Стр. 188 (286). Будет ли противно смиренномудрию, когда учишь или обличаешь ближнего? Сказал авва Пимен: Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его. Стр. 336 (60). Велико ли то делание человека, когда он увидит себя худшим всякой твари? Браг сказал авве Сисою: усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне. Старец сказал: это невелико, что ум твой постоянно направлен к Богу, велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари. Стр. 351 (4). Почему необходимо во всяком действии нашем обращать главное внимание на смирение? Возлюбленные братия! Во всяком действии вашем обращайте главное внимание на смирение, чтоб неопустительно исполнять требуемое им терпение бесчестий и отсечение воли падшего естества. Державшийся своей воли повреждает и погубляет этим все свои добродетели. ( Авва Исаия ). Стр. 215 (475). Должно ли наблюдать смирение во внешнем поведении? Во всем наблюдай смирение: в наружности своей, в одеждах твоих, в сидении, стоянии, хождении, лежании, в келлии и принадлежностях ее. Во всем жительстве твоем усвой себе обычай нищеты: не тщеславься ни в речах твоих, ни в славословии и песнопениях, приносимых Богу; когда случится тебе быть с ближним твоим, – слова твои да не будут растворены хитростию, коварством и обманом. ( Антоний Великий ). Стр. 28 (123). Приводится ли душа к смирению посредством воздержания в пище? Авва Пимен сказал: если не отъято будет насыщение хлебом, то душа никаким иным средством не может быть приведена к смирению. Стр. 337 (65). Если нет смирения душевного, то должно ли стяжать телесное? Если не имеешь смирения в душе, то стяжи телесное; от тела оно перейдет к душе. Стр. 444 (24). Примеры о том, что живущие в миру достигали в меру духовного совершенства путем смирения. Однажды блаженный Антоний молился в келлии своей, – и был к нему глас: Антоний! ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии. Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному ему мужу, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: поведай мне дела твои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню. Кожевник отвечал: не знаю за собою, чтоб я сделал когда-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели моей, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города от большого до малого войдут в царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моем, прежде нежели лягу спать. Услышав это, блаженный Антоний отвечал: поистине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в доме твоем, стяжал царство Божие, я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь словами твоими. ( Антоний Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Выслушавши это, все прославили Бога. Антоний же отвечал зодчим: «дети мои! Мы никогда не выходили из этого места». Греки же с клятвою говорили: «из ваших рук взяли мы золото Царицыно перед многими свидетелями, с которыми и провожали вас до корабля. Через месяц после вашего ухода, пустились в путь и мы, и вот уже десять дней, как мы вышли из Царяграда. Спрашивали мы Царицу о величине церкви. Она же сказала нам: «Я послала меру, пояс Сына моего. Сделайте всё по Его повелению». И отвечал Антоний: «дети мои! великой благодати Христос сподобил вас: вы совершители Его воли. Звавшие вас, те благообразные юноши, были пресвятые Ангелы; а Царица во Влахерне сама, чувственно явившаяся вам, пресвятая, и чистая, и непорочная Владычица наша, Богородица и приснодева Мария; стоявшие же при Ней, воины – бесплотные силы ангельские. А что до нашего образа, и данного, как бы чрез нас, золота; то Господь ведает, как изволил Он сотворить это со своими рабами. Благословен приход ваш: добрую спутницу имеете вы, эту честную икону Госпожи. Да даст Она вам, как обещала, чего ухо не слышало, что на сердце человеку не всходило. Этого никто не может дать, кроме Ея и сына Ея, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Пояс же и венец Его принесены сюда варягами, и сказана была мера ширины, и длины, и высоты той пресвятой церкви: голос такой был с неба, от велелепной славы». Тогда греки со страхом поклонились святым и сказали: «где такое место? дайте нам посмотреть его». Преп. Антоний сказал: «будем молиться три дня, и Господь явит нам место». И в первую ночь, когда он молился, явился ему Господь и сказал: «нашёл ты благодать передо Мной». Антоний же сказал: «Господи! если я нашёл благодать перед Тобой, пусть будет по всей земле роса, а место, которое Тебе угодно освятить, пусть будет сухо». На другой день нашли сухим то место, где ныне стоит церковь , а по всей земле была роса. На другую же ночь также помолился преподобный и сказал: «Господи! пусть будет по всей земле сухо, а на месте святом роса». Пошли и нашли