1939-1988 гг. После начала второй мировой войны Галиция была занята советскими войсками, вошла в СССР как часть Украинской Советской Социалистической Республики (УССР), была разделена на Львовскую, Дрогобычскую (в 1945-1951 большая часть Дрогобычской обл. была присоединена к Польше, в 1959 оставшаяся в пределах УССР часть вошла во Львовскую обл.), Тернопольскую и Станиславскую области. 15 марта 1945 г. глава Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпов представил И. В. Сталину записку по проблемам отношений с Ватиканом и униатами, где речь также шла о переустройстве униат. епархий на Зап. Украине. Карпов предлагал создать правосл. Львовско-Тернопольскую епархию, к-рая объединила бы приходы во Львовской, в Станиславской, Дрогобычской и Тернопольской областях. 22 апр. 1945 г. правосл. Львовско-Тернопольскую епархию возглавил еп. Макарий (Оксиюк) . К 1 янв. 1946 г. на территории советской Галиции помимо правосл. Львовско-Тернопольской епархии существовали 2 крупные униатские епархии - Львовская и Станиславская. Для увеличения числа правосл. епископов в крае советские власти разрешили создание Станиславско-Коломыйской и Дрогобычско-Самборской епархий. Указом Свящ. Синода и Патриарха Алексия I от 19-20 февр. 1946 г. бывш. униат. свящ. Антоний Пельвецкий после присоединения к православной Церкви и принятия монашества был назначен управляющим Станиславско-Коломыйской епархией (состоя в инициативной группе по воссоединению греко-католической Церкви Галичины РПЦ, о. Антоний с мая 1945 выполнял обязанности администратора униат. Станиславской епархии). 24 февр. 1946 г. в кафедральном Владимирском соборе Киева Антоний (Пельвецкий) был хиротонисан во епископа Станиславского и Коломыйского. Благовещенская ц. в. г. Коломыя. 1587, 1648, 1709, 1845-1846 гг. Фотография. 2007 г. Благовещенская ц. в. г. Коломыя. 1587, 1648, 1709, 1845-1846 гг. Фотография. 2007 г. 8-9 марта 1946 г. при активном содействии советских властей был проведен Львовский Собор греко-католич. духовенства, принявший решение о воссоединении с Русской Церковью.

http://pravenc.ru/text/200517.html

Он занимает место председателя, стоя, приветствует делегатов, членов и гостей Собора и оглашает порядок его прохождения. Далее он говорит: «Наш Собор, собрался в такую историческую эпоху, что следует полагать – Провидение Божие ждет от нас чего-то великого. В истории развития ветхозаветной Церкви каждое 500-летие всегда было каким-то критически поворотным. Первый 500-летний период – от Авраама до Моисея, второй – от Моисея до Соломона, третий – от Соломона до вавилонского плена, четвертый – от вавилонского плена до Рождества Христова. В новозаветной церковной истории также наблюдаются подобные 500-летние периоды, а именно: 1) от Христа до падения античного мира; 2) от падения античного мира до полного разделения Церквей; 3) от разделения Церквей до возникновения протестантства (реформации). А ныне опять исполняется 500 лет, и приходит не наша ли очередь? Провидению Божию угодно, чтобы возродилось христианство . И не послужит ли началом этому наш Собор? Этим открываю заседание Собора и предоставляю слово епископу Антонию Пельвецкому для доклада о деятельности Инициативной группы по воссоединению Греко Католической Церкви с Православной». Во время доклада епископа Антония Пельвецкого в храм святого Юра входят высокие гости, делегаты Московской Патриархии: Преосвященные епископы Макарий и Нестор и управляющий делами Украинского Экзархата митрофорный протоиерей Константин Ружицкий. Отец д-р Гавриил Костельник приветствует достойных гостей и представляет их членам Собора. После доклада епископа Антония Пельвецкого на трибуну поднимается отец д-р Гавриил Костельник и говорит о мотивах