В дек. 1762 г. И. созвал Собор, на к-ром были приняты постановления, направленные на упорядочение церковной жизни Вост. Грузии: разработаны и зафиксированы права и обязанности архиереев и иереев; устранены различия и нарушения в проведении богослужения; приведены в порядок храмы и осуществлена опись церковного имущества и утвари; отстранены от совершения богослужений малограмотные священнослужители; архиереям было предписано обратить внимание на уровень образования священников и мирян в епархиях (ПГП. 1970. Т. 3. С. 848-849). В 1756 г. Антоний I направил ходатайство об амнистии в Святейший Синод РПЦ, 16 марта 1757 г. он был оправдан, 23 нояб. указом имп. Елизаветы Петровны назначен архиепископом на Владимирскую и Яропольскую кафедру РПЦ. После восхождения на престол Картли Ираклия II Антоний I 20 марта 1763 г. по приглашению царя вернулся в Грузию и на Соборе ГПЦ (2-8 окт. 1764) был провозглашен католикосом-патриархом ( Кавтария. 1977. С. 18-40). И. был переведен на Харчашнийскую кафедру, затем уволен за штат и отправлен в дер. Метехи. И. был причислен к лику святых при католикосе-патриархе Восточной Грузии Антонии II (Багратиони) (1788-1811). Ист.: Иоанн Багратиони. Калмасоба. Тбилиси, 1948. Т. 2. С. 211 (на груз. яз.); Папуна Орбелиани. История Картли/Ред., коммент., словарь: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1981. С. 244 (на груз. яз.). Лит.: Жордания Ф. Антоний I Католикос Грузии и архиеп. Владимирский и Иеропольский//ДВГЭ. 1891. 14. С. 28-29; 15. С. 20-24; 16. С. 19-25; 19. С. 17-21; Кавтария М. Из истории груз. обществ. мысли XVIII в.: Эпистолярное наследие Антония Багратиони. Тбилиси, 1977. С. 18-40 (на груз. яз.); Надирадзе К. Иосеби//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 129-130 (на груз. яз.). К. Надирадзе Рубрики: Ключевые слова: ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ († 570), еп. Алавердский, свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский

http://pravenc.ru/text/578463.html

В период правления еп. Платона был восстановлен и освящен обрушившийся в 1722 г. Рождественский собор Боголюбского мон-ря. Управление епархией пришло в расстройство при архиеп. Антонии, бывш. католикосе Грузии (см. Антоний I (Багратиони) ), в 1757 г. переселившемся в Россию и 23 нояб. получившем в управление Владимирскую кафедру. Поскольку архиерей не знал рус. языка, в помощь ему назначались архимандриты - наместники владимирского Цареконстантиновского мон-ря Никон (Красовский), Товия, Амвросий, фактически управлявшие епархией. В дек. 1762 г. архиеп. Антоний вернулся в Грузию. Из распоряжений, относящихся ко времени его пребывания на Владимирской кафедре, известен указ о запрете духовенству ходить в лаптях и «простонародном платье». В ходе секуляризации церковных имуществ в 1764 г. В. е. была отнесена к 3-му классу в числе 15 др. епархий, гл. обр. выделенных в 1744 г. из Московской епархии. Одновременно произошло перераспределение городов и уездов по епархиям. Теперь во В. е. числились Владимир, Арзамас, Гороховец, Муром, Починки, Темников и Ярополч с Вязниковской слободой (ПСЗ. Т. 16. 12060. С. 555; Т. 44. Ч. 2: Книга штатов. С. 40-43). С 24 мая 1764 г. Владимирский епископ стал титуловаться Владимирским и Муромским. Благовещенская церковь упраздненного Сновицкого мон-ря близ Владимира. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Благовещенская церковь упраздненного Сновицкого мон-ря близ Владимира. Гравюра. XIX в. (РГБИ) После посещения Владимира 13 июня 1767 г. имп. Екатериной II, обратившей внимание на ветхость здания и бедность убранства Успенского собора, в храме начались масштабные ремонтные работы. Императрица распорядилась выделить на эти цели 14 тыс. р., 1 тыс. р. на восстановление собора завещал еп. Павел. Обновлению подвергся гл. обр. интерьер храма. Иконостас собора XV в. был разобран, нек-рые иконы проданы крестьянам с. Васильевского Шуйского у. В соборе установили ампирный иконостас с образами, написанными иконописцами архиерейского дома. Фрески XIII в., а также стенопись работы Даниила Чёрного и прп.

