Действительно, многие клирики и миряне униатской церкви поддерживали гитлеровский режим, логично считая его единственным щитом против большевизма. Но ещё более значительную силу представляли сторонники Стефана Бендеры – украинские националисты, в равной степени ненавидевшие как германскую оккупацию, так и советскую власть. После освобождения Украины от немецких захватчиков в ее западных областях вплоть до середины 1950-х гг. продолжалась негласная война со скрывавшимися в лесах «бендеровцами». Поскольку многие из них были униатами, то аресты униатского духовенства стали целенаправленными ударами по военным и политическим противникам большевистской власти на Украине. По сути дела, репрессии и решили вопрос о дальнейшей ликвидации унии. Греко-католическая церковь на Западной Украине лишилась епископата, через который поддерживалась каноническая связь с Ватиканом, а поставить других епископов, утверждённых Папой, уже не представлялось возможным. В Мае 1945 г. во Львове была создана инициативная группа по созыву Собора для ликвидации унии. В неё вошли настоятель Преображенской церкви Львова протопресвитер Гавриил Костальник, генеральный викарий Перемышленской епархии о. Михаил Мельник и декан (благочинный) Гусятинского деканата Станиславской епархии о. Антоний Пельвецкий. 570 Православной Церкви предлагалось выступить против униатства не путём постепенной миссионерской работы, а «явочным порядком», насильственными – скорее большевистскими, нежели церковными методами. Сознание того, что ликвидация унии совершится под нажимом властей омрачало события, которые в ином случае стали бы торжеством Православия на Западной Украине. В настоящее время стали доступны документы, освещающие закулисную сторону подготовки ликвидации унии. Так, в Июне 1945г. Н.С. Хрущёв отправил в Москву следующее письмо: «От т. Хрущёва. ЦК ВКП(б), товарищу Сталину И.В. Будучи в Москве, я Вас информировал о проведённой работе по разложению униатской церкви и переходу униатского духовенства в Православную церковь . В результате проведённой работы из числа униатского духовенства образовалась «инициативная группа». Эта группа прислала в адрес Совнаркома следующие документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несколько позже предполагалось рукоположить для Львова викарного епископа. Сразу же была назначена хиротония двух основателей Инициативной группы, которая должна была состояться в Киеве. Перед своим посвящением отцам Антонию Пельвецкому и д-ру Михаилу Мельнику формально надлежало присоединиться к Православной Церкви. Ясно, что этого они не могли бы сделать одни. Их сопровождали сподвижники и единомышленники из числа близких и самых известных, добровольный переход которых в Православие должен был оказать влияние и на решение Львовского Собора о воссоединении с Православной Церковью греко-католиков. В Киев прибыли представители духовенства: отец д-р Костельник Гавриил, отец Пельвецкий Антоний, отец д-р Мельник Михаил, отец Юрик Евгений, отец Маринович Иосиф, отец Марко Тимофей, отец Крук Иван, отец Дрелих Василий, отец Крутяк Мирон, отец Добрянский Константин, отец Дорик Роман, отец Ванчицкий Юрий и отец Павлосюк Никита. Весь день 21 февраля отцы-делегаты знакомились с городом, его национальными и церковно-религиозными святынями. Экзарха Украины, митрополита Иоанна, в тот день не было в Киеве: он не успел еще возвратиться из Москвы. В пятницу 22 февраля делегация около полудня была представлена Экзарху, и была утверждена дальнейшая программа торжеств. Они начались с акта присоединения к Православной Церкви всей делегации, который состоялся во время литургии, совершенной митрополитом Киевским и Галицким Иоанном, Экзархом Украины. Богослужение состоялось в Воздвиженской малой церкви Киево-Печерской Лавры – самой большой святыни нашего народа и одной из величайших святынь во всем христианском мире. Нигде нет такого количества нетленных мощей святых угодников Божиих, как здесь, в Киевских пещерах. Поэтому только здесь, в обители киево-печерских святых, должны были снова соединиться нити нашей национально-религиозной традиции. Здесь и состоялось первое воссоединение представителей Греко-католической Церкви с Православной Церковью. Этот торжественный акт предшествовал будущему Собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом ваше воссоединение с Матерью-Церковью означает оживление, воскресение ваше. /Мне думается, что каждый из вас в глубине души своей слышит голос