3. У царя Ирода в это время было девять жен: мать Антипатра 1058 , дочь первосвященника, которая родила ему сына его же имени (Ирода), дочь его брата и дочь его сестры, у которых обеих, впрочем, не было детей. В числе его жен находилась также одна самарянка 1059 , от которой он имел двух сыновей, Антипу и Архелая, и дочь Олимпиаду, которую впоследствии взял в жены Иосиф, племянник царя. Архелай и Антипа воспитывались у одного частного лица в Риме. Кроме того, женой Ирода была также иерусалимская гражданка Клеопатра, от которой у него были сыновья Ирод и Филипп, также воспитывавшиеся в Риме. Другая жена его была некая Паллада, родившая ему сына Фазаеля. Помимо этих жен он жил еще с Федрой и Эльпидой, родившими ему двух дочерей, Роксану и Саломею. Что касается старших дочерей Ирода от Мариаммы, от брака с которыми отказался Ферор, то одну из них царь выдал замуж за племянника своего Антипатра, а другую за племянника своего Фазаеля 1060 . Вот из кого состояла семья Ирода. Глава 2 1. Желая обезопасить себя относительно трахонцев, царь решил в центре их страны основать иудейское поселение, по размерам своим не уступавшее городу. Этим он желал не только оградить свою собственную страну, но и иметь пункт, откуда он мог бы быстро нападать на врагов своих. Узнав, что некий вавилонский еврей перешел через Евфрат во главе пятисот вооруженных луками всадников и около ста родственников и поселился наудачу в сирийском городе Антиохии Эпидафне, причем тогдашний претор Сатурнин предоставил ему для поселения местность Валафу, Ирод послал за ним и за его отрядом и обещал отдать ему область в топархии Батанее, граничащей с Трахонеей, желая тем самым создать оплот лично для себя. Вместе с тем он объявил эту область свободной от всех налогов и обычных повинностей и предоставил ее ему в безвозмездное пользование. 2. Привлеченный этими обещаниями, вавилонянин прибыл к [царю], принял от него землю и настроил в ней крепости, а также поселение, которому дал имя Бафиры. Этот человек стал действительно оплотом как туземцам, так и иудеям, являвшимся из Вавилона в Иерусалим для жертвоприношений, и ограждал их от разбоев трахонцев. Поэтому многие, которым были дороги иудейские установления, со всех сторон стекались к нему. Таким образом, эта страна [быстро] заселилась, тем более, что при полной безопасности она была еще свободна от налогов. Это продолжалось все время, пока Ирод был жив. Когда власть перешла после него к Филиппу, последний короткое время взимал незначительные подати. Однако Агриппа Великий и сын его Агриппа 1061 в значительной степени повысосали соки из населения этой области, причем, впрочем, не желали лишать его свободы. Римляне, к которым перешла власть после них, оставили за населением его прежнюю свободу, но сильно притесняли его повышением налогов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таков, как видно из сказаний евангельских, был и Ирод Антипа, что подтверждается и сказаниями о нем Иосифа Флавия. – «Удобный день»: удобный для исполнения умысла Иродиады – лишить жизни ненавистного ей проповедника Иоанна Крестителя. – «Вельможам своим» и пр.: слово означает вообще людей, облеченных высшим саном и властью в государстве, людей именитых и власть имущих. – «Тысяченачальникам», т. е. властям военным, «и старейшинам», т. е. властям гражданским. – «Даже до половины моего царства», которое однако ж и сам-то получил как милость из рук римского Императора. Очевидно, это речь восточного деспота, распаленного вином и сладострастием, – обещать очаровавшей его и гостей юной развратнице то, чего исполнить не в силах и не вправе. – «Оруженосца»: латинское слово (написанное греческими буквами), употребленное здесь, означает собственно телохранителя царского. На них лежало исполнение смертных казней по личному, непосредственному повелению царя. Мк.6:30–44 . Сказание о чудесном насыщении пятью хлебами 5000 человек (см. прим. к Мф.14:13–21 ). – «И собрались Апостолы» и пр.: возвратившись с проповеди, на которую послал их Господь, о чем выше речь (ст. Мк.6:7–13 ). В то же время, как видно из связи повествования, дошел до Господа слух о том, что во дворце Ирода идет о Нем молва и – как Ирод и другие о Нем думают, и что Ирод желал бы видеть Его (ср. Лк.9:7–10 и дал.). К этому же, наконец, времени