(Макашвили) [Бодбели; Бодбель-Макаев; груз. ] (1744, с. Икалто, Кахети - 24.09.1837), митр. Бодбийско-Сигнахский (1792 - 14 июля 1811, 30 авг. 1814 - 24 сент. 1837) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь) и Грузинского Экзархата РПЦ. Род. в семье дворянина Омана Макашвили, обучался дома. В 1769 г. поступил в мон-рь Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи в Гареджи , где получил богословское образование. В 1774 г. принял там постриг, в 1776 г. был рукоположен во диакона, в 1778 г.- во иерея, в нач. 1788 г. по благословению католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) стал архимандритом и был переведен в Ниноцминдскую епархию настоятелем мон-ря Ниноцминда . В 1790 г. католикосом-патриархом Вост. Грузии Антонием II (Багратиони) хиротонисан во епископа Ниноцминдского (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 5110. Л. 4). В 1792 г. территории Бодбийской и Сигнахской епархий были объединены, и И. был переведен в Бодбийско-Сигнахскую епархию, которой руководил 45 лет. Как политический деятель И. не разделял курс последнего царя Картли-Кахети Георгия XII (1798-1800) и после его смерти не поддержал притязаний на царский престол его сына Давида. И. вел переписку с др. претендентом, жившим в Иране и пользовавшимся поддержкой иран. шаха, сыном царя Картли-Кахети Ираклия II царевичем Александром (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 156, 258, 282; Иоселиани. 1978. С. 252). Сохранилось 2 письма от 25 окт. 1800 г., принадлежащие др. сыну Георгия XII, царевичу Иоанну. В 1-м, направленном командующему рус. военными частями в Грузии ген.-майору И. П. Лазареву, царевич сообщал, что Александр прибыл в стан правителя Аварии Омар-хана, намеревавшегося совершить вторжение на груз. территории, о чем и написал письма И. и «тамошним чиновникам». Собравший груз. ополчение царевич Иоанн просил Лазарева «на подкрепление наше... поспешить» с российскими войсками. В др. письме, адресованном И., царевич Иоанн предупреждал митрополита о готовившемся вторжении Омар-хана: «Возьмите меры осторожности, дабы он не напал на ваши селения» (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 161-162).