Христа, вопрошавшего скорбящего апостола Петра: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?», и в ответ на это вы говорите: «Ей, Господи, Ты веси, яко любим Тя», любим основанную Тобою Церковь , ту самую Церковь, которая верна Тебе, которая хранит Твое учение во всей неприкосновенности и чистоте. И дай Бог , чтобы эта любовь ваша никогда не отпадала, но подвигала бы вас пребывать в единении с Православной Церковью во все дни жизни вашей. Интервью, данное корреспонденту ТАСС членами Президиума Собора Греко-католической униатской церкви протопресвитером Гавриилом Костельником и епископами Антонием (Пельвецким) и Михаилом (Мельником) 9 апреля 1946 года Вопрос: Позвольте обратиться к Вам с просьбой рассказать о состоявшемся в городе Львове Соборе Греко-католической Церкви, вынесшем решение о воссоединении ее с Православной Церковью. Ответ: Собор Греко-католической (униатской) Церкви, созванный Центральной Инициативной группой по воссоединению Греко-католической Церкви с Православной Церковью, состоялся 8–10 марта 1946 года в кафедральном соборе святого Юра в городе Львове. Собор положил конец многовековым тяжелым переживаниям Восточной Церкви под римским ярмом, положил конец церковным раздорам в нашем народе, искусственно вызванным и поддерживавшимся Ватиканом, который всегда действовал с попранием святой истины... Греко-католическая (униатская) Церковь в западных областях УССР состояла из трех епархий (Львовская, Станиславская и Дрогобычско-Самборская), в которых было 102 деканата (благочиния). Центральная Инициативная группа по воссоединению Греко-католической Церкви с Православной Церковью образовалась в мае 1945 года в составе настоятеля Преображенской церкви г. Львова протоиерея доктора Гавриила Костельника, генерального викария Перемышльской епархии священника доктора Михаила Мельника и декана Гусятинского деканата Станиславской епархии священника Антония Пельвецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ко дню Собора к этой группе присоединилось, путем подачи личных заявлений с выражением желания выйти из унии и воссоединиться с Православной Церковью, 997 священников, что, по отношению к 1270 священникам всей Греко-католической (униатской) Церкви западных областей Украины, составляло 78%. В работе Собора приняло участие 216 делегатов-священников с правом решающего голоса и 19 представителей от мирян в качестве гостей. 216 делегатов Собора представляли все деканаты и по одному представителю от духовенства каждого деканата. В большинстве деканатов делегат от духовенства был избран на собраниях священников, а в ряде деканатов, где собрания духовенства не были проведены, делегат назначался деканом от Инициативной группы. Кроме того, из некоторых деканатов по своей инициативе прибыли и другие священники, которые мандатной комиссией были допущены на Собор как делегаты. Центральная Инициативная группа пригласила также на Собор и представителей от противников воссоединения с Православной Церковью, но из них на Собор никто не явился... Участники Собора, заслушав доклады и обсудив исторические и теологические мотивы, единогласно постановили возвратиться в лоно прадедовской Православной веры и воссоединиться с Русской Православной Церковью. Собор закончил свою работу Богослужением по православному чину в соборе святого Юра в сослужении с Патриаршим Экзархом митрополитом Киевским и Галицким Иоанном и епископами Макарием, Нестором, Антонием и Михаилом. Вопрос: Насколько был правомочен состоявшийся Собор Греко-католической Церкви, вынося решение об отмене постановления Брестского собора 1596 года? Ответ: На Соборе в числе делегатов были епископ Дрогобычско-Самборский Михаил (Мельник), епископ Станиславский Антоний (Пельвецкий). Таким образом, Собор, с участием 216 священников, представлявших 78% всего духовенства униатской церкви, был вправе отменить постановление Брестского собора 1596 года о введении унии, и, с церковно-канонической точки зрения, Собор был вполне правомочен решить вопрос о воссоединении Греко-католической Церкви с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возвращение в лоно Матери-Церкви на Львовском Соборе 1946 года оторванных от нее верующих Галичины и окончательное прекращение существования Брестской унии является выдающимся историческим событием. Львовский Собор имеет важное значение. Он был выразителем желания греко-католического духовенства и мирян возвратиться к Православной вере своих праотцев, к вере святого