Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества   23 июля Православная Церковь совершает память преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской обители. Этот подвижник занимает особое место в сонме древнерусских святых и издревле почитается как «начальник всех русских монахов», поскольку основанная им на Киевских горах Печерская обитель многие столетия служила центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Руси. Однако, несмотря на такое центральное значение личности преподобного Антония в истории Русской Церкви и Руси, сохранившиеся сведения о нем довольно скудны и противоречивы. Особенно мало информации о периоде пребывания подвижника на Святой Горе Афон. В последнее время в популярной литературе утвердилась мысль, будто бы преподобный Антоний Печерский на Афоне подвизался в монастыре Есфигмен, чему в качестве подтверждения демонстрируется небольшая пещерка с надстроенной над ней в конце XIX века церковкою во имя святого Антония Есфигменского. Однако действительно ли эта пещера принадлежала киевскому Антонию? И действительно ли Антоний Есфигменский тождественен преподобному Антонию Печерскому? Вопрос этот до сих пор остается открытым, поскольку весомых доказательств есфигменской гипотезы, распространившейся с середины XIX века, представлено так и не было. Помимо известной ныне пещеры Антония Есфигменского существовала на Афоне в XIX веке и другая пещера, которую тоже приписывали преподобному Антонию Печерскому, - неподалеку от Великой Лавры святого Афанасия. О ней упоминается в паломнических отчетах иеромонаха Ипполита (Вишенского) и других. По мнению большинства исследователей, здесь имела место попытка благочестивых русских паломников, активно начавших приезжать на Афон в XIX веке, самостоятельно отыскать место подвига почитаемого на Руси «начальника всех русских монахов». Но если Великая Лавра отказалась признать паломническую идентификацию пещеры, находящейся в ее пределах, то обитель Есфигмен - сочла это возможным и позволила российским паломникам над пещерой воздвигнуть храм во имя святого Антония Есфигменского.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2622

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина) Архимандрит Августин (Никитин)     Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина) Архимандрит Августин (Никитин)  Доклад кандидата богословия, доцента, преподавателя Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрита Августина (Никитина) на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (Москва, 21–24 сентября 2016 года) Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 года, рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 году Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин). Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

XIII. Печерская лавра Я возвратился опять в лавру, чтобы уже более не оставлять ее до самого отъезда, и часы, свободные от богослужения, посвящал внимательному ее осмотру. По истине, на ней и доселе пребывает обетованное преподобному ся основателю благословение святые горы Афонския, и, как выразился блаженный ее летописец, так и сбылось: «что многие монастыри от князей и от богатства поставлены; по не таковы они, каковы поставленные слезами и лощением, молитвою и бдением. Антоний не имел ни злата, ни сребра, но все стяжал слезами и лощением.» И так, вот в какую великолепную обитель обратилась двухсаженная пещера, где спасался на Берестове благочестивый пресвитер Иларион, будущий Митрополит всея Руси, и вот, что произвел преемник его убогой пещеры, когда с простою верою он в иен помолился: «Господи! утверди меня в месте сем, и да будет на нем благословение святые горы и моего игумена, меня постригшего.» Прошло несколько лет, и прославился Антоний в Русской земле; он начал принимать и приходившую к нему братию, совокупил их двенадцать в пещере, ископанной с церковью и кельями, и, передав им благословение, первое от Бога, второе же от святые горы, поставил им игумена, а сам жил особо. Еще немного, и уже тесны