Это славное Патриаршее путешествие – наилучшее доказательство торжества Русской Православной Церкви, которая в своих внутренних, церковных делах, как никогда, пользуется полной свободой и независимостью. Богу было угодно, чтобы ко всем недавно пережитым радостям прибавилась наибольшая радость для всех православных христиан. 23 февраля 1946 года в матери городов русских – Киеве, где неизменно почивают великие святые Земли русской – Печерские угодники, в стенах Лавры состоялось большое событие. Первая группа греко-католического духовенства, во главе с отцом Гавриилом Костельником, воссоединена с Русской Православной Церковью. 24–25 февраля были хиротонисаны в епископы, после пострижения в монашество, иеромонах Антоний Пельвецкий и иеромонах Михаил Мельник. Это было как бы предпразднством великого праздника – сегодняшнего торжества Православия, когда вся Греко-католическая Церковь , которая находилась в плену у римских пап 350 лет, возвращается к своей Матери – Церкви Православной. Разрешите напомнить одну историческую деталь, относящуюся к воссоединению греко-католиков в 1839 году. В память того события была создана медаль. На одной стороне медали был нерукотворенный образ Спасителя с надписью: «Такова имамы Первосвященника» ( Евр.8:1 ) и внизу «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовью (1839)», а на другой стороне этой медали изображен святой Крест с надписью «Торжество Православия». Мы с любовью и теперь в наших сердцах сохраняем чудный образ этой медали. Интересно сравнить медаль, выбитую в Риме в память унии. Эту медаль Бароний описывает так: на одной стороне медали был изображен папа Климент VIII, а на другой – он же на троне, а перед ним на коленях русский человек и латинская надпись: «Ruthenis receptis», то есть «На принятие русинов». Так характерны эти медали! Как много, красноречиво говорят они о святом православном Востоке и гордом Западе, отступившем от единства церковного. На русской медали – Христос как Первосвященник и святой Крест как оружие нашего спасения и великие слова о святой силе любви и единения. На папской медали, вместо Христа – сам папа Климент VIII, вместо Креста Господня – тот же папа на троне и характерные для Рима слова: «Ruthenis receptis», с поставленным на колени русским человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В наши дни едва ли найдется образованный человек, знающий историю нашей страны, который не понимал бы истинной цели унии. Вместо церковного единства, братолюбия и мира уния всегда и везде несла с собой разделение, вражду и ненависть. Даже римская сторона не отрицала того факта, что уния связана со страданиями того народа, который принимал унию. Уния – не Божье дело и не результат действия Святого Духа. Она была насилием над православной совестью и служила единству внешней организации и власти Римской Церкви. Уния унижала церковное и национальное самосознание и была инструментом угнетения нашего народа. Православная Церковь осудила унию как путь к соединению Церквей. Окончательная ликвидация Брестской унии на территории нашей страны произошла 35 лет тому назад, но борьба за Православную веру, за веру своих праотцев в большей или меньшей степени продолжалась в течение 350 лет. Отторгнутые насилием и обманом от единокровного и единоверного народа, греко-католики использовали все положительные моменты в своей истории для возвращения в Православную веру. Львовский Собор 1946 г. был лишь завершающим этапом на долгом пути. Так, в конце XVIII в. часть украинских и белорусских земель воссоединилась с Россией, и униаты Подолии и Волыни в 1794 г. возвратились в лоно Русской Православной Церкви. В 1839 г. их примеру последовали униаты Белоруссии. В 1875 г. состоялось воссоединение с Православной Церковью униатов Холмщины. В дальнейшем стали возвращаться в Православие украинские эмигранты Галиции, Волыни и Закарпатья в США и Канаде. В 1914–1915 гг. в лоно Русской Православной Церкви возвратилась часть греко-католических приходов Галиции. В начале XX столетия началось движение за воссоединение с Православием в Закарпатье, а в 1929–1939 гг. – на Лемковщине. Возвращение в Православную Церковь на Львовском Соборе 1946 г. отторгнутых от нее чад Галиции и окончательное прекращение существования Брестской унии является выдающимся историческим событием. Львовский Собор имеет важное значение. Празднуя 35-ю годовщину воссоединения галицких греко-католиков, нельзя не вспомнить тех, кто отдал свои силы, а другие – и жизнь, за церковное единство. Это прежде всего протопресвитер д-р Гавриил Костельник, Преосвященный архиепископ Станиславский Антоний (Пельвецкий), Преосвященный епископ Дрогобычский Михаил (Мельник) и другие священнослужители, пострадавшие за святое дело воссоединения. Только в Львовской епархии противниками церковного воссоединения и дружбы украинского народа с русским народом были убиты более 30 священников. Вечная им память!