10. Вторник. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Прп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов. Мучеников 45-ти в Никополе Армянском. Коневской иконы Божией Матери. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Приводим порядок совершения полиелейной службы Положения ризы Господней в соединении с полиелейной службой прп. Антония Печерского (А) , а также порядок совершения полиелейной службы прп. Антония Печерского (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: ризы, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды), и преподобного, глас 4-й и глас 5-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Жестокое твое житие...», «И ныне» – ризы, глас 8-й: «Кресту Твоему Честному...». Вход. Прокимен дня. Паримии ризы – 2 и преподобного – 1. На стиховне стихиры ризы, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Дивно прошение, и вера превелика...», «И ныне» – ризы, глас 8-й: «Прежде Честнаго Твоего Креста...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь ризы, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь ризы, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – тропарь ризы, глас тот же. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален ризы, глас 6-й: «Днесь пророческое...». «Слава» – седален преподобного, глас 4-й: «Пресветлый и светоносный...», «И ныне» – седален ризы, глас 6-й: «Днесь пророческое...». По 2-м стихословии – седален ризы, глас 8-й: «На Кресте Тя возвышена...». «Слава» – седален преподобного, глас 4-й: «Собеседник и сослужитель...», «И ныне» – седален ризы, глас 8-й: «На Кресте Тя возвышена...». Полиелей. Величание ризы (см. в Минее) и преподобного (попеременно) со стихами избранных псалмов. Седален ризы по полиелее, глас 6-й: «На Древо Крестное...». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «В подземныя пещеры вшел еси...», «И ныне» – седален ризы по полиелее, глас 6-й: «На Древо Крестное...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен ризы, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий»; стих: «Даша в снедь Мою желчь и в жажду Мою напоиша Мя оцта». Евангелие ризы – Мф., зач. 112. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Антония...». Стихира ризы, глас 6-й: «Совлекоша с Мене ризы Моя...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-23/

Васильков. Собор Антония и Феодосия Печерских. Собор. Действует.   Престолы: Антония и Феодосия Печерских Архитектурный стиль: Украинское барокко Год постройки:Между 1756 и 1758. В конце XIX в. с запада к нему пристроен деревянный притвор, разобранный во время реставрации 1974-1980 г.г.. Архитектор: С.Д. Ковнир Адрес: Киевская обл., г. Васильков Координаты: 50.180358, 30.320308 Проезд:от м. " Лыбедская " 303 авт. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор построен в середине XVIII века крепостным мастером Киево-Печерской лавры С. Д. Ковниром на заказ лаврского архимандрита (по легенде , от васильковского собора в лавру проложен подземный ход). Размеры храма 20 х 20 метров , высота центрального купола в интерьере 28 метров. Четыре боковых купола венчают квадратные помещения между рукавами апсид . Окна украшены фигурными наличниками. Характерной деталью архитектуры считаются фронтоны с карнизами двойной кривизны (скульптор С. Тальянец). Здание собора внешне напоминает Козелецкий собор Рождества Богородицы . В интерьере сохранились росписи В. Бибибкова. В 1961 году советская власть закрыла храм. До 1990 года его помещения или использовалось не по назначению, либо вообще были без всякого ухода. В 1990 году, после предыдущих реставрационных работ, продолжавшихся 8 лет, храм возобновил свою деятельность. Главная святыня - чудотворная икона Божией Матери Троеручницы. До нас дошло ее описание, сделанное в середине XVII столетия. В далеком 1653 году, путешествуя в Москву, наш город посетил антиохийский патриарх Макарий. Его сопровождал архидиакон Павел Алепский, который и оставил описание тогдашнего города Василькова и соборной церкви в честь Антония и Феодосия Печерских. Итак, храм находился на территории Детинца. Павел Алепський так описывает соборную церковь: «Это церковь красивая, высокая; иконостас её очень велик, подобно иконостасам греческим, но икона Владычицы там большая, великолепная, поражает удивлением умы; подобной мы и раньше не видывали и после никогда не видали.

