И как роса есть родительница для маргаритов и рождает их в пучине морской, так и Бог через росу свидетельствовал, что святая обитель Печерская будет родительницей преподобных, которых она, как драгоценные маргариты, родила в пещерах, как в недрах морских, по сказанному Исаией: «Рождался ли народ в один день, как Сион, едва начал родами мучиться родил сынов своих» ( Ис.66:8 ). Но, так как Бог показал также и огнем, по молитвам преподобного, то же место святой Печерской церкви в этом видим такую причину. Огонь, по словам святого Дионисия, находится невидимо во всех пещерах, если не действием, то силою. Посему Бог показал тем, что преподобные Печерские, которые будут жить на том месте, будут пребывать со всеми, если не телом, то духом и любовью, по слову апостола: «Если я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами» ( Кол.2:5 ). И так пламень огненный влечет в высоту всякую вещь, которую он охватил, так и Бог свидетельствовал тем, что преподобные привлекут от земных вещей к небесным живущих на месте том, предлагая им всегда слова апостолов: «Ищите горняго, где Христос седит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.2:3 ). Наконец, огонь знаменует гнев и ярость Божию, а роса знаменует слезы на молитве, как говорит Моисей: «Польется как роса речь моя» ( Втор.32:2 ). И Бог показал, что как вода тушит палящий огонь, так и слезные молитвы преподобных угасят ярость гнева Божия, как говорит псалмопевец: «Взывают праведники, и Господь слышит их» ( Пс.33:18 ). Потому то и было отмечено, по молитвам преп. Антония, место для основания святой Печерской церкви росою и огнем. Зная, братья, великую любовь преп. отца нашего Антония ко святой обители, ублажая его, похвалим его словами, которыми некогда Маккавей восхвалил Иеремию: «Это братолюбец, который много молится о народе и Святой горе» ( 2Мак.15:14 ). Иные, при основании храмов, размеряют место веревками, а преп. отец наш Антоний Печерский, получив указание о месте, размерил землю, назначенную для храма Богородицы, золотым поясом, который дан был ему на это Симоном, сыном Африкана, князя Варяжского, о чем подробно пишется в житии его. Здесь следует, братья, спросить, отчего не веревкой, но поясом было размерено место для создания храма Пресвятой Богородицы? Нужно бы спросить, что значит тайна эта, тебя, преп. отец наш Антоний, так как ты сам сделал это измерение. Но, так как ты скрыл это молчанием, как хранитель безмолвия, зная, что и за то будет хвалить тебя Печерская обитель, как сказано в Псалтири: «хваление его в церкви преподобных», мы по нашему разуму думаем, что причина этому такая. Пояс есть знамение славы, как вещает Сирах: «Препоясал его поясом славы» ( Сир.45:8 ). Преп. отец наш Антоний показал, что Бог прославит эту святую обитель более других русских обителей, поэтому и размерил ее поясом, говоря с пророком Иеремией: «Как пояс лежит близко к чреслам человека, так я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, что бы они были моим народом и моей славою» ( Иер.13:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме того, пояс знаменует мученичество, о котором сам Христос сказал св. Петру: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел, когда же состаришься, другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» ( Ин.21:10 ). Преп. отец наш Антоний размерял поясом это место в знамение того, что в нем родятся мученики, умерщвляющие самих себя (по слову: «Тебя ради умерщвляеми есмы весь день»), и поэтому размерил не веревкой, а поясом. Или, наконец, предсказывал тем, что от того святого места, как из училища мученичества, выйдут препоясанные страдальцы Христовы, о которых пророчествовал Исаия: «Будет препоясанием чресл его правда» ( Ис.11:5 ). Не без причины и не напрасно пре. Отец наш Антоний вместе с золотым поясом, которым размерил место святой Печерской церкви, принял, по повелению Божию, от Симона и золотой венец, чтобы повесить над жертвенником, но указывал он тем, что та святая церковь и живущие при ней должны были стать златым венцом Христовым, как говорит Исаия: «И будет венцом славы в руке Господней» ( Ис.62:3 ). То же вещает и Сам Христос через апостола каждому из преподобных: «Возлюбленные и вожделенные братья мои, радость и венец мой!» И для того получил он венец, чтобы возвестить, что здесь будут жить люди такой жизни, что в них будет пребывать Бог, по слову пророка: «Вы мне будете царством священников» ( Исх.19:6 ). Венцом предзнаменовал, что как цари выделяются перед всеми царским венцом своим, так и святая Печерская обитель превзойдет, как царица, другие обители славою и богатством добродетелей: «Многие дочери приобрели богатства, а ты преуспеешь и вознесешься над всеми». И как венец золотой бывает богат драгоценными каменьями, так и обители Печерской предстояло богатство добродетелей, как сказал Сирах: «Сам стоя при угле алтаря и окрест его венец братий». Наконец, пояс знаменует добродетели и благостыню, как говорит апостол: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною» ( Еф.6:14 ), а венец изображает награду за подвиги. Святой Антоний, еще во время основания той церкви, желая привлечь учеников своих и тех, которые будут после них, к добродетелям и подвигам, в знамение воздаяния за добродетели получил венец и повесил его, сделав над ним надпись: «Не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» ( 2Тим.