Нельзя не пожалеть, что время не сохранило для нас мученических актов страдальцев за веру; но святые имена их доселе молитвенно произносятся в монастырском помяннике, и кто из нас не захотел бы знать их? Вот эти имена: священноинок Тит, инок Тихон, бывший схимником инок Геласий, инок Варлаам, инок Сергий, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, и слуги-послушники: Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василей, Иоанн, Феодор и Иоанн. Столько пролито невинной крови мирных братий за твёрдость в вере православной! В настоящее время, по благословению игумена Дамаскина, в день мученичества их, 20 Февраля, ежегодно совершается божественная о вечном покое их литургия, с которою, сверх того, поётся и соборная панихида. В 1581 году Господь Бог дослал на иноков Своё испытание, приготовляя их к перенесению грядущих от врагов более тяжких бедствий. На острове открылся мор, жертвою которого сделались 37 старцев и 47 послушников. Вскоре после сего несчастия, пламя войны сожгло и самую обитель: церкви, трапезу, келлии и ограду. Иноки одни вместе с настоятелем скрылись в дебрях монастырских, другие поселились в Антониевом Дымском монастыре. Скрывшиеся на Валааме, по миновании опасностей, построили на горах свои кущи и жили в них. Они вели здесь скитский образ жизни, который уже известен был до того времени на Валааме. Переселившиеся же в Дымский монастырь сохраняли устав Валаамского общежития. Этот устав стали было нарушать некоторые из старших братий. Дело дошло до Новгородского владыки: Валаамские старцы не могли снести нарушения древних своих установлений. Новгородский митрополит Варлаам от 23 мая 1502 года утвердил исполнение устава во всей его силе. Разорение Валаамской обители в последний раз произошло также от Шведов, с которыми потом, 18 мая 1595 года, заключен был мир. По договору России была возвращена вся её древняя Новгородская собственность, где наши братия и церкви, по выражению росийскаго историографа: „тосковали под властию чуждых завоевателей”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолуцкий (1619-1626). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. Высказывались предположения о возможности идентифицировать Макария - настоятеля Клопского Михайловского во имя Св. Троицы мужского мон-ря в 1602-1608 гг. с будущим митрополитом М. (СбРИО. Т. 62. С. 690; Аннушкин, Буланина. 1993. С. 317), но достаточных оснований для подтверждения этой гипотезы нет. Первые достоверные сведения о духовной карьере М. относятся к 1614-1617 гг., когда он был игуменом тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Согласно имеющимся док-там, М. был активным сторонником власти Романовых в борьбе против швед. интервентов. В первый год игуменства М. обители пришлось выдержать осаду. Сохранилась записка М. белозерскому воеводе П. И. Чихачёву от 1614 г., в к-рой М. просит прислать запас «зелья и свинца», чтобы «было чем государевым воеводам и ратным людем против Немецких и Литовских людей стояти и в осаде безстрашно седети» (ДАИ. Т. 2. 30.2. С. 55-56). М. часто «печаловался» перед властями об экономическом и о хозяйственном возрождении и развитии Тихвинского мон-ря. 20 июля 1614 г. он добился выдачи своей обители подтверждения жалованной тарханно-несудимой и заповедной от постоя и незваных гостей грамоты от 11 февр. 1607 г., выданной ранее Тихвинскому мон-рю царем Василием Иоанновичем Шуйским (Мат-лы по истории Успенского Тихвинского мон-ря/Сост. О. А. Абеленцева. М.; СПб., 2015. Вып. 1: Акты и мат-лы писцового дела. Ч. 1: 1560-1644. 19. С. 46, 50. (Сер. «Тихвинский архив»)). В 1613/14 г. М. получил от нового царя Михаила Феодоровича жалованную данную грамоту на пустоши Николаевского Мостищского мон-ря в Антониевском Дымском погосте. Как и Тихвинский мон-рь, они находились в Обонежской пятине (Там же. 25. С. 57-58). Между сент. 1614 и 4 дек. 1615 г. последовала указная грамота царя тихвинским воеводам В. Ф. Неплюеву и И. И. Баклановскому, чтобы они отделили «Макарью з братьею» вотчины в Николаевском Шунгском погосте Обонежской пятины «за их многое разорение и за осадное сиденье в вотчину» (Там же. 27. С. 83), что и было исполнено (Там же. 28. С. 83-84; 36. С. 180-181; см. также: Там же. 30. С. 117-127; 37-38. С. 194-198).