воссоединения. Все слушают очень внимательно. Позже будут еще долго говорить об этом историческом докладе. После окончания доклада отец д-р Гавриил Костельник занимает председательское место и предлагает начать дискуссию о разрыве с Ватиканом и воссоединении с Православной Церковью. Начинается дискуссия. Трудно брать слово после отца д-ра Гавриила Костельника. Однако так же спокойно на кафедру выходит один из наиболее заслуженных священников – клирошанин Маринович Иосиф из Дрогобычской (бывшей Перемышльской) епархии, участник делегации в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр Сабов были убиты советскими военнослужащими. После убийства Мукачевского греко-католического еп. Теодора (Ромжи) правосл. архиереи Станиславской, Дрогобычской и Мукачевской епархии, епископы Антоний (Пельвецкий) , Михаил (Мельник) и Нестор (Сидорук), в янв. 1948 г. обратились к Первому секретарю ЦК КП(б) Украины Н. С. Хрущёву с письмом, в к-ром осудили тактику борьбы с греко-католиками. Возможно, это письмо послужило поводом к тому, что 3 июня 1948 г. еп. Нестор (Сидорук) был перемещен на Курскую кафедру. Управление М. и У. е. было передано архиеп. Львовскому и Тернопольскому Макарию (Оксиюку) . В отчете за 1948 г., поданном в Патриархию, он указал, что после освобождения Закарпатья от венг. оккупантов количество правосл. приходов увеличивалось в основном за счет присоединения к Православию бывших униатских приходов. В кон. 1944 г. в Православие перешло 27 греко-католич. приходов, в 1945 г.- 39, в 1947 г.- 5 приходов и монастырь на Чернечьей горе в Мукачеве, в 1948 г.- 23 прихода. В приходах священники вели учет церковных средств по кассовым книгам, вводились инвентарные и материальные книги. В 1948 г. были случаи, когда финансовые органы облагали священников слишком высокими подоходными налогами. Материально-бытовые условия жизни приходского духовенства в 1948 г. по сравнению с предыдущими годами ухудшились. Главным источником содержания приходского духовенства были земельные наделы, которыми не все духовенство было обеспечено. Кроме того, были добровольные пожертвования от верующих натуральными продуктами. 28 авг. 1948 г., на праздник Успения Пресв. Богородицы, в Свято-Николаевском мон-ре в Мукачеве богослужение совершили архиеп. Львовский, Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский Макарий, еп. Станиславский и Коломыйский Антоний (Пельвецкий) и еп. Дрогобычский и Самборский Михаил (Мельник). Кроме того, в Мукачево прибыли инициатор созыва Львовского Собора протопресв. Гавриил Костельник и еще 40 священников. В 1948 г. архиеп. Макарий создал миссионерский комитет при Епархиальном управлении.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Подготовительную работу духовенства можно было бы продолжать и дальше, но нельзя было слишком затягивать созыв Собора. Причины, по которым следовало ускорить его, были представлены в докладе Преосвященного Антония (Пельвецкого). Кроме того, дело устного оповещения было почти закончено, за некоторыми исключениями, в Дрогобычской, Львовской и Станиславской областях. Иначе было с Тернопольской областью, где по некоторым причинам, главным образом техническим, очень трудно было провести конференции со всем духовенством. Суммируя, можно сказать, что Провидение Божие явственно подготовляло наше духовенство к отходу от Рима хотя бы из-за тех событий, свидетелями которых мы были в недавнее, польское, время. Однако влияние римского воспитания и дисциплины было очень велико. Особенно тяжело было присоединяться к нашему делу старцам, что вполне понятно для их возраста, и молодым священникам, только что покинувшим стены Духовной школы. У молодых, кроме влияния римского воспитания, чувства эмоциональные иногда брали