так. На третий же день, ставши на месте том, помолились, благословили место, измерили золотым поясом ширину и длину, и преп. Антоний, подняв руки к небу, сказал громким голосом: «послушай меня, Господи, послушай меня ныне огнём! Пусть разумеют все, что Тебе это угодно». И спал огонь с неба и пожёг деревья и терновник и росу полизал, а на долине сделал как бы рвы, на том месте, где начал копать благоверный князь Святослав. И от страха упали, как мертвые, все бывшие со святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он же, не поняв бесовского наваждения и забыв перекреститься, встал и поклонился, точно Христу, бесовскому действу. Бесы же закричали: «Наш ты, Исакий, уже!». И, введя его в кельицу, посадили и стали сами садиться вокруг него, и была полна келья его и весь проход пещерный. И сказал один из бесов, называемый Христом: «Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте, пусть нам Исакий спляшет». И грянули бесы в сопели, и в гусли, и в бубны, и стали им забавляться. И, утомив его, оставили его еле живого и ушли, так надругавшись над ним. На другой день, когда рассвело и подошло время вкушения хлеба, подошел Антоний, как обычно, к оконцу и сказал: «Господи, благослови, отче Исакий». И не было ответа; и сказал Антоний: «Вот, он уже преставился». И послал в монастырь за Феодосием и за братией. И, прокопав там, где был засыпан вход, вошли и взяли его, думая, что он мертв; вынесли и положили его перед пещерою. И увидели, что он жив. И сказал игумен Феодосий, что «случилось это от бесовского действа». И положили его на постель, и стал прислуживать ему Антоний. В то время случилось прийти князю Изяславу из Польши, и начал гневаться Изяслав на Антония из-за Всеслава. И Святослав, прислав, ночью отправил Антония в Чернигов. Антоний же, придя в Чернигов, возлюбил Болдины горы; выкопав пещеру, там и поселился. И существует там монастырь святой Богородицы на Болдиных горах и до сего дня. Феодосий же, узнав, что Антоний отправился в Чернигов, пошел с братией, и взял Исакия, и принес его к себе в келью, и ухаживал за ним, ибо был он расслаблен телом так, что не мог сам ни повернуться на другую сторону, ни встать, ни сесть, но лежал на одном боку и постоянно мочился под себя, так что от мочения и черви завелись у него под бедрами. Феодосий же сам своими руками умывал и переодевал его и делал так в течение двух лет. То было дивное чудо, что в течение двух лет тот ни хлеба не вкусил, ни воды, ни овощей, никакой иной пищи, ни языком не проглаголал, но нем и глух лежал два года. Феодосий же молился Богу за него и молитву творил над ним день и ночь, пока тот на третий год не заговорил и не начал слышать, и на ноги вставать, как младенец, и стал ходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

Прихожанка. Теперь вы должны эту поучительную историю рассказать, раз заинтриговали. Пресвитер. Я лучше ее вам прочитаю из жизнеописания преподобного Павла. Вот слушайте. Однажды к преподобному Антонию приведен был юноша, имевший в себе духа нечистого, весьма злого и сильного, одного из князей тьмы, который хулил Бога. Но Антоний сказал: – Не мое это дело, ибо не получил я от Бога власти над сильнейшими бесами, но Павел препростый имеет сей дар. И пошел он с юношею к Павлу и сказал ему: – Авва Павел, изгони из сего юноши нечистого духа, дабы юноша мог вернуться в дом свой здоровым, хваля Бога. Но Павел сказал: – А ты, отче, почему же не изгнал его? Антоний отвечал: – Имею я одно неотложное дело и потому привел его к тебе. И, оставив бесноватого юношу и Павла, Антоний ушел. А Павел, помолившись Богу, сказал бесу: – Диавол, авва Антоний велит тебе выйти из человека сего. Диавол же с бранью ответил: – Не выйду, всезлобный и лживый старик. Тогда Павел, взяв ту кожу, в которой ходил, начал бить его, говоря: – Выходи, так повелел тебе святой Антоний. Но диавол не желал выходить. Тогда Павел сказал: – Или ты выйди, или я помолюсь Христу и будет тебе худо. Но бес, хуля Христа, говорил: – Не выйду. Тогда Павел разгневался на беса, и в полдень, когда в Египте солнце жжет как огненная пещь, взошел на камень и встал на нем, как неподвижный столп, взывая ко Христу: – Господи Иисусе Христе, распятый при Понтие Пилате, Ты ведаешь, что не сойду я с сего камня, хотя бы пришлось мне и умереть на нем, и не вкушу ни хлеба, ни воды до тех пор, пока Ты не услышишь меня и не изгонишь беса из сего юноши. Когда еще говорил он сие, бес начал кричать: – Выхожу, выхожу! И выйдя из юноши, бес обратился в большого змея, длиной в 70 локтей, и поселился в Чермном, т.е Красном, море. «Так, – по мнению святителя Димитрия Ростовского , – святой Павел победил диавола простотою и смирением, ибо слабейших бесов изгоняют люди силою веры, а начальствующих князей бесовских побеждают люди силою смирения» 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

