· группа обратилась с декларацией в правительство УССР, прося санкции на деятельность, заявив о выходе из-под юрисдикции Папской курии и желании воссоединиться с православними. На прошедших в мае-августе 1945 г. в Киеве республиканских совещаниях Уполномоченных по делам РПЦ (с участием председателя Совета по делам РПЦ при СНК СССР генерал-майора Г. Карпова и председателя Совета по делам религиозных культов при СНК СССР полковника И. Полянского приняли жесткие для грекокатоликов решения: максимально ограничить деятельность католических и униатских приходов, запретить ксендзам обслуживать приходы УГКЦ, отказывать в регистрации грекокатолическим общинам; ·после легализации Инициативной группы ее участники обратились к духовенству и верующим с призывом оказаться от унии как от «исторической измены украинскому народу» и вернуться к «прадедовской вере, в лоно матери Русской Православной Церкви». Г. Костельник провел 36 совещаний с духовенством западных областей, другие члены Инициативной группы - декан о. Антоний Пельвецкий провел 30 совещаний в Станиславской области, в Дрогобычской области вел агитацию за воссоединение декан о. Михаил Мельник. Кроме того, в «процесе разворота деятельности» группы Костельник издал книгу «Догматические основы папства», весьма способствовавшую дискредитации Ватикана перед духовенством и верующими, богословскому обоснованию отказа от унии; · за 10 месяцев «агитационной работы» группы, сопровождавшейся весьма плотной поддержкой контрразведчиков, дейстовавших под прикрытием должностей в аппарате церковно-государственных отношений, удалось получить согласие на переход в православие от 871 клирика УГКЦ (вели службу в 1805 приходах). 65 парохов оставалось в «оппозиции», 317 лиц было арестовано (в т. ч. - митрополит Слепой, 6 епископов, 197 священников, 13 настоятелей монастырей, 26 Одновременно на них осуществлялось давление и запугивание со стороны подполья ОУН, ряд священников были убиты с оставлением на телах повешенных соответствующих записок;

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/19/g...

   В этой ситуации 28 мая 1945 г. во Львове образовалась Центральная инициативная группа по воссоединению греко-католической Церкви с православной Церковью. Ее возглавил настоятель львовского Преображенского собора протоиерей Гавриил Костельник, а первыми членами группы стали генеральный викарий Дрогобычской епархии священник Михаил Мельник и декан Гусятинского деканата (благочиния) Станиславской епархии священник Антоний Пельвецкий, представлявшие три униатские епархии Галиции. Не может быть сомнений в искренности религиозных мотивов, побудивших отца Гавриила Костельника взять на себя инициативу воссоединения униатов с православной Церковью. Свою приверженность праотеческой вере Западной Руси — православию он доказал своей прежней деятельностью. Гавриил Костельник родился в 1886 г. Происходил он из бачванских (югославских) русин. Образование получил на богословском факультете Загребского университета, во Львовской Духовной Академии и на философском факультете во Фрайбурге, где его удостоили докторской степени. Это был превосходно образованный богослов, церковный историк, философ и поэт. В сан пресвитера он был рукоположен в 1913 г. и священствовал во Львове до 1930 г., на протяжении всего этого времени состоял профессором львовской Богословской академии. Изучение творений святых отцов убедило его в том, что православие хранит в неповрежденной чистоте веру Древней Церкви. В 1930 г. за свои богословские воззрения Гавриил Костельник был лишен профессорской кафедры, ему запретили публиковать работы, посвященные критике католической доктрины, но в 30-х гг. он написал большую часть своих богословских трудов. У отца Гавриила сложилось твердое убеждение в несостоятельности и беспочвенности унии, в ее антицерковной и антинациональной природе и в неизбежности ее гибели.    Инициативная группа действовала в то время, когда повсеместно среди униатов проявлялось стремление к воссоединению с православной Церковью. С 1890 г. и до начала второй мировой войны в Соединенных Штатах около 90 000 эмигрантов русин из Галиции и Карпатской Руси перешли в православие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