http://sobory.ru/article/?object=19788

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 23 июля 2024 года 10. Вторник. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Прп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов. Мучеников 45-ти в Никополе Армянском. Коневской иконы Божией Матери. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Приводим порядок совершения полиелейной службы Положения ризы Господней в соединении с полиелейной службой прп. Антония Печерского (А) , а также порядок совершения полиелейной службы прп. Антония Печерского (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: ризы, глас 1й – 4 (первая стихира – дважды), и преподобного, глас 4й и глас 5й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6й: «Жестокое твое житие…», «И ныне» – ризы, глас 8й: «Кресту Твоему Честному…». Вход. Прокимен дня. Паримии ризы – 2 и преподобного – 1. На стиховне стихиры ризы, глас 4й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6й: «Дивно прошение, и вера превелика…», «И ныне» – ризы, глас 8й: «Прежде Честнаго Твоего Креста…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь ризы, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь ризы, глас 4й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – тропарь ризы, глас тот же. Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. По 1м стихословии – седален ризы, глас 6й: «Днесь пророческое…». «Слава» – седален преподобного, глас 4й: «Пресветлый и светоносный…», «И ныне» – седален ризы, глас 6й: «Днесь пророческое…». По 2м стихословии – седален ризы, глас 8й: «На Кресте Тя возвышена…». «Слава» – седален преподобного, глас 4й: «Собеседник и сослужитель…», «И ныне» – седален ризы, глас 8й: «На Кресте Тя возвышена…». Полиелей. Величание ризы (см. в Минее) и преподобного (попеременно) со стихами избранных псалмов. Седален ризы по полиелее, глас 6й: «На Древо Крестное…». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 8й: «В подземныя пещеры вшел еси…», «И ныне» – седален ризы по полиелее, глас 6й: «На Древо Крестное…». Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен ризы, глас 4й: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий»; стих: «Даша в снедь Мою желчь и в жажду Мою напоиша Мя оцта». Евангелие ризы – Мф., зач. 112. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Антония…». Стихира ризы, глас 6й: «Совлекоша с Мене ризы Моя…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Закрыть itemscope itemtype="" > В защиту православных святынь Сергей Демидов о том, как в Киево-Печерской лавре провели 14 октября – день, когда радикалы намеревались напасть на обитель 17.10.2018 878 14 октября на воскресное праздничное Богослужение в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской и Почаевской Лаврах собрались тысячи верующих. Как известно, они это сделали по призыву Священноначалия Украинской Православной Церкви (УПЦ) в связи с новыми угрозами захвата радикалами и раскольниками главных Святынь нашей Церкви после антиканонических решений Синода Константинопольского Патриархата (КП-ля) по Украине. После Божественной Литургии вокруг Киево-Печерской Лавры состоялся Крестный ход, который, как и 7 октября и 13 октября вечером, организовал Союз Православных братств Украины. Несколько сот верующих, среди которых было немало приезжих из других регионов Украины, обошли Святыню с молитвенными остановками возле верхнего и нижнего входов в Лавру. Завершился Крестный ход возле Успенского собора Лавры после трехкратного его обхода верующими. В 17 часов в Лавре состоялись молитвенные стояния, во время которых были прочитаны акафисты в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Возле Успенского собора его читал Наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Павел, а перед входом в Лавру со стороны экономических ворот - Управделами УПЦ митрополит Антоний. Перед началом чтения владыка Антоний рассказал верующим о церковной ситуации, которая сложилась на Украине после беспрецедентных антиканонических действий КП-ля. На последнем своем Синоде он легализовал украинских раскольников, а также отменил решение своих предшественников по передаче Киевской Митрополии Русской Православной Церкви в 1686 году. По молитвам верующих УПЦ, а также в результате решительных действий украинских силовиков, которых немало собралось возле Киево-Печерской Лавры, радикальные националисты, проводившие свое шествие в честь УПА по центральным улицам Киева, так и не появились возле Православной Святыни.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/17/v_...