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

248. Кто не будет исполнять всего прописаннаго, тот подвигнет Бога на гнев. Я, Антоний, истину тебе говорю. Итак, преклони ухо твое к словесам моим и сокрой их в сердце своем; и знай, что этими заповедями я предаю тебя Творцу. Если ты сохранишь их, — будешь радоваться со всеми Ангелами, а всех злых духов поразишь скорбию. Ходи же в сих заповедях; и Бог будет с тобою и Ангелы Его будут сшествовать тебе; душа же твоя исполнится благоуханием святых и светом блаженных возсияет лице твое, и станешь ты святилищем Богу, как и все святые; и сретишь наконец Господа с веселием и радостию и услышишь глас оный, говорящий: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю; вниди в радость Господа своего (Мф. 25, 21). 249. Не отступай ни от одного из сих наставлений; и Господь наш Иисус Христос даст тебе покой, и совершит в мире дело, к какому приступил ты. Совершенные отцы наши, и те, которые подражали им, от исполнения их стали совершенными. 250. Если к сказанному захочешь прибавить какое–нибудь из добрых дел, прибавь; и непрестанное возсылай благодарение Господу нашему Иисусу Христу. 251. Каждую ночь слезами своими обливай ложе свое и смачивай постель твою, и смиряй себя пред Христом Господом, да изгладит Он грехи твои и тебя паки обновит, да подаст тебе помощь к совершению дел благих, и дарует в наследие царство Свое вечное. Ему буди хвала, честь, слава и поклонение, со всеблагим Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 4. Изречения св. Антония Великаго и сказания о нем. 1. Об отречении от мира. 1. Кто хочет с успехом совершать подвиг иночества, тому надобно совсем разсчитаться с миром, и блага его все оставить и делом из него выдти и всякое пристрастие к вещам его отсечь. Эту истину впечатлительно внушил св. Антоний одному брату, который, отказавшись от мира и раздав бедным все, что имел, удержал при себе малость некую на случай нужды какой, и пришел к св. Антонию. Старец, посмотревши на него, узнал, что в нем, и сказал ему: если хочешь быть монахом, поди в такое–то селение, купи мяса, разрежь его на тонкие куски, и, скинув одеяние, развесь на плечи и на руки, — и так приди сюда. Брат сделал, как велел ему старец; и тут собаки, птицы и шершни окружили его и ранами покрыли все тело его. Когда пришел он опять к старцу, сей спросил его, сделал ли он, что ему было приказано; он, жалуясь, показал раны свои. Тогда св. Антоний сказал ему: так бывает с тем, кто, оставляя мир, хоть малость какую из имения удерживает при себе: ранами покроют его демоны, и истерзанный падет он в бранях (Дост. сказ. 20; Patr. Graec. t. 40, p. 1099).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   – То, что было от рождения, прощено Господом. Счет надо вести с того момента, как он стал монахом и принес обеты Богу.    Тогда те стали обвинять его, но доказать ничего не смогли и освободили дорогу. И тотчас же он увидел, словно он идет и возвращается в самого себя и вот он уже снова — прежний Антоний. Тут уж он позабыл о пище и остальное время дня и всю ночь плакал и молился: настолько его поразила мысль о том, как много врагов борется с нами и сколь трудно перейти воздушное пространство. Тогда ему пришло на ум, что именно об этом говорил апостол Павел: «…по воле князя, господствующего в воздухе» (Еф 2. 5). Вот в чем состоит господство врага — в том, чтобы бороться и препятствовать тем душам, которые восходят к небу! Потому и советует апостол: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злый» (Еф.6.13) — то есть чтобы враг не смог сказать о вас ничего дурного и был посрамлен. 2. В другой раз была у него беседа с теми, кто пришел к нему, об образе существования души и о том, где она будет, когда покинет этот мир. На следующую ночь зовет его кто-то сверху и говорит:   – Антоний, встань, выйди и смотри.    