Е.В. Герцман Беседа III. Четыре евангельских эпизода Они произошли в четырехлетие, длившееся от третьего года 201-й олимпиады до второго года 202-й олимпиады, то есть с 780 по 783 год от основания Рима. По мнению древних историков, в течение этого времени не случилось никаких особо значительных событий. Становясь с возрастом все более мрачным и нелюдимым, римский император Тиберий в первый год указанного четырехлетия покинул столицу и удалился на свою роскошную виллу на острове Капри, где на протяжении последних десяти лет жизни предавался разнузданному разврату. Для древнего мира в этом действительно не было ничего удивительного. А разве могло тогда кого-нибудь взволновать, что годом раньше наместником Иудеи был назначен мало кому известный Понтий Пилат? Во втором году того же четырехлетия был казнен патриций Титий Сабин по обвинению в «оскорблении величия», то есть в оскорблении особы императора. И никто толком не знал тогда: было ли такое обвинение справедливо или это был обычный навет, при помощи которого Тиберий избавился от неугодного патриция? В следующем году в возрасте восьмидесяти шести лет умерла мать Тиберия Ливия. Тогда же была сослана на Пандатерию – остров Тирренского моря – сильная и непреклонная Агриппина Старшая вместе со своим сыном (к ним неприязненно относился император), а в крепости Махеронт был обезглавлен некий Иоанн, впоследствии получивший прозвище «Крестителя». Все это также были обычные для римского мира события: кто-то умирал, кого-то казнили. В последний год того четырехлетия произошло самоубийство сына Агриппины (правда, некоторые говорили, что его уморили голодом по приказу Тиберия), Веллей Патеркул завершил свой краткий исторический труд и, наконец, в Иудее казнили какого-то Иисуса, прозванного Христом. Многие верили, что такие события не в состоянии ничего изменить в размеренной жизни людей, а тем более в Галилее, где уже тридцать четвертый год распоряжался «союзник и друг римского народа» Ирод Антипа. Въезд в Иерусалим В последний год указанного четырехлетия, за несколько дней до Пасхи, Он на осле въезжал в Иерусалим. Множество народа высыпало из своих домов навстречу Ему. Некоторые расстилали свои одежды на дороге, по которой Он ехал, а другие срезали ветви с деревьев и также устилали ими путь Спасителя. Те, кто так делал, верили, что пришел Мессия, призванный спасти народ Израиля. Многие люди бежали впереди Него и призывали остальных присоединиться к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е.В. Герцман Беседа II. Задолго до евангелистов Шел четвертый год 195-й олимпиады или 757 год от основания Рима. Императору Августу исполнилось шестьдесят шесть лет. Судьба отпустила ему еще целых десять лет жизни. Следующему императору Тиберию в тот год минуло сорок шесть лет. Тогда же он был усыновлен Августом, облечен властью трибуна еще на десять лет и стал именоваться Тиберий Юлий Цезарь. В том же году своим дедом Августом был усыновлен Агриппа Постум – буйный младший сын сподвижника императора Марка Випсания Агриппы и его единственной дочери Юлии Старшей. Тогда же по приказу Августа Тиберий усыновляет своего племянника Германика – старшего сына талантливого полководца Друза Старшего и младшей дочери Марка Антония Антонии Младшей. С тех пор Германик стал именоваться Германик Юлий Цезарь. В Галилее уже восьмой год властвует Ирод Антипа, которому суждено оставаться там у власти еще тридцать пять долгих лет. В том же году Архелай, ставший царем Каппадокии благодаря Антонию, а затем перешедший на сторону Октавиана после битвы при Акции, подавляет восстание в Иерусалиме. Тогда же происходит восстание против Рима Иуды Галилеянина и фарисея Саддока. О первом из них впоследствии будет написано: «...явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались» ( Деян.5:37 ). В том же году римский полководец Вар казнит две тысячи повстанцев. Но самому Вару остается жить всего пять лет, и он покончит жизнь самоубийством. У древних стен Ранним утром одного из весенних дней этого года по дороге в Иерусалим ехала небольшая повозка, запряженная двумя лошадьми. Солнце еще не поднялось из-за горизонта, но было уже светло. Лошадей погонял сидящий на повозке мужчина средних лет. Он безучастно смотрел на дорогу. Нетрудно было догадаться, что он ехал если не всю ночь, то, во всяком случае, уже много часов подряд. Однако, несмотря на это, он уверенно держал поводья в руках. Так их держат люди, привыкшие всю жизнь работать руками, – люди, которым по плечу