Мама у нее была человеком невоцерковленным. Бабушки, те – да, в церковь ходили, а мама выросла уже при советской власти, когда все от веры отстали. Что такое Псалтирь, мама ее не знала. Оля ей и говорит: – Мамочка, ты спи себе спокойно, а я рядом сяду и буду тебе тихонько книгу читать. И вот начала Оля Псалтирь читать, мама тут же уснула и спит себе крепко. Ольга всю ночь выдержала: видимо, благословение духовного отца помогло. Всю ночь она читала, и даже не устала. А мама спокойно проспала до утра. Утром просыпается и спрашивает: – Что же ты такое читала, доченька?! Как же мне хорошо было! Ты такую силу от меня отогнала! Умерла мама у Оли на руках чуть ли не на следующий день. Хоронили ее на святителя Николая Чудотворца – 19 декабря . Только с того времени Ольга переживала очень. Какое-то чувство вины появилось: вот приехала перед самой смертью и не поухаживала даже за мамой. И как-то духовный отец говорит ей: – Завтра у тебя новое послушание будет: поедешь в Козельск к старенькой монахине, поживешь у нее и поухаживаешь за ней. – А сколько ей лет, батюшка, как зовут ее? – Лет ей девяносто пять, и зовут ее мать Анна. – Как мою маму… Приехала Ольга к Анне и прожила с ней четыре месяца – до самой смерти монахини. Они подружились, и мать Анна поведала Оле всю свою жизнь. А была эта жизнь долгой, нелегкой, интересной. По ней можно изучать историю нашей страны. Родилась Анна в благочестивой крестьянской семье. Дедушка ее был молитвенником и даже удостоился явления ему Пресвятой Богородицы, о чем он никому не рассказывал и открылся только перед смертью. Маме Анны за благочестие и неустанную молитву Господь многое открывал. Так, Анна запомнила материнские слова, обращенные к отцу, любителю выпить. Он заболел как-то тяжело и говорит: «Помираю…» На что мать ответила: «Нет, жаль мне тебя, но быстро ты не умрешь: помучаешься еще – за рюмочку-то нужно рассчитаться будет. А я вот умру быстро». Так и случилось. Отца парализовало, три года он лежал. Пить уже, конечно, не пил. Молился потихоньку. А вот мама простудилась и умерла очень быстро. В деревне не было ни лекарств, ни врачей, и помощь медицинская часто приходила слишком поздно.