равноапостольного князя Владимира. Борьба за Православие продолжалась на протяжении всей 350-летней истории. Но особенно сильным это движение стало в конце XIX и в начале XX столетий. При этом происходило оно как на территории нашей страны, так и за ее пределами, в том числе и в Соединенных Штатах Америки. Одержанная советским народом победа над фашистской Германией создала благоприятные условия для церковного воссоединения греко-католиков, потому что только в условиях освобождения было возможно порвать с Брестской унией 1596 года, навязанной нашим предкам – украинцам и белорусам, единокровным братьям русского народа. Тридцать лет – небольшой период в истории Церкви, но и за этот отрезок времени в условиях церковного единства было много сделано для укрепления православной само сознательности в наших западных епархиях. Мы с благодарностью отмечаем плодотворную деятельность незабвенного протопресвитера Гавриила Костельника, который потрудился «даже до смерти». Его талант и кипучая энергия в большой степени определили решение Львовского Собора, который выразил давние желания верующих людей Галичины. Сегодня мы также вспоминаем труды Преосвященного Макария, архиепископа Львовского и Тернопольского (позже Предстоятель Польской Православной Церкви), Преосвященных епископов Антония (Пельвецкого) и Михаила (Мельника), многих клириков и мирян, которые послужили Святому Православию. Я хотел бы отметить старание в утверждении Православия ныне живых и здравствующих Преосвященных архипастырей Украинского Экзархата: митрополита Львовского и Тернопольского Николая, архиепископа Ивано-Франковского и Коломыйского Иосифа, архиепископа Житомирского и Овручского Палладия (прежде Львовского), архиепископа Мукачевского и Ужгородского Григория; деканов и рядовых священников, которые много потрудились для православного единства в условиях воссоединения на земле галицкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В наших праздничных переживаниях большое место занимает и другое чувство – чувство внутренней связи и духовного родства с теми, кто послужил делу воссоединения галицких униатов и довел его до конца. Это прежде всего протопресвитер Гавриил Костельник, отдавший жизнь за церковное единство, и его сподвижники – Преосвященный Антоний (Пельвецкий) и Преосвященный Михаил (Мельник). С таким же чувством благодарности мы чтим память первого Львовского архиепископа Макария, много сделавшего для укрепления Православия в Галиции, и память бывших униатских священников, положивших жизнь свою за воссоединение с Матерью-Церковью. Но все эти чувства и переживания не исчерпывают содержания нашей праздничной встречи. Вспоминая тяжелое прошлое Галицкой Церкви, мы не хотим, чтобы оно повторилось. И вполне естественна наша решимость идти вперед, руководствуясь уроками прошлого. Для этого мы изучаем его историю, исследуем причины конфликтов и положительных достижений, добытые таким путем данные, стараемся приложить к современным нуждам и задачам Церкви. О том, какие мысли, соображения и выводы возникают у нас в связи с минувшим периодом церковной унии и двадцатилетием православного бытия Галицкой Церкви, вы услышите из доклада Преосвященного Алексия, архиепископа Таллинского и Эстонского, члена Священного Синода Русской Православной Церкви. А сейчас позвольте объявить торжественное заседание, посвященное 20–й годовщине Львовского Собора Греко-католической Церкви и ее воссоединения с Русской Православной Церковью, открытым. Доклад архиепископа Таллинского и эстонского Алексия на торжественном акте 23 апреля 1966 года Ваши Преосвященства, Ваши Преподобия, отцы и братия! Этим торжественным собранием мы отмечаем 20-ю годовщину Львовского Собора 1946 года, принявшего исторические решения о ликвидации Брестской унии и о воссоединении Галицких униатов с Матерью – Русской Православной Церковью. Поэтому я хочу сделать предметом вашего внимания то далекое прошлое Галиции и других областей Юго-Западной Руси, которое привело нас к настоящему торжеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После молебна «О призывании Святого Духа» о. Гавриил Костельник предоставил слово епископу Антонию (Пельвецкому) для доклада о деятельности «инициативной группы» по воссоединению Греко-католической Церкви с Православной. Во время его выступления в храм вошли посланцы от Московской Патриархии — епископы Макарий (Оксиюк) и Нестор (Сидорук) и управляющий делами Украинского Экзархата протоиерей Константин