Фактически начало Б. и. в России было положено Антонием (Шутовым). Став Владимирским архиепископом, Антоний получил право учреждать епархии и ставить в них епископов не только по всей России, но и в Персии, оповещая об этом Белокриницкую митрополию. Грамотой митр. Кирила от 25 нояб. 1859 г. Антоний был объявлен архиепископом Московским и всея России, к-рому должны подчиняться все российские иерархи. 10 авг. 1861 г. архиеп. Антоний сложил с себя управление церковно-иерархическими делами в России, поскольку мн. епископы не приняли грамоту митр. Кирила. 18 февр. 1863 г. Антоний по решению собора вновь вступил в управление российскими старообрядцами белокриницкого согласия. К концу жизни архиепископа(† 8 нояб. 1881) в России существовало 14 епархий Б. и.: Московско-Владимирская, Коломенская, Нижегородско-Костромская, Новозыбковская, Казанско-Вятская, Самарско-Симбирская, Саратовско-Астраханская, Пермская, Тобольско-Сибирская, Донско-Кавказская, Уральско-Оренбургская, Балтовско-Киевская, Измаильско-Бессарабская, Калужско-Смоленская (в список не вошла кратковременно существовавшая, не признанная российскими старообрядческими архиереями Тульская епархия, основанная митр. Кирилом в 1863), большая их часть была учреждена Антонием. За время своего архиерейства Антоний рукоположил свыше 200 старообрядческих священников. Он не только никогда не брал денег за поставление, но, напротив, дарил новопоставленным клирикам церковные книги, облачения, утварь, иногда даже походные церкви. Кроме того, Антоний делал значительные денежные пожертвования в заграничные мон-ри и церкви. 23 авг. 1861 г., после того как Антоний (Шутов) сложил с себя управление российскими старообрядцами, собор епископов в Москве принял решение, к-рое можно рассматривать как провозглашение независимости российских старообрядцев от Белокриницкой митрополии,- 7 российских архиереев и 5 священников постановили избрать святителя на Московский престол независимо от митрополии. Московским архиепископом был избран Саратовский архиерей Афанасий (Кулибин), Антоний (Шутов) должен был отправиться во Владимир. Собор также постановил, что епископы должны собираться раз в год, в промежутках между соборами все дела решаются Духовным советом при архиепископе Московском. Кроме того, архиепископ обязан назначать себе наместника, при отсутствии первоиерарха должен назначаться местоблюститель Московского престола. Еп. Афанасий 25 авг. 1861 г. выдвинул старообрядцам 7 условий (касавшихся ряда обрядовых вопросов, а также благочиния), до выполнения к-рых он не займет Московской кафедры. 17 сент. собор принял решение назначить местоблюстителя, через месяц избрание Афанасия было отменено.

http://pravenc.ru/text/77938.html

После обнародования в 1862 г. «Окружного послания» К. принял сторону его противников, вслед. чего началось противостояние между ним и большинством российских старообрядческих епископов во главе с архиеп. Антонием (Шутовым). В нач. февр. 1863 г. по просьбе еп. Софрония (Жирова), вступившего в конфликт с архиеп. Антонием, К. прибыл в Москву для участия в назначении Московского архиепископа. 18 февр. вместе с др. старообрядческими архиереями подписал акт о вручении архиеп. Антонию общероссийского церковно-иерархического управления. Однако на следующий день митрополит разорвал этот документ без согласования с др. лицами, его подписавшими. 20-24 февр. К. заявил об уничтожении выданных им в окт. и нояб. 1861 г. доверенностей еп. Онуфрию на управление иерархическими делами Российской области до избрания Московского архиепископа (эти документы были подписаны также Васлуйским архиеп. Аркадием, который не дал согласия на их уничтожение, и 2 архимандритами), передал управление Московской кафедрой Саратовскому еп. Афанасию и объявил об отмене «Окружного послания». 