стала рядом, бок о бок с православной Церковью, однако не примиряясь с нею» ( Сенатов В. Г. Стремление к патриарху у старообрядцев//Миссионерское обозрение. 1906. 1. С. 32-54). Неокружники (противоокружники) Центром движения неокружников, не принявших «О. п.», была подмосковная Гуслица (в 1898 в Богородском у. действовало более 50 неокружнических моленных), идеологом движения стал гусляк Д. Антипов, собравший значительное число последователей. Противники «О. п.» получили поддержку Белокриницкого митр. Кирила. Последний 24 июля 1864 г. рукоположил для России на Московскую кафедру, уже занятую архиеп. Антонием (Шутовым), гуслицкого инока Антония (Климова) (Антоний «Второй», «Гуслицкий», «Муравлевский»). Ему подчинялись старообрядцы, не признававшие архиеп. Антония (Шутова) и идей «О. п.». В янв. 1867 г. в дер. Давыдово в Гуслице состоялся собор под председательством Антония, в к-ром участвовали 10 гуслицких священников, Антипов и др. На соборе было решено предать проклятию «О. п.», а приемлющих его принимать в общение через отречение от ересей. После примирения митр. Кирила с Московской старообрядческой архиепископией Антоний «Второй» в 1871 г. был извержен из сана. Извержение он не признал, в 1873 г. единолично рукоположил Нижегородского еп. Иосифа (Илларионова; ок. 1820-1910), который стал местоблюстителем неокружнического Московского престола. Иосифу вменялось в обязанность подобрать и рукоположить постоянного Московского епископа, но фактически он захватил кафедру. Неокружнический еп. Московский Иов (Борисов). Фотография. Нач. XX в. Неокружнический еп. Московский Иов (Борисов). Фотография. Нач. XX в. Помимо Антония (Климова), умершего в 1876 г., и Иосифа в 70-х гг. XIX в. в России было еще неск. неокружнических епископов. Один из них - Софроний (Жиров), рукоположенный первоначально на Симбирскую кафедру 3 янв. 1849 г. митр. Кирилом (Тимофеевым) и еп. Онуфрием (Парусовым) и отказавшийся признать избрание Антония (Шутова) Московским архиепископом. В 1868 г. Софроний, к тому времени изверженный из сана за раздорнические действия, поставил еп.

http://pravenc.ru/text/2578255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ И КОНСТАНТИН ШАМАРСКИЕ († 18.01.1857, близ дер. Гурьяновки Красноуфимского у. Пермской губ. (совр. дер. Платоново Шалинского р-на Свердловской обл., в 25 км к северу от ст. Шамары)), преподобномученики, почитаемые старообрядцами Белокриницкой иерархии (пам. 18 янв., 29 июня). Родные братья из состоятельных уральских старообрядцев часовенного согласия в молодости приняли иноческий постриг. Узнав о появлении старообрядческой иерархии (см. в ст. «Амвросий (Паппа-Георгополи)» ), предприняли поездку в Белую Криницу . Вернувшись в Россию и познакомившись со старообрядческим архиеп. Антонием (Шутовым) , А. и К. Ш. признали Белокриницкую иерархию и через нек-рое время приняли священнический сан. После возвращения на Урал поселились в окрестностях г. Лысьва (Пермская губ.), затем перебрались в леса близ дер. Гурьяновка, вели аскетический образ жизни, носили вериги. О иноках-братьях узнали местные старообрядцы- беспоповцы и стали обращаться к ним с просьбой о молитве и духовном совете. А. и К. Ш. были убиты местным крестьянином, искавшим у иноков деньги. Убийца, по преданию, на допросе рассказал, что, пока он расправлялся с одним отшельником, другой, не испугавшись и не сопротивляясь, молился, говоря: «Господи, вот брата моего убивают, сейчас меня убьют. Прости нас, Господи». Нетленные останки А. и К. Ш., лежавшие на земле под березовыми ветками, были найдены 29 июня 1857 г. С этого времени началось местное почитание отшельников, на месте их захоронения многократно видели чудесное свечение. После того как братья явились неск. раз во сне местному жителю и попросили захоронить их в др. месте, в 1927 г. их останки были тайно перенесены прибывшей для этого группой старообрядческого духовенства. Через неделю недалеко от могилы забил источник, у к-рого начали исцеляться не только старообрядцы-поповцы, но и беспоповцы, православные и даже атеисты. 13 мая 1996 г. старообрядческой делегацией во главе с митр. Алимпием (Гусевым) было произведено освидетельствование мощей А. и К. Ш. Их канонизация как местночтимых святых состоялась на соборе РПСЦ 21-24 окт. 1997 г. Лит.: Духовные ответы. М., 1998. 9. С. 21-27, 29-36; Житие святых преподобномучеников Константина и Аркадия шамарских. Большой Камень, 1998; Православный старообрядческий церковный календарь (РПСЦ) за 1998 год. С. 108-109. Д. Н. Канаев Рубрики: Ключевые слова: АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АМФИЛОХИЙ (Журавлёв Афанасий Семенович; 2-я пол. XIX – 1933), еп. Пермский и Тобольский старообрядческой Церкви АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии

