Недостаток этот определено было заменить 473 духовными воспитанниками, – окончившими учение и еще учившимися в школах: остальных 824 священно-церковно-служителей не доставало. 570 В указе св. Синода Ноября 23, 1725 г. сказано: «многия уездных церковных приходов деревни обретаются от церквей в дальнем расстоянии и одному священнику в надлежащих со священными потребами действовать и справиться весьма невозможно, а приходским людям конечная приключается нужда и может быть, что некоторые и помирают без покаяния и без причастия». 571 В 1739 году Императрица Анна Иоанновна, в указе своем от 8 января, писала св. Синоду: «ныне де известно Ея Императорскому Величеству есть, что не токмо учительных священников, НО при многих церквах, а наипаче в уездах и никаких нет, и многия церкви стоят праздны, понеже бывшие при церквах священники померли, а другие за вины и непорядочное житие отлучены, вместо которых надлежало тогда же архиереям, в епархиях своих выбрав, достойных определить без продолжения времени, однако ж, сие важное и человеческому спасению потребное дето весьма забвению предано, а между тем люди без покаяния и без причастия святых таин помирают, следственно того надлежит и тому быть, что в отдаленных от церквей местах люди принуждены жить без принятия от церкви брака и тако многия души погибают напрасно». 572 Коли, таким образом, во многих приходах православные в то время, как между ними распространялся раскол, жили без пастырей, следовательно, не только без поучения, но и без треб, и жили так иногда долгое время: то кто же мог предохранить их от раскола? И долго ли были при таком долговременном, а иногда может быть и постоянном житье православных без священников, долго ли было возникнуть беспоповщине. Мы видели выше, что в Княгининской пустыни братия 10 лет жили без священников, и церкви у них в продолжение этого времени стояли впусте, без пенья. Удивительно ли после этого, что в этой-то именно пустыни и получила свое начало беспоповщина от монаха Капитона, по имени которого сначала несколько времени и самый раскол назывался капитоновскою ересью, а раскольники – капитоновцами и именно в то самое время, как в этой пустыни 10 лет не было священников? От долговременного пребывания православных без священников, от привычки жить и обходиться в духовной жизни без попов был весьма недалекий и легкий переход к совершенной беспоповщине, как это мы отчасти видели в предыдущем отделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Когда связанного князя привели к Ивану Грозному, царь спросил его: " Се на тя свидетельствует слуга твой, иже мя еси хотел очаровать и добывал еси на меня баб шепчущих " . - " Не научихся, царь, - отвечал знаменитый воин, - и не навыкох от прародителей своих чаровать и в бесовство верить, но Бога единого хвалити " [ 6 ]. С другой стороны, церковные кары для чародеев были слишком мягки. За те грехи, за которые в Европе в средние века сжигали, на Руси лишь налагали епитимьи. По наблюдению историка, к великой чести нашего духовенства надо сказать, что у него колдуны отделывались куда дешевле, чем у западного. В том самом XVI веке, когда в Европе пылали костры, на которых горели живьем сотни ведьм, наши пастыри заставляли своих грешников только бить покаянные поклоны... Для наших патриархов, митрополитов и прочих представителей высшего духовенства ведун, ведьма были люди заблуждающиеся, суеверы, которых надлежало вразумить и склонить к покаянию, а для западноевропейского папы, прелата, епископа они были прямо адовым исчадием, которое подлежало истреблению " [ 7 ]. Обращает на себя внимание мягкость этих епитимий. Так, в патриаршей грамоте на основание Львовского братства 1586 г. предписывается за чародейство " епитимья 40 дней поклонов по 100 на день " [ 8 ]. Если бы издатель этой грамоты полагал, что колдовство действенно и может по-настоящему навредить человеку и даже погубить его жизнь и здоровье или, что еще хуже, привести ко вселению беса в ни в чем не повинного человека, - то епитимья должна была бы быть значительно строже и, как минимум, приравниваться к епитимье за убийство. В синодальную эпоху церковное и государственное отношение к верованиям в " порчу " становится более определенным. Духовный Регламент обязывает епископов: " Спросит же епископ священства и прочих человек: " Не делаются ли где суеверия? Не обретаются ли кликуши? " " [ 9 ]. Со ссылкой на Регламент Императрица Анна Иоанновна дала соответствующий указ Синоду: " Сего ноября 15 дня (1737 г.) в полученном Ея Императорского Величества за подписанием собственныя ея Императорского величества руки Святейшему Синоду в указе, сего же ноября 14 дня состоявшемся, объявлено: может-де памятно быть не токмо суду, но и прочим духовным и мирского чина подданным Ея Императорского Величества, тщательным к твердому содержанию веры и Закона Божия и догматом церковным людям, какия в прошедших летах явились в Российской Империи от некоторых не знающих совершенно закона и правил и истинного ко спасению души пути самовымышленныя к поколебанию и сумлительствам простого народа разные суеверия, между которыми находились инде кликуши; но все такие бездельные суеверцы тогда же, по взятии их к следствию, в тех противных закону и совести продерзостях признались и за то жестоко наказаны, и впредь того во всей Ея Императорского Величества Империи не токмо указами предецессоров Ея И.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1038...

