Таким образом, о. Смотрителем в течение его 25-летней службы училище приведено в полное благоустройство и со стороны учебно-воспитательной, и со стороны материальной: благоустроенное им училище, как хорошо выразился один из учеников в юбилейно-приветственной речи о. Смотрителю, есть как бы виноградник, хорошо вскопанный и обделанный руками опытного садовника, – виноградник, приносящий приятные зрелые плоды. При всех своих трудах во благо училища о. Смотритель находил время и для постоянного разностороннего самообразования. Красноречивым доказательством его прогрессивного самообразования служит то, что он в 1880 г., будучи 50-ти лет отроду, сдал экзамен при Московской духовной академии на степень кандидата академии. Надо сказать, что в о. Свирелине живёт не одна холодная любознательность, но и живая сердечная впечатлительность в области интеллектуальной. Этой впечатлительностью его и объясняется то обстоятельство, что он свой умственный капитал не мог утаить внутри себя, а стремился обнаружить его в литературном творчестве, – творчестве, насколько плодовитом, настолько и разнообразном 4 . Деятельность о. Свирелина, сказавшаяся столь богатыми плодами в сфере практической и в сфере интеллектуальной, конечно, не осталась без одобрительного внимания со стороны высшего начальства. Он несколько раз получал благодарность и благословение Божие от Владимирских Архипастырей, несколько раз получал благодарность от Правления Владимирской духовной семинарии. Кроме того, он получил следующие награды: в 1869 году он был награждён камилавкой (набедренник и скуфью получил ещё до смотрительства), в 1873 году наперсным крестом, в 1876 г. орденом святой Анны 3 степени, в 1879 г. саном протоиерея, в 1881 г. орденом святой Анны 2 степени, в 1884 г. орденом святого Владимира 4 степени (вследствие каковой награды он в 1885 г. утверждён в правах потомственного дворянства) и в 1888 г. палицею. Таковая быстрая последовательность наград ясно свидетельствует, как высшее начальство высоко ценило и ценит труды о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Пасхи; а представления о награждении духовных лиц за заслуги по статуту ордена Св. Анны передаются из Святейшего Синода, куда следует, по предписанному статутом порядку, в последних числах октября, и затем разрешаются, по рассмотрении их, в кавалерской думе, в феврале месяце. От того дела об удостоении к ордену Св. Анны, по статуту, тех из духовных лиц, которые вносятся епархиальными начальствами в общие годовые представления о наградах духовенства, оставаясь в Св. Синоде от самого праздника Пасхи до конца октября без движения, длятся по полтора года и более, так что, например, ходатайство о награждении сим орденом за заслуги по статуту тех протоиереев и священников, кои включены епархиальными начальствами в общие годовые о наградах духовенства представления, вступившие в Святейший Синод к 1 декабря прошлого 1863 года должно быть передано в кавалерскую думу только к 1 числу декабря текущего 1866 года, и, по рассмотрении в думе, получить Высочайшее разрешение не ранее февраля будущего 1867 года. С другой стороны, при представлениях к награждению орденами по статутам, должно, по силе статутов, прилагать о каждом представленном полные послужные списки, тогда как, при общих годовых представлениях о наградах за отличие по службе, предписано прилагать только краткие, по установленной форме, наградные списки, и потому епархиальные начальства, включая священнослужителей, удостоиваемых к орденам за заслуги по статутам, в число духовенства, представляемые к наградам за отличие по службе, ограничиваются приложением о них, наряду с прочими представляемыми, только наградных списков. А это ведет к тому, что Св. Синод поставляется, при каждом подобном случае, в необходимость заводить особую переписку о доставлении оному, для препровождения, куда следует по закону, полных послужных списков о лицах сего рода. По соображению сего, Синод. Определяет: во избежание на будущее время, напрасного замедления в ходе дел об удостоении духовных лиц к ордену Св. Анны, за заслуги по статуту сего ордена, и дальнейшей бесполезной по делам сего рода переписки, послать подлежащим местам и лицам духовного ведомства печатные указы о том, чтобы они ходатайства свои о награждении духовных лиц орденом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Орденом