http://pravoslavie.ru/57371.html

Когда Ване было 8 лет, он, играя однажды с товарищами, вдруг изменился в лице, поднял голову и руки к верху и тут же упал без чувств. Его принесли домой и уложили; когда он пришел в себя, то его стали спрашивать, что с ним случилось? Мальчик сказал, что он увидал на воздухе Царицу. «Да почему же ты думаешь, что видел Царицу?» – спросили у него. «Потому что на ней была корона с крестиком», – отвечал он. «Ну, а почему же ты упал?» – снова спросили у него. На это он, потупив глазки, тихо сказал: «Около неё было такое солнце... я не знаю, не знаю, как сказать!» – добавил он быстро и заплакал. Дивное видение это оставило глубокие следы в душе 8-ми летнего ребёнка. Он с тех пор совсем изменился, сделался тих, задумчив и стал уклоняться от детских игр, находясь неотлучно при матери; взгляд его кротких глаз сделался ещё глубже, и в его детском сердечке загорелась живая вера и любовь к Царице Небесной. Вскоре после этого в их селе случился большой пожар, а они незадолго перешли в новый, только что отстроенный дом. Ребёнок видел испуг домашних и сам понимал опасность. Не зная к кому обратиться за помощью, он стал протягивать ручки к находившийся вблизи их дома церкви, во имя Покрова Пресвятой Богородицы и кричать: «Царица Небесная! Оставь нам наш домик, ведь он совсем новенький!» Детская молитва эта была услышана, – всё кругом сгорело, а дом Литовкиных остался цел. Старший брат Иоанна Семён был к этому времени уже женат, и сестра Анна вышла замуж; а через два года мать отвезла свою дочь Александру в Борисовскую пустынь и там, поручив её Царице Небесной, оставила. Все домашние были очень опечалены отъездом кроткой и любящей девушки, но Ваня больше всех скорбел и плакал о разлуке с любимой сестрой. Но скоро его ожидала новая, ещё более тяжелая разлука. Через год, в 1848 г., когда ему было 11 лет, в их селении появилась холера, и первой жертвой этой страшной гостьи была его мать. Теперь мальчики Иван и Пётр оставались круглыми сиротами. На похоронах маленький Иван в сильной скорби воскликнул: «Царица Небесная, что же Ты делаешь? И сестрица ушла в монастырь, и матушку Ты у нас взяла!» Все присутствовавшие невольно заплакали, услышав излияние этого детского горя; а священник, тот самый протоиерей, провидевший в мальчике будущего избранника Божия, записал эти слова и время. После узнали, что жившая в монастыре его сестра Александра Ефимовна, ничего ещё не знавшая о смерти матери, в этот самый день и час очень тосковала, и в легком сне увидела, что по реке плывёт гроб с её матерью; – при этом она слышала те самые слова: «Царица Небесная, что же Ты делаешь...» и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Почитание святой Анны и сына ее святого Владимира было установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию (U 1458 г., память 11 (24) марта) в 1439 году. В связи с этим знамением была установлена соборная память Новгородских святителей, погребенных в соборе Святой Софии. Святая равноапостольная Ольга и преподобная Анна Новгородская, стоящие в основании русской женской святости, раскрывают два пути служения: духовного и земного материнства. Оба эти пути находятся под благоприятным покровом Пресвятой Богородицы. Первая жена — Ева (жизнь) — названа в Библии «матерью всех живущих» (Быт. 3.20.), но она названа так ужо после грехопадения. Святые Отцы говорят, что столь славное название — пророчество о второй Еве — Пресвятой Деве, которая рождает Саму Жизнь — Творца и Спасителя мира — и делается «Матерью всех живущих». В тайне Ее Материнства заключена полнота Божественной любви, в Ее лице женщина была возвеличена пред всем миром — видимым и невидимым. Христианство высоко ценит женщину как мать. Материнство преображает человеческую любовь, приобщает человека к тайне рождения жизни, созданной для вечности, для радости и красот. Женщина — мать является хранительницей семьи и семейного очага. От ее мягкости, заботливости, терпения, способности жертвенно служить зависит внутренний мир и устойчивость семьи. На женщине лежит высочайшая задача — воспитание новых граждан Царства Небесного. Такой матерью была великая княгиня Ирина. Знаменательно духовное преемство святых Ольги и Анны: святая равноапостольная Ольга строит храм Святой Софии в Киеве — главный храм Киевской Руси; святая Анна Новгородская участвует в закладке и строительство Храма Святой Софии в Новгороде. Преподобная Анна стала хранительницей храма Святой Софии в Новгороде, здесь находились открытыми для поклонения ее святые мощи. Так святая Ольга и преподобная Анна утверждают духовную вертикаль Древней Руси, соединяя два ее главных духовных центра: Киев и Новгород. Преподобная Анна Новгородская положила начало соединению двух путей святости — святых благоверных княгинь (цариц) и преподобных, т.е. деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига.

