В историографии XIX века фигурируют сведения о рисунках, выполненных чудовским иеродиаконом Дамаскином, неоднократно посещавшим Афон в конце XVII века. Являлись ли упомянутые рисунки зарисовками к собственным путевым заметкам или это были какие-то другие иллюстрации, например, к изданию «Проскинитария  Святой Горы Афон» Иоанна Комнина Моливда, точно не известно. Мы можем только предположить, что пути константинопольского вельможи и московского иеродиакона пересеклись где-то в Валахии, и рисунки Дамаскина украсили печатное издание «Проскинитария» (Бухарест (Снагов), 1701)   Нам известен редкий экземпляр книги, который принадлежал библиотеке архиепископа  Ярославского и Ростовского Арсения (Верещагина) а ныне хранится в собрании старопечатных книг ЯИХМЗ. Осенью 2016 года нам посчастливилось обнаружить оригинал этого замечательного произведения в автографе Иоанна Комнина Моливда, хранящемся в Центральной университетской библиотеке им. Михая Эминеску в Яссах (Румыния) под шифром Ms-1-13 12. Рукопись небольшого формата в 8-ю долю листа в сафьяновом темно-вишневом переплете с красивым золотым тиснением и золотым обрезом. Изящное оформление книги свидетельствует о ее предназначении. По всей видимости, перед нами подносной экземпляр руки Иоанна Комнина Моливда валашскому господарю Константину Брынковяну. Рукопись датирована 1698 годом. «Проскинитарий Святой Афонской Горы » греческого вельможи Иоанна Комнина Моливда «Проскинитарий» Иоанна Комнина – один из редких текстов, бытование которого актуально как для Афона, так и для истории России. Текст интересен как для истории Греции, так и для современной Румынии, а также для Молдавии и Грузии. Произведение в своем окончательном  виде (издание: Снагов, 1701) соединяет в себе душевные устремления нескольких величественных фигур, стоявших у истоков его появления – Феодосия, «митрополита святейшия митрополии Уггровалахийския и экзарха плагинов», которому посвящено сочинение; валашского господаря Константина Брынковяну (о нем Иоанн Комнин говорит: «пресветлость его явися в настоящая времена велий предстатель и помощник тоя же горы, яко же и иных премногих церквей и монастырей» (л.67 об.) а также выдающегося книжника – типографа Антима Иверяну, издателя типографии в Снагове, чудовского иеромонаха Дамаскина и самого автора – греческого вельможу, доктора Иоанна Комнина Моливда, будущего митрополита Дристрского.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

Осенью 2016 года нам посчастливилось обнаружить оригинал этого замечательного произведения в автографе Иоанна Комнина Моливда, хранящемся в Центральной университетской библиотеке им. Михая Эминеску в Яссах (Румыния) под шифром Ms-1-13 12. Рукопись небольшого формата в 8-ю долю листа в сафьяновом темно-вишневом переплете с красивым золотым тиснением и золотым обрезом. Изящное оформление книги свидетельствует о ее предназначении. По всей видимости, перед нами подносной экземпляр руки Иоанна Комнина Моливда валашскому господарю Константину Брынковяну. Рукопись датирована 1698 годом. «ПРОСКИНИТАРИЙ СВЯТОЙ АФОНСКОЙ ГОРЫ » ГРЕЧЕСКОГО ВЕЛЬМОЖИ ИОАННА КОМНИНА МОЛИВДА «Проскинитарий» Иоанна Комнина - один из редких текстов, бытование которого актуально как для Афона, так и для истории России. Текст интересен как для истории Греции, так и для современной Румынии, а также для Молдавии и Грузии. Произведение в своем окончательном виде (издание: Снагов, 1701) соединяет в себе душевные устремления нескольких величественных фигур, стоявших у истоков его появления - Феодосия, «митрополита святейшия митрополии Уггровалахийския и экзарха плагинов», которому посвящено сочинение; валашского господаря Константина Брынковяну (о нем Иоанн Комнин говорит: «пресветлость его явися в настоящая времена велий предстатель и помощник тоя же горы, яко же и иных премногих церквей и монастырей» (л.67 об.) а также выдающегося книжника - типографа Антима Иверяну, издателя типографии в Снагове, чудовского иеромонаха Дамаскина и самого автора - греческого вельможу, доктора Иоанна Комнина Моливда, будущего митрополита Дристрского. Из письма, которое Иоанн Комнин отправил из Бухареста в мае 1701 года к митрополиту Феодосию, известно, что ранее он жил на Святой Горе и вполне был способен оценить эти места. Во вступлении к своему «Проскинитарию» Иоанн Комнин пишет о причинах, которые подвигли его взяться за написание этого сочинения; что, откликаясь на просьбы друзей, «он создал свой труд с надеждой на то, что князь Константин Брынковяну примет решение посетить Святую Гору, несмотря на трудности и опасности, которые обычно причиняют подобные путешествия»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