стали подземная церковь и горняя; Антоний посылает сказать Великому Князю: «Княже мой, се Бог умножил братию, а место сие мало: если бы ты нам дал гору, что над пещерою,» и радостно уступает гору сию Нзяслав: воздвигается церковь великая с кельями и оградою вокруг, оттоле прозвался Печерским монастырь, а прежде сего жили чернецы в пещере. С такою евангельскою простотою описывает начало лавры один из первых ее постриженников: невольное благоговение проникает в сердце, когда вспомнишь, что возникло из сего убогого, но святого начала! Какой обильный свет пролился на всю Россию из мрака пещерного сей обители, которая, но словам Патерика, как море, не могла держать в себе ничего гнилого, и уже в течение первых двух веков поставила до пятидесяти епископов из среды своих смиренных братий на святительские кафедры! Так велика была святость места, что самые епископы готовы были изменить славу своего высокого сана на смиренное послушание игумену лавры, предпочитая день единый в дому Божия Матери тысячам на своих кафедрах: они даже завидовали участи нищих, валявшихся во прахе пред вратами обители: князья же, великие и удельные, ничего не предпринимали без благословения ее игумена и без молитвы над мощами основателя и пред чудотворною иконою Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Печерская лавра Я возвратился опять в лавру, что бы уже более не оставлять ее до самого отъезда, и часы, свободные от Богослужения, посвящать внимательному ее осмотру. По истине, на ней и доселе пребывает обетованное Преподобному ее основателю благословенье Святой горы Афонской, и как выразился Блаженный ее летописец, так и сбылось: «Многие монастыри, от князей и от богатства поставлены, но не таковы они, каковы поставленные слезами и пощением, молитвою и бдением. Антоний не имел ни злата, ни сребра, но все стяжал слезами и пощением». Итак, вот в какую великолепную обитель обратилась двухсаженная пещера, где спасался на Берестове благочестивый пресвитер Иларион, будущий Митрополит всея Руси, и вот что произвел преемник его убогой пещеры, когда с простою верою он в ней помолился: «Господи, утверди меня в месте сем, и да будет на нем благословение Святой Горы и моего игумена, меня постригшего». Прошло несколько лет, и прославился Антоний в Русской земле; он начал принимать и приходившую к нему братию, совокупил их двенадцать в пещере ископанной с церковию и келлиями, и передав им благословение, первое от Бога, второе же от Святой Горы, поставил им гумена, а сам жил особно. Очень скоро тесными стали подземная церковь и горняя; Антоний посылает сказать Великому князю: «Княже мой, се Бог умножил братию, а место сие мало. Если бы ты нам дал гору, что над пещерою», – и радостно уступает гору сию Изяслав. Воздвигается церковь великая, с келлиями и оградою вокруг, оттоле прозвался Печерским монастырь, а прежде сего жили чернецы в пещере. С такою евангельскою простотою описывает начало лавры один из первых ее постриженников; невольное благоговение проникает в сердце, когда вспомнишь, что возникло из сего убогого, но святого начала! Какой обильный свет пролился на всю Россию из мрака пещерного сей обители, которая, по словам Патерика, как море, не могла держать в себе ничего гнилого; уже в течение первых двух веков поставила она до пятидесяти епископов из среды своих смиренных братий на святительские кафедры. Так велика была святость места, что самые епископы готовы были сменять славу своего высокого сана на смиренное послушание игумену лавры, предпочитая день единый в дому Божией Матери тысячам на своих кафедрах; они даже завидовали участи нищих, валявшихся во прахе пред вратами обители. Князья же, Великие и удельные, ничего не предпринимали без благословения ее игумена и без молитвы над мощами основателя и пред чудотворною иконою Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 70  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Преподобный Антоний Киево-Печерский 1. Что из перечисленного сделал при жизни прп. Антоний Киево-Печерский? 