Кроме таких изданных правительством сборников, для установления наиточнейшего юридического смысла всех частных мыслей и выражений положительных статей русских законов, относящихся к мухаммеданству и его зловредной пропаганде в России, я пользуюсь еще учеными толкованиями законов известнейших русских законоведов и решениями кассационных департаментов Правительствующего Сената. Сюда относятся: «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, издан. 1866 года, с внесением всех узаконений по продолжениям 1868/72 годов, и с разъяснениями по решениям Уголовн. кассацион. департ., состав, профессор с.-петербургск. университета Н. С. Таганцев, – 1873 года»; и еще: «Курс русского уголовного права, – сочин. доктора прав Лохвицкого, 2-е исправленное и дополненное издание 1871 года, сведенное с кассацией, решениями в предисловии к этому сочинению говорится, что оно «имеет практический характер раскрыть и вмесишь смысл не только статей , но и выражении в каждом положении русского уголовного уложения». С другой стороны для ознакомления с прошлым и в особенности с настоящим состоянием мухаммеданства и пропаганды его в местностях Волжско-Камского бассейна, и с отношением его ко всему истинно-русскому, я буквально представляю в моей книге новейшие свидетельства, во первых, всех официальных, касающихся этого предмета, правительственных ведомств, каковы: «Извлечения из всеподданнейших ежегодных отчетов обер-прокурора Св. Синода «Извлечения! из ежегодных отчетов высокопреосвящ. архиепископа казанского»; «Списки населенных мест Российской империи, составлены и изданы министерством внутренних дел»; «Представление попечителя казанского учебного округа минист. народн. просвещение; «Журнал минист. народн. просвещения»; «Решения казанского окружного суда»; «Материалы для географии и статистики России, собранные (в 1861 году) офицерами генерального штаба, издан, департаментом генеральш штаба, военного министерства». Вместе с такими официальными источниками я привожу много свидетельств об этом предмете и новейших частных исследователей истории и этнографии европейских областей Русских с мухаммеданствующим населением, например из сочинений: «Материалы для этнографии (европейской) России. Составл. и издан, в 1870 г. подкопы. А. Риттихом, с племенною картою, статистической таблицею, планами, видами, характерною музыкой, фотографическими типами инородцев, сравнительным словарем на 10 языках и молитвою Господнею на 6 языках»; еще: «Положение инородцев северо-восточной России, издан. 1866 года, Н. Фирсова, профес. казанск. университета»; «Православная противомусульманская миссия в казанском крае в связи с историей мусульманства в первой половине XIX века, издан. 1868–1870 г. Е. А. Малова, профес. казанск. духовн. академии»; «О татарских мечетях в России, издан. 1867 г», и «Статистические сведения о крещеных татарах епархий Волжского бассейна, издан. 1866 г.» Е. А. Малова и «Высокопр. Афанасий, архиер. бывший казанский, изд. 1866 г. Н. Разумова».

