Валаам до первого нашествия называли обителью Пресвятой Троицы. Видимо, враги уничтожили деревянный Троицкий Валаамский монастырь. После возвращения Карелии, когда в 1348 г. в Дерпте был подписан мир, Валаам отдыхал от шведского ига. В 1371 г. здешние монахи спасли короля Швеции Магнуса II Смека, которого выбросили на берег ладожские воды, когда он хотел снова пойти на православные земли. Старцы усмотрели в этой беде Промысел для венценосного шведа, призвавший того в лоно Православной Церкви, как и Савла в свое время. Магнус, стал схимником, скончался спустя 3 дня после пострига. Монастырь получал от русских самодержцев различные льготы. Так, грамотой, пожалованной велик.князем Василием III Иоанновичем даровал игумену Иоакиму с братией, от ряда пошли и повинностей освобождались крестьяне, которые жили в тех местах. В монастырских угодиях и на Валааме не били зверей, не рубили лес. Эта грамота была подтверждена при игумене Варлааме, в 1534 г., царем и велик.князем Иоанном IV Васильевичем. Ну и так далее. В XVI ст. шведы снова пошли на Россию, и Валаам не избег этой участи. Враги напали на обитель 20 февраля 1578 г., умучив за исповедание православной веры 18 старцев и 16 послушников. Через 3 г. эпидемия чумы унесла жизни 87 валаамских старцев и 47 послушников. Затем и новое нападение шведов опустошило обитель. Кто-то из братии с настоятелем в скитах в лесах укрывались, а кто-то - в Антониевом Дымском монастыре, где соблюдали устав Валаамского монастыря. Новгородские земли вернулись 18 мая 1595 г., когда шведы заключили мир с Россией. А позднее царь Феодор Иоаннович повелел с помощью средств из царской казны возобновить монастырь и владение вотчиной, рыбной ловлей и пр. Это было начало расцвета обители. В XVI веке иноческая жизнь была сильной – тут появилось 12 скитов, руководимых их игуменом. Процветание обители позволило назвать ее честной и великой Лаврою. XVII столетие Монастырь был уничтожен при игумене Макарии. От руки шведов, не желая расстаться с монастырем, погибли и братия, и настоятель. Враги стоили на месте сожженной обители дома, думая тут всегда господствовать. Братия, зная о нападении шведов, с Валаама увезли на хранение в монастыри Новгорода многие святыни, перебираясь сюда иногда. Но многие ушли в Ладогу, и тут в 1618 г. дан был им в управление Ладожский Васильевский монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Валаам

Завсектором Музея истории СПбГУ, выпускающий редактор журнала " София " Нина Жервэ рассказала о монастырях Тихвина в записках путешественников и паломников конца XVIII - начала XX века. Были выделены основные темы, интересующие паломников: история города Тихвина, его общественная жизнь, организация городского управления. Но прежде всего Тихвин знаменит своими монастырями и Тихвинской иконой Божией Матери. Сведения об укладе монастырской жизни, церковных праздниках и паломничествах занимали центральное место в путеводителях. Прозвучала информация о Тихвинском Успенском Богородицком , Тихвинском Введенском девичьем , Николо-Беседном и Антониево-Дымском монастырях. Об истории восстановления Святогорской обители и ее современном состоянии рассказал учитель русского языка и литературы школы 288 Адмиралтейского района, составитель житий святых XX века Святогорской лавры Олег Евдокимов. В докладе была раскрыта история Святогорской обители с момента поселения монахов в пещерных кельях до развития крупного духовного центра, получившего статус лавры. Олег Валерьевич поведал много интересных фактов об укладе и традициях монашеской обители, ее положении в связи с современной политической ситуацией. Особое внимание было уделено раскрытию исторической роли Свято-Успенского собора, подвижнической жизни наместников и братии святой обители, истории многочисленных пещерных скитов, чудотворной иконе Божией Матери " Святогорская " и другим почитаемым иконам. Также в этой секции прозвучали доклады об истории взаимоотношений композитора Александра Архангельского и мецената Федора Неронова, соотношении уставного и келейного чтения в Свято-Успенском Иосифо-Волоцком монастыре в конце XV - начале XVI