4) В испрошении наград держаться строго порядка постепенности оных, допускам изъятия лишь в тех исключительных случаях, когда пожертвование, по его размерам или иная какая заслуга, по ее значению, выходят из круга обыкновенных. 5) При ходатайстве о наградах, назначаемых в установленном по положению 31 июля 1859 года порядке, представлять, по разосланной при циркулярном указе Святейшего Синода от 23 октября 1864 года форме, наградные о каждом лице списки; прочие же документы, исчисляемые выше в п. 9-м 1-го отдела настоящих правил, требуются только при представлении к наградам по орденским статутам, а при ходатайствах последнего рода не прилагаются. 6) Как при Представлении к ордену Св. Анны, по статуту, в списках, составляемых по приложенной к ст. 536 учр. орд. форме, так и при ходатайстве о наградах, испрашиваемых на основании положения 31 иоля 1859 года, в наградных списках, составляемых по приложенной к указу Святейшего Синода 23 октября 1864 года форме, обозначать неупустительно, согласно заглавию в тех и других из этих списков, когда и за что именно каждый из представляемых, был удостоен прежде полученных им наград. 7) Согласно учр. орд. ст. 852 и п. 5 означенного указа Святейшая Синода 1864 года, предварительно внесения в Синод ходатайств того и другого рода, делать, всякий раз, непременно с губернским начальствам (а не с подведомственными оному местами и лицами) сношение о том, нет ли препятствий к награждению представленных лиц и о полученных отзывах прописывать неупустительно как в представлении, так и в самых списках каждого представляемого лица. 8) Ходатайства как о наградах орденом Св. Анны по статуту, в назначенный годовой срок, так и о наградах, испрашиваемых на основании положения 31 июля 1859 г., по прошествии каждой трети года, излагать отнюдь не в отдельных о каждом лице рапортах или представлениях, но в одном общем каждый раз представлении обо всех представляемых из епархии лицах, с надлежащим в таковом представлении объяснением заслуг каждого лица в особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анны 3-й ст. в таком только случае, когда учредитель или благотворитель содержанием того или другого из заведений сего рода в продолжение, по крайней мере, семи лет упрочит существование оного, или же внесёт потребную, по исчислению, для этой цели сумму. 8) В представлениях о награждении орденом Св. Анны по Статуту описание отличий должно содержать в себе не одно только повторение общих выражений, употреблённых в статутах орденов для обозначения отличий, но подробное, ясное и определительное изложение самых действий, составляющих отличия, за которые представляемые удостаиваются испрашиваемой награды, без исчисления, впрочем, других заслуг, не имеющих прямого отношения к заслугам, по Статуту указанным. 9) При представлениях сего рода, на основании ст. 536 и 589 учр. орд., доставлять о каждом представляемом лице особые списки по приложенной к 536 статье форме, а сверх того прилагать о лицах купеческого состояния формулярные, истребованные, откуда следует, списки о службе их в должностях, замещаемых по выборам, если они состоят, или состояли в таковых должностях, а об отставных военных и гражданских чиновниках, сверх надлежаще засвидетельствованных формулярных списков о бывшей их службе, прилагать и подлинные аттестаты, при увольнении от службы от начальства им выданные, как требуется Кавалерскою Думою, на основании 1 примеч. к ст. 589. При сем иметь в виду, а) что формулярные списки, на основании примеч. 1 к ст. 589, в случае нужды, могут быть заменяемы засвидетельствованными в установленном порядке копиями с них, а замена аттестатов копиями, по принятому Кавалерскою Думою порядку, не дозволяется, и б), что в том случае, когда представляемый ни в государственной службе, ни в службе по выборам не состоял, непременно должно пояснять о сем в представлении. В последнем случае, вместо формулярных списков, могут быть представляемы наградные, составленные по приложенной к ст. 1147 уст. служб. прав. (по прод.) форме под литер. Б. II. При представлении к наградам за службу в звании церковного старосты, за пожертвования в пользу церквей или Духовных учреждений и за другие неслужебные (кроме исчисленных в орденских статутах) отличия или заслуги по Духовному ведомству: 1) подобного рода представления, согласно Высочайше утверждённому 31 Июля 1859 года Положению о наградах 1 примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря И.Ф. Крузенштерну были составлены более точные топографические карты побережий Аляски, Японии, Китая, а также обнаружены неизвестные рифы и камни, представляющие угрозу для мореплавания. Летом 1805 года экипаж «Надежды» исследовал Охотское море и устье Амура, а затем двинулся в китайский город Кантон. Здесь И.