http://pravenc.ru/text/469506.html

Роспись юж. рукава утрачена полностью, под большим окном сохранилась только подпись: «Св. Константин». В сев. рукаве были представлены частично сохранившиеся композиции «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Преображение Господне», «Распятие», «Снятие с Креста», на откосах северного рукава - изображения вмц. Варвары и вмц. Марины. На сев. и юж. стенах зап. рукава храма был размещен ктиторский ряд (не сохр.). В углах пилястр зап. стены читались исполненные красной краской надписи на асомтаврули - имена изображенных представителей таойской ветви груз. царской династии Багратиони - Адарнасе III Куропалат (881/889-923), его отец царь Тао Баграт I Магистр (937-945) и его сын эристав эриставов Баграт, строитель Ошки; на южной стене - фрагменты изображения царских одежд визант. образца. Такаишвили допускает, что здесь также находились портреты таойских Багратиони, поскольку в Ошки сохранились аналогичные барельефные изображения эристава эриставов Баграта и его брата царя Тао Давида III Куропалата (2-я пол. X в.- 1001) в имп. визант. одежде. Здесь же были представлены образы св. воинов вмч. Георгия и вмч. Феодора Стратилата. На зап. стене находились фрески, посвященные библейским сюжетам. Сохранились фрагменты надписи: «...и перед Авраамом», частично - декоративный орнамент стен и окон, состоящий из листвы и цветов. В нижнем регистре сев. рукава видны фрагменты росписи XII в. Здесь были представлены поясные фигуры 7 святых, написанных черной краской, читаются подписи к 4: свт. Николай, архиеп. Мирликийский; ап. Иаков, брат Господень; ап. Андрей Первозванный; ап. Лука. Эпиграфика Кафоликон И. имеет богатые эпиграфические памятники. На внешних стенах храма содержатся 3 лапидарные надписи XI в. Две из них - строительные времени правления архиеп. Антония (I), касающиеся проводимых реставраций. На архитраве юж. входа помещена обширная надпись, выполненная асомтаврули, борозды букв заполнены синей краской (частично сохр.). Строки расположены полукругом, заключительные буквы последнего слова текста - вертикально и продольно, образуя крест.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Епархией с 24 мая 1992 г. управляет архиеп. (ныне – митрополит) Алавердский Давид (Махарадзе), член Свящ. Синода Грузинской Православной Церкви, председатель Отдела архитектуры; в епархии открыто 7 храмов, служат 12 священников. Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в.,закрыт в 1929 г., возобновлен в 90-х гг. XX в.; Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. XX ). В Шуамта действует жен. мон-рь во имя Хахульской иконы Богоматери ( близ г. Телави, основан в 50-х гг. XVI в., возобновлен в 1990). В с. Матани, Ахметского р-на, в 2005 г. при церкви XV в, основан жен. мон-рь Успения Пресв. Богородицы. Алавердские архиереи: епископы Иоанн (1511), Евтихий (1522), Николай (1578), Кирилл (1579), Иоанн (Авалишвили) (1612), Зебеде (1639), Арсений (Авалишвили) (1651 - 1660), Григорий (1670), Николай (Андроникашвили) (1685-1694), Николай (Чолокашвили) (1695-1711), Иоанн (Макашвили) (1712), Николай (Чолокашвили) (1724-1728), Захария (Андроникашвили) (1733-1734), Николай (Андроникашвили) (1736-1757), Зенон (1761-1782), Николай (Андроникашвили) (1784), митр. Антоний II (Багратиони; 1784-1811, с 1788 - каталикос–патриарх), архиеп. Алавердский и Кахетинский Иоанн (Бобдель-Макаев) (14.07.1811-30.08.1814), епископы Досифей (Пицхелаури) (30.08.1814-14.05.1817), Давид (Качахидзе) (1924-1925), Мелхиседек (Пхаладзе) (1925-1928), Стефан (Карбелашвили) (1928-1929), Роман (Петриашвили) (1967-1971), митрополиты Григорий (Церцвадзе) (1976-1992), Афанасий (Чахвашвили) (1992), архиеп. Давид (Махарадзе) (с 1992). Памятники культуры В мест. Алаверди расположен кафедральный собор бывш. Алавердского мон-ря (см. Алавердский собор), основанного в VI в. свт. Иосифом, еп. Алавердским. Мон-рь, ставший при царе Кахети - Эрети Квирике (Багратиони) епископской кафедрой, пользовался попечением картлийских и кахетинских царей и считался главнейшим религ. центром Кахетинского княжества в VIII-XI вв. Мон-рь известен своей лит. деятельностью. Перу св. Макрины Багратиони (XVIII в.), монахини Алавердского мон-ря, принадлежат жизнеописание св. Иосифа Алавердского, песнопения. Она переписывала рукописи и документы богатого книгохранилища мон-ря, приобретенные и подаренные мон-рю в XVII в. архиеп. Зебеде II, буд. Католикосом-Патриархом. Наиболее известным раритетом этого книгохранилища является Алавердское Четвероевангелие XI в. О хранении и умножении рукописей заботились Николай (Чолокашвили), архим. Кирилл (Амиранидзе), Иоанн (Ларадзе) (XVIII в.). В наст. время многие из уцелевших рукописей хранятся в Ин-те рукописей им. К. Кекелидзе в Тбилиси .

