Прп. Антоний Дымский. Икона. Кон. XVII в. (МИИРК) Прп. Антоний Дымский. Икона. Кон. XVII в. (МИИРК) Согласно житию ранней редакции, А. Д. поставил 2-этажную деревянную ц. во имя прп. Антония Великого с верхней ц. в честь свт. Николая Чудотворца (в поздней редакции названа верхняя ц. в честь Покрова Божией Матери). «Во общее упокоение братии» А. Д. поставил др. храм (теплый с трапезной) во имя Рождества св. Иоанна Предтечи. Кроме того, святой устроил еще одну малую обитель - Вырдомскую пуст. (о ней см.: Мордвинов И. П. Письмо в редакцию). По-разному редакции жития сообщают о кончине преподобного. В ранней редакции не названа дата преставления. В поздней редакции сказано, что святой преставился 24 июня 1273 г. в возрасте 67 лет. Только в этой редакции говорится об обретении мощей святого - через 97 лет после преставления, т. е. в 1370 г., и добавлено неверное уточнение - в «княжение великаго князя Иоанна Даниловича» (вероятно, день памяти 17 янв. связан с обретением мощей). Из поздней редакции узнаем также, что в 1409 г., при вел. кн. Василии I Димитриевиче , во время нашествия татар, мощи А. Д. предали земле («да не поругаеми будут от врагов»), а церковную утварь, колокола и железную шляпу преподобного опустили в Дымское оз. Во 2-й пол. XVII в. была составлена ранняя редакция жития святого. В то же время появились изображения А. Д. в рост на фоне Дымского мон-ря. В 1655 г. в мон-ре был построен Свято-Троицкий собор, в к-ром под спудом в приделе прп. Антония Дымского находились мощи святого. В 1744 г. петербургский купец Калитин, получивший избавление от болезни у мощей А. Д., устроил раку над мощами святого и иконостасы в Троицком храме. У раки хранилась железная шляпа А. Д. (весом более 3 кг), широкие поля к-рой были прибиты к тулье толстыми гвоздями. Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, в Дымском мон-ре совершался крестный ход на озеро. В 1800-1803 гг. строителем Дымского мон-ря был Герасим (Гайдуков), в 1806 г. переведен в тотемский Суморин мон-рь. Возможно, что Герасим с целью привлечь внимание к заброшенной Дымской обители и составил новую (позднюю) редакцию жития основателя мон-ря, к-рую дополнил чудесами за 1744, 1796, 1800 и 1802 гг. Предположение об авторстве основано на том, что поздняя редакция жития А. Д. составлена по образцу «Жития преподобнаго отца нашего Феодосия пореклу Суморина, Тотемскаго новаго чудотворца» (М., 1846. Л. 38-48), т. е. она возникла под пером человека, знакомого как с тотемским Сумориным мон-рем, так и с Дымской обителью.

http://pravenc.ru/text/116056.html

Гавриил старался поднять Валаамский монастырь, приходивший в запустение. Вызвал сюда, в 1781 году, из Саровской пустыни, опытного старца Назария, чтобы он ввел ее устав на Валааме. Настоятель пустыни и епископ Феофил, желая удержать у себя знаменитого отшельника, писал Гавриилу о нем, как о человеке малоумном. Гавриил отвечал: «у меня много своих умников; пришлите мне вашего глупца». На другой год он благодарил епископа за увольнение Назария, который успел уже ввести на Валааме общежитие. В 1784 г., Гавриил послал на Валаам грамоту, в которой одушевлял Назария и братию к подвигам. Он говорил, что Сам Бог предназначил место это «ко пребыванию иночествующих: удаление его от берегов приносит обитающим на нем совершенное уединение от молв житейских». Первые два слова грамоты «Божиею милостью» написаны золотом, а титул митрополита написан им собственноручно; кроме того, владыка послал на Валаам книги: Лествицу св. Иоанна и путешествие в Иерусалим монаха Никанора Москвитина, в 1796 г. При нем в монастыре построены церкви: Успения – каменная, Никольская и Преображенская, и каменный скит, с церковию во имя Всех Святых. В 1786 г. из обители перенесена в Сердоболь 4-х дневная ярмарка. Гавриил ввел общежития и в других монастырях, как то: Иверском, Тихвинском большом, Вяжицком, Клопском, Отенском, Моденском, Новоезерском, Дымском и в Филиппо-Ирабской пустыни. Владыка обратил внимание и на московский Симонов монастырь, который, за обветшалостью, хотели упразднить. Узнав, что нашлись жертвователи на его обновление, он, в 1794 году писал к обер-прокурору о возобновлении обители, основанной в 1370 году. Указывал, что она, еще в 1383 г. была ставропигиальной; строили ее великие князья и цари; из нее вышли многие епископы, в ней совершались чудеса, что учреждение здесь общежития владыко считает «надежнейшим способом к уменьшению усиливающегося в Москве раскола, не меньше же и для исправления в жизни и приведения в чувстве преступников». 