После кончины еп. Михаила в 1955 г. временное управление Д. и С. е. постановлением Свящ. Синода от 17-19 окт. 1955 г. было поручено архиеп. Станиславскому Антонию (Пельвецкому). Новым епископом Самборским и Дрогобычским стал Григорий (Закаляк) , в прошлом также являвшийся клириком греко-католич. Церкви и членом инициативной группы по воссоединению униатов с РПЦ. Согласно определению Свящ. Синода РПЦ от 11 сент. 1956 г., 27 сент. в кафедральном Успенском соборе Одессы состоялась архиерейская хиротония Григория (Закаляка), к-рую возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. После упразднения 21 мая 1959 г. Дрогобычской обл. решением Свящ. Синода от того же дня еп. Григорий был переведен на Черновицкую и Буковинскую кафедру, Д. и С. е. была упразднена, а ее территория присоединилась к Львовско-Тернопольской епархии. В последующие годы в ходе новой антирелиг. кампании (см. Хрущёв Н. С.) большая часть храмов бывш. Д. и С. е. была закрыта. После того как в 1989 г. из состава Львовской и Тернопольской епархии была выделена самостоятельная Тернопольская и Кременецкая епархия , титул правящего архиерея Львовской епархии был изменен на «Львовский и Дрогобычский»; данный титул Львовские архиереи сохраняли до 1998 г., когда он был заменен на титул «Львовский и Галицкий». C 1992 г. Самборско-Дрогобычская епархия существует в Украинской греко-католической Церкви. В нач. XXI в. она включала ок. 250 приходов, в ней служили более 200 священников, кафедральной является Свято-Троицкая ц. в Дрогобыче. «Архиереев» с титулом «Дрогобычский и Самборский» с начала 90-х гг. XX в. также назначали в сообществах украинских раскольников - в Украинской автокефальной православной церкви и в Украинской православной церкви - Киевском патриархате. Ист.: Хроника: [Наречение и хиротония иером. Михаила (Мельника)]//ЖМП. 1946. 5. С. 15; Дрогобычский и Самборский еп. Михаил: (Некролог)//Там же. 1956. 1. С. 16; Наречение и хиротония архим. Григория (Закаляка)//Там же. 1956. 11. С. 16-19; Определения Свящ. Синода//Там же. 1959. 6. С. 29.

http://pravenc.ru/text/180466.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРОГОБЫЧСКАЯ И САМБОРСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви, образована определением Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) и Свящ. Синода в февр. 1946 г., тогда же епископом Дрогобычским и Самборским по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита определено быть прот. Михаилу Мельнику . В бытность клириком греко-католической Церкви, генеральным викарием униатской Перемышльской епархии в Дрогобычской обл. прот. Михаил с мая 1945 г. являлся наряду с протопр. Гавриилом Костельником и прот. Антонием Пельвецким (впосл. архиепископ Станиславский и Коломыйский) одним из руководителей инициативной группы по воссоединению западноукр. униатов с РПЦ (см. Львовский Собор 1946 г. ). Хиротония Михаила (Мельника) во епископа Дрогобычского, к-рую возглавил митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) , состоялась 25 февр. 1946 г. во Владимирском соборе в Киеве. Территория новообразованной епархии совпадала с границами Дрогобычской обл. УССР (образована 4 дек. 1939, 21 мая 1959 присоединена к Львовской обл., территория включала юж. районы совр. Львовской обл. Украины: Дрогобычский, Жидачовский, Николаевский, Мостисский, Самборский, Сколевский, Старосамборский, Стрыйский, Турковский), кафедральным являлся храм во имя Св. Троицы в Дрогобыче. В докладе Костельника на Львовском Соборе предлагалось утвердить деление Галичины на 4 епархии (Львовскую, Д. и С. е., Станиславскую и Тернопольскую) в соответствии с принятым в 1945 г. Уставом РПЦ, согласно к-рому границы епархий должны совпадать с адм. делением. Осенью 1945 г. в Дрогобычской обл. действовало 658 униатских церквей (Отчет уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по УССР П. Вильховского за июль-сент. 1945 - ЦДАГОУ. Ф. 1. Оп. 23. Д. 1640. Л. 99-100), к 1 янв. 1946 г. в области также существовало 4 правосл. прихода, окормлявшиеся 4 священниками (Справка уполномоченного Совета по делам православной Церкви при Совете Министров СССР по УССР П. Ходченко «О состоянии православной Церкви в западных областях и Закарпатье до ликвидации унии и после ликвидации ее» - ЦДАГОУ. Ф. 1. Оп. 23. Д. 5667. Л. 278). К июню 1946 г. число правосл. священников в Д. и С. е. составляло 291 чел. (Там же. Д. 2896. Л. 180), к 1 сент. 1949 г., когда, по мнению Совета по делам РПЦ, уния в зап. областях Украины и в Закарпатье была ликвидирована, в Д. и С. е. служили 307 правосл. священников, окормлявших 731 храм (Там же. Д. 5667. Л. 278).

