Епархия была восстановлена основоположником кахетинской династии Багратиони царем Георгием I (1466-1476); разрушенный храм св. Георгия был восстановлен его преемником, груз. царем Александром I (1476-1511). Первенствовавшая в царстве Кахети, А. е. попыталась выйти из-под власти Мцхетского Католикосата , однако сепаратистские стремления Алавердских епископов вовремя пресекались Католикосами-Патриархами всея Грузии Давидом V , Доментием I и Николаем VII (Бараташвили) . В 1616 г. Алаверди был разрушен и ограблен вторгшимися войсками иран. шаха Аббаса I, сам мон-рь персы превратили в крепость. В сер. XVII в. территория А. е. была заселена тюрк. племенами. После восстания в Кахети в 1660 г. удалось избавиться от тур. засилья, но нанесенный ущерб был так велик, что епархия была восстановлена лишь к кон. XVII в. Вскоре Алаверди был снова разорен лезгинами. На рубеже XVII-XVIII вв. в границах Алавердского мон-ря возник жен. мон-рь во имя Хахульской иконы Богоматери . В правление царя Ираклия II (Багратиони) (1744-1798) Католикос-Патриарх всея Грузии Антоний II (Багратиони) совмещал и полномочия Алавердского епископа, что сильно способствовало хозяйственно-экономическому укреплению епархии. К 1811 г., когда автокефалия Грузинской Церкви была упразднена и епархии Вост. Грузии вошли в состав Грузинского Экзархата РПЦ , в А. е. числилось 113 церквей, ей принадлежали 342 двора крепостных крестьян. Территория А. е. в 1811 г. была соединена с Кахетинской епархией и переименована в Алавердскую и Кахетинскую, 30 авг. 1814 г.- с Телавской епархией и переименована в Телавскую и Алавердскую с кафедрой в г. Телави, в 1818 г.- с образованной в 1792 г. Бодбийско-Сигнахской епархией. 18 дек. 1828 г. А. е. была упразднена. 1 марта 1886 г. было образовано Алавердское вик-ство , включившее территорию А. е. В 1912 г. А. е. была вновь восстановлена. В 20-е гг. XX в., во время гонений на правосл. Церковь, А. е. была упразднена и восстановлена в 40-е гг., что, возможно, связано с изменившейся политикой гос-ва по отношению к Церкви во время Великой Отечественной войны.

http://pravenc.ru/text/63980.html

[груз. ] (Багратиони Теймураз; 17.10.1720, Телави - 1.03.1788, Тбилиси), Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1744-1755, 1764-1788), видный гос. и церковный деятель, дипломат, писатель, философ, историк, грамматик. Царевич, сын Картлийского царя Иессея (1714-1716, 1724-1727) и Елены, дочери царя Ираклия I (кахетинская ветвь Багратиони), племянник царя Вахтанга VI Законоположителя . Воспитывался в г. Телави вместе с двоюродным братом со стороны матери, буд. царем Ираклием II . Изучал Свящ. Писание, греч., татар. и персид. языки, светские науки. На формирование личности А. оказали большое влияние его восприемник архим. мон-ря Давидгареджи Спиридон и еп. Памфилийский Парфений. В 15 лет А. обручился с дочерью влиятельного политического деятеля Гиви Амилахвари, однако иран. полководец Тамаз-хан, захвативший в 1735 г. Тбилиси, отобрал у него невесту. А. поступил в мон-рь Давидгареджи, в 1738 г. переехал в Зап. Грузию и в мон-ре Гелати Абхазо-Имеретинским Католикосом-Патриархом Григорием II был пострижен в монашество. В 1739 г. А.- игумен Гелатского мон-ря, в 1740 г. хиротонисан во епископа Кутаисского (1740-1742) и возведен в сан митрополита, в 1743-1744 гг. вернулся в Давидгареджи. В 1744 г. А. избран Католикосом-Патриархом Вост. Грузии, что имело важный политический аспект,- это событие совпало с воцарением Теймураза II Багратиони в Картли и его сына Ираклия II в Кахети. После длительного периода оккупации Вост. Грузии османами (1723-1735), затем персами (1735-1744) Теймураз II и Ираклий II начали гос. деятельность с проведения ряда реформ в области военного дела, судопроизводства, в сфере экономики и т. д., подготавливая почву для воссоединения Картли и Кахети (что совершилось в 1762, после смерти Теймураза II). Будучи сподвижником Ираклия II, А. поддерживал начинания дяди и двоюродного брата, принимая активное участие в осуществлении преобразований в сферах церковного управления, образования и экономики. Во время Патриаршества А. увеличилось количество духовных школ и уч-щ, был упорядочен чин богослужения, восстановлены деревни, принадлежавшие храму Светицховели .