столетий, митрополите Антонии (Вадковском) и его роли в истории Свято-Троицкого Линтульского женского монастыря . Вторая секция была посвящена религиозно-философским вопросам. На обсуждение были вынесены вопросы христианской философии в исследованиях греческого профессора Василия Татакиса, а также исследовалось христианство Леонардо да Винчи. Один из докладов в своем названии заключал вопрос: " Может ли consensus patrum сообщать ложь? " - и был посвящен учебному пособию " Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Для большего изнурения своей плоти, Антоний, как великий труженик, постоянно носил на голове железную шляпу. Когда собралось в его пустынь довольное число, братии, тогда общим советом их положено было создать монастырь. Вследствие же сего, с разрешения великого князя Новгородского и благословения тамошнего же архиепископа Исаии, поставлена была церковь во имя преподобного Антония Великого с приделом Покрова Богородицы. Устроив, таким образом, обитель, Антоний не оставлял труженических подвигов своих до самой кончины; ибо, кроме Дымской обители, он основал еще Вырдомскую пустынь. Преподобный Антоний Дымский преставился 1273 года 24-го июня и погребен в созданной им церкви. Мощи его обретены нетленными чрез 106 лет по кончине его (в 1379 г.) В 1409 году, по случаю нашествия татар на область Новгородскую, рака с мощами преподобного опущена была в землю, а церковная утварь и шляпа погружены были в озеро. В последствии эта шляпа была обретена и ныне хранится при гробе св. угодника. Мощи преподобного Антония Дымского почивают под спудом в приделе во имя преподобного Антония Великого , что в нижнем этаже каменной соборной церкви Дымской обители. Обитель же Дымская находится в Тихвинском уезде въ 15-ти верстах от г. Тихвина при озере Дымском. В 1613 году обитель Дымская много терпела от нашествия шведов. В 1744 году усердием купца Калитина устроены в ней иконостасы и рака преподобному. Память преподобного Антония Дымского местно чтится 17 Января, вероятно, по случаю обретения мощей его или дня Ангела его, и 24 июня – в день кончины его, в который совершается крестный ход на озеро Дымское, почитаемое чудотворным. См. ист. Рос. Иер. IV, 71 стр. Рус. свят. 1861 г. Преподобного Антония, основателя пустыни на Черных озерках Кто был, из какого звания происходил и с чьего разрешения устроил сей Антоний пустынь на Черных озерках – об этом нигде и никаких сведений встечать не представлялось, равно как о жизни подвигах и кончин его. За известное и достоверное признается всеми только то, что он быль основателем и устроителем сей пустыни, которая и названа Антониевою по имени его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Броневик. Антониево-Дымский Троицкий мужской монастырь. Часовня Антония Дымского. /// Объект утрачен На Дымском озере, на месте молитвенных подвигов преподобного Антония, в 2011 году была возведена часовня. http://dymskij.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=28616

Прихожане храма Воскресения Христова в Малой Коломне совершили первое паломничество октября 2016 Недавно сформированный приход храма Воскресения Христова 29 октября совершил первую в своей истории паломническую поездку по святым местам Тихвина.  Группа из сорока трех человек вместе с настоятелем иереем Василием Мартынюком посетила Тихвинский Богородичный Успенский монастырь , в котором находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Паломники помолились и причастились Святых Христовых Таин за Божественной литургией в Покровском храме, познакомились с историей обители, совершили молебен перед чудотворной иконой. Следующим пунктом было посещение часовни иконы Божией Матери " Беседная " на месте, где до революции располагался Николо-Беседный монастырь. После исторического экскурса, который провел инок Алексий, гости помолились перед иконой и позвонили в колокола. Закончилось паломничество в Антониево-Дымском монастыре - одном из древнейших на Северной Руси. Он был основан в 1243 году великим подвижником преподобным Антонием Дымским, преемником и учеником преподобного Варлаама Хутынского. У раки с мощами святого было