http://pravenc.ru/text/180466.html

М. проявлял твердость в своей деятельности по воссоединению с Православием, но в то же время последовательно выступал против проведения ускоренного «оправославливания» зап. украинцев и ликвидации национально-религ. особенностей их церковной жизни. За время архиерейства М. известно лишь о 2 случаях запрещения им в служении клириков за их прямой отказ устранить особенности ритуала, характерные для униат. богослужений, хотя гражданские и церковные власти требовали от М. активного применения подобной практики. Он открыто поднимал перед властями вопросы о массовых арестах священнослужителей, уничтожении св. мест, экономической и социальной дискриминации духовенства. 7 окт. 1955 г. М. выехал поездом из Львова в Киев. Во время поездки М. и сопровождавшему его секретарю Дрогобычского епархиального управления прот. Владимиру Куновскому внезапно стало плохо. Прот. В. Куновский умер еще в поезде, М. был доставлен в тяжелом состоянии в Киев, где на следующий день скончался в гостинице «Украина». Официальной причиной смерти архиерея был объявлен сердечный приступ. Но обстоятельства кончины М. дают все основания предполагать его преднамеренное отравление (видимо, в буфете на вокзале во Львове, где М. и прот. В. Куновский обедали перед отъездом). Однако версии о причастности к преступлению сотрудников госбезопасности, якобы недовольных недостаточной активностью М. в искоренении остатков унии в епархии, активистов националистического подполья или же недоброжелателей архиерея в его церковном окружении не нашли документального подтверждения. Отпевание М. 13 окт. 1955 г. в Дрогобыче возглавил Станиславский еп. Антоний (Пельвецкий). В похоронной процессии приняли участие 140 священнослужителей и многочисленные миряне. М. был похоронен на старом кладбище Дрогобыча. Арх.: ЦГАВОВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 175. Лит.: Хроника [наречение и хиротония иером. Михаила (Мельника) во еп. Самборо-Дрогобычского]//ЖМП. 1946. 5. С. 15; Николаев К. Н. Восточный обряд. П., 1950. С. 292; Маринович И., прот. Епископ Дрогобычский и Самборский Михаил: (Некр.)//ЖМП. 1956. 1. С. 16-17; Польский. Ч. 2. С. 94-96; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 375-377; Бриндак I. Tpariчha доля Михаïла Мельника//Слово. Дрогобич, 2006. 2(27). С. 11-12.

