Вашего Величества нижайший Богомолец Петр, архимандрит Симоновский 4181 . XV. О дворе архимандрита Петра в Петербурге Всепресветлейшая, Державнейшая Великая Государыня Императрица Анна Иоанновна, Самодержица Всероссийская. В прошлом 1727-м году поданными мною, ниже именованным, в Полицемейстерскую Канцелярию челобитными прошение имелось, дабы к отданному мне по именному блаженные и вечно достойные памяти Ее Императорского Величества 725-го года мая 31-го дня, за подписанием Правительствующего Сената, указу, вместо разломанного от той Полицемейстерской Канцелярии купленного моего в Малой Морской улице двора, отписному за доимку и за партикулярные долги двор и с садом на Малой Неве реке Датского посольства секретаря Петря Эверсена Тилгольма, по смежности позади того двора и сада до Малой Дворянской улицы, повелено было имеющееся порознее место, на котором строения никакого не бывало и мостов не мощено, и посаженных денег никогда не плачивано, и лежит впусте, под новоприбавочнос строение измря, отдать мне и о владении дать данную, которую получая и посаженные деньги платить обещал; и августа 17-го дня того ж 1727-го года хотя по определению помянутой Полицемейстерской Канцелярии и велено по смежности к показанному моему двору и саду то порознее место отдать во владение, токмо не против моего прошения, но в такой силе, когда на то порознее место выищется хозяин и будет о том месте иметь требование, то за строение и за мощение мосту заплатить ему настоящую мне цену, и затем тое земли принять мне и строение строить и посаженных денег платить невозможно; чего ради то место мне и ненадобно. Всемилостивейшая Государыня Императрица, прошу Вашего Императорского Величества, да повелит Державство Ваше сию челобитную, записав, взять к делу. Сию челобитную, в Санкт Питербургскую Полицемейстерекую Канцелярию подать надлежащую, писал Александро-Невской Канцелярии копиист Лаврентий Шахов. Марта дня 730-го года. При подлинном рукою подписано архимандрита Петра тако: Вашего Величества ннжайший Богомолец Петр, архимандрит Александро-Невский.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Один из родственников деда моего, князя Андрея Николаевича Щербатова (никак не могу вспомнить его имени), рассказывал, как очевидец, об известном, неразгаданном явлении перед смертью Анны Иоанновны. Вот как рассказывал мой дед. Его товарищ был дежурный со взводом солдат в карауле, вечером за несколько дней до смерти Анны Иоанновны. Это было во дворце на Фонтанке у Аничкина моста, в том самом доме, где теперь Троицкое подворье, в покоях митрополита московского. Караул стоял в комнате подле тронной залы; часовой был у открытых дверей. Императрица уже удалилась во внутренние покои, говоря словами гоф-фурьерских записок. Всё стихло; было уже за полночь, и офицер уселся, чтобы вздремнуть. Вдруг часовой зовёт на караул, солдаты вскочили на ноги, офицер вынул шпагу, чтоб отдать честь. Он видит, что императрица Анна Иоанновна ходит по тронной зале взад и вперёд, склонив задумчиво голову, закинув назад руки, не обращая внимания ни на кого. Часовой стоит как вкопанный, рука на прикладе, весь взвод стоит в ожидании; но что-то необычайное в лице императрицы, и эта странность ночной прогулки по тронной зале начинает их всех смущать. Офицер, видя, что она решительно не собирается идти дальше залы, и, не смея слишком приблизиться к дверям, решается, наконец, пройти другим ходом в дежурную женскую и спросить, не знают ли намерения императрицы. Тут он встречает Бирона и рапортует ему, что случилось. «Не может быть», говорить герцог; «я сейчас от императрицы, она ушла в спальню ложиться». – Взгляните сами; она в тронной зале. Бирон идёт и тоже видит её. «Это какая-нибудь интрига, обман, какой-нибудь заговор, чтобы подействовать на солдат!» вскричал он, кинулся к императрице и уговорил её выйти, чтобы в глазах караула изобличить какую-то самозванку, какую-то женщину, пользующуюся некоторым сходством с ней, чтобы морочить людей, вероятно с дурным намерением: императрица решилась выйти, как была, в пудромантеле; Бирон пошёл с нею. Они увидали женщину, поразительно похожую на неё, которая нимало не смутилась. «Дерзкая!» вскричал Бирон, и вызвал весь караул.