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Печерский патерик «Киево-Печерский Патерик» — собрание разнородных историй так или иначе связанных с Киево-Печерской Лаврой. В основном это конечно жития насельников Лавры. В основание Киево-Печерского Патерика вошли два послания, написанные в XIII веке. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 году) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архимандриту Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету «Патерика», а иногда и без всякой связи с ним. Здесь можно встретить ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и проч. Нестор Летописец, Симон Блаженный Патерик Печерский или Отечник Летописец Нестор, Блаженный Симон Патерик Печерский Отечник Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины Владимире напечатана книга сия " Патерик Печерский " Оглавление ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония, первоначальника русских иноков, начавших подвизаться в пещерах Похвала преподобному и богоносному отцу нашему Антонию Печерскому, первоначальнику иноческого жития в Руси Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, начальника иноков русских, которые стали подвизаться в монастырях по уставу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Русские святые Долгие годы монахиня Таисия собирала жития русских святых. Плодом этих многолетних трудов стали «Русские святые», насчитывающие около четырех сотен имен. Вереница русских святых от равноапостольных Кирилла и Мефодия до преподобного Силуана Афонского. Русские святые. Хронологический список Имя, день памяти Год, век   до XI в.   Святой апостол Андрей Первозванный. Ноябрь, 30 62 Священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонесские. Март, 7 IV в. Святого равноапостольного Кирилл первоучителя и просветителя славянского. Февраль, 14 869 Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий. Май, 11 869 и 885 Святого равноапостольного Мефодия первоучителя и просветителя славянского. Апрель, 6 885 Великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена. Июль, 11 969 Первомученики Феодор и Иоанн Варяжские. Июль, 12 983 Святитель Михаил, митрополит Киевский. Сентябрь, 30 992   Преподобный Аркадий Новоторжский, Или Вяземский. Декабрь, 13 XI в. Преподобный Аврамий Ростовский. Октябрь, 29 XI в. Георгий Угрин, брат преподобного Ефрема Новоторжского. Январь, 28 1015 Равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий. Июль, 15 1015 Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид. Июль, 24 1015 Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский. Июнь, 8 1023 Преподобный Моисей Угрин Киево-Печерский. Июль, 26 1043 Благоверная княгиня Анна, во святом крещении Ирина, Новгородская. Февраль, 10 1050 Благоверный Владимир, князь Новгородский. Октябрь, 4 1052 Преподобный Ефрем Новоторжский. Январь, 28 1053 Преподобный Варлаам, Игумен Печерский. Ноябрь, 19 1065 Преподобный Иеремия Печерский. Октябрь, 5 1070 Преподобный Дамиан Печерский. Октябрь, 5 1071 Преподобный Антоний Киево-Печерский. Июль, 10 1073 Святитель Леонтий, епископ Ростовский. Май, 23 1073

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Скачать epub pdf Житие преподобного Антония Печерского 45 Во дни благоверного князя Владимира Господь явил церкви Своего светильника и иночествующим наставника приснопамятного преподного Антония. Родился Антоний в городе Любече. С юных лет испытывал он желание принять иноческий образ. И вложил ему Господь в сердце намерение идти в Греческую землю и там постричься. Достигнув Царьграда, Антоний пошел дальше, в Святую гору Афонскую. Обошел он все монастыри на Святой горе, удивляяся жизни святых отцов, которые, будучи во плоти, возвышались над человеческою природою, уподобляясь бесплотным ангелам. И еще сильнее воспылала в сердце Антония любовь ко Христу и желание принять иноческий образ. И умолил он игумена, и постриг его игумен, наставляя в заветах совершенного иночества. Новопостриженный инок Антоний подвизался на пути добродетели, радуя всех своими подвигами, особенно же он преуспел в покорности и послушании, а это ведь первые добродетели инока. И стал он примером и наставником ко спасению для многих, и сам достиг больших степеней совершенства. И так подвизался он некоторое время на Святой горе Афонской, на месте своего пострижения. Но игумен, получивший внушение свыше, призвал к себе Антония и сказал ему: «Антоний! Иди обратно в русскую землю! Пусть там живущие через тебя утвердятся в вере христианской. Да будет с тобой благословение Святой горы!» И отправился преподобный Антоний в русскую землю, и пришел во град Киев. Раздумывал он, где бы ему поселиться, и стал обходить монастыри, которые в то время были основаны греками, пришедшими с митрополитом Михаилом для крещения Руси. И ни одна из этих обителей не была угодна преподобному Антонию для