Весть о кончине привела в глубокое волнение его паству. Многие десятки тысяч православных алмаатинцев провожали гроб с останками своего архиерея на всем семикилометровом пути от кафедрального собора до кладбища. В 1956 г. скончались митрополит Новосибирский Варфоломей (Городцев), близкий друг Патриарха Сергия в пору их учебы в Петербургской Духовной Академии, архиепископ Димитрий (Градусов), в 1954 г. ушедший на покой и за неделю до кончины — 4 апреля принявший постриг в великую схиму с именем Лазаря. Смерть епископа Дрогобычского Михаила (Мельника), одного из сподвижников протоиерея Гавриила Костельника по воссоединению униатов, произошла при загадочных обстоятельствах, вызвавших подозрение, что он стал жертвой органов госбезопасности. Получив в Киеве известие о скоропостижной смерти своего секретаря, снятого с поезда с тяжелым приступом, он, как было сообщено, внезапно и сам скончался от сердечного приступа. Произошло это спустя два дня после его вполне благополучного отъезда вместе с отцом Владимиром Куновским, своим секретарем, из Дрогобыча 9 октября 1955 г. Сподвижник владыки Михаила по воссоединению униатов епископ Станиславский Антоний (Пельвецкий) скончался в 1957 г.    Особенно ощутимой потерей для Русской Православной Церкви была скоропостижная кончина постоянного члена Священного Синода митрополита Ленинградского Григория (Чукова). Митрополит Григорий преставился 5 ноября 1955 г. в возрасте 85 лет в Москве, в здании Патриархии, после поездки в Румынию, где он участвовал в торжествах канонизации новопрославленных святых Румынской Церкви. Погребен в его кафедральном городе. Митрополит Григорий (в миру Николай Кириллович Чуков) родился 1 февраля 1870 г. в Олонецкой губернии. Его прадед и дед были сказителями былин. Отец, поморский крестьянин, стал состоятельным человеком, содержал в Петрозаводске гостиницу и имел средства, чтобы платить за обучение сына в гимназии. В 1882 г. юный гимназист стал прислуживать в алтаре петрозаводского собора епископу Олонецкому Павлу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) В течение следующего, 1946 г . митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) побывал в Сирии, Ливане и Египте. И везде он получил заверения от предстоятелей Церквей, что “возглавляемые ими патриархаты и церкви всегда будут поддерживать Московскую Патриархию в международных церковных вопросах”. Открытым оставался лишь вопрос о взаимоотношениях с Элладской Православной Церковью и Константинопольским патриархом. От связей с греками Патриархия отказалась под давлением правительства, которое не устраивала ориентация церковных греческих кругов на англичан. Что касается Константинопольского патриарха Максима, то на сей счет Г. Г. Карпов оставил в отчетных документах правительству следующую запись: “Для урегулирования отношений Московская Патриархия решила послать в Турцию митрополита Крутицкого Николая с подарком патриарху Максиму (50 тыс. американских долларов)”. По мнению власти, эта сумма должна была надолго лишить Вселенского патриарха возможности противостоять последующим дерзким планам Москвы. 1945 год – Опубликовано письмо ко всему духовенству Греко-католической Церкви с призывом объединиться с Русской Православной Церковью. Письмо подписали: председатель инициативной группы о. Гавриил Костельник, о. Михаил Мельник и о. Антоний Пельвецкий. Это был следующий шаг после статьи Ярослава Галана на пути “воссоединения” униатов. Вслед за тем о. Гавриил Костельник приступил к изданию брошюры “Апостол Петр и Римские папы, или Догматические основы папства”, где подверг критике позиции новейших римских теологов. Несомненно, о. Гавриил Костельник принадлежал к энтузиастам воссоединения с Православной Церковью, но, невольно оказавшись в тисках государства, он встал на путь вынужденного компромисса, на котором от него уже ничего не зависело. По государственному плану, добровольное воссоединение должен был закрепить Собор. Выборы делегатов на него происходили без всяких правил. В районах, где проживали верующие, не желавшие воссоединения, делегатов не избирали вовсе, их назначали настоятели храмов. В районах, где сами священники были стойкими униатами, делегатов назначали местные “инициативные группы”.

