Виждь враг мо, к умножишас, и неправеднымъ возненавидша м. 19. Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня. к. Сохран дш мою и избави м, да не постыжс, к уповахъ на т. 20. Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю. ка. и прилплхс мн, к потерпхъ т, Гди. 21. Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь. 19 . неправеднымъ возненавидша м – возненавидели меня несправедливо, без достаточного с моей стороны повода и основания, – букв. с евр. (=халд.) «ненавистью насилия» или «притеснения» (), оттуда: жестокою, лютою (ср. Пс. 17:49 ). 20 . Сохран дш мою и избави м=сохрани мою жизнь (ср. Пс.16:13 ), или не дай ненавидящим меня врагам моим (ср. ст. 19) исторгнуть из меня душу мою (ср. Пс.7:3 ) т. е. лишить меня жизни, и избавь меня от замышляемой ими насильственной смерти. 2-я половина ст=1-й пол. ст. 2-го. 21 . Русск. пер.=еврейскому т. и переводам халд. и бл. Иеронима; слав.=грек.-лат. и сирск. Происхождение последних объясняется тем, что 70 толк. отвлеченные понятия непорочность и правота понимали в конкретном смысле о ставших на сторону Давида, честных и верных израильтянах, причём, может быть, вместо (том-вейёшер.) читали (там-веяшар), а слово (иццеруни)=да охраняют меня (от нацар, ср. ст. 10) производили отъ (царар)=тискать, тесниться, оттуда: приставать. Слова Господи после та в евр.-халд-, в Син. код., у Евсевия, бл. Иеронима и в Вульгате нет. Вероятно, его и не было в первоначальном тексте 70-ти, но потом оно прибавлено было в некоторых кодексах для большей ясности речи, в соответствие употреблению его после подобных же местоимений в том же Пс.в ст. 1, 4, 6, 7 и 11. По слав.-греческ. пер. ст. 21 служит к усилению высказанной в 20 ст. псалмопевцем мольба об избавлении его от погибели и посрамления перед врагами, представляя фактическое, убедительное основание к исполнению ее: «Сохрани мою жизнь и избавь меня от погибели, чтобы мне не осрамиться в своём уповании на Тебя, Господи; – тем более, что лучшая часть народа, доброе и верные израильтяне, стали на мою сторону, с полною уверенностью, что я не буду посрамлен Тобою в своём уповании на Твою милость, и след., лишение испрашиваемой мною милости и избавления может послужить к их огорчению и соблазну, и подорвать в них веру в спасительную силу упования на Господа и Его промысл о боящихся Его» .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вменить в обязанность пастырям Церкви спрашивать приступающих к исповеди – не состоят ли они в масонских организациях и не разделяют ли этих учений и, если окажется, что состоят или разделяют, то разъяснять таковым, что участие в указанных организациях несовместимо со званием христианина – члена Христовой Церкви, что таковые должны или решительно отказаться от масонства и сродных с ним учений или, если они этого не исполнят, то не будут удостаиваться Св. Причащения, а при дальнейшей нераскаянности будут отлучаться от Св. Церкви. Преподав вам наши архипастырские указания относительно врагов Божиих и врагов вашего спасения, мы хотим напомнить вам апостольские увещания: «Возлюбленные, имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым... Назидая себя в любви Божией, ... ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни» (Иуд. Ï3, 19–21). «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий... Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( I Uoah. 5:4–5, 19–20 ). Аминь. Председатель Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей Митрополит Антоний (Храповицкий) 15/28 августа 1932 г. День Успения Божией Матери О необходимости Собора для Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова (1862–1866 гг.) За последние годы издано огромное количество святоотеческой литературы, которая с предельной точностью и глубиной выражает догматическое и нравственно-аскетическое учение Православной Церкви. Но в этом духовном изобилии практически полностью отсутствуют творения святых отцов, посвященные проблемам внешнего церковного устройства, положению Церкви в государстве и обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Возлюбленный брат о Господе! Ты слышал сейчас оглашение святой Церкви о свойствах того жизненного пути, который избран тобою; слышал ты, что это путь скорбей, лишений и огорчений всякого рода. Но ты с непостыдным упованием исповедывал радостную готовность принять сей крест на рамена твои, и в настоящий день желаешь мысленно говорить с Апостолом: для «Христа Иисуса, Господа моего, для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» ( Филип. 