относится и пришествие учеников Иоанновых к Господу с рассказом о смерти его (ср. Мф.14:12–13 ). Все это и побудило Господа отплыть с учениками своими в уединенное место, тем более, что народ теснился около них и не давал им отдохнуть (ст. 31), когда отдых так необходим был возвратившимся с проповеди Апостолам, и самому Господу нужно было уединение ввиду только что полученных Им известий. – «Пойдите вы одни в пустынное место»: это не значит, что Господь остался тут один, отпустив учеников одних; нет, Он и сам с ними отправился, как видно из дальнейших слов этого же сказания (ст. 33: «и собрались к Нему») и особенно из сказания о том же ев. Луки ( Лк.9:10 . ср. Мф.14и дал.); «вы одни»: означает только – без народа, без учеников наших, вы одни 12. Сам же Иисус отплыл с ними же. – «Много было прходящих» и пр.: Господа всегда окружал народ, но в это время особенно много было его, так что он не давал Господу с его учениками подкрепить себя не только отдыхом, но и пищей. Потому ученики и отправились «в пустынное место» в окрестностях Вифсаиды ( Лк.9:10 ) одни, т. е. без народа, но вместе с Господом. – «Народ увидел» и пр.: народ узнал, что они отправились и – как видно – куда они отправились и пошел пешком, и как они «бежали», с поспешностью шли, то и предупредили их, и когда Господь с учениками «вышли» из лодки, отдохнув по крайней мере на пути в лодке, одни без народа, то народ встретил его. Милосердый, Он сжалился над народом (см. прим. к Мф.9:36 ) и, как бы позабыв о потребном отдыхе, снова начал поучать его, и поучал много.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Законодательство прямо вменяло в обязанность судей защищать обвиняемого против свидетелей, дабы с как можно большей степенью вероятности, исключить возможность вынесения несправедливого смертного приговора. Однако здесь первосвященники из защитников превратились в обвинителей. Вопреки закону, не были призваны свидетели, которые могли бы сказать нечто в Его пользу. Вместо этого Он был подвергнут судьями перекрестному допросу. После признания свидетельских показаний недостаточными, обвиняемого полагалось признать невиновным. Но здесь Каиафа в очередной раз нарушил закон. Он сам обратился к Иисусу и привел Его к присяге: «Заклинаю Тебя Богом живым: Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф. 26, 63) . Иисус отвечал, согласно установившейся формуле: «ты глаголеши». Затем последовало раздрание риз Каиафы, как законное выражение негодований при виде богохульства, и потом отобрание голосов и приговор: «Повинен смерти». Итак, закон Божий был многократно попран судьями: народовластие (беззаконнующее большинство) взяло верх над боговластием (законом). Мы имеем здесь демократию в качестве организационно оформленной разновидности богоборчества. Но все же приговор Синедриона еще не был полным торжеством народовластия. Ведь члены Синедриона – представители народа, а это не одно и то же, что народ. IV Все смертные приговоры Синедриона утверждались римским наместником и без его утверждения не могли быть приведены в исполнение. «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин. 18, 28) . Несчастные лицемеры! Беззаконное судопроизводство, животная ненависть, беззаконное осуждение, стало быть, не оскверняют, а вход в преторию оскверняет. «Пилат вышел к ним, и сказал: в чем вы обвиняете человека сего? Они сказали ему в ответ: если бы он не был злодей; мы не предали бы Его тебе». (Ин. 18, 29) . Это называется уход от прямого ответа. Но наместник тоже знал, как отвечать лицемерам: «...возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» (Ин. 18, 31) . После этого «...начали обвинять Его говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш, и запрещает давать подать Кесарю, называя Себя Христом Царем.» (Лк. 23, 2). «Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке» (Лк. 23, 4) . После несогласия с этим выводом представителей Синедриона, римский наместник посылает Иисуса к Ироду. Ни представитель императорской власти, ни беззаконный царь, причем оба не отличались гуманностью (Ирод Антипа всего пол года назад казнил Иоанна Крестителя) не нашли в Иисусе ничего достойного смерти. Вынесенному Синедрионом смертному приговору угрожала отмена.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/16/ka...