http://pravenc.ru/text/76058.html

Если же извещение к «православным христианам» разумеет здесь в собственном смысле между себе разделение, если оно имеет здесь в виду разделение в самом обществе старообрядцев, приемлющих Окружное послание, то такого разделения можно опасаться не от грамот Кирилла, а скорее от этого самого извещения, изданного Антонием Шутовым и состоящим при его особе «духовным советом». Оно так составлено, что истинные окружники искренние почитатели и поборники послания, найдут в нем много законных поводов отвернуться с негодованием от »священноначалия», издавшего такое извещение, и легко может случиться, что разделение, уже давно посеянное в обществе окружников двусмысленными и недобросовестными поступками старого Антония, решительнее обнаружится теперь, когда в своем извещении представил он новое, замечательное доказательство того, что нисколько не изменил своему характеру и по прежнему готов на всякую ложь для ограждения своих личных интересов, при малейшем опасении за их неприкосновенность. В самом деле каждому следившему за ходом событий, беспристрастному и рассудительному старообрядцу нельзя не приметить в извещении Антония очевидную лживость и внутреннее противоречие, как ни старался прикрыть их искусный и опытный в своем деле сочинитель, писавший его по поручению Антония 14 . Эта фальшивость и противоречие особенно ясно выступают в первом и вместе самом главном пункте извещения, о котором мы и скажем несколько слов. Здесь, прежде всего нельзя не обратить внимания на то, как Антоний защищается против обвинения, будто доносил немецкому правительству «о бытности Кирилла в Москве и о поставлении им в епископы Сергия и нового Антония». Вся вина в этом деле слагается на одного Сергия, который будто бы действовал здесь по личной злобе, на митрополита и о котором тут же, совершенно не кстати замечено, что «оный Сергий в последствие сделался отступником от православной Церкви, перешед в единоверие». А что дело происходило будто бы именно так, как уверяет Антоний, в доказательство делается ссылка на какие – то письма из Белой – Криницы, хранящиеся в духовном совете, и на свидетельство изданной в 1865 году книжки под названием: «Современные движения в расколе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ (Зрянин Иван Андреевич; † 20.01.1872, ст-ца Кавказская Кубанской обл. (ныне Кавказского р-на Краснодарского края)), 1-й еп. Кавказский и Донской старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Из казаков, жил в ст-це Кавказской. В 40-х гг. XIX в. И. Зрянин вместе с Я. Терёшиным поселился в развалинах старых пещер в 2 верстах от ст-цы Кавказской, на месте бывш. беспоповского скита, устроенного в 1797 г. и разрушившегося в 1832 г. в результате обвала горы с пещерами в р. Кубань. В 1855 г. Зрянин принял иночество и 5 окт. старообрядческим Владимирским и всея Руси архиеп. Антонием (Шутовым) был рукоположен во епископа новообразованной Кавказской и Донской кафедры; стал одним из первых старообрядческих епископов российского поставления. В 1865 г. в пещерах на месте своего отшельничества, в местности Обвалы, И. основал Никольский скит, куда собрались насельники-старообрядцы из казаков с Дона, Терека и из др. мест. Первоначально обитель была сложена из плетней «и в таком малом пространстве, так что с нуждою помещалась полотняная походная церковь» (РГБ. Ф. 246. Карт. 203. Д. 8. Л. 21). 19 февр. 1867 г. И. отправил в старообрядческую Московскую архиепископию прошение о разрешении «построить молитвенный дом по образцу древлеправославных церквей с алтарем, кумполами, крестами и со звоном, при котором всегда будут находиться 2 священноинока, нами вновь рукоположенных к сему храму» (Там же. Л. 21 об.). Наряду с церковью в общежительном скиту, содержавшемся на пожертвования, имелись хозяйственные постройки, кельи. Кавказско-Никольский монастырь был центром старообрядческой Кавказско-Донской епархии, резиденцией епископа. Формирование Кавказско-Донской епархии сопровождалось мн. сложностями, из к-рых главной была затрудненность сообщения паствы с епархиальным центром. Донские старообрядцы стремились к прямому подчинению архиепископии в Москве, «понеже вся святыня истекает из Москвы» (Там же. Л. 8), священники не повиновались И., самостоятельно выбирали себе приходы. Очень скоро И. оказался в состоянии острого конфликта со мн. донскими старообрядческими иереями, к-рых он подвергал строгим наказаниям в виде запрещения в священнослужении на длительный срок. На И. поступали жалобы к Московскому архиеп. Антонию (Шутову). Последний советовал епископу «отечески, с кротостью, терпеливо исправлять священников, но не облагать запрещениями, обвинениями и через то поселять в христианах душевное расстройство» (Там же. Карт. 204. Д. 1. Л. 14 об.). В 1867 г. архиеп. Антоний безуспешно вызывал Кавказского епископа в Москву. При этом ситуация в епархии, по словам И., была критической. В 1868 г. И. требовал от архиепископии разъяснений в связи с дошедшими до него слухами относительно решения старообрядческого собора о пострижении И. в схиму и об удалении его от управления епархией из-за малограмотности.