награждались преимущественно чиновники. В рассказе Тургенева «Собака» статскому советнику Антону Степановичу « по выражению его завистников, влепили Станислашку ». В стихотворении в прозе «Довольный человек» Тургенев размышляет: почему в таком подъеме духа герой? « Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав! » Речь идет об ордене Святого Станислава 2й степени (на самом деле Станислав, в честь которого назван орден, был не королем, а краковским епископом). Нелли в «Униженных и оскорбленных» Достоевского замечает у немца-врача « огромный Станислав, качавшийся у него на шее ». Нелли кажется, что этот орден « чрезвычайных размеров ». Ограниченный, простодушный гимназический учитель Кулыгин в «Трех сестрах» Чехова говорит: «А мне вот всю мою жизнь везет, я счастлив, вот имею даже Станислава второй степени ». Станислав 3й степени изображен на известной картине П. Федотова «Свежий кавалер». Наутро после попойки, желая похвастаться перед кухаркой, чиновник гордо прикладывает к халату полученный накануне орден. « Свежий кавалер » означает здесь «новоиспеченный носитель ордена». Чиновники малого ранга очень гордились орденом Станислава 3й степени как началом своего служебного признания. « Маска на время карнавала, — писал Герцен, — становится для женщин то, чем был Станислав для станционного смотрителя », то есть чем-то очень желанным. ОРДЕН СВЯТОЙ АННЫ вошел в состав российских орденов в 1797 году, при Павле I. Им награждали за государственную и военную службу, а с 1847 года — « за беспорочную 12-летнюю службу в одной должности, но не ниже 8го класса », то есть начиная с коллежского асессора и майора (с 1884 года — капитана). Орден имел с 1797 по 1815 год три степени. Орденом 4й степени, учрежденной в 1815 году, награждались только военные. В этом случае знак ордена (крест) прикреплялся на эфесе оружия — сабли или шпаги. Орденская лента была красного цвета с желтой каймой. Орден 1й степени — золотой крест с красной эмалью (до 1815 года — красным стеклом) — носился на ленте через левое плечо, другим его знаком служила восьмиконечная звезда на правой стороне груди.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

Заметно усилилось Л. в. к. в правление вел. кн. Витеня (ок. 1295 - после 1315) и его брата Гедимина (1316-1341). В продолжавшейся длительной борьбе с орденом правители Литвы прочно удерживали свои позиции и сумели в известной мере разъединить противников, вступив в соглашения с недовольными орденом Рижским архиепископством и г. Ригой. Одновременно территория Л. в. к. заметно расширилась на восток и на юг. Уже в правление Витеня в ее состав вошел Полоцк. Сын Гедимина Ольгерд женился на дочери последнего князя Витебска. Смоленский князь признал себя «младшим братом» Гедимина. В Полесье на княжении в Пинске находился сын Гедимина Наримант. После 1323 г. в состав Л. в. к. вошло Подляшье (с городами Дорогичин и Берестье), принадлежавшее ранее Волынскому княжеству. Вместе с тем в ряде городов Полесья продолжали править, подчинившись литов. власти, местные правосл. князья. Присоединение не сопровождалось ломкой традиц. общественных структур. Для управления отдельными землями из столицы Л. в. к. (при Гедимине в качестве такой столицы упом. Вильно) посылались наместники (в ряде случаев члены правящего рода) вместе со своими дружинами. В правление Гедимина обозначилось стремление вовлечь в орбиту литов. влияния Новгородскую землю. В 1333 г. по заключенному договору получил кормление в новгородских пригородах Наримант. В лат. документах, выходивших из канцелярии Гедимина, он именовался «Dei gratia Lethowinorum Ruthenorumque rex», что отражало двойственный состав его гос-ва. Укрепление позиций Гедимина вызывало противодействие Орды. Уже в 1325 г. хан Узбек послал своих вассалов - русских князей в поход на Литву. В кон. 30-х гг. XIV в. монг. и русские князья предприняли поход на связанный с Литвой Смоленск. Гедимин искал союзников в борьбе с орденом среди христ. правителей - противников ордена. Наиболее важным шагом был брак в 1325 г. его дочери Анны (в крещении) с наследником польск. трона Казимиром (см. Казимир III Великий ). Позднее литов. войска приняли участие в польск. походе на Бранденбург. Однако сотрудничество с «язычниками» вызвало отрицательную реакцию в христ. Европе, и Польша не смогла использовать в своих интересах литов. союз.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