Тогда он вышел (потому что знал, кому следует повиноваться) и, подняв голову, видит, как кто-то безобразный и страшный стоит, ростом доставая до самых облаков. И когда кто-либо взлетал, будто на крыльях, к небу, он расставлял руки и одним не давал пролететь, а другие, поднимаясь выше, перелетали его и продолжали свой путь беспрепятственно. На таких великан скрежетал зубами, а когда кто-нибудь падал, он радовался. Тут Антонию был голос:    – Пойми то, что увидел.    И тотчас же смысл открылся ему, и он понял, что это — восхождение душ, а стоящий великан — диавол, который завидует верующим. И тех, кто в его власти, он удерживает и не дает пройти, а тех, кто ему не повиновался ранее, он не может задержать, так как они летят над ним.    Увидев это видение и вновь припомнив прежнее, Антоний стал еще более ревностным в своих ежедневных подвигах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Преподобный Силуан Афонский Из «Отечника» святителя Игнатия (Брянчанинова): " Авва Антоний, приникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога так: Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? для чего одни бедны, а другие богаты? для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? Тогда пришел к нему глас: Антоний! себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их. " Антоний Великий, преподобный (около 251— 356) — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Любовь 10 августа 2015, 19:58 Намерения целует Бог, В Библии правда нет случаев когда святой обобрал богатого и роздал нищим, зато есть случаи когда отьявленные убийцы которые убивали и брали для себя становились святыми (напр разбойник на кресте) Робин Гуд не верил в Бога. читатель 10 августа 2015, 19:29 Соборное послание святого апостола Иакова. Глава 5, ст.1-4. " Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. " Сергий 10 августа 2015, 19:14 Владимиру. К сожаленью, Вам скажут, что это благой поступок, потому что храм потом освящается, люди там молятся, принимают крещение и прочее. А по сути, конечно же: всё, построенное на гнилом основании, рухнет, не принеся благих плодов. Бог праведен и отвращается от всех " благих " дел, в которых принимал участие сатана. Но здесь есть хитрая ловушка для нашей падшей природы: большинство людей надеются не дожить до того времени, когда рухнут гнилые основания их дел. Анна Коробкова 10 августа 2015, 18:32 Спаси Господи! Как вовремя для меня пришлась эта статья. Размышляла над данным героем, раздумывая, как объяснить детям сущность его поступков. Лично мне в детстве этот персонаж был очень симпатичен (оттого мне немного грустно), но у меня в голове мир реальной духовности и мир вымышленный шли параллельно, не пересекаясь совершенно (сама этому удивляюсь). У моих детей же возникают непонимания. А я сердцем чувствую, что нехороши поступки Робина Гуда, но объяснить не смола бы. Поэтому очень благодарна автору.

http://pravoslavie.ru/81217.html

Хорошо сказал брат Иоанн, — продолжал старец, — отторгни сначала листья, то есть действие страстей, и по велению Божию отторгнешь и плоды, то есть сами страсти. Если ты еще не знаешь, что полезно тебе, следуй словам знающих. Это и есть смирение, и обретешь Божию благодать. А когда говоришь, что внутри тебя спасение, то это правда. Ты не можешь найти свой путь без Божией помощи, и Он направит тебя. Крепись о Господе. Хлопоты, о которых ты говоришь, приносят плоды и немалую пользу. Не забывай о больном. Ибо в Писании сказано: Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан (Притч 21,13). 2. Если твой брат страдает, посочувствуй ему и тогда удостоишься, что Господь услышит тебя в день Суда: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25,40). 3. Кто забывает о немощном человеке, гневит Бога, и Он накажет его. Кто радуется падению ближнего, тот сам рухнет невероятным падением. 4. Возлюбленный, если ты опытен во врачебном искусстве и лечишь людей, трезвись. Не то, желая уврачевать других, сам покажешь себя страстным, как сказал апостол, да не хулится ваше доброе (Рим 14, 16). Глава 16: О том, что монах не должен без нужды мыться и вообще обнажать свое тело Антоний Великий всегда совершал значительнейший и напряженнейший подвиг. Он постился во все дни, на теле носил власяницу, а сверху надевал кожаную одежду и не снимал ее до самой кончины. Подвижник не допускал, чтобы вымыть тело от грязи, даже ноги не мыл и не ходил босой по воде без нужды. Никто не видел, чтобы великий аскет снимал одежду: за всю жизнь с тех пор, как стал монахом, он никогда не обнажал своего тела. 2. Однажды Антоний сидел на горе, и ему было видение: некий человек возносился на воздух, и его встречали ангелы, преисполненные премногой благодати. Антоний подивился и назвал этого мужа блаженным. Желая узнать, кто он, подвижник услышал голос, что это душа Аммуна, монаха из Нитрии, который и в глубокой старости продолжал совершать подвиг.