совершено молебное пение, после которого отец Василий помазал паломников елеем. Группа проследовала на Дымское озеро - место молитвенных подвигов преподобного Антония, где в 2011 году была возведена часовня. ИА " Вода живая " , 29.10.16 Поделиться 29 марта 2024 18 ноября 2023 27 сентября 2023 26 сентября 2023 25 сентября 2023 4 апреля 2024 26 марта 2024 6 марта 2024 1 марта 2024 27 февраля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Святое Дымское озеро (Красный Броневик) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Дымское, Дыми, Дымь или же Святое озеро находится в 15 километрах от города Тихвин, а также в 20 километрах от Города Бокситогорск, около деревни «Дыми», рядом со Свято-Троицким Антониево-Дымским мужским монастырём . Деревня «Дыми» и Дымское озеро получили своё название благодаря густым туманам - дымей, которые часто образуются над местным озером. На Святом озере, в 1994 году, у камня, где по легенде возносил молитвы преподобный Антоний, был поставлен деревянный крест, высотой 4 метра. Дымский монастырь был основан необычным образом: он начался с камня на озере. Молитвенный камень Преподобного Антония стал краеугольным камнем нового монастыря и впоследствии его почитаемой святыней. Своими подвигами и молитвами Преподобный Антоний освятил Дымское озеро, которое получило свое второе название – Святое озеро. Существует предание о том, что Антоний заповедал, чтобы богомольцы не входили в обитель, не омывшись прежде в водах Святого озера. Впоследствии возник особый обычай плавать вокруг камня с молитвой Преподобному. Множество больных исцелялось этим купанием. Знаменательно, что большинство посмертных чудес святого Антония, записанных в монастырских рукописях, совершалось через омовение в Дымском озере. Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Святое_Дымское...

(XIII в.?), прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых). Сведения о жизни святого содержатся в его житии, существующем в 2 редакциях. Ранняя (известна в 13 списках; древнейший в сб. БАН. Мордв. 11, кон. XVII в.) появилась в кон. XVII в. (первое записанное в ней чудо - 1671) скорее всего в Антониевом Дымском мон-ре на основе местных преданий и новгородской житийной традиции. Поздняя редакция (известна в 17 списках) также была создана в Дымском мон-ре в кон. XVIII - нач. XIX в.; ее сведения, особенно даты, не могут считаться достоверными. В ранней редакции жития не назван год рождения святого, нет описания его детства, сведений о месте и времени пострига. Скудость сведений составитель жития объясняет тем, что «преподобный Антоний, Дымския обители начальник... не желая славы от человек, все свое благое по Бозе житие, и крепкое пребывание, и всякую добродетель ни во что же вмени. И не токмо сие, но и преставление свое и вечную память непамятно всем учини». К тому же «от велия забвения и нерадения все истребися, еще же и от бывших пожаров, и всяких воинских людей буести и находов и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты» ( Белоброва. С. 289). Обе редакции называют А. Д. современником прп. Варлаама Хутынского (поздняя сообщает год - 1206-й - и место рождения А. Д.- Вел. Новгород). Житие сообщает, что по воле прп. Варлаама А. Д. ходил к К-польскому Патриарху Афанасию (имя недостоверно) «некиих ради церковных вин» или «потреб». При описании «хожения» составитель ранней редакции использовал «Паломник Антония Новгородского в Царьград», устные новгородские предания и допустил ряд анахронизмов, приписав А. Д. факты путешествия Новгородского архиеп. свт. Антония (Добрыни Ядрейковича). В обеих редакциях рассказывается, что прп. Варлаам перед смертью благословил А. Д. быть игуменом Хутынского мон-ря (событие, также заимствованное из жизнеописания свт. Антония Новгородского; годом преставления Варлаама назван 1243-й вместо 1192-го). Ок. 1243 г. А. Д. удалился в уединенные и глухие места на берегу Дымского оз. (в ранней редакции говорится, что это был погост на Тихвине). Поселившись здесь, А. Д. (по сообщению поздней редакции) ископал пещеру, поставил келью и стал подвизаться, изнуряя плоть ношением железной шляпы.

