Эти слова трудно позабыть. Они сохранились в легендах. В отчаянном положении Суворов предложил пробиваться к Гларису, следуя на северо-восток от Муттенской долины, через гору Брегель. По плану Суворова, первой вступить в бой с французами следовало бригаде Ауфенберга, которая немедленно должна была занять гору Брегель, сбив неприятельские посты. Следующим утром в дело должны были вступить авангард Багратиона и дивизия Повало-Швейковского. Важная роль отводилась и арьергарду Розенберга и Ферстера, прикрывавшему смелый марш-маневр основных сил армии. «Альпийский поход Суворова. Фрагмент диорамы», А. Интезаров Бригада Ауфенберга успешно выполнила боевое задание, разбив батальон, оставленный Молитором у Брагельберга, и расположилась на ночлег не доходя до Клёнтальского озера. На рассвете 19 сентября выступили войска Багратиона и Повало-Швейковского, а за ними и основные силы Суворова. К 15 часам они спустились в долину. Молитор всё ещё преследовал отряд Линкена, но, узнав о продвижении Ауфенберга, вернулся к Брагельбергу. Утром французская дивизия Молитора атаковала войска Ауфенберга. Австрийская бригада отступила – и готовый капитулировать Ауфенберг уже вступил в переговоры с французами. Лишь завидев приближение войск Багратиона, он отбросил колебания и отказался от капитуляции. Багратион с марша бросил войска в бой: атаковал Молитора двумя батальонами с фронта, четырьмя – с правого фланга, а егерским полком – с левого. Атака утомлённым, ожесточённым солдатам Багратиона удалась на славу. Французы были отброшены, несли немалые потери. Отступив, Молитор расположил войска на восточном берегу Клёнтальского озера. Он занял неприступную позицию по горному откосу, за каменной церковной оградой. Багратион несколько раз атаковал это укрепление, но опрокинуть войска Молитора до наступления темноты не удалось. Тогда Багратион предпринял обходной маневр, застрельщиком которого стал командовавший егерским полком граф Цукато. Ночью он с правого фланга обошёл позиции Молитора. За егерями шли шесть батальонов. С фронта атаковать Молитора были готовы оставшиеся силы авангарда. На рассвете французы заметили приближение противника и открыли огонь. Но энергичная атака с тыла и с фронта заставила Молитора отступить.

http://pravmir.ru/alpiyskoe-chudo-suvoro...

Что-то семитское отмечала в ее внешности. «Я никого так не любил, как вас, и ни к кому от роду не был так привязан, как к вам, хотя вы и будете хохотать и говорить, что, как я смею писать. Но воля ваша, я люблю правду говорить…», – писал П. Багратион. Черты, замеченные французской художницей, импонировали и ему. Екатерина Фёдоровна посоветовала Петру не горячиться в такой пикантной ситуации, не идти на поводу у нетерпеливо деятельной Е. П. Романовой. Петр, следуя наставлению любимой женщины Е. Ф. Долгоруковой, напомнил при встрече Екатерине Павловне, что он давал клятву верно служить царю и отечеству, а посему ни в каких дворцовых акциях принимать участие не намерен, тем более, что привык действовать только в военных баталиях. Правители всегда боялись и боятся отважных маршалов, генералов, пользующихся уважением и авторитетом. В 1809 г. влюбленных разлучили, срочно отправив Петра на войну шведскую, и быстро выдали Катиш за Георга. Эту тактику уже применяли дважды: первый раз Павел I экстренно венчал Петра в Гатчине со Скавронской, полагая, что его дочка ещё подросток, и ей рано бракосочетаться с бравым воякой, того и гляди, могут трон умыкнуть. Ревностно относился и Александр I к Петру Багратиону. В сражении при Бородине, командуя левым крылом, Семеновскими флешами, получил 26 августа 1812 года осколком ядра ранение в левую ногу, раздробление берцовой кости. Его немедленно отвезли в госпиталь, но надлежащих мер не приняли: Александр I всё ещё остерегался Петра – бывшего возлюбленного сестры, но в то же время потерял к нему интерес. Царь счел, что есть замена достойная – М. Б. Барклай де Толли (1761-1818), так как Багратион, по его мнению, в деле стратегии не имел никакого понятия, о чём сообщил в письме к сестре Екатерине от 30 сентября 1812 года. По сути, он стравил двух достойных генералов, имеющих свой батальный почерк. Сам монарх был очень честолюбивым, ревнивым к чужой славе и бездарным главнокомандующим, вовремя осознал это из-за опасения за своё реноме. Скончался Петр Иванович во Владимирской губернии от гангрены спустя 17 дней после ранения в имении своей родственницы Голициной (Грузинской) Анны Александровны (1763 –1842).

