На главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался до конца дней своих Как складывалась жизнь Антония на берегу Дымского озера? Согласно свидетельству Жития, инок пришел на Дыми еще до того, как ему исполнилось 40 лет. Здесь преподобный ископал пещеру, в которой и жил первое время, подражая, быть может, еще одному прославленному в истории русского монашества Антонию – преподобному основателю Печерского монастыря. Позднее, однако, Антоний вышел из-под земли, построив себе келью «покоя ради телеснаго». Дневные труды по возделыванию нив подвижник чередовал с ночными молитвами, а на главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался, по видимости, до конца своих дней. Как известно, со своим уставом нельзя приходить лишь в чужой монастырь (и сам Антоний изведал это на собственном горьком опыте, хотя чужим в полном смысле этого слова Хутынский монастырь для него не был), но здесь Антоний строил уже свой монастырь, в котором устав определялся его волей. Воля эта, однако, оказалась весьма привлекательной для тех монахов, которые приходили к Антонию, как свидетельствует Житие, из других монастырей, несмотря на то, что традиционно монастыри пополнялись преимущественно за счет мирян, которые, услышав о подвиге преподобного, оставляли обыденную жизнь и приходили к подвижнику в поисках духовного руководства. Что же могло привлекать рядовых иноков к старцу, поселившемуся в непроходных лесах Обонежской пятины? Какой именно духовный дефицит удалось восполнить дымскому молитвеннику? Вероятно, Антоний привлекал других иноков своей подчеркнутой аскетичностью. Преподобный устроил свою обитель вдали от городских центров цивилизации – и это было новаторством для монашества той поры: широко известно, что монастыри домонгольской и ранней монгольской поры были городскими или по крайней мере пригородными. Антоний практиковал ношение вериг, прямую аскезу, был сторонником и, возможно, даже идеологом «жестокого жития». Недаром его называли впоследствии одним из первых русских исихастов. Преподобный не раз удалялся на островок на Дымском озере, где проводил время в богомыслии и молитве. Кроме того, Антоний прославился как ученик преподобного Варлаама, имя которого стало нарицательным уже в годы жизни самого подвижника: из его гнезда вылетели многие духовно одаренные птенцы.

http://pravoslavie.ru/110268.html

Озеро при этом монастыре находящееся, считается от народа целебным: здесь купают хворых лошадей. На праздник св. Иоанна Крестителя, 24 июня, совершается сюда из монастыря крестный ход при большом стечении усердствующих богомольцев. В ризнице хранится найденная в озере Дымском железная шляпа, принадлежавшая, по преданиям, св. Антонию. БЕСЕДНЫЙ-НИКОЛАВСКИЙ, муж. заштатный, в 4 верстах от уездного города Тихвина. Обитель эта получила начало в конце XIII века, по случаю тому, как гласит предание, что на сем месте, в 1283 году, было некоему Георгию явление Пресвятой Богородицы, вместе с Чудотворцем Николаем. Впрочем монастырь сей известен стал с 1560 года, когда царь Иоанн Васильевич, прибыв в Тихвин для поклонения Чудотворному образу Божией Матери, положил ему прочное основание и построил на свое иждивение каменные церкви, ныне существующие: 1) Соб. Николая Чудотворца и 2) теплую, Иоанна Предтечи. ДУХОВ-БОРОВИЦКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Боровичах, на берегу реки Мсты. Он основан, сперва деревянный, около 1542 года, при новгородском архиепископе Феодосии, по благословению митрополита всея Руси Макария, жителями села Боровищ (что ныне город Боровичи), по случаю умножения чудес св. Иакова Боровицкого, которого мощи, приплывшие по реке Мсте к сему месту в 1452 году, почивали в деревянном срубе, под спудом. Так он существовал 112 лет, управляемый игуменами. В 1654 году царь Алексий Михайлович отдал эту обитель со всеми крестьянами и угодьями, ей принадлежавшими, патриарху Никону , к сооруженному им Иверскому монастырю. С сего времени Духов мон. пришел в упадок и был не более как приходскою церковью. С 1712 года он приписан к Александро-Невской Лавре; в 1730 опять перешел к Иверскому; наконец падение его довершил пожар, случившийся в 1732 году, от которого он весь выгорел и 10 лет был в совершенном запустении. Хотя он в 1742 году и был возобновлен; но все еще оставался в числе незначительных монастырей, до 1766 года, когда он вышел из зависимости Иверского мон. и сделался самостоятельным. Между тем, в 1764, приписана к нему упраздненная Синозерская пустынь, со всем ее имуществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Мы