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

сочин., стр. 48–52); Герман подольский в одном из посланий утверждал, что «нам судити не подобает никого, ни верна, ни неверна, но подобает молитися о них, а в заточение не посылати» (В. Жмакин. Нил Полев. Ж. М. Н. Пр., ч. CCXVI – Август 1881 г., стр. 194). Сборничек б-ки Кирилло-Белозерского монастыря, ныне Петербургск. Духовн. Акад. 101–1178, почти без всякого сомнения принадлежащий старцу Герману (Н. Никольский. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря. Изд. Обществ. Л. Др. Письменн. СПБ. 1897 г., стр. XLIII) вскрывает те основания, на которых покоилось сейчас приведенное мнение старца; на обороте 55 л. сборника находится, между прочим, следующая выдержка под заглавием «54 Максимова»: «несть ли трястися и устрашити и удивити мыслию. Яко убо Бог Отец не судить никомуже весьже суд даде Сынови. Сын же зоветь не осужайте и не осудитеся. Апостолже подобно не преже времени ничто судите дóндеже приидет Господь. И имже судом судиши иному, себе осудиши. Человеци же оставиши плакати грех своих и взяша суд Сыновний и сами яко безгрешни суть и судят друг другу, и убо небо удивися о сем и земля устрашися, ониже не стыдятся нечювьствующе» Ibid., стр. XXXIV, примеч. I. 708 Это, между прочим, выражается и в том обстоятельстве, что Артемий очень редко прибегает к резким выражениям по личному адресу еретиков. 709 Нужно заметить, что со стороны противников Артемия полемика велась крайне запальчиво, переходя по временам в мало пристойную ругань. С. Г. Вилинский, цитов. сочин. и изд., стр. 2297 fin. 711 Прим. редакции. Приветствуя появление на страницах своего издания настоящей статьи о. Силина, посвященной коренному вопросу современной церковной жизни, как работы, вылившейся из глубины христиански просвещенного разума и от полноты проникнутого высоким пастырскими настроением сердца, редакция Бог. Вестн. считает, однако, своим долгом заявить, что она не по всем пунктам данной статьи одинаково согласна с её автором, относительно чего она и предполагает высказаться по напечатании всей этой статьи, в особом редакционном послесловии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От Министерства Юстиции: правитель канцелярии Министерства Бурлаков, прокурор С.-Петербургск. окружного суда Баженов, товарищ председателя того же суда Сабуров и председатель С.-Петербургского столичного съезда мировых судей Неклюдов. От Министерства Народного Просвещения: профессора С.-Петербургского университета – гражданского права Пахман и уголовного права Чебышев-Дмитриев. Делопроизводителями комитета были назначены: состоящий при департаменте Министерства Юстиции Матвеев и секретарь С.-Петербургской духовной консистории Камчатов. Комитет начал свои заседания с 30 апреля 1870 г. и имел в течение этого года 23 заседания. 1310 Рождественский, протоиерей и член Московской духовной консистории († 1894 г.), бывший также, как уже и упомянуто, членом комитета для преобразования духовно-судебной части. Он держался одинаковых с А. Ф. Лавровым взглядов на предполагавшуюся церковно-судебную реформу. А. Ф. постоянно упоминает о нем в своих письмах к А. В. Горскому, называя его то Иваном Николаевичем, то отцом протоиереем. 1311 Шестидесятые годы были вообще временем усиленных реформ и преобразований. Отголоски этих реформ не могли не доходить и до духовного ведомства и здесь производили соответствующую реакцию. Так явились: духовно-учебная реформа и проекты реформ духовно-судебной и духовно-цензурной. 6 апреля 1865 г. последовал указ, которым значительно ослаблялась строгость действовавших дотоле цензурных постановлений и устанавливались для печати довольно большие облегчения (главным образом отмена в большинстве случаев предварительной цензуры). Цензурное управление сосредоточивалось в учрежденном при Министерстве Внутренних Дел Главном Управлении по делам печати. Следствием этой реформы явилась мысль об облегчении строгости и духовной цензуры. Обер-прокурор Св. Синода гр. Д. А. Толстой во всеподданнейшем отчете по ведомству православного исповедания за 1870 г. весьма определенно развивал мысль, что духовная цензура не может и не должна оставаться в прежнем положении и что устав о духовной цензуре, изданный еще в 1828 г., «во многом требует соответствующих времени и обстоятельствам изменений»; тем более, что по новому (30 ноября 1869 г.) академическому уставу цензура духовных книг, прежде принадлежавшая Академиям, «изъята из ведения высших духовно-учебных установлений, как предмет сторонний для их ученой и учебной деятельности».