В Архангельской области прошел крестный ход, посвященный чуду преподобного Антония Сийского Архангельск, 10 июня 2007 г. 10 июня 2007 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, братия Антониево-Сийского монастыря (Архангельская и Холмогорская епархия), вместе с многочисленными паломниками совершила крестный ход из Емецка ко Святому озеру, сообщает сайт «Православие на Северной земле» . Фото сайта «Православие на Северной земле». Молитвенное шествие началось после ранней Литургии в емецком храме в честь преподобного Феодосия Сийского, которую совершил настоятель монастыря архимандрит Трифон (Плотников) в сослужении священников, приехавших на праздник из других городов епархии.   Участие в крестном ходе приняли несколько сотен паломников из Емецка, Холмогор, Архангельска, Северодвинска, Мирного и Новодвинска. Многие люди приехали на собственных машинах, преодолев по дороге сотни километров.    На всем пути следования крестного хода служились молебны Божией Матери, преподобным Антонию и Феодосию Сийским, всем святым, в земле Российской просиявшим. Шествие сопровождали колокольные звоны - передвижная звонница была установлена на небольшом грузовике. На берегу Святого озера на месте разрушенного Крестовоздвиженского храма (бывшего монастырского скита) был совершен водосвятный молебен. Паломники набрали святой воды, приложились к мироточащей Владимирской Иконе Божьей Матери и окунулись в озере. Традиция проведения крестного хода на Емецкой земле существует более 300 лет. Он проводится в память избавления местных жителей от неурожая. История повествует о том, что одному крестьянину из деревни Сия явился преподобный Антоний Сийский и велел отслужить молебен на берегу Святого озера, обещая избавление. Это было исполнено и благодарные жители, а вместе с ними окрестные прихожане и насельники Антониево-Сийского монастыря стали совершать крестный год ежегодно. В наше время традиция была восстановлена в 1993 г, когда иноки Сийской обители начали совершать молебны на берегу Святого озера. Протяженность дороги составляет 11 километров, время в пути около 2, 5 часов.   P.S. Каждый год крестный ход сопровождает маленькое чудо – идет дождь, даже в самую жаркую погоду. В этот раз чуть заметный дождь моросил всю дорогу, а потом на мгновение пошел снег. После водосвятного молебна тучи на небе рассеялись, и выглянуло солнце.  Преподобный Антоний словно напомнил непреложную заповедь Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). 13 июня 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22636.html

Канонизацией И. и Н. следует считать включение их имен в Собор всех святых, в земле Российской просиявших; его состав был определен во время подготовки к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 375). Имена преподобных вошли в Собор Сийских святых, празднование которому было установлено 15 июля 2008 г. по благословению Архангельского и Холмогорского еп. Тихона (Степанова) . В подклете Благовещенской ц. Антониева Сийского монастыря освящен храм во имя Сийских преподобных, в мон-ре составлена молитва Сийским святым. Ист.: Описание о российских святых. С. 160; С Зимнего берега Мезенского у.//Архангельские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 3. С. 95-98; Белова Л. Б. Список повести «О пришествии преподобнаго Исайи Ручьевского» из б-ки Антониево-Сийского мон-ря//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 384-389. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 56; Макарий (Миролюбов), еп. Христианство в пределах Архангельской епархии. М., 1878; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 227; Кириллов А. В., прот. Подвижники благочестия, почивающие в усыпальнице Антониево-Сийского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 15. С. 397-403; 17. С. 465-474; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 166; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 63, 559-560; Голубинский. Канонизация святых. С. 326, 431; Леонтьев А. И. Зимняя сторона. Архангельск, 1999. С. 104-165, 425-464; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Рус. Севера). Сыктывкар, 2000. С. 23, 127, 180; Сказания о св. подвижниках Архангельской земли/Подгот.: мон. Евфимия (Пащенко). Архангельск, 2002. С. 177-182; Неделя 3-я по Пятидесятнице - день Сийских святых//Духовный сеятель. Архангельск, 2006. 6/7. С. 2; Сийские святые и подвижники благочестия/Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. [Архангельск], 2009. С. 14-15, 40-41, 46-48. Е. А. Рыжова Иконография Изображения И. и Н. практически неизвестны, несмотря на то что святые наряду с преподобными Соловецкими, Пертоминскими, Яренгскими были почитаемы архангельскими поморами. В повести «О пришествии преподобнаго Исайи Ручьевского» есть 2 чуда, где косвенно указывается на облик И. или Н. («...старец, невеликий ростом, сутуловатый, с седою бородою»).