http://pravenc.ru/text/63980.html

Переписчик книг XVIII в. Давид Ректор, обнаружив философские и богословские сочинения некоего Иоанна, собрал сведения о нем (НЦРГ. Q 401. Л. 192 об.) и отождествил его с И. П. При этом события, связанные с ним, Давид отнес к разным эпохам и личность И. П. приобрела легендарные черты. Так, Давид Ректор считал, что И. П. род. в «благородной семье», участвовал в IV Вселенском (Халкидонском) Соборе (451), западногруз. (эгрисско-абх.) царем Багратом I (881-893) был направлен в Афины для изучения греч. языка, философии и богословия, посещал занятия вместе со св. Давидом Анахтом (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.) и с Мовсесом Хоренаци (V в.), изучал философию Платона и Аристотеля . Прожил в К-поле 30 лет. Прозвище Петрици ему дали в Афинской академии: по мнению Давида Ректора, этимологически оно восходит к греч. πτρος (камень, жернов) и означает «перемалывающий зерна учения». За свои сочинения И. П. подвергся преследованиям и сменил фамилию на прозвище ( Беридзе. 1936. С. 324-325). Царевич Иоанн Багратиони (1768-1830) в энциклопедическом соч. «Калмасоба», во многом повторяя сведения Давида Ректора, отмечает, что фамилия И. П.- Чимчимели ( Иоанн Багратиони. 1974. C. 174-175). И. Лолашвили, анализируя источники XVIII в., пришел к выводу, что допущенные авторами анахронизмы могут быть объяснены отождествлением И. П. с груз. писателем и богословом V в. Петром Ивером , к-рому нек-рые исследователи приписывают авторство корпуса «Ареопагитик». Сведения XVIII в. легли в основу легендарного образа И. П. Так, католикос-патриарх Антоний I в стихах называл его «божественным философом», «солнцем грузин»; описание его жизни приобрело агиографические черты (Лествица добродетелей. 1968. С. 18-19). Ф. Жордания , опираясь на сведения груз. свода летописей «Картлис Цховреба» и др., писал о существовании 2 человек, И. П. и прп. Иоанна (Чимчимели), его мнение поддержали П. Ингороква , М. Тархнишвили, Д. Меликишвили, Э. Челидзе, Н. Сулава и др. ( Жордания. Хроника. 1892. Т. 1. С. 302). Так, в «Матиане Картлисай» есть сведения, что во времена груз. царя св. Давида IV Строителя «были переводчики: патриций Иоанн Петрици, Философ, и Стефан» (КЦ. 1955. Т. 1. С. 312). В «Истории и восхвалении венценосцев» указано, что «Иоанн Чимчимели, Философ» описал подвиги сына св. Давида IV - царя мч. Дамиана-Димитрия (Там же. 1959. Т. 2. С. 3). Одно из стихотворений прп. Иоанна (Чимчимели) вместе с сочинением прп. Арсения Икалтойского помещено в конце «Истории...», где описываются обстоятельства смерти груз. царицы св. Тамары (НЦРГ. S 379. Л. 192-193; КЦ. 1959. Т. 2. С. 113). На основании этого текста нек-рые исследователи считают, что прп. Иоанн (Чимчимели) не может быть одним лицом с И. П., жившим на век раньше.

http://pravenc.ru/text/471437.html

С перенесением столицы Картли в Тбилиси Мцхета потеряла свое значение политического центра страны, но сохранила статус церковного центра и кафедры главы ГПЦ. Кроме того, Тбилисский архиепископ не всегда мог сохранять свое преимущественное положение перед Мцхетским и др. архиереями, поскольку в периоды нашествий на Картли трудности в первую очередь отражались на состоянии Тбилиси как столицы гос-ва, к-рую неоднократно завоевывали и разоряли, в результате чего Тбилисская епархия периодически слабела и вдовствовала. Так, в памятнике XIV в. «Распорядок царского двора» указано, что в то время архиепископ Мцхетский занимал 4-е место в церковной иерархии, а Тбилисский - 29-е, между Харчашнийским и Цалкским архиереями (Об освящении святого мира и о распорядке дарбазоба (приема)//ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). В 1628 г. архиеп. Тбилисскому Елисею понадобилась жалованная грамота царя Картли Свимона (Симеона) II на получение кафедры и возвращение своих бывш. имений (царь утвердил его на кафедре, а поместья пожаловал в Сабараташвило) (Там же. С. 311). В кон. XVII в., при царе Картли Ираклии I (1688-1703) и католикосе-патриархе Вост. Грузии (Мцхетском) Иоанне X (Диасамидзе) (1688-1691; 1695-1700), Тбилисский архиерей получил титул митрополита. В 1749 г. по решению царя Картли Ираклия II и католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония I (Багратиони) Тбилисскому митрополиту в церковной иерархии было определено 4-е место (после католикоса-патриарха и митрополитов Алавердского и Кизикского и перед Ниноцминдским архиереем). Картлийский (Самтавройский) архиерей в этот период не упоминается - очевидно, территория Мцхетской епархии находилась в непосредственном подчинении католикосу-патриарху (Там же. С. 401). В кон. XVIII в. был составлен список епархий, подвластных католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию II (Багратиони) . Под его личным управлением находились храм Самтавро и приходы на территории между реками Рехула и Диди-Лиахви (т. е., земли, которые входили в Самтавройскую (Мцхетскую) епархию, возглавляемую архиепископом Картлийским): очевидно, в это время кафедра архиепископа Картлийского продолжала вдовствовать и управлялась непосредственно католикосом-патриархом.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Образ царя сохранился также на монетах времени его правления. Так, на аверсе медной монеты, вычеканенной в 1123 г., помещено его фронтальное изображение во весь рост. Он облачен в дивитисий и хламиду, на голове увенчанная крестом стемма с пендулиями, в руках царские инсигнии - скипетр и держава. Предположительно Д. С. изображен в росписях Атени Сиони (кон. XI в.), ц. св. Георгия в Бочорме (1104-1125), в кафоликоне мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи (нач. XIII в.). Плохая сохранность росписей не позволяет судить об иконографических особенностях этих изображений царя. Лит.: Меписашвили Р. С. , Вирсаладзе Т. Б. Гелати: Архитектура, мозаика, фрески. Тбилиси, 1982. С. 24. Табл. 59-60; Абрамишвили Г. В. К идентификации ктиторов Атени Сиони//Сабчота хеловнеба (Сов. искусство). Тбилиси, 1982. 5. С. 86-100 (на груз. яз.); Eastmond A. Royal Imagery in Medieval Georgia. Univ. Park (Pa.), 1998. Р. 124-141; Dondua T. Review of Georgian Coins with Byzantine Iconography//Numismatica e antichità classiche. Lugano, 2000. Vol. 29. Р. 387-396. Pl. 2. Fig. 8; Mamaiashvili I. Porträts historischer Persönlichkeiten des 15-16 Jh. in der Muttergotteskirche des Klosters Gelati//Georgica, 2003. P. 176-183. Н. Чичинадзе Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый

http://pravenc.ru/text/168512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ [груз. ] (Амилахвари; ок. 1705 - 9.07.1774, Москва), митр. Тбилисский (1740-1774) Грузинской Православной Церкви, типографист и дипломат. Сын груз. кн. Автандила Амилахвари, игравшего важную роль в общественно-политической жизни Грузии XVIII в. В юности подвизался в мон-ре Шиомгвиме , был приверженцем политики картлийского царя Вахтанга VI, избравшего рус. ориентацию. В 1724 г. А. вместе со своим братом Вахтангом покинул Грузию, сопровождая царя Вахтанга VI по пути в Россию. В том же году в Астрахани принял монашеский постриг и там же был возведен в сан архимандрита. В 1733 г. А. вернулся на родину и был хиротонисан во епископа на Руисскую кафедру. В мае 1740 г. Католикосом-Патриархом Доментием IV (Багратиони) возведен в сан митрополита, 7 июля того же года переведен на Тбилисскую кафедру. В кон. мая 1752 г. правившими сообща царями Картли Теймуразом II и Кахети Ираклием II с дипломатической миссией посла Симона Макашвили А. был направлен ко двору российской императрицы Елизаветы Петровны . В 1755 г. был отозван обратно, но, приняв российское подданство, не вернулся в Грузию, а поселился в Крестовоздвиженском мон-ре в Москве. А., пользовавшийся высоким авторитетом среди русского духовенства, был зачислен в штат Святейшего Синода РПЦ с правом совершения богослужений в храмах Московского Кремля. Сохраняя тесную связь с груз. общиной, А. внес существенный вклад в углубление русско-груз. культурных связей. С его именем связано начало груз. книгопечатания в Москве. В 1761 г., получив разрешение Святейшего Синода, А. с помощью груз. царевича Александра Бакаревича учредил в Москве типографию при Крестовоздвиженском мон-ре, где печатались церковные и богословские книги на груз. языке. В 1762-1764 гг. большим тиражом в свет вышли Праздничная Минея, груз. азбука, книга Псалмов, с разрешения Святейшего Синода отправленные в Грузию. А. первым ввел показатель тиража на печатных книгах. Перед смертью А. разделил свое имущество между груз. царем Ираклием II и груз. мон-рем Св. Креста в Иерусалиме. Погребен в Донском мон-ре в Москве. Ист.: . . , 1924. Т. 5. Лит.: . , 1629-1929. , 1929. С. 82-85; . (1752-1754)// . , 1952. 6. С. 85-177; . // . , 1979. 10. С. 20-22; . XIX . . , 1983. С. I-II. М. Сургуладзе, Э. Бубулашвили Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/76878.html