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Казанская губерния Яков Абрамович Абрамов. Крестьянин, чуваш. Родился в 1873 г. в Ядринском уезде. Окончил министерское двухклассное училище, занимается сельским хозяйством, с 1895 по 1902 г. служил на Московско–Казанской жел. дороге. Принадлежит к «трудовой группе». Саид Гирей Шагиахметович Алкин. Юрист. Родился в 1867 г. в г.Казани в дворянской татарской семье; мусульманин. Окончил Казанский универс. по юридическому факульт. Гласный Казанской городской думы. Редактор–издатель татарской газеты «Казанский вестник» (Казань Мухбери). Член губ. комитета К.Д. партии в Казани. Выборщик от землевладельцев. Гариф Серадзинович Бадамшин , родился в 1865 г. в чувашской крестьянской семье Спасского уезда. Вероисповедания мусульманского. Грамоте обучался дома, занимается хлебопашество и торговлей мануфактурными товарами. Принадлежит к парламентской трудовой группе и союзу автономистов. Александр Васильевич Васильев , заслуженный ординарный профессор Казанского унив., доктор чистой математики. Родился в 1853 г., высшее образование получил в Петербургск. унив., который окончил в 1874 году. С этого году состоял сначала приват– доцентом, потом ординар. професс. по кафедре чистой математики. С 1880 г. по 1890 г. выступает в качестве земского деятеля, по его инициативе в Казанской губ. произведено подворно–статистическое исследование под руководством Анненского. По настоянию минист. нар. просв. Ал.В. вынужден был оставить земскую деятельность, но в 1896 году снова вступает в ряды обществ. деятелей качестве гласн. городской думы, в 1901 г. – в качестве губ. земск. гласн. Участвовал во всех земск. съезд., принимал деятельное участие в период предвыборной агитации. Принадлежит к партии «нар. св.». Марк Несторович Герасимов . Крестьянин, родился в 1873 г. в Чистопольском уезде. Обучался дома; занимается сельским хозяйством, служил сельским писарем. За беседы с односельчанами на общественные темы находился в большом подозрении у полиции. Принадлежит к «трудовой группе». Петр Андреевич Ершов. Крестьянин Яранского уезда, Вятской губ., родился в 1878 г. Окончил двухклассное городское училище. Служил чертежником на казанском пороховом заводе. Внепартийный социал–демократ. Выборщик от рабочих.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

Самарская губерния Александр Алексеевич Андреев. Дворянин, родился в 1866 г. в Минской губ. Учился в Петербургск. унив., но с третьего курса был уволен. Перешел в Дерптский унив., который и кончил по медицин. факультет. Докторск. диссертац. защищал в медико-хирургическ. акад. Служит земским врачом, затем городским, и уездным. В 1898–99 г. организовал продовольств. помощь детям сельского населения. Пред самыми выборами А. А. был арестован и освобожден по настоятельному требованию жителей лишь за три дня до выборов. Внепартийный радикал. Дмитрий Гаврилович Богатин. Крестьянин Бузулукского уезда. Родился в 1865 г. Грамоте научился на военной службе. Занимается земледелием. Служил волостным судьей. Избран по соглашению с комитетом партии народн. св. Внепартийный. Василий Федорович Балясников. Учитель. Родился в 1863 г. в Самарском уезде. Окончил самарскую учительскую семинарию, служит учителем народного училища. Принадлежит к партии нар. св. Георгий Николаевич Κοстромитинов. Родился в 1853 г. в г. Оренбурге. Окончил гимназию и Николаевское инженерное училище, занимается сельским хозяйством. Около 25 лет состоит гласным бузулукского уездного собрания и около 20 – самарск. губернск. Три года был миров. судьей, один год непременн. чл. уездного по крест. делам присутствия, три года членом губ. земск. управы, состоит председателем губернск. сельскохозяйственного общ. Принимал уч. во всех земских съездах, принадлежит к констит.