http://pravenc.ru/text/154964.html

По смерти игуменьи Марии сестрами Бородинского общежительного монастыря была избрана настоятельницей и утверждена, по представлению митрополита Московского Святейшим Синодом монахиня Сергия, в миру княгиня Волконская, муж которой погребен был в этой обители. При новой настоятельнице послушница Антония продолжала исполнять ранее возложенные на неё послушания, т. е. вела письмоводство и участвовала в ведении некоторых хозяйственных дел. Начатая игуменьей Мариею при близком участии Антонии постройка нового собора требовала деятельных забот Антонии и для продолжения ее. По непосредственным хлопотам Антонии уже по смерти игуменьи Марии графом Д. Н. Шереметевым дарованы были средства для продолжения этой постройки. Но между послушницей Антонией и новой Игуменьей не установилось хороших отношений. Это выразилось между прочим в деле пострижения Антонии в монашество. Получивши у епархиального начальства разрешение на пострижение послушницы Антонии в монашество, игуменья Сергия так долго медлила пострижением, что обратила на это внимание владыки-митрополита Филарета, который до самой своей смерти внимательно заботился о воспитаннице игуменьи Марии, руководя ею в ее духовном возрастании. Сердечно желая скорейшего пострижения Антонии в монашество, он 12-го января 1858 года подарил ей книгу: «Преподобного отца нашего Саввы Дорофея поучения и послания», каковая книга на всю жизнь была для Антонии настольного в полном смысле этого слова. Когда однажды летом 1858 г. Антония посетила митрополита, владыка обратился к ней с вопросом: почему так долго Игуменья не постригает тебя? Антония с полной сердечною доверчивостью объяснила архипастырю, что игуменья Сергия непременно желает быть ее восприемною материю, но у нее нет на это желания. «Благословите мне, Владыка святый, избрать себе другую восприемную мать, или прикажете согласиться с желанием настоятельницы?» – спросила она. Митрополит Филарет дозволил Антонии избрать восприемную мать согласно ее собственному желанию. После выраженной таким образом воли Архипастыря игуменья Сергия поспешила пострижением Антонии, которое и совершено было 13 сентября 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

«С искушением посылается и избытие» Под окормлением своей духовной матери игумении Марии сестра Антония прожила в Бородинской обители первые 11 лет монастырской жизни. В 1850 году, 24 февраля, на 29 году, Антония была утверждена епархиальным начальством по представлению настоятельницы указною послушницею Бородинского монастыря. А через два года, в 1852-м, игумения Мария отошла ко Господу. Для сестры Антонии это было время не только переживания утраты, но и несколько натянутых, так и не сложившихся отношений с новой настоятельницей игуменией Сергией (в миру княгиней Софьей Васильевной Волконской, урожденной княгиней Урусовой). Сестра Антония продолжала выполнять все те же послушания, которые на нее были возложены ранее, но несмотря даже на разрешение епархиального начальства на пострижение послушницы Антонии в монашество, игумения медлила с постригом, на что даже обратил внимание митрополит Филарет. Чтобы как-то подбодрить ту, которую некогда сам благословил на монашеский путь, владыка дозволил сестре Антонии избрать себе восприемную мать согласно ее собственному желанию. Однако после этого их отношения с игуменией Сергией испортились окончательно. Хотя постриг и состоялся в Бородинском монастыре 13 сентября 1858 года, единственным выходом из сложившейся ситуации виделся перевод монахини Антонии в другую обитель.      Митрополит Филарет отказался выпускать постриженицу из своей епархии, отметив, что «такие люди ему нужны», и предложил ей перейти в Аносин Борисоглебский монастырь, – сюда, кстати, в те времена часто советовал поступать желавшим монашества и оптинский старец Анатолий (Потапов). Переход из дорогого для нее места, где упокоена духовная мать, в новое, неизвестное, несколько страшил сестру Антонию. Чтобы поддержать ее дух, кто-то из близкого окружения посоветовал ей сходить побеседовать к известному в то время юродивому – Ивану Яковлевичу Корейше. Тот предсказал дальнейшие события в жизни сестры Антонии, правда, сделал это в своей манере так иносказательно, что поначалу никто ничего не понял… Перевод монахини Антонии в Аносин Борисоглебский монастырь состоялся 9 декабря 1859 года.