http://pravenc.ru/text/578178.html

3 Очевидный пропуск в тексте, по смыслу предложение должно быть таким: «С этого времени я полностью перестал ходить к Веселеву в часовню» – примечание электронной редакции. 5 Дмитрий Крынин в 1852 году поставлен в попы Антонием (Шутовым), а в 1864 году, познав заблуждение старообрядчества, присоединился к Православной Церкви («Духовные беседы», 1865 год, 39 и 40). 6 Кроме того, Антоний дал попу Гороху книжицу: Чин приятия от ересей приходящих. В этой книжке между прочим повелевается Аввакума, Лазаря, Никиту и прочих признавать и почитать святыми страстотерпцами и исповедниками, на что мы также согласны не были. 7 За неимением в то время в нашей деревне часовни Конон служил у меня в кожевне. Он посвятил одного крестьянина деревни Пятовска Ст.Спиридонова в стихарь. Но Спиридонов скоро оставил свой стихарь и не облачается в него. При служении Конону подано было старинное Евангелие, но в новом окладе, сделанном православным мастером; по углам сего Евангелия, на крышке, были изображения евангелистов с теми символическими животными и в том порядке, в каком принято изображать у православных. Конон заметил, что животные не по старинному порядку изображены при евангелистах: почему и счёл нужным глаза этих животных залепить воском. 8 По этим причинам Пафнутий, поставивши сего попа, запретил ему совершать литургию. Года через два после сего случилось мне с этим попом быть в Москве. Поп обратился тогда к Антонию с просьбой: дозволить ему совершать литургию. Антоний, без испытания попа, дал ему на это разрешение, поручив, впрочем, мне наблюдать за ним при совершении им литургии. Вот тут-то мне особенно много было трудов около этого попа! 9 До подписания епископами окружного послания Иларион Егоров не принимал от них благословения; а когда подписались, начал принимать. 10 Впоследствии о.Павел изложил кратко главное содержание этой беседы с Семёном Семёновым, которая и для него имела не малое значение: см. в Полном собрании сочинений игумена Павла главы 16, 17 и 18. Ред. 12 Когда я сообщил Илариону мой разговор с попом Фёдором, он очень удивился и принудил меня подтвердить клятвой, что поп Фёдор говорил действительно те слова, которые я передал ему.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasskaz-...