С такими мыслями входит он в храм; в чтением тогда Евангелия слышит он слова Господа к богатому: «...Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Антоний, приняв это за напоминание свыше,... выходит немедленно из храма, и что имел во владении от предков, дарит жителям своей веси, чтобы ни в чем не беспокоили ни его, ни сестру; а все прочее движимое имущество продает и, собрав довольно денег, раздает их нищим, оставив несколько для сестры. Но когда, вошедши опять в храм, услышал, что Господь говорит в Евангелии: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф.6:34), ни на минуту не остается в храме, идет вон и остальное раздает людям нуждающимся; сестру, поручив известным ему и верным девственницам, отдает на воспитание в их обитель, а сам перед домом своим начинает упражняться в подвижничестве, внимая себе и пребывая в терпении. («Житие Антония», гл. 2) В этом описании важны следующие моменты: во-первых, обычное представление связывало монахов с пустыней. Афанасий же подчеркивает, что св. Антоний ходил в церковь, т.е. участвовал в сакраментальной жизни общины; во-вторых, в основе его решения стать монахом лежит не стремление к личному, мистическому общению с Богом, а библейское учение: Антоний просто хочет жить согласно Евангелию. Он удаляется от мира не потому, что хочет уединения, бежит суеты, а потому, что он послушен библейской заповеди о бедности. Еще живя в миру, св. Антоний «работал своими собственными руками», «молился часто», и, что особенно интересно, «память заменила ему книги» святой подвижник был неграмотен. Удаляясь от мира и его соблазнов, монахи стремились не только к выполнению заповедей: их целью было сразиться с дьяволом и победить его: Так изнуряя себя, Антоний удалился в гробницы, бывшие далеко от селения, и сделал поручение одному знакомому, чтобы, по прошествии многих дней, приносил ему хлеб; сам же, войдя в одну из гробниц и затворив за собою дверь, остался в ней один.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Рассказывали об Иоанне Колове, что он однажды плел две корзины и уже окончил одну корзину, но не приметил сего, пока не приблизился к стене, ибо ум его занят был созерцанием. Авва Макарий Великий пришел однажды к авве Антонию в гору. Когда он постучался в дверь, Антоний вышел и спросил: «Кто ты?».– «Я Макарий»,– отвечал он. Антоний затворил дверь и ушел, оставив старца. Увидев терпение Макария, отворил ему дверь, приветствовал его и сказал: «Слышав о твоих делах, я давно желал видеть тебя». С любовью принял его и успокоил, ибо Макарий очень утомился. Когда наступил вечер, авва Антоний намочил для себя пальмовых ветвей. Авва Макарий сказал ему: «Позволь и мне намочить для себя».– «Намочи»,– отвечал Антоний. Макарий, сделав большую связку ветвей, намочил их. Сев с вечера, они плели корзинки, беседуя между тем о спасении душ. Корзинки через отверстие спускались в пещеру. Блаженный Антоний поутру вошел в пещеру и, увидев много корзинок аввы Макария, сказал: «Великая сила выходит из рук сих». Брат спросил авву Моисея: «Что помогает человеку во всяком труде его?». Старец отвечал: «Бог помогает. Ибо написано: Бог нам прибежище и сила ( Пс. 45, 2 )». Авва Серин говорил: «Во всю жизнь мою жал я, шил и плел, но при всем том, если бы рука Божия не питала меня, не мог бы я прокормиться». Прежде и больше всего ищи Царствия Божия и оправдания Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Мф. 6, 33 Помни, что если дело Божие будешь почитать главным делом, то легко и удобно будет делать все нужное для себя. Авва Иоанн-евнух еще в молодости спросил одного старца: «Как вы могли совершать дело Божие так спокойно; а мы и с трудом не можем?». Старец отвечал: «Мы могли потому, что дело Божие почитаем главным делом, а нужды телесные – последним, а вы нужды телесные почитаете главным делом, дело же Божие не слишком необходимым, от того вам и трудно. Посему-то и Спаситель сказал ученикам: маловери ... ищите же прежде Царствия Божия ... и сия вся приложатся вам ( Мф. 6, 30, 33 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