3:8,9 ). Понятна твоя готовность в день сей, ибо совесть твоя, просветленная решимостью посвятить себя Богу и очищенная таинством покаяния, уже осуществляет в себе отчасти обетование Христово: «Блаженни чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Воспользуйся же, возлюбленный брат, этим просветлением очей сердечных, чтобы устремить их на дальнейший путь твой, на сей путь скорбей, и заранее определить свое к ним отношение. Троякого рода бывают скорби иноческой жизни: есть скорби победные, спасительные, есть и скорби греховные. Первого рода скорби или страдания являются, как необходимое последствие или просто обнаружение того внутреннего изменения, в коем заключается подвиг совершенства духовного или благодатного обновления. Тлеет при сем обновлении наш ветхий человек, как истлевает одна форма жизни любого животного при переходе его в другую; тление есть страдание, да и самое страдание то не есть ли именно замена одного жизненного содержания другим, потеря или лишение одного и внедрение другого? Блаженно это страдание, когда ветхое и злое заменяется благодатным, добрым. Переносить его так же легко, как победителям – залечивать небольшие раны от бессильных плененных врагов: эти раны – напоминание о победе, они хотя и причиняют страдания, но самые страдания являются постоянным источником радости, почему и говорят Апостолы: «всяку радость имейте, братие мои, егда во искушения впадете различна» ( Иак.1, 2 ): «его же бо любит Господь наказует, биет же всякого сына, его же приемлет» ( Евр. 12, 6 ). Дай Бог, чтобы именно такие скорби на своем жизненном пути встречал ты и все мы, молившиеся о спасении твоем, монахи и миряне: это страдания распинаемых похотей, подавляемой гордости, воспринятых постов и добровольных лишений.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Возможно, что ты будешь окружен любовью учеников, похвалами начальников, будешь получать все высшие и высшие полномочия по управлению различными отраслями жизни церковной: но смотри, не успокаивай совести твоей на похвалах и успехах, спрашивай чрез слово Божье и самоуглубление – отзывов иного Судии, Который зрит не на лица, а на сердце ( 1Цар. 16:7 ), Который один будет судить тебя, не спрашиваясь ни у кого, не слушая никаких человеческих похвал, одобрений или почестей. Если будешь исследовать себя не по речам людей, но через постоянное испытание своей собственной совести, мысленно возносясь пред суд Господа, то путь твоей духовной жизни благонадежен. Однако знай и то, что нелегко бывает остаться верным сему спасительному правилу – жить по внутреннему человеку ( Рим. 7:22 ) – при совершенно противоположном направлении современного человечества, полагающего все цели своей деятельности в успехах внешних, при стремительном соревновании каждого друг перед другом отличаться в глазах властей, при общем непонимании истинной цели жизни, при насмешливом недоверии ко всякому духовному внутреннему деланию. Легковесны и скоропреходящи эти внешние успехи, непостоянна и пуста искусственно привлеченная любовь толпы, ненасытна и мучительна богопротивная жажда почестей: но, увы, общее увлечение этой суетой и томление духа становится столь же опасным для любителя духовной жизни, как для богоизбранного народа израильского в Вавилоне – общение с язычниками, поклонявшимися суете идольской. Посему, и к твоей жизни, любезный брат, будут приложимы слова послания Иеремии, коими он напутствовал переселенцев. Вы увидите в Вавилоне богов серебряных, и золотых, и деревянных, носимых на плечах, внушающих страх язычникам. Берегитесь же, чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам и чтобы страх пред ними не овладел и вами. Видя толпу спереди и сзади их поклоняющеюся пред ними, скажите в уме: Тебе должно поклоняться, Владыко! Ибо ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших (ст. 4–6). Итак, среди многошумной обольстительной жизни внешней да созревает в тебе та незримая внутренняя жизнь, сокровище которой останется известным только тебе одному, как тому мудрому купцу евангельскому, узнавшему о сокрытой под землей жемчужине и не пожалевшему ради нее всего имения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вообще убеждение в том, что религия есть единственная и ничем незаменимая основа для честной жизни, вот одно из главных положений нашего великаго писателя. В дополнение к своей статье о Достоевском, считаю долгом благодарнаго чувства добавить еще несколько о помянутом писателе, крещенном иудее