Лк.19:12 . «Некоторый человек высокого рода»: или царского рода, который имел право на царство, но для утверждения в царском достоинстве должен был отправиться в дальнюю страну и там от высшей его власти принять утверждение в этом царском достоинстве. Образ взят, может быть, от положения царской власти в Иудее в первые времена жизни Спасителя. Иудея лет за 60 до Р. Хр. покорена была Римлянами, но первоначально были управляема царями иудейскими, которые для утверждения в царском достоинстве должны были отправиться в Рим и там от римского императора получать утверждение в этом достоинстве. Так делал Архелай, сын Ирода великого, так поступал и другой сын его Ирод Антипа, тетрарх Галилейский. Эти факты были еще в живой памяти у современников, – слушателей Господа, и помогали им понимать внешний смысл Его притчи. – Под образом человека высокого рода разумеется здесь очевидно сам Господь Иисус Христос, который еще должен много пострадать, прежде чем восприемлет царскую власть и достоинство (впрочем, припомним, что частные черты в притчах не все подлежат объяснению). «Как людьми высокого рода называем происходящих от царской крови: так истинно высокого рода тот, кто имеет бытие из сущности Отчей» (Вас. В. 2, 375). Лк.19:13 . «Десять рабов – десять мин»: определенное вместо неопределенного. Рабы – это ученики и последователи Христовы; мины – это разнообразные дарования Божии последователям Христовым, а равно и внешние блага, которые должно приумножать добрым их употреблением на пользу себе и другим, во славу Божию (ср. прим. к Мф.25:14 . Также – 1Кор.12:7 . Еф.4:7 ). Мина еврейская равнялась 100 сиклям, сикль – около 1 р. 50 к. сер. наших. Лк.19:14 . «Граждане воз ненавидели его» и пр.:– черта, опять напоминающая недавний случай с Архелаем, сыном Ирода. После того как Архелай ушел в Рим искать утверждения на царстве, иудеи, которые не любили его и боялись, послали посольство из 50 человек в Рим просить, чтобы он не был утвержден на царстве, но напрасно. – В отношении к Христу этими чертами предсказывается отвержение Его народом иудейским как своего Мессии, но напрасно: Он остался их и всего мира Царем и Судией, который потребует отчета от рабов своих и накажет не хотевших признать над собой царской власти Его. «Кто эти послы, как не виновники смерти Спасителя, думавшие, что крестом пресекут царствование Его над миром? Впрочем лукавство препятствующих хотя их осудило, однако же не наложило преграды домостроительству» (Вас. В. 2, 376).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

По случаю праздника в Иерусалим приехал правитель Галилеи Ирод Антипа, а также из Кесарии Сирийской, где находилась резиденция наместника императора, прибыл прокуратор Понтий Пилат с отрядом воинов, чтобы обеспечить порядок в столице. Господь с учениками также собирается идти в Иерусалим, но некоторые приготовления ко Входу указывали на особый характер последнего посещения вечного города. Напомним, что накануне праздника Кущей братья Христовы побуждали Его явить Себя миру и открыто заявить о Своем Мессианстве в духовном центре страны, но Господь отказался, сказав тогда: «Мое время еще не настало… Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось» ( Ин. 7: 6, 8 ), после чего все-таки пришел на праздник, как бы тайно ( Ин. 7: 10 ), не так, как требовали братья. Важна указанная в ответе связь: явление Мессии будет связано с Его смертью; торжественный Вход в Иерусалим будет началом Страстей. Господь торжественно явил Себя Иерусалиму как Царь, готовый выполнить Свою миссию, потому что Его время, о котором Он говорил братьям, настало. На важность этого дня и для Него и для Израиля указывает Сам Христос: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк. 19: 42–44 ). Ближайшим наказанием всего народа за отвержение Мессии станет разрушение священного города и иерусалимского храма во время подавления римлянами иудейского восстания. В селении Виффагия под Иерусалимом Христос попросил учеников найти Ему осла, и они