любое дело. Такие люди с одинаковой легкостью и уверенностью могут обращаться и с топором, и с молотком, и с поводьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лк.19:2–4 . «Закхей»: имя чисто еврейское ( 1Ездр.2:9 . Неем.7:14 ) указывает на еврейское происхождение этого мытаря. – «Начальник мытарей»: заведовавший мытарями известного округа. Иерихон в то время славился производством и значительной торговлей бальзамом, а потому должность сборщика податей здесь была важна, и этому сборщику были подчинены другие сборщики в менее значительных местностях Иерихонского округа. Как слуги ненавистного евреям римского правительства, и притеснявшие иногда народ откупщики, они ненавистны были иудеям и считались наравне с отъявленными грешниками (ср. прим. к Мф.5:46 ); еще более таковым почитался вероятно начальник этих сборщиков (ср. ст. Лк.19:7 ). – «Человек богатый»: так как эта должность доставляла удобные способы наживаться, особенно более крупным из этих откупщиков. Не без цели, может быть, евангелист указывает, что этот человек был богатый: так мало богатых следовало за бедным Учителем Галилейским! Вероятно, богатство не удовлетворяло раскрывшихся духовных потребностей этого человека и он искал чего-то другого и – нашел Христа: богатство не поглотило вполне его душу и – он нашел сокровище высшее.– «Искал видеть Иисуса»: слухи о Чудотворце без сомнения доходили до Закхея, и он пожелал по крайней мере видеть Его. И Ирод Антипа царь прежде желал видеть Господа ( Лк.9:7–9 ), но Господь не удостоил его этого, к Закхею же пришел в дом, что указывает на различные нравственные расположения, с какими и тот и другой желали видеть Господа. Это желание Закхея было очень сильно и живо, потому что он не только оставил свой дом и пришел туда, где проходил Христос, но когда, по причине окружающей Его толпы народной и своего малого роста, не мог видеть Того, Кого желал видеть, он, богатый человек, влез на дерево, только чтобы достигнуть своей цели – видеть Иисуса. – «Не мог за народом»: Господь постоянно окружен был народом, особенно же теперь, когда к празднику Пасхи богомольцы толпами шли в Иерусалим. – «Влез на смоковницу»: собственно – сикомору, египетскую смоковницу (ficus aegiptia «arbor moro similis folio, magnitudine, aspectu» Plin.), несколько отличную от обыкновенной палестинской смоковницы и по виду дерева, и по вкусу плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Сортировать по Исключить новости Тайны Страстной седмицы. Страсти Иисуса Христа Христа снова переодевают в Его одежды и ведут на казнь. Он несет свой крест — предмет очень тяжелый. Тащить свой крест — это пытка перед казнью, и она считалась обязательной, но по-видимому Он действительно не может этого делать, Он падает. 3 мая, 2013 Христа снова переодевают в Его одежды и ведут на казнь. Он несет свой крест — предмет очень тяжелый. Тащить свой крест — это пытка перед казнью, и она считалась обязательной, но по-видимому Он действительно не может этого делать, Он падает. Каждый год на  Страстной  мы слышим отрывки из Евангелия о последних днях земной жизни Христа. Текст давно знаком и оттого кажется понятным. Но часто только кажется. Зачем Господь проклинает смоковницу? Чем прогневали Его торговцы в храме? Кто был «любимый ученик» Иисуса? Библеист Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА ведет нас по главам Нового Завета, открывая новые смыслы старого текста и объясняя некоторые места, о трудности которых мы даже не подозревали. Анна, Каиафа, Пилат Христа ведут к Каифе, к Анне и потом к Пилату. Почему такая последовательность? Для начала его должен осудить еврейский суд, так как некая видимость самостоятельности у Израиля все-таки была. У Луки  упоминается тетрарх Ирод Антипа, который правил Галилеей. К нему и отправляет Пилат Христа, чтобы спихнуть с себя ответственность на Ирода, а тот в свою очередь спихивает ее обратно на Пилата. Как сказано в Евангелии и с этим полностью согласуются данные еврейской письменности (Талмуда и Мидрашей) — смертной казни евреи предавать никого не могли.  «Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» (Ин.18:31) — эта фраза была брошена Пилатом просто как отговорка, мол, идите отсюда. Он прекрасно понимал, что они не могут никого предавать смертной казни. Однако здесь ситуация совершенно особая, так как Христос прямо сказал, что Он Мессия, и это слышали несколько человек. Несколько раз во время ареста и позже у первосвященника Христос произносит фразу «это Я».

