Лит.: Какабадзе С. Архетипы «Жития сирийских отцов»//Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 1. С. 1-18; Чхартишвили М. О взаимосвязи редакций «Жития Иоанна Зедазнели»//Тр. греко-груз. ун-та. Тбилиси, 1944. Вып. 1(2). С. 120-126 (на груз. яз.); Древние редакции житий сирийских подвижников в Грузии/Сост., исслед., словарь: И. Абуладзе. Тбилиси, 1955. С. IX-XVIII (на груз. яз.); Кекелидзе К. С., прот. Вопросы о прибытии сирийских подвижников в Картли// Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 19-50; он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 157-163, 534-536; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 209-214; Джавахишвили И. Сочинения. Тбилиси, 1979. Т. 1. С. 389-415 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Взаимосвязь архетипов житий сирийских подвижников//Мацне: Сер. языка и лит-ры/АН Грузии. Тбилиси, 1982. 4. С. 62-67 (на груз. яз.); он же. Словарь ГПЦ. 2007. С. 412-413. Э. Габидзашвили, Н. Т.-М. Гимнография Место погребения прп. Иоанна Зедазнийского в ц. Преображения Господня мон-ря Зедазени Место погребения прп. Иоанна Зедазнийского в ц. Преображения Господня мон-ря Зедазени И. З. посвящено песнопение малой формы, автором к-рого Л. Асатиани, акад. прот. К. Кекелидзе и др. исследователи считают груз. гимнографа XVIII в. мон. Макрину (Багратиони) , дочь царя Картли Ираклия I. Текст песнопения, дошедший в 2 рукописях, агиографическом и гимнографическом сборнике (НЦРГ. H 1672, 1740 г.) и Минеях (под 15 сент.) (НЦРГ. S 1464, 1759 г.), нек-рое время приписывали груз. гимнографу католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788): впервые песнопение было опубликовано в его «Праздничном сборнике» (М., 1805; Цеси, 1811; М., 1865). В 1936 г. Асатиани издал текст в сб. «Поэтессы древней Грузии», где автором была указана мон. Макрина. В 1949 г. было издано собрание произведений мон. Макрины, но это песнопение не было туда включено. К. Кекелидзе и М. Кавтария исследовали тексты (Кекелидзе - ркп. НЦРГ. S 1464, Кавтария - ркп. НЦРГ. H 1672) и выпустили академическое издание песнопения ( Кекелидзе. 1974. Т. 13. С. 36; Кавтария. 1977. С. 225). Кавтария установил, что текст был помещен среди стихир, посвященных свт. Иосифу Алавердскому, но песнопение использовалось на литургии в день памяти И. З., а также исполнялось в качестве тропаря И. З.

http://pravenc.ru/text/471182.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ VI Католикос-патриарх всей Грузии (1419-1426). В сочинении Бери Эгнаташвили «Новая Картлис Цховреба» М. упомянут после католикоса-патриарха Елиоза (Гобирахисдзе) (90-е гг. XIV в.- 1419) ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 339, 473). В грамоте пожертвований (1419), данной мцхетскому кафедральному патриаршему собору Светицховели царем Грузии Александром I (1412-1442), М. упомянут одновременно с Елиозом: «...Вы, святые католикос Елиоз и возлюбленный им... лекарь и утешитель души моей католикос и архиепископ Микел...» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 220). Очевидно, к этому времени уже было решено уволить на покой Елиоза и поставить на его место М. (либо М. уже взошел на Патриарший престол, а Елиоз оставался на покое). В грамоте, данной Светицховели царем Александром I в 1420 г., подчеркнута заслуга М. в обновлении собора. В документе указано, что Тамерлан (Темур-Ленг) «разгромил церкви и Мцхету» до царствования Александра I и царь в возрасте 24 лет «принялся за обновление Мцхетского собора... и в этот же период стал патриархом католикос Микел, который много трудился... для обновления этого собора». Оттуда