Когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна исполнили свое обещание и привели Ее в храм Иерусалимский, чтобы там оставить на служение Господу. Девицы, посвященные Богу, воспитывались при храме и жили около него в особых домах. Обычно первосвященник принимал и благословлял всех посвященных Богу при дверях храма, но когда привели Отроковицу Марию, он по особому внушению Духа Святого ввел Ее во Святое Святых храма, куда и сам мог входить только один раз в год. Пресвятая Дева Мария жила при храме до четырнадцати лет, пребывая в труде, молитве, в чтении слова Божия, в совершении всякой добродетели. Но в эти годы Ей следовало возвратиться к родителям или выйти замуж. Так как Иоаким и Анна к этому времени уже умерли, а Пресвятая Дева не захотела выходить замуж, то священники храма обручили Ее дальнему родственнику старцу Иосифу, как хранителю Ее девичества. По исполнении трех лет Пресвятая Дева была посвящена Господу, подобно тому, как по ветхозаветному закону плоды дерева «три года должно почитать за необрезанные – не должно есть их, а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних» ( Лев.19:23–24 ). Так Анна говорила о своем сыне Самуиле: «когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда»... «И пришла в дом Господа в Силом; отрок же был еще дитя... и сказала: о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошени е мое, чего я просила у него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его – служить Господу» ( 1Цар.1:21–28 ). В таком духе, надо полагать, и родители Марии привели и отдавали свое малое дитя в храм на служение. Насколько сравнение это верно и выражает истину введения во храм Пресвятой Девы Марии, можно судить и потому, что Сама Пресвятая Дева Свою торжественную песнь и радостное благодарение Господу за счастье быть Его Матерью по плоти, песнь «Величит душа Моя Господа» ( Лк.1:46 ), воспела по образу песни Анны, матери пророка Самуила ( 1Цар.2:1–10 ): «возрадовалось сердце Мое в Господе, вознесся рог Мой в Боге Моем»... Содержание этих чудных славословий в некоторых важнейших чертах совпадает с очевидностью. Да и не могла Пресвятая Дева не найти сходства в жизни Своей и пророка Самуила и не только в рождении и в введени и во храм, но и в том, что Самуил нашел и помазал отрока Давида на царство, родоначальника царского дома, а Мария родила Его, последнего Потомка – Мессию, Царя вечного Царства. Служители одного дела имели одно воспитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Кто был этот таинственный старец? При каких обстоятельствах ему было это обещано? Писание об этом умалчивает, но в Церкви сохранилось предание о том, что Симеон был одним из семидесяти двух ученых толковников, которые выполнили перевод книг Ветхого Завета на греческий язык. (Этот перевод получил название Септуагинта и широко использовался среди грекоязычных иудеев а, впоследствии, и среди христиан). Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7:14), он подумал, что это явная ошибка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и счел нужным исправить текст. Но ангел Господень остановил его руку и пообещал ему, что он не умрет, пока сам не убедится в истинности этого пророчества. Шишкин Андрей Алексеевич. Симеон и Иисус Евангелист рассказывает о праведной Анне: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2:36—38). Восемьдесят четыре года — почтенный возраст даже по нашим меркам, в мире же, где общая продолжительность жизни была ниже, эта цифра подчеркивает, что Анна была очень, очень пожилым человеком. И всю свою долгую, и, насколько мы можем понять, трудную, жизнь она ждала Мессию. И вот, наконец, терпение и вера ветхозаветного Израиля обретают свою награду, Мессия приходит. Старец Симеон и Анна Пророчица встречают Спасителя от лица всех праведников Ветхого Завета. Всех тех, кто все эти столетия жил в ожидания Спасения Божия. И Симеон исповедует, что с этим Младенцем спасение пришло — к Израилю и ко всем народам. Пророчества исполнились, надежды осуществились: Бог поселился среди людей. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/sretenie-stoletie-ozhidan...