Ф. Крузенштерн продал все русские товары и меха и закупил китайский шелк и фарфор. В феврале 1806 года И.Ф. Крузенштерн отправился через Южно-Китайское море к Индийскому океану, а затем, обойдя мыс Доброй Надежды, направился к берегам Англии и 7 (19) августа 1806 года вернулся в Кронштадт. За три года плавания «Надежда» под командованием И.Ф.Крузенштерна не потеряла ни одного человека. За свое кругосветное путешествие И.Ф.Крузенштерн был высочайше награжден орденом Святой Анны II степени. Орден Святой Анны II степени Во время проведения кругосветной экспедиции: 1) Были существенно исправлены географические карты; 2) На карту было нанесено западное побережье Японии, восточный берег и южная часть Сахалина, исследована часть Курильских островов; 3) установлен новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске; 4) Иван Фёдорович не только открыл и нанес на карту многие острова, описал часть северо-западного побережья Тихого океана и составил его первый атлас, но и стал одним из основоположников проведения океанологических исследований, тем самым было положено начало новой науки – океанологии. А за составление «Атласа Южного моря» И.Ф. Крузенштерн в 1837 году был награжден Демидовской премией с вручением золотой медали — высшей научной награды того времени. 5) Кругосветная экспедиция под началом И.Ф. Крузенштерна собрала богатые этнографические, ботанические, зоологические коллекции, а также провела большое количество астрономических наблюдений. За эти заслуги Академия наук в 1806 году избрала И.Ф. Крузенштерна своим почетным членом. В 1809–1812 гг. Иван Федорович Крузенштерн издал три тома своего «Путешествия вокруг света в 1803–1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». Труд этот, переведенный во многих европейских странах, сразу завоевал общее признание.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/18/...

Прохождение диаконского служения, будучи естественным подготовлением к священству, соединяется, по возможности, с обязанностями законоучителя и учителя в начальных школах» 310 . На должность псаломщика, «при недостатке в лицах, окончивших курс в Духовных Семинариях, Епархиальным Преосвященным предоставляется назначать лиц безукоризненного поведения, твердых в знании Церковного Устава и искусных в чтении и пении церковном» 311 . Как видно, в пореформенный период государственная власть сделала попытку регламентации уровня образованности духовенства. Ее цели были достаточно прозрачны: священники и диаконы должны были стать учителями в церковно-приходских и церковных школах грамоты и законоучителями в других учебных заведениях; более того, сословие, на которое возлагалась функция удержания народа в повиновении империи, должно было быть хорошо образовано и динамично. Особенно актуальна эта функция стала со временем активизации антиправительственных движений. Тем не менее замысел государственной власти не удался. По причине отсутствия желающих рукоположения хорошо образованных ставленников, правящие епископы зачастую хиротонисали в священный сан не окончивших семинарии, а на места церковнослужителей (псаломщиков) назначали лиц с минимальным (начальным) образованием. Посредством консисторий осуществлялось награждение священно- и церковнослужителей. До 1867 г. орденом св. Анны 3-й степени могли быть награждены «лица всех состояний, кроме податного, за учреждение училища на 20 человек и содержание оного в течение семи лет». 30 октября 1867 г. право на получение ордена св. Анны 3-й степени было предоставлено духовенству «за особо усердное, по засвидетельствованию начальства, исполнение в течение 25 лет обязанностей по обучению в народных школах» 312 . В 1870-х гг. права на получение этого ордена духовенством были расширены. По свидетельству «Донских епархиальных ведомостей», быть представленным к этой награде могли: «Протоиерей или священник, исправлявший с особенным усердием двенадцать лет сряду одну и ту же должность благочинного или члена Духовной Консистории, Духовного Правления, Епархиального Попечительства о бедных духовного звания, Правления семинарии или духовного училища от епархиального ведомства» 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в испрошении наград держаться строго порядка постепенности их, допуская изъятия лишь в тех исключительных случаях, когда пожертвование, по его размерам, или иная какая заслуга, по ее значению, выходят из круга обыкновенных; при ходатайстве о наградах, назначаемых в установленном по положению 31 Июля 1859 г. порядке, представлять, по разосланной при циркулярном указе Святейшего Синода