http://pravenc.ru/text/2561428.html

Епископ Мстислав совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Тихвинского монастыря августа 2017 За Божественной литургией состоялась диаконская хиротония монаха Никона (Кожевникова) 28 августа 2017 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы , Преосвященнейший Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский , совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Тихвинского Успенского мужского монастыря . Его Преосвященству сослужили: протоиерей Александр Ваховский протоиерей Иоанн Цьолка секретарь епархиального управления иеромонах Онуфрий (Ларин), протоиерей Сергий Филонов, иеромонах Венедикт (Шустов), иерей Дионисий Якименко, иерей Роман Соколов, иеромонах Мина (Береза), иеромонах Николай (Бестужев), иеромонах Ианнуарий(Рухлов), иерей Максим Константинов, иеромонах Гамалиил (Зильберфайн), иерей Николай Яковлев. Диаконский чин возглавил протодиакон Георгий Стефанов. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Александра Свирского монастыря (регент - Д.Жуйков). Перед началом Божественной Литургии преосвященный епископ Мстислав совершил хиротессию во чтеца над пономарем собора Александром Таурасом. Также, за Божественной Литургией, состоялась диаконская хиротония монаха Никона (Кожевникова) . Новорукоположенный иеродиакон Никон будет проходить служение в Антониево-Дымском мужском монастыре Тихвинской епархии. После сугубой ектении была провозглашена молитва о мире на Украине. По окончании Литургии епископ Мстислав поздравил прихожан с престольным праздником Тихвинской обители и вручил епархиальные награды- благословенную архиерейскую грамоту и юбилейную медаль " 500 лет Успенскому собору Тихвинского монастыря " директору филиала АО " Газпром теплоэнерго " в Ленинградской области Ярославу Ивановичу Ещенко. Поделиться Упоминания в новостях 16 декабря 2023 4 сентября 2023 22 августа 2023 9 июля 2023 8 июля 2023 7 апреля 2024 24 марта 2024 17 марта 2024 10 марта 2024 9 марта 2024 4 апреля 2024 2 апреля 2024 24 марта 2024 29 февраля 2024 13 января 2024 18 ноября 2023 16 ноября 2022 16 декабря 2021 7 апреля 2021 30 января 2021 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Есть предание, что пр. Макарий крестил в нем язычников и магометан, принимавших христианскую веру. Ныне это озеро составляет русло р. Волги. В XVII в. в числе послушников обители был Никон, впоследствии патриарх Всероссийский. При мон. общежительный епархиальный приют на 25 сирот с приготовительным классом. Ягодинский Введенский , 3 кл., общ., при с. Ягодном, Княгининского y., в 7 в. от зашт. г. Пьянского Перевоза, в 39 в. от г. Княгинина. Основан в 1884 г. из существовавшей с 1864 г. женской общины. При нем школа и живописная мастерская. Знаменская община , при урочище Курихе, в 25 в. от уез. г. Ардатова. Учреждена в 1899 г. из женского богадельного дома. Маровская Крестовоздвиженская община, при часовне на Марах, близ с. Прудища (Зверево тож), Василь-Сурского у. Учреждена в 1901 г. на месте прежде бывшей Крестомаровской Воздвиженской мужской пуст., которая основана была в 1632 г. иноком Матфеем и сожжена шайками Пугачева. Мелявская Умиленская община, в 3 в. от с. Теплова, на Мелявской поляне, в Ардатовском у. Учреждена в 1899 г. старицею Серафимо-Дивеевского мон. Наталией Дмитриевной Молозевой († 1900 г.). Трехпрестольный храм в честь иконы Божией Матери «Умиление» освящен в 1903 г. При общине разные мастерские, пасека и кирпичный завод. Спасская Троицкая община, при с. Спасском, в 35 в. от г. Васильсурска. Учреждена в 1888 г. с богадельнею для престарелых и безродных женщин. При ней имеются школа живописи и рукодельные мастерские. Новгородская епархия Мужские: Антониево-Дымский , зашт., общ., в 15 в. от г. Тихвина. на бер. оз. Дымского. Основан в XIII в. пр. Антонием (см. 17 янв.), мощи которого и покоятся в мон.; здесь же находится его 15-ти фунтовая железная шляпа, найденная на оз. Дымском. На это озеро ежегодно 24 июня совершается крестный ход. В. Кирилло-Белозерский Успенский , 1 кл., при г. Кириллове, на бер. Сиверского канала. Основан в 1397 г. пр. Кириллом, мощи которого почивают здесь под спудом в церкви его имени (см. 9 июня): пред серебряной ракой, на стене, находится образ пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Тихвин 2011. Прикоснись к Святыне ФОТОГАЛЕРЕЯ 30 июля успешно завершил свою работу первый международный молодежный общеобразовательный лагерь «Тихвин 2011. Прикоснись к святыне», организованный межрегиональной общественной организацией «Александро-Невское братство» по благословению наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Выборгского Назария. Основная идея лагеря заключалась в привлечении православной молодежи к восстановлению двух древних обителей – Тихвинского Успенского мужского и Введенского женского монастырей. Объединившись общей идеей, более 100 человек из десяти регионов России, а также из Украины, Белоруссии, Латвии и США посильно трудились во благо этих святых обителей. vk fb tw ok @ g+ lj Экскурсия по Тихвинскому Успенскому монастырю vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Александр Первый игумен Успенского монастыря, архимандрит Александр, сейчас на покое. vk fb tw ok @ g+ lj Участники Лагеря на экскурсии vk fb tw ok @ g+ lj Именной кирпич Пожертвование на именной кирпич в Антониево-Дымском Монастыре во время экскурсии vk fb tw ok @ g+ lj Уборка мусора в Леушинском корпусе Введенского монастыря vk fb tw ok @ g+ lj Погрузка мусора vk fb tw ok @ g+ lj Уборка мусора в келейном корпусе vk fb tw ok @ g+ lj Работа в Игуменском корпусе, переданном Церкви в мае 2011г. vk fb tw ok @ g+ lj Петр Серов, один из организаторов лагеря vk fb tw ok @ g+ lj Экскурсия в Александро-Свирский монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Елена Донина, актриса и участник лагеря vk fb tw ok @ g+ lj Уборка монастырской территории vk fb tw ok @ g+ lj Трапеза в Успенском монастыре vk fb tw ok @ g+ lj Руководитель проекта Анна Тихомирова в последний день лагеря vk fb tw ok @ g+ lj Анастасия и Анастасия с Дружком vk fb tw ok @ g+ lj Расчистка прилегающей территории у Игуменского корпуса vk fb tw ok @ g+ lj Погрузка мешков с мусором, на фоне еще непереданного собора XVI века vk fb tw ok @ g+ lj Неусыпаемая Псалтирь vk fb tw ok @ g+ lj На вечернем правиле На вечернем правиле с о.Сергием Филоновым в храме Св.Иова Многострадального.

http://pravoslavie.ru/48134.html

До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы. По всей вероятности, деревянный Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания. Когда опасность миновала, его главный храм заново отстроили из камня и освятили во имя Преображения Господня. На построение монастыря делались большие вклады. Каменная церковь во имя Преображения Господня имела приделы в честь Рождества Христова и святителя Николая. В XVI веке шведы вновь начали воевать с Россией. В 1578 году, 20 февраля, преследуя православных карел, шведы напали на Валаамский монастырь: 18 человек достоблаженных и благочестивых старцев и 16 послушников были мученически истреблены мечом за твердость в исповедании православной веры. В 1581 году валаамским инокам было послано новое испытание – эпидемия чумы, жертвами которой стали 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя очередной шведской войны опустошило и саму обитель: церкви, кельи, трапезу и ограду. Одни братья вместе с настоятелем скрывались в лесах Валаама, ведя скитский образ жизни, другие – в Антониевом Дымском монастыре. После заключения 18 мая 1595 года мира со шведами России были возвращены древние новгородские земли. Царь Феодор Иоаннович 8 ноября 1597 года повелел средствами из царской казны возобновить обитель, устроить в ней церкви, кельи, трапезу и ограду и предоставил монастырю владеть, как и раньше, вотчиной, рыбными ловлями и угодьями «по нашим жалованным грамотам и писцовым книгам». Вотчины Антониева Дымского монастыря были оставлены во владении Валаамской обители до тех пор, пока валаамские иноки не смогут созвать крестьян на свои монастырские земли. Иноческая жизнь на острове в XVI веке была такой сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Здесь валаамскими иноками было основано 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена. Процветание Валаамского монастыря в XV–XVI веках дало основание называть его честной и великой лаврой. В начале XVII века Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия, имена которых неизвестны, не захотели расстаться со священным местом и приняли в 1611 году смерть от рук шведов. На месте сожженного монастыря захватчики построили себе дома, собираясь навсегда утвердить свое господство на острове. Эти жилища оставались здесь еще очень долго. Архимандрит Тихвинского монастыря Макарий упоминает о них в своем прошении 1696 года.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Царь и великий князь Феодор Иоаннович, отправляя своих воевод в Кексгольм, послал с ними и святителя, чтобы утешить православие, столько лет страшно угнетаемое в Корелии от иноверцев. Попечительные взоры благочестивого царя обратились и на многопострадавшую Валаамскую обитель. 