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Владимир Ильич Ленин-Ульянов мог окончательно разрушить великую державу Российскую и возвести на месте ее развалин кроваво-призрачную Совдепию потому, что в 1730 г. отпрыск династии Романовых, племянница Петра Великого герцогиня курляндская Анна Иоанновна победила князя Дмитрия Михайловича Голицына 230 с его товарищами-верховниками и добивавшееся вольностей, но боявшееся «сильных персон» шляхетство и тем самым окончательно заложила традицию утверждения русской монархии на политической покорности культурных классов пред независимой от них верховной властью. Своим основным содержанием и характером события 1730 г. имели для политических судеб России роковой предопределяющий характер . Монархическая власть, самодержавие победило тогда конституционные стремления и боярской аристократии, сильных персон, и среднего дворянства, шляхетства. И как самодержавие победило эти общественные силы? Опираясь на физическую воинскую силу дворян-гвардейцев, позднейших лейб-кампанцев, т. е. опираясь на солдатчину (солдатеску), непосредственно заинтересованную в торжестве монарха над сильными персонами и шляхетством. При этом была использована, как известно, рознь между двумя только что названными элементами. С другой стороны, весьма важно и то, как были смягчены и преодолены конституционные стремления шляхетства . Достигнуто это было удовлетворением некоторых его весьма жизненных интересов. Переворот 1730 г. не дал политических результатов, был государственным фиаско шляхетства, но его отражение в императорском законодательстве ближайшей эпохи несомненно и весьма существенно шло навстречу шляхетским интересам . Таким образом, самодержавие, отказав культурному классу во властном участии в государстве, вновь привязало к себе этот класс цепями материальных интересов, тем самым отучая его от политических стремлений и средств и приучая к защите своих интересов помимо постановки и решения политического вопроса. Дальнейший ход политического развития России определился событиями 1730 г. Верховная власть в течение XVIII и XIX вв. окончательно осознала себя как силу, независимую от «общественных», сословных в то время, элементов, и отложилась в такую силу. А общественные элементы за это время одной своей частью привыкли государственную власть мыслить только в этой независимой от «общественных» элементов форме и всю свою психологию приспособили и принизили до такой государственности. Другой же своей частью они все больше и больше отчуждались от реального государства, ведя с ним постоянно скрытую, подпольную, а временами открытую революционную борьбу. Это отщепенство от государства получило с половины XIX в. идейное оформление, благодаря восприятию русской интеллигенцией идей западно-европейского радикализма и социализма. § V

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/iz-...

В стройном управлении Синодальной областью во вновь завоеванном крае всегда чувствовался один существенный недостаток; при нем не доставало епархиального епископа, который лично мог возглавлять епархиальное управление на окраине, требовавшей личного архипастырского руководства. Епархиальный архиерей легче мог следить за развитием религиозно-нравственной жизни православной паствы, жившей совместно с иноверцами – немцами протестантами и католиками инородцами финского племени. Само правительство давно сознавало, что для С.-Петербурга и прилегающих к нему уездов новозавоеванных городов необходим особый архиерей. 13 сентября 1727 г. синодальный обер-прокурор Баскаков докладывал Св. Синоду, что в бытность его в Верховном Тайном Совете обер-секретарь Совета Маслов объявил ему приказ Совета, чтобы в Петербурге и в прочих завоеванных городах и уездах, присутствующих к Петербургу и находящихся под синодским ведомством, священников с причетниками ведать и всякое благочиние над ними наблюдать собственно преосвященному Игнатию, митрополиту Коломенскому и Каширскому. По поводу этого предложения Св. Синод долго рассуждал и в конце концов постановил: «требовать о том в Синод письменного указа (от Т. Совета) с таким повелением, чтобы оных священнослужителей ведать ему, преосвященному Игнатию митрополиту, не токмо надзиранием во благочинии, но и всяким правлением оные к С.