Царь Картли-Кахети Ростом. 1654 г. Рис. Кристофоро де Кастелли из кн.: L’Eglise Georgienne des origines jusofu’et nos jours. R., 1910 В 1724-1735 гг. в К. владычествовали турки. Лезгины беспрепятственно грабили страну, семья царя Константина II укрывалась в горах Тушети. В 1736 г. брат Давида II царь Теймураз II, заключив кратковременный союз с персами, освободил К. от турок и совершил несколько походов против дагестанцев и лезгинских племен. персидский правитель Надир-шах Афшар (1736-1747) утвердил Теймураза II в К., а затем пожаловал ему Арагвское и Ксанское эриставства. В 1744 г. на трон К. взошел сын Теймураза II последний кахетинский царь Ираклий II . После смерти отца в 1762 г. он объединил царства Картли и К. в одно государство - Картли-Кахети (подробнее см. в ст. Картли ). Во 2-й пол. XVIII в. в К. была возобновлена городская жизнь (Телави, Сигнахи), были построены храмы Гвтаеба в сел. Ахатели (ныне в Телавском муниципалитете), Пресв. Богородицы в сел. Манави, Квашвети в Гурджаани, Самеба (Св. Троицы) в Мелаани (ныне в Гурджаанском муниципалитете), являющиеся примерами поздней средневековой грузинской церковной архитектуры. В 1758 г. в Телави открылось ДУ, которое в 1782 г. было преобразовано в ДС. Важным центром просвещения стал монастырь Марткопи. В XVI-XVIII вв. произошли коренные изменения в епархиальном делении К. Доминирующей стала Алавердская епархия, в кафоликоне мон-ря Алаверди была устроена усыпальница царей К. Паства алавердели значительно расширилась за счет христиан Некресской епархии. Спор шел за право окормлять население, проживающее восточнее р. Штори: в Напареули, Энисели и Греми (ПГП. 1977. Т. 6. С. 709; Там же. 1981. Т. 7. С. 614). В документе того времени представители алавердели приводили Некресскому архиерею следующие аргументы: «Коль сделали цари епископа Алавердского первым среди кахетинских архиереев и паству его определили, то выше Хидискури (близ Греми?- Авт.) все за алавердели оставили» (ПГП. 1974. Т. 5. С. 262-263). В надписи 1577 г. из ц. Архангелов в Греми «пастырем столицы Кахети» был назван епископ Алавердский. К 40-м гг. XVIII в. алавердели владели территориями Харчашнийской епархии и окормляли жителей Тушети ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 554). В кон. XVIII в. алавердели именовался католикос-патриарх Грузии Антоний II (Багратиони) . Вторым среди архиереев К. считался бодбели: в Бодбе короновались цари К. Ниноцминдели, бодбели, самебели (кацарели) и руствели претендовали на право окормлять насельников монастырей пуст. Гареджи. К сер. XVI в. в связи с переселением лезгин и исламизацией коренного населения была упразднена Курмухская епархия. Границы Некресской епархии на востоке сократились до с. Гавази, на севере из епархии вышли территории Дидоети.