2 марта 1863 г. при участии еп. Софрония без согласия др. российских архиереев К. хиротонисал во епископа Тульского сопровождавшего его архим. Сергия; Софронию (Жирову) была поручена в управление Калужская епархия . Тогда же, в февр. 1863 г., российские епископы заявили К., что не признают его распоряжений, и предложили уехать; 7 марта по решению собора российских епископов митрополиту было запрещено священнодействовать в России, Сергий был извержен из сана . 10 марта 1863 г. от российских епископов К. было направлено письмо с предложением немедленно выехать в Белую Криницу. На соборе в июне-июле 1863 г. российские епископы вновь заявили о неканоничности действий К., как совершенных в не принадлежащей ему области, отметив, что они совершены митрополитом «по преклонности… лет и слабости характера, которые употребляют окружающие его недобросовестные люди во зло» (РГБ. Ф. 247. 702. Л. 35 об.- 36). Желая остановить раздор, 26 июня 1863 г. Освященный собор заявил, что «не вменяет в непременную обязанность руководствоваться «Окружным посланием»»; на соборе 1 нояб. 1865 г. «Окружное послание» было провозглашено «яко не бывшим». 2 июля 1863 г. архиеп. Антоний (Шутов) был утвержден архиепископом Московским и временно Владимирским, 28 окт. его избрание признал живший в Цилли митр. Амвросий, 24 февр. 1864 г. с решениями собора согласился и К., пошедший на примирение.

http://pravenc.ru/text/1840251.html

За невозможностью самим лично исполнять все требы и службы у раскольников при чрезвычайной многочисленности прихожан, как все вообще беглые раскольнические попы, так и ржевские «благословляли» на отправление служб и некоторых треб своих помощников и помощниц из мирян, – разных уставщиков и начетчиков, особенно монахинь и так называемых читалок. Из первых заслуживает упоминания, служивший при попе Василии дьячком мещанин Яков Исаев Сурнин. В 1854 г. этот Яков Сурнин посвящен в попы для ржевских раскольников известным лжеархиепископом Антонием (Шутовым), который неоднократно посещал Ржев и поставлял Якова в попы на случай смерти попа Василия и в помощь ему 6 . Это обстоятельство показывает, что Василий, как человек ловкий, умевший применяться к обстоятельствам признал австрийскую иерархию и находился в общении с Антонием, который также, с своей стороны, очевидно, не имел относительно его никаких сомнений 7 . Что ржевские беглопоповцы и тогда уже расположены были к принятию австрийской иерархии, видно и из того, что у них были открыты в то время сношения с заграничными раскольниками при посредстве ржевских мещан Булохова, который ездил в Австрию для собирания сведений о Белокриницкой митрополии, и Фролова, который уехал в Турцию, к тамошним раскольникам. Этот последний, по имени Василий Юдин, был родным братом Фаддея Юдича Фролова, состоявшего в дружеских отношениях к известному Ксеносу, человека весьма разумного 8 и Ивана Юдина, известного раскольнического фанатика, бывшего попом в Враилоге 9 . К этому второму брату, как надобно полагать, Василий Юдин и уехал в Турцию. Раскольнических монахинь и девиц-читалок во Ржеве имелось всегда великое количество. Они пользовались особым расположением богатых купчих-раскольниц и во всех раскольнических купеческих домах правила службы, читали Псалтырь и каноны, как, наприм., монахини Манефа и Аркадия с послушницей девкой Евфимией постоянно правили службу в доме коммерций советника Образцова, пользуясь особым расположением его жены, которая и по обращении мужа в единоверие осталась ревностной раскольницей. Были во Ржеве даже особые женские раскольнические скиты. В одном из таких жили монахини Надежда, Александра, Девора и Олимпиада с целым штатом послушниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Успех защитников Послания возбудил новую усиленную деятельность против них противоокружников, которые также снарядили посольство к Кириллу и снова привлекли его на свою сторону. С этих пор Кирилл переходил то на одну, то на другую сторону, смотря по тому, куда перетянет вес полученного им золота. После уничтожения Послания Кириллом, важнейшим его действием в пользу