-Петербургу прилежащие города и уезды содержат так, как и прочие архиереи епархии свои ведают». 518 Таким запросом члены Синода надолго уклонились от положительного решения серьезного предложения, но не похоронили его. 22 августа 1731 г. сама императрица Анна Иоанновна в новопостроенном Аннингофе объявила синодальным членам – Феофану Прокоповичу , архиепископу новгородскому, и Леониду, архиепископу сарскому, чтобы «в Петербурге учинить настоящего архиерея». На объявление Ее Величества синодальные члены донесли, что о бытии в Петербурге настоящему архиерею и у Синода было рассуждение. Только сразу слишком трудно решить вопрос, «на каком тому архиерею на пропитание его с служителями содержании быть», проще – откуда взять средства для содержания самостоятельной Петербургской архиерейской кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

И убо почитается и Исаака праотца рождьство, егоже Сарра заченши и «рождьши сына на старость», 700 потом же и рекши: «Кто возвстить Аврааму, яко доить Сарра отрочя?», 701 о немже и «велие чреждение сотворше» 702 являются въ дни тогова отдоения. Почитает же ся и Сампсонъ, рожденный Маноеви от обтованиа, 703 от неплодове и той прошед, якоже рече: «Не пиетъ вина и сикера и не снсть нечисто всяко» 704 и «той спасетъ Иизраиля от рукы враг». 705 Еще же к симъ, да, иных прешед, Самуила воспомяну, иже предняа зрящаго, егоже роди многоптаа Анна мужемь еа Елканою, возложеннаго от младеньства Богови. 706 Но никакоже Иоанново получиша величьство, возлюблени, зане ови убо прежде писаннаго Закона, ови же по Закон; Иоаннъ же, сынъ Захариа священника и Иелисавети чюдныа, прьвоисходный цвтъ Христова пришествиа, процвтший посред Закона и Благодати, явися. Предвосиа бо мысленаа денница, назнаменаваа востокъ «Солнца правды», 707 предтече воинъ, являа царево пришесьтвие, прииде невстоводецъ, возвщаа приходъ Жениховъ. И овии убо по нкыих временех по рождени тх или пророчьствоваша или чюдодйствоваша; ов же и еще во чрев носимъ Святаго Духа исполнися и чюдотворецъ показася. Убо достояше ми таковое нчто, да якоже во образ представлю велелпный санъ Предтеча. Якоже убо нкый царь, от скровищь царьскыих происходя, имать убо прьвое предводителя паличникы нкыа и скипетроносца, потом же ипаты, 708 ипархы 709 же и чиноначалникы, послжде же нкоего сановомъ началнйшаго, с нимже абие царь неходатайствен является, златомъ и камениемъ свтлымъ сиая, – сице убо ми разумй о истиннм и единмъ всх Цари Боз нашемъ. Хотящу бо ему с плотию внити въ вселеную, предидоша убо патриарси, сирчь Авраамъ, 710 и Исаакъ, и Иаковъ, 711 таже Моиси 712 богоявленный, Ааронь же и Самуилъ, и весь пророчьскый полкъ. Послжде же явися Иоаннъ, таже абие Владыка Христос, о немже рече: «Иже по мн грядый пред мною бысть, яко перве мене б». 713 И послдний достоиньствомъ лучши властию бысть, якоже показася. Сице убо и пророкомъ, и апостоломъ, и инымъ всмъ прьвйший есть, по истинному слову, великый Предтеча, овмъ убо послдьствуа, овм же предначальствуа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 февр. 1730 г. А. И. торжественно въехала в Москву, где на основании «кондиций» 20-21 февр. ей принесли присягу высшие сановники гос-ва и генералитет. Сторонники самодержавной власти императрицы, находившиеся в оппозиции Верховному тайному совету,- А. И. Остерман, Г. И. Головкин, архиеп. Феофан (Прокопович) , П. И. Ягужинский, А. Д. Кантемир , большинство генералитета, офицеры гвардейских полков и дворянство - составили челобитную А. И. «от шляхетства» (со 166 подписями) о восстановлении самодержавия, к-рую подал кн. И. Ю. Трубецкой 25 февр. 1730 г. Выслушав челобитную, А. И. публично разорвала «кондиции», обвинив их составителей в обмане. 