25. Четверг 5-й седмицы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Четверток Великого канона. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября). Литургия свт. Иоанна Златоуста. Служба совершается по 7-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «Аще случится Благовещение Пресвятыя Богородицы в четверток 5-я недели постов, егда поется Великий канон», а также по главе Типикона под 25 марта: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии», и по главе Типикона под 26 марта: «Собор Архистратига Гавриила» . Примечание. Пение Великого канона прп. Андрея Критского переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. «Тогда прелагается праздника ради Великий канон господина Андрея, и поем его во вторник тояже недели, с трипеснцем вторничным, а трипеснец апостольский поем с праздником Благовещения, и последи катавасия Триоди» (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава). Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 1-м нощи», т. е. по нашему счислению – около 7 часов вечера (см. Типикон, 25 марта). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся. Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…» (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой. На пение «С нами Бог...», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата. По 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й. По 2-м Трисвятом – кондак праздника, глас 8-й.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-07/

Обуховка. Церковь Спаса Преображения. Преображенский храм Карта и ближайшие объекты Каменная, трехпрестольная. Престолы: Преображения Господня; св. прмч. Андрея Критского; свв. равноапп. Царей Константина и Елены. Ходатайства о начале строительства церкви начались в 1861 г. Управление Наказного Атамана Войска 24 марта 1861 г. обратилось к Высокопреосвященнейшему Иоанну (Доброзракову), архиепископу Донскому и Новочеркасскому. В письме говорилось: «Елисаветовское станичное Правление, при рапорте от 15 сего Марта, препроводило ко мне общественный приговор, об исходатайствовании разрешения на постройку в хуторе Абуховском той станицы молитвенного дома, во внимание к нуждам, подробно изъясненным в означенном приговоре. Вполне одабривая таковое желание жителей Еслисаветовской станицы, я имею честь препроводить на благоусмотрение Вашего Высокопреосвященства в подлиннике приговор общества оной и покорнейше просить Вашего Архипастырского благословения на возведение в хуторе Абуховском молитвенного дома и последующем не оставить меня Вашим уведомлением, для объявления обществу Елисаветовской станицы. Наказной Атаман, генерал-адъютант, Хомутов». Разрешение на строительство церкви было получено достаточно быстро, и уже 17 августа 1861 г. Еслисаветовское станичное правление в лице Наказного Атамана генерал-адъютанта М.Г. Хомутова ходатайствовало о разрешении на освящение места, «назначенного к постройке молитвенного дома». 22 августа 1861 г. состоялось освящение места будущей стройки, которое совершил благочинный г. Новочеркасска священник Александровской церкви Иоанн Диков. Трудами местных казаков Преображенская церковь возводилась достаточно быстро, и уже в 1864 г. начались ходатайства о назначении священника. Преображенская церковь хут. Обуховского была освящена 3 июля 1866 г. благочинным г. Новочеркасска священником Иоанном Диковым. До 1890 г. она была до половины каменная, с деревянным верхом и каменной колокольней. Престол в ней был один – во имя Преображения Господня. В 1886 г. Преображенская церковь была расширена по разрешению Высокопреосвященнейшего Митрофана (Вицинского), архиепископа Донского и Новочеркасского. В 1890 г. по разрешению Высокопреосвященнейшего Макария (Миролюбова), архиепископа Донского и Новочеркасского, был устроен первый придел, в котором освящен престол во имя св. преподобномученика Андрея Критского. В 1894 г. по разрешению того же Преосвященнейшего был устроен второй придел во имя свв. равноапп. Царей Константина и Елены.