Дворянин из небогатого провинциального семейства, самим своим происхождением предназначенный к военной службе, Федор Ушаков стал образцом христианина, близким и понятным для современного верующего человека. Он честно исполнял свой долг, помнил Божьи заповеди, всеми своими талантами служил России, любил людей и был милосерд к ним. Слово его никогда не расходилось с делом, мысль не расставалась с молитвой, а душа полнилась благодарностью за все дарованное от Бога. Впрочем, по сию пору далеко не всем понятно, за что же адмирал Ушаков канонизирован Церковью — сначала как местночтимый святой, а затем для общецерковного почитания. За свои победы над нехристями-турками и французами-безбожниками? За военную удачливость, талант и флотоводческий профессионализм? За успешную реализацию русских имперских амбиций? За славу русского флота, взошедшего под началом Ушакова на свой Олимп? За личную скромность, заботу о подчиненных и доброту к людям? Сколько в этой канонизации политики? И сколько случайности? Ведь талантливых, скромных и заботливых военачальников, одерживавших громкие победы, у нас было много. Почему только Ушаков признан святым? Потому ли, что он буквально творил чудеса в морских баталиях и по числу выигранных битв ему уступают все российские адмиралы? Об этом чуть позже, а пока поговорим о том главном, что приобрела Россия благодаря адмиралу Ушакову. Тысячу и более лет назад Черное море бороздили ладьи древнерусских князей и купцов, отчего греки Константинопольской империи само море прозвали Русским. Потом земли вокруг него захватили татары и турки, и русские суда стали там нечастыми гостями. Отвоевать выход к Черному морю пытался Петр I, но неудачно. Пробовала императрица Анна Иоанновна, однако не довела дело до конца. Первая война Екатерины Великой с турками (1768—1774) вырвала у султана согласие на то, чтобы по Черному морю и по проливам в Средиземноморье плавали русские торговые суда. Военные же эскадры России по-прежнему ходили к берегам южной Европы из Балтики. Да и купцам турки норовили чинить препятствия. Черноморского флота еще не существовало. Его еще только строили, напрягая все силы.

http://pravoslavie.ru/107302.html

о смраде в Астрахани, нечаянно сделался главным виновником учреждения в губернских городах полиции. Он был женат на вдове молдавского господаря княгине Анастасии Ивановне Кантемир, рожденной княжне Трубецкой, получившей в день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны екатерининскую ленту и умершей в 1755 году. (Биографии росс. генералис. и генерал-фельдмаршалов, Бант.-Каменск., 1840, ч. I. – Месяцесловы академические за разные годы XVIII в. – Mémoires de Manstein, 1771 г. – Hermann’s Geschichte des russischen Staats. Hambürg, 1853, В. V). 717 Григорий Петрович Чернышев, впоследствии граф, сын полковника Петра Захаровича, родился 11 января 1672 г., смолоду служил в Стольниках царям Иоанну и Петру Алексеевичам, потом вступил в военную службу, записан в солдаты 1699 г., был при взятии Кокенгаузена и Динаминдшанца 1701 г., Шлиссельбурга 1702 г. и шведских Канцов, у нынешней Охты, в 1703 г. Произведенный в 1704 г. в майоры, Чернышев командовал тобольским пехотным полком; был с ним при осаде Нарвы, полонил коменданта Горна, взял Иван-город, и за все подвиги пожалован 1705 г. подполковником. Во время измены Мазепы, полковник Чернышев воспрепятствовал королю Карлу XII овладеть городом Новгородом-Северским (1708); потом участвовал в полтавском сражении и получил чин бригадира (1709), был при взятии Выборга, где сам занял одно из городских предместий, за что пожалован царским портретом с алмазами и назначен выборгским комендантом (1710); произведен за взятие Гельсингфорса в генерал-майоры (1713), а в следующем 1714 разбил шведов у оз. Пелкина, ранен в этом бою три раза, получил вторично драгоценный царский портрет и знатную сумму денег, но за ранами определен в адмиралтейство. Екатерина I назначила Чернышева генерал-кригс-комиссаром, в чине генерал-поручика, и в тот же день 21 мая 1725 г. пожаловала ему александровский орден, тогда учрежденный, а потом определила Чернышева губернатором в Воронеж, откуда Петр II перевел его в Ригу. Императрица Анна Иоанновна, приняв самодержавие 1730 г., сделала Чернышева сенатором (4 марта), полным генералом (28 апреля) и московским генерал-губернатором (1732 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