1 Построил каменный Успенский собор Киево-Печерского монастыря 2 Выкопал первую пещеру под Киевом для монашеских подвигов 3 Принял первых насельников будущего Киево-Печерского монастыря 4 Ввёл Студийский устав в Киево-Печерском монастыре Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Житие преподобного Антония Печерского Комментарий: Преподобный Антоний начал... Тест на проверку ударений в словах 1. Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже. 1 припадаем 2 припадаем Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Молитвы утренние. Комментарий: Тропари Троичные: ... Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас ... Ответить Пройти весь тест 2. Тока слез моих не отвратися,... Тест: Как это называется в Церкви? 1. Участие Бога в нашей жизни. 1 Синергия 2 Помысел 3 Промысл 4 Промысел Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Промысл Божий. Комментарий: Промысл Божий – непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, действие Божие, направленное на сохранение и развитие мира, все обращающее ко благу, направляющее к вечному спасению человечество в... Тест: Страстотерпцы Борис и Глеб 1. Расположите по старшинству имена братьев-владимировичей, о которых повествует история гибели страстотерпцев Бориса и Глеба. 1 2 3 4 5 Глеб Святослав Святополк Ярослав Борис Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем. Правильный ответ: null Верно! Материалы для изучения: Соловьёв С.М.... Тест: Пословицы и поговорки Вставьте пропущенные слова в популярные русские пословицы и поговорки. 1. Согрешающих видим, о ... Бог весть. 1 праведниках 2 кающихся 3 грешащих 4 молящихся Правильный ответ: Верно! Комментарий: Согрешающих видим, о кающихся Бог весть. Ответить Пройти весь тест 2. ... любезны доводят до бездны. 1 Друзья 2 Грехи 3 Дела Правильный ответ: Верно!...

http://azbyka.ru/test/page/7

28 июля 2008 года – в третий день своего визита на Украину – Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил праздничное богослужение на соборной площади Киево-Печерской лавры. 28 июля 2008 года – в третий день своего визита на Украину – Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил праздничное богослужение на соборной площади Киево-Печерской лавры. В день памяти святого равноапостольного князя Владимира Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, многочисленные архипастыри из России, Украины, Беларуси, Молдовы, представители Поместных Православных Церквей. На празднования 1020-летия Крещения Руси в главную обитель Украины съехалось несколько тысяч паломников – киевляне и жители других областей Украины, а также гости из-за рубежа. По окончании Божественной литургии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приветствовал священноархимандрит Киево-Печерской лавры Блаженнейший митрополит Владимир. «Жизнь христианина невозможна без надежды», – особо подчеркнул Предстоятель Украинской Православной Церкви и выразил чаяние, что в будущем отпавшие от церковного общения украинские раскольники воссоединятся с Церковью Христовой. В заключение Его Блаженство высказал пожелание, чтобы Святейший Патриарх Алексий чаще посещал пределы Украинской Православной Церкви. Поздравляя всех собравшихся богомольцев с 1020-летием Крещения Руси, Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил: «Святой равноапостольный князь Владимир стоял у колыбели нашей Поместной Церкви, которая на протяжении всей своей 1020-летней истории являла миру несчетное множество угодников Божиих». По его словам, кем бы ни были эти подвижники – русскими, украинцами, белорусами – именно в древнем Киеве лежит начало духовной жизни народа, здесь исток его церковного и национального самосознания. «В Киеве не только наша общая купель. Здесь – начало нашего просвещения, летописания. Здесь, в пещерах, где ранее подвизался первый русский митрополит Иларион, преподобные Антоний и Феодосий положили начало иноческому подвигу, утвердив устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями», – подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.