http://pravenc.ru/text/116046.html

Антоний I, католикос-патриарх Восточной Грузии (Багратиони Теймураз, царевич Картлийский) Родился 17 октября 1720 года в семье Картлийского царя Иессея и Елены, дочери царя Ираклия I. В 1738 году в монастыре Гелати был пострижен в монашество. В 1739 году Антоний – игумен Гелатского монастыря. В 1740 году хиротонисан во епископа Кутаисского и возведен в сан митрополита. В 1744 году митрополит Антоний избран католикосом-патриархом Восточной Грузии. Митрополит Антоний внимательно изучал труды армянских и латинских богословов, общался и полемизировал с монахами-капуцинами. Митрополит Антоний хотел использовать богатый научный опыт католиков в деле образования грузинской молодежи. Но противники Антония обвинили его в отклонении от православной веры. 16 декабря 1755 года состоялся поместный Собор Грузинской Православной Церкви, провозгласивший Антония еретиком и лишивший его сана католикоса-патриарха и права совершать богослужения. После 18 месяцев заточения Антонию позволили выехать Россию, где проживали его родственники – наследники царя Вахтанга VI. 16 марта 1757 года Антоний предстал перед судом Святейшего Синода Русской Православной Церкви и был оправдан. 23 ноября 1757 года указом императрицы Елизаветы Петровны Антоний был назначен архиепископом Владимирским. Царь Ираклий II вызвал Антония из России. 20 марта 1763 года владыка Антоний прибыл в Грузию. В 1764 году на Соборе Грузинской Церкви Антоний был восстановлен в сане католикоса-патриарха Восточной Грузии. В 1772 году Антоний прибыл в Россию с особой дипломатической миссией, которая привела к заключению Георгиевского союзнического трактата 1783 года. В 1783 году Антоний был назначен членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Скончался 1 марта 1788 года. Погребен в Мцхетском кафедральном соборе Светицховели пред царскими вратами. С именем Антония связано оживление культурной жизни Грузии во 2-й половине XVIII века. Он возобновил работу типографии, содействовал открытию новых начальных школ. С его помощью были основаны Тбилисская и Телавская духовные семинарии. Антоний составил новые редакции Праздничной Минеи, пополнив их стихирами грузинским святым своего сочинения, используемыми в богослужении Грузинской Церкви, дополнил церковный календарь именами грузинских святых. Антонию принадлежат философско-богословские труды: «Спекали» («Перл духовный»), «Категории», «Готовый ответ, или Опровержение заблуждений латинской, лютеранской и армянской Церкви», в которых он обосновывает позиции объективного идеализма. Ему принадлежит также толкование «Категорий» и «Диалектики» Аристотеля, «Лествицы» святого Иоанна Лествичника . Антоний являлся основоположником целой школы, на идеях которой воспитывалось несколько поколений деятелей Грузинской Церкви и культуры XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Согласно исторической традиции, мон-рь был воздвигнут на месте «укрепленного и многолюдного города» Цкалцители, опустошенного в результате разорительных походов Марвана (Мурвана) ибн Мухаммада (Глухого) в 30-х гг. VIII в. (Мученичество Давида и Константина Аргветских. 1971. С. 262; Цулая. 