http://pravoslavie.ru/5465.html

Самому Собору предшествовал “Иордан”, который о. Гавриил Костельник предложил совершить православному епископу Львовскому и Тернопольскому Макарию (Оксиюку), б. архимандриту Свято-Успенской Почаевской Лавры,  совместно с греко-католиками, насколько это позволяли каноны.  “Иордан” состоялся во Львове. Два раза освящали воду: один раз — греко-католическое духовенство, другой раз — православное. Во время церковного чина все священники стояли вместе. Стояли вместе и иконы, и церковные хоругви. Но и перед о. Гавриилом Костельником, и перед властью стояла еще одна проблема, которая требовала решения в кратчайший срок: объединительный Собор не мог состояться без участия в нем епископов, а они были арестованы еще в апреле 1945 г . Выход нашли быстро. Патриарх Алексий назначил на февраль 1946 г . хиротонию во епископов членов инициативной группы — о. Антония Пельвецкого (на Станиславскую епархию) и о. Михаила Мельника (на бывшую Перемышльскую, ныне Самборско-Дрогобычскую). Львовским епископом остался Макарий (Оксиюк). Митрополит Пимен (будущий патриарх) в московском Новодевичьем монастыре. 20 января 1971 г. 1971 год – В преддверии Поместного Собора Русской Православной Церкви прошло совещание епископов. На нем прозвучала косвенная оценка решений Архиерейского Собора 1961 г . На самом Поместном Соборе никто из архиереев как русских, так и зарубежных епархий не поставил вопроса об отмене этих решений. Митрополит Пимен (Извеков) отметил одиночные высказывания о возврате к прежнему положению в приходах, подчеркнув, что принятие подобных решений противоречит государственному законодательству и не послужит на пользу Церкви. Митрополит Никодим (Ротов) напомнил присутствующим об усилиях Святейшего Патриарха Сергия по нормализации государственно-церковных отношений. Напоминание было весьма красноречивым и не оставляло надежды на какие-либо позитивные решения со стороны власти. Свое открытое несогласие с будущей позицией Собора по одобрению решений 1961 г . высказал архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин). Не одобрил он и выносимую на Поместный Собор процедуру избрания патриарха. Владыка не был против единственной кандидатуры митрополита Пимена, он был не согласен с открытым голосованием как способом избрания. И так думал не он один.

http://pravoslavie.ru/5465.html

М. не сразу смог приступить к выполнению своих архиерейских обязанностей. Основным координатором церковной жизни на Зап. Украине оставался Львовский и Тернопольский еп. Макарий ( Оксиюк ; впосл. митрополит), а у М. и Станиславского еп. Антония (Пельвецкого) первоначально были почти номинальные полномочия. К моменту образования Дрогобычской и Самборской епархии на ее территории действовали всего 4 прихода РПЦ и 658 приходов УГКЦ. Процесс перехода униат. приходов в Православие занял достаточно продолжительное время. Только в авг. 1946 г. было образовано Дрогобычское епархиальное управление. 29 июля 1947 г. в Дрогобыче прошло 1-е совещание благочинных епархии, на котором были намечены основные направления объединительной деятельности. К нач. 1948 г. в епархии было уже 406 зарегистрированных православных приходов; из 336 униатских клириков перешли в Православие 302, 34 клирика остались в унии. На 1955 г. в Дрогобычской епархии насчитывалось уже 634 правосл. прихода. Процесс ликвидации унии встретил сопротивление со стороны подпольного националистического движения. Националисты требовали от перешедших из унии священников отказаться от служения на Зап. Украине либо возвратиться в унию. Те, кто отказывались, нередко становились жертвами националистов. Так, были убиты благочинный Журавненского окр. свящ. Николай Бобыляк, один из ближайших соратников М., и прот. Феодор Немилович вместе с супругой. Националисты устроили ночной погром в здании Дрогобычского епархиального управления, при этом исчезли мн. документы, а также был похищен сотрудник управления свящ. Василий Хробак (вскоре стало известно о его гибели). Из-за террора националистов из Дрогобычской обл. (в основном из сельской местности) выехали в др. регионы или перешли на гражданскую службу 25 священнослужителей. Правосл. клир Дрогобычской епархии затронули и репрессии советских властей, развязанные под предлогом борьбы с националистическим подпольем на Зап. Украине. В 1946-1954 гг. 49 правосл. священников из числа бывш. униатов были арестованы или высланы по подозрению в связях с антисоветским подпольем. В 1954-1955 гг. в Дрогобычскую обл. стали возвращаться из лагерей бывш. униат. священники, однако только половина из них согласились воссоединиться с Православием. М. лично убеждал некоторых из них в необходимости этого поступка.