руб. жалования, а в 1726 г. произвела его в шаутбенахты и назначила генерал-адъютантом от флота, с прибавкой еще одной тысячи рублей к получаемому им годовому содержанию. В Стокгольме граф Головин постановил с шведским министерством две декларации, утвержденные Петром II и Анной Иоанновной, и в 1732 г. был отозван в Петербург, где 9 апреля того же года получил александровский орден, а 13 апреля произведен в вице адмиралы, с назначением генерал-инспектором от флота, и с того же времени начал постоянно присутствовать в адмиралтейской коллегии, успешно соглашая своих сочленов к разным полезным переменам и улучшениям русской морской части. Труды графа Головина были награждены императрицей, которая 25 марта 1733 г. произвела недавнего вице-адмирала в адмиралы и наименовала его президентом адмиралтейской коллегии, с жалованием по 3564 руб. в год ему и по 55 руб. 34 коп. его 11 денщикам. В 1736 г. гр. Головин был членом «вышнего суда», учрежденного под председательством самой императрицы, по делу о наследстве князей Кантемиров, и в 1737 г. сам сделан председателем комиссии о возведении зданий на погорелых местах С.-Петербурга. Правительница Анна Леопольдовна 10 ноября 1740 г. возложила на графа Головина андреевскую ленту, а императрица Елизавета Петровна в декабре 1741 г. присоединила к прежним его должностям достоинство сенатора, чин действительного тайного советника, звание конференц-министра, повелела Головину председательствовать в комиссии описывания пожитков Остермана, Миниха и друг., а во время поездки императрицы в Москву для коронования, быть первоприсутствующим в с.-петербургской сенатской конторе. Но тогда продолжалась еще война с шведами и бездействие вице-адмирала Мишукова, снаряженного в поход графом Головиным, побудило императрицу сменить вице-адмирала самим адмиралом. Граф Головин вывел в море флот из 17 линейных кораблей, 6 фрегатов, 26 галер и 70 канчибасов, но все это в жалком состоянии, с солдатами вместо матросов, и 27 мая соединился с эскадрой главнокомандующего фельдмаршала Ласси.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

8 сентября прибыл Петр в Берлин, где и провел время с королем. Отселе послал он Шереметеву приказ, чтоб Репнин шел с третьей частию пехоты к своим границам; а он, фельдмаршал, оставался бы у Данцига до совершенного удовлетворения, несмотря на поляков. Екатерина прибыла в Берлин, 14-го сентября Петр (один) отправился в Данциг, куда прибыл 18-го сентября. 20 сентября Петр утвердил князем Долгоруким заключенные с городом условия. Данциг обязался: 1) Пресечь все сообщения со Швециею. 2) Вооружить против нее три фрегата, на коих быть русским офицерам и частию матросам. 3) Заплатить в три срока 140 000 голландских ефимков. Петр за древнюю картину, изображающую Страшный суд, давал до 50 000 ефимков, но город отказал. Сие повествует Татищев, коему редко должно верить. Пишет Петр в Копенгаген о вымерении фрегата и проч. NB. Веселовский еще в Англии. Екатерина приехала в Данциг, и 21-го Петр с ней отправился водою до Кенигсберга, повелев Шереметеву в Петербург идти с войском. В Митаву прибыл Петр 27-го сентября. Анна Иоанновна встретила дядю своего за городом. 28-го Петр прибыл в Ригу; отселе писал он Ушакову об облегчении судьбы шведских пленников (29-го). 30-го выехал в Петербург. 3-го октября за Ревелем встретили государя Апраксин и войско. Царь и подданные его плакали от радости. Здесь пробыл он до 5-го или 7-го октября и в Нарве (8-го), дождавшись Екатерины, снова ее оставил и 9-го прибыл в Кроншлот, где встретил его князь Меншиков, а 10-го прибыл в Петербург. Здесь за столом произошел разговор о царе Алексее Михайловиче, см. Татищева (верить не во всем этому краснобаю). Мнение Петра о лакеях, прислуживающих за столом и подслушивающих разговоры (V — 375). Домашний быт Петра (там же). Петр писал Ушакову в Москву, приказывая ему нерешенные им дела немедленно доставить в Петербург. С 12-го октября Петр ежедневно был в Сенате. Был строгий перебор. Петр писал к Бековичу (уже умерщвленному) о пути в Индию и возвращении знающего человека в Бухарию через Китай. Основана в Туле оружейная фабрика.