Лк.2:38 .  И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. «Тут была также» – правильнее: «и была» ( κα ν) – «Анна пророчица», т.е. женщина, одаренная способностью составлять священные песнопения (ср. Исх.15:20 ) или же просто получившая такое прозвание за свою благочестивую жизнь. «От колена Асирова». Она принадлежала к колену, которое не вернулось из плена в Палестину. Может быть, отец ее, Фануил, один вернулся на родину. «От девства своего». Значит, она была только один раз замужем. «Вдова». Это выражение соединено с предыдущим и должно быть переведено так: «прожив с мужем: и теперь будучи вдовой ( κα ατη χρα) 84-х лет от роду» (ср. Мф.18:21 и сл.). «Которая...». Эти слова относятся к выражению «и была Анна пророчица», а находящиеся между ними представляют собой вносное предложение. «Не отходила от храма», т.е. особенное усердие проявляла к общественному богослужению (ср. Лк.24:53 ). Здесь нет намека на то, что она жила в храме, хотя Иосиф Флавий и упоминает о зданиях при храме, назначенных для предавших себя благочестию женщин и девиц. В самом храме оставаться на долгое время не позволялось никому (Эдершейм, с. 254). «Постом и молитвою...». При этом дома она и дни и ночи проводила в посте и молитвах, чтобы угодить Богу. «И она в то время» – точнее: в тот самый час ( ατ τ ρ), когда Симеон беседовал с Марией. «Подойдя», – т.е. выйдя на вид, чтобы говорить ( πιστσα). «Славила Господа» – точнее: «говорила в ответ на хвалебную речь Симеона» или раскрывала со своей стороны те же мысли, что высказаны были старцем. «И говорила о Нем», т.е. о Христе, «ожидавшим избавления...» Анна неоднократно повторяла о пришествии Мессии: на это указывает и несовершенный глагол прошедшего времени λαλω – λλει – «говорила». «Избавление» ( λτρωσιν) – прежде всего политическое освобождение (ср. Лк.1:68 ). Лк.2:39 .  И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Лк.2:40 .  Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Между израильтянами, отведенными в плен ассирийский, были и благочестивые люди. Таков был Товит со своим семейством. Живя на родине, он не поклонялся идолам и во все великие праздники ходил в Иерусалим для поклонения Господу. Также и в плену Товит оставался верным Богу и строго исполнял все постановления закона. Торговлей он приобрел большое состояние и оказывал много благодеяний пленным соотечественникам, раздавая хлеб и одежду неимущим и погребая умерших бедняков. В царствование Сеннахерима израильтяне подверглись преследованию. Многие из них были убиты, и трупы их валялись на улицах. Товит тайно погребал их и за это был осужден на смерть, так что должен был скрыться из Ниневии, где он жил, а имущество его было разграблено. Сеннахерим, однако, скоро был убит своими сыновьями, и Товиту было позволено возвратиться домой. Наступил праздник Пятидесятницы. Во время обеда Товит заметил, что приготовлено много съестного, и тотчас послал своего сына Товию пригласить к обеду какого-нибудь бедного израильтянина. Товия скоро возвратился и сказал отцу, что на площади лежит удавленный израильтянин. Товит поспешно встал, принес труп в свой дом, а по захождению солнца похоронил его. После этого Товит лег спать во дворе подле стены, так как прикоснувшийся к умершему считался по закону Моисея нечистым в этот день и не должен был входить в дом. Ночью ему попала в глаза нечистота, и на них образовались бельма. Ослепший Товит не мог более работать и впал в крайнюю бедность. Жена его Анна пряла шерсть для богатых людей и этим кормила семью. Однажды ей сверх платы за труд дали козленка. Услышав его блеяние, Товит подумал, не краденый ли это козленок, и стал настаивать, чтобы Анна возвратила его тому, у кого взяла. Анна оскорбилась словами мужа и с упреком заметила ему: «где же милостыни твои и праведные дела? вот как все они обнаружились на тебе!» Эти слова сильно огорчили Товита; он заплакал и стал просить себе у Бога смерти. После сего Товит вспомнил, что когда он был богат, то отдал на хранение израильтянину Гаваилу, жившему в Рагах Мидийских, десять талантов серебра. Он призвал сына, преподал ему наставления на случай своей смерти и велел ему идти к Гаваилу за серебром. Товия вышел найти себе проводника и встретил юношу редкой красоты, назвавшегося Азариею, который сказал, что он знает дорогу в Раги Мидийские и даже бывал у Гаваила. Товит условился с юношей относительно платы и отпустил с ним сына. Благословляя в дорогу, он сказал им: «Господь Бог да