http://pravenc.ru/text/2563642.html

Прот. Гавриил Костельник предлагал также разрешить жениться греко-католическим священникам-целибатам (к-рых в зап. областях насчитывалось до 500) при сохранении священного сана, поскольку, сделавшись православными, «они уже не могли бы вернуться назад» (Там же. С. 48). М. в письме патриарху Алексию отрицательно отозвался о проекте, «потому что Апостольские правила и правила Вселенского собора не позволяют укладываться такому ответу в моем церковном сознании» (Там же. С. 47). М. сомневался в том, что греко-католич. священники-целибаты в значительном числе воссоединятся с православной Церковью, даже если им будет разрешено вступить в брак. Патриарх Алексий поддержал М., подчеркнув, что неженатый униатский священник может быть принят в РПЦ в сущем сане и вступать в брак не может (Там же. С. 50). Для координации мероприятий по воссоединению председатели Советов по делам РПЦ и по делам религиозных культов Карпов и И. В. Полянский выехали в Киев, где в СНК УССР приняли представителей Инициативной группы. Вопрос о проведении Собора, на к-ром следовало заявить о воссоединении униатов с РПЦ, был решен положительно. Надежда на проведение епархиальных собраний не оправдалась: на них могло обнаружиться, что среди священников нет единства. Кроме того, решение Собора всей греко-католич. Церкви выглядело бы более авторитетным, в т. ч. для мон-рей. 24-25 февр. 1946 г. во Владимирском соборе Киева была совершена хиротония принявших монашество Антония (Пельвецкого) во епископа Станиславского и Коломыйского и Михаила (Мельника) во епископа Самборского и Дрогобычского. Хиротонии возглавил митр. Иоанн (Соколов) в сослужении М. В отчете в Москву Ходченко уточнял: «Будущие православные епископы после решения Собора должны будут производить «неприятную» работу: противников или «нежелательных» священников смещать, отстранять, переводить и на их место подбирать и садить таких, что обеспечат линию патриархии. Это дело будет обеспечено при условии помощи Львовскому епископу Макарию со стороны епископов, бывших униатских священников, которые «точно» знают состав присоединившегося униатского духовенства» (Там же. С. 53).

