Блаватской, однако, пришлось убедиться в том, что братья Эдди вполне заслужили свою славу. И действительно, один из них, Уильям, буквально творил чудеса – на её глазах он материализовал духов нескольких людей, которых могла знать только она сама, и эти духи разговаривали на языках, совершенно неизвестных жителям Вермонта. Последним из духов был её родной дядя с орденом святой Анны на шее! Сеансы Эдди продолжались две недели. В завершении ими был вызван дух некоего Джоржа Дикса, и этот дух, чтобы убедить Блаватскую в достоверности всего увиденного, вложил ей в руку... застёжку от ордена, которую при жизни носил её доблестный родственник и с которой он был похоронен 83 . Несмотря на впечатляющий спиритический «спектакль», устроенный для неё братьями Эдди, Блаватская постепенно всё более и более разочаровывалась в медиумической практике. А вместе с ней и Олкотт. В конце концов она порвала со спиритизмом ради того, чтобы осуществить главное дело своей жизни. 8 сентября 1875 г. совместно с Олкоттом она учредила в Нью-Йорке Теософическое общество (далее ТО) и затем приступила к написанию большого труда с изложением основ теософского учения – «Isis Unveiled» – «Изида без покрова» или «Разоблачённая Изида». Олкотт, со своей стороны, опубликовал в 1875 г. книгу «Люди с того света» («People from the Other World»). Тому, что теософия возникла в Нью-Йорке – практически в том же самом месте Америки, что и спиритуализм (спиритизм), не следует удивляться. Нью-Йорк, как пишет М. Карлсон, являлся центром так называемого «опалённого края» («burned-over district») – района на северо-востоке Соединённых Штатов, через который проходили основные эмиграционные потоки. Этот «опалённый край» прославился своими возрожденцами, вольнодумцами, диссидентами и всевозможными «религиозными эксцентриками» (такими как адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, мормоны Джозефа Смита, христианские сайентисты Мэри Бейкер Эдди). Здесь же появились трансценденталисты и различные группы, проповедовавшие социальный утопизм 84 . Теософия, как отмечает Карлсон, признавала реальность медиумических явлений, но отрицала, что они производятся духами умерших людей. Согласно учению Блаватской, медиумические феномены имеют психическое происхождение (индуцируются психикой) или же, в худшем случае, являются «продуктом распадающихся астральных тел и элементалов, проекцией бессознательных мыслей и желаний через энергетическое поле на астральную материю» 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

Никольском ) чтоб менее было холодности и более усердия. По математике весьма хорошо и превосходно. Почти с равным успехом занимаются по матем. все ученики от первого до последнего, так как наставник (Михайлов) изучил свой предмет в совершенстве и приобрел опытность приспособляться к понятиям воспитанников и возбуждать в них любовь к своей науке. По свящ. Писанию хорошо, но в занятиях кое-где недостает надлежащей точности и отчетливости. По гражданской истории довольно хорошо. По богослужебным книгам и православному исповеданию неудовлетворительно, наставника (свящ. Кедрова) желательно заменить другим, более способным и усердным. По медицине и сельскому хозяйству хорошо. (Ревизор между прочим делал осмотр посевов на огороде). По древним языкам довольно хорошо, но сочинять но латыне ученики не в состоянии. По новым языкам и инородческим хорошо, но ни по французски, ни по немецки ученики не могут объясняться и могут переводить большею частию переведенное прежде. По иконописи хорошо и очень хорошо. Сочинения пишут довольно хорошо, хорошо и очень хорошо. Направление мыслей правильное, доброе и благочестивое. Довольно удачные опыты кратких поучений к сельским прихожанам. – Рекомендованы вниманию начальства: ректор, инспектор, проф. иером. Леонтий, проф. и библиотекарь Михайлов и помощник инсп. и эконом Троицкий. Академическое правление, по рассмотрению ревизорского отчета, постановило: ректора Христофора представить к милостивому вниманию высшего начальства, инспектора Мишина и эконома к награждению годовым окладом жалованья, Леонтия – саном соборного иеромонаха, Михайлова «за отлично усердную и полезную долговременную службу, ревизором засвидетельствованную», – орденом Анны 2-й ст. (но в его формуляре кроме знаков беспорочной службы ничего более не значится). Наставникам словесности сделать внушение. За представлением уже к увольнению свящ. Кедрова, впредь наблюдать семин. правлению за более тщательным преподаванием православ. исповедания и учения о богослуж. книгах. Резолюция митрополита последовала: «исполнить».