Имея в виду, что внебогослужебные собеседования и катехизические введены с целью религиозно-нравственного просвещения православной паствы, а торжественные вечерни по воскресным и праздничным дням-в целях отклонить прихожан от развлечений, нарушающих святость праздничного дня, Святейший Синод определяет: предписать Епархиальным Преосвященным доставить точные и обстоятельные сведения, во всех ли церквах исполняются требования циркулярных Синодальных указов, о торжественных вечернях, внебогослужебных собеседованиях и катехизических поучениях, и если где таковые требования не исполняются, то объяснить, какие встречены затруднения к исполнению означенных Синодальных распоряжений; о чём, к исполнению, послать по принадлежности, печатные циркулярные указы. Июня 25 дня 1891 г. 15. -слушали представления Епархиальных Преосвященных и Протопресвитера военного и морского духовенства о награждении лиц духовного и светского звания орденом Св. Анны 3-й степ., по статуту сего ордена. Приказали: На основании Синодального циркулярного указа от 15 Января 1868 г. 1, представления о награде орденом Св. Анны 3-й степ. по статуту должны поступать в Святейший Синод к 15 Сентября, при внесении же сих представлений в Кавалерскую Думу ордена Св. Анны, согласно требованиям ст. 518 и 567 т. I учрежд. орд., изд. 1876 г., обязательно прилагаются об удостаиваемых лицах, не состоящих в отставке, формулярные их списки, а об отставных-надлежаще засвидетельствованные копии с аттестатов или указов об отставке, при чём Кавалерская Дума требует формулярных списков и о таких лицах, кои на службе не состояли и не состоят, каковы например купцы, и в случае непредставления формуляров отказывает в награде. Между тем многие Епархиальные Преосвященные вносят свои представления о статутских наградах в Святейший Синод не в установленный для сего срок и не всегда прилагают требуемые законом формулярные списки представляемых к награде, ограничиваясь одними наградными списками, а относительно купцов объясняют, что лица эти, как не состоящие на государственной службе, формулярных списков не имеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А пока архиереям самим предоставлялось заботиться о правильной организации школ: перебрав все предложенные способы получения средств, Присутствие отвергло их один за другим либо отнесло на добровольное соглашение с прихожанами и местными властями 1090 . Единственным конкретным решением стала отмена преподавания в семинариях медицины, сельского хозяйства и естественной истории с введением взамен педагогики и практики в организуемых при семинариях воскресных школах 1091 . Кроме того, Присутствие ходатайствовало о награждении духовенства за труды по народному образованию орденом Св. Анны III степени, а с министрами внутренних дел, государственных имуществ и народного просвещения договориться «об устранении неправильного вмешательства светских властей в управление ЦПШ, равно и в занятия духовенства по обучению в светских училищах» 1092 . Вопрос о награждении орденом Св. Анны III степени Присутствие решило в течение 1867 г., согласовав условия награждения с Советом Министерства народного просвещения, канцлером капитула российских орденов В. Ф. Адлербергом и II Отделением 1093 . 4 декабря 1867 г. Царь утвердил мнение Госсовета по данному вопросу. Право на орден Св. Анны III ст. получало духовное лицо, учредившее школу на 20 человек и содержавшее ее в течение 7 лет либо проявившее особое усердие в обучении в народных школах в течение 25 лет 1094 . Пока правительственные структуры спорили о месте и роли духовенства в нравственном воспитании и образовании народа, численность ЦПШ стремительно сокращалась: с 22 305 в 1864 г. до 4400 в 1881 г., т. е. на 17 905. В основном прекратили существование мелкие школы: если в 1864 г. на одну школу в среднем приходилось 19,2 ученика, то в 1881 г. – 24,2. В этот процесс свою лепту внес Д. Толстой: в соответствии с Положением от 26 мая/6 июня 1874 г. ЦПШ стали интенсивно замещаться начальными народными училищами МНП, в которых духовенству отводилась всего лишь роль учителей 1095 . Но так же стремительно распространялись в обществе критические, по отношению к религии, настроения, безверие – явления, в которых приверженцы Православия обвиняли высшие классы, подменившие церковное воспитание общественным 1096 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Научная деятельность о. Аввакума в то время состояла главным образом в написании статей и рецензий. По свидетельству Ф.