерской атаки. В свете этого мы призвали главу МВД взять под личный контроль расследование дела о захвате храма в Винницкой области.

http://pravoslavie.ru/142216.html

Может ли, оставаясь в лоне Церкви, митрополит Антоний разделять все эти сомнительные, мягко говоря, идеи? Думаю, нет. По крайней мере, в своих публичных выступлениях он их точно не разделяет. Ведь в интервью агентству УНИАН он отметил, что большинство верующих УПЦ МП – против отпадения от Русской Православной Церкви, на котором настаивают многие из посетивших его в Киево-Печерской Лавре блогеров типа госпожи Деркач. " Сегодня среди епископов, духовенства и мирян УПЦ нет единого мнения по вопросу автокефалии. Есть те, кто поддерживает такую перспективу, нужно сказать, что их меньшинство, но есть и те, кто выступает против, а это – подавляющее большинство " , – отметил в интервью митрополит Антоний. Ссылка. Отпадение – только с кровью В интервью, взятом автором уже упоминавшегося бесноватого портала Religious Information Service of Ukraine Олегом Гавришем, митрополит Антоний привел веские аргументы против отпадения от РПЦ. Из 13 тысяч общин УПЦ МП больше всего приходов на регион приходится в Винницкой и Хмельницкой областях (более 900 приходов в каждой). А это – правобережная Украина. Но есть и 750 приходов в Донецкой области, есть и 600 в Одесской. Есть даже приходы в преимущественно греко-католической Галичине – во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях вместе взятых действуют 250 общин УПЦ МП. Как можно все это делить без крови и потерь на Запад и Восток, как можно отрывать Украинскую Православную Церковь от РПЦ, тем более что украинская сестра все вопросы своей внутренней церковной жизни решает самостоятельно еще с 1990 года? Следует учесть и то, что Русская Православная Церковь очень деликатно относится к вопросу о территориальной целостности Украины: в том же интервью Антоний отмечает, что статус крымских епархий остался прежним – это епархии УПЦ МП, подчиняющиеся Киеву. Кстати, именно и.о. Предстоятеля УПЦ МП, митрополит Онуфрий, председательствовал на собрании Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций (ВСЦРО) 3 апреля, по итогам которого было принято заявление в поддержку территориальной целостности Украины. Ссылка.