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

Не менее жестокие притеснения претерпевал и православный народ в Литве и Белоруссии. Хотя жители сего края, в следствие присоединения их к державе Польской, по силе конституции 1569 года, долженствовали пользоваться всеми правами равных и свободных подданных 26 . Но сии древние, священные права давно уже были попраны; и состояние их, по единому различию веры, соделалось самым плачевным. Вот в каких разительных чертах представляет оное Преосвященный Георгий: «Дворянству–говорит он–прегражден вход к чинам и достоинствам; жалуемых за службу отчин недостойными осуждены. Граждане из уряду гражданского выключены; излишними податями и другими тягостями неравно обременены; за тем все обще до последней нищеты пришли. Духовные, властью и силою мирскою укрепляясь, гонят православный народ как овец неимущих пастыря, или до костелов, или до униатских церквей, гонят не точию из домов, но из самих церквей наших. И если поселяне или граждане слушать их учения, и от веры своей отступить не хотят; тут они чинят ужасные угрожения и страхования: ставят виселицы, вкапывают столбы, возгнещают костры; розги, тервия и другие мучительные орудия представляют. Многие разорение домов и побои мучительные, другие самую смерть претерпели» и проч. В столь тяжких обстоятельствах великодушные Монархи Российские не преставали ходатайствовать за единоверных. Еще Петр Великий, Екатерина Первая, Анна Иоанновна, чрез Послов и Министров своих, сильно домогались у Королей Польских и Речи Посполитой, чтобы доставить им успокоение, с возвращением прежних прав и преимуществ 27 . Императрица Елизавета Петровна повелела посланнику своему при Варшавском дворе, Графу Кейзерлингу, собрать все прежние сведения и наставления о сем предмете, и по оным, именем Ея, крепко стараться у Короля и Рады его, о полном удовлетворении обидимых. «Все насильства и утеснения в вере–так писала Императрица – тем чувствительнее сердцу Ея Величества, что оные делаются людям одной с Нею Веры, и при том для того, чтобы утеснять самую веру сию: следовательно, все то, что делается там ко вреду благочестивых, в тоже время, и до Нее касается, а потому она за сих людей стоять обязана, по самому святому долгу веры 28 . »