http://bogoslov.ru/article/5237470

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Из архивов радио. " Перекресток культур : Россия - Грузия " , передача 7, памяти автора и ведущей религиоведа и культуролога И.Л. Багратион-Мухранели 17.08.2023 19:00 Ирина Леонидовна Багратион-Мухранели Самая яркая пора в истории Грузии - эпоха царицы Тамары. Ее изображение есть в каждом грузинском доме. В правление Тамары во всех уголках страны строились монастыри и церкви, их стены расписывали лучшие мастера. Правительница окружила себя поэтами и писателями, которые в процессе своего творчества сформировали нормы грузинского языка. Гру­зин­ские ска­за­ния про­слав­ля­ют ее кро­тость, ми­ро­лю­бие, муд­рость, ре­ли­ги­оз­ность и кра­со­ту. Из­вест­но еще, что свя­тая Та­ма­ра за­бо­ти­лась о бед­ном на­ро­де, о вдо­вах, си­ро­тах и со­дей­ство­ва­ла ду­хов­но­му раз­ви­тию Гру­зии. Кро­ме то­го, она по­кро­ви­тель­ство­ва­ла по­этам, пи­са­те­лям, по­стро­и­ла мно­го хра­мов, а так­же рос­кош­ный Вард­зий­ский дво­рец. Цер­ковь за за­бо­ты и щед­рые да­ры при­чис­ли­ла Та­ма­ру к ли­ку свя­тых. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2023/08/17/19-0...

Этим завершилась без малого пятимесячная эпопея создания данной, во многом уникальной награды, старт которой был дан 20 июня 1943 года, во время обсуждения на заседании Наркомата обороны проекта ордена «Победа» для награждения высших советских военачальников по итогам Великой Отечественной войны. Сталин тогда заметил, что победы без славы не бывает, подразумевая, что истинными творцами её являются простые солдаты; вот им-то и надлежит в первую очередь воздать почести – славу и поклонение. Что и было реализовано выдачей в августе того же года соответствующего задания Техническому Комитету Главного Интендантского Управления РККА, возглавляемому генерал-лейтенантом С.С. Агинским, который сразу же привлёк к этой работе сразу девятерых ведущих художников-медальеров. За полтора месяца напряжённой работы они изготовили 26 эскизов, ибо вариативными были не только изображения на ордене, но и само его название. Предполагалось, что это мог быть «Орден Багратиона» (в честь генерала-победителя Отечественной войны 1812 года) - тем более, что в наградную систему СССР уже были введены ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского. В иных случаях на предполагаемом ордене Славы помещали портрет Сталина, что тоже представлялось вполне логичным: с его именем воины РККА шли в бой, он являлся Верховным Главнокомандующим. Художник Н.И. Москалёв и его проект «ордена Багратиона» Четыре лучших проекта представили Сталину, который свой профиль на ордене отверг, название «орден Багратиона» отклонил, и выбрал за основу один из рисунков художника Н.И. Москалёва, автора проектов ордена Кутузова, медали «Партизану Отечественной войны» и всех уже воплощённых в металле медалей за оборону городов СССР. Москалёв, кстати говоря, и предложил в качестве орденской ленты использовать вид, и цвета Знака отличия Военного ордена, то есть Георгиевского креста , что сразу же связало советский орден Славы с этой наиболее чтимой дореволюционной солдатской наградой. Сталин был против слепого копирования, разделил орден Славы на три, а не четыре степени (как у Георгиевского креста), при этом две младших были серебряными, вторая степень имела на лицевой стороне позолоту, а первая изготавливалась из золота 950-й пробы. Каждый награждённый получал повышение в звании на одну ступень, а обладатель «полного банта» (всех трёх степеней) уравнивался в правах с Героем Советского Союза: ещё одна особенность этой, и только этой награды.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/09/slava_...