http://pravenc.ru/text/674852.html

С этой целью предпринята была канонизация преподобного Антония, нетленные мощи которого почивали в монастыре, источая многочисленные чудотворения. Эта канонизация совершилась в 1579 году при царе Иоанне Васильевиче Грозном по благословению митрополита Московского Антония. При этом сын Грозного, царевич Иоанн Иоаннович, составил службу преподобному Антонию и написал вновь его житие по житию, составленному прежде иноком Сийского монастыря Ионой. Монастырь не раз принимал даже участие в государственной жизни своими пожертвованиями, которые он самоотверженно нес в царскую казну в трудное для государства время; так, например, царь Михаил Феодорович, готовясь к войне со шведами и не располагая большими средствами, обращался за материальной поддержкою к Сийскому монастырю. Благосостояние обители сильно пошатнулось после учреждения монастырских штатов в 1764 году, когда, по указу императрицы Екатерины II, имения от монастырей были отобраны в казну. В том числе и Сийский монастырь подвергся общей участи: от него отобраны были почти все имения; по штату он был зачислен во 2-й класс, и на содержание ему определено было из казны 1.000 рублей. С этого времени для монастыря начинается время оскудения его внешней, а отчасти и внутренней жизни. Лишившись главнейшей части своих прежних доходов, он не может уже содержать прежнего количества иноков, число которых, благодаря этому, уменьшилось почти на 2/3. Упадку монастыря отчасти содействовало также и то обстоятельство, что настоятели его в течение 80 лет назначались на должность ректора в архангельскую духовную семинарию и потому, конечно, должны были жить вне своей обители. Управляют Сийским монастырем в настоящее время архимандриты. В Сийской обители имеется шесть храмов: из них четыре каменных и два деревянных. Главный храм – соборный, в честь Пресвятая Троицы, с приделом во имя прп. Антония. Храм древней архитектуры (окончен постройкой в 1607 году) с толстыми стенами и узкими окнами, пятиглавый. Образа в иконостасе нового письма, вставлены на место древних икон после недавно бывшего капитального ремонта.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В истории русского монашества редки подвиги длительного отшельничества. Уединенная келья подвижника довольно скоро превращалась в скит, где жили сам преподобный и несколько его учеников, а потом и в общежительный монастырь. Выжить не только в одиночку, но и общиной, в суровых условиях Русского Севера было чрезвычайно сложно. Поэтому каждый монастырь создавал свою собственную систему выживания. Но как бы ни была отлажена эта система, любые чрезвычайные обстоятельства – погодные условия, голод, вторжения иноплеменников – могли поставить под удар существование обители. Особенно уязвимы были монастыри в первые два столетия своей истории. Впоследствии во многих из них, как правило, складывалось мощное вотчинное хозяйство (вотчиной обыкновенно называют земли и угодья монастыря, которые находятся в его полной собственности). Устойчивость монастырской системы выживания зиждилась теперь не на собственном труде и изобретательности монахов, а на использовании чужого труда. Монастыри обрастали крупными денежными средствами, которые позволяли им нормально существовать даже в условиях неурожаев и голода. Эта относительно благополучная страница в истории монастырей интересует нас в меньшей степени. Гораздо интереснее, живее и разнообразнее была монастырская жизнь в эпоху первоначального существования обителей. Попробуем себе ее представить, перелистывая страницы житий и документы из монастырских архивов. Шесть иноков: Александр, Иоаким, Исайя, Елисей, Александр и Иона поселились вместе с преподобным Антонием Сийским на полуострове Михайловского озера, в которое впадает река Сия. На много верст вокруг стеной стоял лес, простирались непроходимые болота и глубокие озера. Помощи ждать было практически не от кого. Не медля, иноки принялись за расчистку земли под постройки и огороды. Преподобный Антоний первым поставил себе маленькую келью для молитвенного уединения. Когда братия отдыхала после дневных трудов, он, не зная усталости, молился здесь. Через некоторое время кельи появились и у братии. Питались овощами с огородов и съедобными лесными растениями. Особенно тяжело было первые три года. Часто, проснувшись утром, монахи не знали, что будут есть днем. В монастыре не было не только муки, масла, соли или других продуктов, но и хлеба – «всему бо скудость бяше, чего не помяни, того не обретеся».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского /Упоминание об И. содержится практически во всех редакциях Жития прп. Антония Сийского: в первоначальной, созданной в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря (БАН. Арханг. 250. Л. 118 об., 128 об.- 132 об., 80-е гг. XVI в.), в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 151-152 об., 165 об.- 166, 188-194 об., кон. 70-х гг. XVI в.), в краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об.- 419, 50-60-е гг. XVII в.), без обозначения имени - в проложной редакции ( Пономарёв. 1896. С. 65-67), в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 74 об.- 75 об., 85 об.- 86, 103 об.- 109 об., 60-70-е гг. XVII в.), в исторической, возникшей в 1-й трети XVIII в. при участии архим. Сийского мон-ря Никодима (БАН. Никол. 220. Л. 11 об.- 12, 19-20 об., сер. XIX в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-157, 184-195). И. был одним из 4 иноков, присоединившихся к прп. Антонию Сийскому и его ученикам Александру (Бердову; с 1576 архиепископ Новгородский, с 1589 митрополит) и Иоакиму в устроенной ими обители во имя свт. Николая Мирликийского на р. Емце, возле Тёмного порога («И церковь постави ту во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца, и келии учини, и монастырь устрои… и четыре браты присовокупи ту к прежереченным двема братома си, сам же преподобный седмый обретается в братстве своем» - БАН. Арханг. 250. Л. 112-112 об.). Однако через 7 лет им пришлось оставить монастырь из-за недовольства жителей с. Скроботова. По молитвам прп. Антония Сийского Господь указал инокам новое уединенное место - на полуострове Михайловского оз. в Двинском крае, где в 1520 г. и был создан Сийский мон-рь. По поручению прп. Антония Александр и И. отправились в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу для получения грамоты об учреждении обители и о даровании земель. Ходатайство монастырских старцев было удовлетворено в 1525 г., поскольку в грамоте 1543 г. царю Иоанну IV Васильевичу прп. Антоний замечает, что «монастырь тот он поставил в пустыне тому осмнадцать лет» ( Кириллов. 1906. С. 753).