http://pravenc.ru/text/2563642.html

28 апреля 1945 г. С.Карин пригласил Костельника и поручил ему получить благословение на создание группы у архимандрита Климентия Шептицкого (брата покойного митрополита). Одновременно следовало связаться с ОУН и пояснить: епископат сам поставил церковь в затруднительное положение, а он, Костельник, путем контактов с властью и воссоединения с РПЦ желает спасти «национальные кадры». Большевики - «мудрые политики и хорошие дипломаты», радостно воскликнул Так и не став агентом спецслужбы, отец Гавриил, тем не менее, возглавил созданную в конце мая 1945 г. Инициативную группу по подготовке воссоединения греко-католиков с РПЦ. Помимо Костельника, в нее вошли привлеченные к негласноум сотрудничеству благочинные Михаил Мельник (Дрогобычская область) и Антоний Пельвецкий (Станиславская область), секретарем работал священник Сергей Хруцкий. Участников группы лично изучал опытный «душевед» Карин. Деятельность и повседневная жизнь «инициативников» находилась под неусыпным контролем с использованием источников из числа священнослужителей и интеллигенции - «Литератора», «Васнецова». «Новоричного», «Теолога», «Григорьева», «Фурмана», «Подбужского», «Пресса», «Футуриста», «Сурового», «Залесского», «Максименко» и других. К 20 сентября 1945 г. к работе по обеспечению ликвидации УГКЦ оказалось привлечено в целом по УНКГБ Западной Украины 197 агентов, 348 осведомителей, было арестовано 5 архиереев, 124 священника, 5 деканов, 2 монаха и 6 10 октября С.Савченко направил главе НКГБ СССР В.Меркулову «План дальнейших мероприятияй по ликвидации греко-католической униатской церкви в западных областях Украины» - также подготовленный Следующим «концептом» полковника стал утвержденный 18 декабря 1945 г. наркомом Савченко «План созыва предсоборного совещания и общегалицкого собора греко-католической церкви для окончательного воссоединения с русской православной церковью». На тот момент вокруг Инициативной группы объединилось уже 71 благочинных из 93, 966 священников из 1267 клириков-униатов (76%). Предлагалось во второй половине декабря созвать во Львове до 150 священников на предсоборное совещание духовенства (дабы «сократить до минимума дискуссии на общегалицком соборе») для проработки вопросов разрыва с Ватиканом, механизма возвращения в «лоно матери» - РПЦ, а также массы богослужебных и догматических проблем (вплоть до ношения бороды). С основным докладом «Об истории унии православной церкви с Ватиканом и возвращении в лоно матери русской церкви» поручалось выступить

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/17/hoc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Закаляк Григорий Михайлович; 5.02.1908, г. Ходоров, ныне Львовской обл., Украина - 9.02.1984, г. Мукачево, Украина), архиеп. бывш. Мукачевский и Ужгородский. Род. в униатской крестьянской семье. Начальное образование получил в классической гимназии г. Станислава (ныне Ивано-Франковск). В 1928 г. поступил на юридический фак-т Львовского ун-та, по окончании к-рого в 1932 г. продолжил учебу в Станиславской католич. ДС. 8 июня 1936 г. греко-католич. Станиславским еп. Григорием Хомишиным рукоположен целибатом во диакона, 15 июня - во пресвитера с назначением в клир Станиславского кафедрального собора. С 1938 г. служил настоятелем греко-католич. Покровской ц. в Станиславе. В 1945 г. вошел в состав инициативной группы по воссоединению греко-католиков Галиции с РПЦ. 23 февр. 1946 г. в Воздвиженской ц. Киево-Печерской лавры экзархом Украины Киевским митр. Иоанном (Соколовым) Закаляк вместе с др. членами группы во главе с прот. Гавриилом Костельником был присоединен к Православию. Принимал активное участие в работах Львовского Собора 8-10 марта 1946 г., на к-ром было принято решение об упразднении Брестской унии и воссоединении униатов с правосл. Церковью. В 1947 г. возведен в сан протоиерея. С 1949 г. исполнял послушание секретаря Станиславского ЕУ. 18 окт. 1954 г. награжден правом ношения митры. 11 сент. 1956 г. определен быть епископом Самборским и Дрогобычским. 17 сент. того же года Станиславским и Коломыйским архиеп. Антонием (Пельвецким) в Успенской Почаевской лавре пострижен в монашество и 21 сент. возведен в сан архимандрита. Хиротонию Г., состоявшуюся 27 сент. в Успенском кафедральном соборе Одессы, возглавил Патриарх Алексий I . В связи с упразднением Дрогобычской кафедры 21 мая 1959 г. назначен епископом Черновицким и Буковинским. 15 сент. 1960 г. переведен на Львовскую и Тернопольскую кафедру с сохранением управления Черновицкой епархией (до 16 марта 1961). 11 мая 1963 г. награжден орденом св. Владимира 2-й степени. 15 окт. 1964 г. вновь назначен правящим архиереем Черновицкой и Буковинской епархии. Из-за резкого обострения болезни 26 окт. 1964 г., согласно прошению, уволен на покой. С 5 февр. 1965 г. архиепископ Мукачевский и Ужгородский. Летом того же года вместе с др. архиереями подписал подготовленную Калужским архиеп. Ермогеном (Голубевым) петицию на имя Патриарха Алексия I, в к-рой предлагалось пересмотреть решения Архиерейского Собора РПЦ 18 июля 1961 г. , лишавшие настоятелей права непосредственного управления приходами. 18 марта 1977 г. ушел на покой.