редакции, без категорических заявлений, несмотря на то что в документе Московский и Владимирский архиеп. Антоний (Шутов) и противоокружнический Московский еп. Антоний (Климов) признавались равно правомочными, а также содержался пункт о восстановлении в епископском сане Софрония (Жирова). Вскоре определение подписали и др. участники собора, вынужденные вернуться или специально для этого вызванные. Данный документ не был признан Московским духовным советом, который поручил подготовить его подробный разбор Кабанову (Ксеносу). Вскоре неск. участников собора отозвали свои подписи под актом. В нач. янв. 1869 г. разбор соборного определения был направлен в Белую Криницу. Московская архиепископия объявила о том, что не признаёт решения собора. Тогда же было подготовлено «Соборное запрещение боголюбивых епископов российских и заграничных» в отношении К. За его основу было взято «Соборное предложение» 1866 г., в к-рое добавили ряд обвинений (незаконные прещения К. в отношении участников Баташанского собора и др.). 13 авг. 1869 г. К. подписал послание в Формос, в к-ром осудил деятельность и мнения противоокружников (Послание Кирила формосскому обществу// Субботин Н. И. Современные летописи раскола. 1869. Вып. 2. Прил. С. 174-188; Письмо Кирила в Яссы Василью Фомину//Там же. С. 168-169). 8 июня 1870 г. К. издал послание к епископам Российской области, в к-ром выразил раскаяние в том, что поддерживал противоокружников, и просил прощения за свои действия (Грамота митр. Кирилла из Белой Криницы в Москву 8 июня 1870 г.//Старообрядец. Н. Новг., 1907. 5. С. 570-572). Этой грамотой был окончательно прекращен раздор между Московской архиепископией и Белокриницкой митрополией. 28 окт. 1870 г. К. направил запрещение рукоположенному им противоокружническому еп. Антонию (Климову), к-рое могло быть снято лишь при условии его примирения с архиеп. Антонием (Шутовым); в 1871 г. К. принял участие в соборе, который изверг Антония (Климова) из сана. В ночь на 22 окт. 1870 г. на К. было совершено нападение (по всей видимости, не вслед.

http://pravenc.ru/text/1840251.html

Г. к. называли сколком с московского Рогожского кладбища . Служившие на Г. к. священники, как правило, приезжали из Гуслицы. Одним из первых был Ермил Ершов, поставленный Московским старообрядческим архиеп. Антонием (Шутовым) в кон. 50-х гг. XIX в. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. на Г. к. служили старообрядческие священники Фома Шитиков, Феодот Ерофеев, Иоанн Цылёв, Василий Космачёв, Симеон Новотоцков, диак. Иоанн Кабанов. Несмотря на разделение с неокружниками , устроившими моленную сначала на Ямской ул. (ныне ул. Достоевского), затем на Лиговской ул. (с 1892 - проспект) и, наконец, в 1916 г. в Чубаровом пер. (ныне Транспортный пер., 5), всех поповцев в С.-Петербурге хоронили на Г. к. Здесь, в частности, был похоронен А. М. Малеичев, казак-старообрядец из охраны имп. Александра II Николаевича , закрывший собой монарха при первом взрыве 1 марта 1881 г., смертельным для императора стал взрыв 2-й бомбы (могила казака не сохр.). 15 дек. 1905 г. при кладбище на Забалканском (ныне Московском) просп. была освящена богадельня им. цесаревича Николая Александровича, строившаяся в 1892-1899 гг. по проекту П. И. Гилёва (по др. сведениям, К. К. Циглера) на средства (250 тыс. р.), завещанные Чубыкиным († 1882) (по его имени богадельня называлась чубыкинской). Причт Г. к. служил также в домовом при богадельне храме в честь свт. Петра, митр. Киевского, освященном в нояб. 1905 г. Храм был великолепно украшен: иконостас для него резал К. Штейнгольц, иконы писали Н. М. Сазонов, В. Е. Кондратьев, М. М. Тюлин. При храме действовало Петропавловское братство, открывшее начальную школу. 19 февр. 1907 г. старообрядческая община Г. к. была зарегистрирована. В 1911-1913 гг. здесь проходили съезды старообрядческой Петроградско-Тверской епархии: 28-29 июля 1911 г., 29-31 мая 1912 г., 11-12 июня 1913 г. В нояб. 1912 г. на Г. к. началось возведение Покровского собора в неорус. стиле по проекту московского архитектора-старообрядца Н. Г. Мартьянова. В 1914 г. еп. Геронтий (Лакомкин) освятил придел во имя ап. Иакова под шатровой колокольней, сооруженной на средства Н. Я. Головина, пожертвовавшего также 9 колоколов. 4 янв. 1915 г. на Г. к. состоялось освящение величественного 5-купольного на 2 тыс. прихожан кафедрального собора старообрядческой Петроградско-Тверской епархии (образована 21 авг. 1901). В собор были перенесены иконы из Успенской ц., к-рую стали использовать для панихид и в зимнее время. 5-ярусный иконостас собора был выполнен резчиками с Рогожского кладбища на средства петроградца К. Г. Некрасова. Боковые приделы и нижний храм собора не были освящены. При соборе в 1914 г. образовалось благотворительное об-во.

