Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840, дер. Ильина Гора Вязниковского у. Владимирской губ.- 10. 09.1908, Уральск), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию , писатель. Из крестьянской семьи, учился в казенном уч-ще, работал у ковровских купцов-беспоповцев Першиных. Во время одной из поездок в Москву познакомился с архиеп. Московским и всея Руси Белокриницкой иерархии Антонием (Шутовым) и вскоре присоединился к старообрядцам Белокриницкой иерархии. В 1865 г. переехал в Москву, поступил секретарем к архиеп. Антонию и со временем приобрел на него большое влияние. В нач. 70-х гг. XIX в. активно участвовал в прениях с миссионерами правосл. Церкви и представителями др. старообрядческих согласий, стал организатором сети типографий Белокриницкой иерархии, в т. ч. за рубежом,- выбирал книги для издания, контролировал работу типографий, занимался сбором заявок и рассылкой лит-ры на места. Арсений (Швецов), старообрядческий еп. Уральский Арсений (Швецов), старообрядческий еп. Уральский Близость Швецова к Московскому архиепископу не устраивала нек-рых влиятельных деятелей согласия, поэтому после смерти архиеп. Антония († 1881) Швецов был вынужден покинуть Россию и поселился в Никольском старообрядческом мон-ре в Мануиловке (Румыния), где много писал, активно занимался книгоизданием. В 1883 г. вернулся в Москву, ежегодно ездил в Никольский мон-рь, откуда привозил тиражи книг и распространял их в России (в частности, на Нижегородской ярмарке). В 1884 г., дав обет безбрачия, был рукоположен во диакона, в нач. 1885 г. принял постриг с именем А., рукоположен во священноинока, занимался активной проповеднической и миссионерской деятельностью (участвовал в диспуте с преподавателями и студентами СПбДА 23 марта 1886). Из-за конфликтов на Рогожском кладбище переехал в провинцию, жил во Владимирской и Нижегородской губерниях. В 1887 г. обосновался в с. Безводном Арзамасского у.