18 ноября 1597 года, по донесению боярина Бориса Феодоровича Годунова: „про нужу и терпенье Валаамскаго монастыря игумена Давида с братиею, что учинилось раззоренье от Свейских людей их монастырю”, царь и великий князь Феодор Иоаннович повелел царскою казною возобновить обитель, устроить в ней церкви, трапезу, ограду, кельи и предоставил монастырю владеть по-прежнему вотчиною, рыбными ловлями и угодьями „по нашим жалованным грамотам и писцовым книгам”. Вотчины Антониева Дымскаго монастыря оставлены были во владении Валаамской обители до тех пор, пока поспеют Валаамские иноки назвать крестьян на свои монастырские земли. Игумену Валаамскому предоставлялось оставить в Дымском монастыре чёрного священника, крылошан и больных старцев и слуг, „которые тружатися не могут” 6 . Так воскрешал из пепла и развалин земной ангел святую обитель; но едва ли радостная эта грамота достигла до Валаамских старцев при жизни Феодора: 7 января 1598 года, оплакиваемый всеми, кроткий и набожный царь сладко и тихо почил сном смерти. По кончине его, царь и великий князь Борис Феодорович Годунов приказал переписать грамоту почившего на себя. Царскими милостями и пожертвованиями частных лиц скоро снова процвела Валаамская обитель: устроены были в ней церкви, кельи, отлиты колокола. Это подтверждает один из колоколов того времени, недавно возвращенный в Валаамский монастырь, на котором значится следующая надпись: „Лета 7111 слеты бысть сии колокола Боголепному Преображению Спасову в Валаамский монастырь при благоверном царе и господаре великом князе Борисе Феодоровиче Годунови и при его благоверной царице великой княгине Марии и при епископе Сильвестре Корильском при игумени Макарии”. Валаамские старцы, за всеми расходами, могли составить из пожертвований того времени даже значительный запасный капитал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Иванов день, перед Тихвинской, бывает праздник и ярмарка в Дымском Антониевом монастыре, находящемся на юго-восток от Тихвина на расстоянии 15 верст; тогда строителем в нем был иеромонах Мельхиседек; обитель эта находилась также в зависимости от Тихвинского большого монастыря. В монастыре этом, как я помню, была одна каменная соборная церковь, в которой под спудом почивают мощи препод[обного] Антония Дымского ; при гробнице его находится кругловерхая кованая железная шляпа с широкими полями; в этой шляпе, по преданию, святой копал будто бы находящееся там озеро, которое имеет крепкий песчаный грунт и чистую прозрачную воду. Озеро или пруд имеет пространство около квадратной версты и окружено лесом. По принятому обычаю и заповеди преподобного ни один богомолец, желающий посетить обитель, будь то мужчина или женщина, не искупавшись в озере, не входит в обитель. Это исполняют все с великой охотой, и каждый потом чувствует себя гораздо свежее. Бывали случаи, что многие больные, искупавшись в озере, выходили из него совсем здоровыми. Для богатых и знатных посетителей устроены прочные деревянные купальни, которые во время зимы отапливаются; простолюдины же купаются прямо с берега, и притом мужчины и женщины не в дальном друг от друга расстоянии. В этот приезд наш праздник и ярмарка были в полном разгаре; в озере купалось бесчисленное множество народа обоих полов, это и по моим летам показалось мне странным. Отец мой, выкупавшись со мною наряду с другими, то есть раздеваясь на берегу озера, повел меня в монастырь. Монастырь был окружен деревянной оградой с такими же башнями; теплая церковь и настоятельские кельи были тоже деревянные. Приложившись к гробнице преподобного, отец надел на меня шляпу святого и, поддерживая ее, заставлял меня в ней молиться; шляпа показалась мне весьма тяжелою. Обедню служил архимандрит Самуил. После обедни мы были за трапезой у строителя: там, кроме архимандрита и нескольких сослуживцев его, иеромонахов, посторонних, кроме нас, никого не было. После трапезы монахи ушли и остались только архимандрит Самуил, строитель Никандр и мой отец. После сытной трапезы и обильного возлияния вина старцы, будучи в полном цвете лет и оба толстые, смотрели из окна поочередно в большую зрительную трубу, и, как теперь помню, смотря в трубку, они много и весело над чем-то смеялись; озеро лежало на юг от обители на несколько сот сажен; к вечеру отец мой и архимандрит уехали в город.