попросили поделиться своими воспоминаниями о Владыке Иоанне известного петербургского священника, настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова . Я глубоко почитаю память митрополита Иоанна хотя бы потому, что я был рукоположен Владыкой Иоанном как в диаконы, так и во священники. По хиротонии он – мой духовный родитель, духовный родитель меня, как священника Русской Православной Церкви. И хотя, конечно, благодать Божия действует одна и та же чрез архиереев, все же немаловажно, через кого ты ее получаешь. Так же, как, хотя вода вроде бы одинаковая по составу, но если мы ее обретаем из святых источников, то она имеет особое благодатное воздействие. Очень дорого, что я получил благодать священства через руки митрополита Иоанна. Отмечу, что уже в этом действии для меня проявилась его прозорливость, потому что я на момент рукоположения не имел семинарского образования, закончил филологический факультет университета, учился в аспирантуре, работал научным сотрудником в Музее Достоевского. Наверное, в обычном научном сотруднике трудно было усмотреть лицо священника. У меня до последнего момента было сомнение, как владыка может благословить меня в положении мирянина, который еще не учился в семинарии. Но митрополит Иоанн тогда, а это было в 1992 году, пошел на определенный риск и эксперимент и рукоположил несколько священников. В то время требовался призыв духовенства, ибо священников не хватало, и Владыка доверился интуиции и внутреннему чувству. На основании личного впечатления он благословил хиротонию. Правда, перед этим прошел мой практикум в сельской церкви, на дальнем сельском приходе. Митрополит Иоанн обязал меня поступить в семинарию, и я действительно окончил Московскую духовную семинарию. Первая встреча с Владыкой внесла понимание, что это человек, который способен на неординарные поступки. И для меня он стал, хотя я не могу похвастаться, что встречался с ним часто, духовным родителем, и я поминал его о здравии, а потом и об упокоении на службе. Я брал у него благословение на строительство храмов, по его благословению был построен храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Подборовье, также я брал у него благословение на работу по созиданию мемориальной квартиры Иоанна Кронштадтского, на приходские дела и начинания. В частности, по благословению митрополита Иоанна в 1994 году на Дымском озере был установлен поклонный крест у камня среди воды. Я помню, как тогда пришел на прием к Владыке, к нему была большая очередь, мы ждали его долго, он вышел из кабинета уже в обеденное время, я подошел к нему в коридоре, он взял мое прошение и тут же, в коридоре, написал: «Благословляю». Владыке не был свойственен бюрократический стиль, многие вопросы он решал тут же, неформально, по вдохновению свыше. Он оставался Владыкой всегда, в любое время.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/07/pr...

Вскоре монашествующие Феранонтова Белоезерского монастыря упросили Мартиниана принять игуменство над их братиею, ибо преп. Ферапонт, основатель их обители, вызван был в Можайск. Мартиниан неусыпными своими трудами привел Ферапонтов монастырь в цветущее состояние, так что он носил некоторое время название Мартиниановой обители. Князь Василий Васильевич Темный посещал игумена Мартиниана и почтил его многими дарами и когда был восстановлен на великокняжеский престол, перевел его на игуменство в Троицко-Сергиевский монастырь; на место же Мартиниана поставлен во игумена Ферапонтова монастыря Филофей, бывший потом епископом Пермским. Но, чрез 8 лет (1455 г.) и сам препод. Мартиниан возвратился туда же на покой и, по усильной просьбе игумена и братии, принял на себя должность строителя. Там он и кончил дни свои 1483 года Января 12 дня, в воскресенье на 86 году от рождения, быв более 70 лет монахом. Мощи преподобного Мартиниана почивают под спудом в Ферапонтовой, ныне упраздненной пустыни, в каменной, во имя преподобного созданной церкви. Ферапонтова же пустынь находится в Кириловском уезде на возвышенном берегу озера Бородавского и ручья Безымянного, расстоянием от города Кирилова к северу в 14-ти, а от Новгорода в 655 вер. Пустыня сия основана в 139S году преподобным Ферапонтом, по имени коего и называется Ферапонтовою. Память преподобного Мартиниана местно чтится в день его кончины 12 Января. См. Ист. Рос. Иер. т. III 572, VI, 851 – 855, Русск. свят- 1861 г. Январь месяц. 