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Академии, но его нравственный характер таков, что лишал его права на какое-бы то ни было доврие со стороны епархиального начальства. Эта личность составляла в среде Полоцкого духовенства какое-то особенное, необычное нравственное явление. Юркевич был женат на родной племяннице архиепископа Василия, и в этом, по моему мнению заключалась главная причина его нравственной испорченности. Приняв Юркевича из Минской епархии, к которой он принадлежал по своему происхождению и где был священником, преосвящ. Василий тотчас же сделал его настоятелем Полоцкого Софийского собора с возведением в сан протоиерея, назначил благочинным и членом Духовного Правления представил ему должность смотрителя в Полоцкому Д. училище, и возлагал на него, как на особо доверенное лицо, разные более или менее важные поручения; осыпал его всякого рода милостями и наградами; воспринимал у него при крещении детей, коих у Юркевича было более 10-ти человек, и при этом каждый раз жаловал ему, как говорят, не менее тысячи рублей; почти ежегодно или представлял его к наградам, или сам объявлял ему за самые маловажные заслуги, в самых изысканных выражениях, свою архипастырскую признательность со внесением разумеется в послужной список. В 1858 г. преосвященный усиленно домогался, чрез своего клеврета Сербиновича, наградить Юркевича орденом св. Анны 2-й степени, хотя в это время Юркевич находился под каким-то делом, и потому секретарь консистории Квятковский 548 отказался подписать формулярный его список. Орден Юркевичу, разумеется, был дан. При таких отношениях родственника – архипастыря к протоиерею Юркевичу, последний не знал меры своему величию и, в надежде на своего великого патрона, позволял себе всякого рода злоупотребления по службе и тяжкие обиды и оскорбления в отношении к подчиненным. Если бы собрать вместе все жалобы на Юркевича со стороны подчиненных его, то составился бы очень, очень длинный список. Не мало возникло по консистории и официальных дел о злоупотреблениях Юркевича, но все эти дела до поры до времени прикрывались милостью благосердого архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

17 июля 1893 г. Е. был перемещен на Могилёвскую и Мстиславскую кафедру. В 1895 г. в Могилёве отмечалось 25-летие его архиерейского служения. 10 авг. 1896 г. Е. уволен на покой, проживал в Киеве. Похоронен в церкви над Дальними пещерами в Киево-Печерской лавре. Е. отличался находчивостью, живым, острым умом. Как епархиальный архиерей был весьма доступен, вел ежедневный, кроме праздничных дней, прием с 8 ч. Сначала принимал просителей из простонародья, к-рые обычно приходили рано утром, а затем из духовенства и светских лиц. Современники отмечали его способность подбирать помощников. По воспоминаниям, Е., «обладая огромной силой воли и твердым характером... не любил не только в чем-либо кривить душой, но и делать угодное по просьбе высших или близких ему лиц. Не ища ни славы, ни почестей, ни наград, он всегда поступал так, как указывали ему долг и совесть. Никогда он не просил о переводе... на другую должность или место, всегда был доволен, куда бы его ни назначили». Все свои средства Е. отдавал нуждающимся и на благотворительные цели. При отъезде из Астрахани в Ставрополь у Е. не осталось денег на дорогу, и он прибег к займу. После смерти архиерея имущества по описи у него осталось всего на 90 р. Награжден орденом св. Анны 2-й степени. Арх.: Литовский гос. ист. архив. Ф. 1210. Д. 136, 1828-1914. Соч.: Слова и речи. Минск, 1880; Великопостные размышления. Могилёв, 1894. Лит.: Строев. Списки иерархов. С. 1013-1014; Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Свят. Правительствующего Синода (1721-1895). СПб., 1896. С. 60; Краткий ист. список иерархов Астраханской епархии. Астрахань, 1890. С. 15; Восп. о в Бозе почившем еп. Евгении. Ставрополь, 1897; ПБЭ. Т. 2. Стб. 109; Благонравов М. Д. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602-1902 гг.). Астрахань, 1902. С. 162-182; Саввинский И. И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования. Астрахань, 1903. С. 265-266; Летницкий И. Н. Преосв. Евгений, бывш. еп. Астраханский (22 мр. 1897 г.): Некролог. Астрахань, 1897; он же. Миссионерская и духовно-просветительская деятельность Астраханского Кирилло-Мефодиевского братства в Астраханской епархии. Астрахань, 1903. С. 12.