же становится известно, что царь попросил М. рукоположить его сына, мон. Давида (Там же. С. 224). В документе за 1422 г. Давид, сын Александра I, упомянут как монах и «будущий патриарх Мцхеты», а действующим патриархом назван М. В грамоте 1426 г., данной царем Александром I представителям рода Зедгенидзе, предстоятелем Грузинской Церкви назван уже его сын, католикос-патриарх всей Грузии Давид II (Багратиони) (1425/26-1428) (Там же. С. 229). В кон. XIV в. в южногруз. исторической пров. Самцхе имели место проявления церковного сепаратизма, к-рые инициировали Ацкурские епископы, поддерживаемые мтаварами (князьями) провинции Джавахети. Они не поминали католикосов-патриархов всей Грузии и присвоили мон-рь Вардзиа , принадлежавший Светицховели. В 20-х гг. XV в. энергичные действия Александра I временно приостановили этот процесс, еп. Ацкурский Герасим принес ему и М. клятву в Книге верности (между 1420 и 1428 гг.), пообещав «молиться за царей и поминать Вас. Не будем поминать Антиохийского патриарха, не будем принимать человека, посланного им, и не будем посвящать вардзийского диакона» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 226-227; ПГП. Т. 3. С. 183). Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 326-442. Лит.: Абашидзе З. Микел VI//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 68-69 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/2563698.html

«Не бойся говорить правду пред кем бы то ни было», — преподобноисповедник Антоний (Абашидзе) Источник: Православие в Украине С конца 1937-го до 1941 года владыка Антоний был единственным православным архиереем в Киеве. Почти через 70 лет со дня смерти, 14 июня 2011 года, Священный Синод УПЦ прославил его в лике месточтимых святых ( журнал 21 ). Посвятить себя на служение Церкви Схиархиепископ Антоний (Абашидзе) Схиархиепископ Антоний (в миру Давид Ильич Абашидзе) принадлежал к старинному и знатному грузинскому роду. По отцу он происходил из князей Абашидзе, по материнской линии был в родстве с другим знаменитым княжеским семейством — Багратуни, из которого вышел герой Отечественной войны 1812 года генерал Багратион. Родился будущий светильник Церкви 12 октября1867 г. в селе Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии в имении своих родителей. По окончании Тифлисской гимназии поступил на юридический факультет Императорского Новороссийского университета в Одессе, который окончил в 1891 г. с отличием. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но вместо этого князь Давид неожиданно для близких уехал в Киев и там, сдав «поверочный экзамен», поступил на I курс Киев­ской духовной академии. 1 октября1892 г. Давид Абашидзе подал на имя ректора академии епископа Сильвестра (Малеванского) прошение, в котором писал: «Имея непреодолимое желание привести в исполнение обет, давно данный мною Господу, посвятить себя вполне на служение Святой Его Церкви, прибегаю к стопам Вашего Преосвященства и смиреннейше прошу посвятить меня в иноческий чин». Как напишет позднее сам владыка, «Господь сподобил меня воспринять иночество в церкви Преподобного Антония в Ближних пещерах в Святой Успенской Киево-­Печерской Лавре, в коей, пред поступлением своим в Духовную Академию и при вступлении в монашество, прожил 3 месяца, а по принятии иночества, в продолжение 4 лет своего обучения, считал Св. Лавру своим родным монастырем». В том же году 16 ноября Давид Абашидзе был пострижен в монашество с именем Димитрий, в честь свт. Димитрия Ростовского. Через пять дней, 21 ноября, в Богоявленской церкви Киево-Братского монастыря рукоположен в сан иеродиакона.