верх над здравым и трезвым разумом, и потому они дело представляли в ложном свете. Не видели они и не могли понять, что дело нашего соединения с отеческой Православной Церковью является только началом великого дела возрождения христианства во всем мире. Верующие греко-католических приходов ратовали за воссоединение в прадедовской вере с Русской Православной Церковью, ибо для них Рим был всегда чужим, и они сохраняли в своих душах религиозные чувства предков. Первое воссоединение в Киеве Завершение подготовительной работы среди духовенства позволяло приступить к организационным мероприятиям по осуществлению прохождения Собора, который не мог состояться без участия в нем своих епископов. Чувствуя и глубоко понимая отеческим сердцем необходимость этого, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий сам разрешил вопрос о епископате для новой отрасли в винограднике Христовой Церкви и назначил на 24 и 25 февраля 1946 г. хиротонию во епископы отца Антония Пельвецкого и отца д-ра Михаила Мельника, первого – на Станиславскую епархию, второго – на бывшую Перемышльскую, ныне Самборско-Дрогобычскую. Львовским епископом остался Преосвященный Макарий (Оксиюк), с апреля 1945 г. православный епископ Львовский и Тернопольский, священно-архимандрит Успенской Почаевской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После воссоединения делегация приняла участие в Божественной литургии. С речью к Экзарху обратился о. Гавриил Костельник, говоря об исторической важности происходящих событий. После литургии было совершено пострижение в монашество о. Антония Пельвецкого и о. д-ра Михаила Мельника. Вечером того же дня в Кафедральном соборе во имя Святого Равноапостольного князя Владимира было торжественное всенощное бдение, в момент которого и совершился акт наречения во епископы о. Антония Пельвецкого и о. Михаила Мельника. Сама хиротония, согласно традиции Православной Церкви, совершена была отдельно: о. Антония – в воскресенье 24 февраля, о. Михаила – в понедельник 25 февраля 1946 года. Хиротонии совершил Экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Иоанн и все епископы, прибывшие на торжества в Киев, в сослужении всех членов делегации и местного духовенства. Бесспорно, Патриарх Алексий знал о насильственном присоединении униатов. Но пошел на попытку канонически оформить этот факт из-за единственной возможности спасти Церковь на униатской земле от полного истребления. Униаты оказались гонимы советской властью, а не православием , в то время как в сегодняшние дни православных в Галиции унижают сами униаты. Сам Собор назначили на 810 марта 1946 года, т.е. он совпал с Первой Седмицей Великого Поста. Напечатанных приглашений было 225 для священников и 22 – для гостей из мирян. Но присутствовало 216 священников и 19 мирян из Львовской, Станиславской и Перемышльской епархий. Все заседания происходили в Кафедральном соборе Святого Юра. Собор начался с колокольного звона «Кирилла» в Успенской церкви, а потом зазвонили и другие колокола. Во все дни Собора «Кирилл» звонил с 10 до 11 часов утра и с 5 до 6 после полудня. После молебна «О призывании Святого Духа» Председатель, о. д-р Гавриил Костельник предоставил слово епископу Антонию (Пельвецкому) для доклада о деятельности «инициативной группы» по воссоединению Греко-Католической Церкви с Православной. Во время его выступления в храм вошли посланцы от Московской Патриархии – епископы Макарий (Оксиюк) и Нестор (Сидорук) и управляющий делами Украинского Экзархата протоиерей Константин Ружицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Минский и Белорусский; с 9.10.1965 в сане архиепископа; 9.09.1975 в сане митрополита; с 10.10.1978 митр. Ленинградский и Новгородский; † 29.05.1986. Антоний (Миловидов) 6.06.1925 хирот. во еп. Усть-Катаевского, вик. Уфимской епархии; с 1925 г. еп. Троицкий, вик. Челябинской епархии; с 25.04.1926 перешел в старообрядчество; с 1927 г. после покаяния вновь еп. Троицкий, вик. Челябинской епархии; с 27.04.1928 еп. Бугумильский, вик. Казанской епархии; с 16.06.1932 еп. Енисейский и Красноярский; с 3.05.1934 еп. Ачинский; с 9.09.1935 еп. Омский; в нояб. 1936 г. арестован; дальнейшие сведения отсутствуют. Антоний (Москаленко) 13.10.1985 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 30.12.1986 еп. Черновицкий и Буковинский; с 1990 г. на покое; с 31.01.1990 еп. Уральский и Гурьевский; с 25.02.1997 в сане архиепископа. Антоний (Панкеев) 27.08.1924 хирот. во еп. Мариупольского, вик. Днепропетровской епархии; с 21.11.1933 еп. Белгородский; расстрелян 1.06.1938. Антоний (Пельвецкий) 24.02.1946 хирот. во еп. Станиславско-Коломыйского; † 3.02.1957. Антоний (Покровский) 29.09.1930 хирот. во еп. Аляскинского; с 1934 еп. Аляскинский и Вашингтонский, вик. экзарха Патриарха Московского в Америке; с 1938 г. в сане архиепископа; † 19.04.1939. Антоний (Романовский) 17.11.1924 хирот. во еп. Ереванского, вик. Сухумской епархии; с 1927 г. на покое; с 27.02.1929 еп. Донской; с 1931 г. епархией не управ.; с 1935 г. еп. Ставропольский и Донской; 08.12.1935–15.01.1937 временно управ. Сталинградской епархией; с 1937 г. на покое; с 14.09.1943 архиеп. Ставропольский и Пятигорский; с мая 1945 г. архиеп. Ставропольский и Бакинский; с 25.02.1962 в сане митрополита; † 7.11.1962. Антоний (Фиалко) 27.07.1992 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 1993 г. еп. Хмельницкий и Шепетовский. Антоний (Флоренсов) с 11.02.1898 на покое ( б. еп. Вологодский); † 20.02.1918 . Антоний (Храповицкий) с 16.08.1917 архиеп. Харьковский и Ахтырский; с 28.11.1917 в сане митрополита; с 30.05.1918 митр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

По постановлению Священного Синода от 19 февраля 1946 года, администратор о.Антоний был назначен епископом Станиславским и Коломийским. 24 февраля 1946 года в г.Киеве состоялась хиротония, после которой епископ Антоний сразу же вступил в управление Станиславско-Коломыйской епархией. 8–10 марта того же года состоялся исторический Львовский Собор по ликвидации Брестской унии, в работах которого принимал живое и деятельное участие епископ Антоний. С этого времени началась созидательная работа епископа Антония по воссоединению бывшего униатского духовенства с Русской Православной Церковью. В течение одиннадцати лет, как верный сын и воин Православной Церкви, епископ Антоний стоял бессменно на своем посту, увековечив навсегда свое имя в истории Православной Церкви. За свою. плодотворную деятельность на пользу Православной Церкви епископ Антоний постановлением Священного Синода от 24 окт. 1954 года был возведен в сан архиепископа. 19 окт.1955 года поручено временное управление Самборско-Драгобычской епархией. В воскресенье 27 января 1957 года исполнилось 60-летие со дня рождения Преосвященного Антония. Епархиальное духовенство решило отметить этот день совершением торжественного богослужения и благодарственного молебна в местном кафедральном соборе, а также в приходах епархии. Прекрасное самочувствие юбиляра не предвещало его скорой смерти. Даже в последний день жизни архиепископ был занят обычным приемом посетителей и текущими епархиальными делами, но ночью наступил роковой сердечный приступ, а за ним внезапная кончина 3-го февраля 1957 года. Труды : Его слово «Еп.Вестник» 1947 г., 9, стр.283, 284. Слово, виголошене в Мукачеви в повечерие Успения Божо Матер 27 серпня 1947 года. Доклад его. Львов.Соборо-церковн. в 1946 г. См.Деяния Собору греко-католиц.