http://sobory.ru/article/?object=32713

Разделы портала «Азбука веры» ( 9  голосов:  3.8 из  5) Предыдущий Следующий 122. Андреево покаяние Десятина кающихся грешников четверг 5ой седмицы Великого поста, память Марии Египетской Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Из предыдущих двух наших занятий мы получили вывод, что для мирян Четыредесятница – это время усиленной социальной деятельности, тогда как временем карантина она может быть лишь для монахов! Сегодня же я расскажу вам о тех из мирян (равно как и монахов) для коих Четыредесятница должна быть временем плача в изоляции. Для этого я воспользуюсь минейной памятью, которая почти единственная на весь Великий Пост осталась неперенесенной на субботу или воскресенье, закрепившись за четвергом 5ой седмицы и связавшись с известным великим каноном св. Андрея Критского . Наверняка вы подумали, что сейчас речь пойдет о покаявшейся грешнице Марии, жизнеописание которой Синаксарий ставит в причину составления Великого канона, а службу с его чтением называют «стоянием Марии»?! Но, как это ни покажется странным, разговор будет не о ней и не только потому, что сообщение Синаксария не дает основания соглашаться с тем, будто житие египетской блудницы послужило для св. Андрея поводом к написанию канона. Объективно говоря этого и не могло случиться по той простой причине, что будущий критский святитель только родился в то время, когда составитель жития Марии (патриарх Софроний) уже умер. О том, что великий канон не имеет прямого отношения к службе Марии Египетской видно еще и из того, что поначалу его предписывалось петь по частям в течение всей 5ой седмицы, и даже в 5е воскресенье Вел. Поста в то время, когда память преп. Марии еще не была закреплена за этим днем. Вопрос: По какому же тогда поводу и с какой целью был написан этот знаменитый канон? Сначала давайте выясним обстоятельства и время для его написания. По некоторым признакам можно понять, что канон был составлен в последние годы жизни его составителя. Так, в нем несколько раз упоминается о старости автора и приближающемся конце его жизни. Уже в первой песне мы читаем: Повержена мя Спасе пред враты Твоими поне на старость (т.е. в старости) не отрини мене в ад тща (троп. 13). Приближается душе конец, и не радиши, ни готовишися, время cokpaщaemcя (IV, 2). Исчезоша дние мои яко соние востающего: темже яко Езекиа слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота (VII, 20). Гиезиев подражала еси окаянный разум скверный всегда душе: его же сребролюбие отложи поне на старость (VIII, 6). Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех (IX, 2).

http://azbyka.ru/video/122-andreevo-poka...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – март 2019 21 мин., 25.03.2019 1-я страница обложки. На сером фоне светлая суповая чашка, из которой можно черпать голубое небо и белые кучевые облака. Сверху надпись: ЕСТЬ что нам нужно. Внизу страницы: Великий пост: путь к Пасхе начинается 11 марта. См. в рубрике «Даты месяца»  - 11 марта. Начало Великого поста (С.4) и 16 марта. День памяти великомученика Феодора Тирона (С.5); в разделе «Вера» - размышления   протоиерея Андрея Кордочкина «Канон Андрея Критского: опять о том, какие мы плохие?» (С.32-37). Пролог : (на заставке — фото Екатерины Соловьевой)   Павел Антокольский . Как это ни печально . Стихотворение. 1963//Фома. - – март 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3.   Даты месяца : Даты месяца: март //Фома. - – март 2019. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 11 марта. Начало Великого поста . Фото Пресс-службы Патриарха Московского/свящ. Игорь Палкин. - С.4; 9 марта. 85 лет назад родился Юрий Гагарин .   [Из воспоминаний Валентина Петрова , полковника ВВС в отставке, доцента Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина]. Фотохроника ТАСС. - С.5; 6 марта. 90 лет назад родился Фазиль Искандер (1929-2016) , российский писатель, поэт и драматург.  [Фазиль Искандер. Цитата:        «Вся серьезная русская и европейская литература — это бесконечный комментарий к Евангелию. И комментарию этому никогда не будет конца...»].       Фото Геннадия Прохорова/ТАСС. - С.5; 16 марта. День памяти великомученика Феодора Тирона . Фото pravosakh.ru. - С.5. Колонка главного  редактора: Владимир  Легойда . Бунт взрослых. [Сегодняшние отношения поколений. «Бунт взрослых против разделения с детьми»]. Фото свящ. Игоря Палкина//Фома. - – март 2019. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).   Интервью номера: Позовите докторов! или Как физики становятся богословами [Гости журнала  иеромонахи Кирилл и Мефодий ( Зинковские ) — единственные в России близнецы, принявшие монашество в один день и час. В 2015 году они стали докторами богословия и сейчас служат в Казанском храме в Вырице и окормляют там приют для особых детей]. Беседовала Елена  Куршук. Фото Станислава Марченко, Натальи Чилиеви, а также фото из семейного архива//Фома. - —  март 2019. - С.8-18. - (рубрика « Интервью номера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-191-...

16. Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Литургия Преждеосвященных Даров. На вечерне – кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8-й (те же, что пелись на стиховне великой вечерни в Неделю ваий) – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Радуйся и веселися...», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «На Херувимех Носимый...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8-й: «Се ныне благословите Господа...» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры самогласны Триоди, глас 2-й, глас 3-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «От ветвий и ваий...», «И ныне» – Триоди, глас 3-й: «Страшно еже впасти в руце Бога Жива...». «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите о нас, святии апостоли...» (поклон) . Затем – «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с тремя поклонами). После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже...» и отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина...». Повечерие малое с пением трипеснца прп. Андрея Критского из Триоди (1-я, 8-я и 9-я песни). Ирмосы по дважды, тропари – сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию). По 1-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 4-й: «Смоковницы осуждение...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

1.7. Последствия грехопадения Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Нет другого пути для восстановления человека, как путь покаяния. Не случайно именно поэтому с проповедью вышел как Иоанн Предтеча, так и Господь Иисус Христос: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3:2). В каком-то смысле этот же самый голос можно услышать и здесь, на этих страницах. Почему? Потому что вопрос, который Бог задает в этом диалоге, тоже в себе содержит предложение покаяния. А его-то мы с вами уже здесь не наблюдаем. То есть выбор сделан, и человек отделяет себя от Бога, и заметим, что автоматически происходит отделение одного человека от другого. Увидели Адам и Ева, что они наги (Быт. 3:7), – правда? То есть, что такое они увидели? Почему они этого раньше не видели, а теперь вдруг увидели и устыдились? То есть, происходит разделение и между людьми: если раньше они были одна плоть, как единое существо, то теперь , как Бог для них стал чужим и посторонним, точно так же и люди друг для друга делаются посторонними, и вот этот взгляд постороннего человека естественно приводит к стыду. Но это – психологическое толкование. А еще следует говорить о главном – о лишении покрова божественной благодати, без которой человек уже не человек. Это и есть источник срама, о котором идет речь в каноне преподобного Андрея Критского. Святитель Филарет Московский пишет: «Обыкновенное действие стыда есть желание скрываться, но сие желание свойственно делам тьмы, а не делам света. Из сего видно, что нагота первых человеков есть такое состояние, в котором они, ходя во свете и истине, ничего не имели скрывать от Бога и своей совести; что наша одежда есть памятник грехопадения; стыдливость – род покаяния, а бесстыдство – нераскаянности и закоснения» ч. 1, c. 50]. Почему Адам боится Бога, прячется? И это признак нераскаянности. Кающемуся грешнику более свойственно не бояться, но любить Бога, так как он ощущает Его милосердие. Ведь введены были в рай Енох и Илия. Значит, и покаявшийся Адам мог быть восстановлен c. 168].