жительства, ибо не содержала чина и устава совершенного общежития 46 . И стал он обходить окрестности Киева, ходил по лесам и горам, нашел пещеру, когда-то вырытую варягами, и в ней поселился, проводя жизнь в великом воздержании и постоянной молитве. По смерти благоверного князя Владимира власть захватил Святополк окаянный, убив своих братьев Бориса и Глеба, принявших мученическую кончину. Узнав о таком злодеянии, преподобный Антоний ушел снова на Святую гору. И вот благоверный князь Ярослав победил Святополка окаянного и стал княжить в Киеве. Князь Ярослав любил село Берестово, где была церковь во имя святых Апостолов. В этой церкви служил священник Иларион 47 , человек благочестивый, великий постник и большой знаток Священного Писания . В будущем этот Иларион будет избран митрополитом. Пресвитер Иларион, ища уединения для молитвы, время от времени удалялся из Берестова на Днепр, на холм, покрытый вековым лесом, где ныне находятся Феодосиевы пещеры. Он вырыл там себе небольшую пещеру и молился втайне Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 Богоматерь – Боголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Скачать epub pdf Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 г., рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке. 1 В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 г. Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин) . Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную Академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику (изъяснение Священного Писания ) и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 гг. – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме. 2 Архимандрит Антонин посетил Святую Гору Афон в составе научной экспедиции, отправившейся туда из России через Афины. Еще до отъезда из Афин его посетил будущий спутник и сотрудник П.И. Севастьянов. Вот что пишет об этом о. Антонин в своем дневнике: «… слышу внизу стук в двери… является… кто бы вы думали? Петр Иванович Севастьянов! ’’Что, не ожидали небось? А я вот за вами. Собирайтесь-ка на Святую Гору. Теперь уже вы не увернетесь от меня’’. Вот ведь какие оказии бывают иногда неожиданно-нечаянно! Голова пошла кругом!» (1 июля 1859 г.). 3

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

I. Преподобный Антоний Печерский, основатель русского монашества, память коего совершается ныне, родился в 983 году, в городе Любече, в Черниговской губернии, и назван Антипою. С детства возлюбив Господа, он пошел на святую Афонскую гору и принял монашество с именем Антония. В тесной пещере, иссеченной в скале над морем, он начал вести строгую жизнь. Но потом Бог повелел игумену, постригшему Антония, отпустить его на Русь. Игумен исполнил это повеление и, прощаясь, сказал Антонию: «благословение святой горы да будет над тобою». В Киеве Антоний обходил монастыри, основанные греческими иноками, но не видя в них строгого общежития, водворился над берегом Днепра, близ Берестова, загородного села великого князя. Здесь он уединился в пещеру, ископанную священником Иларионом, впоследствии митрополитом киевским. Стали приходить к Антонию ревнители благочестия, кто за благословением, кто с желанием подвизаться вместе с ним. Пришедший к нему священник Никон постригал приходящих. Когда к Антонию собралось до 12-ти братий, он поставил для них игуменом Варлаама, сына княжеского боярина, а сам переселился в другую пещеру, в 100 саженях от первой. Она послужила началом ближних пещер. Когда Варлаам перешел, по приказанию великого князя, в другой монастырь, Антоний поставил в игумены преподобного Феодосия и благословил братию на построение малой деревянной церкви над пещерами. Потом, на уступленной великим князем горе, иноки построили новую церковь и, поставив келлии, оградили их стеною. Так основался «монастырь Киевопечерский», привлекающий множество богомольцев со всех концов России. Господь прославил Антония даром чудес, и хотя он, по смирению, хранил этот дар в тайне, но слава его возрастала. С умножением иноков явилась нужда построить обширную каменную церковь . Вскоре чудеса показали им, что Господь благословляет построение церкви. Над местом постройки видели, по ночам, необычайный свет. Из Царьграда пришли четыре зодчих, которых прислала Сама Пресвятая Дева Мария. Она в чудном видении явились им во Влахернском храме и дала денег и местночтимую икону Успения. Место для постройки указал Антонию Сам Бог, и великий князь охотно уступил это место. Благословив основание каменного храма, Антоний скончался 90 лет от роду, в 1073 году по Р. Хр. Он был погребен в той же пещере, в которой скончался; но мощи его сокрыты от взора человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010