17-го числа Преподобного Антония Дымского Преподобный Антоний Дымский родился в Новгороде, в последней половине XII века от благочестивых родителей. В Хутынском монастыре принял он пострижение и в той же обители был игуменом, по кончине препод. Варлаама, последовавшей в 1243 году. Спустя несколько времени, он пожелал уединиться и для того удалился тайно из обители. Обходя леса и дебри, нашел он пустынное место, удобное для селения иноческого при озере Дымском, в 15-ти верстах от города Тихвина и тут остался.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Георгий родился и сначала жил в городе Карачеве, Орловской губернии, имея жену и детей. Овдовев, он удалился в пустынь, в брянских лесах, к старцу высокой жизни Арсению, пришедшему с Афона. Вскоре оба пустынника перешли в Псковский уезд, к Никандровой обители. Здесь Георгий принял от своего старца монашество, с именем Герасима. Похоронив своего наставника, Герасим один подвизался в посте и молитве. В воздаяние за всецелую преданность Богу, он сподобился над собою видеть дивные опыты Божественного Промысла, подающего потребное тем, которые ищут только царствия Божия. Раз случилось у него оскудение в хлебе, и, пробыв без пищи 12 дней, Герасим хотел идти в селение за пищею; но утром следующего дня, в преддверии своей кельи, неожиданно нашел ячменный хлеб, великий и теплый, которого было достаточно ему на пропитание на долгое время. Распалась от ветхости срачица его, и, не имея другой, пустынник долгое время оставался нагим; но в один день вдруг очутилось пред кельей полотно, которого было довольно ему на устроение одежды. Много он терпел напасти от бесов, старавшихся разными привидениями поколебать его терпение, но молитвою Иисусовою и чтением псалмов он прогонял демонскую силу; а умиленным чтением акафиста Пресвятой Богородице удалял от себя уныние и отчаяние. Два раза он выходил из своей пустыни и странствовал по святым местам России, – был в Киеве, Почаеве, Тихвине, даже оставался жить в двух монастырях (Арзамасском и Дымском), но, не находя покоя духу своему, снова возвращался в пустынь, томимый жаждою полного безмолвия. В 1823 году Герасим прибыл в Соловецкий монастырь при архимандрите Макарии, и, как муж духовный, опытный в подвигах отшельнической жизни, получил благословение на пустынное житие. Сначала он, около 5 лет, жил в 10 верстах от монастыря в земной пещере, питаясь в сутки горстью сухарей и непрестанно упражняясь в молитвенном труде. Потом, по желанию братии пользоваться его беседами и по преклонности лет, он был переведен ближе к монастырю в новоустроенную келью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

3) в 7136 (1628) году, Июля 23 от него же, Государя Царя Михаила Феодоровича, за подписью Дьяка Максима Чиркова в Великий Новгород Боярину и Воеводе Князю Ивану Одоевскому да Дьякам Волкову и Булдыреву об отводе оному монастырю в вотчину пустых земель в Обонежской Пятине в Дымском погосте по реке Редани Николаевского Мостижского монастыря 18 пустошей и о прочем. Грамота эта подтверждена от Государя Царя Алексея Михайловича в 7154 году; 4) в 7146 (1638) году, Июля 26 от него же, Государя Царя Михаила Феодоровича, за подписью того же Дьяка Максима Чиркова в Великий Новгород Боярину и Воеводе Князю Юрию Сулешову да Дьякам Арцыбашеву и Лутохину об отводе к монастырю впрок на фимиам и на ладан безоброчно рыбных ловель: Свирской тони Ковач Верхней, да за Свирью рекой тони Коль Ковач, да Волховской тони Шишковой и о прочем. Грамота сия подтверждена от Государей Царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича. Писана на пяти столбцах склеенных; 5) в 7152 (1644) году, Января 10, от него же, Государя Царя Михаила Феодоровича, за подписью Дьяка Ивана Фёдорова в Великий Новгород Боярину и Воеводе Глебу Морозову, да Дьяку Арцыбашеву об отводе для монастырского выгона животных в Обонежской Пятине в Нагорной половине в Воскресенском Лученском погосте церковных пяти пустошей Баткова конца и прочих подтверждена и от Государя Царя Алексея Михайловича в 7154 году. Писана на 5 столбцах; 6) в 7171 (1663) году, Марта 11 от Государя Царя Алексея Михайловича за подписью Дьяка Андриана Ерохова в Великий Новгород Боярину Князю Ивану Репнину и Воеводам о приписке к оному Тихвину монастырю в содержание Никольского Мостижского монастыря со всеми землями и угодьями и о прочем. Писана на пяти столбцах; 7) в 7180 (1672) году, Марта 6, от него же, Государя Царя Алексея Михайловича за подписью Дьяка Ивана Патракеева в Олонец Думному Дворянину и Воеводе Ивану Бакланову да Дьяку Булычёву о владении, прежде пожалованной в Заонежских погостах, Никольской вотчиной со всеми деревнями и угодьями и о прочем. Писана на шести