Багратион в карете подъезжает к дому, занимаемому Барклаем. Барклай надевает шарф, выходит навстречу и рапортует старшему чином Багратиону. Багратион, в борьбе великодушия, несмотря на старшинство чина, подчиняется Барклаю; но, подчинившись, еще меньше соглашается с ним. Багратион лично, по приказанию государя, доносит ему. Он пишет Аракчееву: «Воля государя моего, я никак вместе с министром (Барклаем) не могу. Ради бога, пошлите меня куда-нибудь хотя полком командовать, а здесь быть не могу; и вся главная квартира немцами наполнена, так что русскому жить невозможно, и толку никакого нет. Я думал, истинно служу государю и отечеству, а на поверку выходит, что я служу Барклаю. Признаюсь, не хочу». Рой Браницких, Винцингероде и тому подобных еще больше отравляет сношения главнокомандующих, и выходит еще меньше единства. Сбираются атаковать французов перед Смоленском. Посылается генерал для осмотра позиции. Генерал этот, ненавидя Барклая, едет к приятелю, корпусному командиру, и, просидев у него день, возвращается к Барклаю и осуждает по всем пунктам будущее поле сражения, которого он не видал. Пока происходят споры и интриги о будущем поле сражения, пока мы отыскиваем французов, ошибившись в их месте нахождения, французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска. Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиваются тысячи с той и с другой стороны. Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.     II На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью. — Ну что, довольна теперь? — сказал он ей, — поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… — И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Барклай выбрал ночь и проселочные дороги (тогда как большая дорога шла частью вдоль Днепра), для того, чтобы скрыть свое движение, а генияльный Наполеон, очарованный вступлением в разрушенный Смоленск, который не был взят, но оставлен нами, выпустил из виду и Багратиона и Барклая, которого мог бы отрезать от 2-й армии, выйдя прежде его на московскую дорогу, опрокинув слабый арриергард Багратиона, охранявший этот путь со смоленской дороги. И даже арриергард, по недоразумению, снялся с позиции прежде, чем пришел к нему на смену отряд 1-й армии. В этот знаменитый день Тучков 3-й оказал обеим армиям незабвенную услугу. Выйдя на большую дорогу и узнав, что арриергард князя Багратиона, под командою князя Горчакова, сошел со смоленской дороги, соединяющейся с московскою, и что ежеминутно может показаться на ней ничем не удерживаемый неприятель, идущий на перерез Барклаю, он своротил с московской дороги, и вместо того, чтобы по назначению идти вперед, обратился назад по смоленской дороге. Действительно, вскоре открыв передовую цепь корпуса маршала Жюно, он приготовился к бою на искусно выбранной позиции. Всем известно упорное сражение, начавшееся с отряда Тучкова 3-го у Валутиной горы и кончившееся при Лубине, когда со стороны неприятеля к корпусу Жюно присоединились Ней, Мюрат и дивизия корпуса Даву, а к Тучкову 3-му, геройски отстоявшему все первые напоры неприятеля с 5,000 против 20,000, – корпуса Тучкова 1-го, Уварова и графа Остермана. В то время Наполеон прохлаждался в Смоленске, и только на другой день приехал в карете полюбоваться покрытым трупами 6,000 французов полем сражения, и излить гнев на Жюно, хотя другие маршалы посылали ему сказать с поля сражения, что оно принимает более и более важные размеры. Меж тем Барклай, прибывший в самом начале сражения, достиг своей цели, и обе армии опять пошли рука в руку по дороге к Дорогобужу. Идя всю ночь с 6-го на 7-е августа проселочною дорогою, исправляя мосты, вытаскивая из грязи завязавшую артиллерию, мы рано по утру начали уже слышать вправо от нас пушечные выстрелы, более и более учащавшиеся, то ближе, то дальше от нас, по мере сближения дорог.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/v...

