29 мая 1807 года в восточной Пруссии под Гейльсбергом в кровопролитной битве, унёсшей  тысячи жизней,  20-летний Батюшков был ранен. Его «вынесли полумёртвого из груды убитых и раненых товарищей» и отправили на лечение в Ригу. «Любезный друг! Я жив, – писал Батюшков своему другу Н.И. Гнедичу. – Каким образом – Богу известно. Я в Риге. Что мог вытерпеть дорогою, лёжа на телеге, того и понять не могу. Наш батальон сильно потерпел. Все офицеры ранены, один убит. Стрелки были удивительно храбры, даже до остервенения». Уже через год отважный молодой офицер снова в строю. Он становится участником баталий в русско-шведской войне 1808–1809 годов. В награду за храбрость Батюшков получил орден Святой Анны 3-й степени. В 1810 году он вышел в отставку. Однако отставным офицером пробыл недолго. Отечественная война 1812 года призвала поэта-воина постоять за родную землю и православную веру: «Теперь стыдно сидеть над книгою; мне же не приучаться к войне. Да, кажется, и долг велит защищать Отечество и государя нам, молодым людям», – писал он Вяземскому 1 июля 1812 года. 29 марта 1813 года  Константин Батюшков был зачислен штабс-капитаном в Рыльский пехотный полк, стал участником заграничных походов русской армии 1813–1814 годов. В октябре 1813 года он писал Гнедичу о своих военных наградах – двух крестах: «Я представлен к Анне за последние дела и к Владимиру – за первые… Пришли мне Анненский крест, хорошей работы и хорошего золота, с лентою, небольшой величины… Ещё купи Владимирский крест: я к нему представлен за Теплиц… Здесь этого не сыщешь, а при генерале неловко не носить крестов. Не забудь и георгиевских лент для медали». Свои кресты поэт заслуживал собственной кровью: «Что в офицере без честолюбия? Ты не любишь крестов? – иди в отставку! А не смейся над теми, которые их покупают кровью!» За отвагу в «битве народов» под Лейпцигом – одном из главных сражений с Наполеоном – Батюшков был награждён орденом Святой Анны 2-й степени. Будучи адъютантом генерала Раевского, русский «Ахилл» прошёл победоносный военный путь до Парижа, а затем через Англию, Швецию и Финляндию вернулся в российскую столицу.

http://radonezh.ru/analytics/dva-kresta-...

9-м 1-го отдела настоящих правил, требуются только при представлении к наградам по орденским статутам, а при ходатайствах последнего рода не прилагаются. 6) Как при представлении к ордену Св. Анны, по Статуту, в списках, составляемых по приложенной к ст. 536 учр. орд. форме, так и при ходатайстве о наградах, испрашиваемых на основании Положения 31 Июля 1859 года, в наградных списках, составляемых по приложенной к указу Святейшего Синода 23 Октября 1864 года форме, обозначать неопустительно, согласно заглавию в тех и других из этих списков, когда и за что именно каждый из представляемых был удостоен прежде полученных им наград. 7) Согласно учр. орд. ст. 825 и п. 5 означенного указа Святейшего Синода 1864 года, предварительно внесения в Синод ходатайств того и другого рода, делать, всякий раз, непременно с Губернским Начальством (а не с подведомственными оному местами и лицами) сношение о том, нет ли препятствий к награждению представленных лиц и о полученных отзывах прописывать неопустительно как в представлении, так и в самых списках каждого представляемого лица. 8) Ходатайства как о наградах орденом Св. Анны по Статуту, в назначенный годовой срок, так и о наградах, испрашиваемых на основании Положения 31 Июля 1859 года по прошествии каждой трети года, излагать отнюдь не в отдельных о каждом лице рапортах или представлениях, но в одном общем каждый раз представлении обо всех представляемых из Епархии лицах, с надлежащим в таковом представлении объяснением заслуг каждого лица в особенности. 9) Указываемых в п. 1, 5, 6 и 8 отдела 2-го правил держаться в точности и при представлении лиц Духовного звания к награде за труды по народному образованию установленною на основании Высочайше утверждённого 26 Июня 1864 года Положения Комитета Министров серебряною медалью, с надписью «за усердие», для ношения на груди на Александровской ленте. Впрочем представления о пожаловании сей медали должны делаться, хотя и в одни сроки с представлениями о других наградах за неслужебные отличия, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По статуту право на орден св. Анны 3-й степени имеют: 1) протоиереи или священники, с особенным усердием исправлявшие 12 лет сряду (без перерывов) одну и ту же должность благочинного или члена духовной Консистории, духовного правления, епархиального