28 февр. со всех была взята новая присяга А. И. как самодержавной императрице, попытка «верховников» ограничить самодержавную власть подобием аристократической конституции провалилась. А. И. была коронована в Москве 28 апр. 1730 г. Внутренняя и внешняя политика Ликвидировав Верховный тайный совет 4 марта 1730 г., А. И. восстановила значение Сената, увеличив его состав до 21 чел. По ее указу в 1730 г. были сформированы 2 новых гвардейских полка - Измайловский и Конный, начата военная реформа. В 1731 г. А. И. издала манифест о всенародной присяге назначаемому императрицей наследнику престола, подтвердив принципы Указа о престолонаследии 1722 г. Вступив на престол, она отклонила брачные предложения гр. Морица Саксонского и португ. инфанта Эммануила. В 1731 г. А. И. учредила Кабинет министров, сосредоточивший в себе все функции внутреннего управления и поставленный выше Сената; ключевыми деятелями в кабинете стали А. И. Остерман, Р. Г. Левенвольде, Г. И. Головкин. А. И. отличалась природным умом, набожностью, но была плохо образованна и малоспособна к самостоятельному управлению страной, к-рое почти целиком сосредоточилось в руках иностранцев (Бирон, Р. Г. и К. Г. Левенвольд, Б. К. Миних, К. Л. Менгден, А. И. Остерман, П. П. Ласси и др.). Огромное влияние на императрицу имел Бирон, по имени к-рого время правления А. И. в историографии часто называют бироновщиной и связывают с засильем при дворе иностранцев, преимущественно немцев.

http://pravenc.ru/text/115600.html

Читатели могли заметить, что проводником лютеранства в с.петербургский край была постоянно Швеция, так же, как латинство вторгалось сюда через Вену и Польшу. Шведский же церковный устав 1686 года и разные королевские институты или указы служили оригиналом, по которому, с неизбежной постепенностью, складывалась жизнь лютеранских общин в с.петербургской губернии. Так, по шведскому церковному уставу (глава XV, пункт 9), браки дозволены были лютеранам во всех степенях родства, за исключением двоюродных: брата и сестры. Но указами 1680 и 1698 годов, королям усвоено право разрешать браки и между двоюродными для тех, которые будут просить об этом королевское величество. В других местах, разрешение на это давалось от лютеранских консисторий, а в Риге – даже от губернаторского правления, со взносом некоторой платы на церковные потребы. Лютеране, жившие в с.петербургской губернии, применяясь к установлениям русской Православной церкви, по-видимому, избегали брачных сочетаний в двукровном родстве, тем более, что высшая юрисдикция над лютеранскими общинами, в прошлое десятилетие, принадлежала св. Синоду, который не мог нарушать для них своих древнецерковных правил. Но с 1733 года, стали поступать в Юстиц-коллегию лифляндских и эстляндских дел прошения лютеран о позволении вступать в брак с двоюродными. Не зная, как решать дела сего рода, члены коллегии внесли через Сенат императрице доклад, с выписками из шведского церковного устава и королевских указов. Анна Иоанновна положила на нем такую резолюцию: «давать позволение (т. е. на вступление с двоюродными в брак) от Юстиц-коллегии, с надлежащим за то платежом, как, напред сего, по королевским позволениям было (Полн. собр. зак. империи т. IX, стр. 26–27)». Факт этот и для нас замечателен в том отношении, что подобное сочетание браков между лютеранами служить доныне камнем претыкания и соблазна для некоторых православных, не сведущих в постановлениях своей Церкви. В это же время, лютеранство и в с.петербургской области теряло последние остатки древнецерковных учреждений, заменяя нравственные меры для исправления грешников штрафами гражданского свойства. Так церковнопубличный штраф, существовавшей еще в лютеранстве, хотя в искаженном виде, с 1736 года, вслед за Швецией и Лифляндией (ibidem, стр. 886 – 887, 7014), стали заменять, смотря по вине, в различной пропорции, денежными взысканиями на церковный потребы; а кто не в состоянии был платиться деньгами, того розгами наказывали в присутствии пастора церковного управителя и при одном судье. Само собой разумеется, что эти меры, из которых денежная до настоящего