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

19 января 1730». Кондиции, которые должна была подписать Анна, были написаны в такой форме: «Чрез сие наикрепчайше обещаемся, что наиглавнейшее мое попечение и старание будет не токмо о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православныя нашея веры греческого исповедания; такожде по принятии короны российской в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себе никого не определять; еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного согласия: 1) ни с кем войны не всчинать; 2) миру не заключать; 3) верных наших подданных никакими податьми не отягощать; 4) в знатные чины, как в стацкие, так и в военные сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, а гвардии и прочим войскам быть под ведением Верховного тайного совета; 5) у шляхетства живота, имения и чести без суда не отнимать; 6) вотчины и деревни не жаловать; 7) в придворные чины как русских, так и иноземцев не производить; 8) государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать; а буде чего по сему обещанию не исполню, то лишена буду короны российской». Под письмом подписались: канцлер граф Головкин, князь Михайла Голицын, князь В. Долгорукий, князь Дмитрий Голицын, князь Алексей Долгорукий, Андрей Остерман. Как только узнали о новости, затеянной в Верховном тайном совете, сильное волнение и неудовольствие обнаружилось в высших слоях общества. Вместо одного государя – восемь. Россия должна потерять всякое значение, снизойти на степень Польши и Швеции, где иностранные державы приобретают влияние деньгами, которые они раздают членам ограничивающих королевскую власть учреждений. Россия, Австрия и Пруссия постоянно договариваются, чтоб в Польше сохранялся существующий порядок, т. е. чтоб Польша оставалась постоянно слабою; а теперь в России хотят заводить подобный порядок! Все гарантии для осьми, а против осьми для остальных где гарантии? И кто эти восемь? Четверо Долгоруких и двое Голицыных, остальные – Головкин и Остерман.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1740 году Ростовский митрополит Арсений (Мацеевич) написал ответ на «Молоток» – «Возражение на пашквиль лютеранский, нареченный „Молоток на Камень веры“». В этом сочинении будущий священномученик жёстко клеймит протестантов и архиепископа Феофана (Прокоповича) , которого тоже считает протестантом 445 . По этим двум причинам «Возражение» так и не было опубликовано и существует только в рукописи 446 . Защищая богословские взгляды митрополита Стефана, архиепископ Феофилакт (Лопатинский) в том же 1740 году написал «Апокрис, или Ответ на писание Франциска Буддея к некоему другу, в Москве живущему, о лютеранской ереси, на книгу блаженной памяти преосвященного митрополита Рязанского, наречённую „Камень веры“» 447 . Он просил разрешения на его публикацию, но Пётр II в это время умер. На смену ему пришли Анна Иоанновна и Бирон, у которых Феофан (Прокопович) сумел снискать благосклонность. Он выступил против публикации, а убеждать «оскорблённых» протестантов и императрицу не пришлось. Поэтому «Апокрис» не опубликован и существует только в рукописи 448 . А владыка Феофилакт (Лопатинский), как было упомянуто выше, претерпел гонения. Пожалуй, «Камень веры» дал неожиданный результат – он вызвал полемику двух враждебных друг другу учений. Сочинение заставило протестантов обороняться и перейти с богословской полемики на личность и биографию митрополита Стефана (Яворского) . «Камень веры», написанный митрополитом Стефаном (Яворским) в первой четверти XVIII века, представляет собой богатейший догматико-полемический труд. В числе современных ему подобных произведений он, несомненно, стоит на первом месте. «Камень веры» поднимает и подробно рассматривает множество вопросов касательно различий между Православием и протестантизмом: догматических, богослужебных, исторических, церковно-политических. Поэтому, как пишет протоиерей И. Морев , «Камень веры» можно считать самостоятельной системой в противопротестантской полемике 449 . Важным отличием «Камня веры» от иных противопротестантских сочинений того времени является то, что митрополит Стефан излагает православное учение отдельно от полемики с протестантами, чем помогает православным разобраться в собственном вероучении и готовит их к критическому суждению о протестантском вероучении, «чтобы они не преткнулись о Камень соблазна и не упали в погибельный ров душевредного нечестия» 450 . Пожалуй, поэтому можно утверждать, что «Камень веры» в первую очередь был адресован именно православным и лишь во вторую нацелен против протестантов, что делает его не только полемическим, но и апологетическим сочинением. Кроме того, «Камень веры» полемизирует не только с протестантами, но и с иудеями, и со старообрядцами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому Коллегия Экономии постановила наличным управителям и приказчикам заопределенных вотчин остаться пока на своих местах и состоять при новых управителях, следя за хозяйством в вотчинах под их надзором и под страхом взыскания за служебные упущуния 608 . Кроме того, самих синодальных дворян оказалось всего 17 человек, да и те были «стары и дряхлы» 609 , так что фактически вотчинное хозяйство осталось в тех же, ненадежных, по мнению Мусина-Пушкина, руках. Да и с ним самим произошла перемена: 9 июня 1740 г. Коллегия Экономии была снова поручена генерал-лейтенанту Волкову 610 и, хотя разъезды членов по вотчинам отменены не были 611 , но едва ли они охотно и систематично делались, с заметной пользой для хозяйства. Документы этого не подтверждают 612 . Вскоре и все вообще в вотчинах изменилось. 17 октября 1740 г. умерла Анна Иоанновна и наступило правление Анны Леопольдовны. Синод добился отмены произведенной Мусиным-Пушкиным секуляризации заопределенных вотчин, которые теперь вновь были возвращены архиерейским домам и монастырям 613 . Наконец, Елизавета и вовсе уничтожила саму Коллегию Экономии 614 , так что все хозяйственные преобразования последних лет Аннинского царствования не только не дали плодов, но едва ли и успели войти в силу. Теперь же все без исключения вотчины оказались в руках духовных властей, которые, не отличаясь пониманием сельского хозяйства, были простыми эксплуататорами. §2. Время Канцелярии Синодального Экономического Правления Учреждение на место Коллегии Экономии Канцелярии Синодального Экономического Правления 615 , несмотря на то, что официально оно называлось просто «переименованием», составило своего рода эпоху, по крайней мере, для вотчин собственно синодальных, потому что в хозяйственном отношении только они и оказались в заведывании Канцелярии. Личный состав последней, набранный, как это было видно выше, главным образом из духовных лиц, был мало подготовлен к экономической деятельности. И это-то, между прочим, обстоятельство в самой Канцелярии побудило энергичного обер-прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010