привели ослицу с осленком. Господь сел верхом на осла и направился в Иерусалим. У пророка Захарии именно так описан Вход Господень в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле…» ( Зах. 9: 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Видимо, тут имели место две причины. Во-первых, таким образом Пилат уязвил иудейскую элиту, как сейчас бы сказали, «потроллил». Они же просили его написать иначе: «он называл себя царем иудейским», но Пилат отказался менять надпись, как бы намекая им тем самым: вот ваш царь! Вы хотели осудить Его как Царя — ну так пожалуйста, получите. Прекрасно зная об их сепаратистских настроениях, Пилат лишний раз дает им понять, что царя у них нет и не будет. А во-вторых, такой надписью Пилат застраховал себя от ненужных толков. Ведь смысл такой таблички — официальное извещение, по какой причине римская власть осудила данного человека. А поскольку Иисус в то время уже был достаточно известен, и в Иерусалим на праздник Пасхи пришло много людей, знавших о чудесах Иисуса, слышавших Его проповеди, то Пилату нужно было им показать: Иисус осужден не за чудеса и не за проповеди, а по чисто политической причине: за то, что Он стремился стать царем иудейским. Почему Пилат согласился с обвинением против Иисуса? Он как раз не согласился с обвинением. Судя по тексту Евангелия, Пилат, произведя собственное следствие, быстро понял, что обвиняемый — вовсе не политический заговорщик, что Он совершенно непохож на зилотов, мечтавших силовым путем свергнуть римскую власть. Однако Пилат столкнулся с шантажом иудейской верхушки и не выдержал давления. Ему угрожали доносом в Рим. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Ин 19:12). Как опытный чиновник, Пилат понимал, что это опасно, что как минимум можно лишиться должности. И испугался. При этом он сделал попытку спихнуть с себя ответственность: зацепившись за то обстоятельство, что Иисус считался жителем Галилеи, он отправил Его на суд Ирода Антипы, который был тогда правителем Галилеи и Пиреи. Тут снова нужно дать небольшую справку: то, что тогда называлось Иудеей, включало в себя три области: собственно Иудею, Самарию и Идумею. Все они находились под прямым управлением римской администрации. А вот севернее были области Галилея и Пирея, которыми правил царь Ирод Антипа. Это был марионеточный режим, целиком подвластный Риму, но чисто формально и Пилат, и Ирод Антипа в римской «табели о рангах» занимали одинаковое место. Отсылая Иисуса на суд Ирода Антипы, Пилат поступил расчетливо. С одной стороны, избавлялся от необходимости принимать решение, а с другой — продемонстрировал Ироду Антипе, с которым до того был в натянутых отношениях, жест доброй воли. И надо сказать, Ирод Антипа этот жест оценил и ответил симметрично: не найдя никакой вины на Иисусе, отправил того обратно Пилату. Так что круг замкнулся. Евангелие от Луки (23:12) говорит, что с тех пор Ирод с Пилатом стали друзьями. А почему вообще Пилат пытался спасти Иисуса от смертной казни? Не все ли ему равно, иудеем больше, иудеем меньше? Он был такой гуманист?

http://foma.ru/tri-dnya-pered-pashoy.htm...

Император Октавиан Август. Скульптура. I в. К тому времени, когда Иисус начинал Свое служение, Иерусалимский храм представлял собой гигантский комплекс зданий, восхищавших современников своей красотой и великолепием: «Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи», – писал Иосиф Флавий. После смерти Ирода в 4 году до Р. X. император Октавиан Август разделил власть между сыновьями Ирода: Архелай получил в управление Иудею, Идумею и Самарию; Ирод Антипа – Галилею и Перею; Филипп – ряд других областей; часть земель отошла к сестре Ирода Саломее. В 6 году по Р. X. Архелай был отправлен в ссылку, и в Иудее было введено прямое правление императора через римских префектов, из которых пятым по счету был Понтий Пилат. Ирод Антипа при этом сохранил свою территорию, которой управлял до 39 года. Именно этот Ирод упоминается в евангельских повествованиях о смерти