благоустроит путь ваш и Ангел Его да сопутствует вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Например, как грех , посредством доброго причинивший мне смерть, крайне таким образом стал пагубен ( Рим.7:8 ); так виновник всякого добра (Бог), как бы посредством противного, устроил то, что сделано для нашего спасения. «Идеже умножися грех , преизбыточествова благодать» ( Рим. 5, 20 ). Если бы мы сохранили первое соединение с Богом, то не удостоились бы лучшего и превосходнейшаго; а ныне, хотя по причине греха, и недостойны сделались прежнего с Ним общения, не сохранив того, что получили, но по милосердию Божию помилованы и опять приняты в такое общение с Ним, которого никто не силен расторгнуть, так как принявший нас силен сохранить его неразрывным. Было время, когда земля находилась в глубоком растлении и народ Божий, увлеченный духом соблазна, оставил Господа Бога своего – Того, Который стяжал его Себе рукою крепкою и мышцею высокою, в знамениях и чудесах извел из дома рабства Фараонова, провел чрез Чермное море и руководствовал его на пути в облаке днем и всю ночь во свете огня; когда Израиль обращался сердцем своим в Египет, и таким образом сделался народ Господень не народом Господним, помилованный – непомилованным, возлюбленный – невозлюбленным. Поэтому ныне раждается Дева, чуждая прародительского тления, обручается Самому Богу, раждает милосердие Божие, и не народ Божий становится народом Божиим, непомилованный получает милость, невозлюбленный делается возлюбленным, – потому что из Нея раждается Сын Божий возлюбленный, в котором все благоволение Божие. Плодоносная лоза прозябла от Анны, и созрел сладчайший грозд, источающий сладкое питие земнородным в жизнь вечную. Иоаким и Анна посеяли себе в правду и пожали плод жизни; они зажгли для себя светильник ведения и взыскали Господа, – и явилось им прозябение правды. Веселись земля и сыны Сионовы возрадуйтесь о Господе Боге вашем! Пустыня процвела; бесплодная изнесла плод свой. Иоаким и Анна как умные горы, искапали сладость. Радуйся, блаженнейшая Анна, что ты родила дщерь: эта дщерь есть Матерь Божия, – дщерь света, источник жизни, избавление жен от осуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Оклеветанный сатаной и преданный ему на растерзание Иов посылает в своих воздыханиях Господу напоминание о том союзе любви, который был заключен некогда у него с Адамом, и тем обретает благоволение в Его очах.    Другой, более смягченный вариант дерзновенного взыскания благодатного дара мы находим в истории Анны, матери Самуила (1 Цар.1). Анна, любимая жена Елканы, была бездетна, как и любимая жена Иакова Рахиль. Это сильно огорчало ее, но особенно, как и в случае с Рахилью, досаждала ей «ее соперница» (1 Цар.1:6), вторая многочадная жена Елканы Феннана, «побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее». Так некогда Иова побуждала к ропоту на Бога его жена (Иов.2:9). И вот однажды, будучи «в скорби души» (1 Цар.1:10), Анна вошла в храм Господень и излила свою горечь в страстной молитве, дав обет Господу посвятить Ему свое дитя. И так дерзновенна была ее молитва, что она вызвала осуждение священника Илия, наблюдавшего эту сцену. «Доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего», — грубо сказал ей Илий. «И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом. Не считай рабы твоей негодною женщиною; ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе» (1 Цар.1:14—16).    В столкновении Анны с Илием явно обнаруживаются черты сходства с другим конфликтом, лежащим в основании спора Иова. Илия возмутило в Анне то же, что в Иове — его друзей, а именно страстность ее воздыханий и угадывающееся за ними дерзкое намерение говорить с Богом лицом к лицу, минуя посредничество духовенства и установленные обычаи приношений. «Да ты отложил и страх, и за малость считаешь речь к Богу», — эти слова Елифаза, адресованные Иову (Иов.15:4), досказывают то, что содержалось в упреке Илия. Иоанн Златоуст, посвятивший истории Анны отдельный труд («Пять слов об Анне»), считал, что Илий промыслительно оказался в тот момент в храме, «чтобы показать душевный пыл этой жены». По поводу возникшего конфликта святитель пишет: «Бывает часто, что вдовица, беспомощная и одинокая, терпящая много обид и оскорблений, в то время, когда царь готов войти в предшествии копьеносцев, щитоносцев, всадников и множества других слуг, не пугается, не ищет защитника, но, раздвинув всех их, является пред царем с большою смелостью