- А фильмы какие-нибудь есть? - Адекватного не встречал. У Юрия Озерова это в значительно степени условность [речь идет о четвертой серии киноэпопеи " Освобождение " – " Направление главного удара " (1969) ]. Не то чтобы искаженное представление, но максимально обобщенное, без показа конкретики, которая иной раз была довольно тяжелой. Сражались очень напряженно - и с окруженными, и в процессе прорыва обороны. Но никакой фильм об этом мне в голову не приходит. - В том числе и на Западе? - На Западе я вообще не знаю фильма об операции «Багратион». Разбитая немецкая техника под Витебском - Каковы же главные итоги «Багратиона» - не только на фронтах, но и в сознании всех воюющих сторон? - Итогом «Багратиона» был разгром огромной боеспособной группировки германской армии. Группа армий «Центр» была буквально вырвана из рядов вермахта, и немцам пришлось снимать войска со всех остальных участков Восточного фронта, что привело к коллапсу и на них. То есть, «Багратион» был первой из " костяшек домино " , за которой по цепочке стали сыпаться все остальные. И этот непрерывно сыплющийся фронт заставил впервые задуматься об обороне фатерлянда даже тех, кто не верил, что исход войны предрешен, хотя после Курской дуги наиболее грамотные немецкие офицеры и генералы понимали, что все плохо. Но теперь у множества немцев в одночасье прервалась переписка с родственниками на фронте. Это тоже произвело тягостное впечатление. Начались отчаянные попытки организации последнего сопротивления. Одни надеялись на фольксштурм, другие – на некое чудо-оружие. То есть для Германии это был перелом – и военный, и психологический. Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024

http://foma.ru/bagration-osobennosti-sam...

- План «Багратион» был принят сразу или в Ставке шли споры? - Споры были, но заместителю начальника Генерального штаба РККА Алексею Антонову удалось отстоять наиболее работоспособный план. А вот Сталин, как ни странно, предлагал тот вариант, который ожидали немцы – ударить на Украине, развить успех. Но генштабисты и в первую очередь, Антонов, который непосредственно проектировал эту операцию, предложили ударить в Белоруссии, настаивая, что, если действовать грамотно, всё получится. - А наше командование верило в такой оглушительный разгром противника? - Ожидания были очень осторожные. Поэтому и готовили разные варианты действий. Например, 5-ю танковую армию маршала Ротмистрова, которую перебросили с юга, предполагалось вводить по частям. Однако на деле ситуация сложилась не по писанному. Но поскольку наши генштабисты очень тщательно, без всякого шапкозакидательства подготовили операцию, у " Багратиона " оказался большой запас прочности. - В Белоруссии сильно укрепленная немецкая линия обороны зачастую проходила по недоступной для танков пересеченной местности. Как же в этих лесах и болотах РККА удалось развить такой успех? - Все дело в том, что «Багратион» был во многом пехотным сражением. Разгром группы армий «Центр» был развитием первоначального успеха стрелковых дивизий при прорыве обороны противника. А когда немецкая оборона развалилась, сложные условия местности хоть и сдерживали, но не останавливали советские механизированные части. Кстати, в 1941 году немцы использовали в Белоруссии крупные механизированные соединения - там есть направления, где их можно использовать. Это, прежде всего, Минское шоссе - именно за эту магистраль, позволяющую действовать крупными массами танков, шли серьезные бои зимой 1943/44 годов и летом 1944-го. Саперы 1-й гвардейской моторизованной инженерной бригады РГК режут колючую проволоку, делая проходы в минных полях. Справа — старший сержант Иван Петрович Семенюк (1925—2013) - Известно, что советские дивизии 1944-го были неполного состава – война ведь шла уже три года - и тем не менее, воевали они куда лучше, чем полностью укомплектованные соединения 1941-го. Научились воевать не числом, а умением?

http://foma.ru/bagration-osobennosti-sam...