противоокружников было поставление для этих последних особого епископа в Москву. Кандидатом в сан епископа для противоокружников избран был полуграмотный крестьянин деревни Иванищева (Моск. губ.) Афанасий Климов, незадолго перед тем постриженный в монахи с именем Антония. Уладить дело поставления взялся противоокружник Крючков, с которым Антоний и отправился в Белую Криницу. Кирилл за „довольны сребренники“ согласился поставить Антония и уже рукоположил его в диакона. Но тут нашлись люди, решившиеся воспрепятствовать посвящению Антония в дальнейшие церковный степени. Чтобы докончить посвящение, Кирилл принужден был уехать в селение Соколинцы (близь молдавской границы), где и поставил Антония сначала во священника, а потом и во епископа „богоспасаемого града Москвы“. Поставление Антония по своим последствиям было самым гибельным для раскольников событием в истории борьбы защитников и противников Окружного Послания. С своим епископом, противоокружники без особенных затруднений могли окончательно отделиться от окружников. Действительно, теперь и сама австрийская иерархия распалась на два отдельные согласия – окружническое и противрокружническое. Епископы-окружники в поставлении Антония 2-го видели „конечное раздрание“ церкви и горько жаловались за это на „слабоумного“ Кирилла. Разделение австрийской иерархии обнаружилось, прежде всего, во взаимной вражде между Антонием Шутовым и Антонием вторым. д) Епископы-окружники Еще при самом издании Послания, Антоний (Шутов) был против него, и потому не вдруг подписался, а после значительного сопротивления. Он подписал тогда не по убеждению, а по просьбе Ксеноса и из желания расположить в свою пользу архиереев, голос которых на предстоявшем избрании московского архиепископа ему был необходим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

священник Савва Спиглазов (Краткое жизнеописание обратившегося из раскола, ныне единоверческого священника, Саввы Спиглазова) Я рожден в селе Паим, Пензенской губернии, Чембарского уезда. Село Паим имеет более трех тысяч ревизских душ. Из этого числа только меньшая часть православные, которые имеют церковь ; большая же часть жителей принадлежит к австрийскому согласию. Эти старообрядцы, также как и православные, имеют молитвенный дом и лжесвященника, поставленного Московским лжеархиепископом Антонием Шутовым. Есть не большое число беглопоповцев. Безпоповцев в Паиме сравнительное не малое количество; они делятся на две части, из коих одни принимают к себе чрез перекрещивание, а другие без перекрещивания; первые известны еще под именем поморцев, а вторые спасовцев и нетовцев. Последние не перекрещивают, из боязни греха христо-распинательства. К этому толку принадлежал и я. Дед мой, Михаил Григорьевич, известен был за великого начетчика и заправителя безпоповщинского толка. Отца моего звали Матвеем Михайловичем Спиглазовым. Дед мой не редко имел беседы с безпоповцами, опровергая своих противников поморцев. Я еще с детства бывал при этих беседах, но по большей части уходил с бесед с недоумением, где истина, так как не мог вкушать твердой пищи, ибо по слову апостола, твердая пища есть для совершенных, имущих чувствия обучена долгим учением, для отличия добра от зла ( Евр.5:14 ). Дед мой часто говаривал, что поповцы не правильно думают: ныне уже последнее время, уже царство антихристово настало; теперь уже нет нового завета, т. е. бескровной жертвы и священства. Но неужели Христос Спаситель определил существовать Своему новому завету не до второго Своего пришествия?!... Безпоповцы забывают слова Спасителя: Созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ); небо и земля мимо идет, а словеса моя не имут прейти ( Мф.24:35 ). Удивительно, небо и земля стоят непоколебимо, как из начала были созданы Самим Богом, а церковь и новый завет, Богом установленные, не могли вечно пребывать, а сделались одоленными от врат адовых.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/moe-obra...