1996. С. 115). Археологические раскопки показали, что в раннее средневековье городище располагалось на 3 террасах и занимало более 5 тыс. кв. м. На средней террасе стояла малая базилика с криптой, в ней были упокоены мощи великомучеников Давида и Константина Аргветских († 740) ( Ланчава, Карцидзе. 2009. С. 12). Местные предания связывают название р. Цкалцители (букв.- Красная вода), воды к-рой имеют красноватый оттенок, и одноименной местности с цветом крови великомучеников Давида и Константина, к-рых волокли к р. Риони, чтобы утопить ( Dubois de Montp é reux. 1839. Vol. 2. P. 176). В 1-й синаксарной редакции Мученичества святых Давида и Константина (XIII-XIV вв.) местом их захоронения названо Утмини ( - место страстотерпцев; древнее название с. Моцамета) (Месяца октября 31... 1968. С. 361). 300 лет спустя царь Грузии Баграт IV (1027-1072) «для поминания сих святых» заново выстроил над склепом церковь, «нетленные и невредимые» мощи великомучеников Давида и Константина «упокоил... в прекрасном гробе» и «сделал доступными народу». По словам агиографа, от мощей часто происходили исцеления, и тогда же «на том пустынном и укромном месте» был основан мон-рь ( Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 158; Мученичество Давида и Константина Аргветских. 1971. С. 262; Цулая. 1996. С. 115). В более поздних источниках («Мартирика» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I ( Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) и «Калмасоба» царевича Иоанна Багратиони († 1830)) указано, что мон-рь основал царь Имерети Баграт III Великий (1510-1565) и назвал его Зогад цховребулта ( - Вместе спасшиеся) ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 169; Иоанн Багратиони. 1984. С. 414). Некоторые исследователи (Д. Бакрадзе, Н. Баланчивадзе) датируют основание мон-ря временем царствования в Грузии Баграта V Великого (1360-1393).

http://pravenc.ru/text/2564254.html

Раждену; агиографические сочинения о Раждене, об Иессее Цилканском, о царе Луарсабе, о Бидзине, о Шалве и Элизбаре, о царе Арчиле), Антоний I (Багратиони), Николоз (Магалашвили) (Житие и восхваление новоявленных мучеников Шио и пяти монахов. 1696-1700), Сулхан-Саба (Орбелиани) (с 1698 подвизался в Иоанно-Крестительской пуст. Гареджи, создал песнопение прп. Давиду Гареджийскому - Кекел. А 160), Григол Додоркели (Вахвахишвили) (Мученичество св. царицы Кетеван), Мариам-Макрина (Багратиони) (2 канона-гимна свт. Иосифу Алавердскому), Иессей (Эристави) (канон-гимн Бидзине, Шалве и Элизбару - Кекел. S 3269), Николай (Черкезишвили) (канон-гимн свт. Антонию Марткопскому - Кекел. S 1464), Роман (Эристави) (песнопение св. Додо Гареджийскому - Кекел. А 220). Из каллиграфов Гареджи известны: Закариа Моназони (Кекел. H 1030), Габриел (Сагинашвили) (Кекел. A 130), Иоби (Кекел. A 105, 121, 198, 1348), Давид (Вачнадзе) (Кекел. A 415), Иосеб (Эристави) (Кекел. A 100), Герман (Кекел. A 174), Роман (Эристави) (Кекел. A 220, 914), Порфирий (Кекел. H 902, 1433, 2436), Николоз (Вачнадзе) (Кекел. H 805, 1248, Q 300). В 1699 г. по инициативе родоначальника обновленной гареджийской школы настоятеля Давидгареджийской лавры Онуфрия Гареджийского (Мачутадзе) в мон-ре Иоанна Крестителя впервые был составлен груз. сборник (Кекел. А 160), включающий в