Разделы портала «Азбука веры» Канон покаянный святителя Андрея Критского в стихотворном переложении священника Гавриила Пакатского В Избранное В среду пятой недели Великого поста в навечерии Великого Канона, на Господи воззвах, стихиры с их припевами, Андрея Критского . Припев: Падут во мрежу свою грешницы, един есмь аз, дондеже прейду. 1. Стремясь к наследию высоких назначений, Я впал в разбойники греховных помышлений. Что с помощью страстей в плен дух мой отвели И первую с меня одежду совлекли; Жестоки раны мне и язвы налагали И, полумертвого оставя, убежали. Итак, я наг лежу на жизненном пути И жду, пока придет кто бедного спасти. Священник мимошед с презорством отвращался; Левит, по нем грядый, заразы опасался; Увы мне! Кто меня уврачевать придет? Кто масло и вино на раны излиет? Ты, Спасе мой един, — не сый от Самарии, Но воплотивыйся нас ради от Марии, Умилосердися над участью моей И, яко врач, на мя излей с вином елей! Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. 2. Всю жизнь с блудницами провел и с мытарями, Как вервию влеком моими в плен страстями; И сомневаюся, могу ль хоть под исход, Я покаянья принести достойный плод? К Тебе днесь вопию, о Творче Всемогущий! К Тебе, Христе Врачу, всем помощь подающий! Ты, прежде нежели погибну до конца, Спаси меня, как Сын небеснаго Отца! Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу. 3. Под игом своего о жизни небреженья, Валяясь в тине зол, исполнен оскверненья,  И Велиаровой уязвленный стрелой,  Твой образ я в себе затмил греховной мглой. Но ты, Владыко, сый ленивых возбудитель, Ты грешников, Христе, единственный Спаситель! Ты, прежде нежели погибну до конца, Спаси меня, как Сын небеснаго Отца! Внегда исчезати от мене духу моему, и Ты познал еси стези моя. 4. Соблазном горьким я служил для слабых смертных, Как перстный, я всегда и прилеплялся к перстным; По воле Божией в законный брак вступил, Но, преступив закон, я ложе осквернил. О Боже, Господи, создавый нас из персти! Молюся не предаждь меня духовной смерти;

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-pokay...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 28. О грехах и полноте покаяния. В среду 1й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского) Дверь Твою не затвори мне тогда, Господи, Господи, но отверзи мне сию кающемуся Тебе. Из канона прп. Андрея Критского Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского продолжается… По Божией милости мы с вами еще и еще раз переживаем события из истории человечества, отраженные в нем, применяя их сопричастно собственной душе – страдающей, страждущей, истосковавшейся от изобилия порабощающих ее грехов, но желающей на поприще Великого поста очистить себя для Господа. По-другому воспринимать все происходящее с нами в эти святые дни просто немыслимо, иначе мы с вами, братья и сестры, не стояли бы в храме, преисполненные раскаяния, смирения и умиления. «Дверь Твою не затвори мне тогда, Господи, Господи, но отверзи мне сию кающемуся Тебе». Господь услышит, Он всегда слышит нас, как бы тихо и проникновенно мы к Нему ни взывали. Господь услышит и двери отворит для всех, изнывающих от тягот греховных, для всех, согреваемых христианской любовью и стремящихся к искреннему покаянию. Вот как много дается нам! Только сподобимся ли вместить?! Продолжим разговор о грехах и полноте покаяния. Сегодня, как никогда, эти размышления нужны и актуальны. Великий пост начался, для нас отверзлось благодатное время переосмысления жизненных и духовных ценностей, время самопознания. «Погубив первозданную доброту и благолепие мое, и ныне лежу наг и стыждуся». Вот ведь как устроен человек: стоит только сделать какой-либо мерзкий проступок, касающийся дел житейских, как и совесть начинает мучить, и душа скорбит, и перед другими людьми стыдно становится. Естественно, в нас рождается стойкое отвращение к содеянному, прежде всего из боязни испортить о себе общественное мнение. В уме вертится вопрос: «А что обо мне подумают?» Заметьте, как правило, не «почему я это совершил?», а «подумают что»… Так рождается стыд. Стыдно нам становится от совершенного деяния. А далее возможны два пути. Первый – заставить себя забыть о своем проступке, всячески гнать прочь угрызения совести, войти в определенное духовное забытье. Забыться и не думать. Но ведь сама эта забывчивость есть не что иное, как преступление и дальнейшее пребывание в беззаконии.