Начав с 1-го августа, я предположил за 1883-й год выпустить один том, а потом с 1884-го года выпускать уже по два. Отец Павел относился к этому моему делу как к своему собственному, ревнуя о пользах Братства, или точнее – святой Церкви, боримой расколом. Теперь и наша переписка касалась большею частию журнала. Как редактор, я имел в нем, до самого конца его жизни, неутомимейшего и полезнейшего сотрудника и советника: в Братском Слове напечатаны все его сочинения, вошедшие потом в третий и четвертый томы полного (посмертного) их издания, а также и те капитальные по содержанию и объему, которые изданы особыми книгами. Все это время наших совместных, усиленных литературных трудов было для нас обильно утешениями, которые доставляло нам сознание их видимой пользы для миссионерства против раскола, то есть для православной Церкви, а также не менее обильно и огорчениями не только со стороны раскольнических главарей, озлобленных этими нашими трудами и измышлявших всякие способы вредить нам и клеветать на нас, но и от лжебратий, сознательно или бессознательно, одни корыстно, другие и безкорыстно, выступивших пособниками раскола, как будет видно из самой переписки нашей. С первых книжек Братского Слова я намерен был в моем любимом отделе «Летопись происходящих в расколе событий» сообщить сведения о наиболее видных раскольнических деятелях: недавно умершем Антонии Шутове, о незадолго перед тем освобожденных из суздальского заключения лжеепископах Аркадии, Кононе и Геннадии, особенно же о любезном мне авторе Окружного Послания Иларионе Георгиевиче Ксеносе. У меня имелись, составленные по моей просьбе отцом Павлом, чрезвычайно интересные воспоминания его о личных сношениях с Антонием Шутовым: эти воспоминания я решил печатать с первой же книжки. Но так как существовало тогда и ходило по рукам у раскольников, составленное Онисимом Швецовым, тенденциозное и лживое описание Антониева жития, то мне желательно было напечатать, попутно с воспоминаниями отца Павла, и это раскольническое писание, разумеется, сопроводив его обстоятельными подстрочными примечаниями, разоблачающими его лживость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

523 Так именно надписано Павлом на деле о Семене Петрове; под этими числами значится его поставление и в Памятнике, где упомянуто также, что рукоположение совершал Кирилл, и что Семен Петров „на парохиального священника предызбран своим общебратством“ 129 и 130). 525 Черновая, собственноручно писанная Павлом, в Белокриницком архиве. Она испещрена поправками. Между прочим зачеркнуто следующее место: „Вы в своей ко мне епистолии от своего брюха написали, а святое писание оболгали, – глаголете: како святое писание тех укоряет, кто дает и кто принимает, сиречь за исполнение треб. Но когда вы так проповедуете, то дайте мне показание, именно где так есть написано“ и проч. 526 Далее приводить правила (3-е 7-го вселенского собора и др.), возбраняющая участие мирских властей в избрании епископа. 527 Швецов, раскольнический биограф Антония, говорить именно, что Антоний „приехал в Москву на сырной неделе“ («Братское Слово» 1883 г., стр. 156); а в соборном деянии по делу Софрония (Белокриницкий архив) сказано: „архиепископ Антоний по прибытии своем в столичный город Москву... объявил о себе подобающим образом главным членам московской кладбищенской церкви и ими признан по документам своим в достоинстве Владимирского архиепископа и принят с достодолжным уважением“. 