митр. Антима Иверяну , грузина по происхождению, была учреждена 1-я груз. типография (1709). В 1712 г. в Иран на утверждение на царский престол отправился Вахтанг; он отказывался принять мусульманство до 1716 г. и был сослан в Керман ( Вахушти Багратиони. Описание. 1973. С. 493; Анания (Джапаридзе). Соборы. 2003. Т. 2. С. 197). В 1724 г., после взятия турками Тбилиси (1723), Вахтанг VI выехал в Россию, католикос Доментий IV нек-рое время скрывался в Лоре и Ксанском ущелье, затем в Стамбуле, где был обвинен в антитур. деятельности и посажен в тюрьму на 9 лет. Царь Иессей (Мустафа) утвердил без согласия Собора католикосом-патриархом Виссариона (Орбелишвили-Бараташвили) , мон. лавры Давида Гареджийского, писателя, богослова и философа, автора Житий св. царя Луарсаба, мучеников Бидзины, Шалвы и Элизбара, создателя первого антикатолич. богословского произведения «Грдемли» ( Кавтария. Жизнь и деятельность Виссариона. 1959. С. 75-111). Следующим католикосом (или местоблюстителем) был архиеп. Картли Кирилл II , позднее в источниках вновь упоминаемый как архиепископ (Документы по социальной истории. 1940. С. 275, 316, 395). Первое груз. печатное Евангелие. 1709 г. (ЛМГ) Первое груз. печатное Евангелие. 1709 г. (ЛМГ) После Кирилла на Патриарший престол вновь взошел вернувшийся из Стамбула Доментий, к-рого по его желанию должен был сменить его племянник, сын царя Иессея митр. Антоний (Багратиони). Собор избрал молодого архиерея, но тот наотрез отказался. Доментий IV вручил патриарший посох еп. Урбнисскому Николаю X (Херхеулидзе) ( Орбелиани. История Грузии. 1981. С. 76), по характеристике царевича Вахушти, крайнему неучу, по поведению больше мирянину, чем монаху ( Вахушти Багратиони. Описание. 1973. С. 518). Известно письмо католикоса Николая папе Бенедикту XIV, где он просит папу защитить христиан Грузии (лат. текст: Michel de Tugio. Bullarium Capucinorum. R., 1752. Vol. 7. Р. 248; груз. текст: Тамарашвили. Католичество. С. 432). В 1744 г. католикос был убит. В авг. 1744 г. Церковным Собором на Патриарший престол был избран 24-летний митр.