http://pravoslavie.ru/143290.html

Преосвященный Леонид вскоре по назначении Антонии настоятельницею Страстного монастыря обратил на нее особенное внимание, как на игуменью, выдававшуюся из числа других настоятельниц при своих еще небольших годах с одной стороны своим умом и образованием, а с другой кротостью и смирением. В первые же годы службы игуменьи Антонии в Страстном монастыре отношения Преосвященного Леонида сменились на дружеские, развившиеся впоследствии до того, что Преосвященный викарий постоянно и неусыпно заботился о всех делах не только вверенных игуменьи Антонии монастырей, но и ее личных. На упрочение таких отношений Преосвященного Леонида к игуменьи Антонии особенно повлияло то обстоятельство, что матушка приняла на свое попечете родную сестру преосвященного Екатерину Васильевну Ушакову, классную даму Московского Николаевского института, привезенную в монастырь в болезненно-нервном состоянии. Восстановивши под попечением игуменьи Антонии свое расстроенное здоровье, Екатерина Васильевна осталась жить в монастыре, служа крепким связующим звеном между Преосвященным и матушкой. Келья Екатерины Васильевны во время нередких посещений Преосвященным своей сестры и была местом продолжительных и разнообразных бесед его с матушкой. В бумагах игуменьи Антонии сохранилось более сотни писем к ней Преосвященного Леонида. В них мы находим много рассуждений, советов и уведомлений относительно различных монастырских дел. Почти по всякому делу, требующему для его ведения особого разрешения епархиального начальства, игуменья Антония советовалась с Преосвященным Леонидом, и последний всегда с полною готовностью не только давал советы относительно надлежащего направления ее ходатайств, но и даже сообщал ей о ходе этих дел в Консистории и у Владыки митрополита. Но и во многих других монастырских делах, не требующих для себя особого разрешения епархиального начальства, Преосвященный принимал заботливое участие. Так, он особенно близкое участие принимал в деле воспитания и обучения в Алексеевском монастыре южнославянских девочек.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Улегшись спать на первую ночь своего пребывания в Страстном монастыре, новая настоятельница долго не могла уснуть, раздумывая о тех больших обязанностях, которые она приняла на себя, и о тех трудах, которые предстоять ей. Не спала и ее келейная Таисия, в душе, которой всякое душевное настроение ее любимой матушки находило родственной отклик, и также была погружена в тяжелые думы о предстоящей жизни. Около двух часов ночи игуменья Антония, слыша, что Таисия тоже не спит, спрашивает ее: «ты, Таисия, не спишь?». – «Нет», отвечает та. – «Как мы будем жить здесь с тобой, говорит игуменья Антония, жизни то мы с тобой совсем не знаем». Действительно, Таисия с детства жила в монастыре, а игуменья Антония почти прямо с пансионской скамьи поступила в монастырь, – знали разве они жизнь? Но Таисия и сама задававшаяся подобными вопросами, не захотела смущать еще более свою матушку и отвечала: «Будем, Бог даст, жить так, что еще люди будут завидовать». В первый же год настоятельства игуменьи Антонии в Страстном монастыре ею была вызвана из Бородина послушница Паисия, бывшая впоследствии после Таисии, в монашестве Валентины, назначенной игуменьей Зачатиевского монастыря, в продолжение 15 лет казначеей при матушке Антонии в Алексеевском монастыре, а в настоящее время состоящая игуменьей настоятельницей Московского Никитского монастыря. Послушница Паисия вскоре по поступлении своем в Бородинский монастырь – в марте 1855 г., обратила на себя внимание Антонии, пожелавшей