http://pravenc.ru/text/674812.html

В 1570 году, еще не достигнув 20 лет, Борис выиграл местнический спор с князем Федором Ивановичем Сицким. То есть он документально доказал перед царем, что его, Годунова, предки ценились Рюриковичами выше, чем предки князя Сицкого, который, между прочим, был племянником Анастасии Романовой, первой и любимой жены царя Ивана! В итоге в следующем 1571 году Борис удостоился великой чести быть дружкой невесты на свадьбе царя с Марфой Собакиной и «в мыльне с царем мылся» (то есть в бане). Кто и что делает во время свадьбы царя, расписывалось очень подробно. При этом дружкой царя был родственник Бориса – Иван Сабуров. Через неделю состоялась свадьба старшего сына Ивана Грозного Ивана Ивановича, в которой Борис Годунов также принимал участие – но уже не только как приближенный Грозного, а еще и как родственник невесты. Ведь невестой была Евдокия Сабурова. Это был триумф рода Сабуровых – если царевич Иван был наследником престола, значит, Евдокию Сабурову прочили в царицы Руси! Царевич Иван был интересным человеком. Он был близко знаком с преподобным Антонием Сийским и после его преставления написал ему канон, переработал его житие. Он был знающим и думающим человеком – известны его пометки на книгах. В одной из них он писал, что имя русского народа произошло от названия реки Рось. Это неверно, но уже сам интерес царевича к теме происхождения русского народа говорит о многом. Сохранилась икона, которой Новгородский архиепископ Леонид благословил царевича Ивана и Евдокию на брак – она повторяет иконографию той самой иконы «Явление Богоматери с предстоящими Захарии Чету», о котором мы говорили как о родовой святыне этого рода. Только эта икона является как бы «мужским вариантом» того образа: если на той иконе изображена сидящая на престоле Богоматерь, и Ей предстоят Филипп и Ипатий, то на иконе царевича Ивана и Евдокии Сабуровой – на престоле восседает Христос и Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Заметим, что через полвека дочь царя Бориса Ксения Годунова вышила точно такой же покров, с тем же самым образом, были только добавлены припадающие Сергий и Никон Радонежские.