Ружицкий. Речь епископа была выслушана в полном молчании. О. Гавриил сделал попытку втянуть присутствующих в дискуссию о разрыве с Ватиканом и воссоединении с Московской Патриархией. И на это не последовало ответной реакции. В прениях с о. Гавриилом выступили такие же «инициаторы»: священники Маринович и Лоточинский. По сценарию 1920-х гг. началось зачитывание телеграмм прихожан с требованием о немедленном воссоединении. («Требование с мест» — один из самых удачных внутриполитических приемов власти.) Первый тягостный день закончился принятием постановления, из-за которого все и затевалось. Его можно разделить на четыре части: 1) аннулирование Брестской унии 1596 г.; 2) отделение от Римско-Католической Церкви; 3) возвращение к Православию; 4) воссоединение с Русской Православной Церковью в Советском Союзе. Весь второй день был посвящен церковно-каноническому оформлению решения о воссоединении. Постановлено было направить обращение к патриарху с прошением о принятии (эти документы готовились властью с 1945 г.) в молитвенное и каноническое единение с Русской Православной Церковью. Не была обижена и власть: на имя председателя Президиума Верховного Совета УССР М. С. Гречухи тоже было послано обращение. Приветственные телеграммы от имени Собора были направлены и Константинопольскому Патриарху Максиму, и Московскому и всея Руси Алексию, и представителям центральной власти. Московские разработчики не забыли и тех, кто не явился на это показное мероприятие. Для них было написано и принято специальное «Обращение к духовенству и верным Греко-католической Церкви в западных областях Украины». Документ просто уведомлял их о происшедшем событии — «добровольном воссоединении».

http://pravoslavie.ru/5379.html

- Светские власти того времени тоже были заинтересованы в унии? - Насаждение Брестской унии, которой не желало абсолютное большинство духовенства, монашествующих и мирян Киевской митрополии, проходило при активном участии светских властей Речи Посполитой. Администрация короля Сигизмунда III, фанатичного католика и выученика иезуитов, при помощи неприкрытого насилия навязывала унию, сопротивление которой со стороны православных верующих Западной Руси было колоссальным. Сегодня Русскую Православную Церковь обвиняют в том, что она в 1946 году вместе с советской властью якобы участвовала в уничтожении униатской церкви. И хотя подобное утверждение далеко от действительности, но получается, что восторжествовала историческая справедливость: порожденная государственным насилием уния и сама закономерно стала жертвой аналогичного насилия со стороны государства. - А если посмотреть на Львовский Собор с точки зрения православных канонов? Решения Львовского Собора поддержало 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины - На Львовский Собор 1946 года гораздо справедливее смотреть не с позиций католического канонического права, а с точки зрения канонов Православной Церкви. Да, на Львовском Соборе не присутствовали греко-католические епископы (они были арестованы советскими властями), но была обширная группа духовенства, изъявившего намерение воссоединиться с Православной Церковью. Решения Собора поддержало 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины, а его каноничность была признана всеми Поместными Православными Церквями мира. Президиум Львовского Собора: отцы Антоний Пельвецький, Гавриил Костельник и Михаил Мельник Кстати, хотелось бы напомнить, что при заключении в 1646 году, спустя полвека после Брестского собора, еще одной унии - Ужгородской, в этой акции приняли участие 63 православных священника, но не было ни одного епископа. Однако применительно к этому случаю греко-католики почему-то не говорят о неканоничности данной акции. Из числа перешедших в Православие бывших униатских священнослужителей были рукоположены уже в Русской Православной Церкви епископ Станиславский Антоний (Пельвецкий) и Дрогобычский Михаил (Мельник), которые приняли участие во Львовском Соборе. На Соборе также присутствовали митрополит Киевский Иоанн (Соколов), епископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк), епископ Мукачевский и Ужгородский Нестор (Сидорук). То есть имеются все основания рассматривать Львовский Собор как полноценный православный Собор.