http://pravoslavie.ru/48151.html

Значит, по всем канонам Святаго Православия отец архимандрит Антонин (Капустин) за сотворимый им такой вселенский православный подвиг в виде вечного чуда достоин прославления в лике Преподобного русского подвижника. Аксиос! Отец Антонин, по молитвам к нему, не раз спасал созданный им Спасо-Вознесенский русский женский монастырь на Елеонской Горе в Святом Граде Иерусалиме. В далеком 1927 году страшное землетрясения накрыло Иерусалим и Елеонскую Гору. Очевидно, было обрушение великой Иерусалимской Русской Свечи – высокой колокольни обители, олицетворяющей высоты Христова Вознесения и Православной Веры! Сестры обители усердно молились Божией Матери и погребенному в Спасо-Вознесенском соборе его основателю – отцу Антонину. И… угроза гибели обители миновала. Во время Шестидневной войны 1967 года Елеонский русский женский монастырь оказался в эпицентре тех страшных военных событий. Над монастырем страшно летали самолеты и бомбы. Одна из бомб угодила в привратню обители и убила привратницу, сестру Евлалию. Сестры монастыря во главе с матушкой игуменией Тамарой (Романовой-Багратион-Мухранской) со слезами на глазах молились храмовой иконе Божией Матери «Скоропослушница» и у Могилки Преподобного отца Антонина. И молитвы были услышаны – монастырь остался цел, жив и торжественно существует и поныне, отмечая в этом году 100-летие своего монастырского статуса! Мироносица Святого Русского Елеона И в нынешнее, настоящее время отец Антонин сразу откликается на молитвенные горячие просьбы к нему. Современные православные русские монашествующие, проживающие на Святой Земле, нередко подвергаются всякого рода нападениям и каверзам от местных мусульман. Басурмане, не гнушаясь низкими способами, стараются оттяпать монастырские земельные куски у Русской Православной Церкви Заграницей. Дело доходит до жарких судебных разбирательств. И тогда на помощь приходит приснопамятный архимандрит Антонин. Начальник РДМЗ архимандрит Роман (Красовский) служит усердные панихиды приснопомянаемому старцу Антонину, и русские православные земли на Святой Земле, когда-то приобретенные самим отцом Антонином, остаются незыблемыми!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/06/da...

1962. Т. 1. С. 139, 141, 143). В 1810 г. российский имп. Александр I присоединил к Российской империи Имерети. В 1814 г. была формально упразднена автокефалия Церкви в Зап. Грузии, фактически Абхазский Католикосат перестал существовать в 1820 г. Был образован Грузинский Экзархат РПЦ , окормлявший Церковь в Зап. и Вост. Грузии. Временно оставались на своих кафедрах митрополиты Кутаисский сщмч. Досифей и Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе) . В 1819 г. экзарх Грузии Феофилакт (Русанов) предпринял решительные шаги по проведению церковных реформ в Зап. Грузии, целью к-рых было изменение церковной структуры в соответствии со структурой РПЦ. Для этого нужно было сократить численность священно- и церковнослужителей и количество храмов (в 1819 в Имерети насчитывалось 12 908 дымов в приходах, 633 церкви и мон-ря, было 693 священника, 79 монахов, 179 диаконов, всего 951 священнослужитель) (АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 418-419; Мчедлидзе, Кедзевадзе. 