http://pravenc.ru/text/76256.html

Но вот что удивляет нас, – как упомянутые братчики не поймут того, что, сочувствуя столь горячо последнему произведению Онисима Швецова, они действуют прямо против задач своего Братства и впадают в явное себе противоречие. Главную задачу их Братства составляет защита Окружного Послания, за что терпят они преследования от Савватия с компанией; они ставят себе в заслугу и особую честь открытое почитание Ксеноса, по котором и служат на своих братских праздниках панихиды. Но ведь Ксенос был горячим противником и обличителем еретических мнений Белокриницкого Устава, – вместе с оо. Пафнутием и Онуфрием он особенно старался и о том, чтобы для осуждения этих мнений составлен был собор раскольнических епископов, о чем, как мы видели, упомянул и сам Швецов в своих объяснениях пред Духовным Советом, назвав притом Ксеноса лицом «близким к отступству». Значит, приняв сочинение Швецова, написанное в защиту Белокриницкого Устава, становясь на сторону Швецова и защищаемых им Павла Белокриницкого и Антония Шутова, главного и неустанного гонителя на Окружное Послание и на Ксеноса, братчики отрекаются и от Окружного Послания и от Ксеноса, – отрекаются от главной задачи своего братства, или же, не думая отрекаться, впадают в явное противоречие себе. Нет, гг. братчики, – вам приходится избрать что-нибудь одно, – вам нужно или быть заодно со Швецовым и Антонием Шутовым, ибо и сам Швецов, по вашему мнению, есть тот же Антоний Шутов, только цивилизованный, или (употребим вопреки нашему обычаю еще одно иностранное слово) культивированный, – вам нужно или вместе с ними защищать еретические учения Белокриницкого Устава, и отречься от Ксеноса, так возмущавшегося этими еретичествами, или же оставаться верными Ксеносу с его Окружным Посланием и отвергнуть, как отвергал он, еретические учения Устава, на защиту которых выступил теперь Швецов, необузданно проповедующий злейшие ереси. А братчики нянчатся с сочинением Швецова, составляют депутации для торжественного представления его «от автора замечателю!»…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Архив Пн На своем месте делать свое дело. Интервью с наместником Соловецкого монастыря архимандритом Порфирием (Шутовым) 21 мая 2014 г. 15:56 На днях председатель комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия П.А. Пожигайло  заявил  о недопустимости «коммерциализации» Соловков. В частности, он высказался против строительства «торгово-музейного» комплекса у стен монастыря и предложил перевести Соловецкий музей-заповедник в Архангельск или Кемь. Ситуацию прокомментировал наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря и директор ФГУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» архимандрит Порфирий (Шутов). — Отец Порфирий, позвольте начать с немного странного вопроса: а нужен ли музей на Соловках? — Музей нужен. И нужен именно на Соловках. Этот тезис четко осмыслен и государством, и общественностью, и Церковью. Результат — формулировка в « Стратегии развития Соловецкого архипелага уникального объекта, духовного, историко-культурного и природного наследия ». Почему? Потому, что только бюджетная структура способна поддерживать соответствующий значимости и сложности соловецкого исторического наследия объем работ по его изучению, сохранению и популяризации. — Можно немного уточнить, в каких направлениях эта работа осуществляется музеем? — Конечно. На Соловках десятилетиями ведутся археологические раскопки, проводятся научные экспедиции, проходят встречи ученых, общественных и государственных деятелей. Только в этом году запланированы межрегиональная и международная научно-практическая конференции « Состояние и рациональное использование пресноводных и морских экосистем Соловецкого архипелага » и « Соловки в литературе и фольклоре (XV–XXI bb.) ». Музей публикует научные труды. Некоторые становятся вехами в исследовании Соловецкой истории, как, например, две последние монографии кандидата исторических наук, сотрудника Института археологии РАН В.