основном жития сир. отцов, а также мученичества груз. святых и церковных деятелей. Нек-рые особенности рукописи дают основание предполагать, что часть вошедшего в сборник гимнографического материала была создана в Давидгареджи (напр., песнопения Давиду Гареджийскому Сулхан-Сабы (Орбелиани)). На основе этого сборника были определены принципы составления подобных произведений. Сулхан-Саба (Орбелиани). Портрет Сулхан-Саба (Орбелиани). Портрет Более обширный груз. агиографический сборник (оригинал не сохр.; ркп. 1713 г., переписчик - мон. Габриел (Сагинашвили) из Гареджи - Кекел. А 130) был составлен по заказу католикоса-патриарха Доментия IV (Багратиони) и стал образцом для всех последующих аналогичных произведений.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ II [груз. ] (Багратиони Теймураз; 8.01.1762, Тбилиси -21.12.1827, Н. Новгород), Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1788-1811). Царевич, сын царя Картли-Кахети Ираклия II Багратиони, брат последнего царя Картли-Кахети Георгия XII . Богословское образование получил в Тбилисской ДС , где в 1782 г. принял постриг и был рукоположен во иеродиакона. В 1783 г. в составе груз. посольства посетил Россию. В 1784 г. по просьбе Ираклия II рукоположен во еп. Ниноцминдского Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Хиротония была совершена в придворной ц. Летнего дворца Царского Села в присутствии императрицы Екатерины II , к-рая в качестве подарка преподнесла А. драгоценную панагию. В том же году А. был возведен в сан митрополита Алавердского. В 1788 г., после кончины Католикоса-Патриарха Антония I , А. в возрасте 25 лет был избран Католикосом-Патриархом Грузии. Антоний II, Католикос-Патриарх Вост. Грузии Антоний II, Католикос-Патриарх Вост. Грузии Годы Патриаршества А. пришлись на очень сложный период истории Грузии и ГПЦ. После кончины в 1798 г. Ираклия II положение усугубилось распрей между наследником престола царем Георгием XII и его братьями, собравшими вокруг себя недовольных царем феодалов. После смерти Георгия XII (28 дек. 1800) 18 янв. 1801 г. в С.-Петербурге был обнародован манифест о присоединении Картли-Кахети к России, пересмотренный при имп. Александре I (издан 12 сент. 1801, обнародован в Тбилиси в апр. 1802), по к-рому отменялись даже те автономные права, к-рые предоставлялись Грузии имп. Павлом I. Т. о. фактически был предрешен вопрос и о самостоятельности ГПЦ. В февр. 1801 г. командующий кавказской линией ген. К. Кнорринг обратился к А. с просьбой предоставить ему полные статистические сведения о ГПЦ, что и было передано А. с присовокуплением небольшого обзора по истории ГПЦ и ее управления (Исторические акты. Т. 1. С. 529-531). Считая своим долгом проповедовать непротивление новой светской власти, А. в ответ на просьбу ген. Кнорринга осадить сепаратистские действия царевичей писал: «Верьте, Ваше Превосходительство, моему сану духовному, что я братьям своим и до сего времени советовал, и ныне советую, и в следующие времена никогда не перестану советовать им о пребывании в мире» (Там же. С. 236.). В дек. 1801 г. А. был награжден орденом св. Александра Невского с пожалованием белого клобука с крестом, украшенным бриллиантами, и Серафимами на воскрыльях.