2008. С. 235), провести секуляризацию церковного имущества, заменить натуральный церковный налог денежным. Вспыхнуло восстание в Шорапанском крае, затем оно охватило всю Имерети, Гурию, Самегрело и Рачу; в Имерети были введены регулярные войска и казачьи полки. Митрополиты Досифей и Евфимий и архимандрит монастыря Табакини Григорий (Цкитишвили) были арестованы, сщмч. Досифей умер от кровотечения 8 (или 6) марта 1820 г. в пути между Гори и Сурами (похоронен в церкви в Ананури ), сщмч. Евфимий сослан в Александров Свирский в честь Св. Троицы монастырь , скончался 21 апр. 1822 г. 19 нояб. 1821 г. путем объединения Кутаисской, Гелатской, Хонской и Никорцминдской епархий в юрисдикции Грузинского Экзархата РПЦ была образована Имеретинская епархия , главой к-рой стал архиеп. Никорцминдский Софроний (Цулукидзе). Территория К. е. входит в юрисдикцию совр. епархий ГПЦ: Кутаисско-Гаенатской , Маргветско-Убисской , Ванско-Багдатийской и Терджольско-Ткибульской . Кутаисские архиереи Архиепископы: Антоний (80-90-е гг. X - нач. XI в.); Самуил (Чорчанели; 10-30-е гг. XI в.); Арсений (50-е гг. XII в.); Николай (2-я пол. XII в.); Абуласан (60-70-е гг. XII в.- до 1178); Антоний (Сагирисдзе; приблизительно 1178-1191); Павел (90-е гг. XII в.); Иоанн (2-я пол. XIII в.); Герасим (Чхетидзе; 1529); Симеон (Чхетидзе; 1529-1562); Василий (1562-1574); Симеон II (Чхетидзе; 1637-1666); Симеон III (Чхетидзе; возможно, то же лицо, что и Симеон II; 1666 - приблизительно 1694); Евдемон (приблизительно 1696-1725); Максим (Иашвили; приблизительно 1725-1737); Тимофей (Габашвили ; 1737-1740, 1743-1747); Антоний (Багратиони; 1740-1743; впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I ); митрополиты: Максим (Абашидзе; 1759-1781); сщмч. Досифей (Церетели; 1781-1820). Святыни К. е.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

В 1755 г. И. основал Тбилисскую ДС , в 1782 г. на базе школы при царском дворце в Телави - Телавскую ДС , к-рую возглавил католикос-патриарх Антоний I. В 1782-1783 гг. при поддержке и непосредственном участии И. католикос-патриарх Антоний I провел реформу по преобразованию епархиальных начальных уч-щ в школы гос. типа с более широкой программой обучения: кроме словесности и арифметики в некоторых из них стали преподавать физику, логику и философию. Дважды (1749, 1782-1794) И. возобновлял работу типографии в Тбилиси. В 80-х гг. XVIII в. И. и католикос-патриарх Антоний I провели в Светицховели масштабные реставрационные работы. В надписи (22 июня 1787), помещенной на юж. стене ограды собора, сообщалось, что «выстроена и обновлена ограда святого сего храма с башнями, бойницами, также реставрирован он внутри и снаружи. Паперть храма вновь нарисована и написана...» ( Натроев. 1900. С. 219-220). В 1788 г. престол восточногруз. католикоса-патриарха занял сын И. Антоний II (Багратиони) (царевич Теймураз). Дворец царя Ираклия II в Телави. XVII в. В 1789 г. И. заключил договор с гянджинским Пат Али-ханом о сферах влияния на Юж. Кавказе и о совместной борьбе против иран. правителя Аги Мухаммед-хана. В том же году он принял посольство из Имерети, к-рое возглавили митр. Кутаисский сщмч. Досифей (Церетели) и митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе) : обсуждалось воссоединение Имерети и Картли-Кахети. И. не воспользовался историческим шансом объединения страны, мотивируя свой отказ тем, что он не может лишить своего внука Соломона (сына дочери И. Елены, племянника Соломона I; впосл. царь Имерети св. Соломон II ) имеретинского престола. Однако большинство историков усматривают причину отказа И. в том, что Зап. Грузия входила в сферу влияния Турции и объединение Грузии могло ухудшить отношения И. с Портой, что противоречило интересам Российской империи (Ираклий II. 2000. С. 229). В 1790 г. И. вместе с др. правителями груз. царств и княжеств (царем св. Соломоном II, мтаваром Одиши (Самегрело) Григолом Дадиани, мтаваром Гурии Симоном Гуриели) подписал «Трактат Иверской земли царей и мтаваров (князей) о единстве» (частично опубл.: Грамоты. 1898. Т. 2. Вып. 1. С. 183-195; Мачарадзе. 1995. 9. С. 235-256).