http://pravenc.ru/text/186993.html

26 .Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью, даны года, ведутся хранятся в целости. 27 .Копии с метрических книг хранятся в целости с 1923 года. 28 . В обыскной книге, выданной в году, имеется за шнуром и печатью писаных листов, не писаных. 29 . Исповедные росписи находятся в целости с ____ года: имеется. 30 . Книги, до церковного круга подлежащие: имеются. В церковной библиотеке находится книг, для чтения предназначенных томов: нет. 31 . С какого года имеются церковные летописи: 32 . Церковные деньги в целости за ключом и печатью церковною: нет. Недвижимой суммы состоит в кредитных учреждениях, а билет находится в целости: нет. 33 . Имеющиеся в приходе школы: одна начальная в дер. Дайновка. Церковная школа помещается в доме: нет, на содержание ее отпускается: нет. В сем году в ней обучается мальчиков, девочек. 34 .При церкви старостою церковным состоит: гражданин дер. Дайновка Афанасий Зубкевич, который должность свою проходит с 1925 г. 35 . Преосвященный в последний раз посетил приход: в 1927 году. 36 . В архиве церкви имеются метрические книги: Кердеевской церкви за 1836–1883 гг. включительно, исключая 3-й части за 1882 и 1883 гг. И за 1885–1913 гг. включительно, исключая 2-й и 3-й части за 1885 г. Исповедные и клировые ведомости за 1912 г. и обыск брачный с VI 1853 г. по II 1862 г. включительно и с VII 1896 г. по 1913 г. включительно. II Послужные списки священноцерковнослужителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах, подведомственных церкви. 1 . Сан, чин или звание, должность, имя, отчество, фамилия, время и место рождения, когда и чем награжден и сколько получает содержания от казны и из других источников, и каких именно, имеет ли документ о польском обывательстве и какой именно. Священник Понтий Петрович Рупышев родился 5/18 августа 1877 г. в у.г. Ошмянах Виленского воеводства. Преосвященным Михаилом, Епископом Минским, 25 января 1909 г. награжден набедренником. Высокопреосвященным Сергием, архиепископом Финляндским, 9 мая 1915 г. награжден скуфьей. Командующим Российским Балтийским флотом, 6 декабря 1916 г. награжден орденом Св. Анны 3-й степени. Протопресвитером Российского военного и морского духовенства 5-го апреля 1917 г. награжден камилавкой. Блаженнейшим Дионисием, Митрополитом Варшавским и Волынским и всея православныя автокефальныя Польския Церкви награжден золотым наперсным крестом 2 мая 1926 г. Получает ежемесячно пособия от казны 70 злотых. Имеется паспорт польского гражданина, выданный Виленским уездным старостой 25 января 1924 г. за 266/24.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Святейший Синод дал благословение на издание перевода и использование его в миссионерских целях. Но при этом рекомендовал внести поправки заслуженного миссионера архимандрита Аввакума (Честного). В письме к обер-секретарю Святейшего Синода отец Гурий писал: «Китайцы были очевидцы того, что я для проверки своего перевода пригласил целую комиссию ученых и этой проверкой лично с ними занимался два года. Никто не поверит, что ученый китаец знал китайский язык хуже отца Аввакума... Хорош будет кафтан из китайского атласа, когда пришьют к нему лоскут красного сукна российского произведения» 97–98]. Необходимо отметить, что отец Гурий старался использовать классический язык, переводя не слишком близко к тексту, заботясь о возможно более точной передаче смысла Священного Писания . В 1864 году перевод отца Гурия был издан, но, к сожалению, в последующее время он не переиздавался, только в 1911 году в Пекине был издан Апостол в его переводе. Заботясь о взаимопроникновении двух культур, желая, чтобы китайцы как можно больше узнали о русских, а русские о китайцах, он внес исправления в отредактированный его предшественниками «Свод православных законов» и издал его на китайском языке 37]. Кроме того, отцом Гурием был переведен с китайского языка серьезный научный труд под названием «Обеты буддистов и обряд возложения их у китайцев» Эта работа, по отзывам ведущих синологов, показывает глубокое, основательное знание буддизма и является ценным вкладом в европейскую науку, а также способствует дальнейшим изысканиям в области богословия и апологетических трудов Двенадцатая миссия пробыла в Пекине почти десять лет. 2 мая 1850 года, потрудившись во славу Божию, она покинула пределы китайской столицы. В 1844 году за усердные труды в миссии отец Гурий был награжден орденом св. Анны III степени, а в 1850-м, по возвращении на родину, «во внимание к понесенным миссионерским трудам был удостоен ордена св. князя Владимира IV степени и обеспечен пожизненной пенсией в 650 рублей в год» 122]. В феврале 1851 года он был возведен в сан архимандрита. В том же году Санкт-Петербургский митрополит Никанор (Клементьевский) представил кандидатуру архимандрита Гурия в Святейший Синод на должность смотрителя Александро-Невского духовного училища. В течение трех лет он исполнял послушания Санкт-Петербургского епархиального начальства. В 1855 году получил степень магистра за богословский труд «О богоучрежденности епископского сана».