Р. Остен-Сакена, «как ни малообъемисты эти труды, надо было иметь обширные лингвистические сведения, чтобы написать их», и далее: «в 1855 – 1857 гг., когда о. Аввакум проживал в Иркутске, ни одна статья об Амурском крае, Монголии и т. д. не печаталась в “Записках” Сибирского отдела нашего Общества без его рассмотрения; пространные рецензии, которые сообщал он Азиатскому Департаменту (МИДа.— П.Г. ) об ученых трудах, доставлявшихся членами Пекинской Миссии нашей, отличались полнейшей добросовестностью и основательностью» . Посвятив два года дипломатической деятельности в Восточной Сибири, о. Аввакум в начале 1857 г. по приглашению Е.В. Путятина присоединился к его миссии, имевшей назначение в Китай. В течение 1857 – 1858 гг. о. Аввакум принимал активное участие в переговорах с китайской стороной, а также присутствовал при заключении Тяньцзиньского трактата, который был подготовлен и его трудами. Из экспедиции Путятина о. Аввакум вернулся в Иркутск. Но уже в следующем 1859 г. он из-за отсутствия переводчиков требуемой квалификации должен был сопровождать Н.Н. Муравьева-Амурского в его экспедиции в Японию, предпринятую для переговоров о торговых сношениях и об острове Сахалин. Только в 1860 г. о. Аввакум окончательно возвратился в Петербург и поселился в Александро-Невской лавре, занявшись переводами. После о. Аввакума остались две рукописи переводов с китайского языка, судьба которых остается неизвестной: «Любомудрие китайцев» и «Нравственная философия китайцев». Д.С. Честной получил высокую оценку синологов всего мира. Крупнейший российский китаист XIX в. В.П. Васильев писал о нем: «Это был редкий человек по благородству, и по глубокому изучению Китая, и по светлой мысли в голове» .   За заслуги перед Российской Церковью, наукой и дипломатией о. Аввакум в 1837 г. был награжден орденом св. Анны 2-й степени, в 1842 г. — орденом св. Владимира 3-й степени, а в 1858 г. — орденом св. Владимира 2-й степени .

http://bogoslov.ru/article/2798315

Однако... Я знал, конечно, что Вы - человек, так сказать, по определению знаменитый. Да, именно по определению: наследник британского престола от рождения обречен на всемирную известность. И впрямь, как только Вы 14 ноября 1948 года явились на свет, так тотчас уже 15 ноября кто-то где-то разыскал затерянный в мировом океане островок, и его нарекли Вашим именем. Когда Вам было всего десять лет, Вас наградили орденом Подвязки. А в 2012 году, когда уже хорошо перевалило за шестьдесят, кто-то где-то обнаружил неизвестный науке вид лягушек и его тоже назвали в честь Вас - Hyloscirtus princecnarles - лягушки имени принца Чарли. Потом ордена посыпались на Вас как из рога изобилия, одних только иностранных - больше двух десятков. Шотландцы наградили Вас орденом Чертополоха. У русской поэтессы Анны Ахматовой есть строки: Когда погребают эпоху, Надгробный псалом не звучит, - Крапиве и чертополоху Украсить её предстоит... Нет у Вас ещё и ордена Крапивы? Жаль. Он мог бы не только украсить Вас, но давал бы полное моральное право пороть натуральной крапивой своих отпрысков - Уильяма и Гарри. Но зато африканская республика Малави пожаловала Вас орденом Льва. У нашего писателя Антона Чехова есть рассказ " Орден Льва и Солнца " . В нем изображен мелкий чиновник заштатного городишки, прослышавшего, что в Персии есть такой орден, и он воспылал желанием получить его. И что ж Вы думаете? Получил! Однажды в этом городке каким-то образом оказался важный персидский вельможа. Чиновник всюду сопровождал его и без конца твердил: " Мы, русские, любим персов! Мы, русские... " И вельможа действительно прислал ему этот орден. Чиновник был счастлив, но тут же возмечтал о новом ордене, может быть, Чертополоха. Но что ордена! Гораздо внушительней коллекция Ваших воинских званий. Оказывается, Вы - адмирал флота. Даже Ваш легендарный соотечественник Горацио Нельсон был вице-адмиралом, а тут... Так кто же разгромил Непобедимую армаду испанцев, кто одержал победу над французским фотом в Трафальгарском бою - не Вы ли?

http://ruskline.ru/opp/2014/05/30/niwij_...