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он докладывает о походах Римской Церкви против православного Востока на протяжении всей истории. Кажется, вопрос о воссоединении освещен с разных точек зрения: и с идеологически-богословской, и с исторической. Однако на трибуну выходит отец Иван Лоточинский (из Станиславской епархии) и предлагает более современное, более новое освещение вопроса. Он подчеркивает, что без объединения украинских земель в одной соборной державе невозможно было бы прийти к церковно-религиозному объединению. После этого участник Собора, представитель от мирян, инженер Павел Дурбак, в своем выступлении указал на то, как пророческим взором смотрел на дело объединения покойный отец Александр Стефанович – человек всеми уважаемый и хорошо известный среди духовенства. Затем Преосвященный Антоний (Пельвецкий) зачитывает письмо от 83-летнего крестьянина Михаила Гапы из села Сетихов. «Святейшему Собору Греко-католической Церкви во Львове. Я, верующий греко-католик, крестьянин села Сетихов Львовского района Михаил Гапа, узнал о том, что во Львове собрались всечестные отцы решать великое дело соединения Церквей. Мне посчастливилось дожить до того времени, когда на старости лет стану православным. По этому случаю передаю Собору мой подарок – крест, который сохраняли еще мои деды, как знак любви к Православию. С радостью я пережил время, когда Красная Армия освободила нас от захватчиков-немцев, а сегодня для украинцев пришла вторая радость – мы возвращаемся к своей Матери – Православной Церкви. Прошу всечестных отцов принять этот крест, как символ любви к Православию, от имени нас, пожилых людей, и оставить его в церкви святого Юра, как далекое воспоминание о том, что нас заставили принять унию, но в душе мы были православными. Крестьянин Михаил Гапа, 83-х лет, село Сетихов». Одновременно с письмом М. Гапы в президиум Собора поступили десятки телеграмм от духовенства и верующих Греко Католической Церкви, в которых, кроме приветствий, выражается желание воссоединиться с Православной Церковью. «Мы, верующие села Ляцки, узнав о воссоединении Греко Католической Церкви с Православной, приветствуем это решение Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понятны поэтому горькие слова основателя Инициативной группы по воссоединению Греко-Католической Церкви с Русской Православной Церковью протопресвитера доктора Гавриила Костельника, сказанные в заявлении Правительству Украинской ССР: «Довольно! Мы сыты Римом, сыты унией с Римом!.. Брестская уния создавалась как Инициативная группа по окатоличиванию всего Востока, всех народов России, и в первую очередь украинцев, белорусов, а потом – русских... Мы когда-то гордились тем, что уния – Поцеева уния – укрепляла нашу церковно-культурную индивидуальность и помогала приблизиться к христианско-цивилизованной Европе. И вот теперь мы видим, что принесла нам христианская цивилизованная Европа. Это – море крови и страданий нашего народа, рабство, от которого наш народ спасла героическая армия свободных народов, объединенных дружбой в Великом Советском Союзе». 54 Инициативная группа по воссоединению Греко-Католической Церкви с Русской Православной Церковью, после девяти месяцев напряженной работы среди духовенства на местах, созвала во Львове 8–10 марта 1946 года Собор, в состав которого вошли два епископа – Дрогобычский и Самборский доктор Михаил (Мельник) и Станиславский и Коломыйский Антоний (Пельвецкий) и 214 священников, деканов и представителей клира всех трех греко-католических епархий и 19 мирян. Собор единодушно постановил, выражая волю всего верующего народа, отвергнуть постановления Брестского униатского собора 1596 года, ликвидировать Брестскую унию, прекратить общение с Ватиканом и возвратиться к отеческой Православной вере, просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси соединить Греко-Католическую Церковь с Русской Православной Церковью. Только в Закарпатье оставалось еще порождение Брестской унии – Ужгородская уния 1646 или 1649 года. Первые попытки распространения унии оказались безуспешными. И только невыносимые издевательства, и унижения, которым подвергались священники наравне с крестьянами, заставили 63-х служителей принять унию. Уния была провозглашена в католическом костеле ужгородского замка, где можно было не опасаться народного гнева. Ясно, что и Ужгородская уния не имела никаких церковных религиозных оснований. Переговоры об унии велись только с духовенством. Насколько изменилось положение священников после перехода их в унию, видно из того, что прихожане стали называть своего униатского пастыря не отцом, а «паном» (господином). Поэтому в борьбе против унии, помимо религиозных основ, всегда явно выступает социальный момент – стремление освободиться от различных повинностей своему «пану». 55