" Ибо нет лицеприятия у Бога " (Рим. 2:11). Поэтому мы, грешные и неразумные, дерзаем восхвалить своего преподобного, вспоминая его великие добродетели. Ибо Сирах говорит: " Восхвалим славных мужей и отцов нашего рода " (Сир. 44:1). Если люди восхваляют того святого, кто прославил жизнь свою одной какою-нибудь добродетелью, выделявшейся над прочими, по слову - " память праведника пребудет благословенна " (Прит. 10:7) то, тем более, особой похвалы от нас достоин преподобный отец наш Антоний Печерский, который прославил себя на земле не единой, но всеми добродетелями, украшающими инока. Прежде всего прославил он себя любовью к Богу. От юности отвергся мира, богатства и славы и всего, что обещал мир, и посвятил себя на служение Богу иноческим житием, говоря: " Сердце мое говорит от Тебя: " ищите лица моего " , и я буду искать лица Твоего, Господи " (Пс. 20:8). И знал он тогда, что иноческое житие есть жизнь подвижническая, мирская же жизнь суетна, иноческая жизнь - преподобна, мирская же полна клевет; иноческая жизнь - духовна, мирская же - плотская. Иноческая жизнь - небесная, мирская - земная, как говорят учители. Иной в юности старается угодить миру; старание же преподобного отца нашего Антония Печерского было в том, чтоб угодить единой Божией любви, которую избрал себе в невесты, говоря: " Ее возлюбил, ее возжелал я от юности моей, и искал ее, как невесту себе, и чтил я красоту ее " . И кому было ему в юности своей уневестить себя, как не любви Божией, так как и самое имя города Любеча, в котором он родился и был воспитан, возбуждало к любви. И где ему было искать невесты, как не на небе, так как самое имя его Антоний не земное, а небесное, и значит " свыше данный " . Если же преподобный отец наш Антоний по имени и житию был не из земных, но из небесных, то как же не сказать нам, что преподобен он есть в любви Божией? Учители святых Божиих уподобляют жемчужинам по удалению их от мира, но мы уподобим преподобного отца нашего Антония жемчужине не только за отвержение мира, но и по имени его. Жемчуг рождается в море, но имеет много общего с небом, и служит подобием его по белизне, светлости и красоте состава своего, так что кажется совершенно небесным. Так и преподобный отец наш Антоний, хотя родился в мире, сердцем всегда пребывал на небе и больше связан был с небом, чем с землей, так как, оставив все земное, мыслил только о небесном, по словам: " Размыслил я о днях древних, о летах веков минувших, и многому научился " (Пс. 76:6). Как девица простого происхождения, за красоту лица и добрые нравы избранная в невесты царские, забывает о простых сельских нравах, так и преподобный отец наш Антоний, будучи избран от утробы матерней в рабы Небесного Царя, возлюбив в юности небесное, начал забывать земное, говоря так: " Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего " (Быт. 41:51).

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Мы не верим в слово Божие 01.05.2018 21:58:43 Сергей Комаров В автобиографической книге блаженного Августина «Исповедь» есть эпизод, в котором повествуется о духовном переломе в жизни святого. Августину было уже за 30, он изучал христианство и был убежден в его истинности. Однако молодой человек продолжал жить нечестиво, не имея сил меняться. Однажды Августин, гуляя в саду, вновь задумался о своем беспутстве, и говорил себе: «Когда же я исправлюсь? Всё завтра, да завтра - почему же не сегодня?» Вдруг он услышал детский голос, говоривший: «Бери и читай; бери и читай». Августин подумал, что где-то поблизости шалят дети – но рядом никого не было. На скамейке в саду, неподалеку, лежал том Посланий апостола Павла, который Августин просматривал накануне. Он схватил книгу, открыл наугад и прочел: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13,13-14). Как только он закончил читать это предложение, какой-то свет убежденности влился в его сердце и все сомнения рассеялись. Отныне жизнь его изменилась - он стал настоящим христианином и подвижником. Подобные вразумления от Священного Писания получали многие святые. Преподобный Антоний Великий, еще живя в миру, зашел как-то в храм. В это время священник читал Евангелие: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19,21). Каким-то образом Антоний почувствовал, что Христос в данный момент именно с ним говорит. Он раздал имущество и ушел в пустыню. Преподобный Павел Препростый услышал однажды, как Антоний Великий читал начало Псалтири: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс.1,1). Павел ушел в пустыню и не появлялся много лет. Когда он вернулся, Антоний спросил его: «Где ты был?» Павел ответил: «Учился не ходить на совет нечестивых». Святитель Лука Крымский пережил несколько таких случаев. Когда он еще был врачом-мирянином, умерла его жена, оставив четырех детей. Ночью Валентин Феликсович (мирское имя святителя) читал над гробом Псалтирь. Его внимание остановилось на строках 112го псалма: «Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс.112,9). Духовное чувство сказало врачу, что Бог повелевает ему отдать детей на воспитание одинокой вдове, которая работала в больнице медсестрой. Так и случилось. Замечательно, что стихи данного псалма поются при встрече архиерея – т.е. здесь было два пророчества одновременно.