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

В 1886 г. в Якутске была открыта 1-я в крае бесплатная публичная б-ка. С 1887 г. начался выпуск «Якутских епархиальных ведомостей» . Архиерей лично проводил внебогослужебные беседы среди населения. С 1884 по 1889 г. ежегодно объезжал епархию, проехал ок. 9 тыс. верст. Незадолго до кончины, 21 мая 1889 г., совершил последнюю в своей жизни литургию. Погребен в склепе под деревянной ц. Спасского мон-ря в г. Якутске. Награжден орденами св. Анны 3-й степени (30 июня 1867), 2-й степени (3 апр. 1873), орденом св. Владимира 4-й степени (27 марта 1877). По воспоминаниям современников, И. отличался аскетическим образом жизни и любовью к научной работе: в кабинете И. всегда видели за письменным столом с пером или книгою в руках. Написал соч. «Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление» (СПб., 1871), в котором обобщил личный опыт преподавания словесности и гомилетики. В истории проповедничества в России выделял 3 периода: греко-русский (XI-XVII вв.), период подражания латинскому проповедничеству (XVII-XVIII вв.), период самостоятельного русского проповедничества (XVIII-XIX вв.). Этот труд стал 1-й попыткой систематизации материала по этой теме. По причине обширности источников изложение местами отличалось поверхностностью, были допущены ошибки. В «Историческом очерке русского проповедничества» (СПб., 1878) И. в сравнении с 1-м трудом более подробно и аргументированно описал историю «греко-русского проповедничества». Исследование И. «О недостатках современного проповедничества в его теории и практике» напечатано не было, местонахождение его в архивах на 2009 г. неизвестно. В дек. 1999 г. при проведении ремонтно-строительных работ на территории Якутского гос. музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского (бывш. Спасский мон-рь) были обнаружены нетленные останки архиерея. Вместе с ними были обретены нетленными его облачение, крест, Евангелие, митра и разрешительная молитва. С согласия руководства музея Якутский и Ленский еп.

http://pravenc.ru/text/200275.html

В то же время он постоянно заботится о своих питомцах, сам отыскивает для них лучшие места, ведя деятельную переписку с различными учреждениями и лицами, прикосновенными к делу народного образования. Верный заветам своего бывшего начальника и сослуживца, А. Г. Баранова, он всюду хлопотал за воспитанников семинарии, постоянно помогал им своими советами и часто оказывал им деятельную поддержку в их служебных отношениях. Его заботливость о воспитанниках выразилась также и в том, что им в последние годы выдавалось пособие одному из лучших воспитанников, оканчивающих курс. A при смерти он завещал своей семье чтобы она внесла необходимую сумму для стипендии таким воспитанникам, что и сделано было женою покойного. Несмотря на то, что семинария требовала от него напряженной деятельности, налагала много новых трудов и хлопот, он не ограничивался этим и, состоя председателем педагогического совета Новоторжской женской гимназии, много сил положил на ее расширение и улучшение. Благодаря его усиленным заботам, она приобретает новое просторное здание, отстроенное и расширенное на средства местных благотворителей А. А. и М. В. Цвылевых и Н. В. Козьминых, уже столько раз жертвовавшего крупные суммы на нужды нашей семинарии. Это расширение помещения дало возможность преобразовать опять-таки по его инициативе и ходатайству, бывшую прогимназию в полную гимназию, с 8-м дополнительным классом. Таким образом, он оставил по себе прочную память в нашем городе, устроив для него с помощью добрых людей это женское учебное заведение, в котором чувствовалась всем местным населением сильная потребность. Ho все эти неустанные, усиленные труды на пользу народного просвещения надломили его крепкий организм, расшатали его здоровье, и незаметно подкравшаяся болезнь преждевременно свела его в могилу. Мир праху твоему, скромный труженик на ниве просвещения нашего родного народа! 