Эфроне. Именно он был, хотя и верующий христианин, но последовательный христианин из евреев, – таковых я высоко уважаю и страшно негодую, когда после крещения новообращенным ставят в вину их происхождение. Я был глубоко опечален, когда однажды, в силу только что изданнаго неразумнаго закона, уже окрещенному иудею, студенту Г. отказали в праве поступить в военное училище, хотя он окончил курс гимназии первым учеником с золотой медалью, чем и озлобили его и из русскаго патриота сделали революционера. Впрочем, возвратимся к Эфрону. Этот почтенный старец искренне признавал все догматы нашей Христовой веры, но всегда хранил в своей душе следующия слова Апостола Павла: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих родных мне по плоти (т. е. израильтян), которым принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположения, и богослужения, и обетование: их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки» ( Рим. 9, 3–5 ). Это писал тот Павел, котораго иудеи гнали всю жизнь и довели его до обезглавления, что он и предвидел (2 Тит. 4, 6). Многие наши глупые современники утверждают, будто Ветхий Завет вовсе не Боговдохновенная книга, а некоторые дошли до такого безумия, что говорят, будто Господь (Иегова) Ветхаго Завета есть сам диавол и тем наводят хулу и на Господа Иисуса Христа и святых Апостолов, которые говорили, что «все Писание боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек ко всякому доброму делу приготовлен». (2 Тит. 3–17). 12. Общественный подъем в России и погребение Достоевскаго 41 . Гоголевский волостной старшина, о чем бы не разсказывал, всегда сводил свою речь на повествование о том, как он возил однажды Императрицу Екатерину. В моих жизненных воспоминаниях подобное отчасти место занимают воспоминания о годах с 1876 по 1883-ий, когда мыслящее русское общество, и особенно русское юношество, было увлечено возстанием Балканских Славян против Турок, затем войной русских с турками, далее трагическою кончиною Государя Александра II и, наконец, воспоминанием о том же Достоевском наших наиболее видных литераторов и профессоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Вот как страстно и горячо переживали иудеи то, о чем пророчествовал Даниил, живший в таком же скорбном настроении по поводу рабства своего народа, но он, быть может, потому и удостоился самых ясных предвещаний о грядущем избавлении, что сетовал пред Господом в глубоком покаянии за грехи народа и исповедовал полное правосудие Божие, выразившееся во всех страданиях, коим был подвергнут Израиль в Вавилонском пленении, и после того Господь открывает пророку видения, в коих различные страшные животные получают на земле силу, терзают людей и хулят Бога. Они постепенно уничтожают друг друга, а новый зверь, умертвивший другого, становится еще страшнее и свирепее; но вот является Господь на небесном престоле; «судьи сели, и раскрыли книги… у зверей отнята их власть;…с облаками небесными шел Сын человеческий, дошел до Ветхого деньми и подведен был к нему. И Ему дана была власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится» ( Дан. 7, 10–14 .). Небожитель, которого Даниил спрашивает о смысле видения, отвечает ему, что «эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством вовек и во веки веков» ( Дан. 7, 17–18 ). «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого (т. е. Всевышнего) царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» ( Дан. 7, 27, 28 ). Вот по этим-то трем пунктам пророчества Даниила и напряженного чаяния иудейского народа вел свою беседу Господь с Никодимом. Последний, видимо, не ставил Ему вопросов, но Господь часто отвечал на мысленные возражения и недоумения совопросников, как Симону фарисею ( Лк. 7, 39 ), книжникам в Капернауме ( Мк. 2, 6–9 ), Своим апостолам ( Мф. 16, 7 ) и др. Три же идеи пророчества были следующие: Господь низвергнет власть нечестивых язычников и покорит мир народу святых, поставив над ним Своего Избранника – Сына Человеческого, Которого вознесет к равной Себе вечной славе и затем произведет правый суд над всеми народами и тем водворит на земле вечную правду. Иудеи понимали эти предсказания в смысле хотя, вероятно, и чудесном, но человеческом. Народный вождь, Сын Давида, поднимет восстание против римлян, вознесется Богом до небес и произведет праведный суд над народами, покорив их Израилю. Может быть, и само пророчество ближе подходило к такой картине по своему смыслу? Совсем нет. Спаситель разумел и истолковал его Никодиму гораздо точнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вот почему они, нисколько не подвергая сомнению подлинность чуда над Лазарем и прочих чудес Христовых, готовые признать Его невинность, враги Христовы согласились с роковым приговором Каиафы и «с этого дня положили убить Его» (11, 53). Их именно тревожило умножающаяся вера во Христа. «Первосвященники же положили убить Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали во Иисуса» (12, 10. 