http://pravenc.ru/text/168173.html

(«Окружное послание единые, святые, соборные, апостольские, древле-православно-кафолические церкве в назидание и предостережение возлюбленных чад от некоторых вредных и нелепых сочинений») от 24 февр. 1862 г., обращение к старообрядцам, приемлющим священство Белокриницкой иерархии , подготовленное И. Г. Кабановым (Ксеносом), обнародованное Московским духовным советом. «О. п.» было подписано деятелями белокриницкого согласия: архиеп. Московским и Владимирским Антонием (Шутовым), епископами Онуфрием (Парусовым) Браиловским, Пафнутием (Шикиным) Казанским, Варлаамом (Рымарёвым) Балтским, священноиноками Евфросином, Илией, иереями Петром Драгуновым, Феодором Вохонским, иеродиаконами Пахомием, Ипполитом, диак. Кирилом, иноком Белокриницкого монастыря Алимпием (Милорадовым) и дьяком Семеном Семёновым. 15 апр. 1863 г. «О. п.» было подписано также заграничными старообрядческими епископами: Славским Аркадием (Шапошниковым), Васлуйским Аркадием (Ивановым), Тульчинским Иустином (Игнатьевым), а также белокриницким архидиак. Филаретом. «О. п.» направлено против распространившихся среди последователей Белокриницкой иерархии ложных мнений и «баснословных» сочинений, вышедших преимущественно из беспоповской среды. В «О. п.» обличаются 10 «тетрадок», содержащих эсхатологические произведения, сочинения фольклорного характера. Выписки из этих сочинений сохранились в виде «Сборника сказаний и выписей старообрядческого» (РГБ ОР. Ф. 247. 650.1), они являются важным материалом для характеристики народной религиозности беспоповских согласий. Необходимость составления «О. п.» Кабанов обосновал в письме еп. Онуфрию (Парусову): «Мы предполагаем, что чрез издание сего Окружного послания Церковь наша очистится от пороков, произникших во время беспастырства... что правительство не ктому будет смотреть на нас как на изуверов, ослепленных невежеством» (Переписка раскольнических деятелей. М., 1889. Т. 2. С. 279). «О. п.» неоднократно издавалось начиная с 1864 г. до настоящего времени. Помимо отдельных изданий (см. список литературы) оно было опубликовано в 1871 г. в ж. «Истина», в 1885 г.- в ж. «Братское слово».