А. Бурова. Постоянно пополняются фонды музея; сегодня они насчитывают свыше 100 тыс. единиц хранения. Начинается огромный по важности проект оцифровки рукописного и художественного наследия, хранящегося в разных музеях страны. Далее — деятельность в сфере образования, экспозиционная работа. Много необходимой и многократно усложненной в островных условиях обеспечивающей выполнение основных функций хозяйственной работы: здесь и флот, и автобусы, и служба охраны. Музей плотно вписан в круг соловецкой жизни. Созданный в 1967 году, музей прошел без малого полвека, служил делу сбережения Соловецкого наследия.

http://patriarchia.ru/db/text/3651843.ht...

На собрании мы обсуждали разные вопросы, а потом выяснилось, что на приходе нужен ответственный за социальную работу. Это было мне близко я на протяжении семи лет работала в социальной службе. Таким образом, пазл сложился, я подумала и решила предложить свою кандидатуру на эту должность. Пришла на встречу с отцом Владимиром. Ему было радостно узнать, что у меня есть музыкальное образование я хормейстер, окончила Донецкое училище культуры. Дело в том, что у него была давняя мечта создать детско-юношеский вокальный ансамбль. Детям нужно развивать способности, а в селе мало где можно это сделать. Так я и пришла в храм. Взялась за социальную работу на приходе, набрала детей, мы занимались вокалом два с половиной года. Сейчас они выросли, многие уже школу закончили. Мы брали разные высоты, участвовали в конкурсах, развивались. Попутно я стала выполнять и другие послушания , в том числе начала петь на клиросе . Сегодня я не смогу перечислить все свои послушания, их много, но мне очень нравится постоянное движение у нас на приходе . Здесь и люди такие любят движение и саморазвитие. Если говорить о внутреннем пути к вере, то, конечно, есть борьба. Поначалу всё решалось проще, сейчас многое даётся сложнее, но, вопреки всему, встаёшь, идёшь и делаешь. С Божьей помощью мы все справляемся. Раз Господь сюда привёл значит, буду придерживаться этого пути. У меня растёт сын, я должна быть ему примером потому что знаю, каково жить без такого примера. Думаю, я не случайно сейчас здесь. Недавно узнала, что мои прабабушка и прадедушка тоже пели на клиросе . Я нашла себя, реализовываюсь, всех здесь люблю. Нас с сыном тоже любят. Это большое счастье. Когда место работы стало местом молитвы Виктор Рожков, прихожанин храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново: Семья у нас была православная, но в храм ходили только по большим праздникам . Мой приход к вере произошёл совсем недавно. До начала войны я работал в Донецке, всё было хорошо. Потом начался очень тяжёлый период, пришлось вернуться в Константиновку. Помню своё состояние в то время. Открывал газету и думал: что делать, куда податься? Работа привела меня в храм: я устроился строителем нового храма в селе Александро-Калиново. Работал, а потом стал замечать, что в моей жизни чего-то не хватает: тяжело, много трудностей. Всё изменилось, когда храм стал для меня не только местом работы, но и местом молитвы. Начал общаться с отцом Владимиром Шутовым. Становилось легче. Мы с семьёй решили, что будем ходить в храм вместе. Стали посещать службы , всё это с трепетом, волнением. Много общались с отцом Владимиром, он много помогал нам в духовном плане. Мы начали потихоньку разбираться в богослужении , понимать, что такое причастие , для чего оно нужно.