http://pravenc.ru/text/638558.html

2008 г., после образования Слатинской и Романацской епископии,- только жудец Вылча. При еп. Герасиме отреставрированы почти все церкви и мон-ри епископии. 18 июня 2009 г. епархия получила статус архиепископии. После кончины еп. Герасима (9 апр. 2014) архиепископией управляет архиеп. Варсануфий (Годжеску; с 8 июня 2014). Четыре благочиния: Рымнику-Вылчское, Дрэгэшанское, Кэлимэнештское и Хорезуское; 350 приходов, 29 мон-рей. В Рымнику-Вылча действует ДС. Функционирует изд-во «Praxis» (Духовное делание), выпускаются журналы «Praxis» и «Martyria» (Мученичество). Епархиальный центр в Рымнику-Вылча включает Никольский собор (1850-1856; росписи Г. Таттареску; имеет еще 3 придела: свт. Каллиника Черникского, сщмч. Антима Ивиряну, свт. Нектария Эгинского), больничную Успенскую ц. (1745, расписана в 1748), часовню свт. Григория Богослова (1751, расписана), архиерейский дом, епархиальный музей, епархиальную б-ку, культурный центр свт. Каллиника Черникского, социальный центр сщмч. Антима Ивиряну и др. В соборе хранится глава вмч. Меркурия. Наиболее известные обители архиепископии: муж. мон-рь Козия (1387-1391); жен. мон-рь Говора (кон. XIV или сер. XV); жен. мон-рь Бистрица (ок. 1490; мощи свт. Григория Декаполита); муж. мон-рь Езер (1495-1501; в XVIII в.- один из наиболее многочисленных (ок. 300 монахов); женский в 1946-1960; восстановлен в 1989); жен. мон-рь Арнота (1633-1636); муж. мон-рь Хурези (1690-1693; ныне самый обширный монастырский комплекс в Румынии, включающий 2 скита - во имя св. Апостолов и архидиак. Стефана). Жен. скит Жгябури в коммуне Стоенешти (не позже 1300; перестроен в 1640). В 1827 г. разрушены деревянные строения скита, построена совр. каменная ц. Рождества Пресв. Богородицы (расписана изнутри и снаружи). В 1864 г. все строения, кроме церкви, разрушены, новые возведены в 1932 и в 1963-1968 гг. В 1940 и 1970 гг. производилась реставрация. Жен. мон-рь Остров в г. Кэлимэнешти (нач. XIV). Обновлен Раду Великим (грамота от 26 апр. 1500) и св. Нягое Басарабом (1520-1521).

http://pravenc.ru/text/2578355.html

«Не рыдай Мене, Мати». Роспись алтаря Троицкой ц. мон-ря Сурпателе. 1706–1707 гг. Фото: свящ. Силвиу Клуч В 1708 г., после избрания сщмч. Антима на Унгро-Влахийскую кафедру, на Рымникскую кафедру был перемещен еп. Бузэуский Дамаскин (Даскэлул). В первые годы его архипастырства увеличилось имущество епископии, при нем была расписана церковь скита Езер, построен скит Пэпуша. После того как Олтению заняли австр. войска, еп. Дамаскин в февр. 1717 г. возглавил посольство в Вену, где выдвинул меморандум из 10 пунктов, содержавший прошение о сохранении прав Церкви и об избавлении мон-рей от расквартировки в них австр. войск. 30 мая имп. Карл VI подписал соответствующий декрет, однако австр. части продолжали располагаться в монастырях. Согласно австро-тур. мирному договору (Пожаревац, 21 июля 1718), Олтения отошла Австрии. 22 февр. 1719 г. император издал декрет об обустройстве Олтении, была объявлена свобода культов и протекция православной конфессии. Рымникская епископия была выведена из юрисдикции Унгро-Влахийской митрополии и переведена в подчинение Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви. Были запрещены преклонения монастырей обителям Св. земли и Афона, а также связи с ними. Административно мон-ри подчинялись австр. правительству, к-рое утверждало настоятелей и разрешало привилегии. 29 нояб. 1719 г. еп. Дамаскин, настоятели Иоанн (мон-рь Хурези), Стефан (мон-рь Бистрица), Стефан (мон-рь Арнота) и Пахомий (мон-рь Говора) выдвинули венскому двору меморандум из 11 пунктов с просьбой повысить статус Рымникской епископии до митрополии (апеллируя к статусу Северинской митрополии) и перевести ее в юрисдикцию К-польского Патриархата; даровать епископу право контроля над мон-рями; открыть епархиальную школу в Рымнике под патронатом епископа и на средства епархии и мон-рей и др. Однако австр. власти сохраняли сложившееся положение вещей. В Рымнике с отъездом сщмч. Антима в Бухарест печатная деятельность прекратилась, еп. Дамаскин активно занимался переводами. К концу архипастырства он смог добиться согласия властей и возродить книгопечатание: в 1724 г. были изданы Часослов и «Учение о семи таинствах», в 1725 г.- Псалтирь. Бóльшая часть переводов еп. Дамаскина осталась в рукописях (перевод Толкований на Евангелия свт. Феофилакта Болгарского и др.), однако впосл. некоторые были изданы в епархиальной рымникской типографии его преемниками. Еп. Дамаскин умер, выходя из церкви, 5 дек. 1725 г.