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Скачать epub pdf «Андреево стояние»: на утрени четверга пятой седмицы Великого поста – у нас обычно в среду вечером этой недели – слушаем чтение канона преподобного Андрея Критского . Почти весь канон Андрея Критского есть беседа с собственной душой, беседа с собственным сердцем, призыв к самому себе подняться из грязи жизни, проснуться, встряхнуться, начать жить бодрственно, чисто и свято. «Душе моя, душе моя, востани, что спиши!» Не нужно думать, что святой подвижник имеет в виду не себя, а только нас, грешных, что он его написал для других, для нас, и что лишь условно, ради силы увещания, он придал канону форму личной исповеди. Нет, святой муж говорит о себе. Глубина покаяния, умение видеть нечистоту на дне души и мужественно выявлять ее на свет – есть признак высоты духа, и это уменье увеличивается с духовным ростом человека. Великие святые оставили нам наиболее сильные покаянные молитвы, в чем мы убеждаемся, слушая молитвы пред причащением святителей Василия Великого и Иоанна Златоустог о. 129-е правило поместного Карфагенского собора поучает: «Если кто говорит, что святые в молитве Господней «остави нам долги наши» не о себе говорят, так как им не нужно это прошение, а о других грешниках, находящихся в их народе, и что каждый из святых потому и не говорит особо о себе – остави мне долги мои, но – остави нам долги наши, чтобы это прошение праведника разумелось больше о других, нежели о нем самом, таковым – да будет анафема». Пусть этот пример праведников поможет нам победить малодушный стыд в раскрытии низких наших поступков и грязи нашей души и даст мужество сказать их на исповеди! Андреево стояние, как это слышится в самом выражении, продолжительно. Таково и все православное богослужение, оно обычно соединяется с длительными «стояниями». Но скажут, – ведь, мы научены Господом, молясь не говорить лишнего, потому что Отец прежде нашей просьбы знает наши нужды? Да, это так, и это отражается в богослужении. Канон Андрея Критского один из показателей того, какое скромное место отведено в богослужении просьбам нашим, особенно – просьбам о земных нуждах. В церковной молитве больше слышим благодарения за сознанные и несознанные благодеяния Божии, славословия Богу и похвалы святым Его, но наиболее – покаяние, размышление, призыв к работе над собственной душой каждого из нас. Стояние в храме есть труд для души. В этом смысле и апостол наставляет нас: «непрестанно молитеся». И когда человек войдет в эту сферу покаянной работы над душой и, войдя, почувствует благотворное, целительное ее действие, как действие чистого воздуха, когда полной грудью дышит душа, – тогда богослужение не утомляет, оно влечеть мысль и чувство к себе и за собой, умиляет, возвышает. И Андреево стояние есть канон, обращенный к душе, «канон душе».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Скачать epub pdf ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ СЕДМИЦ И НЕДЕЛЬ (ВОСКРЕСЕНИЙ) ВЕЛИКОГО ПОСТА Кроме общего руководства к посту и покаянию, Церковь в богослужении Святой Четыредесятницы дает также особое руководство в священных воспоминаниях, соединенных с некоторыми днями Четыредесятницы. В первой ее половине Церковь побуждает к подвигу поста и покаяния, главным образом, тем, что показывает высокое достоинство подвига, а с недели четвертой – Крестопоклонной – она укрепляет верующих в подвиге высокими примерами подвижничества и терпения. ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни. В первые два дня Четыредесятницы для тех, кто может, совсем не поставляется трапеза 399 . С понедельника по четверг на великих повечериях читается Великий канон святого Андрея Критского . В каноне собраны и представлены многочисленные образы поста и покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и Нового Завета применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим, как по множеству мыслей и воспоминаний, заключенных в нем, так и по числу содержащихся в нем тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Повечерие первых четырех дней первой седмицы называется «Малым стоянием» в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5 седмице и великого стояния в Великий Пяток. Эти повечерия также называются «мефимонами» (греч. – «с нами»), потому что на этих повечериях поется песнь «С нами Бог». Внешнее отличие Великого канона святого Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая также 2 песнь), и к каждому тропарю прилагается припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, восшедшей от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были присоединены тропари в честь его творца святого Андрея Критского .