11), а когда совершился торжественный вход Господень в Иерусалим, «фарисеи говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» (ст. 19). В чем они не успевали? Очевидно в попытках остановить чествование грядущего Господа ( Лк. 19, 39 ) и в подготовке народного восстания. При сем торжественный вход Господа во Иерусалим не только не возбудил никакого беспокойства у римлян, хотя и «потрясеся весь град» ( Мф. 21, 10 ), но он и по существу был совершенно антиреволюционным, мирным, как олицетворение чисто духовной власти, чуждой не только насилия и оружия, но и всякой роскоши в осуществлении слов пророка Захарии ( Зах. 9, 9 ): «Ликуй от радости дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и конец в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.». Это пророчество, столь явно исполнившееся на царственном входе Господа в Иерусалим ( Мф. 21, 5 ; Ин. 12, 15 ), было столь же чуждо воинского, революционного духа, как и само предсказанное им событие, и вполне понятно, что враги Христовы, развивавшие вооруженное восстание против римлян, чувствовали, что почва под ними готова поколебаться, и решили во что бы ни стало погубить Спасителя, хотя это было не так-то просто по библейским законам, как мы видели выше. По прямому смыслу закона, на который мы указали, необходимо было, чтобы два или три свидетеля возложили руки на главу обвиняемого и заявили определенно, в чем его обвиняют.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вот почему то же слово Божие учит, что терния пастырского служения не только не умаляют его пользы, не только необходимы для совершенствования пастырского дела, но они представляют собой самый рост последнего, в них-то именно и выражается действие благодати, как посредством воспитания самого пастыря, так и в непосредственном его значении для паствы. Подтвердим этот общий взгляд на действующую силу служения пастырского из Библии, а затем при помощи её же рассмотрим его частные проявления в жизни, подтвердив его примерами истории и современности. Остановимся на двух только свящ. книгах – прор. Иеремии и на Послании к Коринфянам. Иеремия был по преимуществу пастырь народа, отождествивший свое благо с религиозным настроением паствы и переживавший его, как свое собственное, почему Израиль и считал Спасителя за воскресшего Иеремию, опираясь, быть может, на известное видение Иуды Маккавея ( 2Mak. XV, 14–16 ). Ему суждено было встречать постоянное жестокосердие народа к проповеди закона Божия, он готов был усомниться в верности Божией и вот слова его вопля к Богу: «Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание. Обретены слова Твои и я съел их, и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего, ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф. Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился; под тяготеющей на мне рукой Твоей я сидел одиноко; ибо Ты исполнил меня негодования. За что так упорна болезнь моя и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою? На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицом Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним. И сделаю тебя для этого народа крепкой медной стеной» и т. д. ( Uep. XV, 15–20 ). Здесь все: и указание: 1) на первый энтузиазм, и на сменяющее его под ударами человеческой злобы, 2) уныние, – и на благодетельное значение этих ударов, как для: а) благодатного просветления самого проповедника, так и для б) обращения к истине его непокорных слушателей. Как объяснить эту тайну? Действительно, как понять, что мучительный неуспех проповеди есть в то же время и успех, что болезненно переживаемые пастырем появления жестоковыйности народной в тоже время носят в себе семя грядушего духовного обновления паствы? Что касается до духовного возрастания самого пастыря при помощи этих средств, то мы, пожалуй, легко поймем, почему горести и несчастья, принимаемые с покорностью, являются сильнейшим и незаменимым к тому средством, по слову апостола, что внутренний человек обновляется в нас лишь настолько, насколько тлеет внешний ( 2Kop. IV, 