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На канцелярские расходы и в фонд для издания книг священники – члены Инициативной группы – вносят по 50 рублей, дьяки – по 10 руб. Львов, 28 мая 1945 года. Отец д-р Гавриил Феодорович Костельник, настоятель Преображенской церкви во Львове, председатель Инициативной группы, представитель Львовской епархии. Отец д-р Михаил Антонович Мельник, настоятель в Нижанковичах и генеральный викарий Перемышльской епархии Отец Антоний Андреевич Пельвецкий, настоятель в Копичинцах, декан Гусятинского деканата, представитель Станиславской епархии Вслед за этим призывом отец д-р Гавриил Костельник приступил к изданию брошюры «Апостол Петр и римские папы, или догматические основы папства», о выпуске которой упоминалось в «Обращении к духовенству». Эта книга анализирует вопрос о папстве, и что особенно важно, написана на основании изучения источников не только Священного Писания , но и творений святых отцов, как западных, так и восточных, а также определений Вселенских Соборов. Отличие этой книги от других работ на эту тему состоит в том, что автор критикует позиции новейших римских теологов. Книга имеет следующее содержание: Введение; I. Новая вера; II. Иисус Христос и апостол Петр; III. Апостолы и апостол Петр; IV. Святые отцы об апостоле Петре; V. Вселенские Соборы первого тысячелетия о папском примате; VI. Был ли апостол Петр римским епископом? Заключительные выводы. Книга отца д-ра Гавриила Костельника отличается четкой логической аргументацией и силой убеждения. Чувствуются искренность автора, его сердечное глубокое исповедание православного Символа веры . Отсюда страстный, пламенный тон книги и живой стиль проповедника – пророка. Цитаты из самых разнообразных, иногда и газетных публикаций (как польских, так и хорватских) убеждают в том, что автор долго изучал вопрос о так называемом папском примате. Книга отца д-ра Гавриила Костельника написана для духовенства, однако предполагает, что за духовенством пойдет и народ, поскольку авторитет нашего духовенства среди народа, слава Богу, очень высок. Впрочем, стоило даже и проверить отношение народа к делу. Поэтому отец д-р Гавриил Костельник предложил Львовскому и Тернопольскому православному епископу Макарию (Оксиюк) совершить совместно «Иордан», совместно настолько, насколько это позволяли каноны. Тот «Иордан» состоялся во Львове. Два раза освящали воду: один раз – греко-католическое духовенство, другой раз – православное. Во время церковного чина то и другое духовенство стояло вместе: одно – с правой стороны, другое – с левой, составляя единое целое. Стояли вместе иконы и церковные хоругви. И кто бы мог в общей тесной толпе верующих различить, где православный, а где греко-католик? Следует подчеркнуть и то, что столь огромного стечения верных не было еще во Львове. И радовалось небо нашему объединению. Этот «Иордан» предвещал близость Собора, как некогда святой Иоанн Предтеча – пришествие Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В пятницу 8 марта Собор должен был начать свою работу. В этот день намечалось принятие эпохального постановления о возвращении к вере отцов. Именно в этот день, только в пятницу – самую значительную после Великой Пятницы, Западной и Восточной Церкви надлежало очиститься покаянием, чтобы потом, через два дня, в первое воскресенье поста, в Неделю Православия, могло состояться торжество Православия. 6 марта в канцелярии Инициативной группы состоялось предсоборное совещание с участием 20 священников-делегатов, но преимущественно деканов, на котором был определен порядок заседаний Собора. Одновременно члены Мандатной комиссии (в составе отца каноника Димитрия Семчишина, как председательствующего, и членов – отцов Павла Швыдкого и Александра Крыжановского) приложили много усилий для украшения храма святого Юрия, чтобы исторический Собор греко-католического духовенства мог проходить достойно. Первый день собора Собор начался с колокольного звона «Кирилла» в Успенской церкви ставропигии, а затем зазвонили колокола и в других церквах. Нужно было оповестить верующих о том, что наступил долгожданный день, который «будет благословлять украинский народ на века». Во все дни Собора звонил «Кирилл» с 10 до 11 часов утра и с 5 до 6 после полудня. Необычно, по-праздничному выглядел храм святого Юра. Собрались духовенство и миряне, члены Собора. В 10 час. 30 мин. начинается молебен «О призывании Святого Духа». Его совершают все три основателя Инициативной группы, поют священники и остальные члены Собора. Никогда еще стены храма не вмещали в себя столько священников всех трех епархий: Львовской, Станиславской и Перемышльской (216 духовных и 