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Львовский церковный Собор греко-католич. духовенства проходил в кафедральном соборе св. Георгия 8-10 марта 1946 г. В нем участвовало 216 священнослужителей и 19 мирян. В числе делегатов были епископы Михаил и Антоний. Председательствовал прот. Гавриил Костельник. РПЦ на Соборе представляли митр. Иоанн (Соколов), а также почетные гости: М. и прот. Константин Ружицкий , управляющий делами Киевского Экзархата, выступивший на Соборе с докладом «Русская Православная Церковь в ее борьбе за Святое Православие». М. в своем слове провел параллель между Торжеством Православия после Вселенского VII Собора и «нынешним торжеством». 9 марта под рук. М. был совершен чин воссоединения делегатов от греко-католич. духовенства. Собор принял постановление о ликвидации Брестской унии. От имени Собора были направлены обращения к Сталину и Хрущёву, телеграмма председателю президиума Верховного Совета УССР М. С. Гречухе, обращения к К-польскому патриарху Максиму V и «духовенству и верным греко-католической Церкви в западных областях Украины». Также было направлено послание патриарху Алексию, в тот же день был получен его ответ - грамота на рус. языке, к-рая была зачитана М. перед Собором в переводе на укр. язык. В неделю Торжества Православия была отслужена литургия и зачитан соборный акт. 5 апр. 1946 г. прот. Гавриил Костельник и епископы Михаил (Мельник) и Антоний (Пельвецкий) прибыли в Москву, где были приняты патриархом Алексием, а затем Карповым. Костельника патриарх наградил саном протопресвитера (Поïздка npeзuдiï Льbibcьkoro собору до i до bichuk. Льbib, 1946. 4. С. 7-11). Согласно опубликованной Б. И. Боцюрковым докладной записке первого секретаря Львовского обкома компартии И. С. Грушецкого от 30 марта 1946 г. на имя Хрущёва, прот. Гавриил Костельник явно переоценивал свое влияние: «Костельник считает епископа Макария «блаженным дураком», человеком недалеким и ограниченным: «Моя функция,- утверждает Костельник,- теперь влиять через Макария на... положение духовенства и церкви»» (ГАЛО. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 439. Л. 15). 20 сент. 1948 г. протопр. Гавриил Костельник был убит во Львове. Руководствуясь официальной версией властей, М. обвинил в этом убийцу, «подосланного Ватиканом и украинско-немецкими националистическими элементами». М. возглавил чин отпевания и произнес речь на могиле Костельника, «истинного борца за Святое Православие, мужественно поднявшего священное знамя борьбы против Ватикана» (Соболезнование. 1948).

http://pravenc.ru/text/2561394.html

В 1955 году к его секретарю, протоиерею Владимиру Куновскому, явился католический священник, его друг юности, по одним сведениям отбывший концлагерь в Сибири, по другим – бежавший оттуда. Епископ Михаил приютил старого друга и при сочувствии отца Куновского сумел переправить его на Запад, о чем только впоследствии узнало Дорогобычское отделение МВД. Но в Москве решили, что арест православного епископа, да к тому же 10 лет тому назад перешедшего из католичества, в епархии на границе с Чехословакией и Венгрией, вызовет шум заграницей. Патриарх Алексий, через архиепископа Львовского Панкратия (в миру Петр Иосифович Кашпарук, тоже б. униат), пригласил епископа Михаила с группой руководящего духовенства его епархии посетить Киев, Москву и Ленинград. 7 октября они выехали, а 8-го, по пути в Киев, с поезда был снят протоиерей Куновский, официально под предлогом болезни. К вечеру они прибыли в Киев и на другое утро скоропостижно скончался епископ Михаил, неполных 54-х лет и цветущего здоровья. Официально было объявлено, что «по пути в Киев скончался секретарь Дрогобычского епархиального управления протоиерей Владимир Куновский, а в самом Киеве от сердечного припадка скончался преосвященный епископ Михаил». Без вскрытия владыку отпели в Троицкой церкви и на другой день в закрытом гробу отправили в Дрогобыч, где 12 октября его похоронил архиепископ Антоний Станиславский и Коломийский (б. униатский иеромонах Пельвецкий, род. в 1898 г.). Во избежание толков, никто из сопровождавших владыку в поезде пастырей не поехал провожать его гроб в Дрогобыч. Наоборот, они сразу после его отпевания в Киеве, выехали в тот же день в Москву, где провели неделю, затем 5 дней в Ленинграде. В Киеве они провели лишь два дня. В Дрогобыче ходят две версии этого загадочного случая: по одной, о. Куновского на одной из станций вызвали в приемный покой и объявили спутникам, что он заболел. Они поехали дальше и по прибытии в Киев получили телеграмму о его кончине. По другой, – он вышел на станцию и был арестован.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010