http://pravmir.ru/1020-letie-kreshheniya...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Киево-Печерской Празднование 3/16 мая и 15/28 августа Кондак 1 Избранной от всех родов Пресвятей Деве Марии Богородице, яко воистину плотию рождшей Иисуса Христа, Спаса и Бога нашего, Владычице всея вселенныя, избравшей вторым земным жребием Своим гору Печерскую и обитель иноком на ней создавшую, похвальная приносим пения. Ты же, о Всечестная наша Мати и Заступнице, храни и спаси обитель Твою и всех нас от враг видимых и невидимых, да зовем Ти: Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, печерская похвало и наше утешение. Икос 1 Ангел земный и человек небесный преподобный Антоний прииде в земный жребий Твой на Гору Афонскую, спасти хотя душу свою от суеты мира сего и скончати тамо житие свое земное. Ты же, Пресвятая Дево, избравши вторым жребием Своим гору Печерскую в новопросвещенной стране Русстей, послала его яко апостола, да устроит обитель в ней во славу Твою и соберет иноков, и да воспевают Тебе тако: Радуйся, Всечестная наша Мати; радуйся, дивная наша Игумение. Радуйся, надеждо нашего спасения; радуйся, горы Печерския Хранительнице. Радуйся, живущих на ней иноков Руководительнице; радуйся, приходящих к ней на поклонение православных христиан Покровительнице. Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, печерская похвало и наше утешение. Кондак 2 Ведый скорбный путь спасения для всех иночествовати хотящих Господь наш Иисус Христос, повеле Матери Своей, да прострет Свой божественный покров над горою Печерскою, да вси спасающиися на ней, видяще сие, с преподобными Антонием и Феодосием вкупе взывают непрестанно Спасителю Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум имея божественный преподобный Феодосий, от души возлюбив славу небесную, мир со всеми его препестьми возненавидев, прииде в Киев ко преподобному Антонию, тому в пещере сущу, в нюже вселися, и вкупе со всеми отцы, подвизающимися тамо, воспеваше Тя, честнейшую всех ангел, тако: Радуйся, нашего спасения главизно; радуйся, радосте наша в сей и будущей жизни. Радуйся, отрадо божественная Христовых подвижников; радуйся, яко Тобою вси святии спасаются. Радуйся, яко вся вселенная Тобою украшается; радуйся, яко имя Твое от всех небесных чинов прославляется. Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, печерская похвало и наше утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В.Н. Белов Часть II. Аскетика в жизни и творчестве русских подвижников Глава 5. Отец русского монашества преподобный Феодосий Печерский Выдающимся религиозным мыслителем и деятелем, заложившим основы аскетического направления русской духовной традиции, был преподобный Феодосий Печерский . Мы достаточно хорошо знаем его жизненный путь благодаря произведению «Житие Феодосия Печерского », написанного в конце XI – начале XII века иноком Киево-Печерского монастыря Нестором, а также Киево-Печерскому патерику. Характерно, что для своего произведения Нестор использует специально подобранные византийские источники: так, находя сходство между основателем палестинского монашества преподобным Саввой Освященным († VI в.) и основателем русского монашества, за образец он берет житие святого Саввы. Данный факт, согласно известному исследователю древнерусской святости Георгию Петровичу Федотову , свидетельствует о том, «что православная Русь избрала не радикальный, а средний путь подвига. Сурова жизнь великих палестинцев, как и жизнь самого Феодосия, но по сравнению с бытом отшельников Египта и Сирии она должна показаться умеренной, человечной, культурной» 88 . Из Жития мы узнаем, что Феодосий родился в зажиточной семье в Василёве, местечке недалеко от Киева. Ни мирское имя, ни год рождения преподобного Феодосия неизвестны. По предположению специалистов – это 1032–1036 годы. Сразу же после его рождения семья по велению киевского князя переезжает в город Курск, где юный Феодосий посещает училище, учится грамоте и из книг и рассказов знакомится с жизнью великих христианских подвижников. Эти жизнеописания настолько запали ему в душу, что он рано определился со своим решением всецело посвятить себя служению Богу. В Житии отмечается, что подобному выбору немало способствовали и природные склонности Феодосия: он рос достаточно замкнутым ребенком, не любившим участвовать в веселых и шумных забавах и играх своих сверстников. После того как умирает отец, Феодосий еще больше укрепляется в своем решении стать монахом. Но осуществлению этого решения воспротивилась мать преподобного Феодосия, которой поначалу где уговорами, а где и силой удавалось препятствовать замыслу сына. Но и она, в конце концов, оказалась бессильна, когда в возрасте 20 лет Феодосий, прибыв в Киев, был принят основателем Киево-Печерской обители афонским старцем Антонием. По его же благословению преподобный Никон Печерский совершил над Феодосием постриг. Высокие духовные подвиги преподобного Феодосия отличали его из числа других монахов, что те избрали его игуменом Киево-Печерского монастыря, когда ему не было и 26 лет. 5.1. Церковное и государственное строительство

