Свети великомученик Преподобни СВЕТОГ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА      Када цароваше безбожни свирепи и када скоро сва беше покривена тамом незнабоштва и велико притискиваше свуда у Христа и многи исповедници пресветог имена Христовог биваху пострада за Христа у у граду и свети великомученик славни мученицима страдалац Христов родио се у том граду од високородног и богатог оца и од матере Евуле. По вери отац му беше многобожац, ватрено одан идолопоклонству, а мати научена вери од и она усрдно служаше Христу. И тако, телесно, они беху духовно: он приношаше жртве лажним боговима, а она приношаше жртву хвале истинитоме Богу. Родивши дете о коме реч, они му дадоше име Пантолеон, што значи: по свему лав, се да бити сличан лаву. Но би име у свемилостив, пошто према свима беше милостив: бесплатно лечаше болеснике и обилно очево богатство измалена мати васпитаваше Пантолеона у побожности, га да зна истинитог Бога, Господа нашег Исуса Христа, и да у и да Му добрим делима, а да се од идолопоклоничког многобоштва. И дечко слушаше материне поуке и их, уколико то било у годинама. Но, каква штета и губитак! добра мати и у младим годинама отиде ка Господу, оставивши сина непунолетна и несазрела. После смрти дечко лако трагом очеве заблуде: отац га често к идолима и учаше га многобожачком Затим дечко би дат у граматичку школу. А када с одличним успехом изучи сву световну отац га даде у медицинску школу чувеном лекару Ефросину да изучи лекарску вештину. Оштроуман, дечко лако схваташе све што му предавано, и убрзо па мало чиме не беше раван и самом При томе он беше добре нарави, красноречив, леп, и на све чинио врло утисак; а беше познат и самом цару у то време у он двадесет сажеже у цркви на и уби светог Антима и многе кроз разне муке предаде на разне смрти. У царску палату овог често долажаше лекар Ефросин са или к самом цару или к лекар даваше лекове целом двору царском. А када Ефросин долажаше у дворац, са долажаше и Пантолеон, свога и сви се лепоти и памети. И цар, видевши га, упита: " Откуда и син? " Добивши одговор, цар нареди да што пре и што научи вештини, да га свагда има поред себе као да цару и служи му. У то време беше близу пунолетства и зрелости.

http://pravoslavie.ru/72865.html

Об иеромонахе Дамаскине сохранилось не так много биографических сведений (в литературе его смешивают иногда с иеромонахом Киево-Печерского монастыря Дамаскином Птицким, работавшим в Москве в 1-й половине XVII века). В связи с этим каждый новый факт об этом талантливом духовном писателе и переводчике особенно ценен. Труды скромного чудовского иеродиакона, занимавшего невысокий пост в церковной иерархии второй половины XVII века, незаслуженно забыты, о чем свидетельствует отсутствие о нем статьи в важнейшем современном историко-филологическом издании Русской Православной Церкви – «Православной энциклопедии». Между тем, труды Дамаскина весьма актуальны (эпоха преобразований, смешение старины и новизны, смена мировоззрений и ценностных ориентиров, глубинные вопросы взаимоотношения культур и мировоззрений), а личность его по-прежнему привлекательна (талантливый публицист, незаурядный рассказчик, пылкий полемист – защитник православия, художник, гимнолог, экзегет-богослов). В списке принадлежавших Дамаскину рукописей – уникальный гимнографический сборник (ГИМ, Музейск. собр., 1743), упомянутые оригинальное сравнительное описание Святой Горы Афон и Соловецкого монастыря, и перевод «Проскинитария» Иоанна Комнина Моливда, перевод сказаний о чудесах Пресвятой Богородицы (Amartolon Soteria, «Грешных спасение») Агапия Ландоса (Критянина) список «с предания св. Саввы Сербскаго», сделанный им собственноручно,  яркая церковная публицистика. Иеродиакон Дамаскин находился в ближайшем окружении таких выдающихся иерархов Церкви, какими являются патриархи Никон, Иоаким и Адриан, архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий, митрополиты Игнатий Тобольский и Иов Новгородский. Он общался и переписывался с выдающимися книжниками XVII века: чудовским монахом Евфимием, Космой Иверитом, Антимом Иверяну, Николаем Спафарием, валашским господарем-мучеником Константином Брынковяну, русскими послами – Федором Головиным, Борисом Шереметевым (трое последних – первые кавалеры русского ордена святого апостола Андрея Первозванного, валашский господарь награжден орденом тайно). Важно заметить, что свое путешествие на Соловки, о котором иеродиакон Дамаскин оставил яркое «повествование», он совершал, по-видимому, вместе с Петром (первый поход по Белому морю на яхте «Св. Петр», июнь 1694 года)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=247...

В списке принадлежавших Дамаскину рукописей - уникальный гимнографический сборник (ГИМ, Музейск. собр., 1743), упомянутые оригинальное сравнительное описание Святой Горы Афон и Соловецкого монастыря, и перевод «Проскинитария» Иоанна Комнина Моливда, перевод сказаний о чудесах Пресвятой Богородицы (Amartolon Soteria, «Грешных спасение») Агапия Ландоса (Критянина) список «с предания св. Саввы Сербскаго», сделанный им собственноручно, яркая церковная публицистика. Иеродиакон Дамаскин находился в ближайшем окружении таких выдающихся иерархов Церкви, какими являются патриархи Никон, Иоаким и Адриан, архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий, митрополиты Игнатий Тобольский и Иов Новгородский. Он общался и переписывался с выдающимися книжниками XVII века: чудовским монахом Евфимием, Космой Иверитом, Антимом Иверяну, Николаем Спафарием, валашским господарем-мучеником Константином Брынковяну, русскими послами - Федором Головиным, Борисом Шереметевым (трое последних - первые кавалеры русского ордена святого апостола Андрея Первозванного, валашский господарь награжден орденом тайно). Важно заметить, что свое путешествие на Соловки, о котором иеродиакон Дамаскин оставил яркое «повествование», он совершал, по-видимому, вместе с Петром (первый поход по Белому морю на яхте «Св. Петр», июнь 1694 года) В историографии XIX века фигурируют сведения о рисунках, выполненных чудовским иеродиаконом Дамаскином, неоднократно посещавшим Афон в конце XVII века. Являлись ли упомянутые рисунки зарисовками к собственным путевым заметкам или это были какие-то другие иллюстрации, например, к изданию «Проскинитария Святой Горы Афон» Иоанна Комнина Моливда, точно не известно. Мы можем только предположить, что пути константинопольского вельможи и московского иеродиакона пересеклись где-то в Валахии, и рисунки Дамаскина украсили печатное издание «Проскинитария» (Бухарест (Снагов), 1701) Нам известен редкий экземпляр книги, который принадлежал библиотеке архиепископа Ярославского и Ростовского Арсения (Верещагина) а ныне хранится в собрании старопечатных книг ЯИХМЗ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

   001    002    003   004