по мере своих сил руководить новопоступившей. Антония приглашала к себе Паисию для беседы, и снабжала ее книгами, как вообще духовно-назидательными, так в особенности аскетического характера. Такие отношения сближали Антонию с Паисией все более и более, так что в последнее время жизни Антонии в Бородинском монастыре Паисия была почти ежедневной посетительницей ее кельи и кроме того, постоянной помощницей в ее частных делах. Живя в Аносине, Антония состояла с Паисией в переписке. Вызвавши Паисию в Страстной монастырь, игуменья Антония поселила ее в своих кельях, возложивши на нее исполнение многоразличных своих поручений преимущественно по хозяйственной части. Таким образом и устроилась игуменья Антония в Страстном монастыре с двумя верными помощницами, – послушницами Таисией и Паисией.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

О жертвах игуменьи Антонии в места Святой земли свидетельствуют оставшиеся после Антонии благодарственные письма к ней от представителей Иерусалимского патриарха в России и от Вифлеемского митрополита Анфима. С монастырями святой Афонской горы игуменья Антония имела весьма частые сношения, развившиеся чрез ее постоянное общение с Афонскими монахами, проживавшими в Москве при часовне святого великомученика Пантелеймона. Главное содержание многочисленных сохранившихся после Антонии писем к ней с Афона составляет благодарность ей за жертвы, посылавшиеся на Афон деньгами и вещами и за ее заботы об Афонских монахах, проживавших в Москве. Из более чтимых русских обителей, пользовавшихся благотворительным вниманием игуменьи Антонии нужно указать на лавры – Троицко-Сергиевскую и Киево-Пёчерскую и на Саввин-Сторожевский монастырь в Звенигороде. О пожертвовании ею – покровов на раки преподобного Сергия и преподобного Саввы Звенигородского, плащаницы в Гефсиманский скит и различных вещей для почивающих в пещерах Киевской Лавры святых мощей мы уже говорили. Из других монастырей, в которые посылала игуменья Антония свои жертвы, можно указать: Николо-Корельский монастырь, на берегу Белого моря, в Архангельской губернии, Кожеезерская пустынь, в той же губернии, Печенгский монастырь, на реке Печенге, Троицко-Стефано-Ульяновский монастырь у Зырян, Вологодской губернии, Валаамский монастырь, Святогорский Успенский монастырь, Сергиева пустынь, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, Путивльская Молченская Софрониева пустынь, Курской губернии и друг. В многочисленных письмах к игуменьи Антонии от настоятелей поименованных монастырей содержатся выражения ими благодарности за пожертвования деньгами и вещами или просьбы расположить к помощи этим нуждающимся обителям московских благотворителей. «С глубочайшим чувством и душевной признательностью приносим Вам, писал настоятель Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря с братиею от 20 ноября 1872 года, искреннейшую нашу благодарность за многократно оказываемые Вами величайшие благодеяния к нашей новоустраивающейся и нуждающейся обители».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

– «Прах обратился в землю, сказал митрополит, а душа игуменьи Марии находится на небе; ты мне нужна здесь в Москве, выбирай любой из Московских монастырей». – «С самого первого момента, сказала на эти слова Владыки монахиня Антония, когда у меня явилась мысль посвятить себя монашеской жизни, я была против поступления в московские монастыри и не согласилась на уговоры меня к тому и покойного моего родителя; благословите меня, милостивейший Архипастырь и отец, перейти в Тверской монастырь, которым управляет близко знакомая мне игуменья Мария». – «Нет, я