http://pravenc.ru/text/2578355.html

1965. P. 27-28). В мон-ре Драгомирна хранится ок. 50 рукописей, представляющих собой культурное наследие Молдавского княжества, над к-рыми работали мастера из М. Со временем б-ка мон-ря была укомплектована новыми книгами, М. стал одним из культурных центров Молдавского княжества, в к-ром рукописи переводили с греческого на славянский (позже на румынский) язык и переписывали ценные книги, затем распространявшиеся по всему княжеству и за его пределами. В музее М. сохранились рукописи и старопечатные книги, иконы XVI-XVIII вв., воеводский трон Петру IV Рареша (XVI в.), вышивки времен св. Стефана III ( Nicolescu. 1965. P. 22-27). Среди старопечатных книг, принадлежавших М.,- 1-я печатная книга на молдавском (румынском) языке - «Казания» митр. Варлаама (Моцока) (Яссы, 1643), Октоих (Бухарест, 1774), Минея на окт. (Рымник, 1776), Антологион (Бухарест, 1777), Часослов (Яссы, 1777), Минея на нояб. (Рымник, 1778), Минея на дек. (Рымник, 1779), Минея на янв. (Рымник, 1779), Минея на февр. (Рымник, 1779), Минея на март (Рымник, 1779), Минея на апр. (Рымник, 1780), Минея на июнь (Рымник, 1780). В кафоликоне М. хранятся мощи и частицы мощей свт. Василя Великого, мч. Харалампия, мч. Мины, мч. Трифона, свт. Нифонта, св. Нектария, св. Олимпиады, вмч. Пантелеимона и сщмч. Антима Ивиряну. Ист: DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 23. N 16; P. 38-39. N 27; P. 420-421. N 4; P. 62-63. N 43; Ureche Grigore. Letopiseul rii Moldovei de la Drago-vod pân la Aron-vod//Letopiseul arii Moldovei/Îngrijirea textelor, glosar i indici: T. Celac. Chiinu. 1990. P. 30-31. Лит.: Калужняцкий Е. Кирилловское письмо у румын. Пг., 1915. (ЭСФ; Вып. 4.2); Iorga N., Bal G. Histoire de l " art roumain ancien. P., 1922; Bal ., Nicolescu C. Mnstirea Moldovia. Bucur., 1958; V t ianu V. Istoria artei feudale în rile Române. Bucur., 1959. Vol. 1: Arta în perioada de dezvoltare a feudalismului. P. 309-311; idem. Pictura mural româneasc în veacurile XIV-XVI. Bucur., 1965. P. 29-33 (на румын. и фр. языках); Zugrav I. Trei manuscrise liturgice de la episcopul Efrem al Rduilor//Mitropolia Moldovei i a Sucevei. 1963. An. 39. N 7/8. P. 456-460; Nicolescu C. Mnstirea Moldovia. Bucur., 1967; Grigora N., Capro u I. Biserici i mnstiri vechi din Moldova pân la mijlocul secolului al XV-lea. Bucur., 1968; N stase D. Arhitectura//Istoria artelor plastice în România/Ed. G. Oprescu. Bucur., 1968. Vol. 1. P. 180-188; Bal . Câteva date noi despre mnstirea Moldovia//Buletinul Monumentelos istorice. Bucur., 1971. An. 40. Vol. 3. P. 85-86; Cantacuzino Gh. Vechea mnstire a Moldovia în lumina cercetrilor arheologice//Ibid. P. 79-84; Bogdan D. P. Paleografia româno-slav. Bucur., 1978. P. 86, 118-119, 249, 259, 271-272; Cereteu I. Biserici i mnstiri din Moldova: Secolul al XIV-lea i prima jumtate a secolului al XV-lea. Brila, 2004. P. 50-52; Mitric O. Cartea româneasc veche în judeul Suceava: Catalog. Suceava, 20052. И. Черетеу Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564046.html