http://predanie.ru/book/67875-evergetin/

Старец спрашивал авву Аммона: три помысла беспокоят меня. Один побуждает меня блуждать по пустыням, другой – уйти в чужую страну, где бы никто не знал меня, третий – заключиться в келью, ни с кем не видеться и есть чрез два дня. Авва Аммон отвечал ему: какое ни станешь ты исполнять из трех сих намерений, пользы не будет. А лучше сиди в келье своей, ешь понемногу каждый день и всегда имей в сердце своем слово мытаря – и можешь спастись. 5. Однажды братия потерпели оскорбление на месте своего пребывания и, желая оставить сие место, пошли к авве Аммону; а старец в это время плыл куда-то по реке. Увидев, что они идут по берегу реки, он сказал корабельщикам: высадите меня на берег, и, подозвав братий, сказал им: я Аммон, к которому вы идете. Утешив сердца их, он уговорил их воротиться на место, из которого вышли. Ибо случившееся с ними не вредило душе их, но было оскорбление человеческое. 6. Однажды авва Аммон пошел, чтобы переехать через реку, нашел готовое судно и сел в него. К этому же месту шло другое судно, перевозившее известных людей. Сии говорят ему: пойди и ты, авва, переправляйся с нами. Аммон отвечал им: я не взойду на судно, если оно не общественное. Он имел у себя связку пальмовых ветвей и во все время, пока был в лодке, плел плетенку и опять расплетал ее, доколе переправился. Братия, поклонившись ему, спросили: для чего ты это делал? Старец отвечал им: для того, чтобы мысль не была у меня в постоянном напряжении. – Вот пример, с какою осторожностию надобно нам идти по пути Божию! 7. Однажды авва Аммон пошел посетить авву Антония и сбился с пути. Присевши, он немного соснул; потом, встав от сна, молился Богу так: молю Тебя, Господи Боже мой, не погуби создания Твоего! – И явилась ему как бы человеческая рука, висящая с неба, которая показывала ему путь до тех пор, пока он пришел и стал у пещеры аввы Антония. 8. Авва Антоний предсказывал авве Аммону, говоря: ты успеешь в страхе Божием! Потом вывел его из кельи, указал ему камень и сказал: брани этот камень и бей его. Аммон сделал это. Авва Антоний спросил его: что, камень ничего не сказал? – Ничего, отвечал Аммон. – В сию меру придешь и ты, сказал ему тогда авва Антоний. Что и исполнилось. Авва Аммон так усовершился, что от множества доброты не знал зла. Когда сделался он епископом, привели к нему девицу, зачавшую во чреве, и сказали ему: такой-то сделал это; наложи на них епитимию. Аммон, знаменовав крестом чрево ее, велел дать ей шесть пар полотен и сказал: когда придет время родить, не умерла бы она сама или дитя ее, и было бы в чем похоронить их. Обвинявшие девицу сказали ему: для чего ты это сделал? наложи на них епитимию. Но он отвечал им: смотрите, братия, она уже близка к смерти; что же я должен сделать? – и отпустил ее. – Так старец никогда не осмеливался осуждать кого-либо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

50. Один брат спросил авву Аммона: «Скажи мне что-нибудь в наставление». Старец отвечает ему: «Пойди учись иметь такие мысли, какие имеют преступники, находясь в тюрьме. Они всегда спрашивают других: «Где судия? Когда он придет?» И плачут от ожидания. Так должен и монах непрестанно внимать себе и обличать душу свою, говоря: «Увы мне! Как я предстану на Суд Христов и чем буду оправдываться пред Ним?» Если всегда будешь так размышлять, можешь спастись». 51. Авва Аммон говорил: «Четырнадцать лет провел я в Скиту и молился Богу днем и ночью о том, чтобы Он даровал мне силу победить гнев». 52. Один из отцов рассказывал: «В Келиях был трудолюбивый старец, который одевался в рогожу. Пришел он однажды к авве Аммону; тот, увидев его одетым в рогожу, сказал: «Не принесет она тебе никакой пользы». 53. Однажды авва Аммон, собравшись переехать через реку, нашел готовое судно и сел в него. Он имел у себя связку пальмовых ветвей и во все время, пока был в лодке, плел плетенку и опять расплетал ее, доколе переправился. Братия, поклонившись ему, спросили: «Для чего ты это делал?» Старец отвечал им: «Для того, чтобы мысль не была у меня в постоянном напряжении». Вот пример, с какою осторожностью надо нам идти по пути Божию! 