и трогательно описывает свое несчастье, будучи побуждаема необходимостью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Она понимала, Кто Такой Богомладенец Христос. Она понимала, что это действительно Богомладенец, воплотившийся Сын Божий. Когда Пресвятую Деву осенил Святой Дух, Она стала обладать полнотой ведения относительно Боговоплощения. Но отсюда не следует, что Она знала, что ждет Ее Саму в будущем и как будет проходить проповедь Спасителя. Ей могло быть и неизвестно, что израильский народ Его не примет и прочее подобное. А Симеону это было открыто, и он возвестил о том Божией Матери, как говорит Евангелие. Между прочим, можно вспомнить и Благовещение. Мы видим, что тогда Пресвятая Дева также пребывала в некотором недоумении. Ангел хотя говорил с Ней как с человеком, знающим некоторые духовные тайны, истины духовной жизни, однако же должен был объяснять вещи, в тот момент Ей непонятные. Но это не значит, что Ангел, поскольку он знал об имеющем совершиться непорочном зачатии, выше Пресвятой Девы. И если Симеон Богоприимец знал будущее, тогда как Она, не обладая пророческим даром, не знала, то это не значит, что он выше Пресвятой Девы. «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк.2:36-38 ). Анне пророчице ставится в заслугу то, что она была с мужем всего «от девства своего семь лет». Она, конечно же, могла выйти замуж, как в то время старались делать все женщины, но она решила посвятить себя Богу. Анна не просто сохраняла целомудрие, но и «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь», то есть, как бы мы сейчас сказали, непрестанно молилась. Какими словами она молилась, мы не знаем. Видимо, днем она находилась в храме, а когда не было богослужений, возможно, молилась в каком-то другом месте. Таким образом, служа Богу день и ночь не только своим воздержанием, целомудрием, но и постом, молитвою, Анна сподобилась пророческого дара.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

С четверга на пятницу У Анны первосвященника и Каиафы. Апостол Петр, его отречения на дворе у Каиафы ( Мф.26:57 и д. Мк.14:53 и д. Лк.22:54 и д. Ин.18:12 и д.). Ночью еще Христа привели в дом Анны, бывшего прежде первосвященником, и тестя тогдашнему первосвященнику Каиафы. Анна все еще был почетным членом синедриона. Анна расспрашивал Христа об учении Его и об Его учениках, Христос говорить ему: «Я открыто говорил миру; Я всегда учил в синагоге и в храме пред всеми иудеями. Что же ты Меня спрашиваешь? Спроси тех, которые слушали и слышали, что Я говорил им». Тут один ударил Спасителя нашего по щеке, сказавши: «Так-то ты отвечаешь первосвященнику?» Христос говорит ему: «Если сказал я худо (неправду и дерзость), докажи, что худо; а если хорошо (правду и прилично), то за что ты Меня бьешь?» Иисус Христос у Каиафы Была еще ночь, Анна, не видя успеха своим расспросам, тотчас ночью отправил Иисуса к первосвященнику – Каиафе. Сюда пришли Иоанн с апостолом Петром. Иоанн был впущен по знакомству прямо во двор, а Петр оставлен у ворот; но потом и он, по ходатайству Иоанна, был впущен тоже во двор Каиафы и сел между служителями к огню погреться, и понаблюдать, чем кончится взятие Христа под стражу. В дом Каиафы были собраны уже все: и оба первосвященника и книжники. Конечно, они знали ответ Иисуса Христа Анне; и потому прямо вызвали заранее подготовленных свидетелей против Иисуса. Христос внушал спросить об Его учении слушавших оное. Вот и выступили двое и говорят: «Мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу этот храм, и в три дня воздвигну его». Каиафа требует от Иисуса объяснения на это свидетельство. Христос молчит. Каиафа сам спрашивает: «Ты ли Мессия (Христос) Сын Божий» «Я», отвечает Господь. Тогда Каиафа, саддукей в душе, не отличавшийся ревностью по вере Иудейской, будто бы встревоженный ответом Христовым, лицемерно разодрал на себе одежды свои и сказал, обратясь к своим сослуживцам: «Он богохульствует. На что еще нам свидетелей? Вот теперь вы (сами) слышали от Него хулу на Бога. Что вы думаете с Ним сделать?» «Казнить смертью !» «он повинен смерти!» послышались голоса. Решено. Но это собрание незаконно, потому что оно было ночью. Положили объявить свое мнение утром; но слуги синедриона, бывшие при Христе, уже слышали приговор синедриона, и считали себя вправе тираниться над осужденным. Они, пока до рассвета, до утреннего собрания, плевали Христу в лицо, били Его по щекам, и при этом закрывали глаза Христу, злостно смеялись над Его