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Фестиваль христианских искусств проходит в Александро-Невской лавре мая 2014 В этом году одиннадцать воскресных школ из Санкт-Петербурга, Ленинградской и Самарской областей в течение двух дней показали свои спектакли. Работы ребят оценивало жюри с участием священнослужителей Санкт-Петербургской митрополии. " Учитываются игра актеров, костюмы, режиссура. Каждый год бывают интересные глубокие спектакли на военную тему, трогательные пасхальные и рождественские постановки " , - рассказал корреспонденту " Воды живой " отец Серафим. Гран-при получили ребята из Самары за " Сказочные истории из волшебного ларца " по Гансу Христиану Андерсену. Они выиграли поездку в северную столицу на одном из конкурсов. Первое место получила воскресная школа Александро-Невской лавры за спектакль " Звездный мальчик " , второе отдано театральной студии из Вырицы - ребята до глубины души тронули зрителей историей " Русская Голгофа " о пострадавших за веру.  По предложению одного из организаторов - отдела городской администрации по связям с религиозными организациями - фестиваль стал пасхальным праздником не только для петербуржцев, но и для православных мигрантов. Для гостей и жителей города проходят  паломнические поездки. Желающие побывают в Антониево-Дымском, Александро-Свирском монастырях, в храмах Вырицы и Царского Села.  " Когда у человека, впервые приехавшего сюда, появляется возможность приложиться к святыне, побывать в монастырях, он меняется. Появляется уважение к русской земле и людям " , - считает организатор фестиваля, поэт Людмила Моренцова. " Любой человек, если он создает что-то талантливое, если любит Бога и хочет Его узнать, свидетельствует о Творце талантом, который ему Господь дал " , - добавила она. По проповеди протоиерея Иоанна Миронова Людмила написала  " Сказание о четвертом волхве " , которое представит зрителям 9 мая в театре " Колизей " . Кукольная сказка рассказывает о жизни волхва Артабана.   Епархиальный фотограф Юрий Костыгов специально для фестиваля подготовил фотовыставку " На молитве русская земля " , открытие которой состоится 5 мая. Работы мастера рассказывают о людях, которые составляют тело Церкви Христовой.  " Вода живая " , 03.05.14 Поделиться 21 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 18 апреля 2024 14 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Когда вся Карелия после заключения в 1348 году мира в Дерпте была возвращена в состав русских земель, Валаам отдыхал от гонений шведов. В 1371 году валаамские иноки спасли шведского короля Магнуса II Смека , выброшенного ладожскими водами на берег острова. Сильная буря в щепки разбила корабль, на котором он со своим войском решил предпринять очередной завоевательный поход на православные земли. Трое суток волны носили на своих хребтах венценосного шведа. В несчастии короля старцы увидели особый Промысел Божий, призвавший его в лоно Православной Церкви, как некогда гонителя Савла. Познав тщету земной жизни, он решил остаток своих дней посвятить Богу. Составив завещание и сменив царскую порфиру на простую одежду инока, он принял великую схиму с именем Григорий. Через три дня после пострига король Магнус скончался. Валаамские старцы погребли схимонаха Григория на братском кладбище, где и теперь под густою сенью развесистых кленов видна его могила . Русские самодержцы предоставляли монастырю различные льготы. 12 марта 1507 года великий князь Василий III Иоаннович даровал игумену Иоакиму с братией жалованную грамоту. Крестьяне, живущие на монастырских землях в Карелии, этой грамотой освобождались от разных пошлин и повинностей. В монастырских владениях и на острове Валаамском запрещалось бить зверей, рубить лес. При игумене Варлааме, в 1534 году, эту грамоту подтвердил царь и великий князь Иоанн IV Васильевич . В 1588 году царь Иоанн Васильевич, чувствуя приближение кончины и сокрушаясь о невинных жертвах своего гнева, прислал на Валаам синодик для вечного поминовения. В XVI веке, когда шведы вновь начали воевать с Россией, Валаам в который раз явился объектом агрессии. 20 февраля 1578 года преследуя православных карел, шведы напали на Валаамский монастырь: 18 человек достоблаженных и благочестивых старцев и 16 послушников были мученически истреблены мечом за твердость в исповедании православной вере. В 1581 году валаамским инокам было послано новое испытание – эпидемия чумы, жертвою которой стали 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя очередной шведской войны опустошило и саму обитель: церкви, кельи, трапезу и ограду. Одни братья вместе с настоятелем скрывались в лесах Валаама, ведя скитский образ жизни, другие – в Антониевом Дымском монастыре , где неукоснительно соблюдался устав Валаамской обители.

http://drevo-info.ru/articles/14818.html

   001    002   003     004    005    006