http://pravicon.com/info-1778

Но и в монашеской жизни далеко не всегда святой Анне удавалось достигнуть покоя. Когда в Тверь пришел другой ее сын, Василий, началась расправа над старыми соратниками мужа, а затем и литовская интервенция на помощь людям покойного Михаила Тверского. Василий уговорил мать бежать с ним в Кашин, где выстроил монастырь специально для Анны. Здесь-то 2 октября 1368 года пожилая инокиня мирно почила в Боге. Покорная воле Создателя, кроткая и смиренная, стойко переносившая испытания женщина, верная супруга и любящая мать, княгиня до конца своих дней безропотно несла тяжелую долю. Согласно преданию, на смертном одре святая Анна напутствовала сына Василия и его бояр вести жизнь по вере и быть милосердными к людям. Скорби за гробом Хотя Анна Кашинская и прославлена в лике благоверных, наблюдая за ее жизнью и событиями вокруг нее после успения, хочется наградить святую княгиню венцом мученичества. Перенесшая тяжелые испытания при жизни, потеряв супруга и детей, постоянно пребывая под угрозой гибели либо от природных катаклизмов, либо от врагов тверской земли, Анна и после смерти не переставала быть объектом нападок. В Кашине существовал храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где, по сложившейся традиции, и похоронили княгиню-инокиню. К началу XVII века память о благочестивой Анне пришла в забвение, и даже пробивший храмовый пол гроб не пробудил в кашинцах благочестивых чувств. Нам сегодня трудно представить картину, когда в храме во время службы гробница может использоваться прихожанами как лавочка для отдыха или подставка под шапки. В один из дней 1611 года больному пономарю Успенской церкви Герасиму во сне явилась святая Анна. Княгиня отчитала алтарника за непочтительно отношение к ее мощам и велела передать свои слова духовенству. В доказательство чудесного явления Анна даровала Герасиму полное исцеление от тяжкого недуга. Событие стало отправной точкой начала всенародного почитания святой. Но ненадолго. Тело и одежда княгини были нетленны, а правая кисть была сжата в благословляющем двуперстном жесте

http://pravoslavie.ru/133054.html

Андрей Рублев , прп., иконописец, ученик прп. Сергия Радонежского (4/17 июля) Андрей Смоленский , Переяславский, блгв. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 27 октября/9 ноября) Андрей Стратилат , Таврийский, мч. (19 августа/1 сентября) Андрей Тотемский , Христа ради юродивый (10/23 октября) Андроник Антиохийский , Египетский, прп. (9/22 октября) Андроник Московский , прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (13/26 июня) Андроник Тарсийский , мч. (12/25 октября) Андроник , ап. от 70-ти, еп. Паннонийский (4/17 января ап.]; 17/30 мая; 30 июля/12 августа) Анемподист Персидский , мч. (2/15 ноября) Аникита Никомидийский , мч. (12/25 августа) Анисия Солунская (Фессалоникийская), мц. (30 декабря/12 января) Анна (в иночестве Евфросиния) Кашинская , Тверская, блгв. княгиня, схимонахиня (12/25 июня; 2/15 октября; 21 июля/3 августа) Анна Новгородская , княгиня, прп. (10/23 февраля) Анна Пророчица , дочь Фануилова, прав. (3/16 февраля; 28 августа/10 сентября) Анна , прав., мать Пресвятой Богородицы (25 июля/7 августа; 9/22 сентября; 9/22 декабря) Антипа Пергамский , еп., сщмч. (11/24 апреля) Антипатр Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Антоний Великий , Египетский, прп., основатель пустынножительства (17/30 января) Антоний Виленский (Литовский), мч. (14/27 апреля) Антоний Дымский , прп. (17/30 января; 24 июня/7 июля) Антоний Новгородский , еп. (26 октября/8 ноября) Антоний Печерский , прп., Первоначальник, основатель Киево-Печерской лавры, в Ближних (Антониевых) пещерах (10/23 июля; 2/15 сентября; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Антоний Римлянин , Новгородский чудотворец, прп. (3/16 августа) Антоний Сийский , иеромонах (7/20 декабря) Антонин Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Антонин Маккавей , мч. (1/14 августа) Анфим Никомидийский , еп., сщмч. (3/16 сентября) Апеллий (Апеллес), ап. от 70-ти, еп. Ираклийский (Фракийский) (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Апфия (Аппия) Колосская , равноап., мц. (22 ноября/5 декабря; 19 февраля/4 марта) Арефа Негранский , градоправитель, мч. (24 октября/6 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

