Антипа, которому досталась Галилея и Заиорданье, и Филипп, область которого лежала к востоку от Галилейского озера, правили своими землями намного дольше, хотя и вступали порой в конфликты друг с другом и с римскими назначенцами. Евангелист Лука даже отмечает, что Ирод Антипа и римский наместник Пилат, прежде враждовавшие друг с другом, помирились во время «суда» над Иисусом. Но об этих правителях и об их наследниках, упомянутых в книге Деяний, мы поговорим в следующий раз. Ироды: Антипа, Агриппа I, Агриппа II Именно Ирод Антипа упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 г. н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере Тивериадой в честь римского императора Тиберия (нынешняя Тверия в Израиле). Его «семейная хроника» тоже довольно характерна для правителей того времени. Ирод Антипа взял себе жену своего сводного брата Филиппа – за обличение этого незаконного союза и поплатился головой Иоанн Креститель. Но не принес этот брак счастья и самому Ироду. Когда на римский престол вместо Тиверия взошел сумасбродный император Калигула, Иродиада вынудила Ирода отправиться к императору в поисках новых почестей и званий. Однако собственный племянник Ирода, Агриппа, тут же отправил донос на него, и вместо почестей тому выпала ссылка в далекую Галлию, где он и умер, возможно, насильственной смертью. Иродиада последовала в ссылку вместе с мужем, а титулы и владения Ирода перешли к его племяннику Агриппе, так вовремя пославшему донос. Но все это произойдет уже после евангельской истории. Пока у Ирода Антипы всё было благополучно, по крайней мере, на внешний взгляд. Он наслаждается жизнью (Евангелие упоминает, как широко он праздновал свой день рождения), он не прочь послушать проповеди Иоанна Крестителя, и если бы не интриги жены, может быть, он и не велел бы его казнить. А затем правителю Ироду пришлось решать судьбу еще одного Праведника. Римский наместник Пилат отправил к нему арестованного Иисуса, т. к. Тот был родом из Галилеи и формально был подвластен ему как правителю этой области. Как сообщает евангелист Лука, Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату .

http://pravmir.ru/irody-cari-iudei/

ГОЛАНИТИДА – ФИЛИПП, Матфея 16:13–23 Филипп (4 г. до Р.Х. – 34 г. по Р.Х.) получил земли северо-восточнее Галилейского моря. На одной из территорий Филиппа, в Ватанее (Вифании) за Иорданом ( Иоан. 1:28–42 ), Иисус собрал Своих первых последователей. Филипп перестроил город Паниас у подножия горы Ермон, назвав его Кесарией Филипповой. В этом регионе Иисус рассказал ученикам, что Ему предстоит пострадать и умереть ( Матф. 16:21 ). ГАЛИЛЕЯ и ПЕРЕЯ – АНТИПА, Матфея 14:1–12 ; Луки 13:31–33; 23:1–12 Антипа (4 г. до Р.Х. – 39 г. по Р.Х.) правил, в основном, на еврейских землях Галилеи и Переи. Иоанн Креститель, нёсший служение в этих местах, обвинял Антипу в прелюбодеянии. Антипа бросил свою жену, наватейку, и женился на Иродиаде. Иродиада тоже развелась с мужем, чтобы выйти замуж за Антипу ( Марк. 10:11–12 ). Описание Иосифом Флавием отношений Иоанна Крестителя с Иродом Антипой является интересной параллелью Новому Завету (Война, VII.6.1–2; Древн. XVII.5.2). Флавий отмечает, что Антипа видел в обвинениях Иоанна политическую угрозу, потому что у Иоанна было много последователей. Поэтому он заключил Иоанна Крестителя в крепости Махерус, на другой стороне Мёртвого моря, а затем убил его. Это одна из тайн путей Божьих, когда Он позволил такому правителю как Антипа преследовать и убить Его вестника. Антипа решил, что Иисус был воскресшим Иоанном Крестителем ( Матф. 14:1–2 ). Когда Антипа угрожал Иисусу, Тот назвал его лисицей ( Лук. 13:32 ). Ирод Антипа, наконец, встретился с Иисусом лицом к лицу в день, когда Иисус был распят. Иисус не сказал ему абсолютно ничего ( Лук. 23:8–12 ). Позже, в 39 году, Антипа был лишён власти и сослан в Гаул. Его земли перешли к его племяннику Ироду Агриппе I. ДЕСЯТИГРАДИЕ, ФИНИКИЯ, ИДУМЕЯ и НАВАТЕЯ Десятиградие было основано Помпеем в 62 году до Р.