http://pravenc.ru/text/2561394.html

М. принимал непосредственное участие в деле воссоединения греко-католиков зап. областей Украины с РПЦ. Ход воссоединения определялся в первую очередь репрессивной гос. политикой. Приезду нового епископа во Львов предшествовал арест 11-12 апр. 1945 г. 5 иерархов греко-католической Церкви во главе с митр. Иосифом (Слипым). Изначально ставилось условие, что вся работа по воссоединению должна проводиться через Совет по делам РПЦ при СНК УССР в Киеве и через уполномоченных этого Совета по областям Зап. Украины. Поэтому усилия М. по завоеванию доверия среди униат. духовенства не могли быть эффективными. Кроме того, М. пришлось сотрудничать, и не с руководящих позиций, с образовавшейся во Львове в апр.-мае 1945 г. Инициативной группой по воссоединению греко-католиков с РПЦ. Эта группа мыслилась властями как временный адм. орган, к-рому «дается право руководить в полном объеме существующими греко-католическими парафиями в западных областях Украины и проводить дело воссоединения указанных парафий с Русской Православной Церковью» ( Ярема. 2005. С. 30). В состав учредителей Инициативной группы входили д-р богословия генеральный викарий Перемышльской епархии Дрогобычской обл. Михаил (Мельник) и декан Гусятинского деканата Станиславской епархии Антоний (Пельвецкий) . Во главе группы стоял каноник Гавриил Костельник , представлявший Львовскую униат. епархию. Ранее он сотрудничал с нем. властями и отличался антикоммунистическими убеждениями. М. полагал, что Костельник имеет «автономистские» намерения и желает использовать воссоединение с РПЦ как «националистический эксперимент» ( Шлихта. 2014). 28 мая Хрущёв в качестве информации «о проведенной работе по разложению униатской церкви» направил И. В. Сталину и Г. М. Маленкову 2 документа Инициативной группы: «Обращение в СНК УССР» и «Письмо духовенству». Основное содержание письма составляла информация о борьбе с «латинизацией», «полонизацией» греко-католич. Церкви, что демонстрировало акцентирование авторами национальной темы. Сам процесс воссоединения назван постепенным, поэтому «не следует думать о моментальном преобразовании нашей униатской церкви в православную» ( Ярема. 2005. С. 28). В авг. 1945 г. М. докладывал патриарху Алексию, что заявления о присоединении к Инициативной группе еще не означают готовности подписавшихся воссоединиться с правосл. Церковью, а большая часть населения воспринимает именно униатов как «национальную украинскую церковь». М. признавался, что «от греко-католических священников пока не поступило... заявлений о желании их воссоединиться с Православной Церковью» (Там же. С. 46). Как писал М., «время воссоединения… еще не наступило… не только греко-католики миряне, но и их священники имеют превратное представление о Православной Церкви» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2561394.html

21 февраля Киев, вид на Лавру с немецкого понтонного моста. Фотография военных лет 1946 год – На епископскую хиротонию в Киев из Львова прибыла представительная делегация. В состав делегации входили: о. Тимофей Марко, о. Иван Крук, о. Василий Дрели, о. Мирон Крутяк, о. Константин Добрянский, о. Роман Дорик, о. Юрий Ванчицкий о. Никита, о. Гавриил Костельник, о. Антоний Пельвецкий, о. Михаил Мельник, о. Евгений Юрик, о. Иосиф Маринович, Павлосюк. Экзарх Украины митрополит Иоанн (Соколов) не успел возвратиться из Москвы, куда был срочно вызван. Члены делегации вечером осматривал красоты города. Митрополит Иоанн смог утвердить программу дальнейших мероприятий только 22 февраля. Акт присоединения к Православной Церкви состоялся во время литургии, совершенной митрополитом Киевским и Галицким Иоанном. Богослужение проходило в Воздвиженской Малой церкви Киево-Печерской Лавры. После воссоединения делегация приняла участие в Божественной литургии. С речью к экзарху обратился о. Гавриил Костельник, отметивший историческую важность происходящих событий. После литургии было совершено пострижение в монашество о. Антония Пельвецкого и о. Михаила Мельника. Вечером того же дня в кафедральном соборе во имя св. равноапостольного князя Владимира было совершено торжественное всенощное бдение, во время которого и совершился акт наречения во епископы. Бесспорно, патриарх Алексий знал о насильственном присоединении униатов. Но пошел на попытку канонически оформить этот факт: это была единственная возможность спасти Церковь на униатской земле Западной Украины от полного истребления. Униаты оказались гонимы советской властью, а не Православием, в то время как ныне православных на Западной Украине гонят униаты. 1977 год – Скончался А. Л. Казем-Бек. Родился он в Казани 15 (2) февраля 1902 г . в старинной дворянской семье с традиционно православным бытом. В Ревельской немецкой гимназии изучил немецкий язык, благодаря домашним занятиям свободно владел французским и английским. В феврале 1920 г . семья Казем-Беков выехала за границу. Александр Казем-Бек учился в университетах Белграда и Мюнхена. В 1925 г . в Париже сдал экзамены в Высшей школе политических и социальных наук.