http://sedmitza.ru/lib/text/430817/

23. Вторник 5-й седмицы. Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского. Мч. Василия Мангазейского (богослужебные тексты зри 22 марта). Литургия Преждеосвященных Даров . По Уставу (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с четвергом 5-й седмицы Великого поста пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. Служба совершается по Триоди. Примечание. Служба прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его переносится на повечерие в Неделю 4-ю поста вечером (см. 22 марта). Накануне в понедельник вечером совершается малое повечерие без канонов и поклонов. Кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе моя, душе моя…». Примечание. «Повечерие же глаголем малое в келлиях без поклонов. По Трисвятом кондак Андреева канона. Такожде и полунощницу» (Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»). Полунощница без поклонов. Утреня. Примечание. «Клеплет в 4-й час нощи, и собравшимся нам в церковь, бывает начало от иерея, по обычаю, и глаголем: Царю Небесный: Трисвятое, и Отче наш: Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне, Приидите, поклонимся, и прочия два псалма...» (Типикон, гл. 49-я, «В четверток пятыя недели святых постов»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычное двупсалмие. (Совершается обычное каждение.) Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа (в данном случае – 8-го). Припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас». Стихословится 12-я кафизма . Малой ектении нет. Седальны Октоиха (из приложения Триоди), глас 8-й: «Яко блудница припадаю Ти...»; стих: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» – «День он страшный помышляющи...»; стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» – мученичен: «Светом Небесным сияет днесь...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Недвижимое утверждение...». И читается первая половина Жития прп. Марии Египетской .

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " #23adafe693 Закрыть «Карты не врут», или «ахалай-махалай» «России-1» Не пора ли господам продюсерам рекомендовать фильмы, которые необходимо сейчас демонстрировать, чтобы приблизить долгожданную Победу? Михаил Красильников   17:10 07.03.2023 1326 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора Афонский Патерик: Один монах случайно увидел гадательную книгу и, из любопытства разбирая тайны сатанинского гадания, невольно увлекся ими. В одну ночь перед ним встал черный человек исполинского роста и сказал: «Ты меня призывал вот я. Что тебе угодно, я все исполню, только поклонись мне». «Господу Богу моему поклоняюсь и Ему Единому служу!» – ответил монах. «Зачем же призывал меня, узнавая мои тайны?». С этими словами сатана сильно ударил монаха по щеке и исчез. От боли и страха инок проснулся. Щека его распухла и почернела так, что страшно было смотреть. С каждым днем боль усиливалась, а опухоль совершенно обезобразила инока. Об этом узнал преподобный Дионисий и сразу пришёл к несчастному. Помолившись Господу и Божией Матери, святой Дионисий помазал инока елеем. Тот исцелился и прославил Бога. Но откуда ведущим «Прямого Эфира» Антону Демидову и Александру Яковлеву знать «Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе»! Если бы эти два молодых и «перспективных» господина хотя бы на йоту ведали о Христианстве, о нашей Православной вере, такого безумства на государственном телеканале не произошло! Выпустить на всю страну и пол-мира «тарологов», то есть гадателей на картах «таро», индуистов -астрологов (толи Пухта-Мухта, толи Бухтан-Турухтан, не суть важно), которые «предсказывали» нам нашу будущность, предрекая судьбы участников Спецоперации, и то, как Россия-Матушка будет противостоять дьявольщине – гадость, мерзость и цинизм наивысшей степени! Да! Конечно, там же «эфирят» продвинутые пацаны, не то что мы – «заскорузлые верующие из позапрошлого столетия», уткнувшиеся в пол и бьющиеся лбом в земных поклонах на Великом Покаянном каноне Андрея Критского! Нам всё весело, хихоньки да хахоньки!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/07/ka...