Х. как восточный форпост Римской империи. Земли Десятиградия простирались от юго-восточной оконечности Галилейского моря (города Хиппос и Гадара) до востока Переи (Гераса и Филадельфия) до границ Наватеи на юге. Скифополь (Беф-Сан) был единственным городом Десятиградия западнее Иордана. Иисус редко бывал в этой местности, вероятно, из-за того, что население Десятиградия в основном было языческим. Однако Его пребывание там не осталось безрезультатным (карты 9–5, 9–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Принципиально по содержанию от Мученичества BHG, N 988 отличается Мученичество BHG, N 990 ( Hesych. Hieros. Hom. fest. 1980. Vol. 2. P. 872-900), к-рое также ошибочно приписывалось прп. Исихию Иерусалимскому. По мнению Обино, данное произведение было создано в VII-VIII вв. в Тиане (Ibid. P. 865-867). Согласно этому Мученичеству, Л. С. служил Ироду Великому. Тот послал его в Вифлеем разузнать о рождении Царя, возвещенном волхвами. Когда Л. С. направлялся туда, его объял свет и раздался глас: «Лонгин, возлюбленный Мой, Я сделаю тебя сотником святых мучеников». В Вифлееме Л. С. поклонился Младенцу как Царю вселенной и, возвратившись к Ироду, исповедал Его Сыном Божиим и Спасителем мира. Ирод пообещал отдать Л. С. половину царства, если тот предаст Младенца в его руки, но Л. С. посоветовал ему уверовать во Христа и стать наследником Царствия Небесного. Ирод велел лишить Л. С. воинского звания, бросить в темницу, предать мучениям и отрубить голову. С него сняли плащ и ожерелье сотника и отобрали меч. Однако, когда Л. С. привели из темницы на допрос к Ироду, тот увидел его облаченным в царскую мантию, с золотым ожерельем на шее и при мече. Ирод разгневался на стражников, но те клялись, что ничего не знают о происшедшем. Ирод велел снять с Л. С. мантию, ожерелье и отнять меч, но никто не мог этого сделать. Тогда царь приказал бить Л. С. свинцовыми шарами, а затем заковать его в колодки с шипами. Через 30 дней Ирод призвал Л. С. к судейскому месту, ожидая увидеть его измученным и едва живым, но лицо мученика сверкало, как молния. Ирод велел бичевать Л. С., заковать в цепи и снова бросить в темницу. По молитве Л. С. произошло землетрясение, стены темницы рухнули, и пленники вышли на свободу. Л. С. проповедовал в Иерусалиме, но воины Ирода не смогли его найти, т. к. их глаза застилала тьма. После смерти Ирода Л. С. под именем Примиан продолжил военную службу. Он присутствовал при распятии Спасителя и исповедовал Его Сыном Божиим. Затем сотник отправился на родину - в Сандрал. Ирод Антипа, узнав от наместника Луция, что Л.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Ниоткуда не видно, чтобы он считал это дело не подлежащим его ведению, а напротив, Ирод считает его неподлежащим своему ведению, и отсылает Господа обратно к Пилату, только наругавшись над Ним. Вероятно, Пилат надеялся получить от Ирода более определенные сведения о лице и деле обвиняемого, которые были для него не совсем понятны. Потом, из дальнейшего сказания евангелиста, что с того времени Пилат и Ирод стали друзьями, можно заключить, что в надежде прекратить взаимную неприязнь Пилат послал Господа к Ироду, оказав Ему тем внимательность и вежливость как гостю, прибывшему в его временную резиденцию. Наконец, можно полагать, что он рассчитывал на благоприятное для Господа суждение Ирода о деле Его, и тем надеялся подкрепить себя против настойчивых обвинений начальников народных и таким образом избавить Господа из рук Его обвинителей. Вот почему он после и указывает на согласие Ирода с его мнением о Христе (ст. 15).– «Ироду, который также был в эти дни в Иерусалиме»: как иудей, исповедующий религию иудейскую, он прибыл из своей Галилейской столицы Тивериады в Иерусалим на праздник Пасхи, исполняя повеленное в законе Моисеевом. – «Ирод очень обрадовался»: это тот самый ирод Антипа, который умертвил Иоанна Крестителя и, услышав о делах Христовых, вообразил, что это воскресший из мертвых Креститель.