http://azbyka.ru/way/ljudi-cerkvi-o-svoe...

Из них 300 р. было церковной суммы, остальное собрано с прихожан раскладкой по ревизским душам. Храм освящен 1866 г., 20-го июня, благочинным, священником Заборовским. Храм деревянный на каменном фундаменте, обшит тесом, квадратный, с пятигранным выступом для алтаря и с четыреугольной пристройкой для паперти. С запада – дер. крыльцо в 5 ступеней. По верхнему венцу здания проходит широкий гладкий карниз, а на углах – филенчатые наугольники. Кровля храма в 2 яруса, на 4 ската. На нижнем ярусе кровли четыре слуховые, закрытые окна; над каждым окном – железный крест на яблоке. Второй ярус, суживаясь к верху, оканчивается фонарем и осмигранною главою с железным крестом. Над алтарем кровля полукруглая, а на паперти – в 2 ската. Кровля и глава окрашены медянкой, стены – желтою краской, наугольник – красною и коричневою. Пол в храме деревянный, потолок подшит тесом, на северной и южной стене по 3 окна. Длина и ширина храма 4 саж., высота до креста 7 саж., высота внутри 3 саж. алтарный выступ 1саж. длины, 2 ширины и 3 саж. высота до конца кровли, высота алтаря внутри 1 саж., паперть одного размера с алтарем. Антиминс Троицкой церкви освящен 18 декабря 1798 г. митрополитом Гавриилом и подписан Амвросием архиепископом С-Петербургским. Иконостас в 1 ярус, деревянный, выступающий в храм полукругом, выкрашенный розовой краской, с украшениями позолоченными. Он устроен в 1865 году художником Шутовым за 900 р. Кладбище занимает пространство в 1000 квадр. саж. и окружено валом и канавами. По преданию, здесь, подле алтаря, погребены князья Путятины. Находившаяся над их могилами деревянная постройка разобрана в 1880 г., по причине ветхости. В ограде у Тихвинской церкви погребены только благодетели храма: Хризоскулеев и г-жа Хвостова, мещанин Никита Сергеев и два священника. В церковном архиве есть древние обыски с 1785 года, метрические и исповедные – с 1799 г. клировые ведомости за 1814 год, и потом – с 1830 года, приходо-расходные с 1815 года. Кроме того, есть копия с полевого журнала, составленного в 1868 г., и планы церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Киллингер уже собирался прощаться со мной, когда Штельцер ему напомнил об «инциденте с советским дипкурьером». Я ответил, что инцидент произошел не с курьером, а с двумя нашими дипломатическими сотрудниками, вторым и третьим секретарями, сопровождавшими курьера. Киллингер выразил надежду, что этот инцидент уже урегулирован. Я ответил отрицательно, добавив, что этот вопрос мною передан на рассмотрение моего правительства. Румынское правительство в присланной Полпреду ноте уже изложило свою точку зрения, с содержанием которой, наверное, знаком Киллингер. Киллингер ответил, что знаком с нею в общих чертах. В порядке личных высказываний я добавил, что версия, излагаемая в ноте, вымышлена от начала до конца и показывает, что Румынское правительство взяло под свою защиту нетерпимые преступные действия румынских властей, избивавших двух советских дипломатических работников в течение 2,5 часов. Киллингер сделал вид, что он слышит об избиении впервые. В министерстве ему заявили, что с советскими чиновниками обращались корректно. Я указал ему, что факты говорят об обратном. Киллингер заметил, что с дипкурьерами всегда происходят различные истории (Штельцер не перевел этой фразы). Киллингер, прощаясь со мной, сказал тоном шутки, что он надеется, что Советский Союз не будет воевать с Румынией из-за этого инцидента: «Иначе, – добавил он, – мы должны будем вмешаться». Я ничего не ответил ему на это. 1 . Заслуживает внимания то, что Киллингер имел нахальство хотя бы под видом шутки говорить о доставке легионерам оружия из Советского Союза. Значит, инициатором слухов подобного рода именно был Киллингер. 2 . Является теперь несомненным, что не без участия Киллингера была составлена исключительная по цинизму нота относительно инцидента с Шутовым и Ереминым. Не хотят ли немцы, обостряя советско-румынские отношения, еще раз подчеркнуть, что только Германия «обеспечивала безопасность» Румынии. Возможно и то, что немцы, играя этими обострениями, намерены добиться «единства» между Антонеску и легионерами. Очевидно, режим, поддерживаемый исключительно на штыках, не обеспечивает той устойчивости, которая сейчас нужна немцам.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Нижнетагильский фонд сразу же нажил себе влиятельных врагов в местном отделении Госнаркоконтроля. Это было связано с громким делом начальника второго отделения нижнетагильского УФСНК подполковника Олега Кравченко. Отдел Кравченко активно «боролся» с наркомафией, задерживая в год... трех-четырех торговавших наркотой цыган. Это при том, что в одной только Кушве таких наркоторговцев были десятки, и их имена и адреса были прекрасно известны Кравченко и его сотрудникам. Такая «эффективность» требовала хоть каких-то объяснений. И в какой-то момент новое руководство Госнаркоконтроля по Свердловской области этих объяснений потребовало. В Нижнетагильском ГНК начались внутренние проверки. У Кравченко в машине был обнаружен героин. Кравченко отстранили от работы и попросили тихо уйти из наркополиции. На том бы, возможно, все и кончилось, но Егор Бычков и его товарищи стали посылать запросы в окружную прокуратуру, собирали пресс-конференции, всячески привлекая внимание общественности к делу Кравченко. В результате проверки в нижнетагильском ГНК возобновились, и через несколько недель его руководитель Александр Кокшаров вместе со своим заместителем Сергеем Шутовым и старшим уполномоченным Сергеем Тарасовым «ушли на пенсию». (Пенсионеру Тарасову незадолго до этого исполнилось 27 лет.) А фонд Бычкова продолжал свою работу. И за первый же год его существования смертность от наркотиков в Нижнем Тагиле сократилась в два раза. В два раза! Начались аресты цыган-наркоторговцев. И не просто аресты: сотрудники фонда не давали развалить дела на стадии следствия, доводили их до суда. В период с 2006 по 2008 год фондом совместно с правоохранительными органами было проведено более двухсот операций против торговцев наркотиками. По бизнес-интересам тагильской наркомафии был нанесен чувствительный удар. Что делает мафия в таких случаях? Мафия отвечает. В голливудских фильмах к герою-одиночке, борющемуся против коррумпированной системы, подсылают наемного убийцу. В популярном в позднесоветское время итальянском телесериале «Спрут» мафия натравливала на доблестного комиссара Каттани своего прикормленного адвоката Терразини.