Иоанна Крестителя ( Мф. 14:1–12 ; Мк. 6:14–29 ; Лк. 3:19–20 ) и о допросе Иисуса в Иерусалиме ( Лк. 23:6–12,15 ). Основные события евангельской истории происходят в то время, когда Палестина была разделена между несколькими правителями. Действие разворачивается в Галилее, Самарии и Иудее, упоминается также о посещении Иисусом Сирии Палестинской (стран Кесарии Филипповой) и Десятиградия, находившегося на другой стороне Иордана. Таким образом, деятельность Иисуса охватывает практически все области бывших царств Израильского и Иудейского, всю обетованную землю, полностью входившую тогда в состав Римской империи. Палестина во времена Иисуса Христа Одной из характерных особенностей еврейского народа было и остается присущее ему острое чувство истории и своего места в ней. В наше время многие люди спокойно живут, на зная историю своего народа или зная ее в самых общих чертах, в рамках однажды пройденной и благополучно забытой школьной программы. За редкими исключениями, события истории, «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», не воспринимаются как-то, что должно влиять на жизнь человека, на его настоящее и будущее. Люди, как правило, помнят события недавнего прошлого, произошедшие в пределах жизни двух или трех поколений; что же касается событий, отстоящих по времени более далеко, то они постепенно стираются из народной памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тогда получается все-таки, что смерть Предтечи – недоразумение, несчастный случай, следствие придворной интрижки?.. Если смотреть формально, то да. Только стоит ли так смотреть на происходящее в жизни, будь то с нами или с кем-то другим, тем более когда речь идет о личностях исключительных по своей значимости, в особенности – о святых? Между всем предшествовавшим служением, стяжавшим Иоанну Предтече славу пророка и закономерно приведшим к его заключению в темницу (что, впрочем, поначалу обернулось влиянием Пророка на государственную политику, благодаря тому, что Ирод Антипа многое делал по его совету), и внезапной развязкой, которую, казалось бы, ничто не предвещало – никакого диссонанса нет. Это лишь на первый и более чем поверхностный взгляд может показаться, что пророческое служение Предтечи и роковое стечение обстоятельств, приведшее к его смерти, принадлежат к разным сферам бытия: то – к духовной, а это – к бытовой. На самом же деле бытовая по своим обстоятельствам развязка – это закономерное следствие вторжения духовного в сферу мирского: мир мстит за нарушение своего «суверенитета». Провозвестник воли Божией заявляет, что предназначение мира не в прогрессивном самовоспроизводстве и не в совершенствовании способов услаждения земными благами, но в преображении соответственно замыслу Божию о Своем творении; напоминает, что самодостаточность человека, его автономия от Бога – не более чем богоборческая выдумка, с которой началось грехопадение прародителей и которая тысячелетиями продолжает на разные лады (и под прикрытием религиозности, и открыто) воспроизводиться миром; свидетельствует, что достоинство человека определяется не властью, не успешностью, не славой, не богатством, не интеллектом, не талантливостью, не эрудицией, не какими-то еще миром выдуманными критериями, а соответствием всё тому же замыслу своего Творца, степенью осуществления в себе, в своей жизни призвания к богоуподоблению (учение о котором в полноте было раскрыто лишь в новозаветную эпоху). Пророк каждому из нас лично напоминает очень неудобную истину: жизнь твоя имеет смысл лишь тогда, когда она устремлена к Богу – твоему Творцу и Промыслителю, Отцу Небесному, а все радости твоей жизни, если они не согласуются с Его заповедями – лишь приманки в погибель. Однако нам так хочется пожить «для себя», мы ведь стольким пожертвовали ради того, что уже достигли, и того, что надеемся иметь в будущем… Ну как тут не убить?!! Ведь он посягает на мой внутренний комфорт, подвергая сомнению смысл моей жизни!

http://pravmir.ru/na-chto-posyagnul-ioan...