Новый Экзарх немедленно направляется в Константинополь, чтобы встретиться с церковными деятелями и представителями светской власти. Его попытки войти в переговоры с Патриархом терпят провал. Он отказывает принять его. Мало того, пишет против Экзарха осудительное письмо, тон которого раздражает даже самых умеренных болгар. В этом письме Вселенский Патриарх дает Экзарху тридцатидневный срок заявить свое полное подчинение Патриарху, после которого последний, если не сделает это, будет лишен сана. Экзарх не поддается угрозам и объявляет все церковные кары, наложенные Константинополем на преосвященных, несправедливыми, а потому и недействительными, и вместе с ними 11 мая 1872 года совершает в болгарском храме Божественную литургию, во время которой был торжественно прочитан акт о провозглашении Болгарской Церкви автокефальной. В ответ на эти действия Константинопольский Синод прибегает к крайним мерам: лишает Экзарха Антима священства, двух митрополитов Илариона Ловчанского и Панарета Пловдивского отлучает от Церкви, а епископа Макариопольского Илариона осуждает на вечную анафему. 16 сентября 1872 года Поместный Собор который осуждает " филетизма " , т.е. племенное деление в Православии, провозглашает враждебными Единую Соборную и Апостольскую Церкви как сторонников филетизма и объявляет Болгарскую Церковь схизматической. Русская церковь не присутствует на Поместном Соборе и сохраняет дипломатическое молчание. „Причиной „болгаро-греческой распры является гнет греческого духовенства " , которое „смотрит на православие не как на чего-то общего, а как на греческого. " - утверждает император Александр Второй. Антиохийские епископы уверяют, что подпись их Патриарха - это его единоличное решение и не принимают схизму. Кирилл Второй Йерусалимский, покидает Собор, его архиереи объявляют его схизматиком и русофилом, закрывают его в тюрьму в Яфе, непозволив ему поклониться Гробу Господнему, и отправляют его на турецком корабле в изгнание. Православные арабы защищают Патриарха и отрекают схизму, греки ненавидят Патриарха и защищают схизму. Три года спустя архиереи будут каяться и будут просить у Кирилла Второго прощения.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/11/...

Константинопольский Патриарх Григорий VI в начале пытается обратиться с особым посланием ко всем Православным Церквям, рассчитывая на их поддержку. Но когда видит что болгары не отступают от своих законных требований, в знак протеста ушел на покой. Его преемник Антим VI (1871-1873 г.) занимает более гибкую линию: он идет на мирные переговоры с болгарскими представителями, обещая им признать в будущем самостоятельность Болгарской Церкви при условии, если они откажутся от реализации фирмана. Такое отношение Патриарха Антима вызывает надежду среди болгар. Однако действительность показывает, что этим способом Патриарх Антим лишь затягивал время. Болгарские делегаты, наконец теряют терпение и решают, что вопрос о самостоятельности их Церкви уже разрешен фирманом султана, в январе 1872 года просят епископов Илариона Макариопольского, Илариона Ловчанского и Панарета Пловдивского совершать богослужения в болгарском храме в Константинополе без каких-либо сношений с Патриархатом. Разгневанный таким ходом событий, Патриарх добивается от турецкого правительства удаления названных архиереев из столицы и прекращает всякие переговоры с болгарами. Мало того, на состоявшемся заседании Синода Иларион Ловчанский и Панарет Пловдивский были объявлены низложенными, а Иларион Макариопольский был отлучен от Церкви. Болгарский храм был закрыт. Вслед за этим болгары, проживавшие в Константинополе, единодушно обращаются с просьбой к великому визирю о возвращении трех епископов и о действительной реализации султанского фирмана. Великий визирь удовлетворяет их просьбу - дает приказ о приведении в исполнение фирмана. Высланные архиереи были возвращены в столицу и было разрешено выбрать Экзарха. Первым Экзархом был выбран 11 февраля 1872 года епископ Ловчанский Иларион, но через пять дней из-за своей немощи он отказался от этого поста.На его место был выбран Видинский митрополит Антим (1816-1888 г.), воспитанник Московской Духовной Академии. В сан иеромонаха он был рукоположен митрополитом Московским Филаретом.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/11/...