http://pravoslavie.ru/41971.html

Для меня ничего нового и необычного в мировоззренческой позиции Лемешева на то время не было, так как она была давней и последовательной. О ней ученый-эколог заявлял еще задолго до прихода в политику. 12 октября 1988 года в «Литературной газете» была опубликована широко нашумевшая беседа доктора юридических наук И.А. Иконицкого с доктором экономических наук М.Я. Лемешевым под заголовком «Экономика и экология». Уже тогда позиция ученого была твердой, патриотичной и, к сожалению, на редкость одинокой, не понятой ни политиками, ни экономистами. А ведь он предупреждал о тяжелых последствиях для страны, если будет продолжаться невнимание и недофинансирование экологических проектов: «На природоохранительные мероприятия мы выделяем всего 15 миллиардов рублей в текущую пятилетку, то есть заведомо не компенсируем то, что губим. Главная угроза связана не столько даже с истощением природных ресурсов. Страшнее другое: разрушается и загрязняется окружающая среда, снижается комфортность жизни, ухудшается здоровье людей. Современный опыт говорит, что в США, например, десятки тысяч ферм, которые отказались от пестицидов, не прогорают, поскольку цены на их зерно втрое выше, чем на обычное». С той же экологической платформой он шел на выборы в Государственную Думу России, выдвигаясь по Щелковскому национально-территориальному округу Газета «Ветеран» тогда опубликовала его программные цели, одна из которых так и звучала: «Нефть продаем по дешевке, поставки за рубеж колоссальные, а самим не хватает нефтепродуктов, чтобы вывести урожай с полей, до сих пор не можем газифицировать поселки и села». Смелая, бескомпромиссная позиция академика-эколога Михаила Лемешева особенно импонировала коллективу самого популярного экологического журнала «Человек и природа». Так как я тесно дружил с его редактором Владимиром Захаренковым, часто публиковался там, то познакомил его с Михаилом Яковлевичем. И после их встречи в нашем комитете, куда Захаренков пришел со своим журналистом Михаилом Шутовым, на страницах журнала появились две содержательные статьи-беседы «Разрушение лада», «Экономика и экология – родные сестры». Чем они мне запомнились? Тем, что впервые в нашей стране в среде политиков серьезно и ответственно заговорили о катастрофическом состоянии великой русской реки Волги. Лемешев предложил начать спасение ее с очистки малых рек… Впервые на страницах журнала зашел разговор о «злобной русофобии, не имеющей подлинного отношения к решению экологических проблем».

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/23/...

Еще аспект. Есть немало любителей, говорливых псевдо-профессионалов, которые разворачивают частную экскурсионную деятельность на Соловках. И не то обидно, что люди зарабатывают на этом, а то, что несут доверившимся им людям ахинею о Соловках! Человек пребывает рядом с великим Соловецким наследием, которое могло бы переродить его душу, а встречи-то и не происходит. И помешает восприятию плохо подготовленный или ненавидящий Православие горе-гид. В музее и в монастыре сложилась целая система подготовки, проверки, аттестации экскурсоводов. Экономическая составляющая здесь — на порядок менее значима, чем просветительская. А у гидов-бизнесменов, конечно, наоборот. Они ни копейки не вкладывают ни в реставрацию памятников, ни в благоустройство территории, ни в охрану местной природы. Об уплате налогов, думаю, даже говорить смешно. Вот показательный пример. В прошлом году у нас случился катастрофический  лесной пожар . Заметили очаг возгорания несколько местных жителей, которые и начали борьбу с огнем. Тут показались микроавтобусы-уазики, в которых эти коммерсанты-экскурсоводы возят туристов вглубь острова. Усилий десятка мужиков, там бывших, хватило бы, чтобы максимум за час остановить бедствие. Думаете они остановились, когда попросили помочь? Куда там! Понятно, ведь бизнес, наличность, прибыль… И, конечно, «сочинский синдром», то есть выжимать деньги из каждого квадратного метра жилплощади, из каждой лошадиной силы сухопутного и морского транспорта. Для безбедного и беспечного существования вырученных средств более чем достаточно. — И когда все это сможет прекратиться? То есть, при каких условиях? — Одно общее и главное условие: чтобы побольше, а по возможности и все люди, задействованные в культурном творчестве на Соловках, были бы объединены на одной идейно-ценностной платформе. Именно в этой связи и есть смысл обращаться с призывом к православной общественности, а вовсе не с тем, чтобы защищать Соловки от мифической угрозы — от «торгово-музейной» перспективы. Весь честной народ знает, что Соловки — великая святыня. Так почему же здесь из светского населения, как и в целом по всей Руси великой, живут только 5 % настоящих церковных мирян? Почему наши православные братья и сестры не меняют суетные города на святой остров, живя и трудясь на котором можно было воцерковлять и бизнес, и экскурсионное обслуживание, и стиль общения, и речь соловчан?