http://pravmir.ru/tajny-strastnoj-sedmic...

«В то время»: см. прим. к Мф.3:1 .– «Ирод»: так называемый Ирод Антипа, сын Ирода, прозванного великим, при котором родился Христос ( Мф.2 ) и который умер вскоре по Р. Хр. Этот Ирод Антипа, по смерти отца своего и по его завещанию, утвержденному в Риме, владел Галилеею и Переею (см. прим. к Мф.2:15 ), с титулом тетрарха, или четверовластника. Титул тетрарха означал первоначально собственно правителя четвертой части округа, занимаемого Палестиной или иудейскою нацией; в более обширном смысле он прилагался вообще к правителю какой-либо части страны. Антипа был правитель слабый, сластолюбивый и беспечный. – «Услышав молву об Иисусе»: в своей резиденции Тивериаде, лежавшей в тех пределах, где Христос творил так много чудес и где слава о Нем давно уже распространилась, Ирод доселе ничего не слыхал о великом учителе и чудотворце. Это представляется довольно странным, и в объяснение сего предполагали некоторые, что он в то время или путешествовал в Рим, или был в походе против арабского царя Ареты; но ни того, ни другого нельзя подтвердить историей. Вероятнее объяснение Златоуста: «Евангелист не без намерения означает время, но дабы ты увидел суетность и небрежность государя, который о делах Христовых узнает не вначале, но по прошествии немалого времени. Ибо люди, облеченные властью и величием, мало уважая такие вещи, поздно узнают о них» (ср. Феофил.). – «Служащим при нем»: «придворным» (Злат., ср. 1Цар.16:17 ; 1Мак.8:6,8 ). – «Он воскрес из мертвых»: есть основания предполагать (ср. Мк.8:15 с Мф.16:6 ), что Ирод Антипа принадлежал к секте саддукейской, которая не верила в воскресение мертвых, и слова его, что Иоанн воскрес из мертвых, не противоречат этому мнению, а только более объясняют характер Антипы. «Ирод боится умершего Иоанна, даже от страха любомудрствует о воскресении... Мне кажется, что сказанное Иродом внушено и честолюбием и страхом, ибо душа, не управляемая разумом, часто вмещает в себе смесь противоположных страстей» (Злат.). Люди с слабым характером и слабыми убеждениями, под влиянием страха, смущаемые нечистою совестью, часто признают возможным то, что в теории отвергают как невозможное, как нелепость. Ирод боялся Иоанна, потому что умертвил его против своей совести, считая сам его за святого и за пророка ( Мк.6:20 ). Смущенная совесть его и представила, что эта невинная жертва его безумия восстала из гроба, чтобы наказать его. Может быть, к таковым мыслям располагала его и молва народная, видевшая во Христе пришедшего Илию или кого-либо из древних пророков ( Лк.9:7 и дал.). – «И потому» – что он не обыкновенный человек, но восставший из мертвых, «чудеса делаются им» ( δυ’ναμεις – силы: ср. Мф.13:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Рубрики Усекновение главы Иоанна Предтечи: почему день циничного убийства отмечают как праздник? 4 мин., 11.09.2023 Поделиться 11 сентября у православных христиан строгий пост. Даже в воскресенье. Это странный на первый взгляд праздник — день, нет, даже не казни, а циничного убийства человека, которого сами его убийцы признавали святым, пророком, передающим людям волю Бога, в которого они верили. И не из мести или из принципа, а так, в пьяном кураже, из злобного каприза. Убийца поневоле? Иоанн Креститель самый чтимый в христианском мире святой после Девы Марии. В истории его мученической кончины, рассказанной евангелистами Матфеем (Мф 14: 1–12) и Марком (Мк 6: 14–29), веками черпало вдохновение все европейское искусство. Сын священника Захарии и праведной Елизаветы из Хеврона, по материнской линии