попечительства о бедных, правления семинарии или духовного училища (Св. Зак. т. I. Учрежд. Орд. ст. 560 по изд. 1876 г.; Ук. Св. Син. 1872 г. 16 ноября; Ук. Св. Син. 1875 г. декабря 23 за 51); 2) лица всех состояний (кроме податного), учредившие на свой счет больницу, богадельню или училище не менее как на 20 человек и содержавшие эти заведения в течение семи лет; 3) лица духовного звания, исполнявшие усердно законоучительскую должность в продолжение 25 лет (высоч. утвержд. мнение Госуд. Совета 1867 г. 30 окт.; Ук. Син. 1867 г. декабря 4 дня). По установившейся в последнее время практике лица, прослужившие беспорочно и с похвалой в священном сане не менее 50 лет, представляются к награде орденом св. Владимира 4 степени, а прослужившая столько же лет в диаконском сане – представляются к ордену св. Анны 3-й степени (См. напр. Ук. Св. Син. от 11 дек. 1881 г.–9 янв. 1882 г. за 95 на имя С.-Петер , Нижегор. и Яросл., преосв. в Ц. В.) 18 . На основании высочайше утвержденного 26 июня 1864 г. положения Комитета Министров, диаконы и причетники, с усердием и пользой в течении 10 лет прослужившие в качестве учителей при сельских церковно-приходских и народных школах и отличавшиеся безукоризненным поведением, приобретают право на получение серебряной на Александровской ленте медали для ношения на груди. За ордена, пожалованные духовным лицам, взыскивается установленная сумма (на основании общих положений), которая поступает в Капитул императорских и царских орденов. Ордена, а равно и панагии и кресты (из кабинета его императорского величества), пожалованные духовным лицам и украшенные драгоценными камнями, по смерти этих лиц поступают к наследникам их; но чтобы кресты и панагии не могли войти в неприличное употребление, постановлено вынимать из них священные изображения и отдавать оные для хранения в ризнице того места, к которому умерший принадлежав по службе (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

4) В испрошении наград держаться строго порядка постепенности оных, допуская изъятия лишь в тех исключительных случаях, когда пожертвование, по его размерам или иная какая заслуга, по ее значению, выходят из круга обыкновенных. 5) При ходатайстве о наградах, назначаемых в установленном по положению 31 июля 1859 года порядке, представлять, по разосланной при циркулярном указе Св. Синода от 23 Октября 1864 года форме, (см. § 57) наградные о каждом лице списки 26 ; прочие же документы, исчисляемые выше в п. 9-м 1-го отдела настоящих правил, требуются только при представлении к наградам по орденским статутам, а при ходатайствах последнего рода не прилагаются. 6) Как при представлении к ордену Св. Анны, по статуту, в списках, составляемых но приложенной к ст. 536 (по изд. 1876 г. 518 ст.) учр. орд. форме, (см. прил. 8) так и при ходатайстве о наградах, испрашиваемых на основании положения 31 Июля 1859 года, в наградных списках, составляемых по приложенной к указу Св. Синода 23 Октября 1864 года форме, обозначать не упустительно, согласно заглавию в тех и других из этих списков, когда и за что именно каждый из представляемых был удостоен прежде полученных им наград. 7) Согласно учр. орд. ст. 852 и п. 5 означенного указа Св. Синода 1864 года предварительно внесения в Синод ходатайств того и другого рода, делать всякий раз, непременно с губернским начальством (а не с подведомственными оному местами и лицами), сношение о том, нет ли препятствий к награждению представляемых лиц и о полученных отзывах прописывать не упустительно как в представлении, так и в самых списках каждого представляемого лица. 8) Ходатайства как о наградах орденом Св. Анны по статуту, в назначенный годовой срок, так и о наградах, испрашиваемых на основании положения 31 Июля 1859 г., по прошествий каждой трети года, излагать отнюдь не в отдельных о каждом лице рапортах или представлениях, но в одном общем каждый раз представлении обо всех представляемых из епархий лицах, с надлежащим в таковом представлении объяснением заслуг каждого лица в особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Биограф Д., А. Джорджадзе, отмечает, что Д. был глубоко верующим человеком, отстаивающим монархический порядок власти, ведущую роль дворянства и Православия, и вместе с тем одним из лидеров груз. национального движения. В 40-50-х гг. XIX в. он создал «программу национального спасения», направленную на интенсивную культурно-просветительскую деятельность, на восстановление и усиление общенационального самосознания и сохранение национальной самобытности груз. народа в рамках Российской империи ( Джологуа. 