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Страшный Суд» Андрея Рублева: призыв к Встрече Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. 17 октября, 2010 Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. Только дважды имя преподобного Андрея Рублева упоминается в летописях. И оба раза оно, среди прочих имен, — стоит последним. Простой монах, черноризец, отказавшийся от славы и признания мира, Андрей Рублев снискал известность, которой не ведали иные князья и правители. Однако мы не знаем практически ничего о человеке, оставившем после себя шедевры мирового значения. Легенды, версии, гипотезы, предположения – ими полна его биография. И даже житие не дает нам практически никаких конкретных сведений. Но одна дата, в числе всех других, вызывает меньше всего сомнений: в 1408 году Андрей Рублев, в возрасте около 50 лет, пришел во Владимир, чтобы расписать уже тогда знаменитый собор Успения Богородицы. 17 июля знаменитый иконописец принял монашеский постриг с именем Андрей – в честь преподобного Андрея Критского. И не случайно было выбрано именно такое имя. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. И если Андрей Критский – непревзойденный певец покаяния, то Андрей Рублев – любви к человеку. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности. Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал. Тема Страшного Суда – одна из главных в средневековом искусстве, корнями уходящая в западную живопись, но волновавшая и художников Древней Руси. И хотя многие русские иконописцы к ней обращались, все же характер таких изображений оставался, по примеру европейских мастеров, — антиномичным: праведники – с одной стороны, и грешники, палимые геенским огнем и языками адского пламени, — с другой.

http://pravmir.ru/strashnyj-sud-andreya-...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио и видео Толкования: Переводы: Тесты:   Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому . Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского ? Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами. Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось большим художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашли, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца. Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Великий канон — одно из последних произведений преподобного Андрея, написан им уже в старости. Это подтверждается характерными деталями в тексте самого канона: «Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща» (1я песнь, 13й тропарь; нумерация тропарей дается по полной версии канона в четверг 5й седмицы поста), «От юности, Христе, заповеди Твоя преступих… унынием преидох житие» (1я песнь, 20й тропарь), «Исчезоша дние мои, яко соние востающаго: темже яко Езекия слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота» (7я песнь, 20й тропарь). Утверждают, что канон был написан им для себя. Одним из мотивов к составлению канона, как полагают, мог стать эпизод из биографии святого. Византийский император Филиппик Вардан (711–713) был убежденным монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Вскоре нечестивый император был свергнут, православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и свое раскаяние выразил в тексте Великого канона.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Закрыть Триодь постная и ее авторы в период начального накопления гимнографического материала 15.02.2010 527 Время на чтение 11 минут Гимнография святых Андрея Критского, Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского в Триоди Постной Первым по времени из этих песнописцев является святой Андрей, сначала монах иерусалимского храма святого Воскресения, потом диакон великой константинопольской Церкви и, наконец, епископ Критский († ок. 720). Одних только его канонов по древним ирмологиям насчитывается свыше 70. Среди них есть каноны на воскресные дни, на памяти святых, на Господские и богородичные праздники. Его произведения важны, прежде всего, потому, что являются исходными, дошедшими до