IX Линтуловские чтения прошли в Санкт-Петербурге декабря 2015 IX Линтуловские чтения состоялись 12 декабря в Государственной полярной академии. Организаторами чтений стали Константино-Еленинский женский монастырь , Санкт-Петербургская духовная академия и семинария , Российский государственный гидрометеорологический университет. В конференции приняли участие священники, преподаватели средней и высшей школы, деятели культуры и искусства из Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги и Харькова. Перед началом конференции в храме святого преподобномученика Андрея Критского - подворье Константино-Еленинского монастыря - клирик обители иерей Константин Сизов совершил молебен. Открытие Линтуловских чтений состоялось в актовом зале Государственной полярной академии, расположенной недалеко от храма. С приветственным словом к участникам и слушателям обратилась настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) : " Изначально конференция была задумана как единодушное общение, что очень ценно в наше тревожное время, наполненное противоречиями. Это место встречи для единомышленников, которые могут совместно помолиться, пообщаться, поделиться своими знаниями и усвоить церковное предание в его полноте. Что не исключает высказываний разных мнений по разным вопросам. Тема нынешних чтений довольна обширная, не ограниченная каким-то узким направлением " . Игумения Илариона отметила, что на всех прошедших чтениях складывалось так, что определенные темы проходили через несколько докладов. Например, в прошлом году, когда праздновалось 700-летие преподобного Сергия Радонежского, многие участники в своих выступлениях затрагивали эту тему. " В этом году мы празднует 1000-летие преставление святого равноапостольного князя Владимира, напрямую эта тема не затрагивается в докладах, но многие из них имеют соответствующую мировоззренческую направленность. Выбор святого князя Владимира был, как принято говорить, цивилизационным, точнее сказать - это был выбор определенного взгляда на мир, выбор веры, который и формирует мировоззрение. Вот это действительно очень важно - формировать целостный взгляд на окружающую нас обстановку. Конечно, этот взгляд формируется сверху, от Бога, а не только снизу, в результате изучения земных предметов " , - подчеркнула матушка Илариона.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

I. Изменения в составе Общества Церковно-Археологическое Общество при Киевской духовной Академии, состоящее под покровительством Его Императорского Высочества, Великого Князя Владимира Александровича, к концу 1884 года составляли: Попечитель Общества, Высокопреосвященнейший Платон, Митрополит Киевский и Галицкий; председатель; ректор Киевской дух. Академии, Преосвященный Сильвестр, Епископ Каневский, первый викарий Киевской метрополии, 29 почетных членов, 86 действительных, 39 членов-корреспондентов, всего 154 лица. В течение 1885 года последовала следующие перемены в составе Общества. Скончались: почетные члены – высокопреосвященный Александр, Архиепископ Литовский и Виленский, высокопреосвященный Тихон, Архиепископ Волынский и Житомирский, преосвященный Феодосий, Епископ Екатеринославский и Таганрогский, преосвященный Порфирий (Успенский) , член московской Синодальной Конторы, и Н. В. Калачев, сенатор и академик, директор Археологического Института; член-корреспондент, священник с. Луневки, обоянского у., Курской губ., Игнатий Лашкерев. Один член-корреспондент признан сложив... От члена-корреспондента, законоучителя нежинской женской гимназии, священника Еве Кушакевича, чрез того же Дмитриевского: икона пресв. Троицы, XVIII в., с изображениями Бога Отца и Бога Сына на поставленных ребром пластинках; Евангелии и Апостолы в греческом языке Упсальского издания 1690-х гг., in 8-о; книга Decomitiis Romauorum, Salisburgi, 1678, 12-o; медная трехсторонняя печать. От члена-корреспондента, бывшого ктитора храма нежинского греческого и Михайловского монастыря А. Г. Кунелависа, чрез того же Дмитриевского: деревянный складень молдавской иконописи XVIII в., с изображениями пресв. Богородицы «Неувядаемого цвета», Андрея Критского и великомученика Георгия, и 17 монет русско-румынских, новогреческих и западно-европейских. От действительного члена, житомирского (бывшего бердичевского) полициймейстера Т. I. Вержбицкого: роговой ящичек с изображением св. Бернарда, XVII в.; серебряная гимназическая медаль; два серебряных жетона и один бронзовый; 4 римские серебряные монеты; 95 серебряных и медных монет западно-европейских, польских и русских, большею частью хорошей сохранности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010