родственник Иисуса Христа, он, много лет живя отшельником в пустыне, готовился к исполнению своего призвания, а потом, повинуясь ему, пошел проповедью готовить народ к принятию Христа и завершил свое пророческое служение крещением Спасителя. А потом правитель Галилеи Ирод Антипа посадил пророка в тюрьму за то, что тот обличил его, царя, в блуде. Кто вообще такой был этот Ирод Антипа? После смерти Ирода Великого (того самого, при котором родился Иисус и произошло «избиение младенцев») римляне разделили территорию Палестины на четыре части, и Ирод Антипа получил в управление от императора Августа Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Но Ирод бросил ее и открыто жил с Иродиадой — женой своего родного брата Филиппа. Читайте также: Иоанн Креститель: почему он был так известен во времена Христа и что значит «Предтеча» Впрочем, всерьез причинять зло Иоанну Ирод вовсе не хотел: боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался, боялся народа, который любил святого. И все-таки он отдал приказ обезглавить Иоанна — просто неудобно стало перед гостями, на глазах у которых он поклялся исполнить любое желание понравившейся ему танцовщицы, а та пожелала голову Крестителя на блюде. Жертвы добродетели

http://foma.ru/useknovenie-glavy-ioanna-...

Глава 14 1–2. Тревоги Ирода Антипы. – 3–12. Казнь Иоанна Крестителя. – 13–21. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. – 22–33. Утишение бури на озере. – 34–36. Возвращение в землю Геннисаретскую. Мф.14:1 .  В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе (Ср. Мк.6:14 ; Лк.9:7 ). В этом и следующем стихах евангелист помещает то, что должен был бы поместить после 12-го стиха, если бы рассказывал в порядке времени, потому что слова 2-го стиха Ирод мог произнести уже после того, как Иоанн был казнен. «Молва об Иисусе» и замечание Ирода служат для евангелиста поводом припомнить об обстоятельствах казни Крестителя, о которых еще не было рассказано в Евангелии. Оба другие евангелиста рассказывают о тревогах Ирода гораздо позже, чем Матфей. При этом последовательность рассказа у Марка одинакова с Матфеем, но у Луки совсем нет рассказа о казни Крестителя. Евангелист Лука ограничивается только замечаниями по поводу его смерти, сходными с замечаниями Матфея, но с тем различием, что (как и Марк) влагает слова о воскресении Иоанна из мертвых в уста не самого Ирода, а окружающих его лиц, Ирод же только повторяет мнения о Крестителе, высказанные ими. В существенном же сообщения синоптиков об этом предмете сходны. «В то время» здесь, как и во многих других местах, неопределенное обозначение времени. Марк и Лука относят события ко времени после посольства апостолов ( Мф.10:5 ), вследствие которого молва о Христе сильно распространилась. «В то время услышал Ирод (дословно) слух ( τν κον) об Иисусе». Это был Ирод Антипа, родной брат Архелая и сын Ирода I, избившего вифлеемских младенцев, родившийся от Малфаки самарянки. Часть царства Ирода, назначенная Антипе во втором завещании его отца (в первом он был назначен царем), была Галилея и Перея, где он был утвержден Августом в достоинстве тетрарха. Он был женат на дочери арабского царя Арефы, которую отверг из-за Иродиады. Имя Ирод было первоначально чисто личным, но потом перешло к двум сыновьям Ирода, Ироду Боэту и Ироду Антипе, а потом к царю Агриппе I и другим младшим членам Иродова дома. Слово «тетрарх» по-гречески следует читать τεραρχης, а не τετρρχης, т.