http://religare.ru/2_104179.html

34.       Иустин Михайлов 27 июля 1842 перев. из еписк. Винницких (викариев Подольской епархии), а 14 нояб. сделан еписк. Ревельским (викарием С.-Петербургской епархии). 35.       Леонид Зарецкий хирот. 10 янв. 1843, из архим. Могилево-Братского монастыря, а 25 февр. 1850 перев. в Кострому. 36.       Нафанаил Савченко 25 февр. 1850 перев. из викариев С.-Петербургских, а 19 дек. 1850 перев. в Полтаву. 37.       Антоний Шокотов 19 дек. 1850 перев. из викариев еписк. Волгских (викариев Саратовской епарх.), а 27 авг. 1853 перев. в Оренбург. 38.       Антоний Павлинский 3 окт. 1853 перев. из Воронежских викариев, а 18 дек. 1854 – в Архангельск. 39.       Иоанникий Горский хирот. 16 янв. 1855, из ректоров С.-Петербургской семинарии, [прежде ректор Ярославской семинарии] а 15 апр. 1856 перев. в Саратов. 40.       Платон Фивейский хирот. 24 мая 1856, из архим. Переяславского Данилова монастыря, а 31 июля перев. в викарии С.-Петербургские (еписк. Ревельского). 41.       Евфимий Беликов хирот. 2 дек. 1856, из архим. Антониева Новгородского монастыря, а 29 авг. 1860 перев. в Саратов. 42.       Феофилакт Губин хирот. 2 окт. 1860, из архим. Волынского Загаяцкого монастыря; с 1 дек. 1862 еписк. Кавказский и Черноморский. 43.       Герасим Добросердов хирот. 10 мар. 1863, из ректоров Калужской семинарии [архим. Доброго монастыря], а 13 янв. 1864 перев. в Ревельского еписк. (викария С.-Петербургского). 44.       Апполос Беляев хирот. 16 февр. 1864, из ректоров Псковской семинарии, а 21 февр. 1866 перев. в Ладожского еписк. (викария С.-Петербургского). 45.       Серафим Протопопов хирот. 6 апр. 1866, из архим. Тверского Отроча монастыря, а 4 апр. 1869 перев. в Смоленск. 46.       Феоктист Попов хирот. 25 мая 1869, из архим. Киево-Николаевского монастыря; 7 дек. 1874 перев. в Симбирск. 47.       Никодим Белокуров , из наместн. Александро-Невской Лавры, хирот. 6 апр. 1875. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В период оккупации Украинской ССР (УССР) немецко-фашистские захватчики и их союзники создали германский гражданский Рейхскомиссариат «Украина», подразделявшийся на шесть генерал-комиссариатов (генерал-бецирков), в том числе «Николаев» и «Крым». Значительная часть восточной части УССР и Крым входили в оккупационную зону германской военной администрации. В западной части Николаевской, в Одесской и южной части Винницкой областей между реками Днестром и Бугом появилась зона румынской оккупации «Транснистрия». Граница Николаевского и Крымского генерал-комиссариатов проходила по Днепру. В сентябре 1942 года округ «Крым» реорганизован в Таврический генеральный округ Рейхскомиссариата с центром в Мелитополе, Крымский полуостров остался в ведении военной администрации. С августа 1941 года до марта 1944 года Херсонскую и Николаевскую епархию возглавлял архиепископ Украинской Автономной Церкви Антоний (Марценко), также титуловался Херсонским и Одесским. В Херсоне владыка Антоний создал Духовное правление. Епископ Украинской Автономной Церкви (УАЦ) Серафим (Кушнерук), в сентябре 1942 года назначенный викарием Херсоно-Николаевской епархии (различные источники титулуют его Николаевским и Херсонским 2 ), с декабря 1942 года по сентябрь 1943 года (с титулом «Мелитопольский и Таврический») управлял Крымской (Таврической) епархией . Епископ Серафим создал Духовное управление в Мелитополе, его деятельность охватывала Таврический генеральный округ и Крымский полуостров. Летом 1943 года он объявил себя автономным епископом и перестал поминать за богослужениями митрополита Сергия (Страгородского). По выражению историка Михаила Шкаровского, владыка Серафим занял пронемецкую позицию 3 . Его решение об автономности можно объяснить требованием немецких властей о невмешательстве глав и епископов Автономной Церкви и «поликарповцев» в деятельность других епископов и о запрещении епископам выполнять постановления архиереев, пребывающих за пределами своего бецирка. Архиереи и священники должны были повиноваться только генерал-комиссарам, нижестоящим чинам администрации, СД, гестапо и прочим службам безопасности. В 1948 году в Запорожье Преосвященный Серафим был осужден советскими властями.

http://e-vestnik.ru/history/voyna_na_her...

Постепенно угасала жизнь маститого старца. Он заснул и уснул сном вечным! На другой день весть о смерти его сообщена была Гавриилу, архиепископу рязанскому, во время обедни, тотчас по причащении его. Тогда же и я узнал об этом от архиепископа в алтаре Митрофановской церкви на синодальном подворье. Января 19 дня, в 10 часов утра, при многочисленном стечении народа был вынос тела усопшего иерарха из митрополичьего дома в холодный собор лавры. Обряд сей совершали: преосвященный митрополит Иона, старец исполненный дней, архиепископ рязанский Гавриил, архиепископ волынский Никанор, архиепископ олонецкий Венедикт (все они – присутствующие в св. синоде), архиепископ виленский Иосиф, викарий с.-петербургский Иустин, викарий новгородский Леонид, ректор духовной академии, Афанасий епископ винницкий (викарий Каменец-Подольской епархии), духовник Его Императорского Величества протопресвитер Музовский, обер – священник Василий Кутневич, одиннадцать архимандритов и множество монашествующего и белого духовенства. По окончании обычной литии, инспектор духовной академии архимандрит Иоасаф произнес у гроба довольно складную речь. За сим начался вынос. По обеим сторонам липовой аллеи, протягивающейся от митрополичьего дома до собора Троицкого, поставлены были воспитанники семинарии и академии. В соборе совершена была большая панихида и после нее началась обедня, которую служил архиепископ Венедикт. В этот же самый день пронеслась молва, что на место покойного митрополита избран и назначен Государем архиепископ варшавский Антоний, и что он прибудет в С.-Петербург ко дню погребения усопшего, которое будет совершено 24 января. Подожду, оправдается ли эта молва, которая теперь кажется довольно основательною и сбыточною. 21 дня. Молва оправдалась, архиепископ Антоний – митрополит с-. петербургский!.. 96 Митрополиты: киевский Филарет и московский Филарет же, законные и достойнейшие кандидаты на с.-петербургскую митрополию, обойдены. К сожалению, незадолго до смерти митрополита Серафима, оба они подверглись опале Государя за то, что в синоде подавали мнение о необходимости вновь перевести библию с греческого текста на русский язык, придерживаясь и еврейского подлинника. Покойный митрополит сам был виною этой опалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Секретарь Священного Синода, управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский и Броварской Антоний прокомментировал решение внеочередного заседания Синода УПЦ МП, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП. «Во-первых, - начал владыка, - Синод заявил о том, что на этом соборе были объединены две неканонические структуры — т.н. " Украинская автокефальная православная церковь " и " УПЦ Киевского патриархата " . То есть это объединение двух раскольнических течений, поэтому для УПЦ решение этого собрания не имеет никакого значения. Как и ранее, в Украине есть только одна каноническая Церковь — это Украинская Православная Церковь, которую возглавляет Блаженнейший Митрополит Онуфрий, и это признают все Поместные Православные Церкви». «Во-вторых, - продолжил он, - Священный Синод вынужден был принять решение относительно двух наших архиереев, которые, несмотря на решение Архиерейского Собора и Священного Синода УПЦ, все же приняли участие в собрании 15 декабря этого года. Поэтому Священный Синод освободил от управления епархией и запретил в священнослужении митрополита Винницкого и Барского Симеона, а также запретил в священнослужении и снял с должности викарного епископа Киевской Митрополии митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра. Также были приняты соответствующие решения в отношении тех священников и диаконов, которые принимали участие в соборе 15 декабря». «Священный Синод принял соответствующее Обращение к верным чадам Украинской Православной Церкви, в котором сообщил о своих решениях и поблагодарил за стойкость епископата, духовенства, монашествующим и мирянам и попросил молиться и за тех архиереев, которые, к сожалению, ушли в раскол, чтобы Господь вразумил и дал силы вернуться в лоно Православной Церкви. Украинская Православная Церковь — живая, она действует, служит своему народу. Поэтому Священным Синодом были приняты соответствующие кадровые решения. В частности был назначен новый викарный архиерей Киевской Митрополии — епископом Переяслав-Хмельницким и Вишневским стал клирик Киевской епархии архимандрит Дионисий (Пилипчук). А также был назначен викарный архиерей в Днепропетровскую епархию — избран на эту должность насельник Киево-Печерской Лавры архимандрит Андрей», - заключил митрополит Антоний.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/17/sh...