http://pravenc.ru/text/116048.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 11 , С. 234 опубликовано: 10 февраля 2011г. ГЕРМАН [груз. ], Католикос-Патриарх Вост. Грузии (ок. 1535-1546). Согласно Вахушти Батонишвили, на Патриарший престол был возведен царем Луарсабом I (1527-1556). Известно, что в 1546 г. Г. и Луарсаб описали сокровища и имущество кафедрального собора Светицховели в Мцхете. Ист.: . // . , 1973. Т. 4. Лит.: -. , 2000. С. 92-93. З. Абашидзе Рубрики: Грузинская Православная Церковь Грузинская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Католикосы-Патриархи Грузинской Православной Церкви Герман, Католикос-Патриарх Восточной Грузии (ок. 1535-1546) Католикосы-Патриархи Восточной Грузии См.также: ЕВАГРИЙ католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1488-1492; 1500/03) АВРААМ I Католикос-Патриарх Грузии (1282-1310) АВРААМ II АБАЛАКИ Католикос-Патриарх Грузии (ок. 1492-1497) АМВРОСИЙ (Хелая Виссарион; 1861-1927), Католикос-Патриарх Грузии, исп. (пам. груз. 16 марта) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) АНТОНИЙ II (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1788-1811 гг.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/164739.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мученики Исаак и Иосиф. Икона. XX в. (частное собрание) [Эрзурумские; груз. , ], братья-мученики (пам. груз. 16 сент.), пострадавшие от мусульман в 808 г. в малоазиат. г. Карну-Калаки (Феодосиополь, ныне Эрзурум, Турция). Мученичество святых Исаака и Иосифа было создано на арм. языке (Жития святых. 1874. С. 266-271). На его основе католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788) создал «Восхваление и повествование о подвигах и страданиях святых мучеников Исаака и Иосифа, пострадавших в городе Феодосиополе» и внес в свой сб. «Мартирика» (НЦРГ. Q 78; S 1272 - ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 353-370), содержащий мученичества груз. святых. Католикос-патриарх указал, что Исаак и Иосиф - святые Армянской Церкви и в календарь Грузинской Православной Церкви их память была внесена еще в древности. Однако с кон. XVIII в. в груз. церковных календарях стало указываться, что Исаак и Иосиф - мученики грузинские. Отец св. братьев был знатным мусульманином, мать тайно исповедовала Христа и воспитала детей в христианстве. Дети тяготились исламским окружением и, когда выросли, решили поселиться там, где можно открыто исповедовать свою веру. Об Иосифе известно, что он был женат. Братья обратились с письмом к визант. имп. Никифору I (802-811), в к-ром просили позволить им перебраться в К-поль и поступить на царскую службу. Получив благоприятный ответ, братья стали собираться в дорогу. Старший брат, имя к-рого осталось неизвестным, уехал, Исаак и Иосиф были задержаны по приказу эмира, пожелавшего узнать, почему они покидают город. Братья открыто исповедали Христа. Уговоры эмира и слезы отца не поколебали их мужества, и братья были обезглавлены. В Житии указано, что ночью на тела мучеников спустился столп света и пораженные знамением мусульмане просили христиан предать тела погребению. На месте могилы мучеников в Эрзуруме была выстроена ц. во имя Св. Троицы. До X в. память мучеников совершали 26 сент. Ист.: Жития святых. Венеция, 1874. Т. 4. С. 266-271 (на арм. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос. Восхваление и повествование о подвигах и страданиях святых мучеников Исаака и Иосифа, пострадавших в городе Феодосиополе// Он же. Мартирика//ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 353-370, 510-520. Лит.: Жития грузинских святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 149-150; Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 430. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/674149.html

К. в Кахети католикосы-патриархи вынуждены были обращаться к персид. правительству, что означало вступление в долгую и часто бесперспективную тяжбу с местными феодалами. В период кратковременного правления в Кахети Арчила II (1664-1675) католикос-патриарх Доментий III после тяжбы все же сумел вернуть неск. деревень - Пашаани, Ведзисхеви, Бердзенаули (Аннотированный словарь. 