– «Давно желал видеть Его»: причина, по которой Ирод обрадовался, увидев Господа. Евангелист в одном месте упоминал прежде о желании Ирода видеть чудотворца Иисуса ( Лк.9:7–9 ); вероятно, это желание усиливалось по мере того, как более и более распространялась молва о чудесах, совершаемых Им, но Господь уклонялся от него. Обрадовался он и потому еще, что «надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо»: если бы он верил в Христа, как истинного Чудотворца, то Господь без сомнения давно бы уже подкрепил веру его; но этому ли развратному царю, убийце Крестителя, было иметь искреннюю веру в бедного Пророка Галилейского? Он, вероятно, считал Господа каким-либо чародеем, могущим тайными секретными средствами производить необыкновенные действия, и желал видеть нечто подобное, но ошибся в расчетах; таких глупых и безнравственных надежд Христос не удовлетворял.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

От осн. Р. 710. 15 марта Кесарь убит. От оси. Р. 711. Октавий с 22 сент. Консулом, а с 27 нояб. (с Антонием иЛепндом) Триумвиром– всего 56 л. Антигон , сын Аристовула II,c помощью Парфян взял Иерусалим, и овладелъ первосвященством и престо-лом–5 л. Ирод, сын Антипатра, определением Сената объявлен в Риме царем Иудеи–37 л. От осн. Р. 714. (6-й г. Юлиан.эры) Консулы–Кн. Домиций Калвин II и К. Азиний Поллион,–Виргилиева 4-я эклога Поллион. Ирод занял Иерусалим и царствовал 34 г. От осн. Р. 717. Консулы М. Винсан Агрипп и Л. Каниний Галл. От осн. Р. 723. В Риме монархия. Октавий императором Ирод убивает супругу свою Мариамну, дочь Александра и внучку Аристовула II. В 18-й год своего царствования, Ирод приступает к возобновлению и украшению Иерусалимского храма От осн. Р. 727. Сенат подносит Октавию имя Августа. Через 8 лет храм великолепно возобновлен Иродом. Смерть Ирода, которому наследуют сыновья:1) Архелай, этнарх Иудеи,–10 л. 2) Ирод Антипа, тетрарх Галилеи,–42 г. и 3) Филипп, тетрарх Итурен,– 37 л. От осн. Р. 750, и 40-й год Августа, по Иос. Флавию. 239 Так как в наших церковных месяцесловах, по примеру Константинопольской Церкви, полагается от сотворения мира до Рождества Христова 5508 лет; то, чтобы найти, в каком году до Рождества Христова случились показанные здесь события, надобно год от сотворения мира вычесть из 5509. 240 Расстояние от первого обетования ( Быт. 12, 1–7 ), даннаго Богом Аврааму в BI69 г. по гр. т. 4 „доц г7 во кр. до закона Моисеева Апостол Павел определяет 430-ю годами ( Гал. 3, 17 ). Но во время представления Фараону Моисею было 80 лет ( Исх. 7, 7 ), оттого рождение его и полагается г лоˆ> р т « Повидимому, в Исх.12,40 , назначается одному пребыванию Евреев в Египте 430 л4тъ; в таком случае рождение Моисея следовало бы отнести к хъ Н кр 11 но древнее предание, ясно выраженное как в Самарянском и Греческом текстах Библии, так и у Иосифа, 241 Если 1-й год Навуходовосора по Иерем. 25:1 соответствует 4-му Иоакима, то у Давида 1:1 надобно разуметь или: «в конце 3-го года» или: „по истечении 3-го года царствования Иоанниа» и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Пред временем пришествия Христова, Иудея подпали власти римлян. Сперва они доверили управление ею первосвященнику, из рода князей Маккавеев – Иоанну Гиркану; но он не умел удержать власти в своих руках, и она перешла к некоему Антипе, или Антипатру, родом идумеянину. Из слуги или домашнего секретаря первосвященника Иоанна этот хитрый и ловкий человек сделался гражданским правителем Иудей, оставив Иоанну один титул первосвященника-князя. Один из сыновей АнтипатраИрод, человек в высшей степени хитрый и для достижения своих целей не отступавший ни перед какими средствами, через подкупы влиятельных лиц в Риме и лукавую лесть пред римскими полководцами (Антонием и Августом ) добился того, что римский сенат (за 37 л. до Р. Хр.), провозгласил его царем иудейским. Крайне жестокий и подозрительный, он запятнал себя рядом страшных преступлений. По смерти Ирода (в 1-м году по Р. Хр.), римский император Август разделил царство его на три не равных части между трека его сыновьями: Архелай, с титулом этнарха (зн. народоправитель), получил