19 светских членов Собора). После окончания молебна к столу президиума подошли отец д-р Гавриил Костельник, Преосвященные епископы Антоний Пельвецкий и Михаил Мельник. Места секретарей занимают отец Никита Павлосюк и отец Юрий Ванчицкий. Отец д-р Гавриил Костельник является не только администратором Церкви, но и всеми признанным вождем великого церковного движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По государственному плану добровольное воссоединение должен был закрепить Собор. Выборы делегатов на него происходили без всяких правил. В районах, где проживали верующие, не желавшие воссоединения, делегатов не избирали вовсе, их назначали настоятели храмов. В районах, где сами священники были стойкими униатами, делегатов назначали местные «инициативные группы». Самому Собору предшествовал «Иордан», который отец д-р Гавриил Костельник предложил совершить православному епископу Львовскому и Тернопольскому Макарию (Оксиюку) совместно настолько, насколько это позволяли каноны. «Иордан» состоялся во Львове. Два раза освящали воду: один раз греко-католическое духовенство, другой раз – православное. Во время духовного чина и то и другое духовенство стояло вместе. Стояли вместе и иконы, и церковные хоругви. Но и перед д-ром Костельником, несомненным энтузиастом воссоединения, и перед властью стояла еще одна проблема, которая требовала решения в кратчайший срок: Собор не мог состояться без участия в нем своих епископов (свои были арестованы еще в апреле 1945 г.). Выход был найден быстро. Патриарх Алексий назначил на 24 и 25 февраля 1946 года хиротонию во епископы отца Антония Пельвецкого (на Станиславскую епархию) и отца д-ра Михаила Мельника (на бывшую Перемышльскую, ныне Самборско-Дрогобычскую). Львовским епископом остался Макарий (Оксиюк), бывший архимандрит Успенской Почаевской лавры. На хиротонию в Киев из Львова 21 фераля 1946 г. прибыла представительная делегация: отец д-р Костельник, о. Антоний Пельвецкий, о. д-р Михаил Мельник, о. Евгений Юрик, о. Иосиф Маринович, о. Тимофей Марко, о. Иван Крук, о. Василий Дрели, о. Мирон Крутяк, о. Константин Добрянский, о. Роман Дорик, о. Юрий Ванчицкий и о. Никита Павлосюк. Экзарх Украины митрополит Иоанн (Соколов) не успел возвратиться из Москвы, куда был срочно вызван. «Инициативная группа» вечером осматривала красоты города. Только 22 февраля 1946 года митрополит Иоанн смог утвердить программу дальнейших событий. Она началась с акта присоединения к Православной Церкви всей делегации, который состоялся во время литургии, совершенной митрополитом Киевским и Галицким Иоанном. Богослужение проходило в Воздвиженской Малой церкви Киево-Печерской лавры – самой почитаемой святыни русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пассивность епархиальных властей была особенно заметна на фоне деятельности К., который продолжал играть роль главного организатора воссоединения, но уже не получал прежней поддержки. Напротив, репрессии НКГБ стали затрагивать круг его ближайших помощников. Так, в дек. 1947 г., несмотря на заступничество К., был арестован бывш. секретарь Инициативной группы проф. С. С. Хруцкий. 20 сент. 1948 г., после совершения Божественной литургии во львовской Преображенской ц., К. был убит, когда подходил к своему дому в неск. десятках метров от храма. Убийца, окруженный верующими, застрелился. Покушение было расценено советскими органами как «террористический акт со стороны украинского националистического подполья или агентуры Ватикана». Руководство УПА-ОУН заявило о своей непричастности к преступлению, обвинив в смерти К. органы госбезопасности. Версия об организации убийства представителями властей, однако, не получила доказательств, в то время как появились свидетельства причастности к покушению местного националистического подполья. Отпевание К. возглавил Львовский и Тернопольский архиеп. Макарий (Оксиюк). 23 сент. архиеп. Макарий, соратники К. по Инициативной группе епископы Дрогобычский и Самборский Михаил (Мельник) и Станиславский и Коломыйский Антоний (Пельвецкий) и 40 священнослужителей приняли участие в траурной процессии, которую сопровождали ок. 50 тыс. львовян. К. был похоронен на Лычаковском кладбище Львова рядом с могилой дочери Святославы. Здесь же в 1982 г. была похоронена и вдова К. К. почитается правосл. верующими на Зап. Украине, особенно во Львове. Возглавлявший Львовскую епархию в 1983-1989 гг. митр. Никодим (Руснак) рассматривал возможность канонизации К.; он составил «Житие святого священномученика и исповедника за православие - протопресвитера Гавриила Костельника» и написал ему службу как исповеднику. В сент. 1998 г. в память 50-летия кончины К. во Львове прошла церковно-историческая конференция на тему «Протопресвитер Гавриил Костельник и его роль в возрождении Православия в Галичине».