2.6 Личный состав служивших и служащих в семинарии Почетные попечители семинарии 1) Дворянин Сергей Петрович Губонин, бывший почетный попечитель Алферовской семинарии. Перемещен в Новоторжскую семинарию Высочайшим приказом по Министерству Народного Просвещения, состоявшимся 8-го сентября 1879 года. Состоя на службе, награжден орденом Св. Анны З-й степени 1 февраля 1880 года. Уволен от занимаемой должности 26 марта 1887 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александра Невскаго и учинен Кавалергардскаго Корпуса Унтер-Лейтенантом; при державе блаженныя и высокославныя памяти Государыни Императрицы Анны Иоанновны, в лето 1730, 1731, 1732, 1733, в Персии в армейских походах находился действительно при команде; в лето 1735 определен Губернатором в Смоленск, где поручены были ему и пограничныя дела, все исправлял со особливою Высокомонаршею апробациею; в лето 1738 в бывшую войну со Отоманскою портою, по имянному Высокомонаршему Указу, отозван был из Смоленска в Армию и находился в корпусе Фельдмаршала Графа Миниха, где находясь дежурным, имея отдельную себе команду, как в отвращении неприятельских намерений, так и прочих военных действиях, довольно оказал свою верность, храбрость, искусство и благоразумие. В лето 1739 Имянным Высокомонаршим Указом, по которой секретной коммиссии отозван в Смоленск, где и оставлен пока Губернатором, в лето 1740 в бывшее тогда правительство пожалован Кригс-Коммисаром и Генерал-Лейтенантом; в 1741, по возшествии на Всероссийский Императорский престол блаженныя и вечной славы достойныя памяти Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, при тогдашних нужных и полезных Государственных распоряжениях Ея Величеством за благо изобресть изволили послать сего прехвальнаго мужа Главным Командиром в Малую Россию, где препорученныя ему коммисии окончил с пользою Государственною и с Высокомонаршею апробациею, в лето 1742 пожалован полным Генералом, и во время продолжающейся тогда между Российскою и Шведскою Короною войны, поручена ему была над всеми, состоящими в Лифляндии, Эстляндии и около Великих Лук войсками и тамошними гарнизонами главная команда, где чрез благоразумие и неусыпное его попечение, у Шведов два шкота и одно судно их с людьми и деньгами взяты, с коих снятые шесть флагов ко Двору Императорскому от него представлены: чем заслужил Высокомонаршее благоволение. Того ж 1742 лета пожалован Сенатором и при тогдашнем из Москвы в Санктпетербург Высокомонаршем отбытии оставлен в Москве главным Командиром; в лето 1747 пожалован Генерал-Адьютантом; в лето 1749 пожалован Лейб-Гвардии в Преображенский полк Подполковником; в лето 1751 почтен от Высокомонаршаго благоволения Орденом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В 1822 году за ревность и деятельное исправление должности Голубинский получил звание Экстра-Ординарного профессора философских наук, а в 1824 году ординарного; в 1826 году определен членом комитета для цензуры духовных книг и эту должность с отличною ревностью проходил 25 лет. В 1828 году рукоположен в священника (с причислением) к Московскому Вознесенскому монастырю; а в следующем году произведен в Протоиерейский сан, определен членом Академического Правления и за особенные успехи в преподавании философских наук получил от комиссии духовных училищ изъявление признательности. После сего за свою полезную деятельность Голубинский Всемилостивейше был награжден скуфьей (в 1830 г.), камилавкой (в 1835 г.), наперстным крестом (1839 г.), орденом Св. Анны 3-й степени (1846 г.) и 2-й степени (1849 г.). В 1842 году св. Синод преподал ему благословение за усердие, способности и нравственный характер. Со времени издания при Московской духовной академии Творений Св. Отцев в русском переводе Ф. А. Голубинский принял на себя новые труды, как член редакционного комитета. При множестве ученых занятий он в разные времена ревизовал семинарии: Рязанскую, Калужскую, Тульскую (дважды), и Вифанскую (дважды). При множестве и разнообразии ученых трудов, при неутомимой деятельности Ф. А. Голубинский до 1852 года сохранял крепость сил и бодрость духа; но в начале этого года потеря двух сыновей, умерших вскоре один после другого, произвела сильное потрясение в его душе; которое отозвалось быстрым ослаблением сил телесных и с того времени, не смотря на пособия врачебного искусства, они не могли быть прочно восстановлены. Однако он не оставлял своих любимых занятий, хотя и чувствовал, что недолго ему осталось проходить земное поприще: кроме слабости в ногах, особенных болезненных припадков он не имел; но предчувствие смерти так овладело его душою, что оно невольно высказывалось в беседе с его близкими, хотя он, но видимому, сохранял при этом глубокое спокойствие душевное. За пять недель до смерти он писал из Лавры к родным в Кострому:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010