от 23 Октября 1864 г. форме, наградные о каждом лице списки; прочие же документы, исчисляемые выше в п. 91-го отдела настоящих правил, требуются только при представлении к наградам по орденским статутам, а при ходатайствах последнего рода не прилагаются; как при представлении к ордену св. Анны, по статуту, в списках, составляемых по приложенной к ст. 518 Учр. Орд. форме, также и при ходатайстве о наградах, испрашиваемых на основании положения 31 Июля 1859 г., в наградных списках, составляемых по приложенной к указу Святейшего Синода 23 Октября 1864 г. форме, обозначать неопустительно, согласно заглавию тех и других из этих списков, когда и за что именно каждый из представляемых был удостоен прежде полученных им наград; согласно Учр. Орд. ст. 820 и п. 5 означенного указа Святейшего Синода 1864 г., предварительно внесения в Синод ходатайств того и другого рода, делать, всякий раз, непременно с губернским начальством (а не с подведомственными ему местами и лицами) сношение о том, нет ли препятствий к награждению представленных лиц и о полученных отзывах прописывать неопустительно как в представлении, так и в самих списках каждого представляемого лица; ходатайства как о наградах орденом св. Анны по статуту, в назначенный годовой срок, так и о наградах, испрашиваемых на основании положения 31 Июля 1859 г. по прошествии каждой трети года, излагать отнюдь не в отдельных о каждом лице рапортах или представлениях, но в одном общем каждый раз представлении обо всех представляемых из епархии лицах, с надлежащим в таком представлении объяснением заслуг каждого лица в особенности. При этом предварены епархиальные и прочие духовные начальства, что те о наградах представления, в которых, и по объявлении настоящих правил, будут встречаться такие, или иные упущения,

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Владимира I ст., Калужского епископа Феофилакта, князя Голицына и статс-секретаря Сперанского – тем же орденом II степени, обер-священника Державина – Анны I ст. и правителя дел Комитета, обер-секретаря Св. Синода Данилова – Анны II ст. с алмазными знаками. Подвигнутый этим новым опытом Высочайшего благотворного внимания к благоустроению духовенства и расширению духовного просвещения, Св. Синод поручил кн. Голицыну испросить соизволение Государя Императора на принесение всеподданнейшей Его Величеству благодарности и в назначенный Государем день, 22 Июля, предстал пред Государем в Петергофе в полном составе своих членов 31 . Митрополит Амвросий выразил чувства глубочайшей признательности и преданности от лица всей Российской Церкви. На речь митрополита Государь отвечал милостивыми словами: «Я, предоставя выгоды для духовных училищ, имел в виду то удовольствие, что они и при распространении всенародного просвещения всегда будут стараться идти по-прежнему впереди». В Августе начала свои действия Комиссия Духовных Училищ. В состав её вошли все те же члены, которые были в Комитете. Вновь назначен только пожалованный на место Краснопевкова духовником П.В. Криницкий 32 . Председателя в Комиссии не было, как не было и в Комитете. По Высочайше утверждённому Положению о Комиссии представление Государю Императору всеподданнейших докладов и сношение с Министрами и вообще с начальствующими лицами и учреждениями по делам Комиссии возлагалось на одного из членов, по избранию Комиссии; но на первый раз тем же Положением это предоставлено было князю Голицыну. В Сентябре 1808 г. он находился в свите Государя во время путешествия Его в Эрфурт для свидания с Наполеоном. При том положении, какое он занимал и при множестве лежащих на нём обязанностей, конечно, трудно было ожидать, тем более требовать от него каких-либо специальных трудов по делам Комиссии. Однако же, независимо от постоянного и деятельного участия в общих совещаниях Комиссии, он исполнил некоторые специальные поручения Комиссии и внёс некоторые предложения, получившие значение законодательных постановлений на будущее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Приведу примеры награждения духовенства и по итогам Первой Мировой войны. 227 священников получили тогда золотые кресты на георгиевской ленте, 85 удостоились ордена Св.Влаимира З-й степени с мечами, 20З – того же ордена 4-й степени с мечами, З04 награждены орденами Св.Анны 2-й степени с мечами, 2З9 - орденом Св.Анны З-й степени с мечами. Кавалерами солдатского ордена Св.