http://pravoslavie.ru/58844.html

Житие Ефрема Новоторжского сохранилось в поздней и плохой редакции, которая состоит из бессвязного ряда статей и всего менее говорит о жизни Ефрема. Биограф рассказывает предание, будто в начале XIV в. тверской кн. Михаил, разорив Торжок и обитель, увез древнее житие Ефрема в Тверь, где оно скоро сгорело; в 1584–1587 гг. при митрополите Дионисии установлено было празднование Ефрему и «благоискусные мужи града Торжка» сложили ему службу. Биограф передает смутные биографические черты и даже немногие известия о святом и его братьях в Киевском патерике и других древних памятниках заимствовал не прямо из источников, а из сообщения иеромонаха Юрьева монастыря Иоасафа, которое вставлено в житие без всякой литературной связи с ним. Сказание о перенесении мощей в 1690 году, приводя известия из этого жития, называет его «древним писанием» 515 . На время составления жития указывает последнее из приложенных к нему перед похвалой чудес XVI–X века, относящееся к 1647 году: автор описал его как современник. Похвальное слово сопровождается еще одним чудом 1681 г., которое, как видно из его предисловия, описано позднее тем же автором. В половине XVII в. составлена повесть о обретении мощей Геннадия костромского в 1644 г. с двумя чудесами, из которых одно любопытно по разсказу о борьбе за земельный вклад в монастырь между дворянином, хотевшим постричься, и его матерью 516 . Около того же времени написана повесть о обретении мощей Даниила переяславского с чудесами XVII в. – едва ли не тогдашним игуменом Данилова монастыря Тихоном, который в 1652 г. вместе с ростовским митрополитом Ионою свидетельствовал мощи святого 517 . К житию Антония Сийского прибавлен ряд статей о чудесах XVII в. до 1663 г., описанных в разное время разными авторами; из них повесть о чудотворной иконе в монастыре написана вскоре после пожара в 1658 г. Сийским игуменом Феодосием 518 . Краткие известии об Иродионе Иилоезерском с чудесами его в XVII в. были записаны по поводу церковного следствия о жизни и чудесах его, произведенного в 1653 г. архимандритом Кириллова белозерского монастыря Митрофаном (1652–1660). О сведениях, добытых следствием, в списках повести замечено: «и то им, архимандритом Митрофаном, зде вкратце изобразися» 519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Житие Ефрема Новоторжского сохранилось в поздней и плохой редакции, которая состоит из бессвязного ряда статей и всего менее говорит о жизни Ефрема. Биограф рассказывает предание, будто в начале XIV века тверской кн. Михаил, разорив Торжок и обитель, увез древнее житие Ефрема в Тверь, где оно скоро сгорело; в 1584–1587 годах при митрополите Дионисии установлено было празднование Ефрему и «благоискусные мужи града Торжка» сложили ему службу. Биограф передает смутные биографические черты и даже немногие известия о святом и его братьях в Киевском патерике и других древних памятниках заимствовал не прямо из источников, а из сообщения иеромонаха Юрьева монастыря Иоасафа, которое вставлено в житие без всякой литературной связи с ним. Сказание о перенесении мощей в 1б90 году, приводя известия из этого жития, называет его «древним писанием» 516 . На время составления жития указывает последнее из приложенных к нему перед похвалой чудес XVI-XVII века, относящееся к 1647 году: автор описал его как современник. Похвальное слово сопровождается еще одним чудом 1681 года, которое, как видно из его предисловия, описано позднее тем же автором. В половине XVII века составлена повесть о обретении мощей Геннадия Костромского в 1644 году с двумя чудесами, из которых одно любопытно по рассказу о борьбе за земельный вклад в монастырь между дворянином, хотевшим постричься, и его матерью 517 . Около того же времени написана повесть о обретении мощей Даниила Переяславского с чудесами XVII века – едва ли не тогдашним игуменом Данилова монастыря Тихоном, который в 1652 году вместе с ростовским митрополитом Ионою свидетельствовал мощи святого 518 . К житию Антония Сийского прибавлен ряд статей о чудесах XVII века до 1663 года, описанных в разное время разными авторами; из них повесть о чудотворной иконе в монастыре написана вскоре после пожара в 1658 году Сийским игуменом Феодосием 519 . Краткие известия об Иродионе Илоезерском с чудесами его в XVII веке были записаны по поводу церковного следствия о жизни и чудесах его, произведенного в 1653 году архимандритом Кириллова Белозерского монастыря Митрофаном (1652–1660). О сведениях, добытых следствием, в списках повести замечено: «И то им, архимандритом Митрофаном, зде вкратце изобразися» 520 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