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Житие иже во святых Преподобного и Богоносного отца нашего Алексия Голосеевского, старца и подвижника Киево-Печерской Лавры Источник Скачать epub pdf 1. Благочестивая юность Преподобный Алексий, в мире Владимир Шепелев, происходил из дворянской семьи г. Киева. Отец его, Иоанн Иоаннович Шепелев, в чине капитана служил в Киевском арсенале. По условиям того времени дети дворян обязаны были получать образование в военных школах и после этого проходить службу в офицерском звании. Но Господь Своего избранника чудесным образом отклонил от светской офицерской жизни и направил в монастырь. Мать о. Алексия, Мария Кузьминична Шепелева, будучи благочестивой женщиной, присутствовала 7-го августа 1832 года при открытии мощей святителя Воронежского Митрофана. Архипастырем Воронежской Церкви был тогда Архиепископ Антоний (Смирницкий) , хорошо знавший по Киеву Марию Кузьминичну Шепелеву. (Архиепископ Антоний был наместником Киево-Печерской Лавры с 1825 г.) Когда Мария Кузьминична представлялась Владыке Антонию, то он во время разговора с нею, между прочим, сказал ей: «У тебя родится сын калека, но не скорби об этом: он будет Божиим слугою». Мария Кузьминична недоумевала. Предсказание, однако, святителя Божия сбылось. Через семь с лишним лет после разговора Марии Кузьминичны с Архиеп. Антонием, 14 апреля 1840 г., в первый день св. Пасхи, у Иоанна Иоанновича и Марии Кузьминичны родился мальчик, которого при крещении назвали Владимиром – в честь благоверного князя Владимира Киевского. (Таинство крещения над Владимиром было совершено в Киевском Николаевском Военном Соборе 20-го апреля того же года свящ. Илиею Мандровским с диаконом Иоакимом Бринзиным и псаломщиком Стефаном Машкевичем. Восприемниками были Киевский комендант генерал-лейтенант А. Л. Пенхеровский и дочь статского советника Е. Ф. Лопухина .) Новорожденный Владимир действительно оказался калекой: он был совершенно немой. Немота Владимира наводила печаль на семью Шепелевых, и родные его тяготились недостатком ребёнка. Одна мать чувствовала в немоте сына особое действие Промысла Божия. (Отец Владимира умер, когда ему было всего три года.) Она подолгу молилась и старалась воспитать в своём дитяти христианские чувства. Особенно она старалась научить своего сына милосердию. Мария Кузьминична водила своего Володю даже по тюрьмам и здесь раздавала милостыню заключённым.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий любитель безмолвия Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского 20.08.2021 986 Сегодня, в Попразднство Преображения Господня, Святая Церковь чтит память прмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363), мчч. Марина и Астерия (260), прп. Ора Фиваидского (ок. 390), прмц. Потамии чудотворицы (IV), прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038), прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110), прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239), прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV), прп. Феодоры Сихловской (начало XVIII) (Рум.), сщмчч. Александра, Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937), сщмч. Василия пресвитера (1938), прп. Антония Оптинского (1865), вспоминает обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского. Преподобный Антоний (в миру – Александр Иванович Путил ов) родился 9 марта 1795 года в Борисоглебске Ярославской губернии. В детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни преподобный Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю боголюбивого архипастыря – епископа Калужского Филарета, преподобный Моисей и преподобный Антоний 3 июня 1821 года отправляются в Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита. Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место, пустынники построили небольшую келию и соорудили церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/20/ve...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010