2002. С. 219). В 80-х гг. Д. был активным сторонником грузинского национально-просветительского движения «Тергдалеулеби» (груз.- Испившие воды Терека). Считая язык основой национальной культуры и самобытности, Д. подчеркивал необходимость сохранения и развития родного языка: он отстаивал право изучения груз. языка в средних учебных заведениях Грузии, категорически требовал отмены циркуляра 1881 г. попечителя Кавказского учебного окр. К. Яновского, по к-рому груз. язык был запрещен даже на подготовительных отд-ниях, с 1885 г.- во всех учебных заведениях, даже как вспомогательное средство для объяснения рус. слов. В 1882 г. им была издана «Новая грамматика груз. языка», опубликовано неск. статей о проблемах преподавания языка в школе. Особое место в процессе укрепления национального самосознания Д. отводил прессе как популяризатору национальной истории, культуры, идеологии и норм лит. языка (Там же. С. 223). Являлся сотрудником основанного в 1863 г. прав. Илией Чавчавадзе ж. «Сакартвелос моамбе» (груз.- Грузинский вестник). Д. принадлежат первые переводы на груз. язык произведений У. Шекспира (Ромео и Джульетта. 1859; Два веронца. 1868; Венецианский купец. 1872), Мольера (Любовь лечит. 1879), В. Гюго (Девяносто третий год. 1883), П. О. Бомарше (Севильский цирюльник. 1879) и др. Д. написал неск. статей по истории Грузии, он один из тех, с чьим именем связывают возрождение в 50-х гг. XIX в. груз. реалистической лит-ры. За безупречную службу царю и отечеству Д. был награжден мн. орденами Российской империи: св. Анны 2-й степени (1846, 1848), св. Владимира 2-й степени (1852, 1866), св. Станислава 1-й степени (1857), св. Анны 1-й степени (1860, 1864), а также иран. орденом Льва и Солнца (1857).

http://pravenc.ru/text/178101.html

«Уже мои слабеют силы, Язык тупеет ноги хилы; Я перестал ходить В урочный час других учить; Ищу досуга сам учиться, Как с грешным миром распроститься. Полвека я наукам посвятил, В гостинице земной довольно погостил, Пора вставать и в путь сбираться! Пора домой! не век скитаться; Пусть тою же, как я, тропой В цветник наук, во след за мной, Походит сын любезный мои! А я повесил уж плуг свой. Предчувствие его не обмануло: 8-го августа 1854 года он поехал в Кострому и здесь 22-го числа окончил жизнь свою на 57 году от рождения. Последние припадки болезни были с признаками холеры. Отпевание тела совершено было 25-го числа Преосвященным Филофеем, Епископом Костромским и Галичским, который некогда слушал уроки его в академии. 2 13) Протоиерей Александр Васильевич Горский. Сын Костромского соборного протоиерея Василья Сергеича Горского, он, по избранию обозревавшего в 1828-м году Костромскую Семинарию, Бакалавра Богословских наук в Московской духовной Академии, Иеромонаха Афанасия, был отправлен в Московскую духовную Академию, по окончании Философского курса. По окончании же в Академии полного курса наук в 1832-м году, с степенью магистра, Александр Васильевич Горский был определен на должность наставника Церковной и гражданской истории в Московскую семинарию, из которой в 1833-м году перемещен на должность бакалавра церковной истории в академию. В 1839 году утвержден в звании ординарного профессора. В продолжении этой службы он награжден орденами Св. Владимира 4-й степени и Св. Анны 2-й степени. В I860 году, без вступления в брак, рукоположен в священника и произведен в Протоиерея Московского Архангельского Собора. Ректором Академии определен 23-го октября, 1862 года. В декабре 1862 года Всемилостивейше награжден Митрою и в настоящее время орденом Св. Анны 1-й степени. 14) Протоиерей Никифор Васильевич Зырин. Привезенный в Кострому 14-ти лет из диких и дремучих лесов Ветлужских, где он, по тамошнему выражению, видел только пни и деревья, Никифор Васильевич и сам походил на дикаря, когда он был представлен Преосвященному Симону Лагову, Владыка спросил его: хочешь ли ты учиться? Юноша, глядя исподлобья на Преосвященного угрюмо отвечал: годе (туземное слово, равносильное слову-нет). Преосвященный обратился к отцу за объяснением. Отец отвечал, что сын учиться не хочет. Владыка, вероятно усматривая его способности, приласкал мальчика, дал ему пряник и орехов и принял его в семинарию, где он и обучался с блестящими успехами. Окончивши курс учения с семинарии, он поступил в священники и наконец сделан был протоиереем Костромской Христорождественской церкви, в городе Макарьеве, что на Унже. Никифор Васильевич упоминается в словаре