http://pravenc.ru/text/166658.html

В апр. 1945 г. советские органы госбезопасности провели аресты руководства УГКЦ. Им предшествовала публикация 8 апр. во львовской газ. «Biльha Украïна» ст. «С крестом или ножом», в к-рой униатская иерархия обвинялась в антисоветской деятельности, сотрудничестве с немецкими оккупантами и украинскими националистами. 11-12 апр. на Зап. Украине были арестованы униат. епархиальные архиереи - Львовский митр. И. Слипый и Станиславский еп. Г. Хомишин, а также их викарные епископы Н. Будка, Н. Чарнецкий и И. Лятишевский и более 20 униат. священнослужителей и мирян. Управляющий униат. Перемышльской епархией еп. И. Коциловский и его викарный еп. Г. Лакота, которые пребывали на территории, отходившей по советско-польск. договоренностям к Польше, были арестованы позднее и этапированы в СССР. Впосл. все епископы УГКЦ были приговорены к длительным срокам заключения. В это же время Московская Патриархия получила возможность для восстановления своих епархиальных структур в Галиции и для публичных выступлений по вопросам исторических судеб Православия на Зап. Украине (что ранее встречало возражения со стороны Совета по делам РПЦ). 19 марта 1945 г. патриарх Алексий I издал послание «Пастырям и верующим греко-католической Церкви, проживающим на древле-галицкой земле, в западных областях Украинской ССР», распространенное при содействии властей среди западноукр. населения. Патриарх призвал униатов «вернуться в объятия... родной матери - Русской Православной Церкви». 22 апр. того же года состоялась хиротония Макария (Оксиюка) во епископа Львовского и Тернопольского. Также он был назначен временным управляющим Станиславской и Дрогобычской епархиями РПЦ. 29 апр. еп. Макарий прибыл во Львов. Правосл. Львовско-Тернопольская епархия тогда насчитывала только 4 прихода (всего в Галиции в тот момент было 10 правосл. общин). В униат. Церкви на Зап. Украине было более 2 тыс. приходов, но значительная их часть осталась без клириков, бежавших на Запад вместе с отступавшими нем. войсками. Со 2-й пол. апр. 1945 г. во Львове действовала вначале неофициально Инициативная группа во главе с известным униат. богословом настоятелем львовского Преображенского храма свящ. Гавриилом Костельником (впосл. протопресвитер РПЦ), который в дек. 1944 г. участвовал в составе униат. делегации в переговорах в Москве. Следует отметить безосновательность попыток совр. униат. историографии представить Г. Костельника пассивной жертвой интриг НКВД и безропотным исполнителем воли властей. Его участие в объединительном процессе было выражением внутренней позиции глубокого несогласия с экклезиологической природой и институциональными формами унии, причем эти убеждения Костельника сформировались задолго до начала войны и вне всякого воздействия органов советской власти. В первоначальный состав Инициативной группы также вошли генеральный викарий Перемышльской епархии УГКЦ свящ. Михаил Мельник и декан Гусятинского деканата униат. Станиславской епархии свящ. Антоний Пельвецкий (впосл. архиереи РПЦ).