http://pravenc.ru/text/116056.html

В ноябре того же года Варлаам скончался; отсюда видно, что он удалился в пустыню уже в зрелых летах, незадолго до смерти. Позднейшие редакции создают из этого рассказ, как Варлаам еще в отрочестве начинает аскетическое воздержание, говорит своим родителям, поучение о силе поста и молитвы, вскоре, проводив их в могилу, раздает имение нищим и постригается под руководством священноинока Порфирия, своего наставника, который, как мы видели выше при разборе древнего жития, был одним из знатных новгородцев, сопровождавших Варлаама в пустыню, и сам постригся у последнего 184 . Влияние местного предания обнаружилось на позднейших редакциях внесением в житие чудес святого, совершенных при жизни. Под действием того же источника эти редакции переделали известия о другом сверстнике Варлаама Антоние, бывшем потом архиепископом в Новгороде. В разборе древнего жития было замечено, что на отношениях этого Антония к Варлааму позднейшее предание основало круг легенд, развивавшийся одновременно с литературной обработкой жития, но независимо от нее. Эти легенды представляют два варианта сказания об Антоние. По одному из них Антоний был новгородским владыкою еще при жизни Варлаама: так говорят повести об избавлении Варлаамом от низвержения в Волхов преступника и о пророчестве Варлаама, предсказавшего снег и мороз в Петров пост. Происхождение анахронизма в этих преданиях объясняется известием одного из них, что по смерти Варлаама архиеп. Антоний установил крестный ход в Хутынский монастырь из Новгорода в пятницу первой недели Петрова поста 185 . На другом варианте построено позднейшее житие Антония Дымского: здесь рассказывается, что Антоний, новгородец родом, постригся у Варлаама, ходил по его поручению в Царьград, по смерти Варлаама был игуменом его монастыря, а потом ушел оттуда и основал свой монастырь на озере Дымском, никогда не бывав новгородским владыкою 186 . Историческую основу этих сказаний легко восстановить по летописи и древнему житию Варлаама: последнее говорит, что после того как сверстник Варлаама Антоний пришел из Царьграда, блаженный пред смертью вручил ему свой монастырь, а первая замечает в рассказе об избрании Антония на новгородскую кафедру в 1211 г., что он, в мире Добрыня, сын воеводы Ядрея, прежде того вернулся из Царьграда и постригся на Хутыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Влияние местного предания обнаружилось на позднейших редакциях внесением в житие чудес святого, совершенных при жизни. Под действием того же источника эти редакции переделали известия о другом сверстнике Варлаама, Антонис, бывшем потом архиепископом в Новгороде. В разборе древнего жития было замечено, что на отношениях этого Антония к Варлааму позднейшее предание основало круг легенд, развивавшийся одновременно с литературной обработкой жития, но независимо от нее. Эти легенды представляют два варианта сказания об Антоние. По одному из них Антоний был новгородским владыкою еще при жизни Варлаама: так говорят повести об избавлении Варлаамом от низвержения в Волхов преступника и о пророчестве Варлаама, предсказавшего снег и мороз в Петров пост. Происхождение анахронизма в этих преданиях объясняется известием одною из них, что по смерти Варлаама архиеп. Антоний установил крестный ход в Хутынский монастырь из Новгорода в пятницу первой недели Петрова поста 185 . На другом варианте построено позднейшее житие Антония Дыме кого: здесь рассказывается, что Антоний, новгородец родом, постригся у Варлаама, ходил по его поручению в Царьград, по смерти Варлаама был игуменом его монастыря, а потом ушел оттуда и основал свой монастырь на озере