528 Существуют появившиеся тогда и распространявшиеся литографированные тетрадки (с картинами), в которых описывались такие встречи старообрядцев с Шутовым, появлявшимся в архиерейских облачениях. 529 Швецов повествует, будто именно „опасения, как бы не последовало от беспоповцев какого предательства по их религиозному неистовству“, заставили Антония уехать из Москвы и скрываться по разным местам («Братское Слово» 1883 г., стр. 156) Но это неправда, – беспоповцы забыли и думать об Антонии; напротив, он сам нередко с уважением вспоминал о беспоповстве, к которому не прекращалось у него расположение, – даже поповцам поставлял иногда на вид, как то, или другое делается у нас на Преображенском“. 530 Швецов свидетельствует, что Антоний „после Пасхи уехал за 60 верст от Москвы в рощу и там проживал со сторожем в сторожке под видом банкротства, но по ночам часто выезжал оттуда для поставления священников“, и что он „большею частию проживал в деревне Большой Двор“ («Братское Слово» 1883 г., стр. 156 и 216).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЬНИКОВ Федор Ефимович (1879 (?), г. Новозыбков Черниговской губ.- 26.05.1960, Мануиловский мон-рь (совр. жудец Сучава, Румыния)), старообрядческий писатель, издатель. Отец М., старообрядческий свящ. Евфимий Павлович Мельников (ок. 1845 - 3 янв. 1907), был рукоположен в 1872 г. старообрядческим Московским и Владимирским архиеп. Антонием (Шутовым) на приход в Новозыбкове. В 1892 г. вместе с представителями от старообрядцев-поповцев, не признающих Белокриницкую иерархию , совершил путешествие в К-поль для изучения вопроса о крещении митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) . Выступал как апологет Белокриницкой иерархии (Беседа старообрядческого священника о. Евфимия Мельникова с беспоповцем Семеном Ивановичем Коликовым, происходившая 1890 г. мая 22-го в г. Новозыбкове - РГБ. Ф. 247. 908). Об активной деятельности Е. П. Мельникова упоминал К. П. Победоносцев в докладе за 1899-1900 гг. имп. Николаю II. Василий Ефимович, старший брат М.,- участник всероссийских съездов старообрядцев. Год рождения М. точно указать невозможно. Принятая в лит-ре дата - 1874 г. опровергается источниками. В приговоре Московского окружного суда 1911 г. по делу о книге «Блуждающее богословие» М. указан как мещанин г. Городня Черниговской губ. 32 лет (Слово Церкви. 1917. 18. С. 331). Следов., год рождения публициста - 1879-й. Эта дата подтверждается депутатской карточкой Временной Сибирской областной думы, заполненной М. в авг. 1918 г., где он пишет, что ему 39 лет ( Приль. Ф. Е. Мельников. 2007). В фонде Мельниковых в РГБ имеется гимназический билет М., выданный в 1891 г., когда он учился во 2-м классе; по всей видимости, ему тогда было ок. 12 лет, следов., он родился в 1879 г. Однако в том же архиве имеется список семейства свящ. Евфимия Мельникова, который он составил в 1887 г. В списке 9 детей, против имени Федора указано, что ему 10 лет (РГБ. Ф. 164. Карт. 16. Д. 20. Л. 1). Еще одна дата рождения публициста содержится в выявленной Л. Н. Приль автобиографии М., которую он подготовил в Праге (уже в эмиграции): 5 марта 1876 г.