столбцах;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Игумену Валаамскому предоставлялось оставить в Дымском монастыре черного священника, крылошан и больных старцев и слуг, «которые тружатися не могут» 6 . Так воскрешал из пепла и развалин земной ангел святую обитель; но едва ли радостная эта грамота достигла до Валаамских старцев при жизни Федора: 7 января 1598 г., оплакиваемый всеми, кроткий и набожный царь сладко и тихо почил сном смерти. По кончине его, царь и великий князь Борис Федорович Годунов приказал переписать грамоту почившего на себя. Царскими милостями и пожертвованиями частных лиц скоро снова процвела Валаамская обитель: устроены были в ней церкви, кельи, отлиты колокола. Это подтверждает один из колоколов того времени, недавно возвращенный в Валаамский монастырь, на котором значится следующая надпись: «Лета 7111 слеты бысть сии колокола Боголепному Преображению Спасову в Валаамский монастырь при благоверном царе и господаре великом князе Борисе Феодоровиче Годунови и при его благоверной царице великой княгине Марии и при епископе Сильвестре Корильском при игумене Макарии». Валаамские старцы, за всеми расходами, могли составить из пожертвований того времени даже значительный запасный капитал. Так существовал монастырь со времен Годунова до 1611 года. Сообразно с переменным счастьем Валаамской обители, неодинаково было в этот период времени и внутреннее ее состояние. То внутренняя жизнь иноческая процветала в ней, то и самое иночество до того сокращалось, что едва видны на Валааме и следы его. Как могло существовать святое общество, когда обитель его разоряли до основания и самих иноков преследовали и даже убивали? То бывали у Валаамских старцев самые отрадные минуты жизни и земного блаженства, то они подвергались самым плачевным испытаниям и бедствиям. Так в 1163 году Валаамские иноки, в ожидании набега шведов на Карельскую страну, что действительно и случилось в 1164 году, открыв св. мощи своих первоначальников Сергия и Германа, перенесли их (то было уже в четвертый раз) в Новгород, при Новгородском архиепископе Иоанне I 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Велика заслуга в отношении монашества владыки Гавриила, в миру Петра Петрова, закончившего свою, посвященную служению Церкви, жизнь митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. Родился он в 1736 г. Отец его был священником. В 1753 г. он окончил московскую Славяно-Греко-Латинскую академию. Всегда прилежал он к церкви, был справщиком в московской снодальной типографии и потрудился много при перепечатке Библии. Пострижение принял в 1758 г. по настоянию настоятеля Троицкой лавры известного Гедеона (Криновского), убежденного в том, что Петров будет хорошим иноком. В том же году он был назначен наместником лавры, ректором семинарии и учителем богословия. В 1761 г. он стал ректором московской академии в сане архимандрита Заиконо-спасского мон. Занимался учеными трудами. В 1763 г. последовала хиротония его в тверского епископа. Умело управляя епархией, он вызывался часто в Петербург. По желанию имп. Екатерины, он был членом комиссии, рассматривавшей Наказ выборным для составления нового Уложения. Работал он над исправлением Пролога. Состоя с 1767 г. депутатом от Снода в Комиссии по составлению нового Уложения, он отстоял сохранение духовенства как особого сословия. В 1770 г. он был назначен архиепископом С.-Петербургским и Ревельским, будучи уже членом Снода. Много забот приложил владыка Гавриил по управлению епархией (с 1776 г. ему подчинена была и Новгородская). В 1783 г. Гавриил возведен в сан митрополита. Устрояя Александро-Невскую лавру, он соорудил в ней Троицкий собор, освященный, в присутствии императрицы, 30 августа 1790 г. Благотворил он многим. О последующих годах его жизни упомянуто выше. Митрополиту Гавриилу иночество, в значительной степени, обязано своим оживлением. Сам аскет по жизни и по стремлениям, он общался со всеми современными ему иноками. Им приглашался св. Тихон переселиться в Валдайский Иверский мон. Владыка Гавриил находил, что делу монашества вредит назначение настоятелями монастырей т. н. «ученых монахов», большею частью учеников Киевской духовной академии. Они могли быть отличными администраторами и проповедниками, но неудачными настоятелями. Он считал, что в настоятели монастырей надо избирать сильных духом и опытом подвижников из суровых обителей. Так выписан был им из Брынских лесов старец Адриан, направленный им на Коневец, где он вскоре стал настоятелем. Митр. Гавриилом введено было общежитие по Афонскому уставу во многих монастырях своей епархии: Валаамском, Коневском, Иверском, Зеленецком, Тихвинском, Новоезерском, Моденском, Вяжицком, Савва-Вишерском, Отенском, Клопском, Дымском. Он составил сам для этих обителей правила общежития (в 20 пунктах).