настоящего времени текстами такого рода, хотя он едва ли был первым составителем их. В современной печатной триоди сохранились следующие каноны святого Андрея: в среду сырной седмицы – о посте, великий канон четверга пятой недели, канон Лазаревой субботы, трипеснцы для пяти дней страстной седмицы. В рукописных источниках находятся также каноны на неделю ваий и четверопеснец великой субботы. Перечисленные произведения составляют у святого Андрея лишь половину цикла его канонов на подвижные богослужебные дни: они продолжаются канонами на Пасху, недели Фомы, мироносиц. на те же дни каноны Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского вытесняют тексты святого Андрея. Так, Студийский устав патриарха Алексия (1025–1043) употребление канона последнего на неделю ваий называет уже ветхим обычаем, а его трипеснцы предписывает употреблять лишь до великого четверга. Значительно сокращены и трипеснцы страстной седмицы: из одного только трипеснца пятка опущено около десяти тропарей. Не избежал сокращений и великий канон: славянские источники XII–XIV веков в девятой его песни приводят три особенных тропаря, которых нет в греческих оригиналах. По своей структуре и технике каноны святого Андрея как одни из первоначальных песнопений подобного характера значительно отличаются от соответствующих произведений позднейших песнописцев: многие их особенности непротиворечиво корреспондирует с библейскими песнями. В первую очередь это касается так называемых ирмосов в канонах святого Андрея. Например, первый и второй ирмосы великого канона «Помощник и Покровитель», представляющий собой 2-й стих песни Исх. 15 с припевом из первого ее стиха «Славно бо прославися», и «Вонми небо», где к половине 1-го стиха песни Втор. 32 гимнограф присоединяет от себя только «И воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Конец «японского чуда» Иерей Александр Шумский рассуждает о значении катаклизма в Японии 14.03.2011 40729 Время на чтение 3 минуты «Всё опустело, как после разорения чужими» (пророк Исайя) Ужас произошедшего в Японии состоит даже не в том, что этой стране и её народу нанесен почти непоправимый ущерб, а в том, что подобная катастрофа и даже ещё более страшная в любой момент может произойти снова. В этом видится абсолютная безысходность. Для любого думающего человека, очевидно, что никакие достижения прогресса не способны противостоять даже вполне среднему, по меркам нашей планеты, землетрясению и другим природным катаклизмам. Образно говоря, земля лишь «вздрогнула во сне», у неё всего лишь «дернулось веко» и кончилось японское чудо со всеми «хондами», «тойотами», роботами и тому подобному. А что будет, если матушка-земля захочет перевернуться на другой бок? Когда-то прогрессисты всех мастей, в том числе и коммунисты, ставили задачу овладения природой. И что же мы видим? Человечество не приблизилось к решению этой задачи даже на миллиметр. Знаменательным, безусловно, является тот факт, что катастрофа в Японии произошла в дни Великого Поста. Конечно, подобное наблюдение вызовет ярость у людей неверующих. Но мы, православные, прекрасно понимаем, что такое совпадение случайным быть не может, ибо согласно Евангелию даже волос с головы не может упасть случайно. Тем более, что Япония, самая православная из всех азиатских стран. Ведь именно в то самое время, когда сотрясалась японская земля и многометровые волны слизывали города и селения в японских православных храмах читали паремии пророка Исайи и Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Как содрогалось сердце православных японцев, когда они слышали слова пророка Исайи «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! (1:10)… Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (1:16,17)» . Что творилось в душе японского православного священника, когда он читал стихи покаянного Канона преподобного Андрея Критского «Вкушаяй присно горькаго напоения; время сокращается, восстани, близ при дверях Судия есть. Яко соние, яко цвет время жития течет: что в суе мятемся»? Не совпадает покаянный Канон с новым мировым порядком, ну никак не совпадает, но напротив, каждое слово преподобного Андрея вступает в конфликт с этим порядком. Между ними не может быть никакого компромисса. Чем дальше человечество движется по пути либерального прогресса, тем сильнее нарастает этот конфликт.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/14/ko...