Историческом о бывших в России писателях духовного чина. Он написал и издал первую в этом роде на русском языке книгу: Неисходимый Индиктион, или Пасхалия зрячая, с историческим показанием открытия Пасхального искусства, дважды напечатанную, в 1787 и в 1799 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Село Мерзлое с деревней Новой находились во владении жены генерал-лейтенанта Варвары Сергеевны Глазенап. В селе располагались 5 крестьянских дворов и в деревне 8 дворов. Сельцо Яковлевка (13 крестьянских дворов) принадлежало полковнику Владимиру Петровичу Якимову. Владение помещика поручика Ивана Андреевича Подгорецкого сославляли сельцо Горушки (Грешимово) и деревни Толстиково и Старый стан. Всего в приходе состояли 56 дворов с населением 378 человек. Отношения Воскресенского причта с помещицей В. С. Глазенап осложнялись частыми невыплатами ружного положения за землю, отчего в ведомости сообщалось, что «содержание причт имеет от руги и прихожан скудное«Варвара Сергеевна Глазенап, урожденная Неклюдова, старшая и любимая дочь Анны Николаевны Неклюдовой, была женой известного военачальника и участника Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенанта Владимира Григорьевича Глазенап (Вильгельма Отто фон Глазенап), помолвлена в 1836 г. Он происходил из военной семьи остзейского рода, члены которой служили в российской армии. Получив образование в 1-м кадетском корпусе В.Г. Глазенап начал свою военную карьеру в 1804 г. в чине корнета Павлоградского гусарского полка и с 805 г. участвовал в основных сражениях против французской армии, получив за битву при Аустерлице свой первый орден св. Анны 3-й степени за храбрость. За последующие бои с армией Наполеона, будучи в составе уланского подразделения, он был награжден чинами поручика (1807 г.) и штабс-ротмистра (1810 г.) и получил золотое оружие с надписью «За храбрость». Во время Отечественной войны 1812 г. и в кампании 1813 г. он был награжден разными военными орденами, в том числе за сражение при Сомпюи орденом св. Георгия 4-й степени, и закончил кампанию в Париже. В 1816 г. он получил чин полковника и вскоре становится командиром Польского уланского полка. В 1826 г. получает чин генерал-майора и командует Конно-гвардейским лейб-гвардии полком во время русско-турецкой войны 1826-1829 г.г., в которую так же отмечен орденами и золотым оружием с алмазами «За храбрость».

http://sobory.ru/article/?object=20969

Анны (560 ст. 17 п. Учр. Орд. изд. 1876 г.). Примечание 1.) Опр. Св. Син. 10–22 Апр. 1892 г. 77 разъяснено, что преподаватели духовных Семинаре, состоящие в священном сане, на получение ордена Св. Авен 3 ст. за 12-летнюю сряду службу в одной и той же должности не ниже VIII класса, на основ, и. 3 ст. 560 Учр. Орд., изд. 1876 г. и Высоч. уте. 24 Окт. 1876 г. Полож. о нравах и преимуществах духовно-учебной служба, – не могут быть представляемы к награждению орденом Св. Анны 3 ст., так как, согл. п. 1 означен. Положения, указанная в оном преимущества распространяются на служащих при духов. Семинариях, за исключением лиц духовного сана, а ст. 561 Учр. Орд. о пре длительно разъясняет, что п. 3 ст. 560 касается исключительно должностей, занимаемых военными и гражданскими чиновниками (Ц. В. 40, –1892 г.). Примечание 2.) Но точному смыслу п. 1 ст. 476 Учр. орд. Св. 8ак. Т. I, изд. 1876 г., право на получение ордена Св. Владимира 4 ст. с надписью: за 35 лет приобретают собственно прослужившие по гражданскому и военному ведомствам 35 Лет в классных чинах на лиц же духовного сана, состоящих на духовно-учебной службе, право на получение ордена Св. Владимира 4 ст. не простирается, так как сии лица не состоять в классных чинах , а только в силу Высочайше утв. 15 Янв. 1890 г. мнения Госуд. Совета, право на орден Св. Владимира 4 ст. с надписью «за 35 лет», усвоено протоиереям и священникам, служащим в войсках, управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства. (Опр. Св. Синода 5–12Авг. 1892 г. 1987. Ц. Вед. 40–92). Примечание 1.) Синодальный Обер-Прокурор в отношении от 10 Мая 1873 года за 1865, на имя Харьковского Преосвященного, сообщая о Высочайшем соизволении, воспоследовавшем 30 Марта 1873 г. (см. § 75) просил: I. Ежегодно, в начала учебного курса, по истребовании от всех духовно-учебных заведений епархии точных сведении о наличном числе состоящих в оных на службе, за исключением лиц духовного сана, доставлять ему, Обер-Прокурору, к 1-му Октября общий именной список всех лиц учебно-воспитательной и административной службы, могущих, в случае отличия, быть удостоенными наград чинами и орденами с отделением по каждому учебному заведении тех, для которых высчитываются награды по пропорции 1:5, – от тех, для коих оные рассчитываются по пропорции 1:20, – как это показано для образца в прилагаемой, при семь форме 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Анны 3 ст. в таком только случае, когда учредитель или благотворитель содержанием того или другого из заведений сего рода в продолжены, по крайней мере, семи лет упрочить существование оного, или же внесет потребную, по исчислению, для этой цели сумму. 