http://pravenc.ru/text/2578255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАФНУТИЙ Пафнутий (Шикин), старообрядческий еп. Казанский и Вятский. Фотография. 70-е гг. XIX в. Пафнутий (Шикин), старообрядческий еп. Казанский и Вятский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (Шикин Патап Максимович; 1815, г. Хвалынск Саратовской губ.- 10.12.1890, Черемшанский мон-рь близ Хвалынска), старообрядческий еп. Казанский и Вятский Белокриницкой иерархии , публицист. Из мещан. К нач. 50-х гг. XIX в. приобрел известность среди старообрядцев Поволжья как начетчик и человек строгой жизни. Пострижен в иноки и рукоположен во иерея старообрядческим Саратовским еп. Афанасием (Кулибиным) в кон. 1855 г. 10 янв. 1856 г. рукоположен во епископа на Казанскую и Вятскую кафедру, временно управлял Нижегородской и Самарской епархиями. В марте 1861 г. вступил в конфликт с главой российских старообрядцев белокриницкого согласия Владимирским архиеп. Антонием (Шутовым) по вопросам церковного управления. Примирение состоялось 23 авг. 1861 г., однако из-за конфликта между иерархами было отложено учреждение старообрядческой Московской архиепископской кафедры. В 1862 г. П. вместе с др. членами Духовного совета подписал «Окружное послание» , впосл. был противником его уничтожения. В 1864 г. П. в качестве одного из делегатов Московской архиепископии посетил в Белой Кринице (Австрийская империя, ныне Черновицкой обл., Украина) митр. Кирилла (Тимофеева). Митрополита убедили признать решения старообрядческого собора 1863 г. об учреждении Московской архиепископской кафедры и о возведении на нее Антония (Шутова). Вскоре митр. Кирил, принявший сторону противников «Окружного послания», отменил мирные грамоты, врученные делегатам. В нояб. 1866 г. П. вместе со Славским архиеп. Аркадием (Шапошниковым), И. С. Гончаровым и др. лицами снова побывал в Белой Кринице. Целью встречи с митр. Кирилом была договоренность о проведении совместного собора, на к-ром был бы решен вопрос «противоокружнического» раскола. Переговоры, начавшиеся в с. Климовцы (ныне Климэуци, Румыния), затем перенесенные в г. Баташаны (ныне Ботошани, Румыния), завершились разрывом с митрополитом. Московские делегаты и зарубежные епископы уехали в Яссы, где 7 дек. прошел архиерейский собор, осудивший Кирила за уклонение в раздор и запретивший его в служении. Определение было подписано всеми присутствовавшими: Васлуйским архиеп. Аркадием (Ивановым), епископами Аркадием Славским и Иустином (Игнатьевым) Тульчинским, от российских епископов определение подписал П. (Послание Ясского собора митр. Кирилу от 7 дек. 1866 г.- РГБ ОР. Ф. 247. 703. Л. 422 об.- 423). Окончательное примирение между Московской архиепископией и Белокриницкой митрополией было достигнуто в 1870 г.

http://pravenc.ru/text/2579820.html

В 60-70-х гг. XIX в. П. участвовал в работе московского Духовного совета, в переговорах с неокружниками, в рукоположении ряда архиереев. Под руководством П. начал диаконское служение деятель Белокриницкой иерархии еп. Александр (Богатенков), в 80-х гг. являвшийся секретарем епископа, др. помощником П. был полемист и начетчик К. А. Перетрухин. В 70-х гг. XIX в. обострились разногласия между П. и архиеп. Антонием (Шутовым). На заседании Духовного совета 22 сент. 1878 г. Казанско-Вятский епископ просил снять с него управление епархией, получил отказ и уехал из Москвы. 24 сент. в отсутствие П. было принято решение освободить его от управления Казанской епархией, оставив за ним Вятскую кафедру. Осенью 1879 г. П. был освобожден от управления Казанской епархией, снова занял эту кафедру после смерти в 1881 г. архиеп. Антония (Шутова). П. постоянно жил и совершал богослужения в Черемшанском мон-ре на территории старообрядческой Саратовской и Астраханской епархии, из-за чего между ним и Саратовско-Астраханским еп. Паисием (Лапшиным) существовал конфликт. В 1889 г. московский Духовный совет запретил П. пребывание в Черемшанском мон-ре. Не признав запрещение, П. вынес дело на суд Белокриницкого митр. Афанасия (Макурова), для чего совершил поездку за границу. Вопреки правилам митр. Афанасий благословил П. служить в мон-ре. Духовный совет вторично запретил П. жить в мон-ре, под документом поставили подписи российские старообрядческие епископы. В дек. 1890 г. в Казани во время служения всенощной у П. случился инсульт, по его настоянию он был отвезен в Черемшанский мон-рь, где скончался. Участие в полемике Составленное П., по-видимому, в связи с присоединением в 1865 г. к единоверию ряда видных деятелей белокриницкого согласия соч. «Краткое обозрение существования церкви единоверческой» (один из списков - РГБ. Ф. 17. 982) сразу после появления получило неск. откликов от единоверцев ( [Романов П.]. Переписка Пафнутия (бывш. лжееп. Казанского) с Маркелом Даниловичем Рябовым (бывш. лжесвящ. вятским)//Вятские ЕВ. 1869. Отд. духовно-лит. 17. С. 366-377; Краткие ответы единоверческого священника на краткое обозрение единоверческой церкви Казанского Пафнутия//ПС. 1872. Ч. 2. С. 196-215).

http://pravenc.ru/text/2579820.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010