времени действует во всей силе в самом Петербурге, не могли воспитывать духовных отношений у лютеран к их пасторам, превращая в карателей греха таких лиц, которые, по долгу совести, долженствовали исправлять ближних евангельскими мерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Так страдал народ, и государыня, исполненная беспредельной доверчивости к своему любимцу, ничего не знала об этом, и, если иногда до нее доходили какие-нибудь невыгодные для него слухи, она никогда не верила им и тотчас же рассказывала о них со всеми подробностями Бирону, который, разумеется, всегда находил средства и оправдаться, и наказать дерзких, осмелившихся думать об его низвержении. В числе таких жертв мстительности Курляндского герцога был и тот кабинет-министр Волынский, о котором мои читатели уже слышали: он заплатил жизнью за свое намерение раскрыть низость Бирона. Но его ли только судьба служила доказательством могущества этого злобного духа-губителя Русских в течение десяти лет? Нет, не только многие знатнейшие роды вельмож гибли или были сосланы в это время, но и все члены императорского семейства были в той или иной мере в зависимости от Бирона. Главным лицом среди них была молодая племянница государыни, дочь ее сестры, герцогини Мекленбургской, принцесса Екатерина. Она привезена была двенадцати лет ко двору Анны Иоанновны, и с того времени носился в народе слух, что вдовствующая императрица, уже несколько раз отказывающаяся от второго супружества, назначает своей наследницей эту единственную дочь своей родной сестры и последнюю отрасль поколения Иоанна Алексеевич а. Этот слух еще более подтвердился потом, когда маленькая принцесса приняла Греческую веру, когда ее назвали по имени императрицы Анной и, наконец, уже начали говорить о выборе для нее супруга. Дворы Австрийский и Прусский наперебой искали чести представить жениха для такой знаменитой невесты, и Австрийский двор одержал победу: племянник Австрийской императрицы, принц Брауншвейгский, Антон Ульрих, был назначен женихом молодой принцессы и в 1733 году приехал для этого в Петербург. Но что значило общее согласие обоих дворов, что значила воля самой императрицы, желавшей этого брака, перед замыслами честолюбца, который считал для себя все возможным. В его голове мелькнула дерзкая мысль, что и его сын мог бы быть достойным женихом принцессе Анне, и принц Брауншвейгский прожил более шести лет в России, напрасно ожидая дня своей свадьбы. Наконец, в 1739 году новые старания Австрийского двора заставили императрицу решиться, прежде чем Бирон довел до конца свой смелый план, и свадьба принцессы совершилась 3 июля 1739 года со всем великолепием, которое Анна Иоанновна очень любила.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Двор императрицы Анны Необыкновенной была картина этого двора! В нем соединилось столько противоположностей, что современники и очевидцы не знали, чему удивляться больше. Прежде всего взоры каждого поражала государыня — величественная, горделивая по внешности государыня, повелевавшая одним из обширнейших царств на Земле и, однако, уступившая слишком много власти своему подданному. Этот подданный, еще так недавно отвергаемый дворянством Курляндии, с 1737 года становится ее владетельным герцогом, жестоким, надменным, не считавшим никого равным себе! Видя их вместе, одинаково важных, одинаково величавых, даже с одинаковой пышностью одетых: Анну Иоанновну — почти всегда в платье из Ливонской парчи или бархата, герцога — в богатом штофном кафтане самого яркого цвета; смотря на блеск, их окружавший, на угождения, на каждом шагу их ожидавшие, на беспокойство, которое выражалось во взорах государыни каждый раз, когда малейшее неудовольствие показывалось на лице герцога, нельзя было подумать, что царское достоинство не принадлежало этому гордому, могущественному человеку! И не только сам он занимал все мысли императрицы, но точно столько же любви проявляла она и к его супруге, детям, родственникам, одним словом, ко всему, что только касалось его. Это показывает, с какой хитростью Бирон умел поддерживать