кз он же – в виде старца со всклокоченными волосами и большою бородою, в тунике и козлиной шкуре, накинутой на плечи; надпись – для свитка: “Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе и закла безстудных.“ В сводном подлиннике под 20 июля читаем: “Святаго славного пророка Илии, предвари Рожество Христово за 816 лет. Сей огненною колесницею яко на небеса взят и пред вторым пришествием с Энохом приити иматъ; подобием старъ и седъ, власы коматъ, брада продолговата до персей и терхава, аки праотца Авраама, на вые его платок, риза его милоть или шуба, выворотъ мохнатъ козлии, исподъ светлодикая празелень, в руке свиток, а в нем написано: “Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе, яко оставиша заветъ твой сынове Израилевы, и олтари твоя раскопаша, и пророки твоя избиша оружием, остахъ аз единъ, и ищутъ души моея изъяти ю.“ – В минеи четьи пишет: “муж бяше косматъ, и пояс усменъ о чреслехъ его.“ – Строгий лик пророка Илии, шевелюра и одежда, конечно, соответствуют тому образу пророка, ревнителя и пустынника, который рисуется при чтении жития его. Св. Анна, мать Богородицы, – шуйцу простерла как бы в рассуждении, десницу подняла кверху с перстосложением. Вверху иконы, пред св. Анною – ветхозаветная Троица. – На иконах св. Анна обыкновенно изображается вместе с Иоакимом – память их 9 сентября. Под этим числом в Софийском подлиннике: “Богоотец Иоакима и Анны...У Анны риза верх киноварь, испод лазорь” 24 . Под 25 июля по тому же подлиннику ”святая Анна, Мати Богородицы. Риза бакан, испод лазорь, руце обе молебны“ 25 . По сводному подлиннику под 9 сентября, “на Анне риза верхняя киноварь, испод празелень, в руках держит младенца Пресвятую Богородицу... Анна проживе лет 79“ 26 . Под 25 июля: ”Успение святой преподобной Анны, матери Пресвятой Богородицы; подобием стара, лицом морщиновата, риза верхняя киноварная, исподняя лазоревая” 27 . 20        Перечень предметов древности на выставке в Археологическом Институте. Спб. 1848. Стр. 12. 6. 21        Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. Том X. М. 1885. Последование А.К. Жизневского: ”Описание Тверского музея.” Стр. 152. 22        М.И. и В.И. Успенские. Материалы для истории русского иконописания. Спб. 1900 г. табл. LVI и LVII. Читать далее Источник: Иконы Церковно-археологическаго музея Общества любителей духовнаго просвещения : Вып. 1-3/А.И. Успенский. - Москва : Печатня А.П. Снегиревой, 1900-1905./Вып. 1. - 1901. - 11 с., 11 л. ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