4 апреля 1795 г. дан Высочайший указ о возобновлении обители в прежнем виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Преподобный Антоний Дымский (+ 1224) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 24 июня в день преставления, 17 янв. в день тезоименитства с прп. Антонием Великим (+ 356) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Антоний Дымский родился в конце XII в. в благочестивой семье в Новгороде. Рано почувствовал он влечение к уединенной иноческой жизни и умолил прп. Варлаама Хутынского (память его 6 нояб.) принять его в число своих учеников. Добрые задатки юного инока, его смирение и воздержание приобрели ему уважение и любовь всего братства, и он, с общего совета, был послан по монастырскому делу в Константинополь к Вселенскому Патриарху, посетил и Святую Землю, и через 5 лет вернулся. Когда он входил в монастырские ворота, прп. Варлаам, который желал, чтобы он был его преемником, лежал на смертном одре. Духом провидя его возвращение, он сказал: «Вот отец Антоний возвращается из Святой Земли!» Через несколько лет прп. Антоний отказался от настоятельства и основал на берегу Дымского озера, на высоком холме, в глухих лесах, другой монастырь. Там он и скончался 24 июня 1224 г. На его раке, которая является даром одного больного, получившего исцеление в 1744 г., лежит железная шляпа, в которой преподобный подвизался. Широкие поля ее прибиты железными гвоздями. Когда в 1409 г. татары сожгли монастырь, монахи скрыли мощи преподобного, а шляпу, священные сосуды и колокола опустили на дно озера. В 1585 г., во время нашествия шведов, монахи Валаамского монастыря нашли убежище в Дымском монастыре, и в это время прп. Антоний дважды спас свою обитель от неприятеля, пробуждая настоятеля ночью вовремя. Постриг св. Антоний принял в Хутынском Преображенском монастыре в 10 верстах от Новгорода. По оставлении настоятельства в этом монастыре преподобный удалился в пустынное место недалеко от озера Дымское в 15 верстах от Тихвина, где подвизался в небольшой келье. Когда пустынь эта заселилась боголюбивыми монахами, возник монастырь и построен был храм во имя прп. Антония Великого. Мощи прп. Антония были обретены нетленными в 1330 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437381/

Видя умножения братий в своей пустыне, преподобный соорудил для них малую деревянную церковь во имя Преображения Господня на память того небесного света, который осенил это место, и несколько келий. При освящении сей церкви в 6-й день августа месяца 1192 года, в великий праздник Преображения Господня, св. Григорий архиепископ Новгородский рукоположил его в сан священства и назначил игуменом основанной им обители Хутынской. И преп. Варлаам, в течении своего многолетнего игуменства или настоятельства так прославился своею подвижническою жизнью, что, вместе с преп. Антонием Римлянином, удостоился названия отца иноков и насадителя иночества в пределах Новгородских, как Антоний и Феодосий Печерские на юго-западе и великий Серий Радонежский на северо-востоке России. Пример строгой подвижнической жизни Варлаама, как настоятеля и учителя, весьма благотворно действовал на учеников его, а потому и они, по смерти его, разошедшись по разным пустыням области Новгородской, основали свои обители, продлив еще на многие годы назидательный пример своего блаженного учителя. Так, преемник игуменства Варлаамова в Хутынь монастыре препод. Антоний Дымский воздвиг в последствии Дымский монастырь, что в 15-ти верстах от города Тихвина при озере Дымском. Другой ученик Варлаама преп. Ксенофонт, основал Троицкую пустынь в 18 верстах от Новгорода на речке Робейке, а третий – Константин, с сотрудником своим Косьмою, основал монастырь Косинский близ Старой Руссы, на острове, омываемом двумя речками – Полистью и Снежною. Пленившийся благолепием церквей и