http://radonezh.ru/2018/05/01/my-ne-veri...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Александра и Антонины Память 10 июня В одно из гонений на христиан, когда множество верующих во Христа было умерщвлено после различных мучений спустя немало времени от начала гонения, была схвачена и приведена к жестокому правителю Фисту одна христианская девица, по имени Антонина, происходившая из города Кродамна 3822 . За ее благочестивую и добродетельную жизнь Господь сподобил ее принять мученический подвиг, для посрамления и победы над лукавым диаволом. Когда деву Антонину привели к жестокому правителю Фисту, то он начал ее соблазнять многими лукавыми словами говоря ей так: «Госпожа Антонина, я хочу тебя, деву чистую и целомудренную, сделать жрицей богини Артемиды 3823 , дать тебе много подарков и почестей и сделать тебя управительницей всего моего имущества». На это предложение Фиста святая Антонина долгое время ничего не отвечала, но потом сказала: «Для чего ты обещаешь мне суетные дары? Лучше ты сам, Фист, раздели со мной мои богатства, чтобы через веру в Господа моего Иисуса Христа получить сокровища вечных благ». – Да не будет того, – возразил Фист, – что ты говоришь, да сохранят меня от сего боги, чтобы мне не уверовать в такого Бога, или лучше сказать Человека, Который был пригвожден ко кресту и умер на нем! Святая Антонина ответила на это Фисту: – Не утаиваю я того, что Господь наш Иисус Христос был пригвожден ко кресту и по смерти положен во гроб, но и то о Нем возвещаю, что Он воскрес из мертвых в третий день и ныне сидит одесную Бога Отца Своего, как о том написано в наших книгах: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ). – Ложны все твои пространные речи, – сказал Фист. – Почему ты не соглашаешься повиноваться мне и принести жертву нашим богам, дабы насладиться всеми благами, какие существуют в мире? – Не поклонюсь я таким бездушным богам, – ответила святая дева, – ибо они бесы, как и написано о том в законе Господа моего: «ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» ( Пс.95:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Например, блаженный Августин в своей автобиографической книге «Исповедь» рассказывает эпизод, в котором повествуется о духовном переломе в его жизни. Напомню вам, когда Августину было уже за 30, он изучал христианство, он уже был известным ритором, философом, много книг написал, и был убежден в истинности христианства, но еще не стал членом Церкви. И однажды этот молодой человек гулял по саду и услышал голос, как бы детский: «Толе леге, толе леге» - бери и читай. Он сначала думал, что это дети вокруг играют, но детей не было. И тогда он понял, что ему Бог говорит: «Бери и читай». А что читать? А он оставил на скамье в саду томик апостола Павла. Он вернулся, открыл текст. И наугад прочел: «Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям, ни пьянству, ни сладострастию, распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоть». Это из послания к Римлянам. И когда он закончил читать, он понял, что это лично ему Бог говорит. И какой-то, как он пишет, свет убежденности влился в его сердце. И он отныне решил поменять свою жизнь. Антоний Великий мне вспоминается. Когда он еще жил в миру, он зашел как-то в храм. Священник читал Евангелие, известное место: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за мной». И вот каким-то образом Антоний, который тысячу раз слушал это место, почувствовал, что Христос в данный момент с ним говорит. Понимаете? И вот он раздал имущество и, действительно, ушел в пустыню. Преподобный Павел Препростый, был такой святой, ученик Антония Великого, услышал однажды, как Антоний читал Псалтирь: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Он послушал, встал и ушел. И не появлялся несколько лет. Когда он вернулся, Антоний его спросил: «Где ты был?». Он говорит: «Учился не ходить на совет нечестивых. Давай, что там дальше». Много очень случаев можно приводить. Вот фундаментальный вопрос – такие вещи бывают только со святыми? Или так должно быть со всеми христианами? Так вот, по-моему, ответ очевиден – так должно быть со всеми христианами.

http://radonezh.ru/2023/09/29/missioner-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010