Мир праху твоему, истинно русский дворянин воин, сын отечества и верноподданнейший слуга царскому престолу!! — Любимец и отец ратников! — Мир праху твоему!!… 1) Князь П.И. Багратион, приближаясь к г. Бресцио, получил сведение от передовых казаков, что, верстах в двух впереди города, стоят посты французов; и из них один главный, на дороге, сот из четырех человек, с пушкою. Князь П. И. Багратион, в ту же минуту, отделил до ста человек егерей-молодцев своего полка, приказал донцу храброму полковнику Поздееву посадить их на лошадей, и сорвать этот пост. — Витязь Поздеев вызвал своих добронных удалых донцов, дал им на руки по одному егерю, указал как их везти, приказал как действовать, и быстро двинулся к французскому посту; за ним шел с пехотою князь Багратион. — По приближении к французским постам на ружейный выстрел, избранные егеря, стали у каждого казака одною ногою с левой стороны в стремя; Поздеев тучею понесся с своими вперед, а за ним нареченные в чистую схватку казаки с егерями. Не вдалеке пред постом, передовые казаки с обыкновенным своим криком: Гий…! Ура!! сделали удар на французов, и рассыпавшись направо с налево, неслись отрезать им путь к городу. В это мгновение казаки с своими товарищами-егерями накрыли неприятельский пост. Натиск на врага был быстрый, суворовской. Егеря, соскочив со стремян, работали штыками, а казаки копьями, — и смерть запировала; весь пикет был истреблен; часть живьем взята в плен, и лишь один офицер на борзой своей лошади унесся в город дать знать своим о постигшем несчастии. Этот маневр атаки для французов был нов; он был русский, суворовский; французы не знали и не понимали еще Великого. 3) Русские знали уже правило похода, данное давным давно Александру Васильевичу. Мы в походе делали привалы так: передовой при первом взводе барабанщик, по приказанию бил в барабан отбой, и первый взвод, строясь шибко, останавливался, становил ружья в козлы, и скинув с себя амуницию, ложился отдыхать, за ним шедший второй взвод то же делал, и так далее, чрез час или чрез два отдыха при первом взводе барабанщик бил подъем, первой взвод поднимался и шел, за ним делал тоже второй и последующие — время даром не текло. Этот способ движения при натиске на врага, много выигрывал время против обыкновенных методически по-немецки делаемых на пути роздыхах.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-starog...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Перекресток культур Россия - Грузия. Передача 9, автор и ведущая культуролог и религиовед, доктор филологических наук И.Л. Багратион-Мухранели 12.10.2021 22:17 Ирина Леонидовна Багратион-Мухранели Искусство Грузии славится своим колоритом и неиссякаемой энергией. На протяжении многих веков она являлась удивительным симбиозом грузинских, европейских и восточных традиций. Искусство грузинской перегородчатой эмали насчитывает не меньше 1 200 лет существования. Расцвет искусства перегородчатой эмали приходится на средневековье. Центром этой техники становится Византия, а соседняя Грузия всегда испытывала влияние византийской культуры, и переняв эту удивительную технику, придала ей национальный колорит. Своеобразным средоточием перегородчатой эмали специалисты называют икону Хахульской Божией Матери. Она выполнена с использованием нескольких видов техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали. В ней 115 пластин эмалей небольшого размера. Из образа Богородицы сохранился лик и руки. С VIII по XII век мастера украшали икону драгоценными камнями. Этот шедевр— самая большая в мире перегородчатая эмаль, созданная в золотой век грузинской истории. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/10/12/22-1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010