26 мая 1902 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры К. был хиротонисан во епископа. При вручении архиерейского жезла еп. Антоний (Храповицкий) советовал К. и с христианами, и с «магометанами», и с язычниками общаться с «огненной ревностию», «самоукорительным чувством» и «плачем о своем недостоинстве». Вскоре по прибытии на кафедру К. совершил закладку уфимского храма св. прав. Симеона Верхотурского, а также благословил строительство каменного многопрестольного собора в Камско-Берёзовском в честь Казанской иконы Божией Матери миссионерском мон-ре . Но суровый в сравнении с итальянским климат заметно отразился на его здоровье; прогрессировал и сахарный диабет. В кон. 1903 г. К. возглавил Подольскую и Брацлавскую епархию, проживал в Каменце-Подольске, но и здесь спустя полгода тяжело заболел. 23 апр. 1904 г. имп. Николай II предоставил ему 4-месячный отпуск (архиерей собирался ехать в г. Карлсбад (Карлови-Вари) для лечения) «с сохранением за ним получаемого по занимаемой им кафедре содержания», 1 дек. того же года утвердил доклад Синода об увольнении от управления епархией на покой «впредь до выздоровления». При этом К. назначался настоятелем Херсонесского во имя св. равноап. кн. Владимира монастыря близ Севастополя с титулом викарного епископа Винницкого. 27 дек. 1905 г. из-за ухудшения здоровья К. был освобожден от присутствия в Синоде и уволен на покой с отменой титула «епископ Винницкий». В июле 1909 г. К. прибыл в Москву, лечился в клинике психиатра Г. П. Териана. Перед смертью исповедался, причастился; скончался при чтении отходной молитвы. Когда гроб с телом переносили из клиники в Данилов во имя прп. Даниила Столпника мон-рь , к траурной процессии присоединилось множество верующих. Отпевание и погребение К. в Даниловом мон-ре совершил митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) вместе с викарными епископами Трифоном (Туркестановым) и Анастасием (Грибановским) . Соч.: Преподобные отцы Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, основатели Валаамской обители, и стихотворение, посвященное сей обители. СПб., 1890, 19047; Речь при наречении во епископа//ПрибЦВед. 1902. 22. С. 715-716.