в управление Иудею и Самарию; Ирод Антипа, с титулом тетрарха (зн. четверовластник или правитель 4-ой части царства), получил в управление Галилею и Перею; Филипп, с тем же титулом, некоторые области на границе Палестины, к северу, и сопредельные с нею. Этнарх Архелай за свои жестокости, через 6 лет правления, был низложен римлянами. Область его была присоединена к Сирии и отдана в управление римских прокураторов (губернаторов), под главным начальством проконсулов живших в Антиохии Сирийской. За год до вступления Господа в общественное служение роду человеческому, стал управлять Иудеей и Самарией римский прокуратор Понтий Пилат. Ирод Антипа и Филипп оставались на местах до конца земной жизни Спасителя. Великий синедрион. После правителей, назначаемых властью римлян, имел важное значение для евреев великий синедрион. Это было собственно иудейское верховное судилище. Во главе синедриона был великий архиерей, или первосвященник в собственном смысле. За ним следовали старшие священники (называемые также первосвященниками, но не в собственном смысле, а для обозначения старейшинства пред другими), старейшины народа – князья, и книжники (ученые). В синедрионе было 72 члена. Во время римского владычества власть синедриона во многом была ограничена и поставлена в зависимость от римских правителей. Так, например, синедрион не мог привести в исполнение смертного приговора без утверждения его римским прокуратором. Синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Вот именно эта обособленность известия о Предтече и происходящее отсюда нарушение стройности и связности в историческом рассказе и возбуждают сомнение в принадлежности его перу историка и наводят на мысль, не есть ли оно позднейшая вставка. Но такой взгляд на свидетельство о Крестителе оказался бы слишком поверхностным и неосновательным. Если глубже вникнуть в ход исторического рассказа у Иосифа Флавия, то легко открыть тесную связь и близкое отношение известия о Крестителе к рассказанным выше событиям. В XVIII книге «Древностей», V глава, §1 историк повествует о том, что Ирод Антипа, женатый на дочери Ареты Аравийского, сблизился с Иродиадой, женой своего брата, и это обстоятельство повело к войне между Иродом и Аретой, кончившейся очень несчастно для первого. Свидетельство историка об Иоанне Крестителе и служит прямым ответом на вопрос, почему Ирод, несмотря на все шансы на успех, потерпел от Ареты совершенное поражение и потерял всё войско: народное мнение видело в гибели Иродова войска наказание Божие за беззаконный поступок его с Крестителем. Указав на народное мнение о причине неудачи Ирода в войне с Аретой, историк необходимо должен был объяснить, каким образом могло сложиться в народе такое убеждение, а для этого нужно было, с одной стороны, очертить великую личность пророка, а с другой – показать, в чём именно состоял беззаконный поступок Ирода, то есть раскрыть причины мученической кончины Крестителя; всё это и составляет содержание Флавиева известия о Предтече. Без такого объяснения народное мнение о причине неудачи Ирода в войне с тестем было бы непонятно и даже нелепо в глазах греко-римских читателей, для которых, главным образом, и написаны были Флавием «Иудейские древности». Следовательно, известие историка об Иоанне Крестителе стоит в тесной логической связи с рассказанными выше событиями и является необходимым их дополнением и объяснением. Эта связь будет ещё яснее и очевиднее, если припомним известие евангелиста, что Ирод заключил Крестителя, «обличаемый от Иоанна за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что делал Ирод худого» ( Лк.3:19, 20 ); из повествования же историка видно, что война Ирода с Аретой вызвана была беззаконной связью Ирода с Иродиадой, почему жена его, дочь Ареты, и должна была удалиться к отцу, а несчастный исход этой войны для Ирода был, по народному мнению, наказанием Божиим за убийство обличителя беззаконной и преступной связи его с Иродиадой, за смерть Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iosi...