http://pravoslavie.ru/5364.html

Второй вопрос, какой ставится перед Церковным Собором, в том числе и перед Львовским, это его рецепция, то есть принятие. Рецепция Соборов, как известно, принадлежит Церкви. Принимает ли народ Божий Львовский Собор? Справедливости ради следует сказать, что постановления Львовского Собора вошли в жизнь и сознание бывших греко-католиков Галиции. Определения Львовского Собора были приняты всей полнотой западно-украинских епархий: епископатом, клиром и мирянами. Деяния Львовского Собора одобрил Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 г. Признан Собор и другими Поместными Православными Церквами. Бывшие греко-католики Галиции вошли в евхаристическое общение со всей Полнотой Православной Церкви. Ни в чьей другой оценке, подтверждении канонического достоинства и действительности постановления Львовского Собора не нуждаются. Пытаясь дискредитировать Львовский Собор перед лицом мирового общественного мнения, зарубежные украинские католики заявляют, будто Львовский Собор «неканонический», потому что на нем «не было епископов». Верно, что ни один Собор не может быть без епископов; верно и то, что епископ должен быть выразителем церковной истины, что без епископа нет Церкви. Однако верно и другое, что не всегда епископы на Соборах защищали церковную истину, что без народа Божия тоже нет Церкви, как и без епископа; верно, что греко-католические епископы не выражали церковное Предание Восточной Церкви, что они пошли против народа Божия, что не Львовский Собор повинен в том, что эти епископы не были на Соборе. Что же касается присутствия епископов на Львовском Соборе 1946 г., то следует объективно сказать, что епископы на этом Соборе были. В книге Деяний Львовского Собора сказано: «Каждому ясно, что Собор не мог состояться без участия в нем епископов, и при том своих, вышедших из своего духовенства» (Деяния Собора. Львов, 1946, стр. 26). На Соборе участвовали 2 епископа, 214 священников и 19 мирян из Львовской, Станиславской и Перемышльской епархий. Львовский Собор возглавили Преосвященный епископ Станиславский и Коломыйский Антоний (Пельвецкий), Преосвященный епископ Дрогобычский и Самборский д-р Михаил (Мельник) под председательством протопресвитера д-ра Гавриила Костельника. Епископская хиротония Гусятинского декана Станиславской епархии Антония Пельвецкого и Генерального викария Перемышльской епархии д-ра Михаила Мельника была совершена в Киеве 24 и 25 февраля 1946 г. Экзархом Украины, митрополитом Киевским и Галицким Иоанном, епископом Львовским и Тернопольским Макарием, епископом Мукачевским и Ужгородским Нестором и епископом Луцким и Ровенским Варлаамом. Оставшись без епископов, греко-католики Галиции через Инициативную группу обратились к Русской Церкви, Церкви своих православных предков, на канонической территории которой они находились. Они не обратились в Рим за епископскими хиротониями, потому что решили прекратить унию с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первой мировой войне 1914 года, считая, что пришло время возврата к вере отцов, 33 священника в Галиции сразу оставили унию, возвратились к Православию, а несколько сот собирались последовать за ними и только обстоятельства войны заставили их дожидаться благоприятного времени. И это время пришло. Наши западные области Украины были освобождены от оккупации, и верующим людям была возвращена религиозная свобода. Таким историческим путем приближалось возвращение духовенства и верующего народа Галичины к православной вере отцов, осуществлялись их вековечные стремления к решениям вошедшего в историю славного Львовского Собора 1946 года. Львовский Собор