http://pravenc.ru/text/2562954.html

Таковы особенно ваши именуемые попы австрийского произведения. «Так совершили мы с великою радостью закладку церкви в Раннем Поселке 8 марта, в третье воскресенье великого поста. Вечером того же дня происходила у нас при большом стечении народа жаркая беседа с австрийским лжесвященником (неокружником) Захарием, который приехал из Уральска для «исправы» своих ранненских прихожан. Я предложил ему следующий вопрос: «После собора 1667 года составляло ли ваше общество соборную апостольскую церковь с тремя чинами иерархии и семью тайнами?» Захарий, долго помявшись, ответил: «Составляло». Я спросил: «Кто же у вас совершал все церковные семь таин?» Захарий ответил: «У нас епископов не было; но мы их не гнушались, мы от вас принимали священников». Я заметил, что спрашиваю не о приеме священников, а о том, совершались ли у них все семь таин, потому что их священники имели рукоположение. А один из ранненских начетчиков прибавил, что священник совмещает в себе все три чина, потому что, когда его рукополагают, то при этом находятся епископ и дьякон. Я потребовал указать, где о том написано, что священник совмещает в себе все три чина, и нигде, разумеется, свидетельства о том они указать не могли. Наконец я довел собеседников до сознания, что епископов у них не было почти 200 лет, и тайна хиротонии не совершалась. – «Значит, у вас церковь была с 6-ю тайнами?» – спросил я. Захарий ответил: «Да». Тогда я привел свидетельства и доказательства, что если у старообрядцев не было тайны хиротонии, не было совершителя сей тайны – епископа, то не было у них ни одной законно совершаемой тайны, и церкви старообрядцы не составляли. После этого Захарий уклонился в сторону, начал укорять церковь, что она верует в Иисуса, а имя Иисус есть имя антихриста. Я спросил: «Кто до Аввакума хулил так имя Иисуса Христа, как ты хулишь теперь?» Он ничего не ответил. Тогда я взял у него книгу, напечатанную в Киеве, толкование на 14 посланий Апостола Павла, и показал напечатанное в ней ранее п. Никона имя Иисус. А потом из Выписок Озерского привел многочисленные о том свидетельства, что имя Иисус писалось и произносилось в древности у нас на Руси. Народ за дерзкую хулу на имя Иисус сильно осуждал Захария, а старообрядцы из окружников вступили в спор с ним. Беседа кончилась в 2 часа ночи. На другое утро мы опять беседовали о разных предметах и о мнимых ересях православной церкви. Захарий под конец совсем отказался защищать свою лживую иерархию. И за это и за его богохульство об имени Иисус старообрядцы, особенно окружники, сильно напали на Захария и уличили его, что он еще Антонием Шутовым лишен сана за гнусные грехи. Захарий со стыдом и позором уехал из Раннего Поселка в Генварцев. После этих двух бесед еще пять человек из старообрядцев объявили мне о своей готовности присоединиться к церкви. Присоединение я отложил до страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

А между тем означенные мнения разделялись не только многими мирянами, но и вновь поставленными священниками и епископами, напр. Кононом новозыбковским и Антонием Шутовым, – как бывшим беспоповцем. Это обстоятельство приводило в смущение мыслящих поповцев, и один из них. наиболее начитанный, державшийся убеждений дьяконовского согласия, называвший себя убогим Ксеносом (ξνος), житель Стародубья, Иларион Егоров Кабанов, задумал уврачевать старообрядство, достигнуть осуждения этих мнений от лица собора епископов. С этою целью, в бытность свою в Москве, в 1861 г. он умолял Онуфрия и других епископов издать соборное определение на истребление означенных плевел. При этом он присовокуплял, что доколе эти зловредныя мудрования соборне не уничтожатся, до тех пор он не будет последователем белокриницкой иерархии. Епископы сначала не соглашались, но потом, согласившись, поручили Илариону составить Окружное послание. Поручение было охотно исполнено. Составитель послания указал десять тетрадок, наполненных душепагубным и зловредным мудрованием, напр. седмитолковый апокалипсис, толкование десяти рогов апокалипсического зверя, о духовном антихристе и проч. 24 февр. 1862 года от имени Духовного совета, за подписью Онуфрия, Антония и других епископов, священников и даже двух мирян, и было издано для всеобщего руководства «Окружное послание единыя, святыя, соборныя, апостольския древле-православныя, кафолическия церкве». Антоний хотя и подписал послание, но весьма неохотно и неискренно. Окружное послание изложено в 10 пунктах, но, по существу вопросов, его можно разделить на три части. Представив критический разбор означенных беспоповщинских тетрадей, автор излагает положительное учение, что истинное священство Христово и приношение бескровной жертвы пребудут до дня судного, что это священство находится в церкви велико-российской и греческой, а стало быть и у них – старообрядцев, – так как источник священства заимствован ими от греков. Мысли эти совершенно согласны с общим учением поповщины и, стало быть, не могли встретить со стороны последователей оной какого-либо возражения или нарекания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010