не выпущу тебя из своей епархии, мне такие люди нужны», ответил митрополит Филарет и предложил Антонии перейти в Аносин-Борисоглебский монастырь, на что она и согласилась. Перевод монахини Антонии состоялся 9 декабря 1859 г. В описанный нами приезд в Москву, монахиня Антония остановилась по обыкновению у сестры своей Пелагеи Николаевны Прохоровой. Неприятные отношения к игуменьи Сергии и предстоящий переход из дорогого для нее места в новое, неизвестное, конечно, весьма тяжело действовали на Антонию; вместе с нею скорбели и все близкие ее. Во время постоянных обсуждений настоящего положения, кому-то из окружавших монахинь Антонию пришло на мысль сходить побеседовать к известному в то время юродивому – Ивану Яковлевичу Корейша. Двое действительно и отправились к юродивому, проживавшему тогда в пересыльной тюрьме. Входят. Большая комната, на полу перина, около нее сидит Корейша и, по обыкновению, толчет и мнет в чашке разные снеди. Налево от входа киот с иконой Казанской Божией Матери. Вошедшие объясняют, что монахине Антонии приходится уходить из Бородинского монастыря, но она очень жалеет монастырь, в особенности потому, что там похоронена игуменья Мария. – «Чего жалеть, говорит Корейша, там теперь никого не осталось». – «Не знаем мы, что еще будет в Аносине, какова жизнь». – «Что же и тут хорошо. Возьми елей с оцтом, нагрей, возьми ветошки, тоже погрей, натри, обложи и успокой Антонию. Была зима холодная, мороз, был праздник, шла обедня, служил хороший диакон, читал евангелие и записал в евангелии: да будет архиерей Порфирий. Прошло два года, пришла в церковь женщина, открывает евангелие, а там написано: архиерей . А кто эта женщина? Казанская Божия Матерь». Затем Корейша медленно провел перед собой рукой и сильным голосом протянул: «Антония» и после того прибавил: «Ты, Господи, утаил еси от премудрых и разумных и открыл если та младенцам; ей, отче, тако бысть благоволение перед Тобою» ( Лук. 10:21 ). Вышедши после сих слов от Ивана Яковлевича, посетительницы пришли только к тому выводу, что он одобряет переход Антонин в Аносин монастырь. Но когда прошло около двух лет и монахиня Антония 22 октября 1861 года – в день празднования в честь иконы Казанской Божией Матери – была поставлена митрополитом Филаретом в игуменьи Страстного монастыря, в словах Ивана Яковлевича они стали находить указание, именно, на это событие в жизни Антонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Прибывший в 1885 году в Японию вновь назначенный миссионер игумен Владимир в письме своем от 23 апреля 1885 года писал игуменьи Антонии: «По прибытии в миссию, мы были очень не мало утешены, что церковь Божия развивается и растет постепенно. Собор строится. Ризы Ваши для вновь устрояемого монастыря в горах Японии прибыли к нам, – они лучше всех других, пожертвованных для означенного святого Апостольского дела. Дарохранительница также благополучно прибыла в Японию и по освящении украсит свтой престол Божий. Да воздаст Вам Господь сторицею за редкое усердие к прославлению имени Божия чуть не на краю света». Затем следует указать на отношении игуменьи Антонии к начальникам миссии – алтайской архимандриту Владимиру и киргизской – архимандриту Сергию. Первый в письме своем от 15 декабря 1889 г. благодарить игуменью Антонию в таких выражениях: «Ваше доброе дело для нашей миссии Вы захотели довести до совершенства. От всей души благодарю Вас и да благословит Вас Господь Бог в возмездие за благолепную жертву в пользу церквей алтайских, да продолжает Он более и более украшать Вашу обитель благолепием и внешним и внутренним духовным». Из другого письма того