всеведением: «Прорцы нам (угадай нам) Мессия (Христе); кто ударил Тебя?» Христос терпеливо принимал удары и молчал. Апостол Петр все это видел своими глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии, хорошо понимали это, и только первые три года жизни Малютки, избранной Богом послужить воплощению Сына Божиего, они наслаждались великой радостью тесного общения с Нею и горячей любви к Ней. Но когда Ей исполнилось три года, они оторвали Ее от своих сердец и привели в Иерусалимский храм, чтобы оставить там на воспитание Самому Богу. И не только Иоаким и Анна плод своего чистого брака посвятили Богу. И раньше, и позже их так же поступали святые и мудрые матери, чьи имена следует помнить вам, нынешние матери. Во времена Судий неплодная жена, праведная Анна, в пламенной молитве просила Господа дать ей дитя и обещала отдать его Ему на служение. Господь услышал молитву Анны, и она стала матерью великого пророка Самуила. Подобно ей святая Марфа, мать преподобного Симеона Столпника, еще до рождения посвятила своего сына Богу. В ранней молодости прп. Симеон взошел на столп и пребывал на нем до смерти, как негаснущая и немерцающая свеча пред Богом. Помните же, благочестивые матери нашего времени, как велик и свят ваш долг воспитывать детей в страхе Божием, в неразрывном и непрестанном единении с Истинной Виноградной Лозой – Господом нашим Иисусом Христом и Его Церковью. Только тогда ваши дети научатся Закону Божию, если вы сами будете усердно внимать ему в святых храмах, поучаясь у служителей Божиих – священников и епископов. Да помогут вам всесильные пред Богом молитвы Пресвятой Богородицы. Аминь. 1956 г. Слово в день Преображения Господня Великий праздник Преображения Господня дает нам повод вспомнить слова Господа нашего Иисуса Христа: Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне. А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец, во Мне, и Я в Нем ( Ин. 10:37–39 ). Велики и бесчисленны чудеса Господа нашего Иисуса Христа: одним словом воскресил Он умершую дочь Иаира, начальника синагоги, сына Наинской вдовы и даже Лазаря, четыре дня лежавшего в гробу; одним словом Своим повелел утихнуть бурному ветру и высоким волнам Генисаретского озера и настала великая тишина; пятью хлебами и двумя рыбами насытил пять тысяч человек, кроме жен и детей, и семью хлебами – четыре тысячи. Ежедневно исцелял Он больных различными болезнями, и изгонял злых духов из бесноватых; возвращал зрение слепым и слух глухим одним прикосновением Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Симеон пророчествовал о крестных страданиях Христа. Он, как Давид, будто видел перед глазами голгофскую трагедию. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий ( Пс. 21:17-19 ). Давид видел только страдающего Праведника, а Симеон видел рядом стоящую Мать. Он видел, как Ее душу пронзает невозможная скорбь, как эта скорбь делает Богородицу чувствительной ко всем скорбям человечества и сострадательной ко всем бедам Адамова рода. Он видел, как открываются перед Ней книги человеческих совестей, и Она становится молитвенницей за всех скорбящих. Вряд ли хватит слов, чтобы объяснить всё, что он видел. Вряд ли и Сама Мария до конца тогда понимала, что это значит, но лишь запоминала и складывала в сердце Своем виденное и слышанное. Праведная Анна Четвертым человеком была Анна пророчица, прожившая с мужем всего лишь семь лет, а затем опаленная скорбью вдовства и всецело предавшая себя Богу. В те дни ей уже исполнилось 84 года, и всё это время она не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк. 2:37 ). Просветленная и очищенная, она могла узнать среди множества людей, находившихся в Храме, Честнейшую херувим со Христом на руках. Анна подошла к святому семейству, стала славить Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (см. Лк. 2:38 ). Эта женщина менее всего известна среди перечисленных лиц. Но она особенно мила нам потому, что долгие и тяжелые десятилетия церковной истории судьба Православия в нашей стране была вверена вот таким вдовам и праведницам, не отходившим от храма, в меру сил служившим Господу и «говорившим о Нем всем». Вот четверо великих, мало заметных во время земной жизни, навеки вошедших в библейский рассказ и, что более радостно, навеки вошедших в Царство Небесное. Два мужчины и две женщины. Плотник и книжник, жена священника и вдова. Ни одного юного, ни одного в цветущих и молодых годах.

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010