1993. Т. 2. С. 94-95), но впосл. М. К. опять утратил приобретенное (Там же. 2004. Т. 3. С. 299). Кахетинские земли удалось вернуть М. К. при католикосе-патриархе Доментии IV (Багратиони) , к-рый в 1707-1708, 1713 и 1714 гг. лично получал фирманы от персид. шаха. На свои средства Доментий IV восстановил принадлежавшие М. К. тбилисские церкви Анчисхати и Метехи. В годы османского (1723-1735) и иранского (1735-1748) господства в Вост. Грузии царства Картли и Кахети претерпели значительные разрушения: историк Папуна Орбелиани писал, что из-за непрекращающихся войн и непомерной дани Надир-шаха крестьяне рубили собственные сады и виноградники, бросали земли и покидали родину ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 48). Новое возрождение М. К. началось с восшествием на престол католикоса-патриарха Антония I (Багратиони ; 1744-1755 1764-1788). От царей Теймураза I и Ираклия II он получил подтверждения старых владений Светицховели в Картли и Кахети и на основании их стал собирать земли и разыскивать беглых крепостных Католикосата. В распоряжении М. К. к концу предстоятельства Антония I находились ок. 70 сел в Картли и Кахети, пахотные земли, виноградники, торговые лавки в Тбилиси, доля в таможенных пошлинах г. Гори. Объем главных доходов М. К. составлял ок. 2,9 тыс. пудов пшеницы, 395 пудов вина и 3980 р. серебром ( Бубулашвили. 2002. С. 25). История Учреждение М. К. Учреждение М. К. восходит к образованию после Крещения древнегруз. царства Картли (ок. 326) Мцхетского епископства. Первым Мцхетским епископом был присланный рим. имп. равноап. Константином свящ. Иоанн I ( Леонти Мровели. 1955. С. 115), который освятил храм Светицховели: согласно концепции источника, это событие знаменовало символическое двуединство церковной и светской властей, которое легло в основу гармоничного сотрудничества Мцхетских предстоятелей с картлийскими царями.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

В 1801 г. Вост. Грузия включена в состав Российской империи. Несоответствие церковно-административного устройства Русской (управлявшейся светским лицом, обер-прокурором Святейшего Синода, и Синодом) и Грузинской (управлявшейся католикосом-патриархом) Православных Церквей вызывало многочисленные сложности, к-рые в полной мере отражены в процессе назначения нового настоятеля Н. Из письма от 10 апр. 1804 г. главнокомандующего Грузии кн. П. Д. Цицианова католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию II (Багратиони) известно, что Антоний II по представлению еп. Ниноцминдского и Руставского Стефана (Джорджадзе) поставил на место настоятеля Н. архим. Доментия (Давиташвили-Багратиони), возглавлявшего мон-рь Шиомгвиме, и известил главнокомандующего о смерти прп. Евфимия и о новом назначении. Католикос-патриарх также просил Цицианова «предписать кап.-исправнику о приведении в послушание помянутому архимандриту крестьян, той пустыне принадлежащих». Цицианов расценил подобные действия как самоуправство. Он указал католикосу-патриарху на то, что раньше «на таковые важные места поступали всегда настоятели с согласия светского начальства» (очевидно, имея в виду груз. царей). Далее он писал Антонию II о том, что к нему «уже вошел с просьбой» еп. Никозский Афанасий (Мачавариани), который в силу преклонного возраста затруднялся управлять епархией и просил место настоятеля Н. либо право проживать в мон-ре на пенсии в 120 р. в год. Цицианов счел эту просьбу «богоугодной» и был намерен назначить еп. Афанасия настоятелем Н. (и епархию присоединить к Самтаврской), а архим. Доментия - его викарием. Если же католикос-патриарх не согласится с назначением, Цицианов просил выделить епископу в Н. «приличные по сану его келлии» и уведомить главнокомандующего о причинах несогласия с его решением, чтобы он мог донести об этом императору, «не скрывая неустройств здешнего духовенства и небрежения оным пользы церковной» (Отношение кн. Цицианова к католикосу Антонию от 10 апр. 1804 г., 296//АКавАК. Т. 2. С. 268-269). Антоний II не изменил своего решения и оставил настоятелем архим. Доментия. Обстоятельства этого дела проясняет доклад прокурора Верховного груз. правительства Плахотина главнокомандующему в Грузии А. П. Тормасову, посвященный раздаче католикосом-патриархом церковных земель, которую российское правительство считало незаконной. В частности, в пункте 52 Плахотин писал, что Антоний II «архимандриту Доментию отдал монастырь Иоанна Крестителя со всеми принадлежащими к оному крестьянами; за сие в подарок с него взял 150 р с (рублей серебром.- Авт.), а за ходатайство племянник его (Цицианов.- Авт.) получил 100 р с», на основании чего император «повелеть соизволил, дабы е свят (Его Святейшество.- Авт.) впредь не смел посвящать ни в который сан никого» (Донесение прокурора Верховного груз. правительства Плахотина ген. Тормасову, от 23 июля 1810, 108//АКавАК. Т. 4. С. 154. 52).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010