Покаянный или Великий Канон св. Андрея есть замечательное произведение греческого писателя конца 7го столетия, св. Андрея, архиепископа Критского. На богослужениях этот канон читается по частям на повечериях (с понедельника до четверга включительно) первой недели Великого Поста, и полностью — в среду вечером на 5й неделе Великого Поста. (Примечание: На богослужениях “канонами” называются молитвенные последования, состоящие из 9ти “песней”). Молящиеся чаще всего слышат каноны на всенощных после чтения Евангелия. Каждая песнь канона начинается ирмосом и имеет известное количество тропарей. Ирмосы поются, тропари читаются. Обычно перед тропарями читается стих, соответствующий данному событию. Ирмосы канонов составлены по образцу девяти гимнов Священного Писания. Так, например, ирмосы первой песни канона составлены по образцу песни Мариамны, воспетой по переходе евреев через Чермное (Красное) море “Поем Господеви, славно бо прославися” ( Исх.15:1–19 ); ирмосы второй песни — по образцу молитвы Моисея, написанной в пустыне “Вонми небо и возглаголю,” (Второзаконие 32:1–44). Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту. Ирмосы третьей песни — по образцу благодарственной молитвы Анны, матери пророка Самуила “Утвердися сердце мое в Господе,” ( 1 Цар.2:1 ); ирмосы четвертой песни — по образцу молитвы пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего с небесной горы “Господи, услышах слух Твой и убояхся,” ( Авв.3:2–20 ); ирмосы пятой песни — по образцу молитвы пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Еммануила: “От нощи утреннюет (бодрствует) дух мой к Тебе, Боже,” (Исаии 26:9–20); ирмосы шестой песни — по образцу молитвы пророка Ионы, находившегося три дня во чреве кита и потом выброшенного на сушу “Возопих в скорби моей к Господу Богу,” ( Ион.2:1–7 ); ирмосы седьмой и восьмой песни — по образцу гимна трех отроков в печи вавилонской “Благословен еси Господи, Боже отец наших… Благословите вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки,” ( Дан.3:26–72 ); наконец, ирмосы девятой песни — в подражание гимну пророка Захарии по поводу рождения пророка Иоанна Крестителя: “Благословен Господь, Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим,” ( Лк.1:46–55 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского ) Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче; утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. Покаянный тропарь Великого поста Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами начали чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В чем же мы каемся и о чем плачем в дни Великого поста? Один за другим в великом каноне преподобного Андрея проходят перед нами образы библейских героев – праведников и грешников, о которых сказано в Ветхом и Новом Заветах. Апостол Павел пишет: Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2 Тим.3:16–17 ). Священное Писание не есть только история израильского народа. Нет более полной, одухотворенной и совершенной летописи души человеческой ! Вот почему покаянный канон вызывает в нас чувство особого умиления и благочестивого настроения. Фактически весь он – не что иное, как разговор человека с собственной душой, искреннее испытание своей совести. Вот мы слышим скорбь несчастных наших прародителей, изгнанных из рая. Они стонут и болезненно оплакивают свой грех. Но разве душе нашей это не близко? « Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди». Адам и Ева скорбят у дверей рая, но разве не великой скорбью является вся наша суетная земная жизнь с ее нуждами, грехами, страстями, болезнями, невоздержанием и испытаниями? Разве не жалуемся мы порой на тяжесть бытия, разве не ощущаем постоянно наше внутреннее несовершенство? Отягченная грехами душа человеческая стонет и страдает от совершаемого зла. Терзаемся, но все равно грешим. И снять эту тяжесть может лишь Божественная благодать. Именно она очистит, омоет скорбящее сердце, оживит душу.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010