-демократ. партии. Матвей Матвеевич Круткин. Крестьянин Богурусланского уезда. Родился в 1869 г., грамоте обучался дома, занимается сельским хозяйством. Служил председателем волостного суда. В члены Государствен. Думы избран по соглашению с партией нар. своб. Внепартийный. Петр Петрович Крылов. Дворянин. Родился в 1859 г., окончил гимназию и Московский унив. по медиц. факульт.; студентом сидел в Бутырской тюрьме, служил врачом в губернск. земск. больнице. В голодные 91–92 и 98–99 гг. был председателем частного кружка по оказанию помощи голодающим; участвовал в местных ученых и благотворительных обществ. Сотрудничал во «Враче», «Вестнике Общ. Гигиены“, поместил ряд научно-популярн. статей в «Русском Богат.». „Вестн. Воспит.», корреспонденций и публицистич. ст. в «Волынск. Вестн.», «Самарск. Газ.», «Русск. Вед.», „Самарск. Курьере» и др. Во время русско-японской войны быль врачом санитарн. отр. Красн. Креста. В качестве члена губернск. комит. партии нар. св. принимал участие в предвыборной агитации.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

Д.В. Айналов Посвящается первому исследователю Херсонеса графу Алексею Сергеевичу Уварову. Образцы кладки стен: античной и византийской Содержание Предисловие Архитектура § I. Базилика, открытая графом А.С. Уваровом в 1853 году § II. Крещальня, открытая Одесским Обществом в 1876 году. § III. Малая базилика на северном берегу § IV. Базилика на северном берегу у монастырского кладбища § V. Базилика в северо-западном углу Херсонеса § VI. Базилика на восточном берегу § VII. Церкви на площади вокруг нового храма св. Владимира § VIII. Базилика в юго-восточной части городища § IX. Крестообразный храм близ монастырской гостиницы § X. Юго-западная базилика § XI. Базилика на холме вблизи западной городской стены § XII. Храмы у западной и северной монастырских стен § XIII. Загородный крестообразный храм § XIV. Загородный храм на горе § XV. Храмик над усыпальницей на главной улице § XVI. Храм в монастырском саду § XVII. Храм 9. § XVIII. Храм 6. § XIX. Часовни на северном, восточном и южном берегах Херсонесского городища § XX. Развалины на островке в Казачьей бухте     Предисловие I. Издание христианских древностей Херсонеса, предпринятое Графиней П.С. Уваровой и посвященное памяти графа А.С. Уварова, рассчитано на несколько выпускав, выход которых в свет будет зависеть от своевременного изготовления текста участниками издания. Кроме настоящего первого выпуска приготовляются к печати: 1) П.А. Лавровым (проф. Императ. С.-Петербургск. университета) – издание древних текстов, имеющих отношение к истории христианского Херсонеса. 2) С.П. Шестаковым (проф. Императ. Казанского Университета) – история средневекового Херсонеса по литературным источникам. 3) Е.К. Рыдиным (проф. Императорск. Харьковского Университета) и Д.В. Айналовым (проф. Императ. С-Петербургского Университета) издание и описание мраморов, найденных в развалинах Херсонесского городища, мозаических полов и остатков фресок, найденных в Херсонесских храмах. Имеется в виду издать с надлежащим описанием еще и следующие древности:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Саратовская губерния Степан Васильевич Аникин, сельский учитель. Родился в 1869 г. в крестьянской семье Петровского уез. Окончил земскую школу и ремесленное уч. Был сельским учителем, последние 2 года жил частными уроками и литературным трудом. Сидел два раза в тюрьме, – 6 и 1 1/ 2 мес. Систематически не допускался до занятия общественных должностей. Перед выборами более четырех месяцев вынужден был жить на нелегальном положении во избежание административного ареста. Член крестьянского союза. Один из организаторов и лидеров парламентской трудовой группы, лучший ее оратор. В члены Государственной Думы избран от крестьянской курии. Сергей Иванович Бондарев, преподаватель женской гимназии в Вольске. Родился в 1872 г. в крестьянской семье. Окончил городское четырехклассн. уч., учительский институт и Казанский университет по юридическому факультету. Был сельским учителем, учителем городского четырохклассн. уч., состоит учит. женской гимназии. Работал по организации кружков самообразования среди интеллигенции и учащихся; в октябре 1905 г. был избит «черной сотней». Внепартийный социалист. Один из выдающихся членов трудовой группы, редактор „Известий крестьянских депутатов». Яков Егорович Дитц, немец-колонист, поселянин. Родился в 1864 г. в немецкой колонии в Камышинском уез. Окончил гимназию, выдержал экзамен на звание частного поверенного. Основательно изучил историю и быт немцев-колонистов, написал по этому вопросу ряд статей в саратовских и столичных газетах; издатель камышинской «Приволжской газеты». По политическим воззрениям левее К.