http://pravenc.ru/text/673857.html

Известны у них наипаче три довольно пространные летописи своего отечества, писанные издревле разными неизвестными сочинителями. Из всех этих летописей и других грузинских памятников князь Вахушта Багратионов сочинил в прошедшем столетии обстоятельную историю своей нации. Некоторое хронологическое сокращение оной написал и покойный Преосвященный Католикос Антоний, а также в 1800 году напечатал в Тифлисе свое сокращение и царевич Давид. Многие славные случаи грузинского народа воспеты у них не только в народных у всех повторяемых доныне песнях, но и в целых поэмах, весьма давно писанных. Не исчисляя древних, о коих нечто особенно сказано будет ниже, довольно здесь упомянуть, что покойный Преосвященный Католикос Антоний 11 , кроме вышеупомянутых уже книг его, сочинил стихами некоторый род довольно пространной поэмы в похвалу славных мужей грузинского народа, отличившихся в церкви и гражданских делах. Песни эти расположил он хронологическим порядком, и все свое сочинение наименовал Цкобилситкваоба, как бы порядочнословие. Есть несколько его од царю Ираклию на случай побед его над персианами, на восстановление им в Тифлисе типографии и проч. Он сочинил также до двадцати высоких и красноречивых прозою панегириков разным грузинским мученикам и святым. Эти панегирики известны в Грузии под общим названием Мартириков. Грузины имеют на своем языке исторические книги и о других народах. Есть у них пространный Хронограф, давно переведенный с греческого, и Иосифа Флавия древности иудейские. Покойный Преосвященный католикос Антоний с греческого же велел перевести Историю Соборов, а с российского Историю Квинта Курция, и при нем переведена с российского же Троянская История. С этого же языка Преосвященный Гаий, Епископ Сараптовский, преложил для них Духовный Регламент, Богословию Преосвященного Платона митрополита московского, Мармонтелева Велисария и Китайское нравоучение; а Преосвященный архиепископ Ахталымский и член Святейшего Синода Варлаам, Историю славных государей и великих генералов сочинен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1748 г. царь Кахети Ираклий II (1744-1762) изгнал персов из Тбилиси, в ознаменование чего на вост. фасаде М. была сделана 7-строчная надпись в стихах: «Царь Ираклий силою отнял эту [церковь] у врагов. С крестом Христовом - как щитом, предшествуемый в деле. Освободил церковь, сделал ее себе придворною. Таков плод усердия христолюбивого царя, подвиг в славу Бога и предстательство царя Ираклия» ( Иоселиани. 1866. С. 24; Беридзе и др. 1969. С. 18). Царь Картли Теймураз II (1744-1762) и царь Ираклий II возобновили в М. богослужение: «Украсили Метехский монастырь Всесвятой (Богородицы.- Авт.) святою церковью, поставили сонм священников... Святой католикос Антоний (католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) (1744-1755; 1764-1788).- Авт.) освятил дом Божий» ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 173). Очевидно, со 2-й пол. XVIII в. М. действовала только как церковь. Здесь была учреждена начальная школа. Грузинский историк Иоселиани приводит рассказ о том, что 23 апр. 1753 г. царь Теймураз II подарил на день ангела своему внуку, 7-летнему Георгию (впосл. царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800)), изготовленное из желтого атласа знамя. На знамени была вышита икона Метехской Пресв. Богородицы. В М. католикос-патриарх Антоний I освятил его и вручил царевичу. Георгия определили на воспитание в М., а церкви пожертвовали драгоценный потир, облачения и 3 двора крестьян. В XIX в. знамя хранилось в доме Иоселиани. Однако в 1830 г. Е. Иоселиани, отец П. Иоселиани, из-за страха перед новой российской властью сжег древко, серебряный шар от знамени продал, а на вырученные деньги изготовил киот, куда спрятал полотнище ( Иоселиани. 1936. С. 26-27). Настоятелями М. в этот период были протоиереи, они также занимали должность директора метехской школы. Известны имена неск. протоиереев 2-й пол. XVIII в. Так, в 1769 г. метехский прот. Иессей, сын авлабарского мамасахлиси (старосты), купил у Читахашвили торговые лавки в Тбилиси (Док-ты по истории Тбилиси. 1962. С. 329). В 1778 г. прот. Иессей Хирселашвили подписал грамоту о добровольном вступлении Чилиндришвили в крепостную зависимость к настоятелю гареджийского мон-ря Натлисмцемели Евфимию ( Какабадзе. 1913. Т. 5. С. 91-92). В 90-х гг. XVIII в. протоиереем М. был Иессей Сулханишвили, духовник Ираклия II и современник Георгия XII. В 1792 г. он участвовал в разборе тяжб крестьян Эситашвили против князей Чолокашвили ( Такаишвили. Древности. 1899. Т. 1. С. 421; Иоселиани. 1936. С. 63).