§3. Служебные права военного духовенства. Права духовных лиц военного ведомства на пенсии по болезням в 1881 г. июня 11-го были уравнены с правами военных чиновников: «одержимые тяжкими неизлечимыми болезнями, лишающими их возможности не только продолжать службу, но и обходиться без постояннаго посторонняго ухода (случаи эти объяснены в изданной от медицинского совета для врачей инструкции), получают при отставке в пенсию: прослужившие от одного года до 5 лет единовременно годовое жалованье; прослужившие 5 л. и более, до 10 лет, получают в пенсию 1 / 3 жалованья; прослужившие от 10 до 20 л. – 2 / 3 жалованья, а 20 лет – полное жалованье» 182 . Право на получение эмеритальной пенсии распространено на нештатных дьяконов, состоящих при местных военных Церквах 183 . В остальном, пенсии военному и морскому духовенству, и после вышеприведенных законов 24 июня 87 г. и 9 января 1890 г. о военном и морском духовенстве, производятся на прежних основаниях и рассчитываются из прежних окладов содержания впредь до изменения правил пенсионного Устава 184 . – За выслугу лет священнослужители военного ведомства награждаются орденами по правилам, Высоч. Утвержденным 15 янв. 1895 г., именно: 1) за выслугу 35 лет – священники награждаются орденом св. Владимира 4-й степ. с надписью «35 лет», а дьяконы (штатные и нештатные) – орденом св. Анны 3-й степ.; если же они получили сей орден ранее выслуги 35 лет, то награждаются орденом св. Влад. IV степ. с надписью «35 лет»; 2) при исчислении срока выслуги священников и дьяконов, подлежащих награждению указанными орденами, принимается в расчет год за год, как служба сих лиц, со дня рукоположения их в священный сан, в ведомствах военно-сухопутном, военно-морском или епархиальном, так равно и время, проведенное ими до поступления в духовное звание, на учебной или гражданской службе в классных чинах, с тем, однако, чтобы перешедшие в военное ведомство священнослужители были удостаиваемы орденов, за выслугу, по прослужении в сем ведомстве не менее семи лет; 3) относительно уменьшения срока выслуги орденов для лиц, удостоившихся Высочайших благоволений, к священнослужителям военного ведомства применяются правила, содержащиеся в статье 470-й учрежд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод слушали предложение господина Синод. Обер-Прокурора, от 5 текущего ноября за 5892, в котором изъяснено: а) что в Государственный Совет внесено было по Высочайше утвержденному присутствию по делам православного духовенства представление о предоставлении лицам духовного звания прав на получение ордена Св. Анны 3 степени, по статуту, за труды по народному образованно и б) что ныне Государственным Секретарем сообщено Высочайшее повеление об исполнении последовавшего в Государственном Совете мнения по этому предмету. При сем приложены в списках: 1) отношение Государственного Секретаря, от 30 минувшего октября за 1913 и 2) самое мнение Государственного Совета. В означенном отношении Государственный Секретарь, по изложении изъясненного Высочайшего повеления, присовокупил, что Государственный Совет, постановив по настоящему делу мнение, вместе с тем положил предоставить Министру Народного Просвещения, по сношении с духовным ведомством, установить порядок наблюдения за действительным существованием народных школ, учреждаемых и содержимых духовенством, и за должным исполнением обязанностей по оным со стороны их содержателей; и что, о таковом постановлении Государственного Совета, удостоенном Высочайшего утверждения, сообщено в Министерство Народного Просвещения. В самом же мнении Государственного Совета изъяснено: Государственный Совет, в департаменте законов и в общем собрании, рассмотрев представление Обер-Прокурора Святейшего Синода о предоставлении лицам духовным прав на получение ордена Св. Анны 3 степени, по статуту, за труды по народному образованию, мнением положил: сохраняя для духовенства силу общего узаконения, изображенного в пункт 22 ст. 581 т. I учр. орд. 32 , предоставляющая право на награду орденом Св. Анны 3 степени лицам всех состояний, кроме податного, за учреждение училища на 20 человек и содержание оного в течении семи лет, постановить, в дополнение п. 24 той же ст. 581, что лицам духовного звания предоставляется право на получение ордена Св. Анны 3 степени и за особо усердное, по засвидетельствованию начальства, исполнение в течение 25 лет обязанностей по обучению в народных школах. Его Императорское Величество таковое мнение Государственного Совета Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить, 30 октября 1867 года. Приказали: об объясненном Высочайше утвержденном мнении Государственного Совета, для сведения и надлежащего в потребных случаях руководства и исполнения, дать знать циркулярно печатными по духовному ведомству указами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010