11 новых обителей было основано в Тверской земле. Среди них: Нило–Столобенская пустынь на острове на озере Селигер, где в течение 27 лет столпничал подвижник и пустынножитель Нил († 1554); его очень почитало окрестное население, а позже и вся Русь; через 40 лет после преставления Нила на месте его подвигов инок Герман основал пустынь. Множество чудес было явлено от мощей Нила, и в 1667 г. Русская Церковь причислила его к лику святых  . Из обителей Калужской земли мы упомянем Введенскую Оптину пустынь — собственно говоря, старый монастырь, появившийся еще в середине XV в., но пришедший в запустение и возобновленный в 1625 г. В XIX в. эта пустынь прославилась своими старцами  . 4. Монастырская колонизация на Севере На Севере, в Заволжье и Поморье, где в XIV–XV вв. процветало русское подвижничество, тишина и безлюдье лесов и болот по–прежнему привлекали основателей новых обителей, и в течение двух следующих столетий здесь появилось 30 монастырей и пустыней, среди них только 7 городских монастырей. Но пустыни, основанные в это время, имели иной характер, чем их предшественницы: сразу после основания они получали земельные владения, главным образом по челобитным своих основателей, а также различные привилегии, развивали бурную хозяйственную деятельность, вели тяжбы с соседними крестьянами о земельных угодьях, и насельники их совсем не походили на суровых подвижников XIV–XV вв. Примером может служить Антониев Сийский монастырь, основанный в 1520 г. прп. Антонием Сийским († 1557), в 100 км от города Холмогоры. Во время издания закона о секуляризации (1764) Сийский монастырь принадлежал уже к числу богатейших в России  . И еще один пример: в 1604 г. вдовый священник Мирон основал Богородицкий Красногорский монастырь, примерно в 200 км от Архангельска, превратившийся впоследствии в огромное и процветающее хозяйственное заведение  . Всего за это время в Поморье было основано 19 монастырей, из них 11 в XVI в., все вне городов, и 8 — в XVII в. (2 городских монастыря и 6 пустыней).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Иконы Е. находятся преимущественно в храмах Вологодской епархии, в частности в ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне, где почивают мощи Е. Рака 1799 г. (передана из УКМ) украшена клеймами с изображением смерти преподобномученика. Существовали иллюстрации к посмертным чудесам Е., например к рассказу об исцелении дьячка И. Силина в 1823 г. (Там же. С. 11). Известны изображения Е. в композиции «Собор Новгородских святых» расширенного состава: «старинном» образе Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии, Премудрости Божией, который хранился «в ризнице Черниговской кафедры», в 4-м ряду ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97); на иконе свящ. Георгия Алексеева 1728 г. (ГТГ); на прориси с иконы XVIII в. в 3-м ряду 3-м слева, за прп. Антонием Сийским, с вьющимися волосами и небольшой округлой бородой, на нимбе надпись: «Ефросинъ» ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619; Т. 2. С. 105; по мнению Г. В. Маркелова, это прп. Евфросин Псковский, хотя его изображения в Соборах Новгородских чудотворцев не встречаются); на большой пяднице кон. XIX - нач. XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (в левой части, с бородой средней величины, в куколе, со свитком в левой руке); на образе 60-х гг. XX в. из местного ряда главного иконостаса этого храма и на его списке аналойного размера кон. XX - нач. XXI в. из собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Образ Е. помещен в композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», к-рая, очевидно, была разработана на Валааме или в с.-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского Преображенского мон-ря. Икона 1876 г. находилась в местном ряду в ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители, слева, напротив храмового образа, с датой и подписью В. М. Пешехонова (в наст. время обе иконы - в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия); она упомянута в описях монастырского имущества 1912, 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6(11). 121). 2 почти идентичные по иконографии и стилю иконы-пядницы с таким сюжетом были исполнены в 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский мон-рь, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Прямоличный оглавный образ Е.- в 5-м ряду 3-й слева, с непокрытой головой, волосы на прямой пробор и небольшая борода с проседью, наименован Синоезерским.

http://pravenc.ru/text/187852.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010