Д., расходится с ними по вопросу о тактике в Думе и аграрному. Входит в парламентскую трудовою группу. Иван Васильевич Жилкин. Родился в 1874 г в г. Вольске. Окончил гор уч. В юношестве служил в мещанской управе г. Вольска, откуда начал корреспондировать в «Саратовский Дневник». Переехав в Саратов, сделался постоянным сотрудн. «Сар. Дневн.». В 1898 г. переехал в Петербург. Был секретарем в «Неделе», сотрудничал в «С.-Петербургск. Вед.», затем в «Нашей Жизни». Написал книгу «Старообрядцы на Волге». Желая непосредственно ознакомиться с бытом русского крестьянства, совершил пешком путешествие по России. Внепартийный социалист, один из лидеров парламентской трудовой группы. Как оратор производит большое впечатление своими спокойными, сильными и многосодержательными речами.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

Новгородская губерния Дмитрий Васильевич Васильев, крестьянин, род. в 1864 г. в Новгородском уезде. Обучался грамоте дома. Все время стремился пополнить свое образование путем чтения популярных книг и бесед с развитыми людьми. К книгам настолько пристрастился, что начал приобретать их в собственность, несмотря на крайнюю ограниченность средств, и у него образовалась, хоть и небольшая, но содержательная библиотека. В последнее время сотрудничает в некоторых органах печати, где пишет о нуждах деревни. Односельчане относятся к нему с большим уважением и доверием. Д.В. занимал должность волостного судьи и был гласным уездн. земск. собр. Принадлежит к парии нар. св., примыкая к ее левому крылу. Сергей Степанович Караваинов , крест. Боровичского уез. 48 лет. Занимается торговлей. Избран громадным большинством голосов. Сторонник широких гражданских свобод, широкого распространения технических знаний с целью поднятия производительности народного труда. Полагает, что развитие прямых налогов на основе прогрессивного подоходного обложения, на счёт косвенного, увеличит средства государства и облегчит податное бремя крестьян. Внепартийный прогрессист. Иван Асикритович Корсаков, дворянин. Родился в 1850 г. в Весьегонском уез. Тверской губ. В 1867 г. оконч. гимназию, поступил в Петербургск. унив. на юридическ. факультет, но в 1868 г. был выслан из Петерб. административным порядком на место родины. Окончил Казанский унив. Присяжн. пов. окр. СПб судебной палаты. Состоял членом совета присяжн. повер., в течение нескольких трехлетий был гласным тверского и новгородских губ. земск. собр., принадлежит к К. Д. партии. Сергей Егорович Рябчиков , крестьянин Устюжинского уез. Родился в 1857 г. Окончил сельское учил., занимается земледелием и в небольших размерах лесопромышленностью. Два трехлетия служил председателем волостного суда, был уездным земским гласн. Беспартийный прогрессист. Василий Трифонович Трифонов , крест. Старорусского уезда. Обучался грамоте дома. Был председателем волостного суда. Внепартийный. Читать далее Источник: Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. - Москва : Возрождение, 1906. - 110, с.: портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

(Служб. вознес. веч. стихир. на лит. слава). Взирая вместе с апостолами на восходящего на небо Сына и Господа Своего и постигая совершение всего чудного, что хранилось в сердце Ее о Сыне Ее ( Лук. 2, 19. 