http://pravenc.ru/text/1683949.html

В древнейшем списке «Права» Бека-Агбуга (Q 206, 1672 г.) сохранились приписки, выполненные груз. царем-законодателем Вахтангом VI. В фонде хранятся интересные и важные списки книг по медицине: один из древнейших списков «Несравненного лечебника» (Q 26, XIV-XV вв.) - «Лечебник» Зазы Цицишвили (Q 877), переписанный в XV в. Текст состоит из 2 частей: 1-я ч. общего характера содержит правила диагностики, 2-я состоит приблизительно из 200 рецептов. В рукописи хранятся гусиное перо, принадлежавшее царю Вахтангу VI, и лист с его автографом, сообщающим, что в 1709 г. рукопись была переплетена вторично. Из агиографических произведений следует отметить «Мартирику» католикоса-патриарха Антония I (Багратиони) (Q 12, XVIII в.). Образцы различных жанров художественной лит-ры представлены в фонде поздними списками рыцарских романов «Амирандареджаниани», «Караманиани», «Висрамиани», «Лейлмеджнуниани» XVII-XVIII вв. Из 28 списков «Витязя в тигровой шкуре» неск. датируются XVII в. и интересны с т. зр. редакции. Альбом фотокопий рисунков Христофора Кастелли (оригиналы хранятся в б-ке Палермо), сделанных миссионером-путешественником в Гурии, Самегрело, Картли, содержит исторический и этнографический материал о Грузии XVIII в. Коллекция исторических документов охватывает период с X по XIX в. Ранние документы написаны на пергамене, созданные на бумаге представлены начиная с XIV в. Большей частью рукописи выполнены мхедрули; нусхури документы составляли лишь духовные лица. По содержанию это царские грамоты, книги пожалований, пожертвований, гос. решений, грамоты о купле, судебные и юридические акты, клятвы, акты о взаимной верности и любви и др. Гелатское Четвероевангелие. XII в. (НЦРГ. Q 508. Л. 222 об.— 223) Гелатское Четвероевангелие. XII в. (НЦРГ. Q 508. Л. 222 об.— 223) Из наиболее известных - 2 грамоты груз. царя Баграта IV - Книга решений царского совета по вопросу спора, возникшего между монастырями Опиза и Мидзнадзори относительно земельных угодий (Sd 1201, 1054-1072 гг.), и грамота о пожертвованиях мон-рю Шиомгвиме с. Борцвисджвари близ Манглиси (Ad 14, 1058 г.); грамота груз. царя Георгия III о подтверждении всех грамот, выданных мон-рю Шиомгвиме, с автографом царя (Hd 1351, 1170 г.); грамота мандатуртухуцеси Чиабера о пожертвовании Шиомгвиме по указу царицы св. Тамары с ее автографом (Ad 2, 1191 г.); грамота царя Кахети Александра I о пожертвовании земли кафедральному собору Светицховели (Ad 1838, 1479 г.); грамота царя Кахети Александра II (1574-1605) о пожаловании земель мон-рям Ниноцминда и Гареджи (Hd 1377); др. документы о пожертвовании земель груз. монастырям и церквам груз. царя Арчила II (Ad 1837, 1670 г.), католикоса-патриарха Вост. Грузии Доментия IV (Багратиони) (Ad 502, 1739 г.), царя Имерети св. Соломона II (Hd 1329, 1809 г.) и др. Фото- и микрофильмы

http://pravenc.ru/text/468825.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАГРИЙ [груз. ], католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1488-1492; 1500/03). Е. упоминается в грамоте (1488) царя Картли Константина II (1478/79-1505). В ней сказано, что царь во имя сына Давида (впосл. Давид Х, царь Картли (1505-1525) и Кахети (1513-1520)) жалует Патриаршему престолу Светицховели иконы, крестьян и вотчины и освобождает от пошлин товар из Светицховели, а «все Мцхетские вотчины» - от податей ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 306). Время Патриаршества Е. пришлось на один из переломных этапов истории Грузии: Константин II всеми усилиями пытался объединить гос-во и ок. 1490 г. созвал «дарбази [Собор] католикоса, епископов и князей своих на вече, и судили они о распавшейся стране, как воссоединить ее вновь в единое царство» ( Вахушти Багратиони//КЦ. Т. 4. 1973. С. 390). В 1500 (или 1503) г. Е. получил грамоту верности от Герасима, рукоположенного католикосом во епископа Кумурдойского: «С сего дня и до самой моей смерти,- писал еп. Герасим,- буду предан Вашему престолу и молитвенником за царя [буду] и на каждой Божественной литургии поминать стану» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 238). Грамота дает представление о существовавших в нач. XVI в. церковных связях между Вост. и Юж. Грузией. Оттуда же известно, что кн. Самцхе Мзечабук, который «пожаловал Кумурдойскую кафедру» еп. Герасиму, впосл. проводник активной сепаратистской политики, на начальном этапе правления был вполне лоялен к центральному духовному и мирскому руководству. Лит.: Шарашидзе К. Мат-лы истории Юж. Грузии (XV-XVI вв.). Тбилиси, 1961. С. 27-28 (на груз. яз.); Ломинадзе Б. XV в. в истории хронологии Грузии//Вопросы истории народов Кавказа: Сб. ст. Тбилиси, 1966. С. 279 (на груз. яз.); Качарава Э. Евагре//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 79-81 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/180859.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010