http://patriarchia.ru/db/text/3651843.ht...

41 Михеев, или Михеич, как его звали обыкновенно, был прежде головщиком Преображенского Кладбища, потом отправился в Пруссию, чтобы вместе с о. Павлом и Андреем Ларивоновым Шутовым (что после был лжеархиепископ Московский) устроить там федосеевский монастырь. Рассорившись с товарищами, особенно о Шутовым, он вышел из монастыря и жил рядом, на своем участке земли. Михеич был горячим ревнителем федосеевского безбрачия. Умер в 1868 году. См. о нем в Совр. Лет. 1868 г. 7 и 8) и Брат. Слово. 1883 г. (стр. 24 и 70). Ред. Брат. Сл. 42 Это было в 1858 году. Стукачев умер в 1867 г., и в печати явилось тогда похвальное слово ему некоего Федора Ермилова, получившего в то время своего рода известность печатной защитой федосеевства со всеми его гнустностями. Беседа о. Павла со Стукачевым изложена особо (см. т. 1-й сочинений). Ред. Брат. Сл. 43 Т. е. бракоборные уставы польских и московских федосеевоскх наставников, которые потом вновь подтверждены на нечестивом соборище федосеевцев, происходившем в Москве в 1883 г. Ред. Брат. Сл. 44 В действительности же Василья Емельянова поморяне посадили в холодный погреб и держали там, пока он не обещал дать подписку, что о браках больше толковать не будет, о чем он впоследствии пред своим обществом сам говорил с раскаянием. 45 О значении для меня и вообще для старообрядчоства книги «Царский путь» говорится подробнее в моих сочинениях (см. т. 2-й). 46 В 1866 м году, еще до личного знакомства с о. архимандритом Павлом, который жил тогда в своей прусской обители, еще не видавшись с ним ни разу, нам пришлось сказать о нем несколько слов в книге «Раскол, как орудие враждебных России партий» (стр. 130–131), составлением которой мы занимались в то время, – и именно об его свидании с Кельсиевым, искавшим сближения с раскольниками, задумавшим привлечь их к совокупному с эмигрантами-революционерами действованию против русского правительства. Мы писали об этом со слов о. Пафнутия, который и сам находился в сношениях о Кельсиевым, завязав знакомство с ним в Лондоне, куда ездил посетить Герцена и попытаться с его помощью открыть там раскольническую типографию. Нам очень хотелось проверить написанное тогда собственным рассказом о. Павла о свидании его о Кельсиевым, и ввиду представляемого этим свиданием интереса мы даже просили его описать нам, как оно происходило, о чем была у них речь и чем кончились их сношения. Предлагаемое теперь вниманию читателей письмо о. архим. Павла т было ответом на нашу просьбу. «Ред. Бр. Сл.»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010