К торжеству посвящения собраны были все родные и знакомые Иоакима и Анны и множество юных дев, сверстниц Марии, долженствовавших сопровождать Её в храм. Не разделить печаль разлуки родителей и не утешать тоскующую дочь они были созваны, но участвовать в общей радости и быть свидетелями полной готовности их к разлуке. Кто более любит дитя, как не мать? Но Анна вдохновлённая Духом – как свидетельствует Святая Церковь – Пречистую Приснодеву приводит с весельем в храм Божий. Шествие было торжественно: все шли, имея в руках зажжённые свечи; весь сонм провожающих пел псалмы и священные песни, и хоры Ангелов, в трепетном недоумении, сливали райские гласы с земными славословием Богу. Мог ли кто из сопутствующих Марии думать, что они окружают Ту, которой суждено быть «благословенною в жёнах», «ублажаемою всеми родами»? Мог ли кто предвидеть, что эта юная Дева вскоре прославится сонмом духов бестелесных, святых и пророков, как «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим»? В предании людей благочестивых и внимательных к путям Промысла Божьего сохранились следующие подробности вхождения Пресвятой Девы во храм [Память о введении во храм могла сохраниться не в одном святом семействе или у современников, но распространиться и у христиан посредством святого Апостола Иоанна Богослова, который из уст Самой Приснодевы мог слышать повествования о важнейших обстоятельствах Её святой жизни. Не удивительно поэтому, что по преданию известны подробности и этого события]. Когда Иоаким и Анна, со всеми сопровождавшими Святую Деву, приблизились с посвящаемой Дочерью к храму то в сретение им вышли с пением из храма служившие в нём священники и сам первосвященник. Благоговейно поставила праведная Анна свою Дочь на первую ступень храмового крыльца. При этом она – по выражению святого Димитрия Ростовского – обратилась со следующими трогательными словами к Отроковице: «гряди, Дщерь моя, к Тому, Кто тебя даровал мне! Гряди, кивот освящённый, ко многомилостивому Владыке! Гряди, дверь жизни, к милосердному Подателю благ! Гряди, ковчег Слова, в храм Господень! Войди в церковь Божью, радость и веселие мира»! И передавая Её первосвященнику Захарии, она сказала ему: «прими, Захария, сень чистую, прими, священник Божий, ковчег непорочный; прими, праведник, фимиам духовный; прими Дщерь, Богом мне данную! Введи и всели Её на гору святую, в жилище Божьем, не испытывая о Ней, но ожидая, что Богу, её призвавшему, благоугодно будет совершить с Нею»! Блаженный Иероним пишет, что крыльцо, на нижней ступени которого была поставлена родителями благодатная Отроковица, имело 15 высоких ступеней по числу «степенных» псалмов; эти псалмы священники и левиты пели, входя в храм для служения, на каждой ступени по одному.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Здесь, в предместье Вологды, 20 января 1938 года была расстреляна бабушка Наталии Дмитриевны – монахиня Анастасия (в миру – Анна Ивановна). До пострига она была женой Сергея Алексеевича Хвостова – Пензенского губернатора, ставшего одной из случайных жертв, когда 12 августа 1906 г. эсерами-максималистами была взорвана дача П.А. Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге. После октябрьского переворота в 1918-1920 гг. Анна Ивановна потеряла четверых детей, затем она принимает постриг, но остаётся монахиней в миру. Из России уезжать не захотела, несмотря на то, что ничего хорошего её при советской власти ждать не могло. В Вологде она была в ссылке. Учила детей языкам – французскому, английскому. За это, собственно, и была арестована, хотя обвинили её в " активном участии в церковно-монархической группе и распространении провокационных слухов " . Её внучка – Наталия Дмитриевна Хвостова – родилась во Франции, но всегда считала себя русской. Папа её стал священником, отцом Димитрием. Последние годы жизни (+1988) служил протоиереем в православном храме святого Праведного Иова Многострадального в Брюсселе, в память Царя-мученика Николая II, Царской семьи и всех в смуте убиенных. Сама Наталия долгое время работала в туристической фирме: помогала французским студентам ездить в СССР, а советским – во Францию. О судьбе бабушки она долгое время не знала ничего, кроме известия о ссылке в Вологду. Уже став инокиней небольшого православного монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы в бургундском местечке Бюсси-ен-От, переписываясь с вологодскими священниками, сестра Наталья узнала, где окончила жизнь её бабушка. Ясным утром 7 мая 2007 года, когда архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан освящал часовню, вместе с ним молились монахини французского Покровского монастыря. Однако сама мать Сергия (такое имя получила Наталья Хвостова при постриге в монашество), столько сделавшая, чтобы в память об её бабушке и других жертвах политических репрессий была поставлена часовня, приехать не смогла, хотя очень хотела, готовилась. Она тяжело заболела, рак развивался стремительно, и в тот самый день, когда была освящена часовня, мать Сергия скончалась.