http://pravenc.ru/text/2561010.html

Макарию, к-рый направлял для окормления священников РПЦ, присоединявших верующих к Православию (о подобных случаях еп. Макарий писал патриарху Алексию I в авг. 1945). Также в письме Карпову патриарх сообщил, что считает нужным провести посвящение в епископский сан неск. священников, перешедших в Православие из унии и отвечающих каноническим условиям к кандидатам в архиереи правосл. Церкви (Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. 2009. Т. 1. С. 92-94). Вскоре в Киеве состоялось совещание для разработки окончательного плана мероприятий по переходу греко-католиков в Православие. В совещании приняли участие председатели Совета по делам РПЦ и Совета по делам религиозных культов Карпов и Полянский, уполномоченные этих Советов при правительстве УССР и руководства Инициативной группы. По итогам совещания было решено отказаться от проведения епархиальных съездов, к-рые признали ненужными, создающими дополнительные трудности в организации Собора. Были окончательно утверждены время и место проведения общецерковного Собора УГКЦ - 8-10 марта 1946 г. во Львове (впервые о проведении объединительного Собора в Неделю Торжества Православия сообщил Киевский и Галицкий митр. Иоанн (Соколов) в своем обращении к пастве 4 дек. 1945). 18 февр. 1946 г. на заседании Инициативной группы был окончательно согласован состав Собора. 23 февр. в Киеве в малом Воздвиженском храме Киево-Печерской лавры был проведен чин присоединения к Православию членов Инициативной группы - священников Гавриила Костельника, Антония Пельвецкого и Михаила Мельника, а также 10 др. греко-католических клириков. В тот же день Антоний Пельвецкий и Михаил Мельник приняли монашество с сохранением прежних имен. 24 февр. состоялась архиерейская хиротония Антония (Пельвецкого) во епископа Станиславского и Коломыйского, 25 февр.- хиротония Михаила (Мельника) во епископа Дрогобычского и Самборского. В тот же день Г. Костельник был возведен в сан протоиерея. 6 марта во Львове на квартире Г. Костельника состоялся Предсоборный совет с участием 18 правосл.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

Необходимо подтвердить, что этот нынешний Собор является Собором Греко-католической Церкви, созванным Инициативной группой для того, чтобы в новых условиях нашей государственной жизни, когда украинский народ воссоединился, пересмотреть постановление Брестского Собора 1596 года и решить вопрос нашего воссоединения с Православной Церковью. Инициативная группа по воссоединению Греко-католической Церкви с Русской Православной Церковью была основана во Львове 28 мая 1945 года, уяснив свое положение и свои намерения в письме к Совету Народных Комиссаров в Киеве. Ее членами основателями стали: отец д-р Гавриил Костельник, как представитель Львовской епархии и глава Инициативной группы; отец д-р Михаил Мельник, как представитель Самборско-Дрогобычской епархии; отец Антоний Пельвецкий, как представитель Станиславской епархии. Секретарем Инициативной группы стал профессор Сергей Хруцкий. Совет Народных Комиссаров в Киеве своим рескриптом от 18 июня 1945 года 625 признал Инициативную группу единым временным церковно-административным органом с полным правом руководить греко-католическими парафиями в западных областях Украины и не запретил проводить дело воссоединения этих парафий с Русской Православной Церковью. Письмо Инициативной группы и рескрипт Совета Народных Комиссаров УССР были напечатаны в периодическом издании. Инициативная группа в своем письме от 28 мая 1945 года обратилась к греко-католическому духовенству в западных областях Украины с призывом о присоединении к ней. В первые дни августа 1945 года Инициативная группа издала книгу отца д-ра Гавриила Костельника «Апостол Петр и римские папы, или догматические основания папства», которую мы старались наиболее широко распространить среди духовенства. Чтобы облегчить священникам вступление в Инициативную группу, все три отца, стоящие с местными священниками во главе Инициативной группы, ездили по районам, где проводили соответствующие беседы. К нынешнему дню в Инициативную группу вступило 986 священников во всех четырех галицких областях, число не вступивших – 281.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010