http://pravenc.ru/text/2458863.html

Вскоре после своего избрания на Патриарший престол А. обратился к пастырям и пастве греко-католической (униатской) Церкви, проживавшим в зап. областях Украины с призывом возвратиться к Матери - Русской Церкви. В 3 зап. областях Украины - Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской (исторической Галиции), вошедших в нояб. 1939 г. в Советский Союз, большая часть населения принадлежала к греко-католич. Церкви. Галичане, в массе своей на протяжении веков находясь в пределах католич. гос-в, хранили, передавая от поколения к поколению, любовь к прадедной России и к Матери - Русской Церкви. Ярким приверженцем Православия был на протяжении всей своей жизни протопр. Гавриил Костельник , одаренный пастырь, прекрасный проповедник и богослов. В мае 1945 г. прот. Гавриил Костельник, настоятель Преображенского собора Львова, создал инициативную группу по воссоединению греко-католич. Церкви с РПЦ. Первыми его помощниками были генеральный викарий Перемышльской епархии свящ. Михаил Мельник и декан Гусятинского деканата (благочиния) Станиславской епархии свящ. Антоний Пельвецкий . Деятельность инициативной группы была поддержана Патриархом и органами гос. власти. 8 и 9 марта 1946 г. в соборе св. Юра (Георгия) во Львове проходил Собор униатской Церкви (см. Львовский Собор ), постановивший «отменить решения Брестского Собора 1596 г., ликвидировать унию... и возвратиться в нашу отеческую святую православную веру». 5 апр. 1946 г. А. принял в Москве делегацию участников Собора во главе с прот. Гавриилом Костельником, к-рого возвел в сан протопресвитера. Святейший Патриарх служил с прибывшим духовенством в Патриаршем Богоявленском соборе. 28 авг. 1949 г. в Ужгороде произошло воссоединение с Матерью - Русской Православной Церковью униатов Закарпатья. В 1945-1949 гг. более 3 тыс. униатских приходов на Украине возвратились в лоно св. Православия. После победы СССР в Великой Отечественной войне авторитет Советского гос-ва и Русской Церкви на международной арене был необыкновенно высок. Следствием этого явилось воссоединение многих правосл.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Подводя итоги оперативных мероприятий по агентурному делу «Финиш» (роспуск УГКЦ), МГБ УССР составило докладную записку «О ликвидации грекокатолической униатской церкви в западных областях Униатскую Церковь обвиняли в засылке эмиссаров на Восток с целью организации на территории Советского Союза «антисоветского и церковного националистического подполья», поддержке подполья ОУН на Западной Украине после 1939 г. А. Шептицкий и епископат УГКЦ, писали чекисты, занимались разведывательной работой в пользу Ватикана, сотрудничали с гитлеровскими оккупантами. Униатская Церковь стала «чужой и вредной нам по влиянию легальной масовой иностранной резидентурой на нашей территории». Органы госбезопасности разработали план ликвидации Грекокатолической Церкви. Указывались основные этапы его реализации: · публикация статьи Я. Галана (имя автора в документе не указывалось) «С крестом или с ножом» в газете «Правда Украины», с перепечаткой в областных газетах. Статья, содержавшая массу компрометирующего материала, считала контрразведка, «сыграла значительную роль в деле подготовки к ликвидации этой церкви»; · после «подготовки общественного мнения» 11 апреля 1945 г. были проведены аресты Предстоятеля УГКЦ Митрополита Иосифа Слепого, епископата и «наиболее скомпрометировавших себя антисоветской деятельностью попов униатской церкви»; · «обезглавив грекокатолическую униатскую церковь» перешли к созданию «движения» по воссоединению с РПЦ и с этой целью 30 мая (по другим данным - 28 мая) 1945 г. создали «Центральную инициативную группу» по объединению УГКЦ и РПЦ во главе с доктором Гавриилом Костельником, «авторитетным и влиятельным лицом среди духовенства и верующих, а также украинской интеллигенции», пользующимся одновременно доверием епископата. В группу вошли священники-униаты Михаил Мельник (викарий Дргобычской епархиии УГКЦ) и декан (благочинный) из Станиславской епархии Антоний Пельвецкий (ставшие конфидентами МГБ Ивановым и Шевчуком и рукоположенные во епископы РПЦ незадолго до Львовского собора);

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/19/g...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010