же архимандрита Владимира, доставленная игуменьи Антонии монахиней Ольгой, отправлявшейся по благословению митрополита Московского Иннокентия в Улалинскую общину в алтайских горах, видно, что пожертвования игуменьи Антонии на миссию состояли, между прочим, из икон, которые монахиня Ольга и была прислана осмотреть и переписать. Начальник киргизской миссии архимандрит Сергий в письме своем от 30 мая 1885 года благодарит игуменью Антонию за радушный прием, оказанный его сборщику на нужды миссии и за рекомендацию его жертвователям. Пожертвования свои игуменья Антония направляла затем в храмы и учреждения Святой земли, на Афон и в многочисленные монастыри Русской земли, – из последних по преимуществу с одной стороны в наиболее чтимые, а с другой в наиболее нуждающиеся. Пожертвования эти состояли из ризничных вещей и икон, сработанных в Алексеевском монастыре, и из денежных сумм на молитвы о здравии игуменьи Антонии и близких ей лиц и о упокоении сестер монастыря и светских лиц, очевидно, поручавших матушке рассылать эти жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Слово об Антонии черноризце, бывшем в Руси, основателе Печерского монастыря Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой СЛОВО ОБ АНТОНИИ ЧЕРНОРИЗЦЕ, БЫВШЕМ В РУСИ, ОСНОВАТЕЛЕ ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ «Слово об Антонии черноризце, основателе Печерского монастыря» вошло в состав ВМЧ из древнерусского Пролога. Время канонизации св. Антония Печерского точно не установлено, по мнению Е. Голубинского (см: Голубинский Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С. 57) Антоний был канонизирован в кон. XII–XIII в. «Слово об Антонии Печерском» читается под 7 мая в списках Пролога начиная с XV в. Источниками для составления «Слова...» послужили летописная статья 1051 г. из Повести временных лет (см. т. 1 наст. изд.) и глава 7 о начале Печерского монастыря из Киево-Печерского патерика (см. т. 4 наст. изд.), и с тем и с другим источником «Слово...» обнаруживает текстуальные совпадения. Текст памятника публикуется по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийское собр., 1321, л. 244). 7 МАЯ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. СЛОВО ОБ АНТОНИИ ЧЕРНОРИЗЦЕ, БЫВШЕМ В РУСИ, ОСНОВАТЕЛЕ ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ Князь Ярослав сын Владимира княжил в Киеве. При нем некоему человеку из города Любеча вложил Бог в сердце возлюбить иноческий чин. И пошел он в Святую Гору, и увидел монастыри, находящиеся там, и, обойдя их, пришел в один монастырь и попросил игумена, чтобы возложил на него монашеский сан. Тот же, выслушав его, постриг его, и нарек имя ему Антоний, и научил его иноческому подвигу и житию. И сказал: «Иди опять на Русь, и будет благословение от Святой Горы, ибо от тебя многие станут черноризцами». И благословив, отпустил его. Антоний же пришел в Киев, походил по всем местам, по горам и лесам, и пришел на Берестовое. И полюбил место это, и поселился здесь, найдя пещеру малую, которую выкопал прежде митрополит Илларион. И начал молиться Богу, со слезами говоря: «Господи, утверди меня в месте этом, и пусть будет на месте этом благословение Святой Горы и моего игумена, который меня постриг». И начал жить тут, моля Бога. Ел хлеб сухой, да и тот через день, и воды вкушал в меру, и копал пещеру, и не давал себе отдыха, день и ночь пребывая в трудах и в бдениях, и в молитвах. Потом же узнали добрые люди и стали приходить к нему, принося ему необходимое. И прославился он, как Антоний Великий , и приходя, просили у него благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010