http://pravenc.ru/text/2563070.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Микадзе Захарий, прибл. 1728 - ок. 1812, Тифлис), еп. Некресский, груз. церковный деятель, проповедник и поэт. Сведения о жизни и творчестве А. чрезвычайно скудны и содержатся в рукописях XVIII-XIX вв. (A 983; A 1631; S 177; H 40; H 367; H 2134. Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе) и документах того времени. Известно, что отец А. был старшим протоиереем Тбилисского Сиони в 1718-1746 гг. По сведениям М. Джанашвили , учителями А. были известные архиереи и писатели, Католикосы-Патриархи Вост. Грузии Виссарион (Бараташвили-Орбелишвили) и Николай X (Херхеулидзе) . В 1777 г. А., будучи уже в сане иерея, принял постриг. 9 апр. 1778 г. был рукоположен во епископа Цилканского. В течение 14 лет в тяжелейших условиях (частые нашествия лезгин, наличие сильной языческой традиции и т. д.) А. вел проповедь христианства среди местного населения в горной части Вост. Грузии Мтиулети. В 1792 г. по просьбе А. его перевели на Манглисскую кафедру, со 2 дек. 1794 г. и до упразднения епархии в 1812 г. А. занимал Некресскую кафедру в сане митрополита. Погребен в Тбилисском Сиони. А. известен как искусный проповедник. Литературно обрабатывая свои проповеди, он рассылал их священникам, служащим в труднодоступных районах горной Грузии, где были сильны пережитки язычества. Проповеди, посвященные толкованию догматов правосл. Церкви, он выстраивал в стиле схоластической риторики школы Католикоса-Патриарха Антония II (Багратиони) , чьим приверженцем он был. В проповедях общественно-публицистического характера А. говорил о последствиях тяжелого политического состояния страны, раздорах феодальной знати, нищете народа, агрессии мусульм. мира, боролся с суевериями, нравственными изъянами об-ва. Избавление от этих недугов, по утверждению А., возможно только при соблюдении высоконравственных устоев христ. морали. Уцелевшая часть проповедей А. впервые была издана в 1881 г. М. Джанашвили. А. писал оды Католикосу-Патриарху Антонию II, царевичам Левану и Вахтангу, св. мч. Авиву Некресскому . Из др. произведений А. известны также 2 песнопения («О Христе», «О смерти»), короткие ямбические добавления к проповедям («О пророке Илии», «О воздвижении Св. Креста»), неск. стихов делового и автобиографического содержания, адресованных груз. царю Ираклию II и Католикосу-Патриарху Антонию II.

http://pravenc.ru/text/114390.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДЕМОН II (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1700-1705). Был поставлен на Патриарший престол по смерти своего дяди, католикоса-патриарха Иоанна X (Диасамидзе ; 1688-1692; 1695-1700), царем Кахети Ираклием I (Назарали-ханом) (1688-1691, 1696-1703; царь Картли в 1688-1703). Интронизация Е. была подтверждена грамотой иранского шаха (КЦ. Т. 4. С. 478). Е. был сторонником политического курса Ираклия I, преемником к-рого стал Вахтанг VI Багратиони (джанишин Картли в 1703-1712; царь Картли в 1716-1724). Груз. историк Вахушти Багратиони писал, что богобоязненный и боголюбивый Е. был весьма трудолюбив, уважал духовенство, строил церкви, украшал кресты и иконы, отличался милосердием, мудростью (Там же. С. 481). В 1705 г. царь, собиравшийся провести реформы в гос-ве, созвал Церковный Собор, на к-ром Е. был смещен и «обвинен в невежестве», на Патриарший престол был избран вернувшийся из России Доментий IV (Багратиони ; 1705-1741), брат Вахтанга VI и его политический единомышленник (Там же). Ист.: Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 476, 478; ПГП. 1970. Т. 3. С. 627, 635, 636. Лит.: Ломинадзе Б. Мат-лы XVII-XVIII вв. по истории хронологии Грузии//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1951. Вып. 29. С. 176 (на груз. яз.); Качарава Э. Евдемоз II (Диасамидзе)//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 116-117 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова: ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/187047.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010