http://sobory.ru/article/?object=08601

Вообще время княжения Ярослава Мудрого и Ирины было периодом высшего подъема Киевской Руси. Ярослав замыслил устроить стольный Киев как «град Божий» – земное отражение Небесного Иерусалима ( Откр.2:10 ). Центром Киева стал храм Софии Премудрости Божией. Вход в град Премудрости Божией осуществлялся через Золотые Ворога, над которыми был воздвигнут храм Благовещения. Недавние язычники глубоко почитали Пресвятую Деву как Храм Премудрости Божией. Поэтому храмовым праздником в Киевском соборе святой Софии стал день Рождества Пресвятой Богородицы. В 1046 г. греческая царевна Анна, выходя замуж за сына Ярослава и Ирины Всеволода, привезла в Киев чудотворную икону Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы) – как благословение Пресвятой Богородицы Русскому государству. Духовное значение этого образа для христианской Руси выражают слова акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Царствия нерушимая стено!» Эта икона получила впоследствии имя «Смоленской». В 1051 г. пришел в Киев с Афона преподобный Антоний Печерский – основатель Киево-Печерского монастыря. Через него Божия Матерь благословила Киев как Свой Третий Вселенский Жребий. Великому князю Ярославу часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами. Уже при жизни Ирина прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион, митрополит Киевский, в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру – крестителю Руси – про княгиню Ирину: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!». Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский, великие князья Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха ). Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья, воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Все дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна – французской, Мария – венгерской, Елизавета – норвежской.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

По истечении года отец Иоаким устроил пир, созвав на него священников, книжников, старейшин и много простого народа. Он поднёс Дочь свою к священникам, а они, благословляя Её, сказали: «Бог отцев наших! Благослови дитя сие и дай ему имя славное и вечное во всех родах!» Когда Марии исполнилось два года, Иоаким хотел исполнить своё обещание посвятить Её храму, но мать Анна просила отложить это посвящение ещё на один год. Но с этого времени младенцу Марии стали внушать, что Она посвящена Богу и должна жить в храме, и Бог сделает для Неё больше, чем отец и мать. Святитель Епифаний, хорошо знавший еврейские обычаи, говорит, что евреи посвящали Богу всех первенцев мужского и женского пола, которые и воспитывались в притворах храма до зрелого возраста. Для постоянного же служения при храме принимались так называемые «назареи» — что-то вроде иноков новозаветной Церкви. Они давали обет не употреблять вина и всяких опьяняющих напитков и не стричь волос на голове и бороде. Часть из них по прошествии срока обета возвращалась в свои семейства. Все эти лица проживали в многочисленных пристройках храма. Дева Мария, несмотря на ранний возраст, хотела такой жизни, и Сама просила родителей скорее исполнить их обет. Она, по преданию Церкви, «младенчествовала плотию, но была совершенна духовно». О намерении посвятить Деву Марию храму знал весь Иерусалим. К торжеству посвящения собраны были все родные и знакомые Иоакима и Анны и множество сверстниц Марии, чтобы сопроводить Её в храм. Шествие было торжественно: все шли, имея в руках зажжённые свечи и пели псалмы. Когда шествие приблизилось к храму, то навстречу вышли служившие в храме священники и сам первосвященник. Праведная Анна поставила свою Дочь на первую ступень храмового крыльца. (Всего ступеней было 15 — по числу «степенных» псалмов, которые пели священники и левиты, входя во храм; на каждой ступени по одному). Окрылённая духом любви к Богу трёхлетняя Мария одна, никем не поддерживаемая, скоро и бодро одолела все 15 ступеней и взошла на самый верх храмового помоста. «Ангелы Божии, — говорит Георгий Никомидийский , — невидимо окружали Её и служили Ей при восхождении».

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010