обрядов Греко-российского Богослужения в Новгороде Воряг, богатый купец, а потом величайший подвижник устюжский и чудотворец св. Прокопий, Христа ради юродивый, был также из числа учеников великого угодника Божия Варлаама, который крестил его в Хутынской обители и был ему ревностным наставником. Памятниками необычайных подвигов преп. Варлаама доселе служат железные вериги, надеваемые на себя многими притекающими к раке мощей его, тяжелая власяница и письменный устав обители, из которого, к сожалению, сохранилось только известие о том, как надлежало избирать настоятеля в Хутынской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

17/30 Преподобного Антония Великого (356). Преподобного Антония Дымского (1224). Тропарь преподобному Антонию Великому , глас 4 Ревнителя Илию нравы подражая,/Крестителю правыми стезями последуя,/отче Антоние,/пустыни был еси житель/и вселенную утвердил еси молитвами твоими./Темже моли Христа Бога/спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Житейския молвы отринув,/безмолвно житие скончал еси,/Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший,/с ним убо тя почитаем,/отцев начальниче Антоние. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Антоние,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Антонию Дымскому, глас 4 Добродетелей ревнителю,/пустынный житель,/подвижниче веры Христа Бога нашего,/пощением и труды умертвивый плотская вожделения,/тезоимените великому Антонию,/егоже житию поревновал еси/и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси./Купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех,/да и нас сотворит победители плотских похотей/и храмы Духа Святаго,/по велицей Его милости. Кондак, глас 6 Сверстник и подражатель преподобному Варлааму,/послушание к нему истинное стяжав,/достоин явился ему преемник,/упасши до времене стадо его,/добродетелем же его поревновав,/в туюжде меру возраста достигл еси,/безмолвие пустынное возлюбив,/и угоден Господеви показался еси,/первоначальник быв пустыни при езере Дымском,/тем ти вопием: с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога,/да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты,/образе послушания и безмолвия тихий рачителю. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Антоние,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Красоту мя видети сподоби славы Твоея, егда от плоти моея имам разлучитися, яко утверждение мое еси, Владычице, слава и веселие.  Кондак, глас 6 Сверстник и подражатель преподобному Варлааму, послушание к нему истинное стяжав, достоин явился ему преемник, упасши до времене стадо его, добродетелем же его поревновав, в туюжде меру возраста достигл еси, безмолвие пустынное возлюбив, и угоден Господеви показался еси, первоначальник быв пустыни при езере Дымском, тем ти вопием: с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога, да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты, образе послушания и безмолвия тихий рачителю. Икос Евангельскому словеси радостною душею внял еси, преподобне, душевный разум вперив к Истинному Свету, душетленныя страсти до конца потребил еси, смиренным и безмолвным житием предивен бывый; сего ради и пустыни первоначальник явился еси, отче, к высоте горней сию управляя, и тепл ходатай к Богу о нас показался еси, Егоже моли даровати всем нам достойно послужити Ему, подобно тебе, образе послушания и безмолвия тихий рачителю. Песнь 7 Ирмос: Телу златому премудрыя дети не послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша, среди пламене возопиша и ороси я ангел: услышася уже уст ваших молитва.  Припев: Преподобне отче наш Антоние, моли Бога о нас. Нищь духом, по словеси Господню, богатство добродетелей стяжал еси, имиже угодил еси Господеви и Царство небесное унаследовал еси.  Припев: Преподобне отче наш Антоние, моли Бога о нас. Блаженства небеснаго сподобился еси, Антоние богомудре, тих и праведен быв, кротости же ради и слез неоскуднаго тока наследил еси землю кротких и тамо вкушаеши вечнаго утешения.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Антония Великаго предстательству себе и стадо свое вручил еси, создав храм во имя его, и ангельскому житию его поревновал еси, темже и часть его наследовал еси, радуяся с ним в Царствии небесном. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Кондак, глас 6: Сверстник и подражатель преподобному Варлааму,/послушание к нему истинное стяжав,/достоин явился ему преемник,/упасши до времене стадо его,/добродетелем же его поревновав,/в туюжде меру возраста достигл еси,/безмолвие пустынное возлюбив,/ и угоден Господеви показался еси,/первоначальник быв пустыни при езере Дымском:/тем ти вопием:/с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога,/да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты,/образе послушания и безмолвия тихий рачителю. Преподобный Антоний Дымский Преподобный Антоний Дымский родился в 1157 году в Новгороде. Богобоязненные родители с детства научили его правилам христианского благочестия. Святой Антоний избегал детских игр, празднословия и смеха. Он ежедневно посещал храм Божий и неленостно молился, стоя вдали от людей. Однажды во время службы ему особенно запали в душу слова Святого Евангелия: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» ( Мф. 16, 24 ). Размышляя о словах Спасителя, святой Антоний решил оставить родительский дом и стать монахом. Он пришел в Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, игумен которого, преподобный Варлаам Хутынский († 1192; память 6 ноября), постриг его в монашество. С того времени преподобный Антоний стал жить в совершенном послушании своему старцу – преподобному Варлааму. С усердием и смирением исполнял он все послушания, никогда не опускал келейных правил и не пропускал церковных служб. Святой Антоний первый приходил в храм и последний уходил из него. По преданию, преподобный Антоний по делам монастыря ездил в Константинополь. Во время поездки он посетил святые места. Через пять лет преподобный вернулся в свою обитель. Его приезд совпал с днем кончины преподобного Варлаама (6 ноября). На смертном одре святой игумен благословил преподобного Антония быть вместо себя наставником братии и строителем монастыря. Управляя Хутынской обителью, преподобный Антоний во всем соблюдал устав, оставленный преподобным Варлаамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нощию, яко днем, бдел еси/и в житии своем не дал еси сна очима твоима, ни веждома дремания,/дондеже сподобился еси видети праведных селения,/яже уготова Бог любящим Его. От младенчества возлюбив Бога,/младенческое незлобие и чистоту стяжал еси,/и сего ради познал еси тайны Божия, открываемый младенцем,/и уготованное им Царство Небесное наследовал еси. Ради безмолвия удалился еси, преподобне, в пустыню,/чая Бога, спасающаго тя от малодушия и от бури,/и оттуду ко граду Небесному прешел еси,/идеже есть благоугодивших Богу жилище. Богородичен: Красоту мя видети сподоби славы Твоея,/егда от плоти моея имам разлучитися,/яко утверждение мое еси, Владычице, слава и веселие. Кондак , глас 6: Сверстник и подражатель преподобному Варлааму,/послушание к нему истинное стяжав,/достоин явился ему преемник,/упасши до времене стадо его,/добродетелей же его поревновав,/в туюжде меру возраста достигл еси,/безмолвие пустынное возлюбив,/и угоден Господеви показался еси,/первоначальный быв пустыни при езере Дымском,/тем ти вопием:/с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога,/да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты,/образе послушания и безмолвия тихий рачителю. Икос: Евангельскому словеси радостною душею внял еси, преподобне,/душевный разум вперив к Истинному Свету,/душетленныя страсти до конца потребил еси,/смиренным и безмолвным житием предивен бывый;/сего ради и пустыни первоначальник явился еси, отче,/к высоте Горней сию управляя,/и тепл ходатай к Богу о нас показался еси,/Егоже моли даровати всем нам достойно послужити Ему, подобно тебе,/образе послушания и безмолвия тихий рачителю. Песнь 7 Ирмос: Телу златому премудрый дети не послужиша,/и в пламень сами поидоша,/и боги их обругаша,/среди пламене возопиша, и ороси я Ангел:/услышася уже уст ваших молитва. Нищ духом, по словеси Господню,/богатство добродетелей стяжал еси,/имиже угодил еси Господеви/и Царство Небесное унаследовал еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006