Ирода по нему приводила в страх проповедь Иоанна без этой добавки, о которой он, Иосиф, ничего не знает. А потом, если бы Иосиф по своим соображениям умолчал об этой добавке и надеялся на непременное сохранение ее в христианских источниках, если бы, таким образом, Ирод знал, что в состав Иоанновой проповеди входит и предвещание о Мессии, все равно он не мог совершить злодеяния из политических соображений. Фактически это блестяще подтверждается тем, что впоследствии Ирод получил сведения о слове и деяниях Иисуса Христа, знал, следовательно, о еще больших толпах собиравшихся около Пастыреначальника и все-таки не лишил Его жизни, не заключил в темницу, а просто сильно желал Его видеть ( Лк.9:9 ). А отсюда: если политические соображения и опасения не вызвали в Ироде даже мысли о предании на смерть Большего, то каким образом они могли вызвать его на это по отношению к меньшему. С другой стороны, зная и ту подробность в проповеди Иоанновой, которая Флавием пропущена, Ирод все-таки не мог упустить из виду того, что Иоанн призывает народ к сретению Мессии не с оружием в руках, которое по верованиям народным едва ли даже и требовалось для получения с Мессией всемирного господства, но с очищенными хотениями сердца и правым поведением. Так что и эта подробность нисколько не изменяет дела. Поэтому остается предположить разве то, что тетрарх не имел доподлинных сведений о проповеди Иоанна, и потому представлял ее содержание гораздо более опасным и зажигательным. Но в таком случае должен быть суд, и здесь вполне бы выяснилось, что Предтеча совершенно устранил из своей проповеди политический момент, и прежде всего в этом отношении есть больший из всех ветхозаветных пророков. А если говорить не по догадкам, то твердые разъяснения Гаусрата 16 и Эдершейма 17 удостоверяют нас в том, что проповедь Иоанна была так сказать на глазах у Антипы; Антипа не мог не знать ее доподлинно; и это согласуется с тем, что повествует нам Евангелие о личных беседах Иоанна с четверовластником. Могут заметить, наконец, что Ирод хотя и знал о проповеди Предтечи, знал, что она в политическом отношении более благоприятна и желательна, чем опасна; но все же поддался боязни по своей подозрительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… » Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра). Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал. Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом. В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

http://pravmir.ru/prorok-predtecha-i-kre...

К искажению библейских имен мы, к сожалению, привыкаем. Как сказал один критик: «Эмиграция дичает». Нас не смущает, когда Автамонов пишет: «Иудейский царь Ааз» вместо общеизвестного царя Ахаза. «Вавилонский царь Новуходоносор» вместо Навуходоносора. Но душа вздрагивает, когда преемник Ирода называется «Архелос», а мы с детских лет в Евангелии на праздник Рождества Христова слышим: «Слышав же яко Архелай царствует во Иудеи...». И потом, почему отец Ирода Первого назван «арабом». Большинство свв. отцов и историков, вслед за Иосифом Фла вием называют его идумеянином (идумеи – потомки Исава, старшего брата Иакова, арабы же потомки Измаила, старшего брата Исаака). Неверно написание Ирода Второго «Антипас». В Евангелиях он именуется Четвертовластником, а в истории по русски Ирод-Антипа. Надо остановиться на убиении Иродом своей второй жены Мариам и своих сыновей от нея. Мариам была последней представительницей Гасмонейской династии и пока Ирод был женат на ней, в ней и ея сыновьях осуществлялось пророчество Иакова «не отыдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель». Когда же Ирод убил жену свою и ея сыновей, последняя тень законности отошла от него, и совершая пророчество Иакова, в это же время воплотился Христос. К имеющимся у нас 10 заповедям Библии Автамонов прибавляет выдуманную им пацифистскую 11-ю. Он не имеет представления о структуре служителей скинии, потом храма. Он говорит о двух группах левитов и ааронтов. Последней группы не знает ни Библия , ни святоотеческая литература, ни история. И Аарон, и Моисей были потомки Левия. Никто из не-потомков Левия не мог стать ни священником, ни первосвященником. Поэтому совершенно необоснованно заявление о том, что «Давид принимал на себя роль первосвященника». Да хранит Вас Господь в Ваших трудах. [ПРОТОИЕРЕЮ О. ВИКТОРУ ПОТАПОВУ (ВТОРОЕ)] Настоятелю Сретенского прихода в г. Стратфорд Священнику отцу Виктору ПОТАПОВУ. 1/14 марта 1985 г. Ваше Высокоблагословение, дорогой батюшка отец Виктор! Спасибо Вам за Ваше письмо. Оно меня порадовало известием о том, что Вы предполагаете издавать церковный журнал для юношества. Это дело всегда было близко моему сердцу. Такие журналы издавал я и в Харбине, и в Ладомировой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010