церкви у Львовы 8–10 Берзиня 1946 года. (Львов 1946 г., стр.59–62). Литература: «ЖМП» стр.6. 1946, стр. 14,15. 1954, стр.6, 24–30. 1955, стр.3. 1957, стр.15. 1961, стр.67. «Журнал Засед.Св.Син.» II от 15.XI.1952 г. 19 от 19.X.1955 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний (Пельвецкий Антон Андреевич) (1897–1957), архиепископ. Родился в селе Нагирянка Чертковского района Тернопольской области в бедной крестьянской семье. Окончил народную школу и в 1908 году поступил в гимназию в г. Выжнице на Буковине. Завершив среднее образование по окончании войны, поступил в католический монастырь в г. Крехов, однако по состоянию здоровья пробыл там только шесть месяцев. В 1921 году выехал для получения богословского образования в Рим, откуда через два года возвратился на родину, где в г. Станиславе закончил католическую духовную семинарию. Священник (целибат) Греко-Католической Церкви (1925). Преподаватель Закона Божия в г. Надворина, а потом в г. Печенижин Станиславской области. Настоятель церкви в селе Петликовцы (1930), затем церкви в селе Пробижна Тернопольской области (1935). Настоятель церкви в г. Копычинцы и благочинный Гусятинского округа (1938). Активный участник Львовского Собора по воссоединению греко-католического духовенства с Русской Православной Церковью (1946). После Собора перешел в православие и был принят под омофор Московского Патриархата. Администратор Станиславской епархии. Епископ Станиславский и Коломыйский (1946). Архиепископ (1954). С 1955 г. временно управлял Самборско-Драгобычской епархией. Антоний (Романовский Василий Антонович) (1886–1962), митрополит. Окончил Киевскую духовную академию (1913). С 1913 по 1924 гг. служил в Грузии. Управлял Сухумской епархией (1924–1927). Епископ Донской (1929–1930), Сталинградский (1936). Архиепископ Ставропольский и Пятигорский (1943–1945). Временно управляющий Херсонской епархией (1944–1945). Архиепископ Ставропольский и Бакинский (1945–1962). Митрополит Ставропольский и Бакинский (1962). Неоднократно арестовывался, в целом провел в заключении 15 лет. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1863–1936), митрополит Киевский и Галицкий. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. В эмиграции с 1920 года. С 1922 г. – председатель Зарубежного Архиерейского Синода. Антонин (Грановский Александр Андреевич) (1863–1927), обновленческий епископ. Глава обновленческой группировки «Союз церковного возрождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ходченко поддержал ее начинание.    Патриарх Алексий I сразу после своего избрания обратился с посланием к «Пастырям и верующим греко-католической Церкви, проживающим в западных областях Украинской ССР», в котором выразил радость по поводу воссоединения западных русских земель с Родиной и одновременно сожаление о том, что западные братья остаются «отринутыми от своей Матери — Русской Православной Церкви». Патриарх обвинил униатских архипастырей в том, что они призывали паству «склониться под ярмо Гитлера», и обратился к галичанам-униатам: «Молим вас, братья... порвать ваши связи с Ватиканом, который ведет вас во тьму и духовное падение своими ересями... Поторопитесь вернуться в объятия вашей истинной Матери Русской Православной Церкви».    Московская Патриархия, естественно, с сочувствием отнеслась к почину протоиерея Гавриила Костельника и его единомышленников. 23 февраля 1946 г. в Киеве митрополитом Киевским и Галицким Иоанном были воссоединены с православной Церковью протоиерей Гавриил Костельник, священники Михаил Мельник, Антоний Пельвецкий и еще 10 униатских священнослужителей. За этим последовал постриг отцов Михаила Мельника и Антония Пельвецкого с сохранением их имен, а 24 февраля митрополит Иоанн возглавил хиротонию иеромонаха Антония во епископа Станиславского и Коломыйского; на следующий день иеромонах Михаил был хиротонисан во епископа Дрогобычского и Самборского.    