привязанность к себе государыни. Не было ни одного благородного чувства, которое бы он кстати не старался проявить при ней, чтобы уверить ее в своем беспримерном усердии к ней. Привлекательное обращение, которым он прикрывал при ней свои, по обыкновению, надменные и даже дерзкие поступки, придавало такую приятность его обществу, что Анна Иоанновна не могла почти ни на минуту разлучиться с ним, и если когда это случалось по необходимости, то жена и дети хитрого любимца уже имели от него тайное приказание окружать Анну в течение его отсутствия. К несчастью, семейство Бирона состояло из людей, не достойных своего удивительного счастья, из людей, более или менее похожих на виновника своей незаслуженной знаменитости. Оба брата герцога, находившиеся в Русской службе, известны только потому, что они были его братья, которых каждый старался избегать, чтобы не оказаться несчастным: ссора с ними сопровождалась ужасными последствиями для каждого, кто участвовал в ней, а ссориться они любили оба, и особенно старший брат, Карл, бывший генерал-аншефом нашей службы. Жена герцога была также гордая, жестокая, ограниченного ума женщина, которая, несмотря на высокое место, занимаемое ею при дворе, не понимала, что существует блеск сильнее блеска бриллиантов, и, казалось, хотела им ослепить глаза всех и заставить уважать себя: во время торжественных придворных праздников она надевала бриллианты в таком количестве, что часто затмевала собой наряд императрицы, также очень любившей пышность.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

  Местный Ильич В этом же городке есть единственный в мире Музей Мыши. Мыши свезены сюда со всего мира. Это и фигурки, и всевозможные изображения. Есть крошечные, величиной с зернышко.   У входа в Музей Мыши В этом же городке посетили собор, величественный, большой. Его замечательная особенность – в том, что собор расписывали те же мастера (Тимофей Медведев и другие), которые расписывали… Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Мышкинские купцы могли себе позволить оплатить работу такого высокого класса. Храм был освящен в 1820 году, роспись была закончена в 1832-м. Храм в 30-е годы хотели взорвать, но тогдашний председатель исполкома города сказал: «Взорвать-то взорвем, но как мусор убирать будем?» В городке с таким малым населением, как Мышкин, убирать обломки с горки, на которой стоит собор, действительно было бы нелегко. В Мышкине же посетили Музей валенок! Нам показали, как валенки делают. В самом городке есть артель, которая старинным способом изготавливает валенки. Как рассказала экскурсовод, мышкинские валенки считаются лучшими в России, потому что делаются только из шерсти. Принципиально, ни нитки синтетики! А на других фабриках добавляют синтетику. Из Мышкина валенки отправляют за рубеж. Много заказывают Финляндия, Норвегия, другие северные страны. А до революции здешние валенки поставляли и императорскому двору. Так, известно, что императрица Анна Иоанновна страдала заболеваниями ног и поэтому позволяла себе и своим придворным носить валенки под парадным платьем. Когда мы уезжали из Мышкина, уже золотился закат.   Кострома, 31 июля В этот день мы прибыли в Кострому. Прекрасный древний город, поразивший нас множеством старинных домов. Они остались, а вот большинство храмов большевики уничтожили. До революции их было около 50. Сегодня осталось несколько. Но и они производят впечатление. Наша экскурсия по городу началась с центральной горки, на которой взметнулся ввысь Ильич. Он стоит на платформе, сооруженной в 1913 году к 300-летию дома Романовых. Собирались построить композицию – все цари Дома Романовых. Был создан проект, поставили пьедестал. Но в 1913-м не успели отлить. Не успели и в 1914-м, а началась I мировая война. А потом – революция. И на гранитный пьедестал вознесся Ленин, соперничающий с колокольнями города. Грустно то, что этот мраморный постамент – все, что осталось от великолепного кремля. Кремль со всеми храмами и историческими зданиями был взорван…

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010