51 ), Она «возвеличила» Его. (Служб. вознес. утр. кан. п. 9, слава веч. стихир. на стиховне 2) не только любовию, но и верою в Божество Его. Это отшествие Господа на небо было, само по себе, вожделенным и радостным окончанием земного дела Его. Но – какое лишение должно было ощутить св. общество присных Христу, и в себе, и вокруг себя, по удалении на небо Учителя! В утешение их Господь послал к ним Своих небесных вестников с новою вестию. Когда они смотрели на небо, вдруг предстали им два мужа в белой одежде, которые, пробудив их от бездейственного изумления, изъяснили, что отшествие Господа есть видимое сокрытие Его до предопределенного дня и часа ( Мф. 24, 36 ): «мужие галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо», – приидет так же «нечаянно в непредвиденно», так же «явно и торжественно» (объяснение Филарета митр. москов. сочин. его. М. 1874 г., т. 2, стр. 165. 167), так же «на облаке и с телом» (Св. I. Злат. Бесед. на Деян. апост., перев. пр. с.-петербургск. дух. акад. 1856 г., ч. I, стр. 42). Божественный Искупитель, совершив ваше искупление в состоянии крайнего самоуничижения ( Фил. 2, 7, 8 ), восшел в превечную славу Свою с прославленным человечеством. ( Иоан. 17, 5 . Лук. 24, 26 ), восшел превыше всех небес (ЕФ. 4, 10), превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имене именуемого не точию в веце сем, но и во грядущем (1, 21), и вместе с тем, по выражению церковных песнопений, «падшее естество наше, взяв на рамо, таинственно вознес превыше ангелов, всякого начала и власти, привел к Отцу Своему и почтил соседением с Ним» (Служб. вознесения, вел. веч. стихир. на Госп. воззв. слава, на литии стихир. 5 утр. седал. 1 кан. п. 7, троп. 2 и 4, п. 8, троп. 3, п. 9, троп. 3). Св. евангелист Марк, как бы проникая взором в самое небо вслед за восходящим Господом, говорит, что Он, по вознесении, седе одесную Бога (16, 19). Это седение одесную Бога Отца, по согласному толкованию св. отцов, означает «равночестность с Отцем», которую «Сын Божий, как Бог и единосущный Отцу, имеет прежде веков, и в которой, воплотившись в последние времена, восседит и телесно, по прославление плоти Его» (Толкование св. Иоан. Дамаскина. Точн. излож. прав. веры. М. 1844 г., стр. 223. См. также изъясн. св. Васил. В. (тв. св. отц. М. 1846 г., т. 7, стр. 56. 250), св. Иоанна Злат. (Бесед. на посл. в евр. перев. при спб. дух. ак. Спб. 1859 г., стр. 35); св. Афанасия александр. в тв. св. отц. М. 1863 г., т. 21, стр. 404).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

7 Так в румянц. кормч. 230 закон судный имеет 30 статей, а следущие за ними, в виде приложения, статьи о супружеском союзе и о разводе не имеют нумерации. В синодальной 132 последняя статья „о малжену” есть по счету 33-я, точно также в кормчей С.-Петербургск. Императ. публич. библ. F Π 87. В рукописной кормчей румянцев. муз. 231 закон судный вместе с статьями о разводе, которые также положены в общую нумерацию, имеет 36 статей. В том списке закона судного, который издан Строевым в первой части Софийского Временника, насчитывается 33 статьи, не считая статей о супружестве и разводе (остальные статьи строевского списка, входящие в так называемую обширную редакцию закона судного, не имеют нумерации, чем ясно доказывается позднейшее их присоединение к закону судному в краткой редакции, каковую редакцию и представляет собою первоначально строевский список. Наконец, в печатной кормчей и, по-видимому, в большинстве рукописных, считается 32 статьи, включая сюда и постановления о супружеском союзе и о разводе. 9 В 46-й главе печатн. кормч, статья (4-я) шлется так: „имеяй жену свою и примешаяйся к рабе, являющейся бечиннице, сию достоит от князь земли тоя, да во иную земплю продадат ю, а цену ея дати нищим, того же блудящаго по закону Божию достоит отдатися Божиим рабом, и предати и в пост на седьм лет: первые два лета да стоит вне храма Божия во время литургии; а два лета входити в церковь до св. Евангелия; прочее же вне стояти и послушати литургии; другие же два лета стояти до верую во еди- наго Бога; в седьмое же лето всю достояти, не взимати же святыни”. 11 В 46 гл. печатн. кормч. статья эта (7-я) читается так: “иже куепетру (на поле: куму) поймет себе в жену, по закону людскому носа има обема урезати и разлучити я, а по церковному закону разлучити я, и в пост на пятнадесять лет да даетеся. Чин же поста сего сицев: пять лет вне стояти и плакатися и послушати литургии, а четыре лета до верую во единаго Бога, три же всю о хлебе и о воде, и тако скончаше урок свой, в шестое на десять лет да приобщатся”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005   006     007