54. Однажды авва Аммон пошел посетить авву Антония и сбился с пути. Присевши, он немного соснул; потом, встав от сна, молился Богу так: «Молю Тебя, Господи Боже мой, не погуби создания Твоего!» И явилась ему как бы человеческая рука, висящая с неба, которая показывала ему путь до тех пор, пока он пришел и стал у пещеры аввы Антония. 55. Авва Антоний предсказывал авве Аммону, говоря: «Ты успеешь в страхе Божием!» Потом вывел его из кельи, указал ему камень и сказал: «Брани этот камень и бей его». Аммон сделал это. Авва Антоний спросил его: «Что, камень ничего тебе не сказал?» «Ничего», – отвечал Аммон. «В сию меру придешь и ты», – сказал ему тогда авва Антоний. Что и исполнилось. Авва Аммон так усовершился, что от множества доброты не знал зла. Когда сделался он епископом, привели к нему девицу, зачавшую во чреве, и сказали ему: «Такой-то сделал это; наложи на них эпитимию». Аммон, знаменовав крестом чрево ее, велел дать ей шесть пар полотенец и сказал: «Когда придет время родить, не умерла бы она сама или дитя ее и было бы в чем похоронить их». Обвинявшие девицу сказали ему: «Для чего ты это сделал? Наложи на них эпитимию». Но он отвечал им: «Смотрите, братия, она уже близка к смерти, что же я должен с нею сделать?» – и отпустил ее. Так старец никогда не осмеливался осуждать кого-либо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Я не надеюсь дожить до времени церковного соединения, но будем просить Бога, чтобы и к нам можно было отнести, хотя в несколько измененном смысле, слова Апостола Павла: «все сии умерли в вере, не получивши обетования, а только издали видели оныя, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех , и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса» ( Евр. 11, 13; 12, 1–2 ). Старые люди только одною ногою стоят на земле, а другою в будущем веке и бывают озабочены не столько тем, что делается здесь сегодня и вчера, но более тем, что будет во времена грядущия и там и здесь. Ваш преемник, как слышно, Ваш единомышленник: это великая милость Божия для Вас и для Церкви. Ваше Высокопреосвященство, как великий Моисей, довели свой народ до земли Обетованной, а он пусть введет его в нее, как Иисус Навин. Вашего Высокопреосвященства преданный собрат Митрополит Антоний. Ноябрь 1928 г. Письмо 59. К Н. М. Котляревскому Глубокоуважаемый и дорогой Николай Михайлович! Взаимно приветствую Вас и Супругу Вашу. Сердечно сочувствую Вашему большому желанию устроить особую церковь в Брюсселе, но не знаю, чем могу помочь я – совсем нищий и обнищавшая вконец здешняя эмиграция, перед которой я испытываю всегда неудачу в попытках просить пожертвовать на храм и т. п. Однако, если начинается дело с надеждой на Бога, то упование не посрамит. После Генерала нашего пережили смерть многих шефов в лице Вел. Кн. Николая Николаевича. Теперь не знаю, что будут предпринимать наши русские. Преданный сердечно М. Антоний. 27 дек. 1928 г. Письмо 60. Иеросхимонаху Феодосию Достолюбезный и любимый Батюшка Отец Феодосий! Спаси Вас Христос за мудрый и мужественный ответ студному Митрополиту Гурию 95 . Подобные ему господа просто не веруют в Бога, как множество современных архиереев и более половины иереев. Их нисколько не интересует догматическая, и каноническая, и историческая и даже научная правда, а только выполнение масонских поручений. Последние поняли, куда должно им направлять свои стрелы против Христовой веры и Церкви – на разрушение предания Церковного и св. канонов, а также на сеяние раздоров среди служителей Церкви. Увы, они не безуспешны, но преуспевают на горшее, и слово их, как рак, будет распространяться ( 2Тим. 2, 17 ). Но скажем: «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да святится еще» ( Апок. 22, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010