http://pravenc.ru/text/1841351.html

52.       Сильвестр Косов , еписк. Мстиславский, с 25 февр. 1647; † 13 апр. 1657. 53.       Дионисий Болобан , еписк. Луцкий, с конца 1657; † 1663. 54.       Иосиф Нелюбович-Тукальский , еписк. Могилевский, с 1664; † 26 июля1676. 55.       Антоний Винницкий , еписк. Перемышльский, с 1679. При двух последних митрополия находилась в великом расстройстве от Униатов. Наконец, в 1685, она сделалась епархией Патриаршества Всероссийского. Московская митрополия отделялась от Киевской совершенно в полов. XV века; в 1589 обратилась в патриаршество Всероссийское, которое в 1721 заменено Св. Прав. Синодом. I. Митрополиты Московские и всея Руси 1.       Иона , еписк. Рязанский, избран 1433, хирот. 15 дек. 1448; † 31 мар. 1461. Святой. – Он писался «Киевский и всея Русии» последний. 2.       Феодосий Бывальцев хирот. 3 мая 1461, из архиеп. Ростовских; 13 сент. 1464 отошёл в Чудов мнтрь; † в окт. 1475, в Троицком Сергиеве мнтре. 3.       Филипп хирот. 11 нояб. 1464, из еписк. Суздальских; † 5 апр. 1473. 4.       Геронтий хирот. 29 июня 1473, из еписк. Коломенских; † 28 мая 1489. 5.       Зосима Брадатый хирот. 26 сент. 1490, из архим. Симонова монастыря; 17 мая 1494 отрёкся невольно, а 9 февр. 1495 лишён сана и послан в Троицкий Сергиев мнтрь. 6.       Симон хирот. 22 сент. 1495, из игум. Троицкого Сергиева монастыря; 30 апр. 1511 оставил митр-лию, † 28 янв. 1512. 7.       Варлаам хирот. 3 авг. 1511, из архим. Симоновских; 18 дек. 1521 оставил митр-лию; после сослан в Спасо-Каменный мнтрь. 8.       Даниил хирот. 27 февр. 1522, из игум. Иосифова монастыря; 2 февр. 1539 принуждён удалиться туда же. 9.       Иоасаф Скрыпицын хирот. 6 февр. 1539, из игум. Троицкого Сергиева монастыря; в янв.1542 удалён в Кириллов Белозерский; в 1551–1553 жил у Троицы. 10.       Макарий хирот. 19 мар. 1542, из архиеп. Новгородских; † 31 дек. 1563. 11.       Афанасий хирот. 5 мар. 1564, из иноков Чудовских; 16 мая 1566 отошёл туда же. (Был жив в 1568). 12.       Филипп Колычев хирот. 25 июля 1566, из игум. Соловецких; 4 нояб. 1568 лишён сана и сослан в Отроч мнтрь; умерщвлён 23 дек. 1569. Святой. (Новг., II, 162).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 апреля 1842 г. назначен настоятелем московского Богоявленского монастыря. 31 августа 1845 г. назначен настоятелем Высокопетровского монастыря. В январе 1847 г. был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В академии читал лекции по евангельской истории и о евангелистах. 4 марта того же года был наречен, а 9 марта - хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, и одновременно назначен настоятелем шаргородского Никольского монастыря. Хиротонию в Казанском соборе Санкт-Петербурга возглавил Новгородский и Санкт-Петербургский митр. Антоний (Рафальский). 15 марта 1847 г. на него была возложена обязанность наблюдения за преподаванием Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств в Санкт-Петербурге и его окрестностях. 7 апреля того же года назначен председателем Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях. В 1849 г. ревизовал Псковскую, Могилёвскую, Смоленскую и Тульскую семинарии. Преобразовал журнал «Христианское чтение» по образцу журнала «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе», организовав более системный (в полном виде, а не в отрывках) перевод творений свт. Иоанна Златоуста и церковных историков (Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, блж. Феодорита Киррского, Евагрия Схоластика и др.), благодаря чему продажа журнала стала приносить доход. 10 декабря 1850 г. был перемещен в Самару (вскоре после учреждения Самарской губ.), куда прибыл 28 марта 1851 г. 30 марта учредил епархиальное управление, 31 марта открыл и возглавил Самарскую и Ставропольскую епархию. Особую заботу проявил о духовном училище, переведенном из Ставрополя в Самару, пожертвовал для его библиотеки 300 наименований книг (700 томов), впоследствии присылал автографы своих проповедей. Предложил преобразовать училище в семинарию (семинария открылась после его отъезда, в 1858). При нем в 1853 г. был основан бузулукский Преображенский монастырь. Принял участие в становлении самарской Иверской женской общины (с 1860 - монастырь). Немало внимания уделял миссионерской деятельности среди молокан. Ежегодно по нескольку раз объезжал епархию, прекрасно знал статистику губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010