„ Кровь болгар текла как вода из родника... болгаробойцы убивали каждого, кого увидят, если он болгарин... Главари греков превратились в турецких паша. Село Загоричане было наполнено трупов.... Болгары будут помнить это на протяжении целого века!.... " После окончания Апрельского восстания болгар против турок в 1876 году Экзарх Антим высылает представителям западных государств свой знаменитый меморандум, в котором рассказывает о зверских жестокостях турок над побежденными болгарами. Он решительно отказывает поставить свою подпись под предложенной ему великим визирем декларацией от имени болгарского народа о том, что народ якобы доволен своим положением под властью турок и вовсе нет нужды вмешиваться другим государствам, - главным образом России, которая тогда готовилась к войне с Турцией. Из-за этого отказа Экзарх лишен занимаемого поста и отправлен в заточение в Малую Азию. После окончания Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), по ходатайству русского правительства, Антим освобожден и возглавляет Видинскую епархию. В 1879 году он выбран председателем Тырновского Учредительного собрания , принявшего Конституцию страны. Преемнику Антима - Экзарху Иосифу (1877-1915 гг.) тоже приходится пережить немало неприятностей от Константинопольской власти во время русско-турецкой войны. После освобождения болгар в 1878 году в границах свободного государства Болгарская Церковь управлялась Синодом во главе с Наместником-Председателем. Экзарх остается в Константинополе, так как много болгар осталось жить на территории Турецкой империи. Берлинский договор разделил территорию Болгарии на Болгарское княжество и на автономную турецкую провинцию - Восточную Румелию, которая в 1885 году присоединилась к княжеству Болгарии. Турецкое правительство не разрешило единого церковного управления для всех болгар. Поэтому и Экзарх Иосиф направил свою деятельность на епархии, оставшиеся в Турецкой империи (во Фракии и в Македонии). И он выполнил блестяще свое задание: благодаря его действиям было открыто несколько начальных школ, Духовная Семинария и болгарская больница.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/11/...

Мон-рь получал богатые вклады от болгар: на деньги хаджи Вылчо из Банско были построены в 1758 г. вост. 4-этажное крыло комплекса и в 1764 г. 2-я ц. Пресв. Богородицы, на средства жителей Банско - часовня в честь Преображения Господня в башне под колокольней. Еще в 1746 г. З. купил у мон-ря Эсфигмен владение Ваница (Йованица). При ктиторстве хаджи Васила из Ловеча в 1768 г. была построена часть вост. корпуса мон-ря с часовней св. Иоанна Предтечи и расписана часовня в честь Успения Пресв. Богородицы, а на средства проигумена в 1777 г. построена кладбищенская церковь-костница в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В кон. XVIII в. было заменено внутреннее деревянное убранство кафоликона. В 1794 г. были сделаны позолоченные кивоты для чудотворных Аравийской («рабом Божием Калчо из с. Калофер») и Фануилской («рабом Божием Стамой хаджи Димо») икон. В 1797 г. З. пострадал от землетрясения, поэтому в кон. XVIII - нач. XIX в. было осуществлено масштабное строительство, о к-ром свидетельствуют послание-призыв зографского эпитропа Евфимия к православным Османской империи о сборе средств на выплату долгов, связанных с возведением собора вмч. Георгия (документ без даты, болгаро-греч. надпись над входом в собор сообщает, что строительство было завершено в 1801); послание 1803 г. зографского эпитропа Лаврентия о сборе средств на роспись и украшение нового собора; послание того же года зографских эпитропов Лаврентия и Антима православным Молдавии с теми же просьбами. Считается, что к кон. 1803 г. мон-рь вернул «строительные» долги. Во время Греческого национально-освободительного восстания 1821-1829 гг. обители нанес ущерб расквартированный в ней военный пост арнаутов (албанцев мусульман). После их ухода за мон-рем числились большие долги, за к-рые он мог быть передан главному кредитору, мон-рю Ватопед, и тем самым утратить самостоятельность и статус болг. мон-ря. Но благодаря ходатайству в Москве зографских посланников архим. Анатолия из с. Лазарополе (близ Дебара) и хаджи Викентия (Виктора) из с. Беляковец (близ Тырнова) в юрисдикцию З. вернули Киприановский мон-рь в Бессарабии, из доходов которого было выплачено 400 тыс. р. в качестве возмещения за понесенные убытки. После выплаты долгов в 1849-1850 гг. был восстановлен общежительный статус мон-ря, утраченный во 2-й пол. XVIII в. Упомянутый архим. Анатолий вместе с болг. просветителем В. Н. Априловым намеревался открыть в З. болгарские уч-ще и типографию. Несмотря на то что для типографии в 1850 г. построили здание близ монастыря и закупили шрифты, она так и не открылась.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

  001     002    003    004