16 ), что искусство в нас производится терпением ( Puмл. V, 3 ), и участие в святости Божией мы получаем лишь через наказание ( Ebp. XII, 10 ) и жить вечно можем не иначе, как сораспявшись Христу ( Гaл. II, 19 – 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вот сердце мое раздувается злобой, страсти гордости меня ослепили, самолюбие, как червь, точит мою печень: чем подавлю, чем вырву все эти терния? Мыслью о своем личном небытии? Но если я и не существую, как личность, то эти страсти-то существуют несомненно: куда же я с ними денусь? Да мне еще кроме того сказали, что они суть естественная стадия моего разумного развития; я чувствую их – значит мое развитие находится на той ступени, когда они неизбежны. Буду ли я бороться с ними? Не глубже ли и глубже впадать в них заставит меня эта странная мысль? Не лучше ли, вместо решительно недопустимого человеческой природой уничтожения идеи личности, противопоставить нашему греховному самолюбию, нашей потраченной личности, жизнь личности идеальной? Не лучше ли меня спасает Христос, чем ваша Нирвана? Вот Он, живой Разум мира, живое Слово невидимого Бога, ставшее плотью, мне подобною, – призывает меня исторгать греховные пороки из своей души и ради любви к этому святейшему живому идеалу побороть свои скверные чувства? Выйти из сознания личности – это противно моей природе; но войти в сознание личности святой – о, как это мне представляется легким, когда я узнаю, что это возможно через заслуги Христа, когда Его облик зовет меня к Себе! «Это есть любовь к Богу», – говорит апостол, – «чтобы соблюдали заповеди Его, и заповеди Его тяжки не суть... В Нем была жизнь и жизнь была свет человекам». Жизнь, а не смерть, жизнь всего во мне доброго, святого – а доброго, как мы видели, нет вне личности – жизнь меня, но преображенного живого, смерть всех моих страстей и себялюбия, смерть моя, как цели своей жизни, но жизнь моя, как живого и свободного носителя этой любви к Христу Богу. В том и состоит превосходство любви христианской над пантеистическим слиянием с Божеством, что если последнее ведет только к уничтожению, то первая ведет к самой содержательной жизни через развитие всех совершенств; в том ее величии любви, что она водворяет единство, не уничтожая множественности, не уничтожая личности и свободы Только «ветхий наш человек распят с Ним» – говорит апостол и продолжает: «если же мы умерли со Христом, то и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресший из мертвых, уже не умирает, смерть не имеет над Ним власти..

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вот тот, кого шесть лет тому назад чудесно возвратил нам Господь из когтей погибельныхъ 51 . Тогда Всевышний поднял над Русью Свой угрожающий перст, призывая ее к покаянию, а ныне опустил на нее Свою карающую десницу, увидев, что первая угроза недостаточно воздействовала на сердца. Впрочем, и та угроза была не первая: сколько раз Господь спасал из рук злодеев Государя Александра Николаевича, показывая этими устрашениями, что Россия виновна пред Ним, но до тех пор мы не одумывались, пока Бог не отвратил Свою защитительную десницу и потрясенная Отчизна должна была омывать слезами покаяния искаженный ранами труп царя-страдальца. Однако и это временное просветление умов, выражавшееся в самоукорении и в исправлении жизни многих, оказалось настолько непрочным, что даже и тот великий день, когда Господь грозил оставить нас не только без Царя, но и без потомства его, это незабвенное 17-е число сего месяца 52 не могло вразумить нас. Пусть же теперь русские люди изменят дни радости на дни скорби, мучений совести и стыда пред Богом. Да, именно стыда пред Богом, праведно отвергавшим нас. Ибо спросят нас теперь многие: где-же Святая Русь твои прославленныя молитвы? где твоя вера? где твоя любовь к твоему Государю? Или ты так оскудела всеми сими дарами, или настолько прогневал Бога народ твой, что даже сзятые мужи в тебе не могли умолить Его и отвратить гнев Его от тебя? Да, поистине последний укор справедлив. Господь показывал нам делами Своего Промысла то, что говорил в древности народу Своему через пророка: «Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злаго пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злаго своего сердца» ( Uep. XVIII, 11–12 ). «Ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься Я не услышу вопля их» (XIV, 12). «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Uep. XV, 1 и Ueз. XIV ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010