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Нашествие татар уничтожило много обителей. Большая часть киевских монастырей исчезла под развалинами, другая оставалась в развалинах. На Волыни и в Галиции, пока там еще владели сильные православные князья, держались и воздвигались новые обители. Выше упоминались Полонинский, Ратский и Георгиевский мон. В Литве близ Новгородка Войшелком основан был мон. Лавришев, обогащенный вкладами. Даже обители Новгорода, куда не доходили татары, не только не цвели, но некоторые заглохли. Только ученики преп. Варлаама Хутынского основали несколько обителей вблизи Новгорода. Антоний Дымский (1273) основал в 14 верстах от Тихвина обитель на озере Дымском. Преп. Ксенофонт основал в 25 верстах от Новгорода в пустыне Робейскую обитель (1262). Преп. Константин, также из учеников преп. Варлаама, основал с сотрудником своим Космою Косин м. около Старой-Руссы. Но и эти обители не процветали. Далее на север существовала обитель, основанная Преп. Киприаном Устюжским (ок. 1276) близ Устюга. Святой, в миру богатый землевладелец, полюбив нищету Христову, в тесной келлии посвятил себя Богу. Когда некоторые начали избирать около него такую же жизнь, он отдал земли свои обители новых пустынников, являя пример строгой жизни. Дикий камень, величиною в большую человеческую голову, побуждал его к бодрствованию: он держал его в руках, чтобы не предаваться дремоте среди молитвенного подвига. С 14 века начинается сильное развитие монашества, приобретающего новый вид. Лучшее усвоение народом христианства и тяжкие обстоятельства времени побуждали верующих людей к этому. Тогда же быстро и сильно стало развиваться среди сев. монашества движение в лесную пустыню. В XIV веке пустынные монастыри сравнялись с новыми городскими (42 и 42), в XV веке превзошли их вдвое, в XVI в. в полтора раза. В эти три века построено в пределах московской Руси, сколько известно, 150 пустынных и 104 городских и пригородных монастырей (Ключевский). Городские и пустынные монастыри различались между собою не только внешней обстановкой, но и общественным значением, духом складывавшегося в тех и других быта, даже в большинстве случаев самим происхождением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Внутренний четырехугольник построен при игумене Назарии, который для иноков назначил два рода келий: холодные с небольшими окнами – для молитвы, и теплые с большими окнами – для пребывания в остальное время». [Поездка на Валаам//Русский художественный листок. – – 1858] 15 На Аляску для проповеди слова Божия отпавились шесть валаамских и два коневских инока во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Это иеромонах Макарий, иеромонах Иувеналий (претерпевший мученическую кончину), иеромонах Афанасий, иеродиакон Нектарий, монах Герман (преподобный Герман Аляскинский) и иеродиакон Стефан с монахом Иоасафом. 16 Обжительный порядок заведен в следующих новгородских монастырях: Иверском, Тихвине Большом, Клопском, Отенском, Дымском и в Филиппо-Ирапской пустыни. 17 Архимандрит Феофан, настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря. Родился в 1742 году в дворянской семье. Пострижен в монашество в 1775 году в Валахии в Тисманском монастыре архимандритом Феодосием. В 1777 году определен во Флорищеву пустынь, в 1778-м – в Софрониеву пустынь. В 1780 году переведен в Александро-Невскую Лавру. 24 декабря 1782 года стал келейником митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила. 14 сентября 1791 года назначен игуменом в Моденский монастырь. В 1793 году переведен в Кирилло-Новоезерский монастырь. Скончался в 1832 году. 18 Архимандрит Феодосий (в миру – Феодор Маслов). Родился в городе Глухове Черниговской губернии. Первоначально поступил в Свенский монастырь, оттуда ушел в Молдавию, к известному старцу Василию (1767), учеником которого был и старец Паисий (Величковский) . В 1767–1778 годах отец Феодосии настоятельствовал в Тясминском и Мерлополянском монастырях. В 1779 году он был назначен настоятелем в Молчанскую Софрониеву пустынь, для возобновления монашеской жизни. Здесь он ввел общежительный устав Афонской Горы. Преставился ко Господу 9 декабря 1802 года. 19 Я. Д. Никольский с 1788 года преподавал Троице-Сергиевой семинарии. Скончался в сане протоиерея Успенского собора в 1839 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006