На следующий день в соборе святого Юрия 12 священников, уже воссоединенных с Православной Церковью в Киеве и приглашенных из православной церкви Львова, приняли исповедь у участников Собора униатов. Потом епископы Львовский Макарий, Мукачевский Нестор, Станиславский Антоний и Дрогобычский Михаил приняли отречение от римо-католических заблуждений у 204 священников греко-униатов, участвовавших в Соборе, и после чтения разрешительной молитвы воссоединенные с Православной Церковью участвовали в совершении Божественной литургии. Затем были приняты тексты телеграмм и обращения к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, к Местоблюстителю патриаршего престола в Константинополе, к духовенству и верующим западных областей Украины, к Сталину и главе правительства УССР Н.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Большая часть духовенства К. е. была старше 55 лет (303 чел.), только 17 священнослужителей были в возрасте до 40 лет (Там же. Л. 9). Значительная часть клириков (162 чел.) успела получить среднее духовное образование, 14 священников имели высшее духовное и еще 23 - высшее светское образование (Там же. Л. 35). К 1951 г. количество священников уменьшилось до 472 (Там же. Оп. 2. Д. 2. Л. 57), в нач. 1952 г. в Киеве и Киевской обл. насчитывалось 503 общины, служили 469 священников. 18 февр. 1947 г. состоялось торжественное открытие Киевской ДС, возрожденной на базе пастырско-богословских курсов в Златоверхом Михайловском мужском монастыре. Праздничное богослужение и молебен перед началом учебных занятий совершил митр. Иоанн (Соколов) в сослужении 14 священников. Ректором семинарии был назначен свящ. Сергий Афонский. В 1-й класс семинарии по итогам экзаменов было зачислено 11 чел. Классы и интернат были размещены в центре Киева. В 1949 г. Михайловский Златоверхий монастырь был вновь упразднен (келейный корпус передали орг-ции «Заготзерно», в Иоанно-Богословской ц. разместился спортзал), семинарию перевели в помещения в стилобатной части Андреевской ц. 12 авг. 1947 г. по благословению Киевского митр. Иоанна при КДС были открыты месячные пастырские курсы для сельского духовенства К. е., не имеющего духовного образования. Курсы были организованы также в 1949, 1951 гг. и в последующие годы. На курсах ежегодно обучалось не менее 30 священников (Там же. Оп. 3. Д. 1. Л. 27). В февр. 1946 г. в Киеве прошли мероприятия, связанные с воссоединением западноукр. униатов с правосл. Церковью. 20 февр. в Киев из Львова прибыла делегация инициативной группы по воссоединению греко-католиков с РПЦ. В состав делегации входили глава инициативной группы прот. Гавриил Костельник, предназначенные к епископской хиротонии на Станиславско-Коломыйскую и Дрогобычско-Самборскую кафедры священники Антоний Пельвецкий и Михаил Мельник, а также священники Тимофей Марко, Иоанн Крук, Василий Дрели, Мирон Крутяк, Константин Добрянский, Роман Дорик, Юрий Ванчицкий, Евгений Юрик (буд. митр. Львовский и Тернопольский Николай ), Иосиф Маринович и др. 23 февр. в Воздвиженской ц. Киево-Печерской лавры во время литургии, которую возглавил митр. Иоанн, был совершен чин воссоединения делегатов греко-католич. инициативной группы с православной Церковью. 24 февр. во Владимирском соборе состоялась хиротония иером. Антония (Пельвецкого) во епископа Станиславского и Коломыйского, 25 февр. там же состоялась хиротония во епископа Дрогобычского и Самборского иером. Михаила (Мельника). Обе хиротонии совершили епископы Украинского экзархата во главе с митр. Киевским и Галицким Иоанном.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010