Дымском, никогда не бывав новгородским владыкою 186 . Историческую основу этих сказаний легко восстановить по летописи и древнему житию Варлаама последнее говорит, что, после того как сверстник Варлаама Антоний пришел из Царьграда, блаженный пред смертью вручил ему свой монастырь, а первая замечает в рассказе об избрании Антония на новгородскую кафедру в 1211 году, что он, в мире Добрыня, сын воеводы Ядрея, прежде того вернулся из Царьграда и постригся на Хутыне. Поясняя краткое и не совсем ясное известие древнего жития, позднейшие редакции создают из него сказание о пророчестве Варлаама, за несколько минут до кончины провидевшего приезд Антония из Царьграда в монастырскую пристань (на Волхове) и вручившего ему игуменство в своем монастыре; Пахомий прибавляет к этому, что игумен Антоний окончил заложенную Варлаамом каменную церковь в обители и утвердил в последней устав ее основателя. Но летопись, говоря об Антоние, не называет его игуменом Хутынским; с другой стороны, слова, с которыми в древнем житии Варлаам обращается к Антонию: «Ныне предаю ти его (монастырь) тобе, ты же снабди и добре» – не значат непременно, что Антоний стал игуменом после Варлаама; может быть, последний только поручил обитель заботам знатного брата, подобно тому как сам долго руководил братией, не будучи игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Говорят: Русские монастыри расцвели на кровавых полях отечества. Это несправедливо, как нельзя более. Напротив, до конца XIII века не возникло ни одного монастыря на опустошенных краях отечества. Большая часть Киевских обителей исчезла под развалинами, другая оставалась в развалинах; на севере было то же. Дикий Монгол, хотя и говорил о неприкосновенности церкви: но делал другое, – грабил и жег обители, истреблял иноков. Даже обители Новгорода, где не было огня монгольского, не только не цвели, но некоторые пали. Только ученики пр. Варлаама не-вдали от Новгорода основали несколько обителей, Антоний, преемник Варлаама († 1241) в игуменстве, основал в 15 верстах от Тихвина на озере Дымском обитель Дымскую. Ксенофонт, после Антония управлявший Хутынем, удалился на уединение за 25 верст от Новгорода, и основал Робенскую Троицкую пустынь. Константин, также из учеников Варлаама, основал с сотрудником своим пр. Космою в 3 верстах от старой Русы Косин Николаев монастырь. Но и эти обители не цвели в начале, и скоро пали 271 . Глубокий Север укрыл от Монголов еще одну обитель, – это обитель Киприана Устюжского, основавшаяся пред нашествием Татар. Пр. Киприан, богатый землевладелец, полюбив нищету Христову, в тесной келлии посвятил себя Богу и, когда некоторые начали избирать около него такую же жизнь, отдал все земли свои в пользу основавшейся обители пустынников. Начальник служил образцом строгой жизни для покорившихся его управлению. Дикий камень, величиною в большую человеческую голову, служил ему для возбуждения к бодрствованию: он держал его в руках, чтобы ленивое тело среди молитвенного подвига не предавалось безвременной дремот. Этот камень и теперь лежит в возглавии гробницы подвижника, скончавшегося в глубокой старости в 1474 г. 272 На Волыни и в Галиции, пока там владели сильные православные Князья, не только держались прежние обители, но и воздвигались новые: Монгол опасался той страны 273 . Но так как во времена скорбей особенно возбуждаются благочестивые расположения духа: то в период монгольский князья, княгини, бояре и простые пред смертью обыкновенно постригались в монашество; а многие и прежде того расставались с миром, принимая имя того Святого, которому праздновали в день пострижения 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006