е. без элизии первого a (см. Бласс, Gram., § 28, 8). Вместо этого точного титула ( Лк.3:1, 19 , Лк.9:7 ; Деян.13:1 ; Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 8, 1; XXIII, 2, 3) Антипе дается в народной речи, как и другим правящим Иродам, еще неточный титул «царя» ( Мф.14:9 ; Мк.6:14, 22 ). Подобная же неточность встречается и у иудейского историка Иосифа Флавия («Иудейские древности», XVIII, 4, 3; «Жизнь», 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной "/> Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня от руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. ( Деян.12:11 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Преславное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа не могло не отразиться на дальнейшей жизни и мировоззрении ближайших учеников Его, которые открыто и дерзновенно подняли знамя бла-говестия, дабы возвестить всему миру Божию истину о вечной жизни и Царствии Небесном. То величайшее чудо и благословенное событие, которое совершилось на их глазах, в огромной степени укрепило веру святых апостолов и позволило им все жизненные невзгоды встречать со стойкостью и терпением. В сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали об аресте апостола Петра и чудесном его избавлении от уз (см. Деян.12:1-11 ). Церкви Христовой в это время было нелегко, надвигалась новая волна преследований. Инициатором жестоких гонений выступал сам царь Ирод Агриппа I, который поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Нужно заметить, что вообще дом Иродов вошел в историю, запятнанным множеством злодеяний и убийств. Ирод Агриппа был внуком Ирода Великого, который искал убить родившегося Господа нашего Иисуса Христа, но, не найдя Его, истребил всех Вифлеемских младенцев. А дядя царя Ирода Агриппы — Ирод Антипа Галилейский — после известных событий приказал отсечь голову Иоанну Крестителю. Известно, что до вступления на престол Ирод Агриппа воспитывался в Риме. Когда римским императором стал Калигула, Ирод получил от него тетрархию (то есть четвертую часть страны) своего дяди Ирода Филиппа, первого мужа Саломеи, виновной в смерти Иоанна Крестителя, и тетрархию Лисания, а также титул царя. Вскоре ему досталась и тетрархия другого дяди — Ирода Антипы. Наконец, Клавдий, преемник Калигулы на императорском престоле, присоединил к его владениям и Иудею с Самарией. Однако процарствовал Ирод Агриппа не более четырех лет, умер в 44 году по Рождестве Христовом. После его смерти Иудея снова стала римской провинцией.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

И. Крылов Глава III Рождению Господа нашего Иисуса Христа в земный мир предшествовало рождение Предтечи Его Иоанна; так и вольной смерти Господа долженствовала предшествовать смерть Иоаннова, дабы как на земле Иоанн проповедывал людям пришествие Христово, так и заключённым во аде душам Святых Праотцев принёс радостную весть о скором сошествии во ад Искупителя рода человеческого. Христос пострадал и умер за грехи всего человечества. Предтеча Его страдальчески умер от беззакония Царя Ирода. Вот как это было: Царь Ирод, называемый Антипа, был женат на дочери Аравийского Царя Арефы. Прожив с нею уже не малое время, прельстился он красотою своей невестки Иродиады, жены брата Филиппа, и воспылал к ней беззаконною страстию, по желанию самой Иродиады, прогнал законную жену свою и вступил в непозволенный союз с женою брата, который, как говорят, был жив. Но ежели бы Иродиада, и не имела уже мужа, то закон Иудейский не позволял бы жениться на ней Ироду, потому что у Иродиады было от Филиппа дочь. А Иудейский закон повелевал брать за себя после брата жену только тогда, когда брат не оставил детей. И так Ирод против всех законов взял себе в жёны