был основательно подготовлен инициатором его д-ром Гавриилом Костельником, настоятелем Преображенской церкви во Львове, вместе с сотрудниками его Антонием Пельвецким, благочинным на Тернопольщине, и д-ром Михаилом Мельником, генеральным викарием Перемышльской епархии. Оба достойных пастыря 24 и 25 февраля 1946 года в Киеве во Владимирском соборе были возведены в архиерейский сан: Преосвященный Антоний – на Станиславскую кафедру, а Преосвященный Михаил – на Дрогобычскую. Во Львовском Соборе они принимали участие уже как епископы. На завершении работы Собора присутствовали высокие иерархи Русской Православной Церкви: Высокопреосвященный Экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, епископ Львовский и Тернопольский Макарий и епископ Мукачевский Нестор. Благословенное Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о принятии духовенства и мирян Греко-католической Церкви Галичины в лоно Матери – Русской Православной Церкви члены Собора выслушали внимательно, стоя. Душа успокоилась, сердце возрадовалось, ибо окончилась Брестская неволя, наступила воля возвращения к Святому Православию. Львовский Собор воплотился в нашу церковную жизнь. Заслуженным и неутомимым тружеником на ниве Христовой по осуществлению решений Собора был Высокопреосвященный архиепископ Макарий (Оксиюк), первый и великий православный иерарх на архиерейской кафедре Львовско-Тернопольской епархии. Посеянное зерно Православия дает обильный урожай. Мы можем уверенно сказать, что наша епархия – православная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АНАСТАСИЙ Митр.Западно-Европейских (Грибановский) Православных Церквей.211 АНАСТАСИЙ (Добрадин) Архп.Воронежский и Задонский 214 АНАСТАСИЙ (Опоцкий) Еп.Олонецкий и Петрозавод­ ский ..217 АНАТОЛИЙ (Бусел) Еп.Каменец-Подольский ..221 АНАТОЛИЙ (Грисюк) Митр.Одесский и Херсонский.. 222 АНАТОЛИЙ (Каменский) Архп. Иркутский ..227 АНАТОЛИЙ (Соколов) Еп.Енотаевский, вик.Астрахан­ ской епархии 231 Анатолий (Станкевич) Еп.Калужский и Боровский.... 233 АНАТОЛИЙ Еп.Ибресинский 236 АНДРЕЙ (Комаров) Архп.Днепропетровский и Запо­ рожский ..237 Андрей (Одинцов) Еп.б.Мариупольский, вик. Екатеринославской еп 244 Андрей (Солнцев) Еп.Рыбинский 245 АНДРЕЙ (Сухенко) Архп.Черниговский и Нежинс­ кий 246 АНДРЕЙ (Ухтомский) Еп.б.Уфимский и Мензелинский 250 АНДРОНИК Еп.Мамадышский, вик.Казанс- (Богословский) кой епархии .254 АНДРОНИК (Никольский ( Архп.Пермский и Соликамский....256 АНТОНИЙ (Блум) Архп.Сурожский и.о.Экзарха Московской Патриархии в За­ падной Европе .259 АНТОНИЙ (Быстров) Архп «Архангельский .263 АНТОНИИ (Вадковский) Митр.СПБ и Ладожский...266 АНТОНИЙ (Вакарик) Еп.Смоленский и Дорогобуж­ ский .276 АНТОНИЙ (Варжанский) Архп.Виленский и Литовский....278 АНТОНИЙ (Васильев) Еп. Сан-Франциский .280 АНТОНИЙ (Георгадзе) Митр.Кутаисский .281 АНТОНИЙ (Демянский) Еп.Тихвинский, вик.Новгород­ ской еп 283 АНТОНИЙ (Каржавин) Архп·Тверской. 285 АНТОНИЙ (Кротевич) Митр.Ивановекий и Кинешемский290 АНТОНИН (Марценко) Архп.Тульский и Белевский... 292 АНТОНИЙ (Мельников) архп.Минский и Белорусский·· 294 АНТОНИЙ (Миловидов) Еп.Омский 297 АНТОНИЙ (Панкеев) Еп.Белгородский 299 АНТОНИЙ (Пельвецкий) Архп.Станиславский и Коломый- ский 300 АНТОНИЙ (Покровский) Архп·Вашингтонский 303 АНТОНИЙ (Романовский) Митр.Ставропольский и Бакин­ ский...304 АНТОНИЙ (Флоренсов) Еп.Вологодский и Тотемский. 311 АНТОНИЙ (Храповицкий) Митр.Киевский и Галицкий... 313 АНТОНИН (Грановский) Еп.Владимирский (обновл. митр .Московский) 331 АНТОНИН (Державин) Еп.Псковский и Порховский.. 335 АПОЛЛИНАРИЙ (Кошевой) Еп.Белгородский, вик.Курс­

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010