8) В представлениях о награждены орденом Св. Анны по статуту описание отличий должно содержать в себе не одно только повторение общих выражений, употребленных в статутах орденов для обозначения отличий, но подробное, ясное и определительное изложение самих действий, составляющих отличия, за которые представляемый удостаиваются испрашиваемой награды, без исчисления, впрочем, других заслуг, не имеющих прямого отношения к заслугам, по статуту указанными.. 9) При представлениях сего рода, на основании ст. 536 (по изд. 1876 г. ст. 518, см. § 104) и 589 учр. орд. (по изд. 1876 г. ст. 567 и примет.) доставлять о каждом представляемом лице особые списки по приложенной к 536 ст. (518, по изд. 1876) формы 20 , а сверх того прилагать о лицах купеческого состояния формулярные, истребованные, откуда следуете, списки о службе их в должностях, замещаемых по выборам, если они состоят, или состояли в таковых должностях, а об отставных военных и гражданских чиновниках, сверх надлежаще засвидетельствованных формулярных списков о бывшей их службе, прилагать и подлинные аттестаты, при увольнении от службы от начальства им выданные, как требуется кавалерскою думою, на основании 1 примеч. к ст. 589 (по изд. 1876 г. 567 ст. примеч. 1). При семь иметь в виду: а) что формулярные списки, на основании примеч. 1 к ст. 589, в случае нужды могут быть заменяемы засвидетельствованными в установленном порядке копиями с них, а замена аттестатов копиями, по принятому кавалерскою думою порядку, не дозволяется 21 и б) что в том случае, когда представляемый ни в Государственной службе, ни в службе по выборам не состоял, непременно должно пояснить о сем в представлении. 22 В последнем случае, вместо формулярных списков, могут быть представляемы наградные, составленные по приложенной к ст.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Впрочем это только из соучастия, а не выведывания… да будет и слово и молчание. Остаюсь с благодарным памятованием вашего сотрудничества, и с любовью к вам о Господе». При этом милостивом послании приложено было черновое письмо владыки от 17-го сентября к Обер-Прокурору Св. Синода, графу Д. А. Толстому, в котором он ходатайствует о представлении меня к награждению орденом Св. Анны 1-й ст. Вот содержание этого лестного для меня письма: «Преосвященный Савва, до 17 дня прошедшего июня епископ Можайский, Московский викарий, а ныне Полоцкий, со времени рукоположения его в священство проходил церковную и училищную службу доныне 24 года, в том числе в сане епископа четыре года без одного месяца. Как ближайший наблюдатель его служения в должности синодального ризничего, потом ректора семинарии и академии и, наконец, викария, долгом справедливости признаю свидтельствовать, что он проходил сии должности всегда с отличным достоинством в нравственном ученом и административном отношении. Он доставлял мне в качестве викария полезную помощь по делам управления, по обозрению епархии и по его председательству в комитете о семинарском уставе. Комитет сей произвел солидную работу, заключающую в себе довольно основательных соображений. Оставляя Москву, епископ Савва во всех, имевших к нему отношения, оставил почетное о себе воспоминание. Посему он достоин, чтобы окончание служения его в Москве запечатлено было знаком высочайшего благоволения. Притом как он поступает в новое служение в Полоцке, по особенным обстоятельствам соединенное с значительными затруднениями, то смею думать, что и в сем отношении было бы полезно, есть-ли бы он подкреплен был выражением высочайшего к нему внимания Благочестивейшего Государя Императора. Утверждаясь на сих соображениях, решаюсь покорнейше просить Ваше Сиятельство доложить Его Императорскому Величеству, неблагоугодно-ли будет всемилостивейше удостоить епископа Савву сопричисления к ордену Св. Анны в 1-й степени. Послужный его список при сем прилагается.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010