Георгия 4-й степени стали 14 человек. Погибло и умерло от ран З0 священников, ранено около 400. Более 100 попали в плен, но и там продолжали проводить пастырскую работу. Востребованность священнослужителей в войсках у тех, кто реально находился в зоне боевых действия, сегодня так же сомнений не вызывает. Неоднократно выезжая в длительные командировки, сам проходя в течение пяти лет службу в подразделении специального назначения, могу свидетельствовать о крайне благожелательном отношении командиров к пребыванию с ними в пунктах временной дислокации священнослужителей. Постоянно находились в с военнослужащими по просьбе командования священники в ПВД софринской и лебяжьинской бригад оперативного назначения, отрядах специального значения «Урал», «Тайфун», «Мечел», «Ратник», «Росич», «Витязь» ВВ МВД России, других боевых подразделениях. Привычными выглядели в командировках палатки, увенчанные крестом, которые редко пустовали. Сегодня храмы и часовни возведены практически во всех кавказских гарнизонах, базах и на заставах. Нелишним будет здесь упомянуть о мечетях, построенных по просьбе командования в военных городках специального моторизованного полка «Север» и батальона «Юг» ВВ, укомплектованных этническими чеченцами. В них регулярно совершаются намазы и читаются антиваххабитские проповеди, утверждённые муфтиятом Чеченской Республики. Во время своей крайней командировки на Кавказ, я стал невольным свидетелем реабилитационных мероприятий в одном из самых боевых отрядов спецназа ВВ – «Вятич», который понёс потери. В состав группы медиков и психологов, по просьбе командования объединённой группировкой войск, были включены и два священнослужителя, прибывшие в командировку по линии Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с ВС и правоохранительными учреждениями. Их публичные выступления и индивидуальные беседы с солдатами и офицерами высоко были оценены командованием отряда, а несколько человек изъявили желание приять Таинство Крещения. Какого либо давления со стороны батюшек на принятие ими такого решения я не заметил. Мало того, священники вручили лучшим военнослужащим отряда специально изготовленные наградные нательные золотые крестики с барельефом св.Владимира – небесного покровителя Внутренних войск.

http://radonezh.ru/analytics/v-poiskakh-...

27 марта 1882 г. И. был награжден орденом св. Анны 3-й степени; был первым среди всех настоятелей Глинской обители XVIII-XIX вв. удостоен сана архимандрита (31 мая 1887). При И. развивалась благотворительная деятельность пустыни, в отчетах о состоянии Курской епархии за 1862-1887 гг. архиереи отмечали, что хотя «странным и бедным оказывают вспомоществование все монастыри, но в сем отношении преимущество имеет пустынь Глинская». Для этой цели в обители была устроена гостиница, а в дер. Заруцкой и на подворье при сеймских мельницах - странноприимные дома, где останавливались на ночлег богомольцы. В странноприимницах жили также бедные жители ближайших селений, в основном неспособные к труду по старости или болезни. При И. в обители ежегодно призревалось 15-20 тыс. чел. обоего пола. Все они безвозмездно получали пищу, кроме того, «беднейшие из них снабжались от обители одеждой, бельем, обувью и деньгами для дальнейшего пути» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 581. Л. 14). Заболевших помещали в больницу или выдавали им лекарства. На содержание странноприимниц ежегодно расходовалось 3-5 тыс. р., не считая стоимости выдаваемого хлеба и лекарств. Глинские иноки щедро раздавали нуждающимся хлеб, поэтому в 1885 г. Курский еп. Михаил (Лузин) в отношении обер-прокурору Синода писал, что Глинская пуст. имеет «особую нужду в хлебе по множеству приходящих богомольцев и бедных» (Там же. Оп. 170. Д. 1372. Л. 6). В годы русско-тур. войны (1877-1878) И. устроил в монастырской больнице лазарет для больных и раненых воинов. 21 авг. 1877 г. в лазарет поступил 21 раненый. Лечение проводилось под непосредственным наблюдением приглашенного из Глухова врача. За больными и ранеными ухаживали смотритель больницы фельдшер-мон. Дамиан (Костров), его помощник мон. Моисей и 4 послушника, прошедшие до поступления в мон-рь военную службу. На содержание лазарета пустынь израсходовала 2 тыс. р. К кон. 1877 г. 19 выздоровевших воинов перешли в ведение путивльского уездного начальства, а 2 тяжелораненых оставались в больнице. 1 июля 1879 г. в лазарет поступили еще 25 воинов, в основном из гвардейских и гренадерских полков. Они «были размещены в монастырской больнице с полным удобством и покоем» (Там же. Оп. 442. Д. 790. Л. 6 об.). В 1877-1878 гг. посещавший лазарет уполномоченный Главного управления Об-ва Красного Креста В. А. Кочетов «остался весьма доволен как помещением больницы, так и всем принадлежащим к содержанию больных и соблюдаемыми в больнице чистотою и порядком» (Там же. Л. 7). И. и братия получили Высочайшую благодарность покровительницы Об-ва Красного Креста имп. Марии Александровны.