— А, так Он — галилеянин? — обрадовался Пилат. У прокуратора появилась возможность снять с себя ответственность. По случаю праздника Пасхи правитель Галилеи, одной из северных областей Иудеи, находился сейчас здесь, в Иерусалиме. «Вот пусть галилейский владыка и определит, что делать со своим подданным!» — решил римский чиновник, и отправил Иисуса к Ироду Антипе. У Ирода Антипы Лучи утреннего солнца уже начинали согревать городские улицы, когда Христа привели во дворец галилейского правителя. Ирод Антипа был сыном Ирода Великого, того самого, который хотел убить родившегося Христа и погубил младенцев в Вифлееме. Человек изнеженный, избалованный, он так же не жалел людей, как и его отец. Это Антипа приказал казнить великого пророка Иоанна Крестителя. Ирод Антипа об Иисусе Христе слышал много и давно желал увидеть Его. Правда, немного побаивался — всё-таки Христос смог оживить умершего человека, значит, обладал какой-то особой силой... Но сейчас связанный пленник опасности для него не представлял. Ирод Антипа в тот час только проснулся и выбежал ко Христу, едва накинув на плечи богатый халат. Он был очень рад предстоящему развлечению для себя и своих гостей. Сейчас этот, как он считал, фокусник и чародей сотворит перед всеми какое-нибудь забавное чудо — то-то будет весело! Правда, внешний вид Иисуса из Назарета — избитого, оборванного, в синяках — его немного разочаровал. — Это Ты вернул зрение слепому и воскресил мёртвого? — спрашивал правитель у Иисуса. — Откуда Ты берёшь свою силу?.. О Тебе гласили древние пророчества?.. Говорят, Ты — царь. А как же я?.. Отвечай же! Но Иисус молчал. Только иудейские начальники продолжали нашептывать Ироду разную клевету на Иисуса. Но галилейскому владыке это было не интересно. — Ладно... Тогда сотвори для нас какое-нибудь чудо! — обратился он к Иисусу. Тот продолжал стоять молча, не поднимая головы. Ирод обошел Его кругом и... засмеялся. Его смех подхватили окружающие. Скоро все во дворце заходились хохотом, указывая на Христа пальцами.

http://foma.ru/sud-nad-iisusom-hronika-s...

А. Испрошение Иродиадой головы св. Иоанна Предтечи у царя Ирода. Рельеф люнета в капелле св. Эбенхарда в аббатстве Всех святых. 2-я пол. XII в. (Музей аббатства в Шафхаузене, Швейцария) Испрошение Иродиадой головы св. Иоанна Предтечи у царя Ирода. Рельеф люнета в капелле св. Эбенхарда в аббатстве Всех святых. 2-я пол. XII в. (Музей аббатства в Шафхаузене, Швейцария) Др. тема рассказа Иосифа - отношение тетрарха к иудейской религ. традиции. В ряде случаев И. А. изображается, как и его отец, нарушителем иудейского закона. Проблемы возникли уже при основании Тивериады (Ibid. 2. 3 (36-38)). В качестве новых жителей (иногда насильственно) в городе поселялись «всевозможные пришельцы», бывшие рабы (Ibid. 3 бедняки, собранные отовсюду (Ibid. 3 но было и «несколько высокопоставленных лиц» (Ibidem). Всем И. А. предоставил «права свободнорожденных граждан» и, выступив благодетелем (Ibid. 3 раздал земельные участки (видимо, из принадлежащей ему земли (κ τς π " ατ γς - Ibid. 3 построил жилища. Все это имело единственную цель - «привязать их к городу» (Ibidem), несмотря на то что «поселение здесь людей было… противно иудейским законам», т. к. при строительстве было снесено старое кладбище (Ibid. 3 что делало жителей города нечистыми (Числ 19. 11, 16). Второй случай нарушения иудейского закона И. А.- брак с Иродиадой, женой его сводного брата Ирода и сестрой Агриппы I ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 1). Ок. 29 г. по Р. Х. И. А. по пути в Рим посетил брата, жившего, по-видимому, в одном из прибрежных городов Палестины. Там он влюбился в его жену Иродиаду, к-рая согласилась выйти замуж за И. А., если он по возвращении из Рима разведется со своей женой, дочерью набатейского царя Ареты (Ibidem). Новый брак, однако, не только имел политические последствия - войну с Аретой, но и рассматривался многими с т. зр. иудейской традиции как незаконный, т. к. Иродиада приходилась И. А. племянницей (дочь Аристовула и сестра Агриппы I) и, чтобы выйти замуж за И. А., должна была прежде развестись с мужем (братом И. А.). Об этом упоминается в рассказе Иосифа о казни И. А. Иоанна Предтечи (Ibid. 5. 2). Узнав, что к проповеднику приходили многие люди, ибо его учение «возвышало их души», И. А. испугался, что влияние Иоанна приведет к народному бунту, и решил казнить проповедника. Это произошло в крепости Махерон, куда Иоанна Предтечу доставили по приказу тетрарха. По убеждению иудеев, гибель войска И. А. в сражении с набатеями стала наказанием за эту казнь (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/Ирод Антипа.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010