Иродиаду, жену живого брата своего, как хищник, прелюбодей и кровосмеситель. Такого беззакония не стерпел ревнитель закона Божия, изобличитель грехов человеческих, проповедник покаяния Иоанн Креститель. Он в лице и при всех обличал Ирода в прелюбодеянии и похищении жены брата своего, и говорил ему прямо: «не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Ирод, не снеся обличения повелел взять Иоанна и посадить в темницу. Более же Ирода злобилась на Иоанна Иродиада, и хотела немедленно убить его, но не могла. Сам Ирод воспрещал то исполнить, и берёг заключённого от жены, желавшей смерти Иоанновой. Ирод почитал Иоанна, как мужа праведного и Святого; он прежде с наслаждением слушал его, и по словам Иоанновым поступал во многом, как надобно доброму Царю, и теперь боялся выдать его на убиение. Но прельщённый женщиною, боялся уже более народа, нежели Бога, потому что весь народ чтил и любил Иоанна как пророка, и узнав о убиении его, мог взбунтоваться против Ирода. Иоанн и в темнице продолжал обличать Ирода в беззакониях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первая светская власть, с которой пришлось считаться христианству, была власть правителей еврейского народа. По смерти Ирода Великого (за 4 года до Р. X.) его владения были поделены, как сказано выше, между тремя его сыновьями, Филиппом, Иродом Антипой и Архелаем. Филиппу достались главным образом земли по ту сторону Иордана до границы царства набатейского; Антипа получил север – Галилею, Десятиградие и Перею; Архелай центр и юг – Самарию, Иудею и Идумею. Архелай был скоро (6 г. по Р. X.) устранен и заменен римским прокуратором. Филипп сохранил свою тетрархию, как тогда говорили, до самой смерти, до 34 г.; Антипа пережил его, но в конце концов был в свою очередь смещен (39 г.). Владения Филиппа, присоединенные одно время (34–37 гг.) к провинции Сирии, были пожалованы Калигулой (37) внуку Ирода Великого Ироду Агриппе, который в 39 г. наследовал тетрархию Антипы и добился в конце концов, что ему передали и область прокуратора с Иерусалимом и окрестными странами. Царство Ирода Великого было таким образом восстановлено. Все эти государи упоминаются на первых страницах истории христианства, но они в общем имели мало отношения к нарождающейся церкви. Ирод Антипа, казнивший Иоанна Крестителя, играл лишь второстепенную роль в страстях Христа. Незаметно, чтобы он или его брат Филипп беспокоили последователей Евангелия, которые могли находиться во владениях каждого из них. Сам Агриппа стал враждебен к ним только по занятии иерусалимского престола. Там было местопребывание главного врага, еврейского священнического сословия, влияние которого безраздельно господствовало в великом национальном совете или синедрионе, подобном сенатам греческих городов. Эта, до известной степени муниципальная (городская), власть распространялась лишь на провинцию, подчиненную прокуратору. В мелких иудейских государствах и тем более в странах, подчиненных другим правителям, как Дамаск, влияние синедриона могло быть лишь нравственным и религиозным. Но даже в своей собственной области эта власть не была неограничена. Так в Иудее один лишь прокуратор имел jus gladii (право приговаривать к смертной казни), и он не всегда был расположен служить орудием ненависти священников. Оттого-то казни были так малочисленны: кроме самого Иисуса, история упоминает только св. Стефана, Иакова Заведеева и Иакова брата Господня, с которыми поступили решительно. Священники наверстывали зато на менее суровых мерах – бичевании и заключении в тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010