http://pravenc.ru/text/389627.html

Есть ли кто в другом месте лишился доверия и удален от должности, в сем уже заключается для начальства право отнять от него почетное в епархии место. Есть ли из монашествующих будут желающие перейти к вам, отпустятся с миром. Только братию Лавры не искушайте приглашениями. Из нее нередко крадут людей и возводят на высшие должности, а от сего родится искушение честолюбия. Благодарение Господу, люди есть, но место требует многих и многого от них. Причетников можете брать столько, сколько угодно, только бы пошли. Посылать нет права, разве по воле Св. Синода. Немалый, думаю, предлежит вам труд в очищении православия от праха прежней унии. Циркулярные подтвердительные предписания несильно ведут к цели. Нужно найти в духовенстве людей, особенно преданных православию и своему служению, и их со вниманием, благоволе- —572— 1866 г. нием и терпением направлять и поддерживать. Для них особенно должны быть открыты отношения к начальству свободные и простые. Тогда можно пробудить действование одушевленное и можно возбудить других к подражанию. Мало говорите вы о сношениях ваших в Петербурге, и ничего о сношениях с вашим предшественником. Впрочем это только из соучастия, а не выведывания… да будет и слово и молчание. Остаюсь с благодарным памятованием вашего сотрудничества, и с любовью к вам о Господе». При этом милостивом послании приложено было черновое письмо владыки от 17-го сентября к Обер-Прокурору Св. Синода, графу Д.А. Толстому, в котором он ходатайствует о представлении меня к награждению орденом Св. Анны 1-й ст. Вот содержание этого лестного для меня письма: «Преосвященный Савва, до 17 дня прошедшего июня епископ Можайский, Московский викарий, а ныне Полоцкий, со времени рукоположения его в священство проходил церковную и училищную службу доныне 24 года, в том числе в сане епископа четыре года без одного месяца. Как ближайший наблюдатель его служения в должности синодального ризничего, потом ректора семинарии и академии и, наконец, викария, долгом справедливости признаю свидетельствовать, что он проходил сии должности всегда с отличным достоинством в нравственном, ученом и административном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30-го декабря Батьянов был контужен осколком бомбы в правое плечо и несмотря на боль, остался на бастионе. Мичман Батьянов приказом Главнокомандующего, отданным 26 ноября, награжден орденом Святой Анны с бантом. Брат его, 34-го экипажа лейтенант Батьянов, служил также с отличием. В вылазку 29-го ноября, когда взяты были неприятельские мортиры, он вел 80 человек охотников матросов, был ранен пулею, которая остановилась в позвоночном хребте, и через несколько дней умер в больших мучениях. 29-го Флотского экипажа матрос Савастьян Литвинов. Находясь в прислуге у орудия и будучи контужен в голову, не захотел оставить своего орудия; через три дня получил две раны в один день, в грудь и ногу; оба раза, перевязавшись, несмотря на боль, явился к своему орудию, при котором был командиром, и на предложение товарищей отдохнуть, отвечал: Пока во мне есть хоть капля крови, я не оставлю своего орудия». Таковым презрением опасности и исполнением долга он подавал пример своим товарищам. За два дня до знаменитого Инкерманского сражения, происшедшего 24-го октября 1854 года, в Севастополь прибыли великие князья Николай и Михаил Николаевичи, присланные по их настоятельной просьбе на театр военных действий державною волею их августейшего отца. Долг чести требует отправить моих рекрутов в Крым к Меншикову, говорил император Николай Павлович окружающим, отправить с тем, чтобы они там оставались при нем до миновения опасности или до изгнания врага. Если опасность есть, то не моим детям удаляться от нея. Присутствие их докажет войскам мое доверие к ним. Молодые, высокие, красивые офицеры князья Николай Николаевич 23 года, Михаил Николаевич, 22 лет, остановившись передохнуть на северной стороне в маленьком почтовом домике, 23-го октября были уже в войсках, передавая лично приветствие Императора, были встречены великим ликованием воинов защитников Севастополя Истинными героями держали себя во время Инкерманского сражения великие князья в подлинном донесении князя Меншикова Его Императорскому Величеству Императору Николаю I о сражении 24-го октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010